На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование

С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации

Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:

– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.

Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).

Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.

Привлечение аттестующей организации

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:

– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;

– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).

Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .

Оценка параметров рабочих мест

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

– профессии или должности одного наименования;

– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).

Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:

– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;

– травмобезопасность рабочего места;

– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).

Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).

Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:

– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;

– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;

– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;

– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).

Документальное оформление аттестации

Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:

– создаётся аттестационная комиссия;

– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);

– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).

В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):

– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);

– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);

– представители аттестующей организации.

Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).

До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.

В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;

– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);

– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;

– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;

– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;

– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;

– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.

После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.

Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).

После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);

сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).

Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.

Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).

Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).

Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест

За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:

– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;

– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Смотреть фото На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Смотреть картинку На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Картинка про На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Фото На основании чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда
racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *