На основании чего разрабатывается индивидуальный план развития сотрудника росатом
Цель и особенности составления индивидуального плана развития сотрудника
В профессиональных кадрах заинтересован любой работодатель. От специалистов зависит результат работы и качество продукта. Чтобы создать кадровый состав, следует определить перспективных сотрудников и сформировать для них персональный план развития. Особенности плана и как его разработать, расскажем в статье.
Что такое индивидуальный план развития сотрудника
Индивидуальный план развития (ИПР) — это стратегия повышения знаний специалиста, перечень рекомендаций, чтобы обеспечить непрерывное профессиональное развитие сотрудника с учетом его потребностей и нужд организации.
В плане развития предусмотрено ознакомление с профессиональной литературой, прохождение обучающих курсов и тренингов, посещение семинаров, получение дополнительного образования.
За прохождение каждого этапа развития устанавливается мотивация. В зависимости от потребностей специалиста она может быть материальной (бонусы, премии, увеличение заработной платы) и нематериальной (грамоты, повышение статуса и пр.).
План индивидуального развития содержит:
Цели должны быть четко сформулированы и понятны сотруднику. Мотивацией будет повышение зарплаты или статуса в организации, привлечение к новым интересным проектам.
Работодатель определяет срок выполнения на каждую задачу.
Все задачи и мероприятия группируются по степени важности для сотрудника и организации.
Как только работник достигает одной из поставленных целей, руководитель проверяет и оценивает результат.
Выполнение задач курируется руководителем. Он и помощник, и советчик, который направляет сотрудника.
Стратегия ИПР — это комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации. Она включает:
Сотрудник должен понимать важность профессионального развития, как для себя, так и для организации. Нельзя принуждать специалиста следовать плану развития, это демотивирует его и не даст положительного эффекта.
Когда сотрудник развивается без плана развития, то есть без участия руководителя, процесс хаотичен и его эффективность снижена. Руководство не сможет контролировать и отслеживать результат.
Цель составления ИПР
План развития сотрудника представляет собой инструмент саморазвития, который имеет следующие цели:
Определить цели ИПР помогает методика SMART:
Преимущества ИПР
Индивидуальный план развития должен удовлетворять потребности обеих сторон трудового соглашения. Это позволит сформировать рабочий коллектив, который будет отстаивать интересы работодателя, обеспечивать своевременность выполнения задач.
Для работодателя польза ИПР проявляется в следующем:
Польза для сотрудника:
Кто создает ИПР и для кого
План профессионального развития составляется руководителем при непосредственном участии подчиненного. Если управленец не справляется с задачей, полномочия по созданию индивидуального плана целесообразно переложить на профессионального тренера по личностному росту.
В зависимости от стратегии развития ИПР создается для:
Сроки
Время определяется работодателем для каждого сотрудника индивидуально. Эксперты рекомендуют следующие временные рамки:
Индивидуальные планы развития сотрудников за 7 шагов
Повышать компетенции сотрудников необходимо, однако не все компании разрабатывают годовые программы развития персонала. Ниже — семь советов по подготовке таких программ от участника проектной команды онлайн-сервиса Beehive Александра Сорочинского. Читайте и берите на вооружение!
Шаг 1. Определите потребность
Разрабатывайте программы развития с учетом потребности на разных уровнях, чтобы повышение компетенций было полезно не только сотруднику, но и позволяло компании увеличивать ценность реализуемых задач и проектов. Делать это можно как вручную, так и используя платформы и сервисы для автоматизации процесса.
Чтобы учесть цели бизнеса, интересы команд и ожидания сотрудников, создавайте план развития на основе модели компетенций компании и индивидуальных планов развития каждого работника.
Шаг 2.Составьте модель компетенций компании
Модель компетенций включает в себя как профессиональные навыки, связанные с конкретной предметной областью, так и универсальные и личные навыки. Она формирует четкое представление о том, что требуется от сотрудника. Эти данные используют в процессах подбора и оценки персонала.
Возможная структура модели компетенций:
Шаг 3.Оцените навыки каждого сотрудника на основании модели компетенций
Для проведения оценки используются один или несколько основных методов, которые дают объективное представление о компетенциях:
Наиболее универсальным является метод 360 градусов. Он позволяет сравнить самооценку сотрудника с мнением его окружения о нем по одним и тем же навыкам. Преимущество метода в том, что нет необходимости привлекать внешних экспертов. Результат оценки для удобства анализа представляют в виде Окна Джохари. В основе модели лежат 2 оси — самооценка и оценка экспертов (средняя из оценок окружения). Пересечение образует матрицу, состоящую из 4 зон.
Пример результатов оценки методом 360 в Окне Джохари. Источник: онлайн-сервис Beehive.
Компетенции, попавшие в очевидные зоны роста, развиты недостаточно. Так их оценивает и сам сотрудник и его окружение. Это навыки, на развитии которых необходимо сосредоточиться.
Такую оценку проводят как по soft, так и по hard навыкам.
Шаг 4. Уточните потребность сотрудников в развитии
Достаточно часто у сотрудников есть четкое представление о том, чему они хотят научиться. Возможно, им интересна новая технология, или есть желание перейти на более высокую должность и приобрести управленческие навыки. Просто спросите, в каком направлении они бы хотели развиваться.
Важной частью работы по созданию плана является поощрение сотрудника к предложению вариантов развития, в которых он заинтересован. Если они относятся к работе и не выходят за рамки бюджета, постарайтесь удовлетворять эти запросы везде, где возможно. Развитие вкупе с личной мотивацией сотрудника часто оказывается наиболее эффективным. Обучаемые должны видеть, что они от этого получают, чувствовать, что обучение актуально и полностью соответствует их целям.
Шаг 5. Сформируйте индивидуальный план профессионального развития с учетом потребностей компании и сотрудников
После того как собрана вся информация, составьте план развития вместе с сотрудником. При большой численности персонала и команд в процессе должны участвовать руководители команд и подразделений. При планировании учитывайте:
Постарайтесь как можно больше прислушиваться к сотруднику. У вашего бизнеса, конечно, есть потребности, но, если работник сопротивляется идее освоения нового навыка, маловероятно, что развитие будет эффективным. Будьте готовы к компромиссу и постарайтесь найти справедливое соответствие между потребностями компании и потребностями персонала.
Сформулируйте с сотрудником конкретные задачи для развития и сроки их выполнения. Если это необходимо, определите наставника для каждой задачи.
Шаг 6. Выберите форму развития
Кроме оценки потребности компании и учета индивидуальных планов развития, важно выбрать правильную форму развития. Часто в компаниях используют модель 70-20-10, в которой сочетаются формальный и неформальный подход к развитию.
В ее основе лежит подход, при котором большая часть обучения и развития сотрудника (70%) проходит в процессе самостоятельной работы. На работу с наставниками и взаимодействие с коллегами дается только 20%. И еще 10% знаний сотрудник получает от формального развития, на которое тратит меньше всего времени.
Делайте ставку на 70% развития. Это собственный опыт сотрудника, а также знания, которые он получает при решении практических задач и работе над ошибками. К 70% развития относят:
Не игнорируйте 20% — это социальное развитие, которое базируется на наставничестве и взаимодействии с коллегами. Такой вид развития менее структурирован, чем формальное. При нем сотрудник обучается не только самостоятельно решая рабочие задачи или участвуя в проектах, но и при взаимодействии с коллегами или работе с наставником или тренером. К этим 20% относят:
И не забудьте о 10% ресурсов для формального развития — это важная часть плана, теория и факты, на которых основывается неформальное. Таким образом, стоит воспринимать незаметные 10% как основу, на которой базируются успешные результаты обучения. К 10% формальных способов развития относят следующие методы обучения:
Шаг 7. Регулярно пересматривайте планы развития
План развития — живой инструмент, пересматривайте его раз в полгода или чаще. Приоритеты компании могут измениться, так же как и ситуация в бизнесе, и тогда лучше будет отказаться от неактуальных задач и запланированных учебных активностей.
На основании чего разрабатывается индивидуальный план развития сотрудника росатом
Перед выходом к руководству с новым проектом продумайте следующие пункты:
Информация о сотруднике (текущая должность, отдел, имя руководителя и пр.).
Цель ИПР (новая должность, развитие до определённого уровня в рамках корпоративных компетенций, участие в программе по работе за рубежом и т. п.).
Дата составления документа.
Зона для развития может быть обозначена крупно, но цель развития должна быть простой и понятной. Т. е. из компетенции должен быть вычленен нужный аспект, даже если она не развита целиком. Например,
В этой части HR или наставнику важно оценить умение сотрудника преодолевать разочарования и стресс, обучаемость, ориентацию на результат, умение работать самостоятельно и стратегическое мышление.
Цели, поставленные перед сотрудником, должны соответствовать целям и ценностям компании.
Проверьте цель на соответствие SMART-технике.
План развивающих действий должен быть простым для исполнения и конкретным:
Откройте ИПР для редактирования как сотрудникам, так и наставникам, и HRам. ИПР — рабочий инструмент, в который нужно вносить оперативные корректировки. Кстати, это поможет избежать сложностей при его первоначальном составлении. Не в каждой ситуации быстро становится понятно, как развивать ту или иную компетенцию.
Создайте базовый ресурс — банк развивающих действий. Начните с малого — наполните его базовыми советами и литературой, а далее наполняйте по мере развития проекта и усиления экспертизы. Затем вы разделите банк на 2 направления: руководство для наставников, портал для сотрудников.
Подключите сотрудникам корпоративную библиотеку или создайте практику книжных марафонов, где группа будет делиться впечатлениями от прочитанных книг.
Особенности составления индивидуального плана развития сотрудника
Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).
Что представляет собой индивидуальный план развития
План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.
При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.
Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.
Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Подробнее о повышении квалификации
Цели составления плана
Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:
Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.
Кто создает индивидуальный план развития и для кого
ВАЖНО! Рекомендации по организации процесса проведения повышение квалификации от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:
Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.
Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.
Этапы разработки плана развития
Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:
Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:
Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.
Элементы, составляющие план развития
Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:
Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.
Рекомендации по составлению плана
При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:
Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.
ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.
Пример плана развития
План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:
Задачи | Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества |
---|---|
Рекомендации | Сотруднику следует: Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии. ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа. Система обучения и развития работников атомной отрасли
Основными корпоративными поставщиками знаний и программ обучения являются Корпоративная Академия Росатома (Москва) и Техническая академия Росатома. АНО «Корпоративная Академия Росатома» – ведущий образовательный центр атомной отрасли, аккумулирующий и распространяющий передовые знания в области развития управленческих и бизнес-компетенций, реализующий крупные проекты, направленные на развитие кадрового потенциала отрасли и привлечение молодых специалистов. Обучение в Академии ведется более чем по 300 учебным программам, разработанным по заказу профильных подразделений Госкорпорации. Основные направления деятельности Корпоративной Академии Росатома: Корпоративная Академия Росатома сегодня реализует целый ряд отраслевых проектов по развитию персонала: «Привлечение и удержание талантов», «Оценка персонала», «Развитие системы подготовки рабочих и инженерных кадров», «Mission Talent: экспорт проектов управления талантами, «Развитие корпоративной культуры и исследования», «Развитие культуры безопасного поведения». АНО ДПО «Техническая академия Росатома» – специализированное учебное заведение, осуществляющее профессиональную переподготовку руководителей и специалистов атомной энергетики и промышленности, аттестацию персонала. Академия является научно-методическим центром Росатома в области обеспечения безопасного использования атомной энергии, контроля, государственной безопасности, операционных и поддерживающих процессов. В составе Академии действуют отраслевые учебно-методические центры по промышленной безопасности, мобилизационной подготовке, охране труда, отраслевой центр оценки профессиональных компетенций бухгалтеров, центр обеспечения психофозиологической надежности работников и развития культуры безопасности в организациях Госкорпорации «Росатом». Учебное заведение имеет статус отраслевого оператора научно-технической экспертизы и ведущей межотраслевой образовательной организации по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области защиты государственной тайны. Является Международным центром сотрудничества с МАГАТЭ в трех областях: управление ядерными знаниями и развитие людских ресурсов для ядерной энергетики и физической ядерной безопасности, а также в области неэнергетических применений ядерных и радиационных технологий. Система менеджмента качества АНО ДПО «Техническая академии Росатома» соответствует международному стандарту ISO 9001:2015. Сегодня Техническая академия Росатома – это пять учебных площадок в Москве, Санкт-Петербурге, Обнинске, Нововоронеже и Сосновом Бору общей площадью 80 тыс. кв. метров. Партнерами на этапе практического обучения персонала выступают УТП Концерна «Росэнергоатом» на Нововоронежской и Ленинградской АЭС. Ежегодно по программам ДПО в академии обучается около 18 тыс. человек.
|