На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта

Глава 2. Организация исследования устойчивости функционирования организации в мирное и в военное время

Глава 2. Организация исследования устойчивости функционирования организации в мирное и в военное время

Исследование устойчивости функционирования организации заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в мирное и военное время, и определении их влияния на производственную деятельность.

Исследования устойчивости функционирования организации (объекта) в мирное и в военное время должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Главной целью проведения исследований устойчивости состоит в выявлении уязвимых мест в работе организации в мирное и в военное время, выработке наиболее эффективных рекомендаций, направленных на повышение устойчивости.

В дальнейшем рекомендации включаются в план мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций.

Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений, подземная прокладка коммуникаций и т.п.) выполняются заблаговременно.

Мероприятия, не требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное время нецелесообразно, проводятся в период угрозы нападения противника.

Исследование устойчивости функционирования организации проводится силами инженерно-технического персонала с привлечением соответствующих специалистов научно-исследовательских и проектных организаций.

Главная цель исследований заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению.

Организатором и руководителем исследований устойчивости функционирования организации является руководитель организации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях — это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения чрез вычайных ситуаций, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.

Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов

На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть картинку На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Картинка про На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта


Мероприятия гражданской обороны по повышению устойчивости функционирования объектов экономики

На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть картинку На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Картинка про На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта

Устойчивость управления объектом

Устойчивость защиты производственного персонала объекта

Устойчивость технологических процессов

Устойчивость ремонтно-восстановительной службы объекта

На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Смотреть картинку На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Картинка про На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта. Фото На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта

Основными мерами по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, которые осуществляются в мирное время, являются: разработка научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в военное время; осуществление градостроительной деятельности размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил и других утверждённых в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени; обеспечение бесперебойного функционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприятий сигналами гражданской обороны; разработка и подготовка к реализации мероприятий по комплексной (световой и другим видам) маскировке объектов; разработка и проведение обусловленных особенностями объектов подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны и их обучение) по обеспечению ликвидации по следствий поражения объектов современными средствами нападения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время; осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.

Мероприятия по световой и другим видам маскировки

Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, а также железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта производится в соответствии с требованиями действующих норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселений, объектов экономики и инфраструктуры, а также ведомственных инструкций по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с МЧС России. К мероприятиям по другим видам маскировки относятся: применение объектовых защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных белей (лазерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых насаждений, маскировочных сетей.

Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения

Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны соответствовать требованиям действующих норм проектировании инженерно- технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным. При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных сильных разрушений. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резервуары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сутки на одного человека. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения городских и сельских поселений и промышленных предприятий, включая временно законсервированные, а также предназначенные для полива сельскохозяйственных угодий, должны быть взяты на учет органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с одновременным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.

Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения

Основными мероприятиями по повышению устойчивости систем энергоснабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередачи и подстанций в соответствии с требованиями нормативных актов по гражданской обороне; создание резервных автономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пиковых режимах; создание на электростанциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топлива; подготовка к приему в портовых городах электроэнергии от судовых электроустановок и подготовка береговых устройств для обеспечения приёма электроэнергии и передачи её транзитом; учёт всех имеющихся дополнительных (автономных) источников электроснабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения: изготовление необходимого оборудования и приспособлений для подключения указанных источников к сетям объектов; закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трассам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.

Мероприятия по защите продовольствия, пищевого сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений

К мероприятиям по защите продовольствия, сырья и фуража относятся:

К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и растений относятся:

Мероприятия по обеспечению устойчивости систем материально-технического снабжения

Обеспечение устойчивости систем материально-технического снабжения достигается:

Подготовка транспорта к устойчивому функционированию в военное время

Подготовка транспортной системы страны к устойчивому функционированию в военное время осуществляется с целью обеспечения воинских, эвакуационных и хозяйственных перевозок при комплексном использовании всех видов транспорта.

Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается:

Мероприятия по дублированию производства важнейшей продукции и жизненно важных схем, по усилению межотраслевой кооперации учитываются в планах мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов субъектов Российской Федерации.

Источник

На основании чего проводится исследование устойчивости функционирования объекта

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Safety in emergency. Increasing the business continuity of organizations in emergencies. General principles

Дата введения 2021-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

1 Область применения

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

— федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими планирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

— организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.04 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.1.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 1.0 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ P 22.3.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 42.2.01 Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства

СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»

СП 264.1325800.2016 «СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»

3 Термины, определения и сокращения

3.1.1 объект экономики: Предприятие, организация или учреждение материально-производственного или социально-производственного назначения, имеющее единую систему управления и расположенное на единой территории.

3.1.2 объект жизнеобеспечения населения: Предприятие, организация или учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.3 уязвимость объекта: Свойство объекта быть подверженным воздействию опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.4 устойчивость функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях: Способность объектов экономики и жизнеобеспечения населения противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях, с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба, а также с целью восстановления в минимальные сроки утраченных функций объектов.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются одной из основных задач гражданской обороны.

4.2 Объектами экономики, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, являются:

1) объекты организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2];

2) объекты, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время;

3) объекты, представляющие высокую потенциальную опасность, в том числе:

— критически важные объекты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации;

— потенциально опасные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [3];

— особо опасные и технически сложные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности [1].

4.3 К объектам жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, относятся объекты жизнеобеспечения организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2], и объекты жизнеобеспечения, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время, в том числе:

— предприятия агропромышленного комплекса;

— объекты пищевой и мясо-молочной промышленности, хлебозаводы, холодильники и т.п.;

— предприятия торговли и общественного питания, бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания;

— предприятия водо-, электро- и теплоснабжения;

— организации материально-технического и продовольственного снабжения;

— предприятия городского и междугороднего транспорта;

— муниципальные ремонтно-восстановительные службы и др.

4.4 Конкретный перечень объектов экономики и жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, утверждается в составе планов гражданской обороны и защиты населения, а также планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

4.5 Основными направлениями обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются:

— создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

— рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (СП 165.1325800.2014);

— обеспечение защиты персонала (рабочих и служащих) объектов от поражающих факторов ССП, вторичных поражающих факторов их применения, а также от ЧС;

— разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

— разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в соответствии с требованиями СП 165.1325800.2014;

— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

— заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

Источник

Приложение N 12. Общие положения по устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Приложение N 12
к методическим рекомендациям по повышению
устойчивости функционирования
объектов экономики муниципальных образований
(муниципального района, городского округа)
Оренбургской области

Общие положения
по устойчивости функционирования объекта экономики
в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Основные нормативные правовые документы, регламентирующие мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в условиях ЧС мирного времени и в военное время:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (извлечение):

«Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях».

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (извлечение):

«Глава III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время».

Каждый объект экономики в зависимости от характеристики технологических процессов, вида и объемов выпускаемой продукции, месторасположения и других особенностей имеет свою специфическую структуру. Однако практически в состав каждого объекта входит целый ряд общих основных элементов.

К таким основным элементам относятся:

комплекс административных и производственных зданий и сооружений;

сооружения топливно-энергетического хозяйства;

коммунально-энергетические и технологические системы и сети связи;

отдельно стоящие технологические установки;

При возникновении ЧС возможен выход из строя одного или нескольких элементов объекта, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю деятельность объекта.

Наиболее опасными поражающими факторами для производственного комплекса объекта являются ударная волна, образующаяся при взрывах газовоздушной, паровоздушной смесей, ядерном взрыве или взрывах обычных взрывчатых веществ, световое излучение, образующееся при взрывах, а также тепловое воздействие при пожарах.

Устойчивость функционирования объекта зависит от следующих основных факторов:

проведения мероприятий по предупреждению ЧС;

рационального размещения зданий, сооружений, коммунально-энергетических и технологических коммуникаций на территории объекта;

обеспечения защиты персонала объекта;

физической стойкости основных зданий, сооружений и инженерно-технического комплекса объекта к поражающим факторам ЧС и современных средств поражения;

обеспечения надежности управления производством;

возможности возникновения вторичных поражающих факторов;

наличия надежных производственных связей и состояния материально-технического снабжения;

подготовки перевода объекта на аварийный режим работы и упрощенные для военного времени технологии;

подготовки к восстановлению нарушенного производства.

Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объекта предусматриваются на стадии проектирования объекта и включаются в состав проектно-сметной документации.

Эти мероприятия разрабатываются согласно требованиям федеральных документов, в том числе СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО» и ведомственных нормативных документов.

В соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов мероприятия по устойчивости функционирования городов, населенных пунктов и объектов предусматривают:

рациональную застройку и размещение объектов экономики на территории муниципальных образований области, а также размещение зданий и сооружений на территории объекта;

обеспечение защиты населения и персонала объектов;

повышение надежности работы коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем городов и объектов;

исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов и т.д.);

обеспечение надежности систем управления городов и объектов;

обеспечение надежных производственных связей и материально-технического снабжения;

подготовку перевода коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем городов и объектов экономики на аварийный режим работы и упрощенные технологии для военного времени;

подготовку к восстановлению застройки и коммунально-энергетических систем городов, а также нарушенного производства на объектах.

Все эти мероприятия, как уже отмечалось, должны быть предусмотрены в проектном решении на строительство или реконструкцию объектов экономики.

Ответственность за выполнение мероприятий по устойчивости функционирования территорий и объектов несут соответствующие руководители.

По истечении определенного промежутка времени или в связи с изменениями необходимо предусматривать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования городов и объектов при ЧС мирного и военного времени.

Повышение устойчивости функционирования объекта включает в себя комплекс следующих мероприятий:

организационные мероприятия, включающие планирование выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработку соответствующих нормативных документов;

инженерно-технические мероприятия, в том числе по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту застройке, инженерно-технического комплекса объекта, коммунально-энергетических и технологических сетей и сооружений;

специальные технологические мероприятия, включающих мероприятия по подготовке объекта к работе при угрозе возникновения ЧС и его восстановления.

Основные пути ПУФ объекта:

заблаговременное проведение мероприятий по ПУФ объекта, то есть при повседневной готовности объекта;

проведение мероприятий по ПУФ объекта при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени;

подготовка объекта к восстановлению после ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по ПУФ объекта должны проводиться по следующим основным направлениям:

рациональное размещение зданий, сооружений, коммуникаций на территории объекта;

защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке;

защита инженерно-технического комплекса объекта от поражающих факторов ЧС, современных средств поражения;

перевод объекта на современные безопасные технологии и внедрение систем контроля и управления производством;

организация надежных производственных связей и материально-технического снабжения на объекте;

подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовка к восстановлению нарушенного производства;

обеспечение технологической дисциплины, маскировки и охраны объекта.

Решение всего комплекса задач обеспечения устойчивости функционирования объекта осуществляется под руководством органов управления, которые создаются согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В состав этих органов входят:

Все указанные органы управления и должностные лица назначаются приказом руководителя объекта и полномочия определяются специальными положениями.

В ряде случаев создается подкомиссия КЧС, занимающаяся проблемами устойчивости или эти задачи возлагаются на одно из структурных подразделений объекта.

Комиссия по ПУФ объекта (подкомиссия КЧС) является постоянно действующим органом. Она создается приказом руководителя предприятия из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов и возглавляется главным инженером объекта.

Непосредственно возглавляет комиссию главный инженер объекта или должностное лицо, ему соответствующее.

Основными задачами комиссии по ПУФ являются:

организация разработки и планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта;

организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени;

координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта;

осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта;

организация подготовки руководящего состава и персонала объекта по вопросам ПУФ;

организация и проведение учений и тренировок с персоналом по ПУФ на объекте.

Структура и состав комиссии по ПУФ зависят от специфических особенностей объекта. Примерная структура комиссии по ПУФ объекта следующая:

заместитель руководителя объекта по экономическим вопросам (главный экономист);

заместитель руководителя объекта по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);

заместитель руководителя объекта по капитальному строительству;

главный технолог объекта;

главный механик объекта;

главный энергетик объекта;

руководитель структурного подразделения по делам ГОЧС объекта;

начальник отдела охраны труда и технической безопасности;

начальник пожарной охраны объекта.

Одной из главных задач комиссии по ПУФ объекта является организация проведения исследования устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени.

Исследования устойчивости функционирования объекта при ЧС мирного и военного времени должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

Главной целью проведения исследований устойчивости является прогнозирование возникновения ЧС мирного времени и военного характера на 5-10 лет, характер их воздействия на объект в целом, выявление наиболее уязвимых элементов во всех системах и структурных звеньях объекта.

На основании материалов исследований разрабатывается комплекс организационных, инженерно-технических, специальных технологических мероприятий по ПУФ объекта.

Проведение исследования устойчивости функционирования объекта организует комиссия по ПУФ с привлечением при необходимости научно-исследовательских и проектных организаций.

На первом этапе проводятся мероприятия, направленные на организацию исследований. С этой целью определяются цели исследований, объемы исследовательских работ, необходимые силы и средства для их выполнения.

Создаются расчетно-исследовательские группы на базе служб и подразделений объекта. Эти группы возглавляются главным инженером, главным механиком, другими главными специалистами и руководителями служб и подразделений объекта.

Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются комиссией по ПУФ, техническими службами и отделами (секторами), а также специально назначенными лицами по ГО и ЧС, как правило, работниками штаба ГО и ЧС объекта. К таким документам относятся приказ руководителя объекта, план проведения исследований и задания расчетно-исследовательским группам.

В приказе руководителя объекта должны быть отражены:

цель исследований и сроки их проведения;

объем предстоящих работ (перечень структурных подразделений, систем и элементов объекта, устойчивость функционирования которых подлежит исследовать);

составы расчетно-исследовательских групп по направлениям исследований (группа руководителя, начальника отдела капитального строительства, главного механика, главного технолога и т.д.);

сроки представления отчетности;

контроль за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследований, с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и вида отчетности.

Задание выдается каждой расчетно-исследовательской группе. Оно должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения поражающих факторов, возникающих при ЧС.

Организационный этап заканчивается проведением руководителем объекта совещания с исполнителями, на котором исполнители получают основные указания о порядке предстоящих исследований, изучении методики оценки устойчивости, проведении инженерных расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.

На втором этапе расчетно-исследовательские группы или комиссия по ПУФ определяют факторы, влияющие на устойчивость работы объекта, и оценивают устойчивость объекта в целом и устойчивость работы отдельных элементов и систем объекта.

В ходе второго этапа производится оценка устойчивости функционирования объекта при ЧС по следующим направлениям:

определение вероятности и причин возникновения ЧС и оценка их влияния на жизнедеятельность объекта;

оценка физической устойчивости основных технологических элементов объекта;

оценка надежности защиты персонала объекта;

определение устойчивости системы управления;

оценка надежности материально-технического снабжения и производственных связей;

определение готовности объекта к восстановлению;

прогноз устойчивости функционирования объекта в целом.

При оценке вероятности возникновения ЧС на объекте или вблизи его и влияние ЧС на жизнедеятельность объекта определяются:

виды ЧС, которые могут возникнуть на объекте или вблизи его, причины возникновения и их возможный характер, параметры поражающих факторов и продолжительность их воздействия;

прогноз возможного ущерба производству, застройке объекта и технологическому процессу;

прогноз последствий воздействия поражающих факторов на людей;

общее влияние ЧС того или иного вида на функционирование объекта.

При оценке физической устойчивости объекта определяются:

элементы объекта, чувствительные к воздействию данного поражающего фактора (составляется перечень элементов объекта с краткой их характеристикой), и заносятся в таблицу оценки устойчивости объекта;

степени разрушения элементов объекта при различных параметрах поражающего фактора заносятся в таблицу оценки устойчивости объекта, и устанавливается показатель устойчивости этих элементов, то есть максимальное значение поражающего фактора, при котором устойчивость работы объекта не нарушается;

наиболее уязвимые элементы, существенно влияющие на работу объекта (по данным таблицы оценки устойчивости объекта);

технически возможный и экономически целесообразный предел повышения устойчивости слабых элементов объекта;

возможности объекта выполнять производственные задачи (планы, программы);

инженерно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости наиболее важных элементов объекта (путем соответствующих расчетов), и сравнительная оценка их технико-экономической эффективности.

При оценке уровня защиты персонала объекта определяются:

количество защитных и других сооружений, которые могут быть использованы для укрытия персонала объекта, и их защитные свойства;

общая вместимость рассматриваемых сооружений с учетом возможного переуплотнения;

максимальное количество персонала, которое может оказаться на объекте в момент укрытия;

количество недостающих мест в защитных сооружениях и в сооружениях, которые могут быть использованы для укрытия персонала;

возможность использования верхних этажей зданий для укрытия людей от некоторых видов ЧС;

возможность быстрого вывода людей из рабочих помещений в случае возникновения ЧС, в том числе по сигналу «Воздушная тревога»;

состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения персонала объекта продовольствием;

наличие на объекте средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим при возникновении ЧС;

подготовленность помещений, в том числе противорадиацинновоздушных # укрытий, для размещения отдыхающих смен в загородной зоне.

В показателях защиты людей должны быть указаны:

а) по защите персонала на объекте:

процент укрытия в защитных сооружениях и процент укрытия в приспосабливаемых помещениях;

процент обеспеченности персонала объекта СИЗ;

б) по защите в загородной зоне:

процент укрытия рабочих, служащих и членов их семей в существующих ПРУ и приспосабливаемых помещениях;

процент обеспеченности рабочих служащих и членов их семей СИЗ.

При оценке устойчивости системы управления объекта определяются:

наличие, качество, защищенность и готовность пунктов управления и узлов связи;

наличие плана замещения руководящего состава объекта при потерях.

