На основании чего реконструируется исторический процесс
Историческая реконструкция
История предстает перед нами во многих формах – в стекле и камне, на страницах книг, в сухих цифрах научных исследований, и в живых ландшафтах городов. Мы можем читать историю, видеть – в фасадах зданий и в витражах кафедральных соборов, на витринах музейных экспозиций, на большом экране и в интерфейсе видеоигр. Однако, историческая реконструкция – как движение и как хобби, как профессиональная деятельность и развлечение – утверждает, что мы можем ощутить прошлое и познать его на собственном опыте.
То, чем занимается реконструкция, – воссозданием материальной культуры, воспроизведением событий прошлого – в итоге сводится к калейдоскопу ощущений, личному переживанию собственного эпоса, в котором каждый – герой своей летописи.
Движение реконструкции охватывает сегодня все континенты. Она объединяет разных людей с различными мотивами, но инструмент познания в их руках схож – воссоздание полотна исторического прошлого из нитей научного знания.
Первые попытки реконструкции
Романтика эпохи доблести и отваги, рыцарей без страха и упрека, прекрасных дам, беззаветной верности и героических подвигов – то, как мы знаем Высокое средневековье сегодня, – заслуга ностальгического воображения джентельменов Викторианской Англии. Начавшиеся в XIX веке на архипелаге попытки скрыться в идеальном мире замков, турниров и рыцарской чести распространились на весь континент, а движение Искусств и Ремесел конца XIX века пробудило вкус к ручному труду, притупившийся за век индустриальной революции. Движение прерафаэлитов, давшее идеальной средневековой фантазии визуальное воплощение, завершило трансформацию представления о Средневековье как о золотом веке Европейской культуры и морали. Неудивительно, что первые попытки воссоздать средние века, относятся к правлению королевы Виктории.
Военная реконструкция
Живая история
В музейное дело реконструкция вошла на правах и экспериментального метода изучения технологий прошлого, и визуального представления о прошлом. Изначально метод живой истории представлял собой научный эксперимент – сколько времени и сил уйдет на строительство земляного вала, каков сельскохозяйственный цикл в определенной местности. К второй четверти XX века музеи живой истории начали воплощать наше представление о прошлом. Сегодня такие экспозиции – масштабы которых зачастую охватывают целые поселения и дают возможность не только увидеть как жили наши предки, но и попробовать себя в традиционных ремеслах – неотъемлемый элемент туристических экскурсий.
К концу XX – началу XXI века живая история приобрела новый размах и совершенно иной охват, шагнув из стен музеев и площадок фестивалей на экраны. Реконструкции жизни, экспедиций, сражений прошлого приобрели статус реалити шоу и бюджет исторических сериалов, и охватили аудиторию крупнейших мировых каналов – BBC, Discovery и History Viasat.
Ярмарки эпохи Возрождения
Всемирно известная благодаря песне Blackmore’s Night разновидность фестиваля Renaissance Fair зародилась в США в 1950-е годы и привлекает тысячи людей в мир средних веков. Несмотря на сильную коммерческую составляющую – в отличие от большиства других направлений – ярмарки эпохи Возрождения заняли свое важное место в мировой исторической реконструкции, в том числе благодаря связи с крупнейшим на сегодняшний день реконструкторским сообществом.
Общество креативного анахронизма
Клубы реконструкции и живой истории
Независимо от Общества Креативного Анахронизма, примерно в то же время в Европе начали появляться свои кружки любителей разных эпох. Иногда их интерес был вызван популярной литературой – настоящая волна захлестнула Европу после публикации «Властелина колец», иногда – годовщинами исторических событий и их реконструкцией – такими как воссоздание событий Войны Роз. К сожалению, небольшое число участников, отсуствие централизованного финансирование, и большие требования к временным и финансовым затратам на реконструкцию не способствуют долгой жизни клубов, и в Европе трудно найти клуб, который мог бы похвастаться хотя бы тридцатилетней историей.
Реконструкция в России
На основании чего реконструируется исторический процесс
1. СТИЛИЗАЦИЯ присутствует и в реконструкции тоже, но вот спешность ее применения, делает ее ядом. Скажем, когда человек на 5-10 лет, с головой ушел в эпоху, прочитал не один десяток разных взглядов историков, сам экспериментировал, достиг совершенства в ремеслах, реконструировал предметы быта и обычаи, в итоге вжился в эпоху ее уклад и традиции, на столько, что его стилизацию будет трудно, отличить даже профессиональным историкам и археологам.
Но когда человек только начал реконструировать, и сразу ударился в «стилизацию» это очень бросается в глаза, и как правило вызывает порицание.
Славянское язычество и культура
«следует искать не смену верований, не полное вытеснение старого новым, а наслоение нового на всю сумму более ранних представлений, создание амальгамы разновременных и разностадиальных элементов.»
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян — М.: Наука, 1981. С. 23
«Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение.» Из донесения кардинала Д’Эли папе римскому, XV в.; цит. по: Замапеев А.Ф. Мыслители Киевской Руси. — Киев, 1987. С. 30-31.
В пограничных регионах культуры славянских племен, смешивались к примеру, с Хазарской, или Булгарской. Монголо-татарское иго, начиная с XIII в., принесло с собой новую культуру. После нашествия и падения ига, некоторые регионы опустели и заселялась практически заново, а люди приносили с собой другой уклад и другую культуру.
Чтобы раскрутить вспять, от этнографии, до средних веков, нужно знать какая культура была, какие культурные веяния пришли, из-за пограничного влияния или в эпохи переселения народов,
обязательно учитывая исторические особенности наслоения христианизированной культуры в различных регионах.
А это задача, не на один год, и со многими неизвестными!
После экспансии Европейской моды при Петре I, отношение к национальной одежде изменилось при Екатерине II. Она издает указ, согласно которому в особо важных случаях — в год окончания войны или Нового года, или свадеб — дамы должны были появляться при дворе в «русских платьях». В музейных собраниях не сохранились подобные наряды XVIII века.
В описании иностранца (конец XVII в.) говорится: «Они (русские) носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают 8 или 10 локтей, сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изысканными и дорогими запястьями» [Древняя одежда народов Восточной Европы. С. 67].
Вышивка крестиком пришла в Россию в XVII в из Европпы. К XVIII-XIX вв. получила широкое распространение. Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шел непрерывно: одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего ев ропейской моды. Во время Отечественной войны 1812 года, подъем национального самосознания привел к новому витку, развития национального костюма и вызвал интерес не только к русской истории, но и привлек внимание к русской национальной одежде и ее изучению.
Использование этнографических данных при реконструкции северянского костюма
http://blogs.mail.ru/mail/sovuschkanv/28BE3CF96EFCB85..
источники по истории костюма племенного союза северян
http://blogs.mail.ru/mail/sovuschkanv/35A18E2EAF98E72..
Интересный способ проделывания отверстий без свёрел:
///Отверстие любой конфигурации без использования сверла можно сделать следующим образом. Взять кусок серы и придать ему необходимую вам форму путем предварительного расплавления серы (плавится она очень легко и также легко принимает какую угодно форму).
Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян http://elitestyle.com.ua/index.php?men=statyi&id=2
Чепрак (от турецкого çaprak),средняя часть шкуры животного и выработанная из неё кожа. Характеризуется большой плотностью, толщиной и высокой износостойкостью.
Толковый словарь Ушакова
«Непопулярность среди новгородцев синего цвета объясняется его сакральным значением. Эпитет «синий» в мифологии славян указывал на связь предмета с потусторонним, загробным миром, нечистой силой. Недаром синие кафтаны носили скоморохи – наследники языческих жрецов.» Кузьмина О.В. Языческие элементы в городском костюме. Великого Новгорода XIV – XV веков
«Можно предположить, что одежда была не только белой, но и цветной, так как на погребениях, в области оплечья дважды обнаружен тлен красного (курган 90) и синего (курган 73) цвета, идентичный цвету шелка ворота»
Сабурова М.А., Елкина А.К., 1991. Детали древнерусской одежды по материалам некрополя Суздаля / / Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М.
