На основании чего определяется поправка лага
Учебник по навигации
Глава 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХОДА, ПРОЙДЕННОГО КОРАБЛЕМ РАССТОЯНИЯ И ПОПРАВКИ ЛАГА
§ 18. Определение пройденного кораблем расстояния по показаниям лага
Из формулы (41) следует, что расстояние S, проходимое кораблем относительно воды и определяемое на основании показаний лага с учетом его поправки, нужно вычислять по формуле
S = рол (1+ Δл% / 100) =рол * кл (42)
Вместо вычислений пройденного расстояния S по формуле (42) можно пользоваться специальными таблицами 28-а, 28-б, помещенными в МТ. Табл. 28-а пользуются при положительных поправках лага, а табл. 28-б — при отрицательных. Аргументами для входа в таблицы служат разность отсчетов лага (она приведена в левом вертикальном столбце) и поправка или коэффициент лага, показанные в верхней горизонтальной строке. Пройденное расстояние S выбирается из таблицы на пересечении столбца и строки, соответствующих заданным значениям аргументов (рол, Δл, кл).
В тех случаях, когда разность отсчетов лага рол превышает 100 миль, ее разбивают на две (или несколько) произвольные части, в сумме дающие заданную разность отсчетов лага, но каждая из которых не превышает 100 миль. Выбрав из таблицы на каждую из частей аргумента пройденное расстояние и сложив их вместе, получают пройденное кораблем расстояние, соответствующее полному аргументу рол.
Решение.
По формулам рол = ол2 — ол1 = S / кл и
кл = 1 + Δ л% / 100 = 0,95 с применением таблиц или логарифмической линейки находим:
ол2 — ол1 = 44 / 0,95 = 46,3 мили;
ол2 = ол1 + рол = 16,8 + 46,3 = 63,1 мили.
Поправка лага изменяется по величине и знаку с изменением скорости хода корабля. У исправного и хорошо отрегулированного лага поправка обычно невелика (до ±1%). Для регулировки лага и определения его поправки обычно используют выход корабля на мерную линию и производят эту работу одновременно с определением скоростей хода.
В одном из способов определения поправки лага производят сравнение действительно пройденного кораблем расстояния S между секущими створами мерной линии с расстоянием, полученным по показаниям лага. Расстояние, рассчитываемое при этом по показаниям лага, получают как разность отсчетов ( ол2 — ол1 ), соответствующих моментам начала ол1 и окончания ол2 прохождения кораблем известного по длине отрезка S между двумя парами секущих створов. Затем по формуле
рассчитывают поправку лага на данном пробеге для заданного числа оборотов. Коэффициент лага рассчитывается или непосредственно из результатов наблюдений
кл = S / (ол2 — ол1)
или через найденную поправку лага
кл = 1 + Δ л / 100 (47)
Для получения поправок и коэффициентов лага, соответствующих средним скоростям хода корабля, полученным из двух, трех и четырех пробегов на мерной линии, они рассчитываются по следующим формулам:
Определение поправки лага
Одним из старых способов явл. навигационный: зная точные места судна на опр. моменты времени, точно снять с карты пройденное расстояние за этот промежуток V = 60S : t.
Можно по оборотам: S = Vоб t : 60.
Для быстрого определения пройденного расстояния используется приложение 2 МТ-75.
Аргументы: время через минуту от 1 до 10 и скорость в узлах от 1 до 60 через 1 узел.
Лаги: вертушечные, гидродинамические, индукционные, инерционные системы (абсолютные лаге), доплеровские измерители скорости.
Пл = S (ОЛ2 – ОЛ1) : ОЛ2 – ОЛ1 х 100 где S относительно дна, или
Пл = (V – V’л) : V’л где V – истинная скорость относительно дна.
Кл = 1 + Пл : 100 = S : рол (всегда положителен) Фактически пройденное судном расстояние:
S л = рол Кл = рол (1 + Пл : 100). Скорость: V л х Кл = V’л (1 + Пл : 100)
S л и V л также и по таблице МТ-75 приложение 4
Навигационные методы определения поправки лага и скорости судна
Скорость судна и поправка лага одновременно определяются на мерной линии. Оборудование мерной линии состоит из ведущих створов и секущих, перпендикулярных линии пути.
Расстояния между секущими створами точно известны. и снимаются с карты или выбирается из лоций, время замечается по секундомеру.
Тогда при отсутствии течения: V = S : t Для исключения влияния течения нужно сделать второй пробег на противоположном курсе, тогда будем иметь: S = Vot2 – vтcos qт t2 где t2 – время второго пробега.
Когда в районе наблюдений элементы течения, т.е. его скорость и направление, непрерывно меняются и закон их изменения неизвестен, полностью исключить действие течения невозможно.
2) V = (V1 + 2V2 + V+3) : 4
3) Ni = 60 x (n2 – n1) : t частота вращения гребных винтов в минуту.
