На основании чего проводят оценку физического развития детей и подростков
На основании чего проводят оценку физического развития детей и подростков
Одним из основных направлений модернизации системы физического воспитания в дошкольных и муниципальных образовательных учреждениях является внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей становится особенно актуальным в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» [1].
Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды [2; 3]. Показателями физического развития являются антропометрические данные, скорость их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности [4; 5]. Оценка физического развития детского населения является важным критерием в медицинском обследовании и имеет значение в первую очередь для врачей–педиатров, во вторую очередь для врачей общей практики и, конечно же, для педагогов. В последние десятилетия отмечается тенденция к ухудшению показателей физического развития, особенно в экологически неблагополучных сельскохозяйственных и промышленных регионах [6; 7]. Как следствие, могут развиваться патологические изменения со стороны систем и аппаратов внутренних органов, а также происходят дезадаптивные изменения психоэмоциональной сферы. Эти нарушения у детей начинают ярко проявляться с увеличением нагрузок, связанных с процессом обучения в школе. Нелегкий труд постижения серьезных наук дополнен Министерством образования и науки таким предметом, как физкультура, который на фоне увеличения объема теоретических знаний заботится и об улучшении состояния здоровья и поддержании тела в нужном тонусе. Снижение двигательной активности ребенка, обусловленной нарушениями физического развития, может усугубить изменения со стороны внутренних органов. Физкультура – это осознанная двигательная активность, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Разработка нормативов по физическому воспитанию в школах, а также в детских садах должна проводиться обязательно с учетом особенностей физического развития детей и подростков 8.
Особое внимание в сфере двигательной активности занимает современный спорт, который в настоящее время стремительно молодеет [11; 12]. В такие известные, красивые, зрелищные и очень популярные виды спорта, как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, детишек берут, как только им исполнится 4 года. Спортивные секции в первую очередь нацелены на достижение результатов и продвижение юных спортсменов к вершинам спорта. Строгая дисциплина в спорте, сравнимая иногда с военной, способствует выработке целеустремленности спортсмена и командности действий. Многочасовые тренировки сопряжены с тяжелой не по годам нагрузкой. К сожалению, это наносит громадный вред здоровью ребенка [13; 14]. А ведь именно за здоровьем отдают родители детей в спортивные секции. Необходимо отметить, что хроническое переутомление мышц ведет к гипоксии головного мозга, поскольку весь кислород направляется на восстановление мышечной ткани. Как следствие отмечается рассеянность внимания таких детей в учебном процессе в школе. У значительного числа девочек-спортсменок отмечается задержка развития и даже отсутствуют месячные. Активная нагрузка на мышцы замедляет рост костей в длину. Существенным отягощением являются и спортивные травмы. Дети плохо осознают опасность и поэтому легко идут на выполнение сложных упражнений, а иногда откровенно опасных элементов. Непоправимый вред наносят так называемые асимметричные виды спорта: теннис, бадминтон, хоккей, фехтование и т.д. Они влияют на опорно-двигательный аппарат, формируя сколиозы. В спортивных секциях, как правило, отсутствует игровая форма занятий, что является нормой для детей до 6 лет. Однако большинство тренеров считают, что спортивная секция – это не детский сад и не школа, как следствие – не придерживаются нормативов по физическому воспитанию. Очень важно консолидировать работу тренеров и с врачами-педиатрами [12; 14]. Врач должен обследовать ребенка, чтобы понять, готов ли тот к выполнению повышенных физических нагрузок, т.е., прежде всего, определить уровень физического развития малыша. И далее проводить регулярные осмотры, которые должны быть направлены не только на мониторирование физического развития, но и определение нормального функционирования таких важных систем жизнеобеспечения, как сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная. Любые скрытые проблемы со здоровьем могут, конечно же, с возрастом нивелироваться, если не подвергать растущий организм неадекватным нагрузкам. Например, пубертатный период, когда наблюдаются диспропорции в развитии практически всех систем органов. Естественно, это приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок. Спортивные тренировки, направленные только на достижение результатов, могут усугубить состояние юного спортсмена вплоть до летального исхода в результате остановки сердца [15].
Для оценки физического развития используется легкодоступный и широко применяемый в медицине метод антропометрии, использующий достаточно широкий спектр показателей: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК) и головы (ОГ), и другие обхватные размеры туловища и конечностей, позволяющие определить морфофенотип (тип телосложения или соматотип) человека [16]. Соматотип является морфологической характеристикой человека и выступает как характеристика здоровья человека. Показатели физического развития и тип телосложения важны не только в медицине, но и в физическом воспитании, а также в спорте.
Результаты исследования. География исследовательских работ очень широка. Антропометрические показатели изучают не только в городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Белгород), но и в республиках (Мордовия, Башкортостан, Карелия), а также в районах Сибири и других областях страны.
Фронтальные исследования, где наблюдали детей одного региона в широком возрастном диапазоне, не многочисленны. Так, в 2006 году авторы В.С. Масюк и И.М. Шабалина провели анализ уровня физического развития 28 448 детей в возрасте от 1 до 18 лет Республики Карелия по 3 антропометрическим показателям: ДТ, МТ, ОГК. Во всех возрастных группах авторы выявили дисгармоническое развитие со склонностью к астенизации [17].
В Самарском регионе у 1160 детей в возрасте от 0 до 17 лет помимо ДТ, МТ и ОГК изучали длины бедра (ДБ) и голени (ДГ). По сведениям Е.Н. Бураковой (2016), быстрый рост отмечается у мальчиков в 0-12 месяцев, в 3-4 года и 13-14 лет, тогда как у девочек до года, затем в 2-3 года и в 12-13 лет. При изучении МТ был отмечен период быстрой прибавки в весе у детей обоих полов дважды: в 3-4 года и в 11-13 лет. Увеличение длинностных характеристик (увеличение ДБ опережает ДГ) в периоды быстрого роста идет гетерохронно и только у девочек. Очень четко прослеживаются периоды «округления» и «вытягивания», которые как раз и характеризуют аллометрию детского роста. Поскольку при изометрическом росте все показатели изменяются пропорционально [18].
Во Владикавказе, по данным Н.А. Меркуловой (2010), при оценке физического развития 7000 школьников (7-17 лет) было отмечено, что постоянно увеличивается число детей с низкой ДТ и дефицитом МТ. Такие изменения показателей связаны с климато-географическими условиями. Общеизвестными экзогенными (средовыми) факторами являются жаркий климат и высокогорье. Они снижают ростовые показатели детского населения [19].
Существенное неблагоприятное влияние на физическое развитие детского населения оказывает течение беременности матери (гестозы, инфекционные заболевания матери, особенно в первом триместре беременности, тяжелые хронические заболевания, нерациональное питание, вредные привычки и т.д.). Поэтому исследователи Иркутской области провели анализ физического развития доношенных детей (38-40 недель) от I-II беременностей и I-II групп здоровья [20]. Детям в течение первого года жизни измеряли ДТ и МТ, ОГК и ОГ, все полученные результаты легли в основу методических рекомендаций «Стандарты физического развития детей первого года жизни, проживающих в Иркутской области» [21]. В Белгородской области были исследованы 9000 новорожденных в период с 1973 по 2006 г. с целью изучить влияние экологических факторов на физическое развитие детей, а также проведена антропометрия детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате было установлено, что динамика морфофункциональных показателей новорожденных за 32 года носит волнообразный характер с преобладанием их у мальчиков. Установлены районы с высоким (областной центр) и низким уровнем (районы и поселки Белгородской области) показателей физического развития. Средние значения антропометрических характеристик новорожденных в районах с различными экологическими ситуациями к концу XX столетия выравниваются, что объясняется снижением антропогенной нагрузки в связи с общим экономическим спадом производства. Установлена и корреляционная зависимость морфофункциональных характеристик новорожденных от некоторых признаков их матерей. Наиболее тесно связаны между собой основные морфофункциональные показатели новорожденных с массой тела и размерами таза их матерей. Установлено влияние на антропометрические показатели новорожденных сроков родов. В преждевременных родах отмечено уменьшение показателей, а в запоздалых – увеличение. При проведении кесарева сечения также отмечено уменьшение антропометрических показателей новорожденных [22].
Большинство авторов сходятся во мнении, что у детей грудного и младшего возраста дисгармоничность развития не типична. В Энгельсском районе Саратовской области были исследованы 2136 детей от 1 месяца до 3 лет. По сведениям Зрячкина Н.И. и Т.В. Елизаровой (2013), было выявлено, что в этом возрасте преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Дисгармоничность встречается в 20,4% случаев, а резкая дисгармоничность всего лишь в 8% [23].
Показатели физического развития детей дошкольного и школьного возраста отличаются в различных регионах страны по-разному. В Белгороде и области антропометрические показатели у дошкольников и младших школьников имеют большие значения у мальчиков, за исключением окружности ягодиц у девочек дошкольного возраста. Наибольшие скачки роста у детей обоего пола отмечены в возрасте 5-5,5 лет и 8-9 лет. Сравнительный анализ основных антропометрических показателей (ДТи МТ) белгородских и московских детей этого же возраста не выявил достоверных различий. Белгородские дети уступали только по показателям ОГК и толщины подкожно-жирового слоя.
В г. Саранске (Мордовия) в 2009 г. были исследованы 1577 учащихся 1-5 классов. По данным И.В. Муратовой, на основании следующих показателей: ДТ, МТ и ОГК, было отмечено, что темп изменения ДТ у девочек на 1,5-2% превосходил мальчиков. Но только в начальной школе, тогда как к пятому классу мальчики по ростовым показателям начали обгонять сверстниц. По темпам прироста МТ и ОГК в начальной школе различий не наблюдалось, и только в пятом классе у мальчиков было отмечено увеличение ОГК (5,8%) по сравнению с девочками (4,8%). При этом необходимо отметить, что результаты, полученные в своем исследовании, автор сравнил с такими же показателями физического развития школьников 1-5 классов в г. Москве. Учащиеся из Мордовии уступали по уровню физического развития школьникам из г. Москвы [24].
По таким же антропометрическим показателям проведена оценка физического развития дошкольников и школьников в северных городах Восточной Сибири. По сведениям Н.В. Ефимовой и др. (2008), было установлено, что ДТ у детей до 6 лет соответствует среднестатистическим возрастно-половым нормативам, и только в возрасте 12-14 лет наблюдали так называемый пубертатный скачок роста. Показатели МТ были в пределах региональных норм до 10 лет. Далее у детей обоих полов наблюдалось увеличение веса. ОКГ у девочек и мальчиков дошкольного и младшего школьного возрастов соответствовала нормам. В возрасте 9-10 лет данный показатель у девочек был ниже регионального стандарта, а в возрасте 12-14 лет – выше. У мальчиков этого же возраста данный параметр всегда был выше нормы. В связи с этим авторы говорят о дисгармоничном физическом развитии детей. Процентное соотношение таких детей варьировало от 15,2 до 29,9% в зависимости от города Восточной Сибири [25]. А в Республике Башкортостан при исследовании 450 мальчиков 9 лет (в северных и южных районах) ДТ и МТ определены как «средняя» и «выше среднего», тип развития охарактеризован как «гармоничный» [26].
Некоторые ученые исследуют физическое развитие детей с учетом типа телосложения. Так, по данным И.И. Орловой (2013), в г. Красноярске у детей 4 лет ДТ и МТ у мальчиков была чуть выше, чем у девочек. По типу телосложения преобладали дети-нормостеники (54,2%) и дети пикнического типа (41,7%). Выявлено 4,2% детей астенического типа. К 7 годам астенический соматотип встретился в 62,5% случаев, нормостенический тип в 29,2%, а пикнический – в 8,3%. Автор отмечает, что данные изменения можно расценивать как грацилизацию в формировании физического развития [28].
В динамическом исследовании Прокопьева Н.Я и др. (2017) была взята группа мальчиков 8 лет г. Тюмени, занимающихся спортом. При оценке физического развития в начале исследования в 2005 г. преобладали мальчики с астеноидным и грудным типом телосложения, к 2016 г. возросло число детей с брюшным типом телосложения. За весь период наблюдения увеличивались как ДТ, так и МТ у исследуемых мальчиков, что свидетельствует о продолжении процесса акселерации, имеющего место у большинства детей Российской Федерации [29].
