На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

2. Проблема целесообразности: установка

Как надо понимать эту специфическую особенность организма? Каждому живому существу, каждому более или менее сложному организму в основном свойственно целесообразное поведение. Оно представляет собой специфическую особенность, качественное приобретение органической материи, совершенно чуждое неорганической. Таким образом, наша проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом поведение организма, как одной из форм материи, будучи безусловно причинно обусловленным, в то же время характеризуется целесообразностью.

Вначале попытаемся выяснить истоки целесообразного характера поведения живого существа. Не подлежит сомнению, что данное свойство поведения предопределено какой-либо специфической особенностью живого организма. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, что должно быть сочтено этой специфической особенностью, без которой невозможно даже само существование живого организма.

С уверенностью можно сказать, что особенно примечательной чертой живого организма, резко отличающей его от неорганического предмета, является то, что он находится в процессе непрерывного обмена веществ со средой. Общеизвестно, что вне этого жизнь была бы совершенно невозможна. Конечно, об обмене веществ можно говорить и в неорганическом мире, поскольку протекание химических процессов подтверждается всюду. Но в данном случае обмен веществ носит совершенно иной характер. То, что в мертвых телах является причиной разрушения, в случае органических тел становится основным условием существования (Энгельс). Поэтому обмен веществ в полном смысле этого слова характерен только для живого организма.

Таким образом, как видим, специфическую особенность живого существа, на какой бы ступени развития оно ни стояло, всегда составляет обмен веществ. Иначе говоря, это означает, что организм всегда является носителем определенной потребности, прежде всего — вещественной. О неорганическом теле этого, конечно, не скажешь: оно не нуждается в обмене веществ, потребность у него отсутствует.

Таким образом, мы убеждаемся, что живой организм характеризуется двумя особенностями, в корне отличающими его от неорганической действительности, — целесообразным поведением и потребностью.

Нетрудно заметить, что между ними существует безусловная связь — в основе целесообразного поведения лежит факт потребности. Живой организм обращается к акту поведения лишь потому, что иначе невозможно удовлетворить потребность. Средства удовлетворения потребностей находятся только во внешней среде. Поэтому живое существо вынуждено войти во взаимодействие с внешней действительностью, то есть обратиться к определенным актам поведения.

Следовательно, не подлежит сомнению, что в общем поведение возникает на почве потребности, представляет собой продукт потребности.

Но почему поведение носит целесообразный характер? Каким образом организму удается обратиться именно к целесообразному поведению? Надо думать, что и этот вопрос должен быть решен в связи с понятием потребности.

До тех пор, пока у организма отсутствует какая-либо потребность, между ним и остальным миром существует индифферентное отношение: не имеет значения, что и в какой мере воздействует на организм, совершенно пассивно переживающий это воздействие. Но как только у организма появляется потребность, индифферентные отношения между ним и действительностью становятся невозможными. С этого момента живой организм устанавливает связь с действительностью, ведь у него имеется потребность, удовлетворить которую без этой связи невозможно. Теперь уже организму, конечно, не все равно, что и как из этой действительности воздействует на него, отныне он устанавливает связь со средой не как с чем-то индифферентным, а как с ситуацией потребности.

Стало быть, если до сих пор между живым организмом и явлениями среды существовала только случайная связь, отныне взаимоотношения между ним строятся на основе потребности. Это означает, что с этого момента на живое существо действует не все из внешней действительности, а лишь то, что содержит условия удовлетворения потребности, то есть все то, что в каждый данный момент представляет собой ситуацию удовлетворения актуальной потребности.

Таким образом, на имеющий потребность живой организм воздействуют не отдельные явления внешней среды, а целая система этих явлений постольку, поскольку они содержат условия удовлетворения актуальной потребности, то есть представляют собой ситуацию ее удовлетворения.

Однако факт потребности делает понятным не только то обстоятельство, что среда воздействует на живой организм не как совокупность случайных явлений, а как конкретная ситуация, определенная целостная система. Факт потребности лежит в основе и другого важного обстоятельства, а именно того, что неорганическое тело всегда есть лишь объект среди других объектов — в нем нет ничего такого, что требует от него устанавливать особые отношения с другими объектами, то есть вынуждает осуществлять поведение. Но как только у живого организма появляется потребность, положение тотчас меняется: теперь внешняя среда превращается в средство, в ситуацию удовлетворения этой потребности. Следовательно, можно сказать, что характер потребности определяет тип отношений между живым организмом и внешней действительностью, обусловливает определенные акты поведения.

Таким образом, мы видим, что на почве факта потребности живой организм превращается в индивида, субъекта поведения, а воздействующая на него внешняя действительность — в ситуацию удовлетворения потребности.

Что это означает? Прежде всего то, что внешняя действительность воздействует на живой организм как на индивида, субъекта потребности, то есть не как на какой-то частичный момент живого существа, какую-либо его силу или функцию, а как на целостность. Поэтому выясняется, что эффект воздействия внешней действительности проявляется, в первую очередь, в живом существе как субъекте потребности, как индивиде и, следовательно, может иметь только целостный характер. А точнее, этот эффект должен проявляться в субъекте потребности не в виде происходящего где-то частичного изменения, а представлять собой изменение самого индивида, его целостную модификацию.

Но что представляет собой этот целостный эффект, эта перестройка, изменение индивида как субъекта потребности в содержательном плане? Ответ на этот вопрос имеет решающее значение для решения нашей основной проблемы.

Итак, внешняя среда действует на живое существо как на целостного индивида. Однако мы уже знаем, что в данном случае она воздействует на него как ситуация удовлетворения определенной потребности, как система, содержащая условия удовлетворения этой потребности. Поэтому в эффекте, вызываемом внешней средой в субъекте, она может быть отражена не как случайная и индифферентная среда, а лишь в виде ситуации удовлетворения определенной потребности. Но вспомним, что этот эффект представляет собой модификацию самого субъекта, его перестройку, переструктурирование, а не некоторое частичное изменение, затрагивающее какую-либо отдельную сторону живого существа. А это же, очевидно, может означать только то, что в процессе взаимодействия с внешней действительностью субъект поведения, стремящийся к удовлетворению определенной потребности, изменяется в соответствии с ситуацией ее удовлетворения, то есть он как единое целое, как субъект поведения еще до начала действий модифицируется в соответствии с ситуацией потребности, и поэтому его последующее поведение представляет собой действия существа, модифицированного в соответствии с данной ситуацией. Таким образом, то, как будет действовать то или иное живое существо в данной конкретной ситуации, в определенной мере уже предопределено еще до начала действия: это последнее задано в виде той модификации, которую претерпел субъект в результате воздействия среды.

Но коль скоро эта модификация происходит до начала поведения, то очевидно, что она может быть задана лишь в виде предварительной склонности, тенденции к определенному действию. Таким образом, поведению предшествует состояние субъекта, в котором, как в отражении объективной действительности, заранее определен общий характер этого поведения, его соответствие объективным обстоятельствам.

Как можно назвать это специфическое состояние? В психологии давно замечен один факт, который в последнее время обозначается термином установка. Примером этого факта может послужить следующее: когда грузин беседует с русским, скажем, о хлебе, ему на ум невольно приходит русское слово хлеб; когда же он на эту же тему говорит с немцем, то вспоминается не русское слово хлеб, а соответствующее немецкое (Brot). Почему? Что лежит в основе этого? Ответ может быть таким: при беседе с русским у человека возникает установка на русскую речь, а с немцем — на немецкую. Следовательно, то, какое слово приходит на ум в каждом конкретном случае, зависит от установки разговора на соответствующем языке.

Мы убедились, что, прежде чем живое существо осуществит какое-либо поведение, оно уже заранее модифицировано таким образом, чтобы осуществить именно данное поведение. Иными словами, до того, как живое существо обратится к осуществлению определенного поведения, это поведение задано в нем в виде установки.

Следовательно, специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности, может быть названо установкой. Данный термин представляется особенно адекватным постольку, поскольку указывает на несколько важных обстоятельств: во-первых, на то, что изменение происходит в субъекте как в целом; во-вторых, на то, что специфическое состояние субъекта побуждает его к определенному поведению, то есть это поведение предопределено в нем заранее, и, наконец, на то, что данное состояние — явление динамического характера, которое находит выражение в определенной активности.

В конечном счете, взаимодействие живого существа и среды может быть представлено следующим образом: на живое существо, движимое импульсом удовлетворения определенной потребности, начинает воздействовать внешняя ситуация и вызывает в нем соответствующее ситуации целостное изменение — определенную установку. После этого субъект, имеющий такую установку, может осуществлять лишь соответствующие этой установке процессы и акты. Исходя из этого, его поведение, в широком смысле этого слова, в каждый данный момент времени должно быть сочтено реализацией той или иной установки.

Таким образом, поведение живого существа определяется средой, но это отнюдь не носит механический характер. Среда воздействует не непосредственно на сам акт поведения, вызывает его не прямым путем, а воздействует на субъект, изменяя его в соответствии с ситуацией в целом, обусловливая возникновение данной установки. Сами же акты поведения определяются субъектом, имеющим определенную установку. Одним словом, он осуществляет те акты и процессы, то поведение, установка на которые выработалась у него под воздействием ситуации.

После этого уже нетрудно разрешить основной вопрос относительно факта целесообразности поведения, по поводу которого столь категорически противостоят друг другу механистическая и виталистическая точки зрения. Формулы механицизма и витализма по вопросу о взаимоотношениях между средой и субъектом можно охарактеризовать как двучленные. В самом деле, и механицизм, и витализм подразумевают взаимоотношение между двумя членами. Согласно механицизму, среда непосредственно вызывает ту или иную реакцию организма, то есть схема ее формулы такова: среда—поведение. Витализм же считает, что организм располагает целеполагающей силой (энтелехией или психоидом), определяющей поведение. Схема формулы также состоит из двух членов: психоид—поведение.

Мы убедились, что отношения между средой и живым организмом следует представить иначе. Вопреки взглядам механицизма и витализма, эти отношения имеют трехчленный характер. Наша схема такова: среда—субъект (установка)—поведение. Особенно примечательно то, что поведение в конечном счете и здесь определяется средой; однако это происходит опосредствованно, через субъекта, у которого та же среда вызывает соответствующую ситуации установку, а эта последняя приводит к поведению, как своей реализации. Поведение непосредственно определяется установкой, являющейся непосредственной причиной его возникновения. Но ведь наличие установки означает, что организм предварительно настроен на определенное поведение. Следовательно, то, как он будет действовать в той или иной ситуации, предварительно дано в установке. То, что должно произойти, то есть как себя поведет себя живое существо в определенных условиях, определено в установке субъекта еще до начала поведения. Следовательно, установка действует не только как истинная причина, но и подобно цели: в установке, подобно цели, заранее заложено то, что произойдет в дальнейшем.

Но ведь в лице установки мы имеем дело с отражением ситуации в субъекте. Стало быть, если поведение определяется установкой и осуществляется в соответствии с установкой, то это означает, что оно осуществляется в соответствии с ситуацией и, следовательно, целесообразно: поведение живого существа имеет целесообразный характер.

Так решается вопрос целесообразности поведения. Оно полностью включено в причинно-следственный круг: это цепь нигде не прерывается. Не существует никакой посторонней силы (энтелехия или психоид), которая вмешивалась бы в процесс протекания действительности и произвольно направляла его. Несмотря на это, поведение живого существа все же имеет целесообразный характер.

Источник

Презентация по информатике на тему «информация в природе»

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информация и информационные процессы в неживой и живой природе.

Информация и информационные процессы в неживой природе. В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос — порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.

Например, если в одну половину замкнутого сосуда поместить газ, то через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд. Произойдет переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние, и информация, которая является мерой упорядоченности системы, в этом случае уменьшится.

В соответствии с такой точкой зрения физики в конце XIX века предсказывали, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», т. е. молекулы и атомы со временем равномерно распределятся в пространстве и какие-либо изменения и развитие прекратятся. Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры.

Таким образом, с одной стороны, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). С другой стороны, в процессе эволюции Вселенной в микро- и мегамире возникают объекты со все более сложной структурой, и, следовательно, информация, являющаяся мерой упорядоченности элементов системы, возрастает.

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компью­теры и т. д.). Макромир. Гулливер в стране лилипутов

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром Микромир. Атом водорода и молекула воды.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир Мегамир. Солнечная система

Информация и информационные процессы в живой природе.

Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. С тех пор идет саморазвитие, эволюция живой природы, т. е. повышение сложности и разнообразия живых организмов. Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из окружающей среды вещество и энергию и выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности также в виде вещества и энергии. Информация как мера увеличения сложности живых организмов.

Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, т. е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы. Так, растения в процессе фотосинтеза потребляют энергию солнечного излучения и строят сложные органические молекулы из «простых» неорганических молекул.

Животные подхватывают эстафету увеличения сложности живых систем, поедают растения и используют растительные органические молекулы в качестве строительного материала при создании еще более сложных молекул. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя информацию.

Информационные сигналы. Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы могут иметь различную физическую или химическую природу. Это звук, свет, запах и др. Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Выживание популяций животных во многом базируется на обмене информационными сигналами между членами одной популяции. Информационный сигнал может быть выражен в различных формах: позах, звуках, запахах и даже вспышках света (ими обмениваются светлячки и некоторые глубоководные рыбы).

Генетическая информация. Одной из основных функций живых систем является размножение, т. е. создание организмов данного вида. Воспроизведение себе подобных обеспечивается наличием в каждой клетке организма генетической информации, которая передается по наследству.

Генетическая информация представляет собой набор генов, каждый из которых «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма. При этом «дети» не являются точными копиями своих родителей, так как каждый организм обладает уникальным набором генов, который определяет различия в строении и функциональных возможностях.

Домашнее задание Стр. 8 – 11 § 1.1.1 и § 1.1.2. Контрольные вопросы в конце параграфов.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Номер материала: ДБ-835891

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Информация в живой и неживой природе

Урок 1. Информатика 8 класс

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Конспект урока «Информация в живой и неживой природе»

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

· Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.

· Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

· Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

· Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.

· Не стучите по клавиатуре и мышке.

· Не прикасайтесь к экрану монитора.

· Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

· Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

· Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз.

· Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

· Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

· Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.

· Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали.

Мир, окружающий нас чрезвычайно разнообразен. Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором сидим; одежда, которую носим; пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди и т.д. Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин вещество.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Во-вторых, это энергия. Для большинства современных людей понятие энергии связано, прежде всего, с электричеством. Но кроме электрической в природе существуют и другие виды энергии. Например, тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, наконец, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. Например, электроэнергия позволяет работать радиоприемнику или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Третьей реальностью окружающей нас действительности является информация. Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. Изучение любого предмета связано с получением информации.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Издавна существующие естественные науки – физика, химия, биология и другие – изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергические процессы.

В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.

Давайте рассмотрим пример. Поместим в одну половину замкнутого сосуда газ. Через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд, то есть произойдет переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние, и количество информации в этом случае уменьшиться.

В 19 веке, в соответствии с такой точки зрения физик Рудольф Клаузиус предсказал, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», то есть молекулы и атомы со временем равномерно распределятся в пространстве и какие-либо изменения и развитие прекратятся.

Однако, современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры, то есть количество информации увеличивается.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина и т.д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т.д.).

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из окружающей среды вещество и энергию и выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности также в виде вещества и энергии.

Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, т. е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Например, потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.

Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя информацию.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы такие как звук, свет, запах и др.

Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.

На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Смотреть картинку На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Картинка про На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов. Фото На основе чего строится целесообразное поведение живых организмов

Таким образом, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). А живые же системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, то есть увеличивать информацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *