На руси хлеб это символ чего
На руси хлеб это символ чего
На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требовательные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями передававшимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки начинали с молитвы, благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде чем посадить в печь. Не забывали на Руси и специальные заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебец, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испеченного хлеба, его трижды «закрещивали» ножом.
ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ
За столом НИКАКОГО СМЕХА
Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье – это строгий ритуал, по народным преданиям даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.
ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, А НЕ ЛОМАТЬ
На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.
ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ
Языческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты твою силу оставляешь!» или «Надкусанный кусок за тобой гоняться не будет» как сирота, брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозном сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.
Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так Вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу или долю.
ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ
С древних времен в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжелым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.
Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая.
ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ
«ХОТЬ ПО-СТАРОМУ, ХОТЬ ПО-НОВОМУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИТЬ». Действительно все в жизни проходит, все меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ХЛЕБЕ
В Англии звание «ЛОРД» было связано с культом хлеба. В переводе «ЛОРД» означает «добытчик еды». Учитывая, тот факт, что основным продуктом питания был хлеб, то именно о его добыче идет речь в звании «ЛОРД».
Если перевести слово «ЛЕДИ», то выясняется, что оно обозначает – «МЕСЯЩИЙ ХЛЕБ». «ЛОРД» занимался поиском продукта, а «ЛЕДИ» готовила этот продукт.
Русский хлеб: почему он пугал иностранцев
Самая сакральная пища на Руси, символ достатка и материального благополучия, дар Божий – именно такое отношение сложилось к хлебу к русской культуре на протяжении столетий. Без него не обходилась ни одна трапеза, он встречал младенца в колыбели, сопровождал на свадьбе и провожал в последний путь. Вот только гости заграничные никак не могли взять в толк, как кислый, неприятно пахнущий, жесткий и зачастую непропеченный хлеб можно не просто есть, но считать первым и главным блюдом.
До последней крошки
Традиционный ржаной хлеб, который так пугал иностранцев, был известен на Руси еще с XI века. В основе рецепта лежала специальная закваска, поэтому ржаной хлеб еще называли квасным. Во многих семьях, но особенно в монастырях, имелся собственный рецепт приготовления ржаного хлеба. Ингредиенты и технология держались в секрете, бережно передавались через поколения.
Ржаной хлеб был любим не только простолюдинами, но и царями. Как писал митрополит Иоанн, без черного хлеба Алексей Михайлович Тишайший за стол не садился. Второй из русских царей династии Романовых вкушал ржаной хлеб в больших количествах, посыпая солью и закусывая соленым грибочком. Особый ритуал поедания первого хлеба, который наверняка удивлял иностранцев, описан Т. Мироновой в книге «Броня генетической памяти». По этнографическим свидетельствам, во многих областях сажали в печь и выпекали первый хлеб в полном молчании и без участия посторонних.
Каждый в семье от первого хлеба должен был съесть хотя бы кусочек, чтобы весь год жить в сытости. Хлеб разрезала старшая женщина в семье. Горбушки доставались молодым мужчинам. Брать корки девушки не решались – никому не хотелось выйти замуж за горбатого. Вторую краюху, называемую растительной, делила ребятня. Третий и четвертый ломоть называли «потягунчиком» и «ленивым». Они доставались тем, кто в силу возраста не мог участвовать в пахоте в полную силу. Конечно, иноземному гостю было сложно понять, почему за столом хлеб – пресный, жесткий, комковатый – съедается в буквальном смысле до последней крошки.
Кислый, как уксус
В 20-е годы XVII века в одном из царских указов перечислено почти три десятка всевозможных видов ржаного черного хлеба, выпекавшихся на Руси. А в книге «Русская кухня» Н. Ковалев приводит другую любопытную статистику. В 1638 году в Москве пекарей, поставлявших на рынки и в лавки простой (то есть черный) хлеб было всего 52 человека. По мнению историка Н. Костомарова, хлеб пекли преимущественно из ржаной муки – более дешевой и доступной, чем пшеничная. Дорогую соль не добавляли. Это означало, что русский хлеб был еще и пресным. Встречались в ассортименте хлебных заведений и так называемые братские калачи (круглые буханки из толченой муки), а также калачи смесные – из смеси пшеничной и ржаной муки.
