На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ

Особенности строения и свойств полимеров.

Строение и свойства полимеров

Введение

Термин полимерия был введен в науку И. Берцелиусом в 1883 году для обозначения особого вида изомерии, при которой вещества (полимеры), имеющие одинаковый состав, обладают различной молекулярной массой, например этилен и бутилен, кислород и озон. Таким образом, содержание термина не соответствовало современным представлением о полимерах. Истинные синтетические полимеры к тому времени еще не были известны.

Недостатками многих высокомолекулярных соединений является склонность к старению и, в частности, к деструкции – процессу уменьшения длины цепи и размеров молекул. Деструкция может быть вызвана механическими нагрузками, действий света, теплоты, воды и особенно кислорода и озона. Процесс уменьшения цепи идёт за счёт разрушения связей С-С и образования радикалов, которые в свою очередь, способствуют дальнейшему разрушению полимерных молекул.

Полимерные молекулы представляют собой обширный класс соединений, основными отличительными характеристиками которых являются большая молекулярная масса и высокая конформационная гибкость цепи. Все характеристические свойства таких молекул, а также связанные с этими свойствами возможности их применения обусловлены вышеуказанными особенностями. Большой интерес представляет исследование возможности априорного предсказания химического и физического поведения полимера на основании анализа его строения. Такую возможность предоставляют методы молекулярной механики и молекулярной динамики, реализованные в виде компьютерных расчетных программ.

Особенности строения и свойств полимеров.

Следствием вышеуказанных особенностей строения полимеров является возникновение гибкости цепной молекулы. Она заключается в её способность изменять форму под влиянием теплового движения звеньев или внешнего поля, в которое помещен полимер. Это свойство связано с внутренним вращением отдельных частей молекулы относительно друг друга. В реальных молекулах полимеров валентные углы имеют вполне определённую величину, а звенья расположены не произвольно, и положение каждого последующего звена оказывается зависимым от положения предыдущего.

Полимеры, у которых наблюдаются достаточно интенсивные крутильные колебания, называются гибкоцепными, а полимеры, у которых повороты одной части цепи относительно другой затруднены – жесткоцепными.

Значит, молекулы могут вращаться и изменять своё строение без разрыва химических связей, образуя различные конформации, под которыми понимают различные пространственные формы молекулы, возникающие при изменении относительной ориентации отдельных её частей в результате внутреннего вращения атомов или групп атомов вокруг простых связей, изгиба связей и др.

Таким образом: полимеры –- химические соединения с высокой молекулярной массой (от нескольких тысяч до многих миллионов), молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся группировок (мономерных звеньев). Атомы, входящие в состав макромолекул, соединены друг с другом силами главных и (или) координационных валентностей.

Классификация полимеров.

По происхождению полимеры делятся на природные (биополимеры), например белки, нуклеиновые кислоты, смолы природные, и синтетические, например полиэтилен, полипропилен, феноло-формальдегидные смолы. Значение биополимеров определяется тем, что они составляют основу всех живых организмов и участвуют практически во всех процессах жизнедеятельности.

Атомы или атомные группы могут располагаться в макромолекуле в виде: открытой цепи или вытянутой в линию последовательности циклов (линейные полимеры, например каучук натуральный); цепи с разветвлением (разветвленные полимеры, например амилопектин – одна их фракций крахмала), трехмерной сетки (сшитые полимеры, например отверждённые эпоксидные смолы). Полимеры, молекулы которых состоят из одинаковых мономерных звеньев, называются гомополимерами (например поливинилхлорид, поликапроамид, целлюлоза). Макромолекулы одного и того же химического состава могут быть построены из звеньев различной пространственной конфигурации. Если макромолекулы состоят из одинаковых стереоизомеров или из различных стереоизомеров, чередующихся в цепи в определенной периодичности, полимеры называются стереорегулярными.

Полимеры, макромолекулы которых содержат несколько типов мономерных звеньев, называются сополимерами. Сополимеры, в которых звенья каждого типа образуют достаточно длинные непрерывные последовательности, сменяющие друг друга в пределах макромолекулы, называются блоксополимерами. К внутренним (неконцевым) звеньям макромолекулы одного химического строения могут быть присоединены одна или несколько цепей другого строения. Такие сополимеры называются привитыми.

Полимеры, в которых каждый или некоторые стереоизомеры звена образуют достаточно длинные непрерывные последовательности, сменяющие друг друга в пределах одной макромолекулы, называются стереоблоксополимерами.

В зависимости от состава основной (главной) цепи полимеры, делят на: гетероцепные, в основной цепи которых содержатся атомы различных элементов, чаще всего углерода, азота, кремния, фосфора, и гомоцепные, основные цепи которых построены из одинаковых атомов. Из гомоцепных полимеров наиболее распространены карбоцепные полимеры, главные цепи которых состоят только из атомов углерода, например полиэтилен, полиметилметакрилат, политетрафторзтилен. Примеры гетероцепных полимеров – полиэфиры (полиэтилентерефталат, поликарбонаты), полиамиды, мочевино-формальдегидные смолы, белки, некоторые кремнийорганические полимеры. Полимеры, макромолекулы которых наряду с углеводородными группами содержат атомы неорганогенных элементов, называются элементоорганическими. Отдельную группу полимеров образуют неорганические полимеры, например пластическая сера, полифосфонитрилхлорид.

Свойства полимеров.

Линейные полимеры обладают специфическим комплексом физико-химических и механических свойств. Важнейшие из этих свойств: способность образовывать высокопрочные анизотропные высокоориентированные волокна и пленки, способность к большим, длительно развивающимся обратимым деформациям; способность в высокоэластичном состоянии набухать перед растворением; высокая вязкость растворов. Этот комплекс свойств обусловлен высокой молекулярной массой, цепным строением, а также гибкостью макромолекул. При переходе от линейных цепей к разветвленным, редким трехмерным сеткам и, наконец, к густым сетчатым структурам этот комплекс свойств становится всё менее выраженным. Сильно сшитые полимеры нерастворимы, неплавки и неспособны к высокоэластичным деформациям.

Полимеры могут существовать в кристаллическом и аморфном состояниях. Необходимое условие кристаллизации – регулярность достаточно длинных участков макромолекулы. В кристаллических полимерах возможно возникновение разнообразных надмолекулярных структур (фибрилл, сферолитов, монокристаллов, тип которых во многом определяет свойства полимерного материала. Надмолекулярные структуры в незакристаллизованных (аморфных) полимерах менее выражены, чем в кристаллических.

Незакристаллизованные полимеры могут находиться в трех физических состояниях: стеклообразном, высокоэластичном и вязкотекучем. Полимеры с низкой (ниже комнатной) температурой перехода из стеклообразного в высокоэластичное состояние называются эластомерами, с высокой – пластиками. В зависимости от химического состава, строения и взаимного расположения макромолекул свойства полимеры могут меняться в очень широких пределах. Так, 1,4.-цисполибутадиен, построенный из гибких углеводородных цепей, при температуре около 20°С – эластичный материал, который при температуре 60°С переходит в стеклообразное состояние; полиметилметакрилат, построенный из более жестких цепей, при температуре около 20°С – твердый стеклообразный продукт, переходящий в высокоэластичное состояние лишь при 100°С. Целлюлоза – полимер с очень жесткими цепями, соединенными межмолекулярными водородными связями, вообще не может существовать в высокоэластичном состоянии до температуры ее разложения. Большие различия в свойствах полимеров могут наблюдаться даже в том случае, если различия в строении макромолекул на первый взгляд и невелики.

Полимеры могут вступать в следующие основные типы реакций:

– образование химических связей между макромолекулами (так называемое сшивание), например при вулканизации каучуков, дублении кожи;

– распад макромолекул на отдельные, более короткие фрагменты, реакции боковых функциональных групп полимеров с низкомолекулярными веществами, не затрагивающие основную цепь (так называемые полимераналогичные превращения);

– внутримолекулярные реакции, протекающие между функциональными группами одной макромолекулы, например внутримолекулярная циклизация.

Сшивание часто протекает одновременно с деструкцией. Примером полимераналогичных превращений может служить омыление поливтилацетата, приводящее к образованию поливинилового спирта. Скорость реакций полимеров с низкомолекулярными веществами часто лимитируется скоростью диффузии последних в фазу полимера. Наиболее явно это проявляется в случае сшитых полимеров. Скорость взаимодействия макромолекул с низкомолекулярными веществами часто существенно зависит от природы и расположения соседних звеньев относительно реагирующего звена. Это же относится и к внутримолекулярным реакциям между функциональными группами, принадлежащими одной цепи.

Некоторые свойства полимеров, например растворимость, способность к вязкому течению, стабильность, очень чувствительны к действию небольших количеств примесей или добавок, реагирующих с макромолекулами. Так, чтобы превратить линейный полимер из растворимого в полностью нерастворимый, достаточно образовать на одну макромолекулу 1-2 поперечные связи.

Важнейшие характеристики полимеров – химический состав, молекулярная масса и молекулярно-массовое распределение, степень разветвленности и гибкости макромолекул, стереорегулярность и другие. Свойства полимеров существенно зависят от этих характеристик.

Получение полимеров.

Природные полимеры образуются в процессе биосинтеза в клетках живых организмов. С помощью экстракции, фракционного осаждения и других методов они могут быть выделены из растительного и животного сырья. Синтетические полимеры получают полимеризацией и поликонден­сацией. Полимеризация или полиприсоединение происходит за счет разрыва кратных связей или циклов, а поликонденсация – за счет взаимодействия функциональных групп. Карбоцепные полимеры обычно синтезируют полимеризацией мономеров с одной или несколькими кратными углеродными связями или мономеров, содержащих неустойчивые карбоциклические группировки (например, из циклопропана и его производных), Гетероцепные полимеры получают поликонденсацией, а также полимеризацией мономеров, содержащих кратные связи углеродоэлемента (например, С=О, С=N, N=С=О) или непрочные гетероциклические группировки.

Применение полимеров.

До недавних пор широкому использованию полимерных материалов в машиностроении препятствовали два, казалось бы, общепризнанных недостатка полимеров: их низкая (по сравнению с марочными сталями) прочность и низкая теплостойкость. Рубеж прочностных свойств полимерных материалов удалось преодолеть переходом к композиционным материалам, главным образом стекло- и углепластикам. Так что теперь выражение “пластмасса прочнее стали” звучит вполне обоснованно. В то же время полимеры сохранили свои позиции при массовом изготовлении огромного числа тех деталей, от которых не требуется особенно высокая прочность: заглушек, штуцеров, колпачков, рукояток, шкал и корпусов измерительных приборов. Еще одна область, специфическая именно для полимеров, где четче всего проявляются их преимущества перед любыми иными материалами – это область внутренней и внешней отделки.

То же самое можно сказать и о машиностроении. Почти три четверти внутренней отделки салонов легковых автомобилей, автобусов, самолетов, речных и морских судов и пассажирских вагонов выполняется ныне из декоративных пластиков, синтетических пленок, тканей, искусственной кожи. Более того, для многих машин и аппаратов только использование антикоррозионной отделки синтетическими материалами обеспечило их надежную, долговременную эксплуатацию. К примеру, многократное использование изделия в экстремальных физико-технических условиях (космосе) обеспечивается, в частности, тем, что вся его внешняя поверхность покрыта синтетическими плитками, к тому же приклеенными синтетическим полиуретановым или полиэпоксидным клеем. А аппараты для химического производства? У них внутри бывают такие агрессивные среды, что никакая марочная сталь не выдержала бы. Единственный выход – сделать внутреннюю облицовку из платины или из пленки фторопласта. Гальванические ванны могут работать только при условии, что они сами и конструкции подвески покрыты синтетическими смолами и пластиками.