При оценке надежности материально-технического снабжения и производственных связей определяются:

запасы сырья, топлива, комплектующих изделий и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта;

неразрывность существующих связей с поставщиками комплектующих изделий и потребителями готовой продукции;

наличие и реальность планов перевода производства на использование местных материалов.

При определении готовности объекта к восстановлению нарушенного производства устанавливаются:

наличие планов и графиков восстановления объекта при получении им слабых и средних разрушений;

наличие технической документации для проведения восстановительных работ;

обеспеченность восстановительных работ материалами, оборудованием, строительными конструкциями;

наличие и подготовленность сил и средств для проведения восстановительных работ.

На основании материалов исследования устойчивости функционирования объекта разрабатываются инженерно-технические мероприятия силами расчетно-исследовательских групп под общим руководством объектовой комиссии по повышению устойчивости с возможным привлечением специализированных организаций или отдельных специалистов.

К числу инженерно-технических мероприятий относятся:

обеспечение безаварийной работы инженерно-технического комплекса объекта с учетом его состояния как возможного источника возникновения ЧС;

обеспечение энергоснабжения объекта от двух независимых источников или устройство двух вводов электросетей с различных направлений;

обеспечение защиты трансформаторных подстанций (устройство дополнительных кирпичных или железобетонных стен, их обвалование грунтом);

заглубление в грунт кабельных электросетей;

приобретение и подключение к энергосистеме объекта передвижных электростанций;

обеспечение подачи воды на объект от двух независимых источников, один из которых целесообразно иметь подземным;

обеспечение закольцевания сетей водоснабжения объекта;

заглубление в грунт водопроводных сетей и резервуаров для питьевой воды;

герметизация артезианских скважин;

размещение пожарных гидрантов;

обеспечение подачи газа на объект от двух независимых источников;

заглубление в грунт газовых сетей;

обеспечение закольцевания газовых сетей на объекте;

установка на газовых сетях автоматических устройств, срабатывающих от перепада давления, а также запорной арматуры с дистанционным управлением;

обеспечение защиты резервуаров путем устройства железобетонных казематов и их обвалование грунтом.

Все эти и другие мероприятия должны выполняться в мирное время при новом строительстве или реконструкции объекта или его отдельных участков.

По завершении второго этапа расчетно-исследовательские группы подготавливают предложения по проведению организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объекта и его элементов.

На третьем этапе работниками комиссии по ПУФ и штаба по делам ГОЧС объекта по результатам исследования разрабатывается план мероприятий по ПУФ объекта при ЧС мирного и военного времени, осуществляется контроль выполнения этих мероприятий, составляется отчет о проведенных работах.

В плане и в приложениях к нему приводится перечень мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта, их объемы, перечень необходимых материалов и оборудования, сил и средств, привлекаемых для выполнения работ, ответственные исполнители, сроки и стоимость выполнения работ.

2. Основные направления и мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости
функционирования объекта

На основании проведенных исследований устойчивости осуществляются разработка мероприятий по повышению устойчивости функционирования в условиях ЧС и планирование их выполнения.

плана основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта на установленный период;

плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.

План основных инженерно-технических мероприятий разрабатывается на установленный период (текущий год или перспективу).

Мероприятия, предусматриваемые планом, должны выполняться при повседневной готовности объекта, то есть в мирное время в ходе выполнения на объекте работ по капитальному строительству, ремонту.

В плане основных инженерно-технических мероприятий мероприятия группируются по следующим основным направлениям (разделам):

защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке от ЧС мирного и военного времени;

новое строительство и реконструкция зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей с учетом современных требований;

перевод работы объекта на современные безопасные технологии;

мероприятия по защите инженерно-технического комплекса объекта;

повышение устойчивости коммунально-энергетических и технологических систем объекта;

повышение устойчивости работы систем управления производством, связи и оповещения;

организация надежных производственных связей;

подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;

совершенствование системы маскировки и охраны территории объекта;

подготовка объекта к восстановлению.

Для реализации каждого их этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.

прогнозирование последствий возможных ЧС и разработка планов действий на мирное время, включая подготовку и проведение мероприятий по всем направлениям ПУФ объекта;

подготовка руководящего состава к работе в ЧС;

создание и организация работы комиссии по ПУФ;

создание и оснащение пункта управления объектом экономики в ЧС;

разработка инструкций (наставлений, руководств) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций на объекте, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;

обучение персонала объекта соблюдению мер безопасности и способам действий при возникновении ЧС, локализации аварий и пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

подготовка сил и средств объекта для проведения мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и восстановлению производства;

установление размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;

подготовка проведения эвакуации персонала объекта и населения из опасных зон;

создание и содержание в постоянной готовности систем оповещения и управления при ЧС;

организация медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы внешнего и внутреннего облучения.