Русский ржаной хлеб вызывал у иностранцев, мягко скажем, удивление. Так, в записках о своих путешествиях по России патриарх антиохский Макарий в XVII веке писал, с каким почтением относятся русские к хлебу, преподносят его в качестве подарка, а «простолюдины завтракают им, словно превосходной халвой». «Мы же, – писал Макарий, – есть такой хлеб совершенно не могли». Из-за огромных размеров хлеб не успевал пропечься, «бывал кислым, как уксус», да и запах имел соответствующий. Но привыкшие к нему московиты уверяли: ржаной хлеб придает силы, ведь он намного питательнее белого пшеничного.
С песком и гипсом
Д. Абсентис в книге «Христианство и спорынья» ссылается на «Энциклопедию по истории хлебопашества» русского писателя С. Максимова, вышедшую в 1873 году. Там, в частности, описаны «грязные» технологии выпекания хлеба, к которым прибегали на Руси вплоть до конца XIX века.
По сути, они не слишком отличались от современных. Производители добавляли в продукт сторонние примеси, за счет чего получали после продажи больше прибыли. Чтобы увеличить вес хлеба и продать партию хлеба подороже, пекари-плуты на Руси примешивали в муку песок и гипс, которые в малых количествах были безвредны для здоровья.
«Ядовитый» со спорыньей
И в XX веке случаи отравления хлебом со спорыньей были не редкость. Так, в сентябре 1909 года «Русские Ведомости» сообщали новость из Владимирской губернии о том, что до 20% урожая ржи заражено спорыньей. «В больницы уже начали поступать отравившиеся «ядовитым» хлебом, – писал корреспондент газеты. – Зарегистрировано несколько случаев со смертельным исходом».
Хлеб монастырский
В «Непридуманной истории русских продуктов от Киевской Руси до СССР» О. Ситкина пишет, что «визитной карточкой» национальной кухни русских вплоть до XVIII века был кислый хлеб. И это несмотря на то, что после Крещения на Руси стали придавать значение дрожжевому хлебу, ведь его использовали во время таинства Евхаристии в Византии. Автор предполагает, что разные виды хлеба – пшеничного сладкого и кислого ржаного – стали одной из причин раскола христианской Церкви. Греки считали, что правильно использовать во время причастия хлеб квасной, кислый. Латиняне ратовали за хлеб пресный, замешанный без закваски. Русь, перенявшая византийские традиции, использовала при Евхаристии хлеб квасной – символ истинного православия.
Большое количество рецептов выпечки хлеба было придумано в русских монастырях. Еще по Житию преподобного Феодосия Печерского, жившего в XI веке, известно, что он самолично молол жито, месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века в той же Киево-Печерской обители преподобный Прохор во время голода первым стал печь хлеб из лебеды, которым кормил всех нуждающихся. К XVI веку крупнейшими «игроками хлебного рынка» на Руси считались Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри.
Мягкий хлеб вредит желудку
Неудивительно, что иностранцев пугал русский хлеб. Он был не только кислым, но зачастую очень жестким и прогорклым. Ведь еще «Домострой», популярный свод житейских правил XVI века, не обязывал заботиться о том, чтобы мука для хлеба была свежей. Напротив, совет рачительному хозяину XVI века был таков – печь хлеб из затхлой муки, а также давать ее взаймы всякому, кто попросит.
Наряду с недопеченным или сильно горячим хлебом, авторы «Домостроя» рекомендовали остерегаться «слишком мягкого хлеба», потому как он способен «навредить желудку». И, конечно, в «Домострое» нашлось место рекомендациям по бережному обращению с хлебом, а также описанию свойств различных его видов. Так, ячменный хлеб проигрывал ржаному. Последний был «более теплый», а есть его рекомендовалось «для придания силы» людям здоровым. Хворым и немощным лучше питаться хлебом пшеничным – тем самым, что считался у русских дорогим и, в общем-то, бесполезным деликатесом.
Значение хлеба в славянской культуре
Хлеб – один из центральных элементов многих культур, в том числе и славянской. Так или иначе, этот продукт присутствует во всех культурах (в Индии – чапати, в Мексике – тортилья, на территории нынешней Великобритании – овсяная лепёшка и др.) Хлеб символизировал труд, богатство и гостеприимство, с ним отождествляли успех пашенных работ и сытую жизнь в холодные времена года. Поговорки о хлебе можно перечислять долго. Почему же наши предки так высоко ценили его и отдавали ему одно из ключевых мест в культуре?
Развитие значения хлеба
Первое, что научились делать люди из самых примитивных племён древности после перехода от присваивающего типа хозяйства к производящему – это выращивать злаки, перемалывать их и создавать лепёшки из крупы и воды. С веками технология усложнялась, и люди научились выпекать настоящие шедевры кулинарного искусства, несущие не только пищевую, но и высокую художественную ценность. В наши дни в магазинах представлены самые разные виды хлеба: от бородинских буханок до французских булочек. Сейчас мы относимся к этому продукту просто как к части быта, но сакральное значение еще сохранилось (например, во многих семьях не принято выбрасывать хлеб, из него либо делают сухарики, либо отдают на корм птицам).
Хлеб в язычестве
В жизни древних славян он служил символом труда и жизни, увидеть во сне хлеб считалось хорошим знаком (подробнее читайте в соннике пророчицы Ванги). С языческих времён было принято подавать гостям кругляк на расшитом рушнике с солонкой посередине в знак гостеприимства. Таким образом, люди делились с желанным гостем самым ценным, что было добыто тяжким трудом. Хлебом-солью встречали почетных гостей, послов, молодожёнов в новом доме. Куличи пекли по таким большим праздникам как начало нового года, начало работ на земле, сбор урожая. Блины ели в дни почитания бога Солнца Ярило, круглые лепёшки символизировали небесное светило. Эти традиции перекочевали и в православную культуру.
Хлеб в православии
Хлеб – всему голова
На Руси хлеб всегда пользовался не просто уважением, а любовью и почетом. Хлеб да соль преподносили дорогим гостям, встречали молодых на свадьбах. Эти традиции сохранились до наших дней. Людей гостеприимных называли хлебосольными. Кстати, само это слово есть только в русском языке.
Многие ученые считают, что первый хлеб был получен из… каши. Просто кашевар добавил воды в крупу меньше, чем обычно и запек кашу до подгоревшей корочки. Получилась лепешка. Позже хлеб стали выпекать из муки (молотого зерна), сначала пресный, а потом на основе закваски, дрожжей. Это уже были не лепешки, а пышные хлебные изделия.
Из Евангелия мы знаем, что Господь на Тайной вечере преломил именно такой белый хлеб, называемый квасным. В старину хлеб в семьях выпекали сами. Это позже появились общественные пекарни и хлебные лавки. А раньше каждая хозяйка должна была уметь справляться с почетной, но трудоемкой и ответственной работой – хлебопечением. И пекли хлеб не в духовке или микроволновке, а в русской печке. Вы подумайте только, какой путь проходил хлебный каравай, прежде чем попасть на стол!
Надо было вырастить зерно, собрать урожай, смолоть его в муку, замесить тесто, дать ему подойти и только теперь выпекать в хорошо протопленной печи. Да так, чтобы хлеб не подгорел и сырым не был. Народ говорил, что три силы дают хлеб: земля, солнце и труд. Да, ребята, большим трудом достается хлебушек; легким он не бывает, если только в сказке про волка, которая так и называется – «Легкий хлеб».
По способу приготовления, по составу, по виду добавок существует великое множество сортов хлеба. Мы привыкли, ребята, к четкому различению 2-х основных видов хлебных изделий: черный и белый. На самом деле хлеб, который мы называем черным, скорее всего серый (например, «Дарницкий»), так как изготовлен из смеси ржаной и пшеничной муки, а настоящий ржаной хлеб, действительно, черного цвета и на вкус достаточно кислый.
. Надо сказать, что в древности на Руси было не два, а три (!) цвета хлеба: черный, белый и красный. Ну с черным цветом мы разобрались, это цвет хлеба из ржи. А вот красным как раз и называли хлеб из пшеничных зерен, то есть тот, который мы именуем белым. И ведь он, действительно, белый, но почему же его красным-то величаем?
Красный – значит, прекрасный, красивый, самый лучший, святой. Вспомним выражения: Красный угол (домашний иконостас), Красно солнышко (о святом князе Владимире), красна девица (невинная девушка, невеста).
А вот белым хлебом был хлеб из… Вот не скажу сразу! Лучше подумайте. Я вам дам две подсказки. Первая: это смесь двух видов злаков. Вторая: основные зерновые культуры, выращиваемые в нашем Отечестве, это рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха.
Да, без хлебушка нет жизни. Это подтверждают русские пословицы:
– Хлеб да вода – крестьянская еда.
– Будет хлеб, будет и песня.
– Глубже пахать – больше хлеба жевать.
– Доплясались, что без хлеба остались.
– Хлеб на стол, так и стол – престол,
Сегодня прочно вошли в наш быт выражения: заработать на хлеб (на все необходимое), хлебное место (доходная работа), свой кусок хлеба (свое дело), хлеба не просит (никому не мешает), хлебом ни корми, дай… (сильное увлечение чем-нибудь). И, наконец, в молитве «Отче наш» первой просьбой к Богу является просьба о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Под словом «хлеб» подразумевается все самое необходимое и наиболее важное для жизни. Само слово «хлеб», как считают многие исследователи, пришло к нам из греческого языка, хотя есть и другие версии.
Предлагаю вам самим стать исследователями и расшифровать это слово побуквенно, как это сделала я.
Х _ _ _ _ _ _. Помазанник Божий
Л _ _ _ _ _. Главная христианская добродетель
Е _ _ _ _ _ _ _ _. Книга о Спасителе и спасении
Разгадав все слова, вы откроете святое значение хлеба.
В России уже в XVII веке выпекали 25 сортов хлеба из ржи и 30 сортов из пшеницы. Был так называемый «ситный» хлеб из муки, просеянной через сито, и «решетный» – через решето. Где, вы думаете, было больше балластных веществ? Конечно, в «решетном», хотя «ситный» – более чистый и нежный.
Быть пекарем – почетное занятие было и есть. К хлебопечению и цари относились с глубочайшим уважением. На государственной службе были так называемые «хлебного веса целовальники», это приставы, следившие за тем, чтобы не было лишних подмесов в хлебе, чтобы соответствовал норме его вес и высоким было качество.
Как уже было сказано, ржаной хлеб составлял основной каждодневный рацион, ведь он был дешевле. Собственно хлебом на Руси и называли хлеб черный, а вот из пшеничной муки (более дорогой) выпекали калачи, бублики, баранки, крендели, пряники, позже батоны.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», – говорили лентяям. В голодные времена, чтобы удешевить хлеб и одновременно насытить его витаминами, дабавляли в тесто морковь, свеклу, желуди, кору дуба, крапиву, лебеду, картофель (позже). Одного хлебопека Прохора так и называли «лебедник», потому что он изобрел способ выпечки хлеба из простой травы – лебеды.
Хлеб был подовый (это такие высокие толстые лепешки) и формовый (в виде цилиндра или кирпича), как и в наше время. Самым праздничным и дорогим являлся и до сих пор является хлеб из сдобного теста, куда добавляются жиры, молоко, яйца. Это улучшает вкус и увеличивает калорийность. В Православной Церкви из простого белого квасного теста выпекают просфоры, а на Пасху Христову из сдобного – куличи. Кулич называли «хлеб пасочен», т.е.пасхальный.
Все вы, конечно, любите куличики, обсыпанные сахарной пудрой, разноцветными крупками, помазанные глазурью. После Великого поста разговляются освященными крашеными яйцами, пасхой (творог) и куличом. Раз в году каждый из нас имеет на столе этот святой хлеб.
А у нас куличик – золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Наши предки всегда верили в святость хлеба, об этом надо помнить и нам. Уронил нечаянно хлебушек – подними и поцелуй. Зачерствел – ешь как сухарик, размочи. Если заплесневел – покроши птицам. Пропавшие просфоры, дети, надо приносить для сжигания в церковные печи или отправлять в водоем (рыбки съедят), но не выбрасывать в мусор. В старину говорили, что, если за всю жизнь выбросить хлеба равного весу самого человека, то черти унесут его душу в ад. Благоговейное отношение к хлебу – важное условие нашего благочестия.