Еще одна область применения полимерных материалов в машиностроении, достойная отдельного упоминания, – изготовление металлорежущего инструмента. По мере расширения использования прочных сталей н сплавов все более жесткие требования предъявляются к обрабатывающему инструменту. И здесь тоже на выручку инструментальщику и станочнику приходят пластмассы. Но не совсем обычные пластмассы сверхвысокой твердости, такие, которые смеют поспорить даже с алмазом. Король твердости, алмаз, еще не свергнут со своего трона, но дело идет к тому. Некоторые оксиды (например. из рода фианитов), нитриды, карбиды, уже сегодня демонстрируют не меньшую твердость, да к тому же и большую термостойкость. Вся беда в том, что они пока еще более дороги, чем природные и синтетические алмазы, да к тому же им свойствен “королевский порок” – они в большинстве своем хрупки. Вот и приходится, чтобы удержать их от растрескивания, каждое зернышко такого абразива окружать полимерной упаковкой чаще всего из фенолформальдегидных смол. Поэтому сегодня три четверти абразивного инструмента выпускается с применением синтетических смол. Кстати, те же преимущества стимулируют и широкое применение полимерных материалов в авиационной промышленности. Например, замена алюминиевого сплава графитопластиком при изготовлении предкрылка крыла самолета позволяет сократить количество деталей с 47 до 14, крепежа с 1464 до 8 болтов, снизить вес на 22%, стоимость – на 25%. При этом запас прочности изделия составляет 178%. Лопасти вертолета, лопатки вентиляторов реактивных двигателей рекомендуют изготовлять из поликонденсационных смол, наполненных алюмосиликатными волокнами, что позволяет снизить вес самолета при сохранении прочности и надежности. По английскому патенту № 2047188 покрытие несущих поверхностей самолетов или лопастей роторов вертолетов слоем полиуретана толщиной всего 0,65 мм в 1,5-2 раза повышает их стойкость к дождевой эрозии. Жесткие требования были поставлены перед конструкторами первого англо-французского сверхзвукового пассажир­ского самолета “Конкорд”. Было рассчитано, что от тре­ния об атмосферу внешняя поверхность самолета будет разогреваться до 120-150°С, и в то же время требовалось, чтобы она не поддавалась эрозии в течение по меньшей мере 20000 часов. Решение проблемы было найдено с помощью поверхностного покрытия защиты самолета тончайшей пленкой фторопласта.

Оболочку двигателя ракет изготавливают из углепластика, наматывая на трубу ленту из углеволокна, предварительно пропитанную эпоксидными смолами. После отверждения смолы и удаления вспомогательного сердечника получают трубу с содержанием углеволокна более двух третей, достаточно прочную на растяжение и изгиб, стойкую к вибрациям и пульсации. Остается начинить заготовку ракетным топливом, приладить к ней отсек для приборов и фотокамер, и можно отправлять ее в полет.

Таковы лишь некоторые примеры н основные тенденции внедрения полимерных материалов в подотрасли машиностроения. Самое же первое место по темпам роста применения пластических масс среди других подотраслей занимает сейчас автомобильная промышленность. Десять лет назад в автомашинах использовали от 7 до 12 видов различных пластиков, к концу 70-х годов это число перешагнуло за 30. С точки зрения химической структуры, как и следовало ожидать, первые места по объему занимают стирольные пластики, поливинилхлорид и полиолефины. Пока еще немного уступают им, но активно догоняют полиуретаны, полиэфиры, акрилаты и другие полимеры. Перечень деталей автомобиля, которые в тех или иных моделях в наши дни изготовляют из полимеров, занял бы не одну страницу. Ку­зова и кабины, инструменты и электроизоляция, отделка салона и бамперы, радиаторы и подлокотники, шлан­ги, сиденья, дверцы, капот. Более того, не­сколько разных фирм за рубежом уже объявили о начале производства цельнопластмассовых автомобилей. Наиболее характерные тенденции в применении пластмасс для автомобилестроения, в общем, те же, что и в других подотраслях. Во-первых, это экономия материалов: безотходное или малоотходное формование больших блоков и узлов. Во-вторых, благодаря использованию легких и облегченных полимерных материалов снижается общий вес автомобиля, а значит, будет экономиться горючее при его эксплуатации. В-третьих, выполненные как единое целое, блоки пластмассовых деталей существенно упрощают сборку и позволяют экономить живой труд.

Основные типы полимерных материалов:

Источник

План урока по химии по теме: «Строение и свойства полимеров»

На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть картинку На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Картинка про На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ПОЛИМЕРОВ»

На этом занятии обучающиеся познакомятся с общими понятиями химии полимеров, узнают об истории их открытия, свойствах, экологической безопасности распространения и утилизации полимеров.

Далее представления о полимерах будут развиваться при изучении производных углеводородов.

Данная разработка открытого занятия может быть использована как преподавателями общеобразовательных дисциплин, так и дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов.

Преподаватель (ФИО): Заболотная Ирина Сергеевна

Тема программы. Полимеры.

Тема урока. Строение и свойства полимеров.

Познакомить с классификацией полимеров; рассмотреть зависимость свойств полимеров от их состава и строения; акцентировать внимание на применении и утилизации синтетических полимеров.

Развивать логическое мышление, познавательную активность.

Развитие наблюдательности, самостоятельности.

Привитие чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам лабораторной работы;

Способствовать повышению интереса к предмету, воспитанию потребности в приобретении новых знаний

Ключевой вопрос: В чем уникальность свойств полимеров? Могут ли полимеры конкурировать с традиционными материалами?

Тип урока: комбинированный

На столе преподавателя: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

химические реактивы и посуда : образец полиэтилена для демонстрации термопластичности, тигельные щипцы, спиртовка., спички, ложечка для сжигания веществ, образцы полиэтилена, полистирола, капрона, шелка, в пробирках растворитель, конц. серная кислота, раствор щелочи.

инструкция по проведению лабораторной работы;

коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучук».

словесные (беседа, рассказ)

наглядные (инструкции, методические пособия, презентация)

практические (лабораторная работа)

проблемные (проблемный вопрос)

I. Организационный момент.

II . Повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

Объясните причину частичной поляризации л-связи и закономерности протекания реакций присоединения для несимметричных углеводородов с полярными молекулами.

Как протекают реакции у этиленовых углеводородов с четным и нечетным количеством атомов углерода с полярными молекулами? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

3. Покажите смещение электронной плотности в молекуле пен-
тена-1. Дайте характеристику ее строения и свойств.

При взаимодействии каких этиленовых углеводородов и с какими веществами можно применять правило Марковникова? Ответ подтвердите уравнением реакции.

Сравните, химические свойства предельных и этиленовых угле водородов. Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций.

III. Изучение нового материала

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРОВ.

Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации.

Полимеры используют для изготовления на их основе пластмасс, волокон и других материалов.

Пластмассы – материалы, изготавливаемые на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения. По масштабу производства занимают 1-е место среди полимеров. Пластмассы состоят из полимера (смола, связывающее вещество), наполнителей (древесная мука, ткань, асбест, стекловолокно, которые улучшают механические свойства и снижают стоимость), пластификаторов (возможны высококипящие сложные эфиры, они придают повышенную эластичность и меньшую хрупкость), стабилизаторов (антиоксиданты, светостабилизаторы, сохраняющие свойства пластмасс при переработке), красителей и др.
Геометрическая форма макромолекул может быть линейной, разветвленной, пространственной или трехмерной, что существенно влияет на свойства.

На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть картинку На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Картинка про На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ

Кристалличность полимеров – упорядоченное распределение макромолекул. Благодаря упорядоченности цепей молекулы в кристаллах располагаются ближе друг к другу, и притяжение между ними усиливается. Механическая прочность и твердость полимера увеличиваются.
Аморфность – отсутствие упорядоченности. Степень кристалличности может меняться у одного и того же полимера. Молекулярная масса полимера представляет собой среднее значение. У отдельных макромолекул могут быть отклонения в большую или меньшую сторону от средней молекулярной массы.
Особенность линейных полимеров состоит в том, что они при нагревании размягчаются, плавятся, но не перегоняются (разлагаются). Пространственные структуры разлагаются, не переходя в вязкое состояние. Помимо того, полимеры линейной структуры с трудом, но могут растворяться в некоторых растворителях (образуются вязкие растворы), пространственные полимеры нерастворимы (только набухают). Высокая механическая прочность (особенно пространственных полимеров) объясняется наличием больших сил межмолекулярного взаимодействия.

На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Смотреть картинку На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Картинка про На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ. Фото На примере полимеров докажите что строение влияет на свойства веществ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ, ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

— Какие правила безопасной работы со спиртовкой необходимо соблюдать?

— Чем опасно попадание кислот и щелочей на кожу?

— Что необходимо сделать при попадании на кожу кислоты? Щелочи?

Выполните лабораторные опыты.

Опыт 1. Рассмотрите образцы полиэтилена и полипропилена. Попробуйте их на ощупь, на разрыв. Что наблюдается? Какой вывод можно сделать о их цвете, механической прочности?

Опыт 2. Испытайте образцы полиэтилена и полипропилена на электрическую проводимость с помощью прибора для определения электрической проводимости. Что наблюдается? Какой вывод можно сделать об этом свойстве?

Опыт 3. Опустите кусочки полимеров или их гранулы в воду: в один стакан — полиэтилен, в другой — полипропилен. Что наблюда ется? Какой вывод можно сделать об их плотности?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛАСТМАССЫ

Положите образец пластмассы в ложечку для нагревания веществ. Обратите внимание на изменения, происходящие при нагревании пластмассы. Сравните свои наблюдения с определительной таблицей.

Для изучения характера горения пластмассы, возьмите образец тигельными щипцами и внесите в пламя спиртовки. Обратите внимание на характер горения. Сравните ваши наблюдения с таблицей по определению пластмасс.

Запишите наблюдаемые явления в тетрадь. Сделайте вывод.

IV . Задание для самоконтроля

Почему для полимеров молекулярная масса выражается средним числом?

Покажите на примерах зависимость физических свойств поли меров от состава, строения и молекулярной массы.

Сравните физические свойства полиэтилена и полипропилена. Укажите сходство и различие.

Что такое термопластичность? Какое она имеет практическое значение?

Почему для полиэтилена и полипропилена характерны химиче ские свойства предельных углеводородов?

В чем сходство и различие полипропилена нерегулярного и
стереорегулярного строения? Как строение влияет на их свойства?

Свойства, на которых основано его

1. Изоляционный материал

2 Упаковочный материал

Перечислите области применения полипропилена и укажите свойства, на которых основано его использование.

Изготовьте модель структурного звена макромолекулы поли пропилена. На основании этой модели объясните строение и свойства полипропилена.

Индивидуальные задания для слабых учащихся:

Число, показывающее, сколько молекул мономера соединилось в молекулу полимеров, называют ____________________ ______________________.

Молекулу полимера называют ________________________.

Низкомолекулярное соединение, из которых образуются полимеры называют ______________.

Группа атомов, многократно повторяющаяся в молекуле полимера, называется _________________ ______________________________.

V . Подведение итогов урока и выставление оценок . Выводы. Рефлексия.

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока?

— Сегодня на уроке я узнал…..

— Мне показалось интересным….

— Для себя открыл новое….

— Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….

VI . Оценивание учащихся и оглашение домашнего задания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *