На основании чего ип заключает трудовой договор
Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП
Как ИП принять первого сотрудника по трудовому договору — внутри шаблоны кадровых документов, которые можно скачать и использовать
Ольга Семенова
Эксперт по кадровому делопроизводству
Если ИП понадобился сотрудник, его нужно оформить по договору. Некоторым работникам подойдет договор ГПХ, другим — только трудовой. Это зависит от того, какую работу будет выполнять сотрудник — постоянную или разовую.
Если неправильно оформить работника, можно получить серьезный штраф или даже сесть в тюрьму. Конечно, это случается крайне редко, но законом такое наказание предусмотрено.
Чтобы все сделать по правилам, крупным компаниям нужно подготовить много кадровых документов, но микропредприятия могут действовать по упрощенной схеме. Правда, в этом случае документов тоже будет достаточно, но все же меньше, чем при стандартном оформлении.
Информация актуальна на конец июня 2021 года, в дальнейшем может поменяться — мы об этом обязательно напишем. Следите за публикациями.
Зачем оформлять сотрудника официально
Иногда предприниматели договариваются с работниками на словах: мол, ты продашь мой товар, а я тебе за это заплачу. Со стороны выглядит удобно: предприниматель экономит на взносах, а с работника не удерживают НДФЛ. Но это незаконно. Накажут и работника, который скрывает доходы, и предпринимателя.
ИП могут привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.
Ответственность | Что грозит ИП |
---|---|
Административная | Штраф до 5000 ₽ за каждый незаключенный трудовой договор или приостановление деятельности до 90 дней. |
При повторном нарушении в течение года сумма штрафа может вырасти до 20 000 ₽ за один договор
Штраф — 40% от суммы недоимки
Кроме потенциальных проблем с трудовой инспекцией и налоговой еще есть риск конфликта с сотрудником. Когда заключен договор, там прописаны взаимные обязанности: что должен делать сотрудник, а что ему за это должен работодатель. В случае конфликта всегда можно открыть договор — там четко прописано, о чем вы договаривались изначально и какие условия обе стороны должны соблюдать. Договор защищает не только работника, но и работодателя.
Когда договора нет, может возникнуть ситуация, что сотрудник отказывается выполнять задачи, на которые рассчитывал работодатель при найме. Например, взяли на работу менеджера по продажам и планировали, что он будет обзванивать клиентов после их визита в офис, а он отказывается это делать. И без договора работодатель никак не сможет законно на него повлиять.
Кроме того сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию и нажаловаться, что его специально не оформили официально. Если это получится доказать, трудовая инспекция начислит работодателю штраф и еще может обязать выплатить компенсацию сотруднику через суд.
Чтобы избежать проблем, рекомендуем оформлять договор с работником.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Что выбрать: трудовой договор или договор ГПХ
Вид договора зависит от особенностей работы сотрудника, которого вы планируете нанять. Подробно разобрали различия между трудовым договором и договором ГПХ в отдельной статье.
Здесь кратко напомним.
Если нужна разовая услуга — например, продать партию товара, настроить рекламу магазина одежды, натянуть потолки в новом офисе, написать три статьи, — подойдет договор ГПХ.
В этом договоре вы прописываете конкретную услугу или список работ, вознаграждение за этот объем и сроки. Исполнитель должен выполнить условия этого договора, но вы не можете контролировать, где, когда и как он будет работать.
Можно заказать разработку сайта по договору ГПХ, но нельзя при этом заставить исполнителя приходить в офис с 09:00 до 18:00 и работать над сайтом под вашим контролем.
Если сотрудник должен постоянно выполнять работу — например, каждый день по графику продавать товар в вашем магазине, заниматься маркетингом компании в соцсетях из вашего офиса, — нужен трудовой договор.
По трудовому договору у сотрудника есть конкретные обязанности и зоны ответственности, за которые он отвечает. Сотруднику по трудовому договору можно обозначить рабочие часы, место работы, дресс-код и контролировать, как и где он выполняет свои обязанности.
ИП нанимает менеджера в салон по продаже окон и устанавливает, что обеденный перерыв длится с 12:00 до 13:00, а на рабочем месте нужно носить белый верх и черный низ. Если работник закрыл офис и пошел на обед в 14:00 или заявился на работу в джинсах с дырками на коленках, ИП может потребовать соблюдения правил и применить дисциплинарные меры — предупреждение, выговор, а в некоторых случаях увольнение.
Нельзя выбрать договор ГПХ для постоянного сотрудника, чтобы сэкономить. Если трудовая инспекция переквалифицирует такой договор в трудовой, придется оформить работника в штат и уплатить штраф — до 10 000 ₽ за каждого неправильно оформленного сотрудника. Еще нужно будет выплатить недоимки перед налоговой и ФСС.
План оформления сотрудника для микропредприятия
Чтобы оформить сотрудника, работодатель должен разработать и принять несколько внутренних документов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных сотрудников, документы по охране труда и другие. Такие документы называют локальными нормативными актами.
Для микропредприятий закон предусмотрел упрощенную процедуру приема работников — без локальных нормативных актов. Все данные вносят в трудовой договор.
К микропредприятиям относят ИП и компании, у которых выручка меньше 120 млн рублей в год и менее 15 сотрудников в штате.
Проверить, входит ли ИП в категорию микропредприятий, можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте налоговой. В строку поиска нужно ввести ОГРНИП, ИНН или ФИО предпринимателя.
Если ИП относится к микропредприятиям, можно оформить сотрудника по упрощенной схеме. При найме первого работника по трудовому договору будет чуть больше задач, чем при трудоустройстве следующих. В целом схема такая:
Почти на каждом шаге понадобится оформить кадровые документы. Сейчас закон разрешает разрабатывать свои формы. Главное, чтобы там были все необходимые сведения, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но удобнее воспользоваться унифицированными формами — это шаблоны кадровых документов.
Такие формы можно найти на любом бухгалтерском или правовом портале и скачать бесплатно. Для этого нужно ввести название документа и номер ОКУД, если знаете его. Или найти альбом унифицированных форм, где есть все шаблоны нужных документов.
Пройдем по плану оформления сотрудника и разберем, что делать на каждом шаге и какие унифицированные формы понадобятся.
Шаг 1. Составить штатное расписание
Если у ИП еще не было сотрудников, первое, что нужно сделать, — оформить штатное расписание. Это документ, в котором отражена кадровая структура компании: должности, сотрудники, зарплаты.
В альбомах унифицированных форм штатное расписание — форма Т-3, ОКУД 0301017.
В штатном расписании должны быть:
Можете сохранить заполненный шаблон штатного расписания на свой гугл-диск. Желтым в шаблоне отметили те поля, которые вам нужно поменять под себя.
ИП не нужно вписывать себя в штатное расписание: по закону он не считается работником в своем бизнесе.
Чтобы штатное расписание стало официальным документом, нужно издать об этом приказ. Его можно составить в свободной форме, шаблона нет.
Шаг 2. Составить трудовой договор
Документы сотрудника. Чтобы оформить договор нужно запросить у сотрудника такие документы:
Для всех сотрудников | Для некоторых категорий сотрудников |
---|---|
— паспорт; — СНИЛС — если его нет, придется получить через пенсионный фонд; —ИНН; — трудовая книжка, если она есть, или сведения о трудовой деятельности по форме | — документы воинского учета для военнообязанных, например военный билет; — диплом или другой документ об образовании. Нужен, когда для работы требуются специальные знания. Например, медицинский диплом у врача или права у водителя; — справка об отсутствии судимости. Она нужна, например, учителям и воспитателям; — медицинская книжка. Нужна, если работа связана с людьми: продавцам продуктов и непродовольственных товаров, парикмахерам, поварам |
Обязательные условия договора. Есть правила составления трудового договора, важно их соблюдать. За каждого сотрудника с неправильным трудовым договором ИП могут оштрафовать на сумму до 10 000 ₽, а за повторное нарушение — до 40 000 ₽.
В договоре обязательно должны быть:
Если не внести из обязательных условий, у договора все равно будет юридическая сила. Но, чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.
Дополнительные условия договора. Кроме обязательных условий в договор можно вписать все, что нужно, если это не ухудшает условия работы сотрудника. Например:
Можете составить свой трудовой договор или воспользоваться типовой формой.
Трудовой договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель — на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу.
Перед подписанием трудового договора дайте сотруднику под подпись изучить положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, связанные с его трудовой деятельностью, если они у вас есть.
Лучше, если еще перед началом работы сотрудник будет понимать, какие конкретно задачи он должен выполнять и какую информацию вы считаете секретной и не хотите разглашать.
После подписания договора нужно подготовить приказ о приеме сотрудника на работу.
Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу
Приказ нужно оформить обязательно — это официальный документ, на основе которого делают запись в трудовой книжке и заводят личную карточку работника.
В альбомах унифицированных форм шаблон приказа о приеме на работу — форма Т-1, ОКУД 0301001.
Заполнить форму нужно так:
Можете сохранить заполненный шаблон приказа на свой гугл-диск и заменить текст в желтых полях на свой.
Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке, если она есть у работника
В 2021 году заполнять трудовую книжку нужно только тем работникам, у которых бумажная трудовая книжка уже есть и они приняли решение продолжать ее вести.
Для тех, кто впервые устраивается на работу, заводить бумажную трудовую книжку не надо. Вместо этого надо передавать информацию о работниках в Пенсионный фонд РФ. Часто это называют электронной трудовой книжкой. Термин некорректный, потому что никакой книжки нет: это электронный отчет, который вы отправляете в пенсионный фонд, но он прижился среди работодателей.
По каждому сотруднику подают отдельный отчет после изменений:
То есть при приеме первого сотрудника на работу ИП должен отправить в пенсионный фонд отчет не позднее следующего рабочего дня после утверждения приказа о приеме.
Бывает так, что человек дорожит своей трудовой и все еще хочет продолжать вести ее в бумажном виде. Тогда вы должны вносить в нее записи и правильно ее хранить.
Вот по каким правилам надо заполнять бумажную трудовую:
Заполнить бумажную трудовую книжку нужно так.
Если ИП принимает на работу сотрудника с бумажной трудовой книжкой, по закону нужно завести книгу учета трудовых книжек и заполнить ее. Книга обычно продается в канцтоварах. ИП нужно купить ее, прошить, опломбировать и вписать работников.
Заполнять книгу просто: нужно вписать ФИО сотрудника, серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее, данные приказа и дату приема на работу.
После заполнения трудовой книжки оформляем личную карточку работника.
Шаг 5. Заполнить личную карточку работника
Личная карточка — это краткая информация о сотруднике, который работает в компании. В нее вписывают персональные и кадровые сведения: ФИО, ИНН, СНИЛС, дата и место рождения, данные об образовании, данные о трудовом стаже и другие.
Также в карточку вносят личные данные: информацию о семейном положении сотрудника и его ближайших родственниках, сведения о владении языками, повышении квалификации и дополнительном образовании.
В личной карточке собирают всю информацию о работе сотрудника в компании, которая оформляется приказами: прием, переводы, награждения. Так же в ней ведется учет отпусков, а в конце вносится запись об увольнении.
Вести личную карточка работника — обязанность работодателя по закону. Карточки должны вести даже микропредприятия. Если при проверке трудовой инспекцией карточки не будет, предпринимателя могут оштрафовать до 5000 ₽ по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Можно заполнить карточку от руки, но во многих программах для бизнеса, например в 1С, она заполняется автоматически из тех данных о сотруднике, которые внесли в программу. Но сведения нужно будет вписать от руки.
При трудоустройстве карточку нужно распечатать, дать сотруднику на подпись, а потом вести ее и хранить в бумажном виде. Лучше распечатать карточку на плотной бумаге или картоне — после увольнения работника по закону ее нужно хранить 50 лет.
В альбомах унифицированных форм шаблон личной карточки — форма Т-2, ОКУД 0301002.
Всего в личной карточке четыре страницы. Большую часть сведений работодатель может взять из документов работника. К некоторым данным, например к профессии, семейному положению, владению иностранным языком, нужно указать коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО, ОКИН, ОКСО. Узнать нужный код можно в интернете.
Работник должен поставить подпись:
Вот пример заполненного фрагмента личной карточки:
Образец полностью заполненной карточки вы можете скопировать себе на гугл-диск и сверяться, когда будете оформлять работников.
Шаг 6. Зарегистрироваться в фондах
ИП должен зарегистрироваться как работодатель в пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования.
ФОМС — Фонд обязательного медицинского страхования. Регистрироваться не нужно. Фонд сам зарегистрирует ИП на основании сведений из налоговой и пришлет предпринимателю письмо с номером.
ФСС — Фонд социального страхования. Зарегистрироваться нужно всем ИП с сотрудниками. Достаточно сделать это один раз — в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Если затянуть с регистрацией до 90 дней, можно получить штраф 5000 ₽. А если дольше — 10 000 ₽.
Зарегистрироваться в ФСС можно через сайт госуслуг, отправить документы по почте или принести лично. Подавать документы нужно в отделение ФСС по месту регистрации ИП. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.
Как зарегистрироваться в ФСС:
После регистрации в фондах ИП получает извещение с регистрационным номером, который надо будет указывать в платежках на уплату взносов.
Как оформить работника на полставки
В законе полставки и другие виды частичной занятости называются «неполное рабочее время».
Неполным рабочим временем считают сокращенную рабочую неделю, например три рабочих дня в неделю при пятидневке, или сокращенный рабочий день, например 4 часа вместо 8.
Прием сотрудника на неполный рабочий день — такая же процедура, как и обычное оформление в штат: нужно подготовить трудовой договор, издать приказ о приеме на работу, вписать информацию в трудовую книжку, если она есть, завести личную карточку.
В трудовом договоре и приказе о приеме на работу нужно указать график: например, «работает на условиях неполного рабочего времени 5 дней в неделю с понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00».
Если сотрудник работает меньше 4 часов в день, можно не устанавливать обеденный перерыв, но об этом нужно написать в трудовом договоре.
Оклад в трудовом договоре указывают полностью — сумму, которая зафиксирована в штатном расписании. А получать работник будет только за то время, которое работал. Чтобы не было разночтений, укажите в договоре, что заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.
В трудовой книжке писать о том, что сотрудник работает неполный рабочий день, не нужно. Запись делается так же, как и для работников на полный день.
Как оформить работника временно
Трудовые договоры бывают бессрочные и срочные.
Бессрочный договор заканчивается, когда работник принял решение уволиться или настолько плохо работает, что компания может уволить его по закону.
Срочный договор действует до определенной даты или события. Даже если сотрудник работает хорошо, работодатель может его уволить. Временных сотрудников оформляют по срочному трудовому договору.
Чтобы оформить срочный трудовой договор, должна быть весомая причина и ее нужно указать в договоре: сроки проекта, на который принят сотрудник, сезонная работа или трудоустройство на время декрета основного сотрудника.
Предлагать всем сотрудникам срочные трудовые договоры, даже если на это нет веских причин, могут ИП или компании — субъекты малого бизнеса. У них в штате должно быть не более 35 человек или до 20 в розничной торговле и сфере бытовых услуг. Главное условие — согласие работника на срочный трудовой договор. Работник имеет право отказаться от срочного договора и потребовать бессрочный — принуждать его нельзя.
По закону срочный договор можно заключить на срок до 5 лет. Если срок подошел, а вы не уволили сотрудника или он не ушел сам, договор автоматически становится бессрочным.
Временного сотрудника оформляют так же, как и постоянного: готовят трудовой договор и приказ, заполняют трудовую книжку и личную карточку.
Когда договор с ИП будет признан трудовым?
Корсаков Д. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Верховный суд пришел к выводу, что договор возмездного оказания услуг между индивидуальным предпринимателем и организацией может быть признан трудовым (Определение от 27.02.2017 № 302-КГ17-382). Работодателям не в диковинку решения арбитров по признанию гражданско-правовых договоров трудовыми, однако это касалось персонала, а не предпринимателей. Учитывая данный прецедент, теперь организациям необходимо быть более внимательными при заключении договоров с предпринимателями. О том, каковы условия переквалификации договора с ИП в трудовой и какие существуют последствия такой переквалификации, пойдет речь в представленном материале.
О трудовых договорах и договорах подряда
Начнем с того, что само по себе наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со ст. 57 – 62 ТК РФ.
Что касается отношений, возникающих в ходе выполнения работ по гражданско-правовым договорам, они регулируются:
для договоров подряда – гл. 37 «Подряд» ГК РФ;
для договоров возмездного оказания услуг – гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.
Приведем отдельные характеристики рассматриваемых договоров.
Трудовой договор
Гражданско-правовой договор
В силу ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя
В соответствии со ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги
Как видим, указанные гражданско-правовые договоры имеют сходство с трудовым договором, так как предполагают осуществление определенной деятельности или конкретных действий.
Вместе с тем существуют признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров, такие как:
выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность организации;
трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее исполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность;
согласно трудовому договору работник выполняет работы определенного рода, а не разовое задание заказчика.
Кроме того, ст. 57 ТК РФ предусмотрены существенные условия трудового договора:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Итак, определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договора.
Условия переквалификации договора с ИП в трудовой договор
В Определении ВС РФ № 302-КГ17-382 было отказано в передаче кассационной жалобы организации для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, чем были поддержаны решения арбитров прежних инстанций (постановления АС ВСО от 27.10.2016 № Ф02-5659/2016, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 № 04АП-3293/2016, Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2016 № А58-547/2016).
Суть дела заключалась в следующем. По результатам выездной налоговой проверки организация была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей был доначислен НДФЛ.
В свою очередь, организация посчитала, что решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает ее права и законные интересы, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Однако арбитры встали на сторону налогового органа.
Отказывая в удовлетворении заявленного организацией требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей (контрагентов по договорам оказания услуг) было осуществление по существу трудовой деятельности в качестве наемных работников.
Судьи подтвердили, что деятельность общества, связанная с заключением с предпринимателями, применяющими УСНО, договоров об оказании услуг (при этом по существу они выполняют трудовые обязанности), обоснованно квалифицирована налоговым органом как направленная на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем уклонения от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ (исчисление налога, его удержание и перечисление в бюджет в установленные сроки).
Что было выявлено в ходе судебных разбирательств и легло потом в основу решения арбитров? Суд установил следующее:
отношения организации с контрагентами оформлены договорами возмездного оказания услуг, выполнение работ (оказание услуг) – актами выполненных работ, выплата вознаграждения – расходными кассовыми ордерами;
заключенные обществом и предпринимателями договоры оказания услуг были направлены на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, при этом в штате организации был только один сотрудник (директор);
договоры предусматривали систематическое исполнение услуг с их регулярной оплатой 1-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, при этом предмет договоров содержал четкое указание на специальности и профессии: бухгалтер, кассир, менеджер-логист, а также на конкретный вид поручаемой работнику работы. Кроме того, на бухгалтера, кассира, логиста, бригадира, слесаря возложена материальная ответственность за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба иными лицами;
все заключенные обществом договоры носили не разовый, а систематический характер (договоры с физическими лицами заключались на календарный год или до окончания календарного года, по окончании календарного года или в начале года все договоры перезаключались в виде оформления идентичного или аналогичного договора);
привлеченные обществом по договорам возмездного оказания услуг физические лица, имеющие статус ИП, на протяжении продолжительного периода времени ежедневно (кроме воскресенья) оказывали свои услуги в течение полного рабочего дня в соответствии с графиком приема лома металлов с 9.00 до 18.00, с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. При этом оставить рабочее место можно было при уведомлении руководства общества. То есть предприниматели обязаны были соблюдать график работы общества;
исполнитель использует инструменты и материалы, принадлежащие заказчику;
условием заключения договоров возмездного оказания услуг с физическими лицами являлась их регистрация в качестве ИП. При прекращении оказания услуг обществу индивидуальные предприниматели прекращали свою предпринимательскую деятельность и снимались с регистрационного учета;
декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за ИП представлялись в налоговый орган централизованно по телекоммуникационным каналам связи в один период по доверенностям предпринимателей за подписью законного представителя организации. В декларациях по налогу при УСНО объект «доходы» в основном соответствовал сумме доходов, полученных от организации.
Совокупность перечисленных факторов позволила суду сделать вывод, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей было ведение по существу трудовой деятельности в качестве наемных работников.
Итак, чтобы договоры организации с ИП не были признаны трудовыми со всеми вытекающими последствиями, необходимо их проверить и исключить все условия, которые могут привести к такой переквалификации. С учетом позиции Верховного суда переквалификация возможна в случае, если в договоре:
предусмотрено систематическое оказание услуг с их регулярной оплатой в одни и те же даты каждого месяца;
есть четкое указание на специальности и профессии, а также на конкретный вид поручаемой работнику работы;
установлено привлечение исполнителей к материальной ответственности за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба иными лицами;
отмечено, что формирование вознаграждения связано с фактически отработанными днями, а не с объемом выполнения или оказания конкретной работы или услуги;
указано наличие обязательного графика работы.
Кроме того, в договорах подряда или возмездного оказания услуг следует определять стороны так, как это предусмотрено ГК РФ: исполнитель или подрядчик и заказчик (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом стоит избегать терминов, характерных для трудовых договоров («должность», «профессия», «дата начала работы», «место работы», «испытательный срок», «заработная плата»).
Последствия признания договора с ИП трудовым
Следует отметить, что переквалификация договора с ИП, применяющим УСНО с объектом «доходы», в трудовой будет иметь для организации более негативные последствия, чем такая переквалификация договора с лицом, не являющимся ИП.
Итак, в первую очередь это касается необходимости уплаты НДФЛ. Именно разбирательству в отношении данного налога было посвящено Определение ВС РФ № 302-КГ17-382.
Суд отметил, что с учетом положений ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 41, п. 3 ст. 24 НК РФ НДФЛ носит персонифицированный характер и исчисляется исходя из суммы дохода, полученной каждым конкретным налогоплательщиком. В силу п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Так как у организации отсутствовала обязанность удерживать НДФЛ с доходов предпринимателей-«упрощенцев», после переквалификации договора кроме непосредственно налога ей надо будет заплатить пени и штрафы.
Причем на налоговых агентов возлагаются обязанности не только по удержанию и перечислению НДФЛ, но и по представлению отчетности (по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ). За непредставление таких отчетов организации также грозят штрафы.
Страховые взносы.
Как и в случае с переквалификацией гражданско-правовых договоров с персоналом в трудовые, возникает необходимость исчисления страховых взносов. Причем, в отличие от ИП, по договорам, признанным трудовыми, следует начислить только взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Определение ВС РФ от 27.12.2016 № 303-КГ16-17874).
При осуществлении выплат по договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, которые заключены с ИП, у организаций не возникал объект обложения страховыми взносами. На основании п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в том числе ИП, не признавались для организаций объектом обложения взносами, поскольку эти лица являются самостоятельными плательщиками взносов.
Предоставление социальных гарантий.
В Определении № 302-КГ17-382 ВС РФ указал, что непосредственно трудовые отношения не являлись предметом рассмотрения в данном деле.Отсутствие трудовых споров между организацией и привлеченными физическими лицами, отказ от прав и гарантий, установленных законодательством о труде, были признаны не имеющими правового значения для целей определения прав и обязанностей налогового агента.
Однако в случае обращения физических лиц в суд после признания заключенных договоров трудовыми с соответствующими исками им могут быть присуждены все полагающиеся гарантии в соответствии с ТК РФ.
К сведению: отличием трудовых отношений от гражданско-правовых является и то, что исполнителю не положены никакие социальные гарантии (он не имеет права на оплачиваемый отпуск, различные компенсации, оплату времени болезни).
Кроме того, при признании факта подмены трудовых отношений гражданско-правовыми организации кроме доначисления налогов и страховых взносов грозит административная ответственность.
К сведению: уклонение от оформления трудового договора или заключение гражданско-правового договора вместо трудового является административным правонарушением.
Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
В заключение еще раз обратим ваше внимание на необходимость грамотного оформления отношений с индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми для выполнения работ и оказания услуг, во избежание признания договорных отношений трудовыми. В первую очередь в заключенных договорах:
должен определяться конкретный объем работ;
не должны быть закреплены трудовые функции и не должна быть установлена ежемесячная гарантированная сумма оплаты труда;
не должно быть предусмотрено подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, обеспечение работнику условий труда, возложение на него материальной ответственности.
При переквалификации гражданско-правового договора с ИП в трудовой организации придется заплатить налоги и страховые взносы, соответствующие штрафы и пени в соответствии с налоговым законодательством, а также нести ответственность за нарушение норм трудового права.