Среди добрых православных традиций существует освящение черного хлеба и соли в среду первой недели Великого поста. Например, так благословлено у нас на рязанщине. Принесешь хлеб и соль в этот день в храм, и после Литургии преждеосвященных даров их батюшка окропит святой водой, прочитает молитву. Хлебушек дома разделишь на мелкие кусочки, они подсохнут, потом этими сухариками подкрепляешься весь пост, а соль добавляешь в пищу. Правда, хорошо?
Сухариками питался батюшка Серафим Саровский. В его горшочке по сей день освящают сухарики в Дивеево. Все паломники стараются привезти оттуда батюшкиных гостинцев. В детстве мы любили тюрю из черного хлеба. Нарезали хлеб, добавляли соль и растительное масло, иногда репчатый лук и лопали за обе щеки. Ели сладкую тюрю: черный хлеб с водой и сахарным песком. Вот такие лакомства были в наше время! Да я смотрю, и сегодня в школьную столовую частенько бегают ребята за черным хлебушком, наберут полные карманы – и на улицу!
Любит наш народ и булочки. Хлебный магазин часто так и называется – «Булочная». Я помню, как в 60-е годы ХХ столетия во время кризиса многие продукты давали по карточкам, а за хлебом стояли огромные очереди. Наша семья жила тогда около хлебозавода. Сердце замирало, когда по нашим дворам шел «хлебный дух». Так хотелось кушать! После долгого стояния в очереди и давки мы с мамой приносили домой вместе с черным хлебом и белые сайки по 7 копеек. Тогда мне казалось, что нет ничего вкуснее на всем белом свете, чем эти румяные маленькие батончики!
Наш народ в благодарность сложил много стихов и даже песен о хлебе. Из детства мне помнится припев одной русской песни:
Ты запомни, сынок, золотые слова:
Хлеб – всему голова, хлеб – всему голова!
Ведь хлеб – это жизнь! Причащаясь, христиане под видом хлеба вкушают Тело Христово. Какая великая сокровенная и спасительная тайна!
Дорогие мои, а вы знаете, как ценился хлеб в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны? Изголодавшимся людям на день по карточку выдавалось по 250 гр. хлеба каждому работающему, а остальным, в том числе и детям – по 150 гр. И больше – ничего! И хлеб-то этот был самого низкого качества, его и хлебом было назвать трудно. Но люди были рады и этому. Будем же помнить главные слова нашей жизни: Бог, отец, мать, Родина и следующее за ними – хлеб!
Я родился в деревне у пшеничного поля,
Рос в семье хлебороба и запомнил слова,
Что твердила мне мама: «Нелегка наша доля,
Но ты помни, сыночек: хлеб – всему голова!»
В 41-ом, в июле, мать меня проводила
На священную битву за Отчизну свою.
Мама хлеб выпекала, мама мне говорила:
«Сохрани хоть кусочек – не погибнешь в бою».
И не кланялся пулям я в кровавых сраженьях,
«Хлебные правила»: почему на Руси почитали хлеб как святыню
Наши предки считали хлеб главным блюдом на столе — материальным воплощением благодати Божией. Стол без хлеба считался голодным, «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб — плохим и недружелюбным.
Отношение к хлебу на Руси было строго регламентировано. Тщательное следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни. Жизни без потрясений. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась личная доля человека.
Выпекание хлеба нужно было делать, благословляясь. Муку и квашню перед использованием крестили. В печь сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по хорошему». Ну, а перед тем, как приступить к нарезанию хлеба его трижды «закрещивали» ножом.
Хлеб могла выпекать только ритуально чистая стряпуха. Женщина не должна была быть беременной (или в периоде регул), а также не иметь как минимум сутки интимной связи с супругом.
Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеяться. Даже самый невинный смех за столом могу обернуться, по народным преданиям, самыми суровыми неприятностями.
Не разрешалось ломать хлеб – значит жизнь будет ломанная. Ломая хлеб, мы нарушаем правильное течение жизни.
Нельзя оставлять надкусанный кусок. Это грозит сиротством или вдовством, потерей силы, счастья – другими словами, доли. Кусок хлеба в данной ситуации становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя отрезать новый кусок, не доев первого.
Не стоит доедать кусок даже за родными людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу. Или долю.