На плоской равнине каждая кочка кажется холмом что значит
Основоположник марксизма /окончание/
К 200-летию со дня рождения Карла Маркса
«На плоской равнине всякая кочка кажется холмом».
«Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь».
«Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
«Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием».
«Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу».
«Смерть героев подобна закату солнца».
«Философы до сих пор лишь по-разному объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его».
«Говорить о «естественной справедливости» — бессмыслица».
«Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.»
«Воспитатель сам должен быть воспитан».
«В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.»
«В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…»
«Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.»
«Чем больше человек вкладывает в бога, тем меньше остается в нём самом.»
«То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.»
«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
«Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.»
«Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.»
«Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.»
«Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.»
«Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.»
«Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.»
«Быть чувственным значит быть страдающим».
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.»
«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.»
«Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.»
«Революции — локомотивы истории.»
«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.»
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.»
«Всякая нация может и должна учиться у других.»
«Для человека вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.»
«Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.»
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.»
«Нет той силы, которая остановит капиталиста в погоне за прибавочной стоимостью.»
«У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:
На плоской равнине каждая кочка кажется холмом
О чем же лично мне, например, говорит данное высказывание Карла Маркса?
О нескольких вещах, если честно…
Во-первых, люди не ценят того, что имеют, лишь потеряв они сознают всю ценность того, что имели, НО, как правило, становится слишком поздно и уже не вернуть былого счастья, радости и т.д…
Далее на ум пришло, что люди, привыкшие к хорошему, а это факт, что к хорошему быстро как-то привыкаешь, мягко говоря не готовы к тому, что оно может перестать являться таковым… То есть малейшее отклонение со знаком минус кажется для них настоящей катастрофой, о чем, собственно говоря, и пишет Маркс.
Также скажу, что если привыкаешь к чему-то плохому и вдруг случается что-то светлое и хорошее, то это воспринимается, чуть ли, не как победа в многомиллионной лотерее…
Еще на ум приходит изречение Эйнштейна про то, что все в этом мире относительно… И масштабы «катастрофы» также варьируются…
Порою, действительно, встретиться может такая «кочечка», которая перечеркнет всю ту «равнинность», которая присутствовала до этого…
Так что нельзя отыскать однозначность в каком-либо высказывании, даже если оно и считается истинным…
Ибо я считаю, что абсолютность истины – некая идеализированная модель, к которой стремятся, НО не достигают. Истина многолика, в зависимости от субъективного восприятия отдельным индивидом. И проверить истину ой как нелегко… Слишком уж много моделей, систем координат и прочих факторов – жизнь сложная и многофакторная система – может быть задействовано в процессе подобного исследования…
Философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса в цитатах
«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» — такими словами начинается знаменитый «Манифест Коммунистической партии» — совместный труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса, впервые опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне. Изучив экономику, философию, историю, авторы «Манифеста» обрели собственные суждения по многим вопросам государственного строя, идеологии. Одни умозаключения немецких философов известны специалистам, а другие и вовсе стали крылатыми фразами. Diletant.ru собрал коллекцию таких высказываний классиков.
К. Маркс и Ф. Энгельс работают над «Манифестом». В. Поляков, 1961 год
21 февраля1848 года был опубликован «Манифест Коммунистической партии» — совместный труд К. Маркса и Ф. Энгельса
Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.
Капитал национальности не имеет.
Хочешь иметь столько денег, чтобы хватало тебе и твоей семье — работай сам… Хочешь обеспечить свои будущие поколения — заставь людей работать на себя.
Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс и дочери Маркса Лаура, Элеонора, Женни. Лондон, 1864 год
Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени.
Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.
Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.
Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях.
К. Маркс и Ф. Энгельс в 1870-х годах, Н. Жуков, 1930-е годы
На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.
В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.
Карл Маркс: «Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях»
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.
Почтовая марка СССР, 1948 год
Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов, всегда обращается против него самого.
Фридрих Энгельс: «Трусость отнимает разум»
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Нельзя уйти от своей судьбы, — другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.
Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу в Берлине
Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам.
Трусость отнимает разум.
Эффектное начало «Манифеста Коммунистической партии» — «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» — выдумка К. Маркса
Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
чубакка
Карл МАРКС и трагедия марксизма
txt by Антон КОРАБЛЕВ // jpg by 04_ // published 08/10/2012
В результате буржуазных революций одна форма эксплуатации сменилась другой: место крестьян, зависимых от контролирующих земли аристократов, постепенно заняли массы рабочих, над которыми возвышались капиталисты, контролирующие фабрики и машины. Иными словами, в ситуации раннего капитализма деньги стали более важной основой для привилегий, чем владение землями или знатное происхождение. Капитализм разделил общество на два антагонистических класса. Большинству людей приходилось работать на фабриках в невыносимых условиях только ради того, чтобы выжить, в то время как «держатели активов» жили за счет их труда, получая невероятные прибыли с инвестируемых капиталов. А между ними была пропасть. Тем не менее, в отличие от крестьян, вынужденных жить на земле феодала, рабочий класс формально был волен делать все что угодно. Рабочие больше не были привязаны к земле; они могли свободно переезжать куда хочется, жить там, где хочется, и заниматься любой работой, которая есть в наличии. Таким образом, казалось, будто классовое доминирование имеет добровольный характер. Если рабочие получали телесные повреждения на фабрике или в шахте, их владелец мог избежать ответственности, сказав: «Никто не принуждал их заниматься этой работой. Они знали о риске, когда нанимались». Подобные ситуации случаются сплошь и рядом и в наши дни. Однако, если условия так ужасны, то почему рабочие мирятся с ними? Маркс утверждал: рабочий класс не желает участвовать в революционной борьбе потому, что совершенно увяз в трясине ложных представлений и иллюзий, рассматривая собственный труд лишь как средство для достижения других целей. Капитализм породил нацию людей, интересующихся собственной работой лишь в пределах «от звонка до звонка». Культура, товарный фетишизм и отчуждение труда составили основу идеологии капитализма, которая преподносилась в виде красивой упаковки традиционной христианской религиозной доктрины, обещавшей рабочим рай в загробной жизни при условии, если они будут хорошо себя вести здесь и сейчас. Таким образом, религия служила «опиумом», благодаря которому страдания рабочих представлялись не столь невыносимыми.
Марксова критика капитализма заключалась в том, что капиталисты эксплуатируют трудящиеся классы, порождая бедность и страдания, систематически присваивая профит от чужого труда. И не важно, платит ли эксплуататор больше или меньше других работодателей, он все равно остается эксплуататором. В сущности, Марксу не нравилось в капитализме лишь то, что люди, выполнявшие всю работу, были удручающе бедны, в то время как другие бездельничали, не внося никакого вклада в общую копилку. Он преследовал вполне четкие политические цели — упразднить частную собственность и ввести совместное владение средствами производства. Но прежде чем организовывать рабочих, считал Маркс, их классовое сознание нужно радикализировать, освободить от тисков буржуазной культуры и идеологии, помочь понять, в чем на самом деле заключаются их интересы. И только после этого начать распиливать прутья той клетки, которую общество выстроило вокруг них. Однако рабочий класс — он и в Африке рабочий класс, только черный. Сплошное разочарование и трагедия марксизма. Вместо того чтобы выступать за свержение капитализма, рабочие стремились к немедленной выгоде, в частности к повышению зарплат. Не затрагивая ни одну из фундаментальных проблем, они всего лишь по-новому оформили клетку, в которой томились. Тем не менее, марксисты аутично верили: когда рабочие лучше осознают свое положение, они неизбежно поднимутся на борьбу. Ага, угу. В начале XX века правящие верхи не на шутку опасались, что если рабочим дать право голоса и позволить им голосовать, то первое, за что они проголосуют, — это за ликвидацию класса собственников. Однако этого не произошло. Вместо того чтобы перебить всех богачей и захватить власть, нищие голосовали за реформы, а не за революцию.
Рабочий класс России или Тайвани, чьи интересы так старательно отстаивал и теоретически обосновывал Маркс, не нуждается в марксовых нравоучениях и плевать на них хотел. Революционные идеи Маркса не нужны пролетариям, да и сами пролетарии никому не нужны. В патриархальной и постиндустриальной экономике, где нефть и услуги – главный источник дохода, пролетариат, как пятое колесо для автомобиля. Больше не нужна квалифицированная рабочая сила, не нужен средний класс, не нужна система воспроизводства этой рабочей силы, не нужна их старательная ответственность. Не нужно ничего. В экономике, где люди не участвуют в процессе производства, – люди не нужны. Маркс с удивительной прозорливостью предсказал закат, который стал очевиден лишь сегодня.
Капитал — это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает.
Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Но надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу. Стыд — это уже своего рода революция. Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобно льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.
Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.
Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.
Чего хочет обыватель, — жить и размножаться. Этого хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей.
Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.
Воспитатель сам должен быть воспитан. Никуда не годится “народное воспитание через посредство государства”. Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.
Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.
История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Время — это простор для развития способностей.
На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.
То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку. По мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.
Нет ничего более унизительного, чем быть рабом раба. Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.
Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров, между прочим, тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца.
Сердце человека — удивительная вещь, особенно, если человек носит сердце в своем кошельке. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.
Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей. Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости. Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб, и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.
Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только ее абстрактное бытие, как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от поглощения ее животным. Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.
Идеи ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.
Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.
В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.
Пока человек в стихах высказывает лишь свои личные ощущения, его еще нельзя назвать поэтом, но как только он сумеет почувствовать и высказать боль целого мира, то тогда он действительно поэт. И тогда он неисчерпаем и может быть вечно новым.
Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
Не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т.д.), – одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, – возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе.
Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр, на балы, в кафе, чем меньше ты думаешь, любишь, теоретизируешь, поешь, рисуешь, фехтуешь и т. д., тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище, не подтачиваемое ни молью, ни червем – твой капитал. Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь, тем больше ты накапливаешь своей отчужденной сущности. Все то, чего не можешь ты, могут твои деньги: они могут есть, пить, ходить на балы, в театр, могут путешествовать, умеют приобрести себе искусство, ученость, исторические редкости, политическую власть – все это они могут себе присвоить; все это они могут купить; они – настоящая сила… Все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы. Рабочий вправе иметь лишь столько, сколько нужно для того, чтобы хотеть жить, и он вправе хотеть жить лишь для того, чтобы иметь (этот минимум).
Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоятельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом.
Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображённая Московия. Она была воспитана в ужасной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином.
Карл Маркс
Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx ; 1818—1883) — немецкий атеист-философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его научные работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, а в политике — теорию классовой борьбы. Совокупность его творчества получила название «марксизм» и стала основой коммунистического и социалистического движений и их идеологий.
Содержание
Юность Править
Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг, Пока не сойду с ума и моё сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне. — Из стихотворения «Скрипач» («Der Spielmann», 1837). Впервые опубликован: Athenaum, Zeitschrift fur das gebildete Deutschland, January 23, 1841
Was, was! Ich stech’, stech’ ohne Fehle
Blutschwarz den Säbel in Deine Seele,
Gott kennt sie nicht, Gott acht’ nicht der Kunst;
Die stieg in den Kopf aus Höllendunst,
Bis das Hirn vernarrt, bis das Herz verwandelt:
Die hab’ ich lebendig vom Schwarzen erhandelt.
Период до 1849 г. Править
Лондонское изгнание Править
Видал ли ты когда-нибудь такую дурацкую выдумку? Чтобы отвлечь от тебя внимание, они будут посылать тебе «шесть дней подряд» экземпляры бандеролью! О самой вещи Лассаль пишет: «Брошюра поистине импонирует остротой и основательностью высказанных в ней стратегических познаний» («остроту познаний» следует рассматривать как lapsus pennae).
Национальное единство — вот чего желает Италия. Луи-Наполеон этого желать не может. Кроме Ниццы и Савойи, которые уже уступлены ему Пьемонтом как плата за его помощь в образовании королевства на Севере, он ждёт удобного случая, чтобы утвердить трон Мюрата на Юге, а трон своего двоюродного брата — в Центре.
Каждый по способностям, каждому по потребностям! — К. Маркс. Критика Готской программы (апрель — начало мая 1875 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 19, с. 20. Этот лозунг, однако, был известен в социалистическом движении до Маркса. Вероятно, первым его употребил Луи Бланк в «Организации труда» (Organisation du travail, 1840), возражая Сен-Симону, пропагандировавшему вознаграждение по труду. Ранее, в 1755 г., Морелли писал в трактате «Кодекс природы, или Подлинный дух её законов»: «Каждый гражданин будет должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счёт. Каждый гражданин будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту. В зависимости от этого будут определены его обязанности, согласно распределительным законам». Принцип распределения по потребностям был зафиксирован ещё в «Новом Завете»: «…И каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деян.4:35).
Jeder nach seinen Fähigkeiten, jedem nach seinen Bedürfnissen!
Цитаты из совместных с Ф. Энгельсом произведений Править
Цитаты, смысл которых существенно искажается при изъятии из контекста Править
Основоположник марксизма никогда не считал и не писал, что с победой коммунизма наступит конец человеческой истории. Наоборот, К. Маркс утверждал, что с этого момента только и начнётся подлинная история человечества. Всё, что было до этого, — это лишь предыстория человеческого общества. [8] — см., например, предисловие для «К критике политической экономии»