На посошок на ход ноги за что еще пьют
Откуда появились выражения «Выпить на посошок» и «Выпить на коня»
Культура пития на Руси имеет давние традиции, первые из них историки относят к XV веку. В допетровскую эпоху пиры сопровождались целой серией обязательных к исполнению церемоний, в которых принимали участие хозяева и гости. Сейчас большинство из них забыты, но некоторые тосты и обряды сохранились до сих пор. Часто мы произносим их, не особенно задумываясь над смыслом слов и тем более над их истоками.
Выпить «на посошок»
Одна из самых устоявшихся традиций – наливать рюмку «на посошок» перед уходом. С одной стороны, обряд может показаться не совсем логичным, ведь последняя доза может оказаться причиной того, что гость просто не доберется до дому. Со временем это стало просто привычной формулировкой, которую произносят перед тем, как проводить участников застолья. А ведь обряд появился не одно столетие назад и был связан с почитанием странников на Руси.
Странничество считалась в дореволюционной России подвигом. Причины, по которым люди оставляли свой дом, могли быть разными, но цель была одна – богоискательство. На дорогах встречались странники, жаждущие обрести божественную истину в скитаниях, были среди них и люди, сознательно отвергнувшие мирские радости и выбравшие свой путь служения Господу. У обывателей такие гости встречали уважение и почет, считалось честью приютить нищего путешественника, обогреть его и налить чарку-другую.
«На посошок» наливали странникам
Со временем традиция распространилась на всех участников застолья. Последняя рюмка стала своеобразным тестом на опьянение и служила для проверки способности гостей самостоятельно вернуться домой. Если испытание проходило успешно, человека провожали, если нет – уговаривали остаться на ночлег.
Выпить «на коня»
У донского казачества существует целая серия тостов, которые сопровождают уход гостей. Поскольку средством передвижения у большинства были верховые лошади, на прощанье предлагалось выпить «на коня».
Другое название чарки – «стременная». Выражение связано с давними традициями, появившимися у казаков во время военной службы. Перед походом полагалось сварить большой чан медовухи, и напиток подавался защитнику отечества перед посадкой в седло. Его наливали в кубок, который именовался «стременным».
«На коня» перед отъездом на военную службу
Как пить «на посошок» и «на коня»
Русские традиции не ограничиваются одними прощальными тостами. Существует не менее пяти названий рюмок, которые народная мудрость предписывает выпивать в определенной последовательности до традиционной чарки «на посошок».
В казацком фольклоре распространены свои варианты тостов, которые по большей части связанные с лошадьми. На третьем месте после «застольной» и «стременной» рюмок стоит так называемая «закурганная». Название связано с традицией, которая была принята в военном походе. Поскольку в холмистой местности шансы встретить врага в засаде повышались, напоследок казакам подносилась «закурганная» чарка с пожеланием избежать неприятностей. В более позднее время название стало ассоциироваться с прощанием на краю села перед отъездом на службу.
Заключительный тост назывался «коню в морду». Последние капли алкоголя выплескивались на голову животного. Считалось, что лошадь запомнит запах и придет к дому даже в том случае, если казак заснет беспробудным сном.
Как правило, точное следование традициям встречается редко. Самые распространенные тосты – это «на ход ноги» и «на посошок», остальные используются только истинными любителями народного фольклора.
Здоровье. Человек. Природа.
Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.
26 декабря 2014 г.
11. » Подъемная » – при покидании стола.
12. » Запорожская «, или » Запороговая » – при преодолении порога помещения, в котором происходит застолье.
13. » Под бурку » – казак одевает бурку и папаху.
14. » Под саблю » – казак достаёт из ножен саблю и осматривает её.
15. » Придворная » – при выходе во двор.
Значение
Этимология
Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили ещё одну стопку.
18. » Седельная » – за то, что поднялся в седло и чтоб удержаться в седле.
Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть ещё одну стопочку.
19. » На ход ноги » – нога в стремени, казак забрасывает ногу через коня.
20. » На коня » ( » казак на коне » ).
21. » Привратная » – перед выездом за ворота.
На посошок это сколько?
Мы привыкли пить стопку «на посошок». Но «прощальных» рюмок, говорят, их гораздо больше. И сколько же?
— В русской традиции полагалось пить с гостем на прощание до 10 раз. Это был своего рода «тест», определяющий способность человека без проблем добраться домой.
Малейшая нетвёрдость в коленях на любом этапе означала одно — гостю лучше не уходить, а остаться ночевать. Причём знакомый «посошок» — это был лишь шестой этап. Чарку ставили на верхушку посоха. Выпить её надо было, не пролив ни капли.
Как правильно пить «на посошок»?
У всех у нас периодически бывают застолья. Иногда они затягиваются так, что уже и не знаешь, как закончить, не обидев хозяев. До нас дошла традиция при окончании застолья пить «на коня», так сказать последнюю рюмку.
А во времена Ивана Грозного «последних рюмок» было десять.
1. Застольная
6. Посошок на дорожку
Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
7. Стременная
Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, её воин отдает стременному.
На посошок на ход ноги за что еще пьют
Посошок на дорожку. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила». и другие с таким же смыслом.
Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.
Стременная. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.
Закурганная. Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.
За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…
Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…
И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.
На посошок это сколько?
Мы привыкли пить стопку «на посошок». Но «прощальных» рюмок, говорят, их гораздо больше. И сколько же?
— В русской традиции полагалось пить с гостем на прощание до 10 раз. Это был своего рода «тест», определяющий способность человека без проблем добраться домой.
Малейшая нетвёрдость в коленях на любом этапе означала одно — гостю лучше не уходить, а остаться ночевать. Причём знакомый «посошок» — это был лишь шестой этап. Чарку ставили на верхушку посоха. Выпить её надо было, не пролив ни капли.
Как правильно пить «на посошок»?
У всех у нас периодически бывают застолья. Иногда они затягиваются так, что уже и не знаешь, как закончить, не обидев хозяев. До нас дошла традиция при окончании застолья пить «на коня», так сказать последнюю рюмку.
А во времена Ивана Грозного «последних рюмок» было десять.
1. Застольная
6. Посошок на дорожку
Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
7. Стременная
Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, её воин отдает стременному.