4) средняя частота вращения гребных винтов в минуту для заданного режима работы: N = (Ni + 2N2 + N3): 4
Способы определения скорости судна и пройденного расстояния. Лаги. Поправка и коэффициент лага. Мерная линия. Определение скорости судна и поправки лага на мерной линии
«Определение скорости судна и пройденного расстояния в море»
Расстояние в море измеряется в морских милях и кабельтовых, поэтому и пройденное судном расстояние измеряется в этих же единицах. 1миля = 10 кбт.
Скорость судна выражается количеством миль в час, или узлов.
Узел-единица скорости судна, равная одной миле в час.1узел = 1миля/час.
Приборы, с помощью которых измеряется скорость судна и определяется пройденное расстояние называются лагами.
Лаги в зависимости от принципа действия и устройства подразделяются на
— относительные(Гидродинамические, индукционные), измеряющие скорость судна относительно воды
— абсолютные(Доплеровские лаги, инерциальные и геоэлектромагнитные системы), измеряющие скорость судна относительно грунта.
1. Гидродинамические. Работа этих лагов основана на измерении разности статического и динамического давления воды, зависящей от скорости судна.
2. Индукционные. Принцип работы основан на использовании зависимости между скоростью судна и ЭДС, индуцируемой в воде источником магнитного поля, закрепленном на днище судна.
3. Допплеровские. Принцип работы основан на использовании эффекта Допплера, заключающийся в изменении наблюдаемой частоты вследствие относительного движения источника излучаемой энергии
Движение судна так же принято делить на относительное со скоростью Vо (Vл), абсолютное со скоростью V (Vа, Vи) и переносное Vc под воздействием ветра, течения или их совместном воздействии.
На судах в основном используются относительные лаги, которые измеряют скорость и пройденное расстояние относительно воды с учётом ветра, но без учёта течения. Как правило, лаги имеют погрешность, называемую поправкой лага.
Поправкой лага называется систематическая погрешность, выраженная в процентах.
ΔЛ= ————100%
где S – фактическое (истинное) расстояние, снятое с карты;
РОЛ – разность отсчётов лага. РОЛ=ОЛ2 – ОЛ1.
Часто поправку лага выражают через коэффициент лага kл.
Поправку лага и скорость судна определяют после постройки или ремонта на специальных полигонах – мерных линиях при следующих условиях: волнение не более 3 баллов, ветер до 8 м/с, глубина не менее 6 средних осадок.
Поправка лага и скорость судна определяются на ППХ, СПХ, МПХ, СМПХ в грузу и в балласте.
Полученные результаты заносят в таблицу маневренных элементов.
При отсутствии течения на мерной линии делается 1 пробег.
Соответственно определится и поправка лага: рассчитываются по формуле (2) для двух пробегов.
В море скорость и поправка лага определяются по свободно плавающему ориентиру (для исключения течения) с помощью РЛС или с помощью высокоточных обсерваций (по спутникам) с исключением течения графически или по формулам. Для исключения накапливающихся погрешностей длина одного пробега должна составлять при скорости 10 уз. – 2,3 м.мили; 15уз. – 3,6 м. мили; 18 уз. – 4,3 м.м или; 20 уз. – 4,9 м.мили (Н. В. Авербах, Ю. К. Баранов Определение маневренных элементов морского судна и поправки лага). Тогда
.
Задачи, решаемые при ведении счисления.
Предвычисление отсчёта лага: ОЛi+1=РОЛ+ ОЛi, где РОЛ=Sл/kл.
Расчёт расстояния, пройденного по лагу: Sл=VлDT.
Учет поправки лага при счислении
Лаги, измерители скорости и пройденного расстояния, как и другие навигационные приборы, имеют поправки, которые необходимо учитывать при расчетах.
Поправка лага определяется на специальном полигоне, называемом «мерной линией», и учитывается при расчетах пройденного расстояния следующим образом:
(1.37)
SЛ = РОЛ(1+ ).
КЛ = 1 + (1.38)
РОЛ = (1.40)
S – расстояние между створами на мерной линии,
SЛ – пройденное расстояние относительно воды за определенный промежуток времени,
РОЛ – разность отсчетов лага,
ОЛ1 – отсчет лага в начальный момент,
ОЛ2 – отсчет лага в конечный момент,
DЛ – поправка лага в процентах, бывает положительной и отрицательной,
КЛ – коэффициент лага.
Пример 1. Измерили относительную скорость судна и поправку лага по морскому бую. При следовании на буй в начальный момент Т1=0 сек секундомера, показание лага ОЛ1 = 56,33, и дистанция до буя D1 = 2,8. В дистанции до буя D2 = 1,5 мили остановили секундомер
Т2 =390 сек, и сняли отсчет лага ОЛ2 = 57,67. Рассчитать V0 и DЛ%..
Решение: VЛ = узлов
DЛ% =
Пример 2. На мерной линии длиной 3 мили предполагается наличие течения, совпадающего с направлением ведущего створа 70°-250°. Для определения скорости судна о поправки лага судно сделало два пробега. На ИК = 250° время по секундомеру Т = 1740 сек и РОЛ1 = 3,6. На ИК = 70° Т = 1080 сек, а РОЛ = 2,3. Рассчитать скорость судна относительно воды VЛ и поправку лага DЛ%.
Решение. Рассчитаем скорости судна на каждом галсе. V1 = узла
V2 = узлов. Тогда скорость относительно воды будет:
VЛ = узла. Теперь рассчитаем пройденное по лагу расстояние на обоих галсах.
SЛ = мили и пройденное расстояние по показаниям лага: РОЛ = 3,6+2,3=5,9
Отсюда коэффициент лага КЛ = , поправка лага DЛ% = 100 (1,07 – 1) = + 7%.
Пример 3. Расстояние между обсервациями, снятое с карты равно SЛ = 22 мили, а разность отсчетов лага РОЛ = 20,0. Определить поправку лага.
Решение. КЛ = . Отсюда находим поправку лага DЛ% = 100(1,1 – 1) = + 10%
1. Морские единицы скорости судна.
2. Как рассчитывается коэффициент лага КЛ?
3. Определение поправки лага с помощью свободно плавающего ориентира.
Способы определения скорости судна и пройденного расстояния. Лаги. Поправка и коэффициент лага. Мерная линия. Определение скорости судна и поправки лага на мерной линии.
«Определение скорости судна и пройденного расстояния в море»
Расстояние в море измеряется в морских милях и кабельтовых, поэтому и пройденное судном расстояние измеряется в этих же единицах. 1миля = 10 кбт.
Скорость судна выражается количеством миль в час, или узлов.
Узел-единица скорости судна, равная одной миле в час.1узел = 1миля/час.
Приборы, с помощью которых измеряется скорость судна и определяется пройденное расстояние называются лагами.
Лаги в зависимости от принципа действия и устройства подразделяются на
— относительные(Гидродинамические, индукционные), измеряющие скорость судна относительно воды
— абсолютные(Доплеровские лаги, инерциальные и геоэлектромагнитные системы), измеряющие скорость судна относительно грунта.
1. Гидродинамические. Работа этих лагов основана на измерении разности статического и динамического давления воды, зависящей от скорости судна.
2. Индукционные. Принцип работы основан на использовании зависимости между скоростью судна и ЭДС, индуцируемой в воде источником магнитного поля, закрепленном на днище судна.
3. Допплеровские. Принцип работы основан на использовании эффекта Допплера, заключающийся в изменении наблюдаемой частоты вследствие относительного движения источника излучаемой энергии
Движение судна так же принято делить на относительное со скоростью Vо (Vл), абсолютное со скоростью V (Vа, Vи) и переносное Vc под воздействием ветра, течения или их совместном воздействии.
На судах в основном используются относительные лаги, которые измеряют скорость и пройденное расстояние относительно воды с учётом ветра, но без учёта течения. Как правило, лаги имеют погрешность, называемую поправкой лага.
Поправкой лага называется систематическая погрешность, выраженная в процентах.
ΔЛ= ————100%
где S – фактическое (истинное) расстояние, снятое с карты;
РОЛ – разность отсчётов лага. РОЛ=ОЛ2 – ОЛ1.
Часто поправку лага выражают через коэффициент лага kл.
Поправку лага и скорость судна определяют после постройки или ремонта на специальных полигонах – мерных линиях при следующих условиях: волнение не более 3 баллов, ветер до 8 м/с, глубина не менее 6 средних осадок.
Поправка лага и скорость судна определяются на ППХ, СПХ, МПХ, СМПХ в грузу и в балласте.
Полученные результаты заносят в таблицу маневренных элементов.
При отсутствии течения на мерной линии делается 1 пробег.
Соответственно определится и поправка лага: рассчитываются по формуле (2) для двух пробегов.
В море скорость и поправка лага определяются по свободно плавающему ориентиру (для исключения течения) с помощью РЛС или с помощью высокоточных обсерваций (по спутникам) с исключением течения графически или по формулам. Для исключения накапливающихся погрешностей длина одного пробега должна составлять при скорости 10 уз. – 2,3 м.мили; 15уз. – 3,6 м. мили; 18 уз. – 4,3 м.м или; 20 уз. – 4,9 м.мили (Н. В. Авербах, Ю. К. Баранов Определение маневренных элементов морского судна и поправки лага). Тогда
.
Задачи, решаемые при ведении счисления.
Предвычисление отсчёта лага: ОЛi+1=РОЛ+ ОЛi, где РОЛ=Sл/kл.
Расчёт расстояния, пройденного по лагу: Sл=VлDT.