На погосте что значит
Погост
Пого́ст – в древней Руси место в поселении, где останавливались и торговали купцы. Впоследствии и сейчас является архаичным синонимом слову «кладбище».
Трансформация значений
(по материалам словарей Фасмера, Преображенского, Ушакова, Ожегова, Даля, Шанского)
Существительное погост произошло от др-рус. погостити «побывать в гостях», приставочное образование от гостити. В древности гостями именовались купцы (ср.: однокоренные слова: гостинец, гостинцы, угостить, гостиный (двор)), а место, где они останавливались в поселении и торговали, и называлось погост. Это был своеобразный центр торговли и деревенской жизни.
Затем слово приобрело новое значение в связи с административной реформой княгини Ольги в Новгородской земле. Она была разделена на погосты для уплаты дани. Вследствие выгодного расположения этих торговых мест на большом пути они избирались также князьями для их становищ во время осенних и зимних объездов по волостям, «в полюдье» (по людям), для судопроизводства, собирания дани и даров. Получение этих даров, по обычаю того времени, сопровождалось общественными пирами («гощенье», «угощенье»). По этому месту и получала название территория, с которой уплачивалась дань. В процессе христианизации Руси на княжеских погостах появлялись храмы с прилегающим кладбищем. Само поселение т.о. укрупнялось и впоследствии становилось центром определённой области1.
Впоследствии словом погост стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов, а также сами населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц.
Таким образом, погост и церковь в нём в процессе христианизации Руси стали играть роль объединяющего центра. Храм в главном селении погоста был средоточием церковной и общественной жизни. Это подтверждает тот факт, что все другие церкви, построенные в округе в разных поселениях (выставках) и других местах вместе со своими причтами подчинялись церкви в главном селении, а именно платили ей церковную дань. Поэтому центральный храм погоста во времена его расцвета носил название «становой», «старой» церкви, а прочие церкви погостского округа назывались «выставками», «выставочными» церквами.
Вся церковная дань, установленная с погоста архиерею («подъезд и десятина») собиралась с приходской становой церкви, которая через настоятелей храмов распределяла и собирала надлежащие доли этой дани по всем выставочным церквам своего погостского округа, а затем, получив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсылала всю дань архиерею.
Становая церковь, говоря современным языком, была главным храмом благочиния. Высшая церковная власть все свои распоряжения относительно взимания церковных сборов, награждения или отлучения клириков, а также богослужебные указания, информацию о событиях в Церкви, праздничные послания и иные циркуляры направляла всегда по погостским церквам.2
Такое административное деление на погосты и значимость погостской церкви сохранилось на Севере Руси вплоть до областной реформы, проведённой Екатериной II в 1775 г., когда погосты были упразднены. Но несмотря на это слово погост сохранилось во многих топонимах по всей России (например, Ильинский, Дмитровский Погост в Московской обл., Мошинский, Илезский, Пятницкий, Кенозерский, Паданский Погост в Архангельской обл.)3
Это же самое слово в очень близком значении мы встречаем в современном латышском (pagasts) и в финском языках (pogosta), что можно рассматривать как историческое заимствование из русского
С этого времени, по свидетельству Даля, слово погост сначала прочно связывается с церковью и, как следствие, с прилегающим к ней кладбищем, нередко, только с кладбищем, в значении которого это слово дошло до наших дней. Однако до этого погостом могли называть и просто сельский приход; и несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; и церковный двор; и церковную территорию с кладбищем, приходскими постройками и домом причта.
Выражения со словом погост
У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать).
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости.
Мертвых с погосту (домой) не носят.
Примечания:
1 А.А. Папков. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. Глава 1.
2 А.А. Папков. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. Глава 2.
Погост. Это слово пришло к нам из русских письменных источников. С десятого по пятнадцатый век значение его неоднократно изменяется.
Историческая справка
Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления
Раньше это были древнерусские периферийные села, где шла бойкая торговля (называемая ранее «гостьбой»). Затем целые административные территории с центральным селом. Имелся даже собственный глава погоста. Это должностное лицо контролировало сбор дани.
Быстрее всего пришли к такому положению вещей южная и средняя полосы России. Но до 1775 года русский Север еще официально делился на погосты. В дальнейшем погост воспринимается исключительно как кладбище и изредка сельский приход. Именно такое значение придается слову «погост» и в русском фольклоре, и в отечественной литературе.
Этимологические изыскания
Есть мнение, что неправильно отождествлять «гостя» с восставшим из могилы покойником, явившимся в дом живых. Приверженцы его считают, что от другого «гостя» произошло название «погост». Что это значит? Якобы купцы доставляли разнообразный товар по известным трактам. Назывались они «гостинцы». А от них, собственно, и появились «погосты». Но купец ведь в сущности тоже иноплеменник, пришедший издалека, как бы с другого света.
Погост – город мертвых
Если первоначально погост – это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых. В переводе на греческий язык – некрополь. Так называлось захоронение за чертой древних городов, украшенное надгробиями и могильными плитами. И до сих пор во всем мире, там, где есть живые, их внимание приковывает погост. Что это? Попытка разобраться что ждет человека, когда он перейдет на вечное жительство на погост? Или просто дань уважения предкам?
