На основе статей русской правды докажите что имело место наследование по завещанию
Наследственное право. Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир
Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.
Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы –- отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).
Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, – гласит закон, – кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.
В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья («паки без ряду умрет, то всем детем»). Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).
От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.
Эволюция наследственного права по Русской Правде, Новгородской и Псковской судным грамотам, Соборному Уложению.
Наследство, называемое в Русской Правде задницей и остатком, открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Завещания были устными. Отец имел право разделить своё имущество между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать своё имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным.
Наследственное право по Русской Правде характеризовалось открыто классовым подходом. Так у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.
Наследование по закону открывалось, когда наследователь не оставлял после себя завещания.
Общий законный порядок наследования определялся в Русской Правде следующими правилами : После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причём часть наследства шла в пользу церкви “На помин души усопшего” и часть в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети рожденные от рабы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу.
Между детьми законнорождёнными в праве наследования предпочитались сыновья дочерям, но братья, исключившие сестёр из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж, а при выходе замуж, должны были снабдить их приданным по своим средствам.
Двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну. Имущество матери, не оставившей завещания, наследовал тот сын, в доме которого она жила после смерти мужа.
Над малолетними детьми с их имуществом устанавливалась опека, опекуном выступала мать, а если мать повторно выходила замуж, то опека принадлежала ближайшему родственнику умершего.
В Русской Правде нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестёр).
В Русской Правде нигде не говориться о наследовании мужа после жены. Жена также не наследует после мужа, но остаётся управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делится между наследниками, то вдова получает определённую сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, то она ничего не получает из наследства первого мужа.
Псковская судная грамота знает наследство по закону, и по завещанию. В ней перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники. Оставался непоколебимым принцип: “Сестра при братьях не наследница”. Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг наследовал “Вотчину”. При вступлении в новый брак он лишался права пользования вотчиной и она переходила к законному наследнику.
При наследовании по закону имущество переходило родственникам умершего, которые совместно с ним вели хозяйство. В этом случае предусматривался облегчённый порядок решения споров о наследстве; вместо письменных доказательств достаточно было свидетельство сторонних людей. Наследство в случае перехода его по закону к близким родственникам без нужды не дробилось.
Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно и называлось “Рукописанием”. Завещание удостоверялось священником, свидетелями, обязательно была печать наместника. Завещание должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове).
Среди наследников называются прежде всего близкие завещателя, жена, дети, брат, мать. Имеются случаи завещания имущества племяннику и крестнику. При отсутствии близких родственников имущество могло быть завещено дальним, а также людям, не состоящим в родстве с завещателем. Обычно основное место в завещании занимало распределение между наследниками земли. Часть земли передавалась церкви на помин души.
Несомненно что Новгородская и Псковская судные грамоты являются более прогрессивными документами по с Русской Правдой. В них расширен список лиц, которые могут являться наследниками. По Новгородской и Псковской судным грамотам имущество может быть завещено даже людям, не состоящим в родстве с завещателем. Главное же отличие Новгородской и Псковской судных грамот от Русской Правды состоит в том, что завещания оформляются в письменной форме, удостоверяются свидетелями, священником, заверяется печатью наместника и хранилов в храме Святой Софии или Святой Троицы.
При принятии Судебника 1647г. практически не изменилось наследственное право. При наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей – дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило к ближайшему из родственников.
Не изменилось наследственное право и с принятием Соборного Уложения 1649 года. Наследование осуществляется как и прежде, по завещанию и по закону.
Родовые и выслуженные вотчины сохранялись за родом мужа. Жёны их не наследовали. Однако Уложение разрешало в случае в случае отсутствия поместий выделять вдовам во владение часть выслуженной вотчины до их смерти, пострижение в монастырь или вторичного выхода замуж, после чего вотчина возвращалась в род мужа.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что наследственное право бурно развивалось в начале тысячелетия. Со времён Новгородской и Псковской судных грамот и до Соборного Уложения наследственное право претерпевало незначительные изменения в социально – экономическом развитии страны.
