На пятом месяце ребенок что должен уметь ребенок
Развитие ребенка на пятом месяце
Поздравляем – теперь у Вас вдвое больше счастья! Почему? Да потому, что к середине пятого месяца вес Вашего малыша должен стать примерно в два раза больше, чем в момент рождения.
У крохи могут начать резаться зубки, и, возможно, он готов к первому прикорму, ведь ребенок уже способен захватывать губами более густую, чем молоко, пищу, в частности – пюре, а его желудочно-кишечный тракт созрел для переваривания более «взрослой» еды. Кроме того, малыш начинает интересоваться едой взрослых: он наблюдает за тем, как Вы едите, и даже хватает кусочки с Вашей тарелки.
Что малыш будет уметь к концу пятого месяца
Вступайте в клуб Similac «Растем вместе!» и получайте скидки, подарки и советы от экспертов.
Массаж и гимнастика
Для развития организма крохи важно регулярно делать ему массаж и гимнастику. Они полезны не только для укрепления мышц и костей, но и для сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем. Легкий массаж Вы можете освоить самостоятельно, а лечебный лучше доверить квалифицированным специалистам.
Очень полезными будут и гимнастические упражнения на фитболе. Они тоже укрепят и поспособствуют развитию мышц рук и ног, брюшного пресса, простимулируют работу пищеварительной системы, помогут научиться координировать движения и хорошо помогут развить вестибулярный аппарат.
Что нового в общении
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.
Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет Вам подобрать молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Similac Gold 2, Similac Комфорт 2, Similac Гипоаллергенный 2 предназначены для детей от 6 до 12 месяцев.
На пятом месяце ребенок что должен уметь ребенок
Когда начинать вводить блюда прикорма?
Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. В случае введения прикорма ранее 6-ти месяцев нужно учитывать показатели: массу тела, внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и пищевой статус ребенка. Но результаты исследований показали, что введение прикорма детям с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г, находящимся на грудном вскармливании, в виде высококачественных продуктов прикорма, с 4-месячного возраста, не выявило у них никаких «преимуществ» в физическом развитии по сравнению с теми, кому прикорм вводили в 6 месяцев. Эти результаты подтверждают правильность рекомендаций ВОЗ/ЮНИСЕФ о кормлении детей исключительно грудным молоком в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.
Отечественные ученые до настоящего времени считают, что эти рекомендации применимы в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии, задержки внутриутробного развития и других болезней) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов.
В этом случае первым видом прикорма для здорового ребенка должны быть не ранее традиционно используемые в России фруктовые пюре и соки, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.
Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и микроэлементов, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при грудном вскармливании. Поэтому в Национальной программе оптимизации вскармливании детей первого года жизни приведена единая схема введения прикорма для детей на грудном и искусственном вскармливании
Сроки введения блюд прикорма детям первого года жизни
(Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2011г.)
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
Развитие ребёнка в 5 месяцев должно быть направлено на поддержание физических навыков, укрепление мышечного корсета и подталкивание к ползанию. В этот период меняется поведение, кормление и распорядок дня малыша, у которого начинают или уже продолжают резаться зубы.
Содержание:
Физическое развитие
В младенчестве девочка отстаёт от мальчика по всем параметрам. Мальчик в среднем больше на 0,5 кг и выше на 2-3 см. Разница между разнополыми сверстниками сохраняется в первый год жизни, а после — стирается.
Нормы физических показателей для пятимесячных детей:
Показатель | Значение |
Рост | 64-66 см |
Вес | 6,9-7,5 кг |
Окружность головы | 41,5-42,5 см |
Окружность грудной клетки | 43-44 см |
Физические способности
Кости более упругие и пропорциональные, чем раньше. Благодаря этому тактильные ощущения становятся хорошо развитыми. В этот период пищеварительная система уже адаптировалась к пище, поэтому кишечные колики практически исчезают. Дети, которые кроме смесей и грудного молока начали получать прикорм, испражняются не больше 1-2 раза в сутки. Консистенция кала разная и зависит от типа кормления.
Обильно выделяется слюна из-за прорезывания первых молочных зубов, которое может длиться до года и дольше. При этом десна набухают, может подниматься температура и увеличиться выделение слизи в носу.
Что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев?
К этому возрасту ребёнок:
Ранее полученный физический навык, который может проявиться и в 5 месяцев | Новый навык |
Приподнимает голову лёжа на животе | Узнает маму и близких людей |
Обхватывает рукой мамину грудь или бутылочку во время кормления | Осознанно провожает взглядом исчезающие из поля зрения предметы |
Смеется и улыбается в игре | Переворачивается с живота на бок или спину |
Гулит | Захватывает и крепко держит в руках игрушки |
Пытается приподняться лёжа на животе, опираясь на ладони | Принимает предметы из протянутой руки взрослого |
Нараспев гулит, произнося новые для него звуки | |
Реагирует на потешки и песни | |
Подолгу рассматривает красочные узоры |
Физические возможности и рефлексы
Ребёнок уже не лежит спокойно, а активно познаёт своё тело и проверяет его возможности. Он не только балансирует, лёжа на животе, а приподнимает вверх согнутые ноги и руки. Появляются разгибательно-толкательные движения, подготавливающие неокрепшее тело к ползанию. Малыш уже держит голову ровно, находясь на руках или лёжа на животе. При подъёме на руках у мамы его голова не запрокидывается назад. К этому времени рефлексы новорождённого угасают.
Интеллектуальное развитие ребёнка
Период с 4 до 6 месяцев называют псевдоречевым. Дети произносят нелокализованные и крайне неопределённые по артикуляции звуки. Они также отличают большой палец от других и начинают его активно задействовать в играх.
Восприятие мира
Глазные мышцы полностью сформированы, благодаря чему кроха с удовольствием разглядывает всё вокруг и следит за перемещающимися объектами. Он эмоционально реагирует на своих и чужих, встречая первых улыбкой, а вторых — слезами или неподдельным испугом на лице.
Малыш начинает различать голоса, выделяя в первую очередь голос мамы из общего шума. Он начинает реагировать на звуки, источник которых может находиться на расстоянии 5-6 метров.
Режим дня, сон и питание
Жизнь ребёнка в 5 месяцев подразумевает 6-разовое кормление, 2-3 разовый дневной сон и 1-2 прогулки на свежем воздухе. В каждой семье свой распорядок дня, но вы можете взять за ориентир следующий пример:
Время | Занятие |
6:00 | Подъём |
6:00-7:30 | Гигиенические процедуры и кормление |
7:30-9:00 | Сон после завтрака |
9:00-10:00 | Кормление |
10:00-12:30 | Прогулка или сон |
12:30-14:00 | Кормление, игры, гимнастика или другие упражнения |
14:00-16:30 | Прогулка или сон |
16:30:17:30 | Кормление, экскурсия по дому или прослушивание музыки |
17:30-19:30 | Сон |
19:30-20:00 | Кормление |
20:00-20:30 | Чтение книг вслух или малоподвижные игры |
20:30-21:00 | Купание и подготовка ко сну |
21:00 | Сон, который может прерваться на 1 одно кормление |
Кроме молочных смесей и грудного вскармливания малыш может получать другую еду. О введении раннего прикорма нужно посоветоваться с педиатром на плановом осмотре. Врач рекомендует начинать прикорм, если вес не соответствует норме, ребёнок мучается запорами и часто срыгивает от жидкого кормления. Разрешено давать овощные и фруктовые пюре, соки и каши. Этих продуктов достаточно до полугода.
5 месяцев — возраст, когда кроху можно знакомить с:
Не спешите давать ярко окрашенные овощи и фрукты. Аллергию часто вызывает морковь и тыква.
Равномерно увеличивайте порцию, начиная с ¼ чайной ложки в день, потом переходите на ½ чайной ложки и доводите прикорм до 100 г к концу 5 месяца.
Зелёное яблоко лучше давать в запечённом виде, а не в пюре. Используйте собственноручно приготовленное пюре или купленное в магазине. Если готовите сами, то по максимуму используйте сезонные овощи. Если покупаете баночки в супермаркете, обращайте внимание на их срок годности.
Уход за ребёнком в 5 месяцев
Родители должны заниматься с малышом гимнастикой и купать его.
Список ежедневных процедур:
Состригайте ногти не реже 2 раз в неделю, а также очищайте поверхность любимых игрушек. Деревянные, резиновые и пластиковые игрушки обдавайте кипятком.
Мнение Евгения Комаровского
Доктор Комаровский считает, что развитый ребёнок в пять месяцев должен эмоционально реагировать на происходящее, активно исследовать пространство, пытаться перевернуться и гулить. Ему необходим постоянный контакт со взрослыми посредством разговора, чтения вслух или прослушивания музыки. В этом возрасте можно вводить прикорм, предлагая съесть протёртую пищу.
Доктор Комаровский предлагает 10 простых правил прикорма, которые следует соблюдать:
От чего нужно оградить малыша?
Интерес к окружающему миру чреват травмами из-за падений и ударов о мебель. Не оставляйте ребёнка одного во время игр.
С введением прикорма могут возникнуть проблемы с пищеварением. К ним добавятся капризы, температура и плохой сон, которые вызваны прорезыванием зубов.
Никто не застрахован от перечисленных проблем, но к ним можно и нужно готовиться. Обезопасьте дом, убрав бьющиеся предметы со столов и полок. Ограничивайте движение ребёнка, обложив со всех сторон участок пола подушками. Если играете с ним на диване или кровати, не оставляйте его одного. Одними подушками в этом случае не обойтись. Он может упасть на пол и получить травму. Поставьте дома манеж для игр. Купите прорезыватель для зубов и гель для десен, снимающий боль, оказывающий антибактериальный эффект и способствующий заживлению десен.
Когда нужно беспокоиться?
Если ребёнок отстаёт в развитии, родители замечают нарушения движений, отсутствие интереса к окружающему миру и реакции на смену цветов или звуков. Внимательно следите за малышом, прежде чем бить тревогу и бежать к педиатру. Проводите с ним больше времени, чтобы подмечать малейшие изменения в его поведении.
Тревожиться нужно, когда пятимесячный ребёнок:
Заметив нарушения, необходимо проконсультироваться с педиатром.
Как помочь в развитии своему ребёнку?
Оставьте стремление вырастить гения с пелёнок и займитесь физическим, сенсорным, эмоциональным и речевым развитием малыша. Разнообразьте свой распорядок дня занятиями, направленными на получение новых навыков. Особенность всех игр в их простоте и лёгком освоении. Необязательно делать все упражнения и игры в один день. Ежедневно занимайтесь с малышом гимнастикой. Посмотрите видео с пошаговой инструкцией:
Физическое развитие
Спустя час после кормления положите ребёнка на фитбол или большой мяч животом или спинкой, придерживая его за руки. Медленно раскачивайте мяч из стороны в сторону, или двигаясь по кругу. Если фитбола нет, делайте пассивную гимнастику через поглаживание круговыми движениями, растирание или разминание мышц.
Хорошее упражнение для укрепления мышечного корсета ребёнка и поддержания пресса мамы: лягте на спину и посадите малыша на живот, облокотив его о ноги, согнутые в коленях. Оторвите от пола лопатки и держите голени параллельно полу. Придерживая руками ребёнка, раскачивайтесь из стороны в сторону. В таком же положении можно выполнять скручивания, чтобы подкачать пресс.
Стимулируйте ползание, ежедневно выполняя его имитацию вместе с крохой. Положите ребёнка на живот, а под него свою левую руку. Правой рукой поддерживайте согнутые в коленях ножки. Приподнимайте ребёнка левой рукой, а правой выталкивайте его вперёд. Так можно проползти метр, главное, регулярно повторять это упражнение.
В пятый месяц жизни кроха на животе раскачивается из стороны в сторону. Его движения похожи на плавание. Его можно положить на ровную поверхность и окружить с разных сторон различными игрушками. Он будет стараться до них дотянуться, вытягивая ручки вперёд и пытаясь проползти до места, где находится предмет.
Речь и мелкая моторика
Разминайте пальчики и кисти рук, а также проводите экскурсию по дому, показывая предметы и описывая их названия, цвет, форму. Набейте тканевый мешочек гречкой, чтобы стимулировать нервные окончания на подушечках пальцев.
Развесьте по дому разноцветные картинки или расставьте книжки, на которых изображен 1 или 2 персонажа. Носите ребёнка на руках, останавливаясь перед ними. После того, как назовете, кто изображен на картинке, отойдите на пару шагов в сторону и произносите название нарисованного персонажа ещё раз. Ребёнок может искать глазами и оборачиваться назад, чтобы найти ранее увиденного героя.
Мышление
Выберите музыкальную игрушку с кнопками, нерезкой мелодией и умеренным светом. Пальцем малыша поочередно нажимайте на разные кнопки с паузой в несколько секунд, чтобы он смог заметить разницу между звуками.
Игра «Ку-ку» поможет предсказывать исход действий. Закрывая своё лицо руками на глазах у ребёнка, а затем отводя руки в сторону, произнесите «ку-ку». Сначала ребёнок смеётся, но с взрослением перестаёт бурно реагировать, потому что уже догадывается, чем все кончится.
Восприятие
Малыш познает мир, рассматривая, прикасаясь, кусая и облизывая различные предметы. Поддержите его в этом начинании, сделав сенсорную коробку из подручных средств. Возьмите тазик, кастрюлю или картонный коробок с высокими бортиками. Заполните его различными крупами, макаронами, изюмом, орехами, пуговицами, лоскутами разных тканей и другими предметами. Они должны отличаться формой, размером и текстурой. Ребёнок может пересыпать или выбрасывать за борт содержимое сенсорной коробки, поэтому будьте готовы к беспорядку.
Создавайте с малышом первые шедевры. Простелите на пол клеёнку или газеты, чтобы не испачкать его. Подготовьте банку с акварелью и белые листы. Сядьте на пол и посадите ребёнка перед собой. Обмакните его пальчик в краску и приложите его к бумаге. Кроме пальца можно полностью окрасить ладонь и сделать первые отпечатки малыша на память. Если он всё тянет в рот, то вместо краски можно использовать фруктовое или овощное пюре. Рисовать им не получится, но несколько клякс на бумаге вы оставите.
Пятимесячный ребёнок становится более активным в познании мира. К уже приобретённым навыкам добавляются новые. В кормлении появляется прикорм, количество которого увеличивается к 6 месяцу. Развитие реёнка должно быть направлено на укрепление мышц и тактильных ощущений.