На основании чего разрабатываются нормативы выбросов

На основании чего разрабатываются нормативы выбросов

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.

9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

Источник

На основании чего разрабатываются нормативы выбросов

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 28.12.2017))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

П. 2.2 ст. 12 не применяется при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (ФЗ от 26.07.2019 N 195-ФЗ).

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

3. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.

5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Источник

«ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (утв. приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ ПРОЕКТИРУЕМЫМИ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ

СУБЪЕКТАМИ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ НОРМАТИВОВ

Regulation for establishment of permissible limits of

pollutant emissions by economic entities being projected

and in operation and methods of determination of the limits

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (АО «НИИ Атмосфера»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 «Качество воздуха»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2019 г. N 888-ст

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

Настоящий стандарт позволит повысить эффективность воздухоохранной деятельности на предприятиях, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также будет способствовать установлению обязательных для применения и исполнения требований к методам нормирования выбросов в атмосферный воздух.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов ЗВ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

1.3 Настоящий стандарт предназначен:

— для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с источниками выбросов в атмосферный воздух ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха;

— государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, а также проектных, научных или иных организаций, предоставляющих услуги в области охраны атмосферного воздуха.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

предельно допустимый выброс: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

временно разрешенный выброс: Показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса.

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

технологический норматив выбросов: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

экологический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

2.6 сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, автотранспортных потоков, движущихся по городским улицам и дорогам, и иных источников города (региона): Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ согласно данным, в которых используется информация о параметрах выбросов источников загрязнения атмосферы, расположенных на территории города (региона).

2.7 квота концентрации загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием) для конкретного источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в определенной точке местности: Ограничение на значения приземных концентраций загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием), которые могут создаваться выбросами источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в рассматриваемой точке местности, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к качеству атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферы.

2.8 головная организация: Организация, определенная в установленном порядке для формирования и поддержания компьютерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов.

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

4.1 Основой для проведения работ по нормированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации выбросов (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

Исходя из данных о результатах инвентаризации определяют источники выбросов и перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха.

4.2 Нормирование выбросов ЗВ в атмосферу предусматривает учет не только гигиенических, но и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

4.3 При определении нормативов допустимых выбросов (ПДВ, ВРВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов.

4.3.1 При применении методов сводных расчетов нормативы ПДВ для каждого ЗВ, поступающего в атмосферу от хозяйствующего объекта, устанавливают исходя из требования непревышения концентраций j-го ЗВ Cпрj, создаваемых выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для хозяйствующего субъекта:

4.3.2 До внедрения в городе (населенном пункте) системы сводных расчетов и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов ЗВ в атмосферу для каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяют следующее условие:

— учитываемая максимальная разовая фоновая концентрация j-го вещества, создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми за пределами промышленных территорий, в долях ПДКj;

При использовании действующих методов расчета рассеивания ЗВ, для которых установлены среднесуточные предельно допустимые концентрации (ПДКсс) и (или) среднегодовые концентрации (ПДКсг), величину рассчитывают с учетом следующей формулы:

При выполнении условия Р

При наличии ПДКjсс и ПДКjсг в формулу (6) подставляется значение, рассчитываемое по формуле

ПДКсj = min (ПДКjсс и ПДКjсг). (7)

4.3.3 Выполнение условий (2) и (5) достаточно проверять в пределах зоны влияния выбросов в атмосферу рассматриваемого j-го ЗВ хозяйствующего субъекта. К зоне влияния выбросов конкретного j-го ЗВ относятся все территории, расположенные внутри внешней границы этой зоны влияния, определенной как замкнутая линия на местности, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выброса рассматриваемого j-го ЗВ соблюдается условие

4.4 При совместном присутствии в выбросах конкретного предприятия нескольких веществ, входящих в группы суммации с однонаправленным вредным воздействием, расчеты безразмерной концентрации ЗВ, образующих группу, выполняются в расчетных точках в тех случаях, когда максимальные приземные концентрации всех ЗВ, входящих в эту группу, превышают 0,1 ПДК. В тех случаях, когда как минимум одно вещество, входящее в рассматриваемую группу, отсутствует в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух или как минимум по одному из веществ, входящих в рассматриваемую группу, приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами ЗВ промышленного предприятия в атмосферном воздухе, не превышает 0,1 ПДК (в жилых зонах и зонах, к которым предъявляются повышенные экологические требования), то расчеты по данной группе суммации не проводят.

4.5 Для ЗВ, выбрасываемых хозяйствующим объектом, для которых условие (9) соблюдается в жилых зонах и зонах, к которым предъявляются повышенные экологические требования, необходимо учитывать фоновое загрязнение атмосферного воздуха как по данным ЗВ, так и для групп ЗВ, обладающих эффектом суммации воздействия и образуемых выбросами данного объекта.

qпрj > 0,1 ПДК (в долях ПДКj). (9)

Если приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами ЗВ, не превышает 0,1 ПДК, то при разработке ПДВ ЗВ фоновое загрязнение воздуха принимают равным 0.

4.5.1 Учет фонового загрязнения атмосферного воздуха по веществам, обладающим эффектом суммации, которые присутствуют в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух, проводят в тех случаях, когда имеются значения фона по каждому ЗВ, входящему в рассматриваемую группу, и их значения превышают 0,1 ПДК.

4.5.2 При отсутствии официальных данных о фоновых концентрациях ЗВ в атмосферном воздухе, предоставляемых на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха или результатов сводных расчетов, фоновое загрязнение атмосферного воздуха при проведении расчетов рассеивания для конкретного стационарного источника выбросов ЗВ и объекта в целом при определении нормативов ПДВ не учитывают.

5 Установление нормативов допустимых выбросов

5.1 Нормативы допустимых выбросов конкретного хозяйствующего субъекта устанавливают для условий его нормального функционирования с учетом перспективы развития.

5.2 Нормативы ПДВ (ВРВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного ИЗАВ и хозяйствующего субъекта в целом, а также его отдельных (обособленных) производственных территорий. Для совокупности мелких организованных и (или) неорганизованных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной технологической установки в помещении или на открытом воздухе и т.п.) рассчитывают единый (суммарный) норматив ПДВ (ВРВ).

Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВРВ) для ЗВ характеризуются следующими величинами:

— максимальное разовое значение, г/с;

— валовое значение, т/г.

5.2.1 Максимальные разовые значения предельно допустимых выбросов (временно разрешенных выбросов) загрязняющих веществ

Для отдельного ИЗАВ этот норматив характеризует выброс ЗВ в течение 1 с, полученный осреднением за 20-минутный интервал времени работы источника, на протяжении которого из ИЗА может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ.

Величину ПДВ (ВРВ), г/с, для хозяйствующего субъекта в целом определяют как выброс ЗВ в течение 1 с, полученный осреднением за 20-минутный интервал времени, на протяжении которого может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ из совокупности одновременно работающих источников данного хозяйствующего субъекта.

5.2.1.1 Среднегодовые разовые значения ПДВ (ВРВ) ЗВ

5.2.2 Годовые значения предельно допустимых выбросов (временно разрешенных выбросов) загрязняющих веществ

Для отдельного ИЗАВ этот норматив, т/г, характеризует суммарную массу (объем) выбросов за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов. При этом должно быть обеспечено соблюдение технологических ограничений как на все источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.) хозяйствующего субъекта, так и на работу хозяйствующего субъекта в целом.

5.4 ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов ЗВ в атмосферный воздух или его отдельных производственных территорий рассчитывают с учетом всех источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух, принадлежащих юридическому лицу, фонового загрязнения атмосферного воздуха и ТНВ (для объектов I категории), а также требований и целевых показателей федеральных и региональных программ по охране атмосферного воздуха.

5.5 При разработке предпроектной и проектной документации на строительство новых объектов и реконструкцию (расширение) существующих следует также учитывать выбросы ЗВ, давать оценку их воздействия на окружающую среду и предложения по нормативам допустимых выбросов, которые будут действовать после введения объекта в эксплуатацию, а также в период строительства нового или реконструкции существующего производства.

5.6 Для линейных объектов (автомобильные и железные дороги, прокладка трубопроводов и т.д.), на которых строительно-монтажные работы ведут, как правило, с последовательным по определенным участкам продвижением от участка к участку, рекомендуется следующий порядок оценки воздействия на атмосферный воздух выбросов от используемой дорожно-строительной техники, оборудования и транспортных средств:

— выбирают один из однотипных участков ведения строительно-монтажных работ, наиболее близко расположенный к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, для которого оценивают максимальные разовые (или среднегодовые разовые) выбросы и создаваемые ими приземные концентрации;

— рассчитывают валовые выбросы за период выполнения строительно-монтажных работ для всех участков линейного объекта.

5.8 Если хозяйствующий субъект имеет несколько стационарных источников, расположенных на разных производственных площадках, то данный хозяйствующий субъект может рассчитывать нормативы допустимых выбросов отдельно по каждой производственной площадке или в целом для хозяйствующего субъекта.

5.9 Если в зоне влияния выбросов ЗВ хозяйствующего субъекта отсутствуют территории (жилые зоны, зоны, к которым предъявляются повышенные экологические требования), для которых разработаны нормативы качества атмосферного воздуха, и наличие подобных территорий не предусмотрено схемами территориального планирования любого уровня, то данному хозяйствующему субъекту устанавливаются нормативы выбросов без проведения расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферный воздух. В этом случае для объектов I категории должно быть обеспечено соблюдение величин ТНВ.

5.10 Если выбросы ЗВ для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта классифицированы как ВРВ, то ВРВ устанавливают только для тех источников, на которых запланированы мероприятия, обеспечивающие достижение нормативов ПДВ по данному ЗВ; для остальных источников выброса ЗВ руководствуются нормативами ПДВ.

6 Установление нормативов ПДВ на основе сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух

6.1 Если в городе (населенном пункте) функционирует система сводных расчетов, то ГО, действующая в установленном порядке для формирования и поддержания компьютерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов, запрашивает у хозяйствующих субъектов, которые имеют источники выбросов в атмосферный воздух, действующие материалы по нормативам ПДВ (ВРВ).

6.2 ГО проводит сводные расчеты и определяет для конкретного хозяйствующего субъекта квоты концентраций ЗВ в атмосферном воздухе (допустимые вклады), направляемые затем хозяйствующему субъекту.

Если квоты концентраций не превышают величины суммы значений концентраций, то хозяйствующий субъект приступает к разработке нормативов ПДВ.

6.3 Если квоты концентраций, полученные от ГО, ниже величин суммы значений концентраций, хозяйствующий субъект разрабатывает план уменьшения выбросов в целях достижения нормативов качества атмосферного воздуха (или программу повышения экологической эффективности для объектов I категории) и направляет его в адрес ГО, которая по представленным данным снижения выбросов проводит расчеты с учетом указанных сроков достижения нормативов качества атмосферного воздуха.

Если квоты концентраций, полученные по результатам сводных расчетов с учетом мер по снижению выбросов, представленных хозяйствующим субъектом, не превышают ранее выданные хозяйствующему субъекту квоты концентраций, то ГО информирует хозяйствующий субъект об отсутствии превышения, что является основанием для разработки нормативов ПДВ.

6.4 Если квоты концентраций, установленные ГО по результатам сводных расчетов с учетом представленных хозяйствующим субъектом мер по снижению выбросов, превышают определенные квоты концентраций, ГО информирует о превышении хозяйствующий субъект.

При получении данной информации хозяйствующий субъект перерабатывает ранее разработанные мероприятия по снижению выбросов путем включения в них более эффективных мер снижения выбросов ЗВ.

Доработанные мероприятия хозяйствующий субъект повторно направляет в адрес ГО. Далее реализуется последовательность действий, описанная выше.

6.5 При проектировании новых или реконструируемых хозяйствующих субъектов на тех территориях, где проводятся сводные расчеты, оценки воздействия выбросов таких субъектов на атмосферный воздух осуществляют с учетом квот концентраций.

Генпроектировщик обращается в письменном виде в ГО за получением величин квот концентраций для проектируемого хозяйствующего субъекта, предоставляя при этом следующую информацию:

— наименование хозяйствующего субъекта;

— местоположение хозяйствующего субъекта (в единой государственной системе координат);

— перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

ГО проводит сводные расчеты, определяет квоты концентраций для проектируемого (реконструируемого) хозяйствующего субъекта и направляет их генпроектировщику.

7 Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов

7.1 Основным видом производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВРВ) в рамках ПЭК является контроль непосредственно на источниках.

7.2 В план-график контроля включены стационарные источники выбросов и ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (периодичность контроля определяется согласно [3]).

7.3 Контроль выбросов проводят инструментальными и расчетными методами. Для стационарных источников I категории применяют контроль выбросов с помощью автоматических измерительных систем.

7.3.1 Контроль за выбросами ЗВ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.

7.4 Дополнительным видом контроля (в рамках ПЭК) являются наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов хозяйствующего объекта. Этот вид контроля проводится для объектов, на которых превалируют неорганизованные выбросы в атмосферу, а также включает наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных точках на границе СЗЗ в целях проверки соблюдения установленных нормативов, учитывая преобладающие направления ветра, расстояния до ближайших населенных пунктов и зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования. При этом наблюдения проводят по маркерным ЗВ, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК.

СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ

В состав материалов по расчету нормативов допустимых выбросов входят:

— отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, оформленный по форме установленного образца;

— общие сведения о хозяйствующем субъекте и краткая характеристика его как источника загрязнения атмосферы;

— перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, и соответствующие ЗВ нормативы качества атмосферного воздуха и группы комбинированного вредного действия, образованные ЗВ;

— перечень источников и ЗВ, к которым не применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды;

— сведения о перспективе развития производства и прилегающей территории (в зоне влияния выбросов обследуемого объекта);

— сведения о включении хозяйствующего субъекта в федеральные и региональные целевые программы охраны атмосферного воздуха и другие документы программно-целевого назначения с указанием ограничений, величины и сроков целевых показателей сокращения выбросов ЗВ в атмосферный воздух;

— данные о физико-климатических характеристиках района расположения, данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;

— расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе на текущее положение и их анализ;

— учет фонового загрязнения атмосферного воздуха;

— перечень источников, создающих основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха;

— мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферный воздух;

— оценка снижения воздействия выбросов ЗВ конкретного стационарного источника и хозяйствующего субъекта в целом на состояние атмосферного воздуха после реализации мероприятий в целях соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха (и допустимых квот концентраций);

— план-график производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ (ВРВ);

— предложения по нормативам допустимых выбросов (ПДВ, ВРВ).

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 17 июля 2017 г. N 219-ФЗ)

Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (утверждены Приказом Минприроды России от 6 июня 2017 г. N 273)

Ключевые слова: допустимые выбросы, загрязняющие вещества, промышленные предприятия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *