На птичку державин о чем
Анализ стихотворения «На птичку» Державина
Всего получено оценок: 19.
Всего получено оценок: 19.
Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырёх строках была поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «На птичку», который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.
Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
Эпитет – «голосисту».
История создания
Точная дата написания стихотворения «На птичку» неизвестна (предположительно 1792–1793 годы). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила его ко двору назначив его своим придворным секретарём.
Государыня, польщённая хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвящённые ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя словно пойманная птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
В небольшом произведении, состоящем всего из четырёх строк, поднята глобальная тема – свобода творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Композиция
Произведение небольшое и представляет собой одну строфу. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы развлечься.
Однако вскоре становится понятно, что пичужка, стиснутая рукой, не может петь, как она это делала на свободе. В условиях жёсткого давления не может родиться красивая песня, только жалкий писк. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается небольшим размером, в нём мало средств выразительности. Главным художественным приёмом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птичке угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнётом.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует архаичные формы слов (эпитет « голосисту » существительное с устаревшим окончанием “вместо свисту”).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае глухой звук «п» и сочетание глухих звуков [пт]; встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
Анализ стихотворения Державина На птичку
Анализ стихотворения Державина «На птичку»
Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.
В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.
Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.
Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.
Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.
Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи. », «На птичку», «Признание»)
Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.
Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.
Поймали птичку голосисту
И ну сживать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.
Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.
На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.
Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.
Видео-урок
Г.Р. Державин. Поэзия
Из литературы XVIII века
Урок: Г. Р. Державин. Поэзия
Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.
Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник )
«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.
Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.
Анализ стихотворения «Признание»
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.
Анализ стихотворения «На птичку»
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.
Анализ стихотворения «Река времени»
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры – лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.
Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник )
Анализ стихотворения «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Крепче меди себе создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами,
Дождь не смоет его, вихрем не сломится,
Цельный выдержит он годы бесчисленны,
Не почует следов быстрого времени.
Так; я весь не умру — большая часть меня
Избежит похоро́н: между потомками
Буду славой расти, ввек обновляяся,
Зрят безмолвный пока ход к Капитолию
Дев Весталей, вослед Первосвященнику.
Там, где Авфид крутит волны шумящие,
В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,
Будет слышно, что я — рода беззнатного
Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте
Эолийской сложить меры поэзию.
Сим гордиться позволь мне по достоинству,
Муза! сим увенчай лавром главу мою.
О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина
В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
. Ум и сердце человечье Были гением моим.
Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
помогите пожалуйста срочно нужен анализ стихотворения Державина «на птичку» или » последние стихи днржавина»
$wet!k Мыслитель (6213) 6 лет назад
В эпиграмме 1792 года “На птичку” Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”.
Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой! »
В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.
Тигра Профи (633) 7 месяцев назад
Послушайте стихотворение Державина На птичку
214. Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — На птичку. Русский язык и литература
Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.
Если говорить о стихотворении На птичку, то основным мотивом его является свобода. На самом деле могут быть и немного другие трактовки, но именно свобода является основной темой стихотворения и об этом говорит свое название. Ведь птица всегда была символом свободы, так как не подчиняется силам притяжения, может парить в безбрежном небесном пространстве, в отличие от людей, которые вынуждены ходить в ограниченных условиях.
Итак, Державин всего в четырех строчках говорит о способности проявлять себя и потребности в свободе. Конечно, поэт затрагивает тему творчества, которая наиболее близка ему. Тут может быть довольно простая трактовка, которая позволяет поразмыслить об отношениях поэта и власти, публики.
Если поэт способен вольно выражать собственные чувства и мысли, то и пение его становится искренним, чистым и красивым. С другой стороны, когда его «сжимают в руках» (не имеет значения, кто этим занимается: цензура, ожидания поклонников или нечто другое) то голос исчезает и исчезает чистота и искренность, остается только искаженность. Подобная ситуация представляет собой вечную тему, которая практически никогда не меняется и огромное количество творческих людей могли испытывать и на собственном опыте такие проблемы.
