На пленэре что значит
Значение слова «пленэр»
[От франц. plein air — открытый воздух]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пленэ́р
1. живописная техника изображения объектов при естественном свете в естественных условиях
2. встреча, съезд художников, работающих в пленэрном стиле, выставка их работ ◆ Второй международный пленэр по художественной ковке.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова беззаветный (прилагательное):
Ассоциации к слову «пленэр»
Синонимы к слову «пленэр»
Предложения со словом «пленэр»
Цитаты из русской классики со словом «пленэр»
Сочетаемость слова «пленэр»
Понятия со словом «пленэр»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «пленэр»
Сверху за резвящимися на пленэре племянниками зорко приглядывали малоподвижные дядюшки.
Ценность каждой минуты работы на пленэре велика.
Практика живописи на пленэре даёт возможность потом в помещении писать раскованно, более сочно, живо, как говорят, «обогащённой» палитрой.
Синонимы к слову «пленэр»
Ассоциации к слову «пленэр»
Сочетаемость слова «пленэр»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Пленэр — восхитительное и яркое искусство живописи на природе
Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.
Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.
Особенности пленэра
Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.
Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.
Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.
История пленэра
История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.
Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.
По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.
Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».
Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:
В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.
В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.
Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:
К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:
В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:
На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).
В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.
Известные художники-пленэристы
Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки, написанные в сложных техниках, у современных художников без посредников.
Что такое пленэр, подробно разбираем художественный термин
Слово «Пленэр» сегодня является исключительно художественным термином. Оно имеет французское происхождение и дословно переводится, как «открытый воздух» (plein air). Пленэр – это отражение в картине богатства красок и разнообразия естественного освещения, которые дают окружающая атмосфера и солнечный свет.
Сама техника написания картин на природе, вне художественной мастерской, при естественном освещении также называется пленэром. Эта техника характеризуется правдивостью передачи всего богатства натуры в естественных условиях. В отличие от студийной живописи, ставшей уже традиционной, пленэр позволяет художнику передать малейшее изменение цвета натуры.
Для работы на открытом воздухе вполне приемлемы любые техники живописи, однако каждая из них имеет свои особенности и, прежде всего, это связано с тем, что время работы мастера ограничено. Он не может себе позволить скорректировать наброски в мастерской. Картина должна быть закончена «здесь и сейчас», иначе результат будет совершенно иным, так как смена освещения сыграет определяющую роль в цветопередаче.
Особенности пленэра
Не каждый начинающий живописец сможет освоить технику пленэра в кратчайшие сроки, так как она считается достаточно сложной. В течение светового дня окружающая среда, дающая освещенность, постоянно меняется, пополняя реальную картину новыми цветовыми оттенками. При переменной облачности солнечный свет периодически делает акценты на светлых красках, но как только солнце спрячется за облако, эти объекты словно уходят на второй план.
При выборе видов красок для пленэра у художника не возникает никаких ограничений. В ход идут как акриловые, так и акварельные или масляные краски. Основная его задача заключается не в подборе красок. Для правдивой передачи красоты натуры необходимо учитывать сезон, время суток, погоду и ряд других нюансов.
Можно заметить, что большинство пленэрных работ отличаются небольшими размерами рисунка.
Это вполне объяснимо особенностью техники, ведь художник должен взять с собой все необходимые материалы, добраться к месту работы, определить наиболее подходящий ракурс, для чего порой нужно занять позицию в труднодоступном месте.
Традиционно под пленером подразумевался один из видов живописной техники, но с течением времени это понятие несколько расширилось. Самое главное – рисование должно вестись на природе, под открытым небом, и совершенно не важно, будет ли это рисование красками или карандашами.
Художник может применять и дополнительные инструменты (маркеры, графические планшеты).
Термин «пленэр» вошел и в лексикон фотографов, которые любят «охотиться» на природе за живописными кадрами.
Основная цель техники пленэра состоит в том, чтобы не просто передать природную красоту, но и «вдохнуть жизнь» в картину, показав динамичность пейзажа, его непостоянство. Многие художники считают, что простые карандаши могут отразить это движение, передать изменение освещенности и правильно показать игру света и тени, однако именно краски предоставляют гораздо больше возможностей и упрощают работу мастера.
Для новичков рекомендуется работать с масляными красками. Соответственно, они должны запастись всеми материалами для работы с данным типом красок.
Живопись масляными красками традиционно считается достаточно простой, так как художник получает возможность накладывать мазки друг на друга и даже перекрывать темные тона светлыми.
Слои масляной краски отличаются плотностью и густотой. Если мазки накладывать пастозно, то можно на картине сформировать текстуру. Для пленэрной техники это один из излюбленных художниками прием, который добавляет любому пейзажу объема и жизненной свежести.
Однако и акварель не уходит на второй план, а в современном искусстве пользуется огромной популярностью. Акварельные краски отлично передают легкость и прозрачность тонов, а их замысловатые подтеки и вливания могут создать интересные визуальные эффекты, которые встречаются в живой природе. Помимо этого у акварели есть один существенный плюс – высокая скорость высыхания.
Это значит, что художник уже в конце трудового дня увидит реальный результат своей работы.
Работая на пленэре, художник обязан уметь чувствовать натуру, передавать цвета, которые в природе выражены гораздо более ярко, нежели в мастерской. В цветопередаче участвует не только солнце, но и небо, трава, земля и другие предметы окружающей среды. Все тела способны отражать свет.
Одни это делают в большей степени, а другие – в меньшей. Особенно выразительной считается игра рефлексов на телах со светлыми поверхностями. Именно поэтому художник на пленэре берет за ориентир такие тела.
Если в мастерской он может обозначить форму предмета игрой света и тени, то здесь тени нет вообще. Есть только рефлексы, закон формирования которых является основной работы художников-пленэристов.
Для начинающих художников есть несколько полезных советов. Так, к примеру, в первые дни рекомендуется заниматься короткими этюдами на непродолжительных сеансах. Нужно научиться быстро и энергично работать, чтобы почувствовать все возможности ярких красок.
Художники эти занятия называют так: «Необходимо расписаться». Далее рекомендуется попрактиковаться на постановках, в которых наблюдается изобилие света. Затем тот же этюд выполняется «против света». Только так художник может познать все возможности освещения.
Следующий тип пленэра – постановка в лучах пробивающегося сквозь листву деревьев света. Примером может служить молодая девушка в белом одеянии, стоящая в тени деревьев. За счет того, что сквозь крону проникает солнечный цвет, в ее кружеве могут наблюдаться нехарактерные оттенки: зеленые, голубые, фиолетовые. Светлая одежда девушки будет являться центром.
Данный прием уже можно назвать сложным, так как освещение динамично меняется. За счет шевеления кроны области света и тени быстрой сменяют друг друга. Такие пленэры выполняются в несколько сеансов, так как художник не переписывает картину после смены света и тени, а ожидает повтор освещения.
Большой интерес вызывают пленэры при вечернем свете. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, продолжительность сеанса достаточно маленькая. Во-вторых, тела, освещенные заходящим солнцем, приобретают новые оттенки, переливаясь оранжевыми бликами и создавая новые рефлексы. Если сами тела становятся бронзовыми или золотистыми, то их тени синеют.
Таким образом, вечерние композиции требуют от художника особого видения, а также умения преобразовывать палитру.
При ненастной погоде художники не отказываются от проявления творчества, поэтому пленэры в ненастье достаточно часто встречаются в личной коллекции любого мастера. Они примечательны тем, что пишутся в рассеянном свете. Зато у такой обстановки есть несомненные плюсы.
Один из них состоит в том, что освещенность существенно не меняется на протяжении длительного времени, а это означает, что художник может работать спокойно, уделяя внимание моделировке форм предметов.
Важнейшая особенность пленэра – необходимость передачи многообразия солнечного света и освещения атмосферы.
Художник должен обладать техникой «a la prima» (то есть, завершения картины до того момента, пока краски еще не засохли). Ярким примером пленэра стали работы художников-импрессионистов. Именно они возвели этюд в статус полноценной самостоятельной картины.
Импрессионисты часто пренебрегали существовавшие академические правила живописи и создали свой собственный метод, передающий их впечатления от окружающего мира. Метод этот сводился к применению чистых красок и рефлексии, наблюдаемых на поверхностях предметов. Сегодня пленэр является неотъемлемой частью живописи с натуры.
История пленэра
Официально история пленэра начала свое развитие около 200 лет назад, но методика уходит своими корнями во время расцвета Раннего Возрождения, то есть, в начало XV века. Именно в эпоху Возрождения в Европе набирает популярность пейзажный жанр. Художники зачастую уезжали из своих домов, чтобы творить, создавая сочные и реалистичные картины.
Но картину не завершали на природе, а лишь делали основные ее наброски, формируя основную композицию. Лишь вернувшись в свою мастерскую, художник дорабатывал свое произведение. Он писал картину по сделанным зарисовкам, а также по памяти или на основе собственных ощущений. Подобный метод был актуальным еще как минимум 300 лет, вплоть до того времени, как в Европе наступила эпоха романтизма.
Пленэрная живопись в современном ее понимании зародилась в Англии только к началу XIX века.
В любом источнике указано, что ее родоначальниками являются выдающиеся художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Они были первыми, кто вопреки устоявшимся традициям начал писать картины на природе от начала и до конца. Первая пленэрная картина Констебля «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» была написана в 1815 году.
Нововведения английских художников общество восприняло с определенной прохладой, однако уже в 1824 году на выставке в Париже картины, выполненные в технике пленэр, приобрели ошеломительный успех. Надо отдать должное, французские любители художественного искусства поддержали новое течение.
Ярым поклонником техники пленэр выступил Камиль Коро, после чего к нему присоединились Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре и многие другие представители известной в то время Барбизонской школы.
На развитие популярности техники пленэра оказало непосредственное влияние усовершенствование или изобретение новых материалов. После 40-х годов 19 века наладилось промышленное производство красок в тюбиках. Они были удобны в применении, поэтому художник под открытым небом работал в более приемлемых условиях.
Пленэр приобрел популярность и в Италии. В 1860 году группа художников объединилась в течение, которое было известно, как «Макьяоли». Членами группы стали такие художники, как Телемако Синьорини, Джованни Фаттори, Джузеппе Аббати. Любовь к пленэру у них возникла на фоне страстной борьбы с академизмом. Они считали, что искусство приемлет творческие импровизации, а не просто подчиняется строгим ранее сформулированным законам.
Определенный вклад в развитие пленэрной живописи внес знаменитый Клод Моне. Как было уже указано ранее, многие импрессионисты заинтересовались данной техникой живописи. К их числу можно отнести таких художников, как Камиль Писарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.
Уже к концу XIX века арт-сообщества сторонников пленэрной живописи появились во многих западных странах. Подавляющее большинство членов сообщества являлись импрессионистами и работали с пейзажем. Крупнейшие школы, объединившие в себе любителей пленэра, — Школа реки Гудзон (США), Ньюлинская школа (Англия), Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников (Германия).
В России пленэрная живопись также нашла своих последователей. К их числу можно отнести Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.
Популярность живописи на «открытом воздухе» не была пиковой. Она не спадала на протяжении всего двадцатого столетия. Мастера, работающие в самых разных художественных направлениях, широко использовали приемы рисования естественной натуры.
В настоящее время во всех художественных школах ведется обучение работы на природе. Именно благодаря пленэру были изобретены специальные краски в тубах и более удобные мольберты, планшеты и этюдники.
Простые секреты рисования на пленэре
Невозможно научиться рисованию методом прочтения статей. Для того, чтобы стать художником, нужно изучать теоретические вопросы и практиковаться под руководством опытных наставников.
Не спорим, есть самородки, обладающие природным талантом, однако задатки нужно развивать.
Зато в статье опытные мастера делятся секретами с начинающими художниками. Их советы позволяют в более короткие сроки освоить ту или иную технику.
Техника пленэра тоже обладает своими секретами, которые, хоть и не сложны, зато далеко не очевидны.
Подготовка к работе
После того, как вы выбрали красочное место, на котором хочется творить, следует его хорошенько изучить. Походите вокруг, оцените разные панорамы и выберите себе оптимальный ракурс.
Даже на одном месте сидя и стоя художник видит по-разному. Если есть возможность, то сделайте наброски на каждой позиции.
Не нужно заботиться о форме. Она может быть и не совсем правильной.
Важнее на пленэре передать контраст оттенков, а также правильные пропорции. Окончательно решите вопросы относительно целесообразности крупного плана, панорамного вида или общего вида.
Работа с естественным светом
Игра света создает для художника, работающего на пленэре, большую трудность. Было бы неплохо, если бы естественный свет падал на холст, но при этом он не был бы слишком ярким.
Однозначно такие условия создаст только похожий ясный денек. Чрезмерное количество света, падающего под прямым углом к холсту, искажает реальную яркость красок. Если картина на открытом воздухе будет казаться контрастной, то в помещении некоторые тона вовсе сольются, а остальные усреднятся. Все-таки рекомендуется холст отвернуть от солнца.
В пасмурную погоду для работы может быть мало света. Тень дерева или навес – прекрасное место положения художника для рисования, но не всегда можно найти такие места. Частично проблему решает зонт или шезлонг.
Минус состоит в том, что они слишком громоздкие, и к тому же не могут устоять перед порывами сильного ветра.
Единой теории для освещения нет, поэтому мастера рекомендуют к данной проблеме подходить творчески. Холодный свет от облачного неба доставляет художнику определенные проблемы. Он словно прячет тона, в то время как солнечный свет — более мягкий и подчеркивает элементы композиции. Холодный свет хорошо подходит для городских пейзажей.
Выбор сюжета
Оказывается, не так просто выбрать, что писать на пленэре. Вариантов здесь предостаточно: деревья и прочая растительность, камни, песчаные карьеры, здания, горы. И чем больше вариантов стоит перед художником, тем дольше он будет выбирать, теряя время с кистью в руке.
Если есть опыт работы с натюрмортом, то в данном случае он может пригодиться. Бывалый художник не выбирает вид натуры. Для него главным «персонажем» является динамика света.
Например, если он увидит красивый камень или изящное дерево, однако эти объекты не оказывают никакого влияния на выразительность света, то они не пройдут «кастинг».
За одну только форму настоящий художник натуру не оценит.
Где писать картины
Если вы решили заняться пленэром, вышли из дома, но не можете решить, где найти ту природную красоту, которая побуждает к творению, то придется воспользоваться чужими идеями. Прекрасным решением будет посещение парков. Например, Наталья Ковалева сделала пленэр в городе Выборге.
Парки отдыха красивы в любое время года. В них так много чудесных видов. Стоит только захотеть их увидеть. Отправитесь в автопутешествие. Как только вы выедете за город, вашему вниманию предстанут поля, реки, луга, красивое небо, закат.
Посетите пляж. Там вы найдете множество решений для работ с водой. Это не только теки и озера. В водной тематике могут присутствовать утесы, дюны, горы и пещеры. Наконец, найдите единомышленников.
Наверняка в вашем городе есть группы любителей пленэра, о которых вы не знаете. Полезно их поиск начать с соцсетей.