Заключение. Таким образом, для каждого возрастного периода характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации режима дня, ухода, воспитания, питания, организации учебного процесса, мероприятий по профилактике заболеваний, а также методов и форм оздоровления, сопряженных с занятиями физкультурой и спортом. Большинство авторов сходятся во мнении, что для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями 4 основных антропометрических показателей: ДТ, МТ, ОГК и ОГ. Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков в сравнении со стандартными показателями находятся в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки. Изученная литература подтверждает необходимость разработки и регулярного пересмотра региональных нормативов физического развития детей в различные периоды жизни. Мониторинг региональных нормативов физического развития детей в критические периоды их развития следует учитывать врачам-педиатрам и специалистам в области физической культуры и спорта для планирования занятий с детьми и дозирования физических нагрузок, а также в спортивном отборе и ориентации. Крайне важно уделять внимание плавному процессу вхождения ребенка в занятия в спортивных секциях. Первые годы должны быть направлены на тренировки по общей физической подготовке детей, с постепенным возрастанием нагрузок. Это самый правильный путь в спорт. Мониторинг состояния здоровья юных спортсменов должен осуществлять врач-педиатр на постоянной основе. Именно врач, ориентированный на подготовку здоровых спортсменов, может дать физиологически обоснованные рекомендации педагогам-тренерам по возможному увеличению числа нагрузок так, чтобы их объем и интенсивность способствовали развитию здорового организма, а не только достижению высоких результатов на пределе физических возможностей.
Научная электронная библиотека
Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,
2.1. Оценка физического развития
Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.
В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).
Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).
При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:
1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.
2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.
3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.
На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).
Определение календарного возраста на момент обследования
При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.
Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.
После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).
10 лет 5 мес. 29 дн.
11 лет 5 мес. 29 дн.
12 лет 5 мес. 29 дн.
13 лет 5 мес. 29 дн.
14 лет 5 мес. 29 дн.
15 лет 5 мес. 29 дн.
16 лет 5 мес. 29 дн.
17 лет 5 мес. 29 дн.
Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).
Центильная вероятность (центили)
Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).
«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.
«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.
«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.
«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.
«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.
«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.
Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.
Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.
При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.
Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.
Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.
Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников
Ольга Солодкая
Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников
Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно. Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.
Основным методологическим подходом к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении является системный подход. Система физического воспитания в ДОУ характеризуется единством целей, задач, принципов и форм работы, направленных на физическое и личностное развитие детей и представляет собой взаимосвязанные мероприятия различной направленности.
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре. Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Главной целевой установкой физкультурно-оздоровительных программ должно быть формирование личности ребенка различными педагогическими средствами, в том числе средствами физической культуры.
«Положение о дошкольном учреждении» предоставляет возможность работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы.
Министерство образования и науки России регулярно информирует работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Новые программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Наряду со сходными положениями, современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе. Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по разделу «Физическая культура»,подразделяются на: комплексные, парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре, программы дополнительного образования.
«От рождения до школы». Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. В физическом воспитании дошкольников большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В программе акцентируется внимание на то, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.
Программа «Детство». Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность строго не регламентируются. Педагог самостоятельно определяет необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей.
Программа «Радуга». Внимание педагогов акцентируется на взаимодействии взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Авторы программы предлагают составить (вместе с родителями, медработником и педагогом) на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности.
Программа «Истоки». Программа направлена на амплификацию развития. В программе определены базисные характеристики личности.Такие как: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; самосознание личности и способность к самооценке.
Выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания детей.
Программа «Развитие». Особенность программы заключается в том, что прежде всего она ориентирует педагогов обучать детей способам получения новых знаний, умений, навыков, а не просто на их усвоение. В данной программе имеется раздел «Одаренный ребенок». Программа не содержит в себе раздела по физическому воспитанию детей, поэтому при организации физического воспитания дошкольников рекомендуется использовать программу «Радуга».
Авторы программы «Развитие» предлагают всю работу по физическому воспитанию строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.
Парциальные оздоровительные программы. В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Программы «Здоровье» и «Здоровый дошкольник». в первую очередь направлены на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, в основном оздоровительного бега. Программы акцентируют внимание на необходимость реального взаимодействия медицинских работников и педагогов дошкольного учреждения.
Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю. Ф. Змановский. Программа нацелена на достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект». Носит комплексный характер, но при реализации рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход.
С этой целью для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные «критерии» здоровья, характеристики биоритмологического профиля и соматотипа (конституции). Основную отличительную особенность программы составляет преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и особенно их комбинаций (бег, плавание, лыжи, велосипед и т. п., во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости.
Парциальные специализированные программы. В группу специализированных программ входят программы по физической культуре, адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений. Наиболее популярной из них является программа «Старт».
Программа «Старт». Разработана Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной и Л. К. Михайловой. По мнению авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей, всех обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню их усвоения. По мнению разработчиков программы, задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств. Это принципиальный подход в физическом воспитании дошкольников, предлагаемый авторами программы. Для реализации данного подхода необходимо выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта с тем, чтобы посредством их развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, что в конечном счете и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.
Программы дополнительного образования. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
Программа «Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа разработана Е. Г. Сайкиной и Ж. Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Структурная основа программы «Са-Фи-Дансе» представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Программа «Путешествие в Олимпию». Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С. О. Филиппова).Цель: ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры. Программные задачи: создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования, проводимого в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира; ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения; способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.
Однако, можно разработать уникальную программу оздоровительной деятельности, иметь материальные возможности и подготовленный персонал, но при этом эффективность оздоровительной работы будет незначительна.
Подобное происходит в том случае, если система оздоровительной работы в дошкольном учреждении неуправляема и реализация ее мероприятий по основным направлениям деятельности не контролируется. Именно поэтому система оздоровительной работы должна содержать блок мероприятий контроля ее реализации. К этим мероприятиям относят прежде всего мониторинг здоровья и физического воспитания детей, который, в свою очередь, включает и контроль процесса деятельности, и контроль ее результатов.
Критерии оценки функционирования программ по физическому воспитанию дошкольников
1. Управление процессом развития здоровья воспитанников.Содержание: повышение качества образования, как личностное развитие воспитанников и изменение динамики характера и уровня заболеваемости детей в сторону снижения этого показателя, положительная динамика физического развития, нормализация антропометрических показателей у большего количества детей, изменение прироста показателей физической подготовленности за счет систематично проделанной работы, а не только естественного роста детей, преобладающее позитивное эмоциональное состояние воспитанников.
2. Управление процессами по здоровьесбережению педагогов и родителей.Содержание: здоровьесберегающая культура и компетентность педагогов и родителей.
3. Обновление, улучшение, обогащение и поддержание материально-технических ресурсов ДОУ. Оценка ППРС.
Оценивая данные критерии, можно сделать вывод об эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
В настоящее время в дошкольных учреждениях различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовленности детей по программе общероссийской системы мониторинга. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей. Физическая подготовленность оценивается по показателям: степени освоения детьми основных движений и сформированности психофизических качеств, выносливости и работоспособности. Для этого используются различные измерения, специальные тесты, и расчеты индексов. После сбора количественных результатов их сравнивают с нормативами и делается вывод о приросте показателей, который может быть достигнут как за счет естественного роста и развития, так и за счет целенаправленной работы. Это выясняется при расчете по формуле соотношения начального и конечного уровней и сверяется по специальной шкале оценки темпов прироста физических качеств. Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма.
Оценкасостояния здоровья проводится комплексно: на основании данных медицинского осмотра, определения особенностей нервно-психического и физического развития, учета динамики заболеваемости ребенка в год. Улучшение здоровья детей по сравнению с исходными данными (сравниваются исходные и конечные показатели: индекс здоровья; количество часто болеющих детей, а также частота и продолжительность болезней в каждой возрастной группе.).
Физическое развитие оценивается по показателям: длины и массы тела, окружности грудной клетки, и головы, пропорциональности развития тела.
Психоэмоциональное состояние детей оценивает психолог методом наблюдения, беседы. Оценивается: соблюдение социальных норм, темп деятельности, познавательный интерес, преобладающий эмоциональный фон, тревожность. Педагогом группы фиксируется доминирующее настроение в течение дня, отношение к сверстникам, способность к выбору занятий и игр, участие в игре и двигательной активности, интерес к двигательной деятельности.
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.
Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.
Консультация для воспитателей «Параметры оценки занятия «Дикие животные» в средней группе» (продолжение) «Дикие животные» НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира) Рисование на контурной основе (Ёжик). Интеграция ОО:.
Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.
Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.
Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.
Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе Оценки. Как к ним относиться? Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс. Каждый из вас.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.