На основании чего можно понять что автор описания лично знал императора
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §7 Император Карл
Стр. 58. Вспомните
Чем франкский государь Карл так запомнился современникам и потомкам, что его прозвали Великим?
Карл Великий, правивший в 768 – 814 гг., получил такое прозвище, прежде всего, из-за своих победоносных походов (практически все из них были успешными), а также благодаря максимальному расширению территории государства. Во времена его правления Франкского королевство достигло своего наибольшего процветания и стало империей. Со времен падения Западной Римской империи большинство народов Западной Европы были впервые объединены в пределах одного государства, что было невиданным успехом для правителя.
Какое место отводят ему в истории франкской державы и Европы?
Карл Великий сыграл ключевую роль в истории Франкской державы и Европы, поскольку он, благодаря завоевательным походам, расширил территорию своего королевства до максимальных пределов и способствовал распространению христианской религии и культуры на присоединенных землях. Благодаря этому, современники даже утверждали о восстановлении франками Западной Римской империи. И даже развал Франкской империи, после смерти Карла Великого, не имел особенно трагического значения, поскольку, в сущности, дал жизнь трем современным государствам: Франции, Германии и Италии.
Стр. 59. Вопросы к иллюстрации
По каким признакам можно узнать, что здесь изображён именно государь?
Подтверждением того, что на данной скульптуре присутствует именно изображение Карла Великого, является наличие императорской короны на голове, а также, в руках – скипетра и державы (шар с крестом). Все эти атрибуты могут присутствовать исключительно у монарха.
Стр. 64. Документ №1
1. О каком отношении Карла Великого к образованию свидетельствует приведённый рассказ?
В данном документе показано крайне уважительное отношение Карла Великого к образованию в целом и к образованным людям в частности. По мнению монарха, только грамотные и старательные подданные имеют право на королевскую поддержку, уважение и привилегии (например, на получение монастырей или епископств).
2. По каким показателям Карл оценивал учеников? Почему знатное происхождение некоторых учеников не помешало императору сделать им выговор?
Насколько свидетельствует этот документ, то Карл Великий ценил учеников исключительно за талант, знания и умения, а также за трудолюбие и способность выполнять поставленные перед ними задачи. Поэтому социальное происхождение учеников не имело для монарха абсолютно никакого значения. Более того, представители знатных слоев чаще всего учились плохо и не отличались особым усердием.
Стр. 65. Документ №2
1. Каким предстаёт Карл Великий в описании Эйнхарда? На основании чего можно понять, что автор описания лично знал императора?
В данном описании Карл Великий показан как уже немолодой, но еще крепкий мужчина с мощным телосложением и высоким ростом. В целом, его облик представлялся как величественный и мужественный, своеобразный идеал для подражания другими. О том, что автор лично знал монарха, свидетельствуют его знания по поводу таких мелочей, как особенности голоса, походки или непропорциональности строения отдельных частей тела (например, шеи и живота).
2. Что автор относит к достоинствам Карла Великого?
В качестве достоинств Карла Великого, автор указывает его мужественный облик, а также красноречие. Особенно подчеркивается стремление монарха к саморазвитию и желание пополнить собственный багаж знаний, овладеть различными иностранными языками.
3. Как вы оцените степень объективности Эйнхарда? Можно ли сказать, что это описание дано придворным льстецом?
По моему мнению, данный автор продемонстрировал довольно высокий уровень объективности. Подтверждением этому является тот факт, что он не замалчивает некоторые недостатки Карла Великого, как во внешности (непропорциональное строение некоторых частей тела, неподходящий голос), так и в знаниях (неумение писать). Автор мог скрыть все эти негативные моменты и не упоминать о них в своем произведении, но все же описал их.
Стр. 66. Вопросы в конце параграфа
1. Используя карту (с. 60), расскажите о завоеваниях Карла Великого. В каких направлениях он расширил границы своей державы?
Все походы Карла Великого были совершены в четырех основных направлениях: на юго-запад (попытка освободить Пиренейский полуостров от арабов), на северо-восток (завоевание территорий, где жили языческие германские племена саксов), на юго-восток (война против южных славян и разгром Аварского каганата) и на юг (уничтожение Лангобардского королевства и присоединение большей части Апенниского полуострова). Таким образом, к концу жизни монарха площадь Франкской империи была сопоставима с европейскими территориями Западной Римской империи (кроме Пиренейского полуострова, где продолжали хозяйничать арабы).