Инженерно-технические мероприятия обеспечивают повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования, инженерных коммуникаций и в целом производства, а также создание условий для его быстрого восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов, возникающих при ЧС.

Инженерно-технические мероприятия по ПУФ объекта разрабатываются в соответствии с требованиями норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (СНиП 2.01.51-90), ведомственных норм, соответствующих государственных норм и стандартов.

К числу инженерно-технических мероприятий относятся также и технологические мероприятия, проводимые в целях повышения устойчивости инженерно-технического комплекса объекта.

Специальные технологические мероприятия обеспечивают создание условий для перевода работы объекта на аварийный режим работы и обеспечения всех видов защиты и спасения людей, попавших в зоны ЧС, и быстрой ликвидации ЧС и ее последствий. К ним относятся:

перевод объекта на аварийный режим работы;

подготовка объекта к восстановлению после ликвидации ЧС;

создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся сильно действующих ядовитых веществ, дегазации местности, зараженных строений, транспортных средств, одежды и обуви;

разработка и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;

обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях;

разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;

разработка и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

разработка и внедрение мероприятий по маскировке территории объекта, в том числе светомаскировки;

разработка и внедрение мероприятий по охране территории объекта;

разработка и внедрение мероприятий по антитеррористической защите территории объекта;

накопление средств индивидуальной и медицинской защиты.

Перевод объекта на аварийный режим работы включает в себя следующие мероприятия:

перераспределение персонала объекта по сменам;

обеспечение защиты наибольшей работающей смены;

подготовка к безаварийной остановке производства;

подготовка к отключению цехов, участков, прекращающих работу;

введение системы круглосуточного управления производством;

введение в действие системы оповещения;

проведение мероприятий по сохранению необходимой документации;

проведение мероприятий по маскировке объекта, в том числе светомаскировке;

усиление охраны территории объекта.

Подготовка объекта к восстановлению включает в себя следующие основные мероприятия:

разработку проекта восстановления объекта;

создание страхового фонда документации, необходимой для восстановления объекта и выпуска запланированной продукции;

подготовку рабочей силы и техники, необходимой для проведения восстановительных работ;

планирование материально-технического снабжения.

План-график наращивания мероприятий по ПУФ объекта разрабатывается в случаях:

возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение к плану действий на объекте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

В план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС включаются мероприятия, не требующие больших капитальных вложений, трудоемкости и продолжительности выполнения работ, а также мероприятия, которые нецелесообразно выполнять в мирное время.

Мероприятия, включаемые в план-график, группируются по следующим основным направлениям (разделам):

наращивание мероприятий по защите персонала объекта;

защита хранилищ легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пожароопасных, взрывоопасных, химически опасных материалов и веществ;

защита высоких малоустойчивых сооружений и установок (опор ЛЭП, вышек, подъемных кранов и т.д.);

защита оборудования внутри производственных зданий и сооружений;

защита технологических и коммунально-энергетических сетей и сооружений;

обеспечение резервного водоснабжения объекта;

обеспечение резервного энергоснабжения объекта;

обеспечение пожарной безопасности объекта;

обеспечение маскировки и охраны объекта;

подготовка объекта к восстановлению.

Все эти разделы включают организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.

План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта разрабатывается на случай возникновения ЧС:

мирного времени, включая ЧС природного и техногенного характера;

военного времени, включая ЧС, возникающие на объекте при ядерном нападении противника, с применением современных средств поражения;

при действиях диверсионно-разведывательных групп.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС мирного времени, включается в состав плана действий на объекте по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС военного времени, включает в себя мероприятия, проводящиеся на случай возможного нападения противника, современных средств поражения, а также действий диверсионно-разведывательных групп.

План-график, предусматривающий выполнение мероприятий при возникновении ЧС военного времени, включается в состав плана гражданской обороны объекта.

Разработку планирующих документов организует комиссия по ПУФ объекта совместно со штабом по делам ГО и ЧС объекта. К работе по планированию должны привлекаться объектовые комиссии и отдельные специалисты.

Общее руководство разработкой плана осуществляет председатель комиссии ПУФ (руководитель ГО) объекта.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *