На основании чего работает лпу
Приложение N 4. Правила организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)
Приложение N 4
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Правила
организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)
2. Регистратура является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию больных на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
3. Непосредственное руководство работой регистратуры медицинской организации осуществляет заведующий регистратурой, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.
4. Основными задачами регистратуры медицинской организации являются:
организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону);
организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного;
обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
5. Для осуществления своих задач регистратура организует и осуществляет:
информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;
информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация;
информирование о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и др.);
запись на прием к врачам медицинской организации и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременная передача врачам информации о зарегистрированных вызовах;
направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику на профилактические обследования и осмотры*;
подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом;
доставку медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;
оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
сортировка и внесение в медицинскую документацию результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.
6. В составе регистратуры медицинской организации рекомендуется предусматривать стол справок, зал (стол) самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов, медицинский архив.
* На всех граждан, впервые обратившихся в медицинскую организацию, заводится лист контроля факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которые направляются (с их согласия) для выявления факторов риска и степени риска в кабинет медицинской профилактики или в центр здоровья, в эти же подразделения направляются лица, уже имеющие данный лист контроля и желающие получить медицинскую помощь по коррекции факторов риска и/или дополнительную консультацию по ведению здорового образа жизни.
Приложение N 18. Правила организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации
Приложение N 18
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Правила
организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации
С изменениями и дополнениями от:
30 марта 2018 г., 3 декабря 2019 г.
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации.
Информация об изменениях:
На должность медицинской сестры фельдшерского здравпункта назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности «сестринское дело» или «сестринское дело в педиатрии».
Информация об изменениях:
4. Штатная численность медицинского и другого персонала фельдшерского здравпункта устанавливается руководителем медицинской организации, в структуру которой он входит, в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами фельдшерского здравпункта медицинской организации, установленными приложением N 16 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным настоящим приказом.
5. Для организации фельдшерского здравпункта в его структуре рекомендуется предусматривать:
Информация об изменениях:
8. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются:
диагностика и лечение неосложненных острых, обострений хронических заболеваний и других состояний, травм, отравлений;
осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
оказание помощи курящим лицам и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по профилактике и отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;
осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной (врачебной, специализированной) медико-санитарной или специализированной медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи по профилям, организация записи на прием к врачам-специалистам;
устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника фельдшерского здравпункта либо бригады скорой медицинской помощи;
выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований визуальных локализаций и направление больных с подозрением на злокачественное образование и с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации;
организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
санитарно-гигиеническое образование населения;
осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
экспертиза временной нетрудоспособности;
осуществление взаимодействия с медицинской организацией, в структуру которого входит фельдшерский здравпункт, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
Приложение N 12. Правила организации деятельности врачебной амбулатории
Приложение N 12
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Правила
организации деятельности врачебной амбулатории
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности врачебной амбулатории.
Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
3. Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
5. На должность врача врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам с высшим образованием по соответствующей специальности.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
7. На должность акушерки врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности «акушерское дело».
Информация об изменениях:
8. На должность медицинской сестры врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности «сестринское дело» или «сестринское дело в педиатрии».
Информация об изменениях:
9. Для осуществления вызовов медицинских работников на дом врачебную амбулаторию рекомендуется обеспечивать транспортными средствами, в том числе специальными.
10. Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии Приложением N 13 к Положению об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.
11. Для организации работы врачебной амбулатории в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
кабинет медицинской профилактики;
санузел для персонала;
санузел для пациентов;
12. С целью совершенствования оказания медицинской помощи во врачебной амбулатории может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар, в том числе стационар на дому.
13. Оказание медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность во врачебной амбулатории либо в медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, а также других медицинских организаций.
14. Оснащение врачебной амбулатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.
15. Основными задачами врачебной амбулатории являются:
диагностика и лечение острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений и других состояний;
осуществление диспансерного наблюдения за больными хроническими заболеваниями;
осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника врачебной амбулатории либо бригадой скорой медицинской помощи;
оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, в зоне ответственности которой находится данная врачебная амбулатория;
посещение пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);
направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов медицинской помощи (по профилям);
организация стационара на дому;
активное выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
осуществление мероприятий по медицинской профилактике, включая организацию и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, школ здоровья для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения, формирование групп риска развития заболеваний, включая обучение населения правилам оказания первой помощи, направление на консультацию по вопросам ведения здорового образа жизни;
осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
оказание медицинской помощи лицам, курящим и избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;
осуществление взаимодействия с медицинской организацией, в структуру которого входит врачебная амбулатория, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи.
16. Работа врачебной амбулатории должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями
Лечебно-профилактическая помощь в Российской Федерации представляет собой государственную систему всеобщего обеспечения населения любыми видами медицинской помощи. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) — это медицинские организации различных форм собственности, оказывающие лечебно-профилактическую помощь населению. Вот основные типы лечебно-профилактических учреждений:
В 2011 г. был принят основополагающий нормативный документ в сфере здравоохранения — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). Законодатель при его разработке отказался от общепринятого термина, применявшегося по отношению к медицинским учреждениям, — «лечебно-профилактические учреждения» (ЛПУ).
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством. (Источник: zdravpravo.ru)
Оглавление
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
К амбулаторному типу лечебно-профилактических учреждений относятся амбулатории, здравпункты, консультации (детская, женская), поликлиники, станции скорой медицинской помощи, травматологические пункты, фельдшерско-акушерские пункты. В этих ЛПУ пациенты получают медицинскую помощь без круглосуточного пребывания.
К стационарному типу ЛПУ относятся: больницы, госпитали, клиники, санатории, родильные дома и перинатальные центры. Здесь пациенты получают медицинскую помощь, при их круглосуточном пребывании на территории лечебного учреждения.
К комбинированному типу лечебно-профилактических учреждений относятся: диспансеры, медико-санитарные части, объединенные больницы, хосписы. Эти ЛПУ имеют в своем составе как амбулатории либо поликлиники, так и стационарные отделения.
Амбулаторные ЛПУ
Амбулаторно-поликлинические учреждения оказывают медицинскую помощь на приеме в стенах учреждения, а также на дому. Работа амбулаторно-поликлинического звена построена по участково-территориальному принципу.
Основные задачи амбулаторной службы:
Виды амбулаторных ЛПУ
Амбулатория — лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению небольших населенных пунктов — городов, поселков городского типа, сельских участков, небольших промышленных предприятий. В штат амбулатории входит минимальное число врачей-специалистов: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинская помощь оказывается в самой амбулатории на приеме и на дому. Проводятся лечебно-диагностические и профилактические мероприятия.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — амбулаторное лечебно-профилактические учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению сельской местности. Находится в ведении амбулатории или участковой больницы. ФАПом заведует фельдшер, который проводит лечебные и профилактические мероприятия: ведет прием, оказывает доврачебную помощь, занимается профилактикой заболеваемости; проводит санитарный надзор в детских образовательных учреждениях, на предприятиях общепита, торговли, водоснабжения; производит анализ заболеваемости населения, состояния окружающей среды.
Поликлиника — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь, в том числе — специализированную, приходящим пациентам и находящимся на дому. В штат поликлиники входят врачи-специалисты множества различных специальностей.
В составе поликлиники имеется клинико-диагностическая лаборатория, физиотерапевтическое отделение, кабинеты ультразвуковой, рентгеновской и функциональной диагностики, процедурные и перевязочные, доврачебный кабинет.
В поликлинике проводится работа по лечению больных, оказанию медицинской помощи, анализу и профилактике заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров.
Здравпункт — медицинский пункт, организованный на предприятии или в учреждении для оказания доврачебной медицинской помощи в случаях травм, внезапных заболеваний, профессиональных отравлений, а также для организации мероприятий по профилактике производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, оздоровлению условий труда и быта работников.
Здравпункты входят в состав поликлиник, медико-санитарных частей, городских или районных больниц. Врачебным здравпунктом заведует врач, фельдшерским — фельдшер или медицинская сестра.
Травматологический пункт (травмпункт) — отдельное ЛПУ или подразделение поликлиники, больницы, в котором оказывается экстренная помощь при повреждениях и травмах. Учреждение хирургического профиля с малой операционной. Часто в штате травмпункта имеется врач-стоматолог, оказывающий неотложную помощь пациентам с острой зубной болью. Травмпункты работают по круглосуточному принципу.
Станция скорой медицинской помощи — лечебное учреждение, обеспечивающее население всеми видами неотложной медицинской помощи в любое время суток. Основное структурное подразделение ССМП — бригада. Бригады могут быть фельдшерскими или врачебными, линейными или узкоспециализированными (кардио, интенсивной терапии и др.). Основные задачи станций скорой медицинской помощи:
Консультации — женская или детская — ЛПУ, которое специализируется на оказании медицинской помощи определенной группе населения — женщинам или детям. В женской консультации оказывают все виды акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Работа построена по участково-территориальному принципу, лечебно-профилактическая помощь оказывается на приеме, патронаж и лечебная помощь по показаниям — на дому.
Стационарные типы лечебно-профилактических учреждений
В стационарных лечебных учреждениях оказывается медицинская помощь в случаях, когда состояние пациента требует:
Типы стационарных ЛПУ
Больница — основное лечебно-профилактическое учреждение системы здравоохранения в России. В больницах оказывается лечебная, диагностическая, реабилитационная, профилактическая помощь пациентам, нуждающимся в круглосуточном наблюдении медицинского персонала.
Больницы могут быть:
В структуре больницы имеется приемное отделение, профилированные отделения стационара, отделения, специализированные для определенных методов лечения (физиотерапия, лучевая терапия и др.) и диагностики (рентген, КДЛ, функциональная диагностика и др.).
По мощности больницы делятся на участковые сельские, городские, межрайонные, областные (краевые), республиканские и федеральные.
Госпиталь — стационарное лечебно-профилактическое учреждение, специализирующееся на оказании медицинской помощи военнослужащим, ветеранам и инвалидам войн. Выделяют виды госпиталей:
В военное время формируют госпитали:
Клиника — лечебное учреждение, в котором, помимо лечебно-профилактической и диагностической работы, проводится обучение студентов (преподавание) и научно-исследовательская работа ученых. В штатах клиники числятся высококвалифицированные специалисты. Клиники оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием.
Санаторий, санаторий-профилакторий — типы лечебно-профилактических учреждений, в которых оказывается медицинская помощь пациентам на этапе долечивания. Располагаются на курортах, а также вне курортной зоны в загородной или лесопарковой зоне — местности с благоприятными климатическими, ландшафтными, санитарно-гигиеническими условиями.
В курортных условиях чаще располагаются санатории. Профилактории организовывают при крупных предприятиях для полноценного отдыха сотрудников и восстановления после перенесенных заболеваний.
Родильный дом — лечебно-профилактическое учреждение, специализирующееся на оказании стационарной акушерско-гинекологической медицинскую помощи. Основные задачи роддомов:
Перинатальный центр — лечебное учреждение, оказывающее акушерско-гинекологическую медицинскую помощь с расширенными функциями по сравнению с родильным домом. В перинатальном центре оказывается полный цикл медицинской помощи женщинам и новорожденным. Неонатальное отделение центра имеет высокотехнологичное оборудование для выхаживания новорожденных с недоношенностью или врожденными патологиями.
Комбинированные типы лечебно-профилактических учреждений
Комбинированные типы лечебных учреждений оказывают как амбулаторно-поликлиническую, так и стационарную помощь населению. Данные ЛПУ ставят перед собой задачу обеспечить высокую преемственность в лечении и профилактике заболеваний у пациентов.
Диспансеры — типы лечебных учреждений, специализирующиеся на оказании медицинской помощи лицам с определенной группой заболеваний. Задачами диспансеров являются активное выявление заболевших, активное наблюдение и своевременное лечение и оздоровление больных. В состав диспансера входят поликлиника и стационар, тесно сотрудничающие между собой.
Виды диспансеров в России:
Медико-санитарная часть (медсанчасть, МСЧ) — объединенный комплекс лечебно-профилактических учреждений, в котором медицинскую помощь получают сотрудники крупного промышленного предприятия. В состав МСЧ могут входить поликлиника, стационар, лечебно-диагностические центры, клинико-диагностическая лаборатория, здравпункты, санаторий-профилакторий.
Хоспис, дом сестринского ухода — медицинское учреждение, оказывающее паллиативную и симптоматическую помощь длительно болеющим или неизлечимо больным. Хоспис работает по принципу оказания помощи больному как в стационаре, так и на дому.
Цели и задачи хосписа:
Хоспис может создаваться как самостоятельное медицинское учреждение, так и на базе больницы — участковой, городской, межрайонной и др.
Преемственность в работе ЛПУ
Основной принцип работы медицинских учреждений — преемственность между разными ЛПУ. Таким образом достигается единая тактика в лечении пациентов и профилактике заболеваний и единая цель — сохранение и восстановление здоровья.
Данный принцип хорошо прослеживается в оказании медицинской помощи в сфере материнства и детства. Так, родильные дома и перинатальные центры с женскими консультациями и гинекологическими стационарами часто составляют единое объединенное медицинское учреждение, а в состав педиатрических ЛПУ входят детская поликлиника, детская больница и детский санаторий.
Таким образом, разные типы лечебно-профилактических учреждений объединяются для создания комплексов, способствующих преемственности в работе. В конечном итоге это ведет к дальнейшему развитию и совершенствованию ЛПУ и повышению качества оказания медицинской помощи в целом.
В 2011 г. был принят основополагающий нормативный документ в сфере здравоохранения — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). Законодатель при его разработке отказался от общепринятого термина, применявшегося по отношению к медицинским учреждениям, — «лечебно-профилактические учреждения» (ЛПУ).