Державин рисует довольно мрачную ситуацию, которая подчеркивается финальным: «пой птичка, пой». Такое требование/пожелание, которое исходит как бы от «слушателей», является довольно циничным и отвратительным. Поэт тут подчеркивает невероятную глупость и довольно примитивный потребительский характер публики.
Ведь человек, который действительно более-менее понимает этот мир, никогда не станет такую «птичку» «сдавливать» в своих руках. Он ясно осознает взаимосвязь творчества и свободы, он понимает, творчество не представляется возможным удерживать в каких-то рамках и создавать искусственно. Творческий процесс не заставить и не выпросить, именно поэтому он обладает такой высокой ценностью.
Вариант 2
Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.
Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.
Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.
Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.
Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.
Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.
Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.
Анализ стихотворения Гавриила Державина «Птичка»: смысл и идея
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.
Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
Эпитет – «голосисту».
История создания
Точная дата написания стихотворения «На птичку» неизвестна (предположительно 1792–1793 годы). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила его ко двору назначив его своим придворным секретарём.
Государыня, польщённая хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвящённые ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя словно пойманная птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
Сюжет, развитие
Державин, приближенный к императорскому двору, добившийся множественных успехов и обративший особое признание самой императрицы Екатерины II, написал это стихотворение, размышляя о собственной грустной судьбе.
Птичкой Державин представляет самого себя. Он имеет полное право называться певчей птицей, которую приятно слушать. Автор сделал такой вывод после того, как его стихи понравились самой государыне, был признан его талант, он получил служебное повышение и приближение ко двору.
Поэт попросту оказался в золотой клетке, где по первому требованию должен слагать следующие заказные оды, которые даже чтобы озаглавить, необходимо утверждение свыше. Об этих неоднократных требованиях императрицы Державин написал в последней строке стихотворения, где от птички требуют петь еще и еще.
Литературный дар и заслуги Державина никогда не подвергались сомнению, он не писал льстивые стихи по заказу или ради карьерного продвижения. Однако многие придворные расценивали его талант иначе. Его ода «Фелица», имевшая успех у государыни, стала поводом для зависти к поэту со стороны ряда придворных, старавшихся пробить себе дорогу вверх по карьерной лестнице. Поэт испытывал неприязнь от непосредственного своего начальника и недоброжелательных вельмож в своем окружении.
Однако Державин не называет имен тех, кто оказывал на него давление или строил козни. Это было не только неразумно, но и опасно, так как при дворе всегда строились тайные интриги. Поэтому нахождение при императорском дворе было не только почетно, но и рискованно. Но в таком окружении творцу было тяжело дописать произведение, а иногда и времени для творения не было.
Поэт всегда исполнял волю своей императрицы, тем самым отводя от себя угрозы недоброжелателей. Однако писать хвалебные стихи на заказ было для него очень трудно. Ода, посвященная Екатерине Второй, была написана совершенно в других условиях, без давления на поэта. Оказавшись на должности придворного секретаря, поэту стало сложно находить красивые и подходящие метафоры и образы — вдохновение его покинуло.
Державин понимал, что может потерять все, чего достиг, что нервировало его. Именно это чувство он сравнивает с положением птицы, попавшей в неволю. Автор понимает, что трудно исправно делать карьеру и заниматься искусством, но у него не было иного выхода. Отказываться от желанного места придворного секретаря ему не хотелось, и это приводило его в уныние. Ему было горько от мысли, что судьба его сложилась таким образом.
В небольшом произведении, состоящем всего из четырёх строк, поднята глобальная тема – свобода творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае можно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить всё, на что был способен.
Исследование образа птицы в лирике
Гавриил Державин был первым русским поэтом, он в некотором смысле основал лирику в России, из-под его пера выходили стихотворения, обладающие подлинно русским характером и колоритом. В литературе XVIII века в Екатерининскую эпоху «сложный штиль» поэзии, написанный высоким слогом, заменён простым и понятным для народа языком.
Пушкин о запертой птахе
Творческие работы Гавриила Державина впоследствии стали примером для подражания для следующего поколения. В его стихотворении о птичке проиллюстрирован конфликт свободы и несвободы. Разумеется, выбор без какой-либо указки способствует развитию творчества. Для любого существа свобода дороже всего.
У Александра Сергеевича Пушкина также есть лирическое произведение, посвящённое пичужке. Поэт решил его озаглавить «Птичка». Стихотворение было создано в 1823 году в южной ссылке, которая в то время проходила в Кишинёве. Поэту было сложно переносить этот период, он привык к шумной столичной жизни Петербурга и приспосабливаться к другим условиям оказалось невыносимо.
Александр Пушкин отправил стих своему знакомому с пояснением, что написал произведение о трогательной традиции выпускать птицу на свободу в Светлое воскресенье. Когда в издательстве печатали литературную работу, то отметили, что она о благодетелях, кто за свои средства выкупают задолжавших и невинных из тюрем. Произведение было создано поэтом, когда ему было 24 года. В стихе с простой сюжетной линией поднимаются философские и политические вопросы. Тематика литературной работы:
При анализе стихотворения Пушкина «Птичка» нужно отметить, что лирический герой размышляет о воле для всех божьих существ и затрагивает главную проблему того времени — крепостничество в самодержавной России. Персонаж в Пасхальное Воскресение отпускает птичку — это символизирует добро и милосердием к тем, кто находится в заточении. Лирический герой находится на чужбине, но хорошее дело утешает его, он даёт свободу, благодаря чему его жизнь обретает новый смысл.
Главная идея «Птички» у Пушкина — это бескрайняя тяга любого существа к вольности.
Совершая нечто хорошее для другого, можно приобрести для себя во много раз больше. Освобождение — это состояние мыслей, характеристика души. Подлинно великодушен тот, кто что-либо дарит безвозмездно.
Композиция
Произведение небольшое и представляет собой одну строфу. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы развлечься.
Однако вскоре становится понятно, что пичужка, стиснутая рукой, не может петь, как она это делала на свободе. В условиях жёсткого давления не может родиться красивая песня, только жалкий писк. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Мысли и чувства
Автор сравнивает поэта с птичкой. Так же, как и маленькая пичужка, поэт способен выражать свои искренние чувства и таланты только при наличии свободы. Тогда его произведение, как и пение вольной птицы, становится:
Если же творца начинают сжимать в руках, то голос, чистота и искренность пропадают. И неважно, чьи это руки:
Прочитав стихотворение «Птичка» Пушкина, анализ которого делают на уроках литературы, можно увидеть сходство произведений нескольких авторов. Эта тема давления близка очень многим творческим людям, испытавшим на себе подобные проблемы. Однако немногие пытались раскрыть ее, хотя эту ситуацию можно отнести к вечной теме. К примеру, Жуковский в стихотворении «Ласточка» или Хлебников «Птичка в клетке» сумели доказать и оспорить основную проблему и идею.
Требование слушателей, властей и окружающих Державин кратко выразил в последней строке эпиграммы: «пой, птичка, пой». Это вызывает чувство отвращения, подчеркивая примитивность и глупость публики, ее потребительский характер.
Человек, понимающий и ценящий окружающий мир, не станет вольную и талантливую птичку крепко сжимать в руках, требуя при этом красивого пения. Следует понимать взаимосвязь свободы и творчества, которое невозможно в условиях искусственно созданных рамок. Высокая ценность творческого процесса свободна от условий и диктата над автором.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается небольшим размером, в нём мало средств выразительности. Главным художественным приёмом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птичке угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнётом.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует архаичные формы слов (эпитет «голосисту» существительное с устаревшим окончанием “вместо свисту”).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае глухой звук «п» и сочетание глухих звуков [пт]; встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина
В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
. Ум и сердце человечье Были гением моим.
Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.