На печку старуха с хвостом карабкается что это
На печку старуха с хвостом карабкается что это
Белая зыбка к реке побежала. (Гусь.)
Белая девица по ночам улыбается. (Луна.)
Без рук, без ног, а на кол лезет. (Хмель.)
Безрукий-безногий по огородам шарит. (Ветер.)
Безрукий-безногий горы ставит. (Метель.)
Безголовый, бескрылый над рекой летит. (Облако.)
В белом бочонке два разноцветных вина. (Яйцо.)
В каждой избе кривая нога. (Кочерга.)
В селе рубят, а щепки в деревни летят. (Церковный звон.)
В воду лезет красное, а выходит черное. (Железо.)
В каждом доме сухой сочень (блин). (Окно.)
В подполье медвежья лапа. (Помело.)
В лесу безногий, безголовый Захар кричит. (Эхо.)
В темном лесу изба без крыши. (Поленница.)
Видно, а не достать. (Солнце, месяц.)
Ворон вниз спиной летит. (Лодка.)
Возьмут за края и напялят. (Чулок.)
Горькое, вкусное на иве повисло. (Хмель.)
Двуногая собака кость грызет. (Лен мнут.)
Длинный нос зерно клюет. (Пест.)
Зимой в белой шубе, летом в зеленом сарафане. (Земля.)
Зимой спит, летом бежит. (Река.)
— Извилистая-петляющая, куда спешишь?
— Стриженный-чесанный, зачем спрашиваешь? (Река и берег.)
Как встанет, так и в окно заглядывает. (Солнце.)
Красный петушок по жерди бежит. (Огонь.)
Красная корова черную лижет. (Огонь и печное чело.)
Круглая, а не луна, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
К стене мохнатая веревка прилипла. (Мох в пазу.)
Кривая кривулька в мохнатку лезет. (Конская голова и хомут.)
Маленькая невестка всех одевает. (Игла.)
Межа дорогая, а пашня еще дороже. (Рама.)
Мохнатый шар длинным хвостом хвастает. (Клубок.)
Маленький, легонький, а в руках не удержишь. (Уголек.)
Молодуха-красавица весь лес разукрасила. (Иней.)
Мохнашка раскрывается, голяк в нее врывается. (Варежка и рука.)
Молодица моргнула, лес пал, стог встал. (Коса, трава, стог.)
На кочку снег падает. (Муку просеивают.)
На чердаке жеребята лягаются. (Молотьба цепами.)
На снегу узоры печатает. (Лапоть.)
На печи слюнявая старушка сидит. (Квашня.)
На полке журавлиный палец. (Веретено.)
Ничего не болит, а все ноет-хнычет. (Свинья.)
Ног много, а с поля на спине едет. (Борона.)
На полке медвежий кулак. (Солонка.)
На крыше медведь пляшет. (Дым из трубы.)
На краю сеновала две куколки сидят. (Глаза.)
Не волосы, а чешут. (Лен.)
Нос железный, хвост деревянный. (Пешня. Лопата. Стрела.)
Один нос, два хвоста. (Лапоть.)
Один хлоп-хлоп, другой порх-порх; один бьет, а другой смеется. (Трепало и лен.)
Печь разобрали, а сложить не сумели. (Яичная скорлупа.)
Посудина новая, а вся в дырах. (Сито. Решето.)
Посреди пола худой Матвей пляшет. (Веник-голик.)
Пять овец из одного стога щиплют. (Прядение.)
Рогатый, а не бодается и в доме живет. (Ухват.)
Сам не видит, а людям дорогу указывает. (Язык.)
Сколько гостей, столько и постелей. (Перчатка.)
Снаружи рогатая, внутри комолая. (Изба.)
Сорока в печи, а хвост в комнате. (Лопата.)
Старую бабу день и ночь за пупок таскают. (Дверь.)
У проруби белые голуби сидят. (Зубы.)
Чем больше бьют, тем краше становится. (Лен треплют.)
Черный, а не Воронко, рогатый, а не бык. (Майский жук.)
Что в сети не загонишь? (Ветер.)
