На основании чего происходит списание материалов в бюджетном учреждении
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 10
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
В п. 32 Инструкции N 174н сказано, что поступление и внутреннее перемещение материальных запасов оформляются следующими первичными документами:
В свою очередь, выбытие материальных запасов производится на основании следующих первичных учетных документов (п. 36 Инструкции N 174н):
Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно за единицу.
Относительно акта Методические указания содержат следующую информацию. Акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов. Он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также по сдаче отходов и брака.
Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Теоретические аспекты применения вышеназванных документов мы привели. Теперь попробуем разобраться в конкретных ситуациях.
Материалы, которые незначительны по цене, расходы по которым не нормированы и которые не требуют контроля в процессе их использования, списываются с учета в момент выдачи их в эксплуатацию на основании ведомости.
Например, в учетной политике учреждения может быть прописано следующее: «Канцелярские товары, туалетная бумага, мешки для мусора списываются со счетов бухгалтерского учета на основании ведомости, составленной в момент выдачи их со склада в пользование. Остальные материалы (лампочки, моющие средства, горюче-смазочные материалы (за исключением бензина и дизеля), запасные части для автомобиля и т.п.) списываются по решению комиссии о списании материальных ценностей и на основании составленного ею акта».
По нашему мнению, вы правильно делаете, что игрушки и моющие средства выдаете со склада по требованиям-накладным, а затем на их списание оформляете акт.
Вопрос: Передача со склада в отделы канцелярских товаров оформляется ведомостью. Можно ли операцию по списанию канцелярских товаров совершать на основании этой ведомости или нужно дополнительно оформить акт?
Как нами было сказано выше, согласно Методическим указаниям ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов. В п. 36 Инструкции N 174н тоже говорится о том, что операции по выбытию материалов от одного МОЛ к другому вполне могут отражаться в ведомости. При списании этих материалов со счетов бухгалтерского учета составляется акт, если учетной политикой учреждения не установлено иное.
Согласно Постановлению N 71а накладная применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов, и предъявляет получатель доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Принимая во внимание положения п. 36 Инструкции N 174н, на основании накладной списание материалов не производится. Этот первичный документ используется при отражении операций по учету отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Для отражения операции по передаче материалов (карандашей и ручек) используется ведомость, и на основании ее, как мы говорили выше, производится списание материалов при их передаче от МОЛ. Списание материалов со счетов обычно оформляется актом.
Вопрос: Многие специалисты в области финансов и бухгалтерского учета, давая разъяснения по учету и списанию ветоши, рекомендуют производить ее списание на основании акта. Почему для совершения этой операции недостаточно ведомости?
Прямого указания на то, что передача ветоши в пользование отражается на основании ведомости, а затем оформляется акт, Инструкции N N 157н и 174н не содержат. Из дословного прочтения Методических указаний следует: если в вашей учетной политике установлено, что списание ветоши с учета производится на основании ведомости в момент ее выдачи в пользование, вы используете ведомость. В случае если такой возможности в учетной политике не прописано, вами должны быть составлены ведомость или требование-накладная, отражающие выдачу ветоши в пользование. Факт пользования должен быть отражен в акте, на основании его производится операция по списанию ветоши с бухгалтерского учета.
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Учет материальных запасов в бюджетных организациях — это отражение операций по поступлению, выбытию и перемещению имущественных ценностей учреждения, отнесенных в состав матзапасов. Для бюджетников предусмотрены исключительные правила бухучета.
Что относится к материальным запасам
Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Классификация материальных запасов включает:
Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
Виды имущества бюджетного учреждения
Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Правила распоряжения имуществом
Любое недвижимое имущество
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ
Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход
Прочее движимое имущество
Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.
Списание ОС может происходить по следующим причинам:
Не являются основанием для списания ОС:
По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).
Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:
Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2020-2021 годах.
Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).
Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и скачайте документ.
Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.
Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.
Бухгалтерский учет списания ОС
Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:
Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)
Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями
010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)
Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств
010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»
010100000 «Основные средства»
ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом
02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС
010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)
040110172 «Доходы от операций с активами»
Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС
040120200 «Расходы экономического субъекта»
030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.
Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.
Знакомьтесь: новый федеральный стандарт «Запасы»
Автор: Сильвестрова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Материальные запасы – это один из объектов учета государственных (муниципальных) учреждений. С 1 января 2020 года при учете таких объектов следует руководствоваться ФСБУ «Запасы». По какой стоимости они учитываются? Каковы особенности выбытия объектов материальных запасов? Ответы на эти и другие вопросы приведены далее.
Согласно нормам п. 35 – 37 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для (п. 37 ФСБУ «Концептуальные основы»):
а) использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);
б) обмена на другие активы;
в) погашения обязательств, принятых субъектом учета.
В 2018 году объект относился в состав материальных запасов исходя из положений:
ФСБУ «Концептуальные основы», в котором, как мы указали, было приведено понятие «активы»;
пунктов 98 и 99 Инструкции № 157н, которые устанавливают перечень объектов, являющихся материальными запасами (заметим, что Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н положения данных пунктов не изменены);
Указаний № 65н, в которых перечислено, какие объекты приобретаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ как объекты материальных запасов (с 1 января 2019 года этот документ не применяется и вместо него действует Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н).
С целью установления единых требований к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство (далее – запасы), а также требований к информации о запасах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, Минфин разработал и утвердил ФСБУ «Запасы». Он применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года. Ниже рассмотрим наиболее интересные и значимые, на наш взгляд, положения этого документа для учреждений здравоохранения.
В отношении каких объектов новый стандарт не применяется?
ФСБУ «Запасы» не применяется для целей бухгалтерского учета:
а) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
б) живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);
в) незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;
г) объектов, относящихся к активам культурного наследия;
д) финансовых инструментов.
Как группируются объекты материальных запасов?
Стандарт устанавливает следующую классификацию объектов, учет которых он регулирует.
В пункте 6 ФСБУ «Запасы» расшифровывается каждое из указанных в схеме понятий. Так, материальными запасами являются материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, в том числе для изготовления иных нефинансовых активов, готовая продукция, биологическая продукция, иные материальные ценности, приобретенные для продажи (товары), а также материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций).
Ниже приведем определения основных понятий объектов, включаемых в состав запасов.
Наименование понятия
Определение
Материальные ценности (изделия), созданные (произведенные) субъектом учета и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку
Сельскохозяйственная и иная продукция как результат деятельности по биотрансформации, полученная (собранная) от биологических активов, предназначенные для отчуждения продукты биотрансформации объектов основных средств, непроизведенных активов, биоресурсов, не находящихся на балансе субъекта учета, относящихся к животному и растительному миру
Процессы роста, вырождения, продуцирования и размножения живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы), которые вызывают качественные или количественные изменения в биологическом активе
Материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций)
Иные материальные запасы
Материальные ценности, являющиеся материальными запасами в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
Совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг), приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг
Каковы особенности признания (принятия) запасов к бухгалтерскому учету?
Согласно п. 100 Инструкции № 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В то же время п. 13 ФСБУ «Запасы» установлено, что активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Имеется ли разница между фактической стоимостью и первоначальной? Давайте посмотрим.
Обратимся к п. 102 инструкции, которым установлено, что фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
иные суммы, поименованные в данном пункте.
Из положений п. 19 ФСБУ «Запасы» следует, что первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных вложений, поименованных в данном пункте (схожи с указанными в п. 102 Инструкции № 157н). Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «фактическая стоимость» материальных запасов и их «первоначальная стоимость» – схожи. Однако все же здесь ФСБУ «Запасы» устанавливает особенности принятия запасов к учету, которые не содержатся в Инструкции № 157н, но которые, безусловно, нужно учитывать. Рассмотрим их кратко.
Обращаем ваше внимание на то, что если государственным контрактом (договором) на поставку (приобретение) материальных запасов предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то разница между стоимостью при оплате без отсрочки платежа и стоимостью при оплате с ее учетом признается в качестве расходов на уплату процентов, за исключением случаев, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость запасов в соответствии с требованиями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 15 ФСБУ «Запасы»).
У субъектов учета, осуществляющих в соответствии с решением о централизации закупочной деятельности, принятым в порядке, установленном законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, функции и полномочия по закупке материальных запасов для нужд других организаций государственного сектора (фактических получателей закупаемых материальных запасов), расходы по доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей согласно установленной ими учетной политике не включаются в фактически произведенные вложения (первоначальную стоимость) приобретаемых материальных запасов и отражаются в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода.
Здесь же хотелось бы остановиться на указанных в ФСБУ «Запасы» особенностях определения первоначальной стоимости материальных запасов:
приобретаемых в результате необменных операций (п. 22);
полученных в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества (п. 23);
полученных субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора (п. 24).
Так, первоначальной стоимостью материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. При его использовании справедливая стоимость материальных запасов рассчитывается на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.
При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.
В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, их первоначальная стоимость оценивается на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной. В случае если передающая сторона данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким-либо причинам не представила, либо невозможно определить справедливую стоимость материальных запасов на дату получения, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – 1 руб.».
Если у учреждения остаются материалы в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, то их первоначальная стоимость определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету в порядке, аналогичном предусмотренному п. 10 ФСБУ «Запасы». При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы по их транспортировке, сортировке, иные аналогичные расходы по приведению в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
Материальные запасы, полученные субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 ФСБУ «Запасы»).
Каковы особенности выбытия запасов с бухгалтерского учета?
Пунктом 34 ФСБУ «Запасы» установлены случаи прекращения запасов в качестве активов:
а) при их потреблении (использовании) в деятельности субъекта учета (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
б) по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества;
в) при прекращении по решению субъекта учета использования объекта для целей, предусмотренных при признании запасов, и прекращении получения им экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта запасов;
г) при передаче другой организации государственного сектора;
д) при передаче в результате продажи (дарения), обмене, распространении;
е) по иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.
Прекращение признания (выбытия с балансового учета) объекта запасов осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом;
б) субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая предусмотрена предоставленными ему правами, ни в его реальном использовании;
в) величина дохода (расхода) от выбытия актива может быть надежно оценена;
г) не прогнозируется получение субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией;
д) понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно оценены.
В таблице рассмотрим особенности выбытия материальных запасов по разным основаниям.
Причина выбытия материальных запасов
Особенности отнесения расходов
В пределах естественной убыли
Стоимость запасов включается в расходы (затраты) текущего периода
В результате потерь при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
Стоимость запасов отражается с отнесением на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода
В результате хищений, недостач, гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца
Операция осуществляется в момент уничтожения или обнаружения недостачи с отнесением балансовой стоимости запасов на финансовый результат текущего отчетного периода (в уменьшение доходов от операций с активами). Сумма возмещения причиненного ущерба, подлежащая взысканию с виновного лица, отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен
В результате реализации (продажи, обмена) или распространения запасов, предназначенных для отчуждения
Балансовая стоимость таких запасов признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, происходит обмен или распространение товаров. Доходы и расходы по операциям реализации (продажи, обмена) или распространения запасов, предназначенных для отчуждения, отражаются в бухгалтерском учете развернуто.
Расходы, понесенные субъектом учета для оказания услуг до момента признания дохода от оказания соответствующих услуг, в том числе за символическую плату, отражаются в составе незавершенного производства
Выбытие (отпуск) запасов отражается по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости. Один из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов применяется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению. Средняя стоимость запасов рассчитывается по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество (п. 42 ФСБУ «Запасы»).
При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов.
В завершение отметим, что объекты бухгалтерского учета, подлежащие отнесению к запасам согласно ФСБУ «Запасы», которые ранее не признавались таковыми в составе запасов и (или) отражались на забалансовом учете, после 1 января 2020 года признаются субъектом учета в составе запасов (отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости, определенной данным стандартом (п. 45). При этом корректируются показатели финансового результата прошлых отчетных периодов на начало отчетного периода. Результаты такой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.