На примере описания мест где проживают братья кирсановы докажите что помещики безразличны
Конспект урока на тему: «Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»
Литература 10 класс
Тема: Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X;
· обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым;
· опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
· на примере главы романа показать проявление роста самосознания русского общества второй половины XIX века;
· раскрыть основную проблематику романа;
· развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.
· 1.Предметные УУД: знать и уметь определять жанровые особенности прозаического произведения, выявлять проблематику текста, определять его идейное своеобразие, формулировать авторскую позицию, выявлять средства характеристики действующих лиц и уметь оперировать ими.
· 2.Метапредметные УУД: осуществлять смысловое чтение текста, выделять в нем существенную информацию, сравнивать, классифицировать явления по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи явлений, осуществлять формулировку проблемы и поиск разнообразных способов решения задач.
· 3.Личностные УУД: осуществлять включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, определять ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности (развитие познавательных интересов, творческих способностей): осознание ценности чувства любви в жизни человека, воспитание чувства патриотизма.
· 4.Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение (позицию), учитывать мнения других, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическую речь и владеть диалогической формой речи.
· 5.Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Тип урока: урок изучения нового материала на основе практической работы с романом.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети», фрагменты фидеофильма
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Проверка домашнего задания
Представьте, что вы меня просите о чем-то, а я отвечаю вам отказом, о чем бы вы не попросили. Как вы думаете, почему я так делаю? (так хочется учителю, вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель). Мы изучаем с вами роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся)
Да, сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа.
Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, или, наоборот, сделать его счастливым? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в ходе нашего урока
Сообщение темы урока
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).
Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (просмотр фрагмента видеофильма).
1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)
2.Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.) (просмотр фрагмента видеофильма).
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно. (просмотр фрагмента видеофильма).
Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание всего, общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (запись в терадь)
Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Написание синквейна по теме «Базаров»
-Что вы сегодня делали на уроке?
-Что не понравилось?
Написать сочинение – эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия».
Тема: Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.
Задания для практической работы
1. В чем заключается смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Как вы это можете объяснить?
2. В чем заключается основной конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Почему между ними не может быть никакого компромисса? По каким социальным и нравственным вопросам возникают споры? Как ведут себя спорящие стороны?
3. Назовите внешние отличия героев (внешность, одежда, манера поведения и манера разговора).
1. На примере описания мест, где проживают братья Кирсановы докажите, что помещики безразличны не только к судьбе крестьян, но и к судьбе России.
1. Выпишите из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3) изобразительно-выразительные средства, какую роль они играют в художественном тексте?
Материал для выполнения практической работы
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Конспект урока «Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»
Литература 10 класс
УРОК №39 дата: 14.12.2018 г.
Тема: Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X;
обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым;
опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
на примере главы романа показать проявление роста самосознания русского общества второй половины XIX века;
раскрыть основную проблематику романа;
развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.
Тип урока: урок изучения нового материала на основе практической работы с романом.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети», фрагменты фидеофильма
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Проверка домашнего задания
II . Актуализация знаний учащихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.
А. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).
Б. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (просмотр фрагмента видеофильма).
1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)
2.Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
В. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
I II . Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
1. Роман «Отцы и дети» дочитать до конца.
2. Ответить на вопросы:
1) Отношение героев к любви, женщине вообще.
2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.
3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.
Сочинение на тему «Братья Кирсановы (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)»
«Отцы и дети» – знаменитый роман И. Тургенева, среди действующих лиц которого следует выделить братьев Кирсановых.
Детство героев проходит в родительском доме. Позже Павел Петрович учится в пажеском корпусе. Он взлетает по карьерной лестнице. Будучи офицером, посещает приемы представителей высшего света. Женщины в восторге от его компании. Павел Петрович статный, красивый, общительный. Он благородного происхождения. Его изысканные манеры сохраняются на долгие годы.
Значительную часть жизни Старший Кирсанов проводит за границей. Он охотно читает книги зарубежных авторов. В разговоре Павел Петрович употребляет слишком много иностранных слов и выражений. Крестьяне даже не могут понять смысла его речей. Старший Кирсанов поддерживает все славянское, однако сам похож на иностранца. Он консерватор.
Павел Петрович дважды неудачно влюбляется. Он так и живет в одиночестве. В конце романа описывается, что Павел Петрович вновь покидает родные места, переезжает в Дрезден.
Николай Петрович отличается от брата. В молодости он застенчив. Все время проводит над книгами. Потом женится. Рождается сын Аркадий. Через какое-то время жена умирает. Николай Петрович сам растит Аркадия, способствует его обучению в университете. Позже налаживает отношения с Фенечкой. И теперь воспитывает второго сына.
Николай Петрович не представляет свой жизни без семьи. Ему нужно о ком-то заботиться. Он очень добрый, отзывчивый человек. Характер его мягок. Николай Петрович не отличается строгостью поведения даже с крестьянами. Его человечность способствует ведению хозяйства на «вольном труде». Младший Кирсанов старается принять новые веяния эпохи. Он покупает современные книги, расстраивается, когда Аркадий дает отцу другую литературу. Николай Петрович не хочет отставать от движения времени, от молодого поколения.
Младший Кирсанов мечтателен. Ему нравятся стихи. Он любуется местными ландшафтами, часто играет на виолончели. Николай Петрович более демократичен, чем его брат. Он – воплощение либерально настроенной части дворянского сословия.
Как-то Тургенев признается, что взгляды Николая Петровича отображают его собственные. Изображая братьев Кирсановых, писатель демонстрирует разность позиций консерваторов и либералов.
Дом Кирсановых в произведении «Отцы и дети». Краткую характеристику, пожалуйста
О внутреннем убранстве дома усадьбы можно судить по
описанию некоторых комнат.
Тургенев очень точен в своих описаниях, он учел всё,
что касается интерьера дворянских комнат XIX века.
Несомненно, в дворянском доме должен был располагаться
кабинет владельца – святая из святых, где никто не смел
нарушать его покой за важными делами.
Описание усадьбы, внутреннего интерьера соответствует
характеру её владельцев.
Павел Петрович соответствует своему кабинету–
английский франт, который своим видом, своим поведением
подчеркивает своё дворянское происхождение.
Всё в нем породисто и внешний вид, и нежной белизны руки
и одежда.
Французская речь, на которой говорят в доме Кирсановых,
а Павел Петрович чаще всего, так же является важной
характеристикой.
Дома Базарова, Одинцовой и кабинет Павла Петровича стары.
Новым в романе является дом Николая Петровича.
Он стоит на новом месте, все в нем ново.
Порядок и чистота без чопорности и роскоши, нет обилия
бесполезных предметов.
Комната Николая Петровича не описывается, но о ней
можно судить по комнате Фенечки.
В ней все живое. Пахнет полевыми цветами, веселый чиж,
лампада горит перед образом Николая Чудотворца,
только «Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные
Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок,
падавшего ему на самый лоб».
Фенечка воплощает в себе вечно юную природу.
Николая Петровича, который занимается усадьбой и садом,
характеризует это как человека мягкого, добродушного.
Видно, что Базаров, Одинцова и Павел Петрович не являются
«избранными породами», и в жизни они не сохраняются.
Беззаботно живет только Николай Петрович с семьей,
да Аркадий с Катей в своем новом доме в Марьино.
Сравнительная характеристика братьев Кирсановых — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Происхождение, воспитание, образование
Дворяне Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы были сыновьями боевого генерала 1812 года, службу он постоянно нёс в провинции, и сыновья его родились на юге России. Мать их «принадлежала к числу „матушек-командирш“ допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла». До 14-летнего возраста братьев воспитывали дешёвые гувернёры, адъютанты и прочие штабные и полковые личности.
Затем старшего сына, Павла, генерал отдал в пажеский корпус, и, когда пришло время, юноша был произведён в офицеры и стал служить в гвардии.
Николай, как и его брат, должен был стать военным, но он сломал ногу и на всю жизнь остался хромым. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвёз его в Петербург и определил в университет. Закончив учиться, Николай «вышел из университета кандидатом».
Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи
Его младший брат, Николай Петрович, не похож на него внешне. Несмотря на то, что ему 44 года, он уже немного сгорблен. Николай Петрович — пухленький, прихрамывающий барин с мелкими, приятными, несколько грустными чертами лица, с небольшими чёрными глазами и мягкими жидкими седыми волосами. Он обращается с людьми вежливо, деликатно, не любит конфликтовать. Николай Петрович немногословен, внимательно и с интересом слушает собеседников.
Семейное положение, отношение к семье
Николай Петрович был женат на дочери чиновника Преполовенского Марии, у них родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив, но через 10 лет его жена скончалась. Он долго был вдовцом, затем влюбился в молоденькую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. Своих сыновей он очень любит.
Павел Петрович, в отличие от брата, никогда не был женат. После пережитой любовной трагедии он утратил всякую надежду на личное счастье и поселился в имении брата. К Николаю Петровичу и Аркадию Павел Петрович испытывает самые тёплые чувства. Хорошо он относится и к Фенечке и её сыну Мите. Павел Петрович высоко ценит семейную честь и готов её защищать.
Между братьями царит взаимопонимание и уважение друг к другу.
Характер
По качествам характера братья Кирсановы отличаются друг от друга. Павел Петрович — гордый, самолюбивый человек. Он силён духом, но опустошён, ничем не увлекается. Несмотря на то, что Павел Петрович очень любил княгиню Р., он не был романтиком, «не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа» (глава XI).
Николай Петрович, в отличие от брата, любил мечтать, был в душе романтиком. По натуре это спокойный, уравновешенный человек. Брат даже упрекал Николая Петровича в том, что он «чересчур благодушен и скромен» по отношению к дерзкому и самонадеянному Базарову.
Общие черты характера братьев — это доброта и честность.
Род занятий, образ жизни
Своё имение помещик Николай Петрович Кирсанов преобразовал в ферму после того, как размежевался с крестьянами. Он старательно, но не очень успешно постигает сельскохозяйственную науку. В свободное время читает и играет на виолончели.
Павел Петрович в имении ничем не занимается, но, когда дела по хозяйству идут плохо, помогает брату деньгами. Он выезжает из имения только на местные выборы. Павел Петрович — англоман, книги читает, в основном, на английском языке.
Отношение к нигилистическим взглядам Базарова и Аркадия
Когда Аркадий приехал после окончания университета домой, его дядя заметил, что он стал развязнее, а отец почувствовал «своё разъединение с сыном».
Павел Петрович и Николай Петрович поняли, что Аркадий попал под влияние Базарова и стал разделять его нигилистические взгляды. Николай Петрович не мог согласиться с отношением сына и его друга к поэзии, искусству, природе, но чувствовал, что преимущество молодого поколения в том, что в них меньше следов барства, чем у него с братом.
Павел Петрович спорил с Базаровым по очень многим вопросам, особенно его задело пренебрежительное отношение этого молодого человека к аристократизму. У некоторых литературных критиков есть мнение, что Павел Петрович бросается защищать «принципы», которые отрицает Базаров, не потому, что они ему так дороги, а потому, что Базаров относится к нему без уважения и презирает за безделье и аристократические манеры.