Что никому не достать? (Солнце.)
Что нельзя перепрыгнуть? (Каму.)
Что в клубок не смотаешь? (Дорогу.)
Что до неба достает? (Глаз.)
Что такое три черных? (Земля, чуд, а третьим обычно называли имя чернявого человека.)
Что за три горьких? (Хрен, водка, слезы.)
Из книги “Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия” (перевод с коми-перм. и сост. В.В.Климова). Кудымкар, 2007.
Загадки народа Коми во 2 классе
Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Вухтым
Заочный муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ
в области этнокультурного образования
Номинация: Лучшая методическая разработка «Обучение обучающих-ся коми языку и культуре»
2 класс
Учитель начальных классов
Мелехина Маргарита Васильевна
Разработка урока «Загадки народа коми» является составной частью изучаемой темы «Устное народное творчество.
Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Назначение загадок-развивать поэтический взгляд на действительность.
Загадки-один из древнейших видов фольклора. В период своего возникновения они были связаны с обрядами, с магией; следы такого значения загадок сохранились в сказках и свадебном обряде коми. Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий, стара-лись их не называть по именам. С этой целью они прибегали к описательной, иносказа-тельной, тайной речи.
Главным назначением загадки в новых условиях становится развитие у людей сообрази-тельности, смекалки, художественно-образного мышления.
Загадок у коми народа написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.
Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми кре-стьяне ежедневно встречались в свой жизни.
Поэтизация природы, самого человека, выраженная в загадках, говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту, видели прекрасное в том, что их окружало и что ими было создано. Поэтому-то загадки, развивая в людях сообразитель-ность, остроту ума, тонкость восприятия окружающего мира, развивали любовь к труду, к своему краю. В этом заключается познавательная и воспитательная роль загадок.
Знакомство с одним из древнейших жанров фольклора и осуществление метапредметно-сти с искусством составления коми орнамента.
1. Развивать ассоциативное мышление детей.
2. Расширять знание учащимися коми и русских загадок.
3. Развивать быстроту мыслительной реакции учащихся.
4. Совершенствовать навыки детей в быстром изображении предметов контуром.
5. Упражнять детей в изображении элементов коми орнамента.
Форма проведения: Игровая технология и технология проблемного обучения.
Возраст учащися: 2 класс.
-Тексты коми и русских загадок, имеющих одну и ту же отгадку.
-Таблица №1 «Двенадцать тем коми загадок».
-Набор жетонов двух цветов: красные-за формулировку русской загадки в стихотворной форме; синие-за неточную формулировку русской загадки, но по теме загадки коми.
-Лист бумаги, карандаш.
1. Научиться определять раздел коми загадки по ее тематической направленности.
2. Отгадать коми загадку, вспомнить на эту же отгадку русскую загадку и ответить ведущему загадкой в русском варианте.
3. Изобразить как можно больше отгадок контурным рисунком.
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя о коми загадках.
В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выраже-ние, нуждающееся в разгадке, истолковании.
В русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.
– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать за-гадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)
У коми народа загадок очень много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Представление книги «Коми народные загадки».
Загадка была связана с тайной речью и тот, кто умел их разгадывать, владел этой тайной и имел ключ к пониманию устройства во Вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с загадками коми народа о природе.
2. формулировка задания учащимся.
Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай-загадай-нарисуй».Правила игры просты: учитель зачитывает загадку на коми языке. Учащиеся отгадывают загадку и определяют раздел по тематической направленности. После этого находят вариант русской загадки с таким же ответом. Примеры коми и русских загадок (приложение 2).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Зачитывает коми загадку. (Пример №1: «Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно».) Отгадывают загадку («сахар») и определя-ют раздел по ее тематической направленно-сти («пища»).
-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку.-Отвечают: «Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам» (получают красный жетон).
-Зачитывает коми загадку. (Пример №2: «Изба совсем темная, а в ней живет полно людей».) Отгадывают загадку («огурец») и опреде-ляют раздел по ее тематической направлен-ности («овощи»).
-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку.-Отвечают: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (получают красный же-тон).
В конце игры учащиеся на скорость, т. е. за определенное время, изображают контуром отгадки на те загадки, за которые они получили жетоны. При работе они используют таб-лицу «Коми орнамент» (приложение 1).
Выявление победителя, награждение (приложение 3).Условием для выявления победите-лей являются:
• Наличие у ученика большего количества красных жетонов.
• Наличие самых точных изображений элементов коми орнамента.
• Наличие большего количества контурных изображений отгадок.
С помощью таблицы «Коми орнамент» и книги «Коми народные загадки» составить рас-сказ «Наш семейный огород».
1. Коми народные загадки. Сост. Плесовский Ф. В. Кн. изд. Сыктывкар., 1975.
3. «Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия». Сост. В. В. Климова).Кн. изд. Кудымкар, 2007.
Коми:Русские:
В сенях ходит да в избу не заходит.
Четыре брата одной шляпой накрываются Четыре братца под одной крышей.
Брякает-звякает, клеть стережет. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Через реку жердь перекинута. Красное коромысло через реку повисло.
В лесу лает- лает, домой вернется, под ла-вочку ляжет. В лес идет-домой гладит, из лесу идет-домой глядит.
Мал мужичок да всем нужен. Маленького роста я
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу…
Кто по снегу, по траве носит лес на голо-ве? Кто на своей голове
Сидит дед, на нем сто одежек, кто его раз-денет, тот и слезы прольет. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его разде-вает, тот и слезы проливает.
Четыре сестрицы в одну лунку плюют. Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
По утрам не на коне
Приезжает гость ко мне…
Вечером за горизонт
Золотой, с приходом дня,
Будит раньше всех меня! Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло во-круг.
А я тружусь и днем и ночью,
Не пью, не ем, не лягу спать…
Но если время хочешь знать,
Спроси меня – отвечу точно! День и ночь они идут. Никогда не устают.Монотонно шепчут в такт: Тик, так, тик и так. Стрелки, будто как усы. Называются…
С двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом. Четыре ушка и два брюшка.
Как кузнечик, на опушке
Скачет маленький комочек.
Страшно – прижимает ушки.
Хвостик куцый, что грибочек.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам.
Изба совсем темная, а в ней живет полно людей. Ни окошек, ни дверей, полна горница лю-дей.
По лесу шагаю, всех вокруг пугаю.
Мед с вареньем я люблю, а зимой в берлоге сплю. Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Не живой, а человека учит. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сши-та, не человек, а рассказывает.
Ночью калачиком, днем- скалочкой. На всех, кто не знает, она рычит и лает.
Жизни трудней, чем у меня, нет ни у кого, всю ночь мне приходится работать. Я умею чисто мыться не водой, а языком. И мне часто-часто снится блюдце с теплым молоком.
Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик. Гребешок на голове, две ноги, и шпоры две. Он в один и тот же час рано утром будит нас.
В воде родилась, а воды боится. Одну меня не едят, а без меня есть не хотят.
Красивая девица, да сердце угольное. У носатого, у Фоки,постоянно руки в бо-ки: Фока воду кипятит и как зеркало бле-стит.
Семьдесят пальто и все без застежек. Семьдесят одежек, и все без застежек.
Он живет в Москве, я здесь живу, он знает, что я делаю, что он делает, слышишь и ви-дишь один другого. Поле белое, семена черные, кто сеет, тот сам разумеет.
Беднягу все время бьют палками, а он быстро бегает. Беднягу бьют, а он не плачет, быстрее еще скачет. Хоть надут он всегда, с ним не скучно никогда.
Зимой и летом в одной одежде. Зимой и летом одним цветом.
Дом жителей полон, а окон нет. Без окон, без дверей полна горница людей.
Посреди моря лодка плывет Утка-в море, хвост-на заборе.
Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми» Дидактическо – познавательная коробочка- универсальная и разно вариантная игра. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5.
КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.
Картотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.
Коми развлечение «Вечерние посиделки» КОМИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ – вечерние посиделки Цель : приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми,прививая любовь.
Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Оркестр. Дети встают в круг и играют под мелодию «Шондибанэй-олэмэй.
Мини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.
«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.
Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.
У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.
Знакомство с коми орнаментом «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.
о проведении мастер-класса «Коми национальные игры»
в рамках выездного ГМО учителей коми языка на базе МБОУ « НШДС» с.Колва
Настоящая справка выдана Рочевой Е.А., учителю физической культуры в том, что она 26.11.2015 года провела мастер-класс «Коми национальные игры» в рамках ГМО учителей коми языка на базе МБОУ «НШДС» с.Колва.
Директор МБОУ «НШДС» с.КолваВ.В.Шилоносова
«КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Выполнила: учитель физической культуры
Рочева Екатерина Андреевна
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Обучающие: обучить коми народным играм.
Развивающие: развивать внимание, сообразительность, ловкость, силу духа, смелость.
Воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, малую родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, воспитание чувства «логтя», сопереживания, уважения к традициям, обычаям коми народа.
Оборудование: 3 ведра по 20 «снежков»-«клюковок», 15 «кочек- листов», 9 палок-«нарт», 6 «снегоступов»- картонные листы, 3 скакалки- «возжи», 3 кегли,3 обруча.
На 1-2-3 расчитайсь! 1-е №№- 1 команда, 2-е- 2 команда, 3-е- 3 команда.
Придумайте себе коми названия(«Оленята», «Северное сияние», «Белые ночи»)
1) Мы живем на Севере, сама природа и учит нас быть ловкими, быстрыми, умелыми и смышлеными, наблюдательными. Кто же отгадает мои коми загадки?
Как ни идет, а задние лапы всегда обгоняют передние? (заяц)
Семьдесят пять пальто и все без застежек? (капуста)
Через реку жердь перекинута? (радуга)
Не живая, а человека учит? (книга)
На печку старуха с хвостом карабкается? (кошка)
Игроки бегут и прыгают через «нарты»( 3 палки- держат по 2 чел от команд, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.
Бегут по дорожке
Доски да ножки.(лыжи)
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу ведущего игроки каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне зала, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды.Выигрывают самые быстрые.
-А мы с вами продолжаем играть в коми народные игры.
Стройный, быстрый, рога ветвистые,
пасется весь день, кто же это?(олень).
По упряжке оленей стоят вдоль линии старта. На противоположном конце площадки стоят флажки(кегли). По сигналу упряжки оленей бегут к флажку, оббегают его и бегут обратно. Затем в упряжку «садится» 1-й ездок- опять бегут, и т.д. Выигрывает та упряжка, которая прибежит первой и без потерь к линии старта.
— На гуляниях добрые молодцы показывали свою силушку не хвастовством – красным словцом, а завоевывали добрые имена умением да смекалкой, а вы, ребята, готовы доказать свою крепость, да силу?
«Перетягивание на палках»- вызвать по 1чел-у самых сильных, чертится мелом круг(можно положить 3 обруча), в него по 2 чел- представителя из команд. Лбами, плечами, спинами, руками, мизинцами, палками).
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это…(волк).
Выиграет та команда, чьих ребят останется больше в «Парме».
-А мы продолжаем наши игры.
Дети одной команды встают в круг. Выбирается водящий «Ема»из другой команды, встает в центре круга. Дети,стоящие в круге говорят дразнилку на коми языке:
Ема,Ема паськыд вома ыджыд юра, порськодьныра, юрсиысьлёзема, сарапаныскиссема, киыскрукыля, кокыснюкыля.
После этого дети разбегаются,а «Ёма» их догоняет. Игра повторяется, выбирается новый водящий.Побеждает та команда,которая дольше продержалась на площадке.
«Котӧрт, кӧр!»(«Беги, олень!»)
«Выбираются по пастуху из команд (3чел). Остальные- олени. Сделать из рук «рога».По команде-«Котӧрт, кӧр!» олени бегают по пастбищу. По команде «Сувт, кӧр!» олени замирают, а пастухи выбивают тех, кто зашевелился.Выиграет команда, чьих «оленей» останется больше.
Игра «ручеёк» под песню «Маръямоль».
-Ребята, наша Родина – Коми Земля, давайте будем беречь ее и охранять ее богатства, ведь это наше будущее. Но самое главное – надо не забывать традиции нашего коми народа.
Василий Теркин: 9. Два солдата
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.
Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит — Теркин дома,
Теркин снова на войне.
А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
— Перелет! Лежи, старуха.—
Или скажет:
— Недолет…
На печи, забившись в угол,
Та следит исподтишка
С уважительным испугом
За повадкой старика,
С кем жила — не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала
По хозяйству все ключи.
А старик, одевшись в шубу
И в очках подсев к столу,
Как от клюквы, кривит губы —
Точит старую пилу.
— Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь. —
Теркин встал:
— А может, дед,
У нее развода нет?
Сам пилу берет:
— А ну-ка… —
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится:
— Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Посмотреть — и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.
Обернулась — и готово.
— На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.
И хозяин виновато
У бойца берет пилу.
— Вот что значит мы, солдаты,
Ставит бережно в углу.
А старуха:
— Слаб глазами.
Стар годами мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят…
Снял часы, глядит: машина,
Точно мельница, в пыли.
Паутинами пружины
Пауки обволокли.
Их повесил в хате новой
Дед-солдат давным-давно:
На стене простой сосновой
Так и светится пятно.
Осмотрев часы детально, —
Все ж часы, а не пила, —
Мастер тихо и печально
Посвистел:
— Плохи дела…
Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь, — пошли!
Крутит стрелку, ставит пятый,
Час — другой, вперед — назад.
— Вот что значит мы, солдаты.—
Прослезился дед-солдат.
Дед растроган, а старуха,
Отслонив ладонью ухо,
С печки слушает:
— Идут!
— Ну и парень, ну и шут…
Удивляется. А парень
Услужить еще не прочь.
— Может, сало надо жарить?
Так опять могу помочь.
Тут старуха застонала:
— Сало, сало! Где там сало…
Теркин:
— Бабка, сало здесь.
Не был немец — значит, есть!
И добавил, выжидая,
Глядя под ноги себе:
— Хочешь, бабка, угадаю,
Где лежит оно в избе?
Бабка охнула тревожно.
Завозилась на печи.
— Бог с тобою, разве можно…
Помолчи уж, помолчи.
А хозяин плутовато
Гостя под локоть тишком:
— Вот что значит мы, солдаты,
А ведь сало под замком.
Ключ старуха долго шарит,
Лезет с печки, сало жарит
И, страдая до конца,
Разбивает два яйца.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Полагается по-русски
Выпить чарку перед ней.
— Ну, хозяин, понемножку,
По одной, как на войне.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
Отвинтил у фляги крышку:
— Пей, отец, не будет лишку.
Поперхнулся дед-солдат.
Подтянулся:
— Виноват.
Крошку хлебушка понюхал.
Пожевал — и сразу сыт.
А боец, тряхнув над ухом
Тою флягой, говорит:
— Рассуждая так ли, сяк ли,
Все равно такою каплей
Не согреть бойца в бою.
Будьте живы!
— Пейте.
— Пью…
И сидят они по-братски
За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.
Дед кипит:
— Позволь, товарищ.
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?
Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне — тогда я бог!
— Эти штуки в жизни нашей, —
Дед расхвастался, — пустяк!
Нам осколки даже в каше
Попадались. Точно так.
Попадет, откинешь ложкой,
А в тебя — так и мертвец.
— Но не знали вы бомбежки,
Я скажу тебе, отец.
— Это верно, тут наука,
Тут напротив не попрешь.
А скажи, простая штука
Есть у вас?
— Какая?
— Вошь.
И, макая в сало коркой,
Продолжая ровно есть,
Улыбнулся вроде Теркин
И сказал:
— Частично есть…
— Значит, есть? Тогда ты — воин,
Рассуждать со мной достоин.
Ты — солдат, хотя и млад.
А солдат солдату — брат.
И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
— Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.
Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь — захочешь есть.
Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный, поднес.
Отряхнул опрятно руки
И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся — все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе — старуха.
Дед-хозяин у окна.
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
Читать полное произведение