Известные погосты России
В России множество знаменитых погостов.
Люди уходят из мира живых. Но погосты хранят память предков и неодолимо манят к себе тех, кто пока приходит на погост лишь в качестве гостя.
Значение слова погост
Словарь Ушакова
пог о ст, погоста, муж.
1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).
2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).
4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)
Фразеологический словарь русского языка
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. В Древней Руси община, селение.
2. Место, где стоит сельская приходская церковь, при которой есть кладбище.
* ► Я ушел и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Везли на погост чей то вохрой окрашенный гроб. // Некрасов. Стихотворения // / *
Уральская Историческая Энциклопедия
Энциклопедический словарь
первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Словарь Ожегова
ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. когон. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).
| прил. погостный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.
Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;
оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;
Большая Советская Энциклопедия
[от др.-рус. погостити ≈ побывать в гостях; первоначальное значение П. ≈ постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],
сельская община и её центр в Русском государстве 11≈18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное ≈ по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.
Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15≈16 вв.
Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 ≈ начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
На погосте что значит
С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. Такие селения чаще всего встречаются в Волго-Окском междуречьи, на территории древней Суздальской Руси.
Существует мнение, что первоначально «гость» был вообще пришельцем с «погоста», то есть с кладбища. Иноплеменник был как бы пришельцем с того света… Славяне верили, что если не приносить жертв умершим предкам, они могут приходить с погостов. Такой мертвец назывался «гость». Торговые и обменные пункты назывались у восточных славян погостами — от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» — в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги — Днепра.
Величина погостов была различна. В XI—XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты для новгородских владений. В центральных уездах в документах XV—XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села.
Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных земель, а также дворцовых.
На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX — начале XX в. слово «погост» употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.
Рождение Руси
Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землей, где и ранее происходило полюдье. Возможно, что при Игоре киевские дружины пользовались в качестве станов городами и городками местных древлянских князей (вроде Овруча, Малина, Искоростеня) и не строили своих собственных опорных пунктов в Де-ревской земле. Конфликт с местной знатью и «древлянское восстание» потребовали новых отношений. Потребовалось строительство своих становищ для безопасности будущих полюдий. И Ольга их создала.
На севере, за пределами большого полюдья, за землей кривичей, в Новгородской земле, киевская княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям на севере, в тысяче километров от Киева.
Различие между становищем и погостом было, надо думать, не слишком велико. Становище раз в год принимало самого князя и значительную массу его воинов, слуг, ездовых, гонцов, исчислявшуюся, вероятно, многими сотнями людей и коней. Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть теплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища могла быть не очень значительной, так как само полюдье представляло собой грозную военную силу. Оборонительные стены нужны были только в том случае, если в становище до какого-то срока хранилась часть собранной дани.
Погост, удаленный от Киева на 1—2 месяца пути, представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских «весей» (сел) и «вервей» (общин). Там должны были быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но следует учесть, что погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья.
Полюдье устрашало окрестное население; ежегодный наезд всего княжьего двора был гарантией безопасности, чего не было у погоста: подъездные, данники, емцы, вирники, посещавшие погост, тоже были, конечно, вооруженными людьми, но далеко не столь многочисленными, как участники полюдья. В силу этого погост должен был быть некой крепостицей, острожком со своим постоянным гарнизоном.
Люди, жившие в погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от до-мениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, разводить скот. Что касается скота и коней, то здесь могли и должны были быть княжеские кони для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих данников («колико черево возметь»). На погосте следует предполагать больше, чем на становище, различных помещений для хранения: дани (воск, мед, «скора» — пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. п.), фуража (овес, сено).
Весь комплекс погоста нельзя представить себе без тех или иных укреплений. Сама идея организации погоста, внедренного в покоренный князем край, требовала наличия укреплений, «града», «градка малого». Поэтому у нас есть надежда отождествить с погостами некоторые городища IX-XI веков в славянских и соседних землях.
Единственный случай, когда археологом был обследован погост, упоминаемый в грамоте 1137 года, это погост Векшенга (при впадении одноименной реки в Сухону, в 89 километрах к востоку от Вологды). «…У Векшенге давали 2 сорочка 80 шкурок святой Софии». А. В. Никитин обследовал место рядом с селом, до сих пор называемое «погост». Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого две стороны образованы оврагами, а с третьей, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Городище небольших размеров. Укреплено оно было, по всей вероятности, тыном. Культурного слоя на самом городище почти нет: люди проживали, очевидно, на месте современного села Векшенги.
Количество становищ и погостов IX—XI веков мы определить точно не можем. Для большого полюдья становищ должно быть не менее 50. «Штат» каждого становища должен был насчитывать несколько десятков человек. К этому следует добавить села, расположенные вокруг опорного пункта (как становища, так и погоста), в которых жчли и пахали землю люди, обслуживавшие стан или погост.
