На основании чего могут отключить электроэнергию в квартире
Все о том, имеет ли право управляющая компания отключать свет и что делать при остановке подачи электроэнергии?
Электроэнергия является одним из основных бытовых благ современного общества, и отключение её приносит для жильцов массу проблем. Причин отключения может быть несколько, одна из которых – несвоевременная оплата за поставленные энергоресурсы.
Часто инициатором прекращения подачи электричества потребителю выступает местная управляющая компания, которая, в свою очередь, несёт финансовую ответственность за своевременную оплату перед первичным поставщиком.
Имеют ли право приостановить подачу света?
Каждая управляющая компания стремиться своевременно собрать с жильцов плату за потреблённую электроэнергию. К нерадивым плательщикам, не желающим или не имеющим возможности вовремя оплачивать предоставленные услуги, применяются различные меры воздействия, в том числе и приостановка подачи электричества.
Право УК на подобные действия закреплены в Правительственном Постановлении №354, принятом в 2011г. В другом постановлении, от 2012г. за №442, прописываются обязанности и права управляющих организаций, в том числе и при временном ограничении подачи электроэнергии.
Согласно этим нормативно-правовым актам, коммунальная организация вправе временно приостановить снабжение должника энергоресурсами, опечатав соответствующее оборудование во избежание несанкционированного подключения.
Приостановление подачи допускается, когда неплатежи носят систематический характер: потребитель не реагирует на присылаемые ему счета и требования об уплате долга. Просроченная задолженность при этом должна превышать 2 месяца.
Когда правомерны действия УК?
Несмотря на законность требований УК об уплате жильцами долгов, процедура по отключения электроэнергии должна осуществляться в соответствии с регламентом, прописанным в постановлении №354.
Сотрудники УК обязаны предупредить неплательщика о своём намерении прекратить ему поставку электричества. Сделать это они должны не позднее, чем за 20 дней до планируемого момента ограничения или отключения. Этот срок отводится должнику для погашения неуплаты.
Если неплательщик не отреагирует на полученное предупреждение, управляющая компания по истечении 20 дней вправе приступать к конкретным действиям – ограничить или полностью отключить электроэнергию, а также подать на него в суд иск о взыскании долгов (как происходит отключение электроэнергии за неуплату?).
Вначале коммунальную услугу могут ограничить, при технической возможности, и тогда у жильуа будет еще 10 дней на оплату. Если же возможности ограничения нет, то УК имеет право отключить свет. За три дня, перед отключением света за неуплату, сотрудники УК обязаны повторно предупредить жильца о своём намерении. Только при соблюдении всех указанных нормативных требований, ограничение подачи электричества за долги будет считаться законным.
Другое возможное ограничение на отключение электричества возникает, когда в квартире проживают маленькие дети, возрастом до 4-х лет. В такой ситуации возникает серьёзная угроза их здоровью и даже жизни из-за неработающих бытовых приборов: электропечи, холодильника, обогревателя, разряженных сотовых телефонов (невозможность вызвать экстренные службы).
Аналогичные ограничения вступают в действие, когда в квартире проживает тяжело больной человек, жизнь которого зависит от наличия электроэнергии. Например, больной подключен к медицинским приборам жизнеобеспечения. Это регламентировано ПП 354 п 122 пп в, т.к. жилье становится не пригодным для проживания в нем.
Согласно действующему законодательству, временное отключение электричества без предварительного уведомления допускается в следующих случаях:
Что делать в случае отключения?
При получении официального уведомления о предстоящем отключении электричества за неуплату, рекомендуется погасить имеющиеся долги. Следует помнить, что даже при обесточивании квартиры, они никуда не денутся, и платить их всё равно придётся.
За неуплату
Если же отключение уже произошло, то должнику, помимо собственно платы за потреблённое электричество и набежавших пени, придётся оплатить услуги за восстановление подачи. В среднем эта сумма составляет от 1 до 1,5 тысячей рублей.
После погашения задолженности, жилец предоставляет чеки об оплате в управляющую компанию. На основании этого, сотрудниками УК выносится решение о возобновлении приостановленной поставки электричества. Согласно нормативам, на это им отводится срок не более 2 дней, п 120 Постановления 354.
Если у жильца нет возможности единоразово погасить все накопленные долги, следует подать в УК просьбу с предоставлением отсрочки в уплате. Как показывает практика, в 90% случаев поставщик идёт навстречу потребителю, реструктурируя долг. Иногда рассрочка оплаты может достигать полугода, в течение которых должнику следует оплатить все счета. Отказы в отсрочке редки, и возможны в ситуации, когда неплатежи носят систематический характер.
Подробно о том, как происходит прекращение подачи электричества за неуплату, читайте в отдельной статье.
Если процедура незаконна
Подать заявление в такой ситуации можно:
В заявлении следует:
Помимо этого, жильцы, в доме которых незаконно отключили свет, вправе потребовать выплаты морального и материального ущерба, если таковой был нанесён им действиями УК.
Чего не стоит предпринимать?
После отключения электричества не рекомендуется продолжать избегать оплаты долга. Злостное уклонение лишь усугубит ситуацию: поставщик может обратиться в судебные инстанции, и в действие вступит служба приставов-исполнителей.
Возможность обращения организации за взысканием задолженности прописана в ст. №539-548 ГКРФ. Последствием этого может стать арест банковского счёта (пластиковой карты) должника, удержание до 50% заработной платы в пользу истца, и даже частичная конфискация имущества с последующей продажей его с аукциона.
Многие неплательщики, в ответ на ограничение подачи электричества, предпринимают самовольное подключение к домовым энергосетям. Такие действия несут за собой целый ряд негативных последствий:
Ответственность за самовольные действия
Самовольное подключение к энергосетям относится к административным правонарушениям, и карается штрафом в соответствии со ст. №7.19 КоАП. Штрафы в этой ситуации могут достигать:
Своевременная оплата за поставленные коммунальные ресурсы – непосредственная обязанность каждого потребителя. И отключение света УК не следует расценивать, как наказание, избавляющее от долгов. Даже если отключение произведено с нарушением правовых нормативов, выплачивать задолженность рано или поздно всё равно придётся. Поэтому, рекомендуется своевременно совершать оплату, не доводя дело до подобных конфликтных ситуаций.
За что могут отключить электроэнергию в 2021 году
Имеют ли коммунальщики право отключать подачу электроэнергии, и если да, то на каких условиях?
Содержание
Электричество – один из самых важных ресурсов для современного человека. Остаться без него – как остаться без рук. Но если вы не будете аккуратно вносить платежи, его могут отключить за неуплату. Как не доводить ситуацию до этой крайности и действовать, если долг все же скопился немалый, рассказываем в этой статье.
Закон суров
С 1 января 2021 года перестал действовать мораторий на отключение электроэнергии и начисление пени за просрочку платежей. Напомним, что введенные годом ранее послабления были связаны с пандемией. Это вовсе не означает, что все долги в 2020 году прощали, но и без света неплательщики остаться не рисковали.
Теперь условия возвращаются к первоначальным, а это значит, что:
Что считается задолженностью?
В законодательстве есть понятие «неполная оплата услуги». О ней говорят тогда, когда потребитель имеет задолженность размером в плату за два месяца (среднемесячная плата рассчитывается из норматива потребления, установленные счетчики на нее не влияют).
Если потребитель оплачивает предоставляемые услуги (имеются в виду все услуги: например, в одной квитанции может быть счет за тепло и электроэнергию) частично, то полученная сумма распределяется по всем категориям услуг пропорционально стоимости каждой. Неоплаченная часть засчитывается как долг.
После того как сумма долга превышает сумму средних платежей за два месяца, поставщик коммунальных услуг может применять определенные «санкции», в том числе ограничивать поставку электроэнергии.
На основании чего коммунальщики могут отключать свет?
Такое право закреплено в ст. 119 Постановления РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При этом они должны соблюдать определенный порядок:
Важно! Уведомление считается врученным только в том случае, если тому есть подтверждение. Это значит, что его должны передать должнику под расписку или заказным письмом с уведомлением о получении. Если этого не сделать, дальнейшие «санкции» будут незаконны. Поставщик услуг может использовать и другие способы передачи сообщения: звонок с записью, электронное письмо с подтверждением получения, информирование через государственную информационную систему ЖКХ или интернет.
Полное ограничение или приостановление предоставления услуги – прекращение подачи электрической энергии.
Что делать, если вам отключили свет?
Для начала выясните, по какой причине это произошло. Если компания насчитала долг, а вы аккуратно вносите платежи, и при этом не уведомила об отключении заранее, это повод обращаться в суд. Важно! Молча отключить свет поставщик не имеет права. Подобные действия неправомерны. Обратившись в суд, вы можете не только вернуть электроснабжение, но и получить компенсацию, так как ваши права были нарушены.
Если отключение правомерно, то самый простой способ вернуть свет в свою квартиру – оплатить задолженность. После этого уведомить поставщика услуг или ответственную компанию (УК или ТСЖ, например).
Если у вас нет возможности оплатить весь долг сразу, напишите заявление на адрес управляющей компании или ТСЖ с просьбой предоставить рассрочку. Если вам пойдут навстречу, будет рассчитан график платежей, а поставку электроэнергии восстановят раньше. Если у вас есть уважительная причина, по которой вы не платили, укажите ее в этом заявлении. Чаще всего компании идут навстречу и предоставляют возможность заплатить по частям.
А пока вы не выплатите весь долг, ограничьте потребление электроэнергии (насколько это возможно, конечно, и ни в коем случае не через нарушение закона), чтобы сумма, которую вы должны, не очень сильно увеличивалась и выплата оставалась для вас посильной.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Предупредить и обесточить
Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.
Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.
Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили «без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток».
Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.
Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном «ограничении режима потребления электрической энергии». Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.
Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.
Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики «не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения» о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона «О защите прав потребителей». А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.
Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.
На основании чего могут отключить электроэнергию в квартире
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Какое ограничение электроэнергии незаконно
В региональный Роспотребнадзор участились жалобы на неправомерное отключение коммунальных услуг, в том числе электроэнергии без предупреждения собственника квартиры. В этой связи информируем югорчан о правовом регулировании данной проблемы.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В случае неоплаты или просрочки оплаты, помимо начисления пеней за неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг, взыскания задолженности в судебном порядке, предусмотрено такое последствие для должника, как ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги. Здесь стоит обратить внимание, что под неполной оплатой потребителем одной коммунальной услуги понимается наличие у потребителя двух условий:
В случае, если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса. Одновременно исполнитель обязан опломбировать соответствующее механическое, электрическое или санитарно-техническое оборудование, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Если иное не предусмотрено законодательством РФ или договором о предоставлении коммунальных услуг порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги следующий (п. 119 Правил):
1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что
в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. В случае отсутствия технической возможности введения ограничения, то подача коммунальной услуги приостанавливается без предварительного её ограничения. Здесь стоит отметить, что действовавшее ранее положение о повторном предварительном уведомлении должника за 3-е суток до приостановления или отключения услуги, отменено с 01.01.2017 г. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Также, с 01.01.2017 уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов:
— вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
— направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
— включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;
— иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;
2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги;
3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах, также, за исключением холодного водоснабжения.
Согласно п. 120, 121(1) Правил все расходы связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.
При этом, на основании п. 114 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Подача коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем.
Также, следует знать, что согласно п. 122 Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В случае, если управляющая организация отключила электроэнергию без направления должнику предупреждения (уведомления), то есть без отправки уведомления по почте или вручения нарочно собственнику квартиры, а также без надлежащего письменного извещения об отключении электроснабжения (без вручения под расписку), то такие действия исполнителя являются нарушением порядка направления предупреждения (уведомления) и будут свидетельствовать о совершении управляющей организацией административного правонарушения в части нарушения режима обеспечения коммунальной услугой электроснабжения.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Должностные лица Жилстройнадзора Югры рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.23 КоАП РФ.
По вопросам защиты нарушенных прав потребителей при неправомерном (т.е. доказанном Жилстройнадзором Югры) ограничении или прекращении оказания жилищно-коммунальных услуг можно обратиться в Консультационный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии и его пункты в городах и района автономного округа.
Материал подготовлен главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме. Овчаренко И.С. Тел. 8(34667)2-36-89
В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление потребителям или конкретным потребителям предоставление коммунальных услуг. В этом случае он обязан соблюдать не только установленный порядок уведомления потребителя и в установленные сроки.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
В случаях, указанных в подпунктаха и б пункта115 Правил, исполнитель обязан в зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 117 Правил определены два случая, по которым исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг с обязательным уведомлением об этом потребителей:
1) проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней
2) наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги.. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном Правилами..
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг закреплён положением пункта119 Правил.
Исполнитель в письменной форме должен направить потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги ее предоставление сначала будет ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) сразу приостановлено. Такое предупреждение (уведомление) доводится до потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения (подпункт а пункта 119 Правил).
Внимание. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктаха, б и д пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.