На основании чего реконструируется исторический процесс
Историческая реконструкция и реставрация – возможность сохранить наше наследие
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Цель моей работы заключается в том, что бы более подробно осветить способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Узнать что такое реконструкция и методы реконструкции.
Реконструкция как воссоздание материальной и духовной культуры кубанских казаков на Кубани.
Привести пример реконструкции.
Узнать что такое реставрация.
Как реставрируются исторические здания.
Реставрация исторических памятников на Кубани.
Реставрация исторических памятников в ст. Староминской.
Реставрация исторических памятников в Москве
Для начала необходимо дать определение реконструкции.
Предмет исследования – способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Гипотеза – я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.
Использовала гуманистические принципы.
Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов.
2. Метод качественного (конкретных фактов) анализа.
Изучение теоретического материала.
Работа с живыми носителями информации.
Обобщающий, связанный с оформлением самой работы.
В своей работе я использовал документы архивов, материалы станичного музея, монографическую, художественную, энциклопедическую литературу.
Реконструкция исторических зданий позволяет вдохнуть в сооружение новую жизнь. Реконструкция предполагает комплекс работ, которые направлены на изменение экономических и технических показателей здания, а также повышение его эффективности. Потребность в проведении подобных работ возникает в том случае, если собственник приобрел или взял в аренду ветхое или старинное сооружение.
Основная сложность при ремонте исторических зданий заключается в том, чтобы максимально сохранить первоначальный облик здания, его архитектурные особенности и характерные черты эпохи, культуру и историю которой оно представляет. По этой причине многие виды работ, особенно реконструкционных, проходят предварительную экспертизу и согласование с государственными органами власти, осуществляющими надзор за сохранностью исторических зданий и объектов культурного наследия [1] (см. приложение I рис.1).
Только настоящие профессионалы смогут вдохнуть жизнь в старый объект недвижимости. Особенно осторожно нужно работать с таким объектом, который представляет историческую, архитектурную или религиозную ценность. Реконструкция в данном случае будет являть собой достаточно трудоемкий процесс, требующий не только определенных знаний, но также высокого профессионализма и опыта.
Реконструкция исторических зданий и сооружений будет включать в себя такие этапы:
Анализ планировки и состояния помещений;
Изменение габаритов помещения при необходимости;
Оформление соответствующей документации;
Усиление и укрепление всех несущих конструкций;
Капитальное строительство надстройки и постройки;
Реконструкция всех инженерных коммуникаций и сетей;
Изменение внешней и внутренней отделки.
При использовании современных и высокотехнологических инструментов, оборудования и материалов можно добиться желаемого результата. Конечно, нужно учитывать также знание и опыт архитекторов, инженеров и дизайнеров, с чьей легкой руки устаревшее и обветшалое сооружение получит право на новую жизнь. Благодаря современным технологиям работы по восстановлению зданий выполняются в максимально короткие сроки, причем обновляется не только фасад, но и внутреннее убранство помещений.
Все работы начинаются с фундамента. Со временем может существенно ослабеть кладка фундамента, а также увеличиться на него нагрузка, снизиться несущая способность грунта. Часто именно по причине слабого грунта происходит деформация зданий и сооружений. Именно по этой причине восстановительные работы включают обязательно укрепление фундамента.
Особое внимание сосредоточено также и на реконструкции фасадов, поскольку это «лицо здания», а значит, посетители и простые прохожие именно этому уделяют особое внимание. Работы предполагают сохранение исторического облика. Внутреннее убранство также должно быть максимально по стилистике приближено к той эпохе, когда возводилось сооружение [2].
Этнографический комплекс «Атамань» (см. приложение I рис.2).
Этнографический комплекс «Атамань»- прекрасный пример реконструкции материальной и духовной культуры кубанских казаков на Кубани. Это крупнейший и единственный в своем роде музей под открытым небом, который перенесёт Вас на сотни лет в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум моря, красивая казачка, встречающая гостей с хлебом-солью, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу.
Знаменитые исторические поселения Гермонасса, Тмутаракань, расположенные близ станицы Тамань, входят в список мирового наследия ЮНЕСКО. Эта земля вошла в историю: 200 лет назад на берегу Таманского залива Черного моря, у подножия горы Лысой, высадились первые черноморские казаки. На этой земле был построен первый православный храм и началась история Кубани. Основываясь на этих фактах, было решено создать точную копию казачьей станицы именно здесь, на лысой горе в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Создан этнографический комплекс на основании постановления главы администрации Краснодарского края в августе 2009 года. Общая площадь музея составляет 68 га. И как когда-то казаки строили всем миром хаты, так и сейчас было принято решение: сообща, всем краем, возвести этническую станицу.
Три месяца, не покладая рук, всем миром возрождали не только уклад жизни кубанского казачества XIX-XX веков, но и фактически жизнь всех деревень юга России. Сначала землянка, затем хата мазанка, а вокруг уже хозяйственные постройки. Такие подворья просуществовали до 60х годов ХХ века (см. приложение II рис.1-2).
Идея создания этнографического комплекса «Атамань»: популяризация и распространение старожильческих традиций и традиционной народной культуры – культуры кубанского казачества; приобщение населения к культурно-историческим ценностям, а также информационное обеспечение туристической деятельности в Краснодарском крае; организация и проведение конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и других мероприятий по вопросам туристической деятельности, содействие развитию туризма в области традиционной народной культуры. ГУ КК «Атамань» предоставляет физическим и юридическим лицам комплекс платных услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в области культуры.
Все районы Краснодарского края принимали участие в создании данного объекта, в том числе и наш Староминский район. Наш курень и сейчас находится на Атамани [4] (см. приложение II рис.4).
3.Что такое реставрация?
Как реставрируют исторические здания?
Процесс реставрации объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов.
Также очень важно вести постоянный мониторинг сооружения, для того чтобы вовремя выявлять все его «болезни» и повреждения.
Следующий этап реставрационных работ – это проектирование. На основе результатов комплексного исследования памятника составляется детальный проект его реставрации. В дальнейшем он рассматривается и утверждается (либо не утверждается) соответствующей комиссией.
В современной реставрации применяется ряд специальных материалов и красок:
Это не последние материалы, используемые для реставрации.
Существует множество методов реставрации и усиления фундаментов зданий.
Приемы усиления оснований и фундаментов разделяются на следующие группы:
Упрочнение конструктивной системы фундамента;
Увеличение прочности и уменьшение деформируемости грунтов основания;
Какими бывают фасадные ремонты?
Ремонт фасада здания — это целый комплекс работ по оценке уровня повреждений и дефектов, подготовке плоскостей, реконструкции инженерных сооружений и покрытий.
Существует два вида ремонта:
Последний вариант предполагает частичное восстановление облика здания без внесения изменений в систему гидро и теплоизоляции здания. Фасады которых смотрят на дорогу, с течением времени темнеют из-за выхлопных газов автомобильного транспорта, выгорают на солнце и портятся порывами ветра [5].
При капремонте разрушается минимум треть всего фасада. К таким работам обращаются при замене профиля назначения здания, сооружении пристроек и перепланировке. При этом удаляются старые покрытия, и осуществляется полный комплекс монтажных, подготовительных и ремонтных мероприятий.
Когда работы по очищению фасада завершены, можно приступать к реставрационным мероприятиям:
Заполнение трещин и пустот. Если в кладке наблюдаются пустоты и открытые трещины, их заполняют специальным раствором;
Ремонт швов. В случае нарушения целостности швов между камнем или кирпичом, поводится механическое удаление старого раствора на глубину не меньше двух сантиметров. Затем швы заполняются растворами на основе минералов.
Восстановление разрушенных кирпичей. Реставрация фасадов зданий также предполагает замену полностью разрушенных кирпичей на новые.Если здание представляет историческую ценность, и подобрать кирпич нужной формы и цвета не представляется возможным, допускается заполнение пустого места ремонтным известково-цементным раствором;
Выравнивание цвета. Если оттенок отреставрированных участков сильно отличается от основного цвета стены, допускается выравнивание цвета с помощью специальной полупрозрачной силиконовой краски;
Защита фасада от влаги путем консервации кладки. Это финальный этап ремонтных и восстановительных работ. Для защиты фасада от намокания и последующего разрушения используется специальная смесь. Она защищает стены не меньше пятнадцати лет.
После реконструкции, фундамент помещения будет внешне очень сильно напоминать существовавший изначально и обладать прочностными свойствами, не хуже новых современных, но нельзя увлекаться или получится как с Михайловым храмом [6] (см. приложение III рис.1-2).
4.Из истории реставрации исторических объектов.
Церковь Пахомия в Москве.
Надвратная церковь во имя преподобного Пахомия Великого выстроена по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в стиле елизаветинского барокко (см. приложение III рис.3). В 2016 году осуществлен новый масштабный комплекс работ по возвращению церкви исторического облика. Реставраторы восстановили лицевую и внутреннюю кирпичную кладку стен – с расчисткой, вычинкой, докомпоновкой и воссозданием. В интерьере церкви был отреставрирован свод перекрытия четверика. Заново выполнена деревянная стропильная система крыши апсиды. Воссоздан штукатурный, обмазочный и лепной декор стен. Для изготовления оконных и дверных заполнений реставраторы использовали образцы столярных заполнений нескольких построек периода московского барокко середины XVIII века. При реставрации и воссоздании белокаменного декора фасадов верхнего яруса и белокаменной облицовки фасадов нижнего яруса максимально сохранялись подлинные детали [7]. (см. приложение IV рис.1).
Церковь Живоначальной Троицы в Москве.
До конца 19 века храм находился в запущенном состоянии. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жильё и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны – склад. В 2010-2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту, а также удалили сколы и шелушение краски. Все работы были направлены на возращение храму его первоначального вида. По архивным описаниям начала 19 века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы– действующий православный храм [8].
Александровская триумфальная арка была построена в 1888 году к приезду в Екатеринодар Александра III и Августейшей семьи. Она была своеобразным подарком императору от городского купечества и казаков. годы советской власти арку решено было снести под предлогом того, что она мешает проезду трамваев, даже несмотря на то, что трамваи проходили под аркой с 1900 года. В 1928 году арку все же снесли.
В 2007 году Краснодарской городской Думой была принята целевая программа «Воссоздание исторических памятников города Краснодара». В списке объектов, подлежащих воссоздание, значилась и Александровская триумфальная арка. Руководителем проекта восстановления арки стал архитектор Сергей Снисаренко. В ходе разработки проекта восстановления был выполнен анализ триумфальных арок, возведенных в регионах России, произведен сбор исторического материала (фотографии, открытки, текстовые описания), произведены вычисления основных габаритов триумфальной арки, так как чертежи не сохранились. В апреле 2009 года состоялось открытие восстановленной Александровской триумфальной арки [9] (см. приложение IV рис.1).
В) Станица Староминская.
Здание бывшего атаманского правления, построенное в 1914году (сейчас в нем располагаются детская школа искусств и Староминский музей). Здание за все свои 104 года не подвергалось капитальному ремонту, лишь сотрудники музея приводили в порядок внутреннее убранство. Своими силами они красили стены, заменяли окна и т.д [10]. (см. приложение V рис.1-2).
Дом староминского купца Смыслова (ныне административный корпус центральной районной больницы) (см. приложение V рис.3-4). Построен в 10-е годы 20-го века. После капитального ремонта открыто левое крыло хирургического отделения Центральной районной больницы.Сегодня в хирургическом отделении отремонтированы палаты, душевые и санузлы. Полностью заменены системы электроснабжения и отопления, водопровод и канализация, заменены оконные и дверные блоки, пожарная лестница и пожарная сигнализация. На эти цели израсходовано порядка 4 млн.рублей в рамках программы «Развитие здравоохранения». Общая площадь отремонтированных помещений составляет 380 кв.метров. 7 помещений будут использоваться в качестве палат для пациентов круглосуточного и дневного стационаров. В 3 кабинетах разместятся диагностические службы (кабинеты УЗИ, фиброгастроскопии и колоноскопии). Остальные помещения будут использоваться для размещения процедурной, перевязочной и материальной.Теперь в хирургическом отделении будет обеспечено не только комфортное пребывание пациентов, но и их качественное обследование с помощью современного медицинского оборудования, Но внешний облик строения претерпел значительные изменения после ремонта, что не позволит потомкам любоваться оригинальным обликом здания.
4 февраля 2011 года детский сад был закрыт на долгосрочный капитальный ремонт и реконструкцию для увеличения мест в детском саду (см. приложение V рис.5). Из трех зданий детского сада 26 декабря 2012 года зафункционировали 2 здания, а 31.05. 2013 года открыли третье здание после капитального ремонта, а 17.06 2013 года стали принимать детей. Преобразились не только три здания детского сада и территория, но и появился музыкальный зал. Хочется отметить, что при ремонте и детского сада 32 и налоговой инспекции внешний облик не изменился и радует своим видом староминчан [11] (см. приложение V рис.6).
Мне понравилось писать эту работу. Я узнала в чем различие между реконструкцией и реставрацией, определила виды и методы, научилась искать информацию и правильно излагать свои мысли.
Я поняла, что памятники архитектуры это наше культурное наследие. Любое, даже безупречно построенное и надежное здание, рано или поздно, подвергается процессам разрушения, которые проявляются в потере внешней привлекательности, появлении трещин, деформации конструкций, нарушении работы внутренних систем здания.
Самое трудное в работе было найти информацию. Я познакомилась со многими сотрудниками музея и газеты. Они помогли мне, как могли рассказали всё, давали советы по написанию.
Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список источников и использованной литературы:
1. Историческая реконструкция
2. Этапы реконструкции
3. Выставочный комплекс Атамань http://www.atamani.
4.На подворье в Атамани. http://adm.starominska.ru
5.Как реставрируют исторические здания
6. Реставрация https://ru.wikipedia.org/wiki/Реставрация
7.Храм с большой историей: реставрация главного собора Высоко-Петровского монастыря почти завершена. https://www.mos.ru
8. Разрушенные и восстановленные церкви. http://www.vidania.ru
9. Александровская Триумфальная арка https://ru.wikipedia.org/wiki/Царские_ворота_(Краснодар)
10. Материалы муниципального бюджетного учреждения культуры «Староминский историко-краеведческий музей» муниципального образования Староминский район.
11. Материалы Староминского архива администрации муниципального образования Староминский район.
Рис.1 Восстановление цельности ансамбля (строительство взорванных в 1812 г. башен Московского Кремля )
Рис.2 Этнографический комплекс «Атамань».
Рис.1-2 Строительство «Атамани».
Рис.3 Музей под открытым небом открыт для всех.
Рис.4 Вид на Староминское подворье.
Рис.1-2 Пример радикальной «реставрации» рубежа XIX—XX вв.: Мстиславов храм до и после реставрации.
Рис.3 Церковь Пахомия в Москве.
Рис.1Церковь Живоначальной Троицы в Москве.
Рис.2-3 Александровская триумфальная арка, 1909 год. Арка в 2014 году.
Рис.1-2 Здание бывшего атаманского правления.
Рис.3-4 Дом староминского купца Смыслова.
Рис.5-6 Дом атамана Уса Е.И. (детский садик № 2). Дом купца Туманова ( налоговая инспекция)