Количество погостов, вероятно, значительно превышало число прежних становищ, но мы лишены возможности его определить. Можно думать, что плотность погостов в северной половине русских земель могла быть значительной, а общее их количество для земель Псковской, Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Муромской можно ориентировочно (исходя из грамоты 1137 года) определить в 500—2000.
В социологическом смысле первоначальные погосты представляли собой вынесенные вдаль, в полуосвоенные края, элементы княжеского домена. Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала — домениальное и государственное — тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей.
Погосты были как бы узлами огромной сети, накинутой князьями X—XI веков на славянские и финноугорские земли Севера; в ячейках этой сети могли умещаться и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собою те узлы прочности, при помощи которых вся сеть держалась и охватывала просторы Севера, подчиняя их князю.
Каждый погост с его постройками, оборонительным тыном, примыкавшими к нему селами и пашнями, где вели свое хозяйство люди, поддерживавшие порядок в погосте, представлял собой как бы микроскопическое полусамостоятельное государство, стоявшее в известной мере над крестьянскими мирами-вервями местного коренного населения. Сила его заключалась не в тех людях, которые жили в погосте и окружавших его сельцах, а в его связи с Киевом (а позднее с местной новой столицей), с государством в самом обширном смысле слова.
Надо полагать, что каждый погост, каждый узел государственной сети был связан с соседними погостами, а все погосты в целом представляли собой первичную форму живой связи столицы с отдаленными окраинами: гонцы из Киева могли получать в каждом погосте свежих коней, чтобы быстро доехать до следующего погоста; иные вести могли передаваться от погосга к погосту самими их жителями, лучше гонцов знающими дороги и местные топи и гати.
В наших средневековых источниках понятие «погост» вплетено в такой комплекс: погост, села, смерды. Смерды — это не все крестьянское население (которое именовалось «людьми»), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить «без княжья слова») и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной обязанностью смердов была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников.
Смерды пахали землю, проживали в селах, а приписаны были к погостам.
Летописные сведения о реформах княгини Ольги в 947 году ценны тем, что дают нам начальную точку отсчета исторической жизни такого комплекса, как «погост — село — смерды».
Система эксплуатации «людей», крестьян-вервников в их весях, состояла из следующих элементов: дань, взимаемая во время полюдья, и ряд повинностей («повоз», изготовление ладей и парусов, постройка становищ) в виде отработочной ренты. Дань взималась, по всей вероятности, местной племенной знатью, делившейся (поневоле) с киевским князем.
Кроме того, с середины X века нам становятся известными некоторые разделы княжеского домениального хозяйства. За пределами большого полюдья, на севере Руси, домениальное княжеское хозяйство утверждалось в виде системы погостов, окруженных селами с проживавшими в них данниками князя — смердами.
Время княгини Ольги, очевидно, действительно было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Меты.
Значение слова «погост»
1. Сельское кладбище. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая.
2. Устар. и обл. Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта. По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Спиридона.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.
Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn).
В современной Латвии есть административная единица территории pagasts (см. Волости Латвии), чьё название, по Фасмеру, восходит к слову «погост».
В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».
ПОГО’СТ, а, м. 1. Сельское кладбище. Снести на п. (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере — название деревни, поселка, населенного саами (лопарями). 4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). [Первонач. место торга, куда съезжались
купцы, называвшиеся в др.-русском языке гостями.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пого́ст
1. истор. с 947 по 980 гг. жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти ◆ Но чтобы исключить в дальнейшем подобные события, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Данилов А. А., «История. Государство и народы России: 6 кл.», 2007 г.
2. истор. до XVIII в. административно-территориальная единица на Руси, состоящая из нескольких населённых пунктов
3. истор. до XVIII в. крупное селение, являющееся центром административно-податного округа, погоста
4. с XVIII в. сельское кладбище ◆ Приносили на погост девушку, укрывали белое лицо гробовой доской, опускали её в могилу глубокую, отдавали Матери Сырой Земле, засыпали рудожёлтым песком. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Погост был сплошь покрыт могилами, над которыми возвышались то белые, то чёрные деревянные кресты. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Ну да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят. И. А. Бунин, «Темные аллеи», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
5. устар. с XVIII в. сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения ◆ Раз, возвращаясь домой через Золотые ворота, я увидел мальчиков и лавочников, бегущих на погост церкви; полицейские суетились. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1854—1858 г. ◆ Ведь это жуткая трагедия молодой красивой женщины, вынужденной жить на погосте с постылым рыжим дьячком. П. П. Бажов, «Отслоения дней», 1944—1947 г. (цитата из НКРЯ)
6. устар. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе либо на дороге, первоначально место торга, куда съезжались купцы
7. рег. название деревни, посёлка, населённого саами ◆ В летние месяцы доступ в этот погост очень затруднителен и благодаря этому летом прекращается всякое сообщение между жителями погоста и берегами Ледовитого океана и Белого моря. В. Ю. Визе, «Лопарские сейды», 1912 г. // «Известия Архангельского общества изучения Русского севера» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пудреный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?