Список используемой литературы.
1. С. А. Чибиряев “История государства и права России” Москва 2001 г.
3. В. Я. Хуторской “История России”, Москва 2000 г.
4. Ю. П. Титов “Хрестоматия по истории государства и права России” Москва 2000 г.
На основе статей русской правды докажите что имело место наследование по завещанию
а не традиций и обычаев, зародилось в IX в. с появлением писаных актов Древней Руси.
Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.)
Развитие наследственного права совпадает с установлением института частной собственности.
Первым законодательным актом, регулировавшим наследственные отношения в нашей стране, является Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.).
Нормы, изложенные в ней, устанавливали две формы наследования:
Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.
Институт наследования по завещанию был достаточно условным. В круг наследников по завещанию были включены исключительно наследники по закону — дети, рожденные в браке, и супруг.
Распоряжения (так называемый ряд) имуществом на случай смерти сводились к распределению наследства между наследниками:
отец мог разделить все свое имущество между детьми в равных или в разных долях, а мать имела возможность завещать все свое имущество любому из сыновей или дочерей, которых считала наиболее достойными (ст. 103, 106);
свобода завещания была ограничена также правилом, согласно которому младшему сыну при разделе имущества всегда доставался родительский двор (ст. 100);
внебрачные дети и дети крепостных не наследовали отцу (господину) ни по закону, ни по завещанию.
Завещание по Русской правде могло быть составлено устно («без языка умрет» — ст. 103). При его составлении, как правило, присутствовал духовный отец, на духовенство возлагалась обязанность обеспечить исполнение завещания в соответствии с последней волей умершего. Наследование по закону действовало, когда не было завещания.
В XIV—XVI вв. с развитием феодализма в России появляются новые правовые источники, которые содержат нормы, касающиеся наследования:
Псковская судная грамота,
Новгородская судная грамота,
Судебники 1497 и 1589 гг.,
Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.
Все указанные памятники права, как и Русская правда, различают две формы наследования:
При этом каждый из источников называет разный круг наследников.
В Псковской судной грамоте наследниками могли быть отец, мать, сын, дочь и другие близкие родственники («или кто ближнего племени»), круг которых не указан.
Также известно, что племянник не являлся наследником по закону (ст. 100), дочери могли наследовать при отсутствии братьев, переживший супруг наследовал родовую «отчину», но в случае вступления в новый брак лишался права пользования имуществом умершего супруга.
Псковская судная грамота впервые установила письменную форму завещания и регламентировала порядок наследования по завещанию. Завещание теперь можно было составить в пользу своих близких родственников (кого именно не указано) и иных лиц (например, монастырей).
Судебники Московского государства 1497 и 1550 гг. также различали наследование по закону и по завещанию, а круг наследников ограничивался близкими родственниками и супругом.
Завещание получило наименование «духовная грамота» и могло содержать распоряжения имущественного и неимущественного характера, быть составлено от имени нескольких членов семьи.
Завещатель был вправе лишить наследства одного или всех членов семьи или передать его в полном объеме церкви. В целях охраны прав семьи было введено ограничение воли завещателя — родовое имущество передавалось по наследству только родственникам. Соборное уложение 1649 г. дало дальнейшее развитие институту наследственного права, в частности институту наследования по завещанию.
Согласно уложению завещательные распоряжения могли касаться лишь купленных вотчин и движимого имущества. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода.
Указ Петра I «О единонаследии» 1714 г. изменил сложившийся порядок наследования и определил новые правила наследования по закону и завещанию.
Согласно этим правилам все недвижимое наследственное имущество наследовал только один из детей наследодателя. В завещании наследодатель мог указать наследника недвижимости (одного из сыновей, а при их отсутствии — одну из дочерей).
Если наследодатель не имел детей, то он мог завещать принадлежавшую ему недвижимость «одному из своей фамилии». Движимое имущество наследодатель мог разделить между детьми по своему усмотрению (ст. 2 Указа), а бездетный — между родственниками или посторонними гражданами.
В 1731 г. Анна Иоанновна отменила Указ Петра как противоречащий общественному благу и восстановила права завещателя по Соборному уложению 1640 г.
Следующие изменения были приняты только через 100 лет, в 1831 г., в Положении о духовных завещаниях,
Данное Положение вошло в Свод законов Российской империи. На смену правовым актам, которые регулировали вопросы наследования, приходит новый источник — Свод законов Российской империи, изданный в 1832-1833 гг.
Часть I тома X Свода являлась основным источником русского дореволюционного наследственного права.
По Своду родовое имущество могло переходить только к наследникам по закону, а для остального имущества существовал общий порядок наследования.
Наследование и по закону, и по завещанию имело место не только после смерти наследодателя, но и после лишения лица всех прав состояния, пострижения в монашество, признания лица безвестно отсутствующим.
Наследование по закону в дореволюционной России, так же как и в других буржуазных странах, строилось на началах кровного родства.
Однако здесь оно не ограничивалось определенной степенью. Наследником по закону мог быть самый отдаленный родственник (но не свойственник), если не оставалось более близких родственников.
Предусматривались два основания наследования:
По общему правилу наследование по закону происходило, когда оно не было отменено завещанием.
Исходя из смысла ст. 1121 Свода, наследниками по закону могли быть родственники наследодателя. Закон не устанавливал число очередей родственников, призываемых к наследованию.
Порядок наследования по закону определялся по линиям:
первыми призывались наследники нисходящей линии, т.е. дети наследодателя;
при живых детях наследодателя внуки и последующие нисходящие к наследованию не призывались («сын при отце не может наследовать деду» — ст. 1122 Свода). Они наследовали по праву представления;
между детьми наследодателя имущество делилось в равных долях;
единокровные и единоутробные дети наследовали только после своих родителей;
внебрачные дети наследовали только после матери. Родовое имущество внебрачные дети и усыновленные вообще не могли наследовать;
при отсутствии детей и внуков к наследованию призывались родственники боковых линий.
Для определения боковых родственных связей в законе существовала специальная таблица, которая устанавливала очередность наследования боковыми родственниками:
по общему правилу ближайшая линия отстраняла от наследования более дальнюю,
а одинаково близкие родственники призывались к наследству совместно.
Наследниками:
первой линии признавались брат или сестра и их потомство;
второй — дядя или тетя с нисходящими;
третьей — брат или сестра бабушки и их потомство и т.д.
Право наследования в боковых линиях существовало неограниченно, пока могло быть доказано родство.
Особый порядок наследования был установлен для восходящей линии, в которой явно ущемляются права наследователей:
Имущество возвращалось родителям «яко дар», причем каждому — то, от кого получено.
Родителям предоставлялось пожизненное право пользования благоприобретенным имуществом (родовое имущество не являлось благоприобретенным) беспотомственного наследодателя.
Кроме этого, переживший супруг фактически не являлся наследником по закону. За ним закреплялась «указанная доля»:
Свод законов Российской империи сохранил особенность русского наследственного законодательства.
В отличие от других стран в России наследственное имущество не рассматривалось как единое целое, а подразделялось на движимое и недвижимое имущество, для каждого из них всегда был установлен отдельный порядок наследственного правопреемства.
Родовое имущество (имения) переходило только к наследникам по закону, а остальное имущество наследовалось в общем порядке.
Изменения в Свод законов были внесены в 1899 г. с принятием Положения о временно-заповедных имениях. Такое имение учреждалось в пользу одного из детей завещателя при согласии остальных совершеннолетних. Согласия не требовалось, если имение стоило не более 25 тыс. руб.
В 1912 г. был принят закон «О расширении прав наследования по закону лиц женского пола и права завещания родовых имений», который установил право завещать родовое имение в пользу нисходящих родственников.
Во всем остальном Свод регулировал наследственные отношения вплоть до победы Октябрьской революции 1917 г.
Гражданское (обязательственное, наследственное) право по русской правде.
Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В Русской Правде ещё не существовало отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы между ними будут определены позднее в процессе формирования отраслей гражданского и уголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Кр. Пр). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12–13 Кр. Пр)1.
Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками. Правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества). Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство.
7. Уголовное право по русской правде.
Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти.
Наследственное право (по «Русской правде»). Виды наследования по русской правде
Наследство в Русской Правде называется статном или задницей, т.е. то, что оставляет после себя уходящий в иной мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говорит о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как уже отмечалось, в стадии становления и не достигло уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по закону (или по обычаю) и по завещанию. Наследование по завещанию не сильно отличалось от наследования по закону,-ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом, т.е. завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.
Завещание (ряд) составлялось в устной форме. Правом делать завещание обладали по Русской Правде отец и мать по отношению кде-тям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).
Ранее уже подчеркивалось, что главной чертой права, выраженного в Русской Правде, является то, что это право было правом феодальным, правом неравным, правом привилегий.
Второй характерной чертой права является отсутствие четкого различия между гражданскими правонарушениями и уголовными преступлениями. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой, то есть причинением кому-либо материального, физического или морального вреда (например, моление у воды, ввод в церковь животных и пр.). Но при отсутствии разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями все же нормы Русской Правды различаются по своему характеру. Они могут быть условно разделены на три основные группы.
1. Нормы гражданского права, то есть, главным образом, нормы, определяющие чисто имущественные и семейные отношения (мы их рассмотрели выше).
2. Нормы процессуального права, то есть нормы, которые определяли порядок расследования и рассмотрения судебных дел.
3. Нормы уголовного права (то есть те нормы, за нарушение которых прямо предусматривались наказания).
Большинство норм Русской Правды по существу относится к уголовному и уголовно-процессуальному праву, поэтому Русская Правда позволяет составить достаточное представление о системе основных преступлений и наказаний Древнерусского государства. Основными принципами, повлиявшими на становление уголовного права, было дальнейшее развитие феодальных отношений, наличие антагонистических классов и обострение борьбы между ними.
Обычно субъектом преступления являлось одно лицо. Свободный человек за кражу платил штраф в пользу князя и урок в пользу пострадавших (ст. 75, 79, 82). Если преступление совершалось несколькими лицами, то все виновные отвечали одинаково, независимо от степени участия каждого из них в совершении преступления (ст. 42, 43, 44).
Имеющиеся в научном обороте документы Киевской Руси позволяют установить виды преступлений и меры наказаний, которые применялись в то время.
Отметим прежде всего деяния, которые можно квалифицировать как государственные преступления, хотя самого понятия “государственное преступление” не существовало: восстание против князя, переход на сторону врага – перевет, нарушение вассальной верности. Эти преступления в Русской Правде не отражены, но судить о них можно на основании летописей. В качестве меры наказания за эти преступления применялась смертная казнь в виде повешения.
В другую группу деяний входили преступления против личности: убийство, телесные повреждения, насилия, оскобление. Основным видом наказания здесь были штрафы, находящиеся в прямой зависимости от личности потерпевшего: жизнь, честь, имущество бояр защищались повышенными штрафами. Вместе с тем, убийство, совершенное в порядке кровной мести, не являлось преступлением и не подлежало наказанию. В Правде Ярославичей месть была заменена денежной вирой и головничеством, а убийство в порядке кровной мести стало преступлением и подлежало наказанию на общих основаниях (ст. 1).
Русская Правда различает деяния по степени проявленной преступником злой воли. Так, например, различается убийство на пиру, в ссоре, убийство в разбое. Во всяком случае Русская Правда устанавливает разное наказание за эти убийства. Не являлось преступлением убийство ночного вора (ст. 40), застигнутого на месте преступления, но при условии, что в момент убийства вор не был связан и это преступление произошло до наступления рассвета. Не являлось преступлением убийство холопа или рабыни (ст. 89).
Наиболее опасным считалось убийство в разбое без всякой ссоры, за которое была установлена высшая мера наказания – поток и разграбление, то есть конфискация имущества и продажа в рабство виновного и членов его семьи (ст. 7). Почти таким же опасным считалось убийство “княжа мужа”, вира в 40 гривен взималась за убийство свободных людей, приближенных ко двору и слуг. Менее опасным представлялось убийство других категорий граждан: за ремесленника в пользу князя взималось 12 гривен (ст. 15), смерда и холопа – 5 (ст. 16), раба – 6 гривен. (Позже в ст. 89 предусматривается 12 гривен и за убийство холопа, и за убийство раба).
Довольно много уделено внимания в Русской Правде преступлениям против личных прав: по Краткой Правде за отсечение руки назначался штраф в 40 гривен (ст. 5), за преступления против чести предусматривалось 12 гривен штрафа. К числу оскорблений действием относилось вырывание волос из бороды или усов, таскания кого-нибудь к себе или от себя. Оскорбление словом и развратное поведение – юрисдикция церкви.
Большую группу преступлений составляли преступления против собственности. Защищая собственность феодала на землю, Русская Правда в ряде статей устанавливала строгую ответственность за порчу межевых знаков в бортных лесах и за перепахивание пашенной межи (ст. 71, 72, 73). За эти действия было установлено наказание в виде штрафа размером в 12 гривен.
Очень много статей посвящено охране другого имущества феодалов. В Русской Правде говорится об ответственности за поджог жилого и нежилого помещения (двора и гумна, ст. 83), за что устанавливалась суровая мера – поток и разграбление. За злонамеренное истребление скота взыскивался штраф в пользу князя (продажа) 12 гривен и возмещение вреда хозяину (урок).
Наибольшее внимание, как отмечалось ранее, уделено краже (татьбе). Причем кража из закрытого помещения и конокрадство (ст. 35) наказывалась сурово. В Русской Правде не содержится никаких статей о церковных преступлениях, мало статей имеется и в церковных уставах, но отсутствие упоминаний о такого рода преступлениях объясняется не тем, что эти деяния вообще не предусматривались в Киевском государстве, а тем, что они рассматривались по византийским законам. Виновные в этих преступлениях подвергались жестоким наказаниям (смертной казни, членовредительным наказаниям и пр.).
Таким образом, система преступлений и система наказаний в Русской Правде свидетельствует о строгой охране законом феодальных отношений. Наказание в Киевском государстве являлось средством осуществления карательной деятельности в отношении классовых врагов и уголовных преступников. Кровная месть не соответствовала интересам феодала и во второй половине ХI в. месть как наказание была заменена денежным взысканием.
В конце ХI в. установились следующие виды наказаний:
1. Смертная казнь . Русская Правда не говорит о смертной казни, но летописи сообщают о ее применении. Смертная казнь применялась к восставшим против княжеской феодальной власти, к изменникам. Согласно феодальному праву князь за измену великому князю отвечал своим уделом, а боярин – своей головой (“князь в удел, а боярин в голову”).
Византийское духовенство добивалось у князей применения смертной казни и к церковным преступникам – богохульникам, “волхвам” и т.д.
4. Вознаграждение за убийство княжеских холопов и смердов, взимавшееся в разном размере от 12 до 5 гривен.
5. Продажа (штраф), которая взималась в размере 12 или 3 гривен и поступала князю.
Кроме того, пострадавшие от обид получали от обидчика особое вознаграждение, так называемый урок.
Церковь, обладавшая широкой юрисдикцией, применяла в некоторых случаях византийскую систему наказаний с широко распространенным членовредительством: ослеплением, урезанием носа, ушей и пр. Применяла церковь и денежные штрафы.
В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности на землю. Но охране права собственности уделялось много внимания. Суровые наказания вводились и за кражу или порчу чужого коня, кражу другого имущества, незаконное
пользование чужим имуществом.
Обязательства по Русской Правде возникали прежде всего из причинения вреда. Причинивший вред чужой вещи обязан был возместить стоимость испорченной вещи.
В Русской Правде говорится также и об обязательствах из договоров. При этом для Русской Правды характерно, что неисполнение обязательства влечет обращение взыскания не только на имущество, но на саму личность, не выполнившую обязательства.
Договора заключались, как правило, устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья).
Были известны договоры купли-продажи, займа, хранения имущества (поклажи), займа с самозакладом (закупничество), личного найма.
Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процентами. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Величина процентов по займу была очень велика. После восстания 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам, что нашло прямое отражение в ст. 53 Пространной редакции Русской Правды.
Наследственное право. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 Пространной редакции). Имущество смердов, умерших без сыновей, переходило к князьям. Незамужние дочери смердов получали часть имущества. Имущество бояр и дружинников переходило по наследству при отсутствии сыновей к дочерям. Мать-вдова получала часть имущества на «прожиток»; если мать-вдова вторично выходила
замуж, то назначался опекун из числа ближайших родственников. До совершеннолетия сыновей наследственным имуществом распоряжалась их мать.
Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.
Наследственное право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. В науке был спорен вопрос о существовании в Древней Руси наследования по завещанию. На наш взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно. На это указывают законодательство, а также практика. Завещания были, конечно, устными.
При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.
Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды
Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т. е., причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско;правового.
Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление.
Закон намечал понятие соучастия(упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.).
В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала).
К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим- корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).
Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.
Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий(усечение руки, ноги) и других телесных повреждений.
От них следует отличать оскорбление действием(удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.
Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон, поджог. Наиболее тяжким преступлением в этой группе был поджог.
Конокрадство рассматривалось как особый вид кражи, к имущественным преступлениям также относилось злостная неуплата долга.
Неуплата долга могла происходить в силу умышленного отказа либо в связи с фактом злостного банкротства должника, когда тот проиграл или растранжирил чужое имущество.
Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьбы». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр.
Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось
как необходимая оборона.
1) возмещение вреда;
Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место.
Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление», назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП).
Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т. е. в рабство.
Следующим по тяжести видом наказания была «вира», штраф, который назначался только за убийство.
Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире.
Основным источником для уяснения норм наследственного права в Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Эти статьи позволяют высокую оценку уровню развития наследственного права. Русскому праву XI-XII вв. знакомо наследование по закону и по завещанию (ряду). Очень много внимания уделяется положению жены, оставшейся хозяйкой после смерти своего мужа. В нормах наследственного права и раскрываются те глубокие сдвиги, которые произошли в системе личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей.
Наследование по завещанию. В историко-юридической науке имелось два взгляда по вопросу о завещании в Киевской Руси. По одному взгляду наследования по завещанию здесь не существовало; так называемый ряд, о котором говориться в Русской Правде, на самом деле не завещание, а распределение имущества между законными наследниками. По другому мнению наследование по завещанию уже было известно Русской Правде и подвергалось тщательной регламентации.
Сторонники существования завещания опирались на чтение данной статьи по Синодальному списку, указывая, что в ней вообще не указаны лица, между которыми раздел должен произойти. Можно предполагать, что умирающий мог отказать что-либо и не детям, причем это подтверждается и второй частью статьи, в которой сказано: «без ряду умрет, то все детям», т.е. в завещании может быть оставлено не все детям.
Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения статья 93. Данная статья говорит о праве матери делать завещательное распоряжение, и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. Тем более мог делать подобные распоряжения отец, глава семьи.
Вопрос о том, какова была форма завещаний в рассматриваемый период, никогда не ставился серьезным образом историко-юридической науке. Поскольку грамотность была слабо распространена, то письменная форма не была обязательна, в особенности в XI в.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в духовной новгородца Климента XIII в. было написано «Того деля написах, зане не было у меня ни брата, ни сына». Следователь но, Климент как бы указывает, что братья могли быть наследниками. Ввиду этого, можно предполагать, что боковые родственники пользовались наследственными правами.
Наследование супругов. Русская Правда ничего не говорит о наследовании мужей, но наследованию жен она посвящает четыре статьи.