2. Обсудите вопрос: Какое значение имело провозглашение франкского короля Карла «императором римлян»? Выскажитесь от имени самого Карла, римского папы Льва III, представителей византийского императора.
Карл Великий
Всю свою сознательную жизнь я посвятил расширению территории своего государства и распространению святой христианской веры среди язычников. Не минуты не жалел себя, отдаваясь полностью государственной работе. Границы моего королевства простираются даже там, где даже не ступала нога римлян. Я добился огромных успехов, и поэтому как никто другой достоин императорской короны. Не те, кто сидит в своем Константинополе и боиться высунуть нос дальше Босфора. Да и Византия сегодня уже не та, что сто лет назад. Её границы постепенно сужаются, императоры проявляют лень и слабость, теряют свои земли под ударами других народов. Они даже не смогли защитить свою страну от арабов, а я смог. Разгромил их и даже освободил несколько областей в северо-восточной Испании. И кого теперь можно называть настоящим императором римлян? Византийца? Или меня?
Римский папа Лев III
Считаю коронацию Карла Великого с династии Каролингов императорской короной законным и богоугодным делом. Этот смелый монарх сегодня является главной опорой христианства в Европе. Благодаря ему сотни языческих племен и народностей были обращены в веру Христа. Он постоянно заботится об интересах религии, строит новые монастыри и открывает при них школы. Борется за грамотность простых людей. Немало епископов и аббатов получили образование при его поддержке. Могу с уверенностью утверждать: ни один правитель, со времен Константина Великого, не сделал столько всего хорошего для святой церкви. Благодаря его поддержке и покровительству, мы можем чувствовать себя в безопасности, находясь в Риме. И хоть византийцы говорят о том, что император должен быть один, а наш защитник Карл Великий – не более, чем самозваный варварский вождь, считаю это откровенной ложью. Хочу спросить императора Византии и патриарха Константинопольского: «Где вы были, когда Риму грозила опасность со стороны лангобардов?». «Почему вы не поддержали братьев-христиан?». «Куда смотрел ваш мудрый император?». «Что вы сделали для обращения в веру Христа язычников?». В ответ – молчание. Им нечего сказать. Поэтому все их аргументы – просто пыль в глаза. Нам не нужен такой слабый властелин. Нам нужен император Карл Великий! Да храни его Господь!
Представитель византийского императора
От лица своего владыки, императора византийского, торжественно заявляю, что коронация франкского короля Карла Великого в качестве «императора римлян» является абсолютно незаконной, поскольку противоречит всем существующим традициям и порядкам. С древних времен император был один. И только после смерти Феодосия Великого в 395 г. и раздела империи их стало два. Но императоры были римскими: один – западный, второй – восточный. А Карл Великий не имеет никакого отношения к Римской империи, он – всего лишь потомок варваров-германцев. Также следует напомнить, что императорские символы власти последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, свергнутого в 476 г., были отправлены в Константинополь. А это значило одно – остготский король Одоакр окончательно признал власть византийского императора над германцами. И это решение никем и никогда не оспаривалось. Поэтому для моего владыки, Карл Великий – не более, чем обычный самозванец и мятежник. А что касается папы римского Льва ІІІ, который в нарушение всех установленных норм, совершил этот так называемый обряд коронации, то с этого дня император византийский прекращает оказывать ему помощь в любом виде. Пусть это будет хорошим уроком для каждого, кто осмелится выступать против единственного и истинного наследника великой Римской империи – Византии.
3. Представьте в виде схемы, как строилось управление империей Карла Великого. Дополнительно. Как вы прокомментируете то, что важное место в системе управления занимали церковные руководители — епископы, аббаты?
То, что важнейшее место в системе управления, созданной Карлом Великим, играли представители духовенства, объяснялось, прежде всего, двумя факторами. Во-первых, епископы, аббаты и остальные церковнослужители были наиболее образованными людьми того времени. Во-вторых, крупные церковные иерархи пребывали в большой зависимости от Карла Великого, поскольку именно ему они были обязаны своей должностью. Практика монарха самолично, без согласования с папой, назначать и увольнять епископов и аббатов привела к тому, что духовенство всячески высказывало свою преданность главе государству. И верно ему служило.
4. Систематизируйте в таблице материал о разных сторонах деятельности Карла Великого.
Военачальник | Правитель | Покровитель образования и искусств |
---|---|---|
Разгром и уничтожение Лангобардского королевства (774 г.). | Разделение Франкской империи на графства. | Массовое основание церквей, соборов, монастырей и монастырских школ. |
Поход против арабов. Начало освобождения Пиренейского полуострова (778 г.). | Создание вдоль границы Франкской империи марок во главе с маркграфами. | Создание придворной школы (академии) во главе с монахом Алкуином. |
Завоевание Саксонии (772 – 804 гг.). | Назначение и смещение представителей высшего духовенства (епископов и аббатов). | Покровительство и материальная поддержка ученых, философов, поэтов, богословов. |
Разгром Аварского каганата. | Принятие титула «императора римлян» и официальная коронация. | Возрождение интереса к античности, создание многочисленных копий различных произведений римского периода. |
Какой общий вывод вы сделаете?
Таким образом, император Карл Великий на протяжении своего длительного правления (768 – 814 гг.) совершил немало достижений почти во всех сферах государственного управления. В нем гармонически сочетался успешный полководец, мудрый правитель, а также большой ценитель и покровитель образования и искусства. Не смотря на крайне суровое время (раннее Средневековье), он сумел сохранить и приумножить культурное наследие, оставшееся с римских времен. Этим Карл Великий резко выделялся на фоне остальных правителей Европы того времени.
5. Охарактеризуйте обстоятельства и причины распада державы Карла Великого.
6*. Рассмотрите проблему. Историки назвали развитие культуры при Карле Великом «каролингским Возрождением». Как это можно объяснить? Что возродил Карл Великий?
Под «каролингским Возрождением» обычно понимают небывалый для Европы того времени расцвет искусства, образования и культуры в целом пришедший на время правления самого выдающегося представителя династии Каролингов – императора франков Карла Великого (768 – 814). Такое состояние вещей, в первую очередь объясняется личными качествами самого монарха: любовью к образованию и науке, желанием приумножить культурное наследие, стремлением всячески помочь образованным людям вне зависимости от их происхождения. Также важную роль в возрождении сыграла церковь и её служители – духовенство, которое пребывало в тесной связи с императором. Одним словом, христианство также способствовало культурному развитию.
Что касается самого термина «каролингское Возрождение», то можно с уверенностью утверждать, что Карл Великий возродил необычайный интерес к античной культуре, а точнее к римскому (латинскому) наследию. Дело в том, что после падения Западной Римской империи и нашествия варварских племен в V веке, культурный уровень тогдашних жителей Европы упал до катастрофически низкого уровня. Многие достижения римской цивилизации были забыты. Немало произведений литературы были безвозвратно утрачены. Большое количество архитектурных памятников было частично или полностью разрушено. В Византии господствовали греческий язык и культура. И вот, спустя три столетия, благодаря властелину Франкской империи, началось восстановление утраченного. Снова стал широко использоваться язык римлян – латынь. Также, по инициативе Карла Великого были созданы специальные мастерские по переписке сохранившихся книг – скриптории. Благодаря труду писцов удалось сохранить и донести до сегодняшнего читателя не одну сотню, а то и тысячу бессмертных творений древности. Для новых построек (например, церкви в Ахене) использовались некоторые элементы римских сооружений. Таким образом, благодаря «каролингскому Возрождению» удалось сохранить и частично восстановить наследие античной цивилизации.
7*. Составьте исторический портрет Карла Великого по примерному плану: а) внешний облик, характер; б) какие задачи ставил перед собой; в) какими способами их решал; г) важнейшие деяния; д) место в истории Франкской державы, Европы.
а) Согласно описаниям современников, Карл Великий обладал высоким ростом и одновременно с этим – крепким телосложением. Если судить по сохранившихся скульптурах, а также изображениях на монетах, миниатюрах и печатях, то император носил усы, бороду и короткую причёску. В привычках был прост и умерен, одевался скромно, ненавидел излишнюю роскошь. Характер – спокойный, уравновешенный, поэтому в критических ситуациях всегда действовал хладнокровно и рационально.
б) Исходя из результатов правления, Карл Великий ставил перед собой три основные задачи. Первая – максимальное расширение территории Франкской державы. Второе – максимальное укрепление королевской (а позже – императорской) власти путем создания централизованного государственного аппарата. Третья – с помощью церкви возродить утраченное наследие античной цивилизации и всячески помогать развитию культуры и образования.
в) Расширение границ Франкского государства можно было осуществить исключительно военным путем. Поэтому практически все правление Карла Великого представляло собой сплошные завоевательные походы. Почти все из них были успешными. Укрепление власти происходило благодаря проведенной административной реформе (создание марок, графств) и привлечению к системе управления представителей наиболее образованной части населения – духовенству. Возрождение культурного наследия античного периода также проводилось при непосредственном участии церкви и наличии широкой материальной поддержки со стороны монарха.
г) Основными деяниями, совершенными Карлом Великим, можно назвать:
– разгром и окончательное уничтожение Лангобардского королевства;
– поход против арабов и начало освобождения Пиренейского полуострова;
– разгром Аварского каганата;
– завоевание Саксонии и обращение в христианскую веру её жителей;
– основание новых монастырей и монастырских школ;
– создание придворной школы (академии);
– создание и поддержка скрипториев;
– широкое употребление латыни и других культурных достижений времен Западной Римской империи;
– принятие титула «императора римлян» и коронация папой римским
д) Во время правления Карла Великого (768 – 814) Франкское государство достигло своих максимальных размеров и стало одним из могущественнейших стран тогдашнего мира. В пределах своей державы монарх всячески пытался вернуть утраченное с римских времен ощущение единства разных народов и племен. Фактически это было своеобразным возрождением давно забытой Западной Римской империи. Его союз с церковью и всяческая поддержка культурной жизни и научных разработок просто не имела себе равных. Карл Великий всячески помогал распространению христианской веры на восток, в земли Центральной Европы. Для Европы, в первую очередь, сам факт существования такого огромного Франкского государства был важен потому, что на его землях возникли будущие Германия, Франция и Италия.
І раздел
Раннее Средневековье
Глава 4. На севере и востоке Европы во времена викингов
1. Каким предстаёт Карл Великий в описании Эйнхарда? На основании чего можно понять, что
автор описания лично знал императора?
Ответы
да знал императра карл прецтает великим правительем
— форма организации общественной жизни определенного региона (города, района, области, страны), характеризующаяся тем, что все жители этого региона сами осуществляют функции своими общественными делами…
сейм — название высшего органа государственной власти в польше. сословно-представительный орган в феодальной польше, литвег чехии и некоторых других государствах восточной европы.
континентальная блокада,- система и политических мероприятий, проводившаяся в 1806—14 наполеоновской францией по отношению к своему противнику — великобритании.
к числу непосредственных последствий монголо-татарского нашествия, которые можно осветить на материалах второй половины xiii столетия (хронологические рамки, очерченные темой спецкурса), относятся: разрушение производительных сил страны «батыевым погромом» и последующими ордынскими вторжениями; перемещение населения под воздействием ордынских «ратей»; разрыв внешнеполитических и торговых связей руси с соседними странами в результате иноземного завоевания; упадок культуры после нашествия; влияние иноземного завоевания на и политическое развитие земель.
изучение северо-восточной руси ‘ в первые десятилетия после нашествия батыя камня на камне не оставляет от утверждений некоторых зарубежных о
1 о последствиях монголо-татарского завоевания для южной руси см.: в. т. п а-ш у т о. очерки галицко-волын-ской руси. м., 1950; в. в. м а в р о д и н. левобережная украина под властью татаро-монголов. «ученые записки ленинградского университета». 1939, вып. 32.
якобы «положительном» воздействии монгольского завоевания на покоренные страны. какой бы стороны жизни феодальной руси мы ни коснулись, везде последствия нашествия были отрицательными, регрессивными.