На работе подставляют что делать
Оцените ситуацию и сделайте правильные выводы, если вас подставили на работе
1 Пусть это будет вам утешением.
2 Честность спасет мир.
3 Не показывайте обиду.
4 Должно ли знать руководство.
Каждый человек мечтает о карьере, но не все задумываются об атмосфере, в которой они работают. Нам приходится общаться с людьми даже если они не нравятся, но мы продолжаем это делать, потому что место слишком хорошее. С таким подходом к делу рано или поздно происходят вопиющие случаи, из которых ты просто не знаешь как выкрутиться.
Если подставили на работе что делать? Именно об этом сегодня и пойдет речь в нашей статье. Как себя вести, увольняться сразу или нет, пользоваться ли возможностью отомстить и какой модели поведения отдать предпочтение?
Давайте выясним. Хочу предложить вам несколько методов выйти из этой непростой ситуации.
Пусть это будет вам утешением
Прежде, чем переходить к каким-то действиям, я бы посоветовал вам задуматься вот о чем. Надеюсь, эта информация принесет вам некоторое облегчение и немного снизит уровень агрессии. Она позволит действовать хладнокровно и продуманно.
Вы прекрасно знаете, что существуют подлые люди. Их много. Определить, что человек не чист на руку крайне непросто. С этим тоже сложно не согласиться. Кто-то может вредить вам из года в год, а вы с открытыми искренними глазами продолжаете доверять ему свои тайны. Такое происходит.
После того, что случилось вы уверенны, что определенный человек может подставить вас. Он уже это сделал однажды! Теперь вы знаете от кого точно можно ждать подвоха и сможете быть осторожнее в общении с ним. Это не значит, что вам нужно полностью прекратить с ним контактировать. Этого в любом случае не получится. Вы вместе работаете. Да и будет ли это полезно?
Выгода от того, что вы узнали одного из своих коллег намного лучше – явная и ее недооценивать нельзя. Портить ли с ним отношения решать вам, но задумайтесь, какие преимущества вам это даст? Вам действительно будет легче и спокойнее спаться?
Честность спасет мир
Первым делом, я бы посоветовал вам подойти к человеку, который пытался вас подставить и откровенно поговорить с ним. Он должен знать, что вы не наивный теленок, а прекрасно знаете о предательстве. Помните, ваша цель – не выяснение отношений. Не переходите на повышенные тона, не скандальте и не пытайтесь понять причины поведения коллеги.
Ваша задача поставить в известность человека о том, что вы в курсе происходящего. Вам известно все: какими методами он пользовался и каким образом ему удалось провернуть данную операцию.
Честность обезоруживает, особенно в том случае, если она подается в спокойной атмосфере. Гнев порождает желание обороняться, защищать свою точку зрения. Благодаря агрессии человек быстро находит оправдание любым своим поступкам. Достаточно того, что кто-то другой – злой, неадекватный, кричит на меня.
Только ровный диалог способен вызвать в человеке чувство стыда за собственное поведение, а это куда больше. Это чувство помогает человеку исправиться, вызывает в нем такое желание.
Даже если вы не добьетесь нужной реакции сейчас, поверьте, чуть позже осознание придет. Пусть для этого понадобится время.
Не показывайте обиду
Предательство – это всегда обидно. Мне понятны ваши чувства, вас подставил совершенно незнакомый человек. Хочется кричать: «Почему? Чем я так ему не угодил?». Не стоит копаться в поисках разъяснений. Тем более, вы не отыщите правильных ответов в диалоге с коллегами. Вообще постарайтесь не затрагивать с ними эту тему.
Во-первых, скорее всего, многие из тех людей, которые интересуются деталями произошедшего преследуют совсем не искреннее желание посочувствовать. Им просто интересны нюансы этой интриги. Чуть позже они начнут обсуждать это со своими друзьями и не факт, что вы будете выглядеть в их глазах выше предателя. Не ищите сочувствия на работе. Это не то место.
Во-вторых, чтобы действительно вызвать в предателе чувство стыда, вы не должны находиться с ним на одном моральном уровне. Рано или поздно он узнает, что вы пересказываете эту историю, ищете утешения и поддержки у окружающих, выставляя его истинным злодеем. А как иначе?
Зло порождает агрессию. Вы еще раз убеждаете этого человека, что он не зря попытался подставить вас на деньги или каким-то иным образом. Его «нелюбовь» не беспочвенна. Он найдет себе оправдание и будет чувствовать себя намного лучше. Вам это нужно?
Должно ли знать руководство
Еще один интересный вопрос – нужно ли жаловаться руководству. И в этом случае, ответ будет положительным. Почему так? Коллеги ни коим образом не могут повлиять на ход произошедшего, для них это очередная сплетня, а вот хороший начальник обязан знать детали отношений в собственном коллективе. Это может обезопасить вас в будущем.
Для многих работа – это в первую очередь деньги. Люди не придают большого значения атмосфере в коллективе, событиям, постоянно происходящим и влияющим на жизнь в целом, а продолжают ходить в офис ради суммы, ежемесячно перечисляемой на карту. Не будьте таким человеком.
Не забывайте о своей жизни. Работа влияет на нее. Мы проводим значимую часть времени в офисе, приносим из него проблемы домой, в выходные готовы думать о предстоящих делах.
Вы достойны выбрать лучшее место. Если вы часто сталкиваетесь с предательством, если начальник не такой как хотелось бы, что мешает вам изменить свою жизнь и найти нечто другое? Задумайтесь на эту тему.
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Что делать, если на работе хотят «подсидеть»
Повышаем профессионализм, вооружаемся знаниями и спокойствием: как выиграть войну на работе.
Как понять, что тебя подсиживают: верные признаки
В принципе, не заметить это невозможно, прямо как слона на табуретке. Но на всякий пожарный приведем распространенные случаи:
Дышим спокойно: первые шаги
Успокоиться. Даже если пытаются посидеть, это еще не гарантия того, что вас сместят или уволят. Конкуренция в коллективе – это, в принципе, нормально. Особенно, если у вас высокооплачиваемая позиция, на которую много претендентов. Вам нужно принять как данность, что всегда придется снова и снова доказывать свой профессионализм и защищаться от возможных нападок.
Оцените своего соперника. Посмотрите на его сильные и слабые стороны. Решите, насколько высок его профессионализм. Он действительно может составить вам конкуренцию, или же только его амбиции толкают его на этот путь? Если специалист слабый, вы легко с ним справитесь. Хотя случаи, когда убирают одаренных людей и на их место ставят полную бездарность, не так уж редки.
Передайте “флаг в руки”. Попытайтесь дать вашему сопернику самостоятельно реализовать проект, который он обязательно завалит. Пусть начальство видит полную картину. Часто бывает так, что шеф не знает всего, что происходит в офисе. Ваш отдел предоставляет ему результат. Оценивать вклад каждого сотрудника может только непосредственный начальник. А высокое руководство слабо представляет, что на самом деле представляет из себя тот или иной сотрудник. Видна командная работа. Чтобы продемонстрировать, что конкретный сотрудник не справиться с вашими обязанностями, вы можете начать реализацию какого-либо проекта и затем поручить его доделывать. Или делегировать полномочия конкуренту, уйдя в отпуск. Конечно, если вы уверены, что он не справится. Если проект будет завален, ваше руководство сделает выводы. Человек, который пытается вас посидеть, также поймет, что не вытянул.
А оно того стоит? Решите, нужно ли тратить свои нервы и силы на борьбу за это место. Есть ли у вас перспективы карьерного роста и повышения заработной платы? Если нет, возможно, на рынке труда есть более стоящие предложения.
Каков мотив. Выясните, за какие грехи такое счастье обрушилось на вас. Назойливый коллега хочет получить прибавку к зарплате или вы чем-то насолили, цель – добиться вашего увольнения?
Чего делать нельзя
Наговаривать на коллегу. Даже если ваш конкурент ведет себя некрасиво по отношению к вам, не пытайтесь отвечать его методами. Не стоит ходить к шефу и жаловаться на вашего коллегу или подчиненного. Во-первых, это просто некрасиво, во-вторых, выставит вас не в лучшем свете и продемонстрирует слабые стороны.
Не устраивайте «бойню». Если вы начнете кровопролитную борьбу в своем офисе, обязательно дойдет до руководства. Разобраться кто прав, кто виноват, кто жертва, а кто агрессор будет сложно. Если ваш противник умеет выставлять себя жертвой, то вы даете карты в руки своему противнику. И унижаете себя в глазах руководства. В дальнейшем вам могут меньше доверять.
Не пытайтесь прыгать выше головы. Доказывать свой профессионализм в этой ситуации важно. Но не нужно слишком усердствовать, “перевыполняя пятилетку”. Если вы на свои плечи взвалите слишком тяжелую ношу, рано или поздно все сломается. Это будет только на руку вашему противнику.
Как дать достойный отпор
Проявите инициативу. Не ввязывайтесь в болото, в которое вас пытается втянуть ваш противник. Просто продемонстрируйте еще раз руководству, что вы действительно на своем месте. Покреативьте. Придумайте удачные идеи, с которыми можно прийти к шефу. Поделитесь ими и вперед, реализуйте свои проекты. Шефу бессмысленно менять толкового инициативного работника на “кота в мешке”.
Просто забейте. Если ваш коллега увидит, что его выходки вас совершенно не выводят из равновесия, скорее всего, оставит глупые нападки. Это как с медведем, который интересуется жертвой, пока она шевелится. Концентрируйтесь на работе и демонстрируйте высокие показатели. Это ваш путь к успеху.
Обзаведитесь поддержкой коллектива. Если вы – душа компании, и человек, которого любят в коллективе, то он будет на вашей стороне. Всеобщего любимчика довольно сложно отстранить от дел. Если человек-затейник – это не ваше амплуа, стройте с каждым коллегой теплые доверительные отношения.
Не раскрывайте рабочие секреты. Гораздо легче подсидеть человека, если ты в курсе, над чем он работает. Храните все на паролях, закрывайте мессенджеры перед уходом на перекур.
Повышайте свой профессионализм. Будьте на голову выше вашего противника. Если у вас за плечами дополнительные сертификаты об окончании тренингов и курсов, вы владеете иностранными языками, идете в ногу со временем и с технологиями, у вас солидное портфолио – зачем переживать. Отправляйтесь на различные симпозиумы, завоевывайте медали. Коллеге придется изрядно потрудиться, чтобы занять ваше место. А если он это смог, значит, достоин.
С хорошими знаниями вы всегда найдете себе “место под солнцем”, и предложения не заставят себя ждать.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».