На сколько скорость подводной лодки больше чем скорость самого короткого корабля
Дизель-электрические подлодки пр. 613. Рекорд количества и его составляющие
На стадии проектирования
Осенью 1944 г. советский флот поднял со дна Финского залива затонувшую немецкую субмарину пр. VIIC. Специалисты ознакомились с нею и отметили некоторые технические решения. Вскоре появился приказ о разработке собственной ДЭПЛ с шифром «613», в конструкции которой предлагалось использовать как собственный опыт, так и идеи немецкого происхождения. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»).
В 1945-46 гг. советские специалисты получили доступ к более совершенным немецким подлодкам типа XXI и нашли в них немало полезного. С учетом новых знаний собственный пр. 613 доработали. Окончательный вариант проекта подготовили в 1947-48 гг., после чего началась подготовка к массовому строительству.
Таким образом, при создании пр. 613 ЦКБ-18 использовало весь накопленный опыт и свои наработки, а также получило возможность изучить и применить передовые решения побежденного противника. Это позволило сэкономить время, силы и ресурсы на самостоятельном создании и отработке новых технологий. Фактически именно такой подход предопределил все последующие результаты пр. 613 – от расчетных тактико-технических характеристик до производственных возможностей.
За счет смешанного подхода с объединением собственных и трофейных наработок удалось создать удачную дизель-электрическую подлодку, тактико-технические характеристики которой полностью соответствовали требованиям времени. Кроме того, впоследствии пр. 613 продемонстрировал неплохой модернизационный потенциал.
Технические преимущества
Пр. 613 предлагал строительство подводного корабля длиной 76 м и полным водоизмещением 1350 т. В подводном положении такая подлодка развивала скорость до 13 узлов и имела рабочую глубину 170 м. Экипаж – 52 чел., автономность – 30 сут. Корабли первых серий несли артиллерийское и минно-торпедное вооружение, но затем от пушек отказались.
Характерной особенностью конструкции было использование простых идей одновременно с передовыми; также совмещали хорошо освоенные и новые для нашей промышленности решения. Так, прочный корпус, разделенный на семь отсеков, имел цельносварную конструкцию с внутренними шпангоутами. Для оптимизации внутренних объемов сечение корпуса изменялось: часть отсеков была цилиндрической, а прочие выполнили в виде «восьмерки».
За пределами прочного корпуса находился набор из десяти балластных цистерн. Для упрощения их конструкции, кингстоны находились только на двух центральных, тогда как прочие наполнялись и продувались при помощи трубопроводов. Прочный корпус и цистерны прикрывались легким корпусом несложной конструкции по типу подлодок времен войны.
Силовая установка подлодки включала два современных дизельных двигателя 37Д мощностью по 2 тыс.л.с. Такие дизели показывали требуемые характеристики, но выгодно отличались от изделий предыдущих моделей меньшими габаритами. Также использовались главные электромоторы ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. и двигатели экономического хода ПГ-103 по 50 л.с. каждый. В двух отсеках разместили аккумуляторные батареи 46СУ, заряжавшиеся при помощи моторов ПГ-101 в режиме генератора.
Привод двух гребных винтов осуществлялся от дизелей или электромоторов через улучшенную трансмиссию на основе современных компонентов. К примеру, новые шинно-пневматические муфты позволили установить двигатели на виброгасящих опорах. Кроме того, упростилась сборка трансмиссии и гребных линий.
Основным вооружением в пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, две в корме. Боекомплект составлял 12 торпед, из них 6 на стеллажах в носовом отсеке. Имелась возможность применения мин – до 20 ед. на борту. В первой версии проекта предусматривались двуствольные зенитные орудия 2М-8 (25 мм) и СМ-24-ЗИФ (57 мм). В целом по составу и мощи вооружений подлодка «613» не уступала другим отечественным и зарубежным кораблям своего времени.
В дальнейшем лодки пр. 613 лишились артиллерийского вооружения ввиду его малой ценности в современных условиях. На рубеже пятидесятых-шестидесятых подлодки получили новое ракетное вооружение. Так, на основе «613» разработали серийно строившиеся ракетные ДЭПЛ пр. 644 и 664 с ракетами П-5. Кроме того, серийные подлодки пр. 613 неоднократно перестраивались в опытовые корабли для испытания различных ракетных комплексов.
Подлодки комплектовались гидроакустической станцией и радиолокатором для поиска надводных целей. Имелся развитый комплекс средств связи. По мере продолжения эксплуатации, проводилась замена всех этих компонентов на современные образцы. За счет этого характеристики систем связи и освещения обстановки постоянно росли и не отставали от требований времени.
Решения для производства
Большое внимание уделили технологическим особенностям проекта и подготовке производственных мощностей. При этом строительство подлодок удалось наладить сразу на нескольких заводах. Первыми пр. 613 освоили горьковский завод №112 («Красное Сормово») и ленинградский №189 («Балтийский завод). Также к ним присоединились завод №444 в Николаеве и завод №189 в Комсомольске-на-Амуре.
При реализации проекта «613» судостроительные заводы освоили несколько новых технологий. Так, разработали и внедрили новые варианты автоматической сварки и рентгенографический контроль швов. Значительно улучшили точность производства, благодаря чему в основном отпала необходимость подгонки деталей по месту. Также впервые в отечественной практике подлодки строились по поточно-секционному методу со сборкой отдельных крупных агрегатов для последующей стыковки.
Проект 613 разрабатывался с учетом упрощения производства, а освоение новых технологий и оптимизация существующих процессов позволяли более полно реализовать подобный его потенциал. Одним из главных результатов этого стало значительное ускорение строительства подлодки в сравнении с предыдущими проектами.
Рекорды кораблестроения
Проект 613 полностью соответствовал требованиям ВМФ в начале и первой половине пятидесятых годов. При этом промышленность имела возможность строить такие подлодки быстро и в значительных количествах. Это привело к формированию самых смелых планов, которые были выполнены лишь частично – но и без этого привели к рекорду.
Изначально предполагалось построить 340 новых кораблей для переоснащения подводных сил всех флотов. Однако позже планы сократили в связи с появлением новых, более совершенных проектов. Строительство ДЭПЛ пр. 613 завершили в 1957-58 гг., и к этому времени флот получил «всего лишь» 215 подлодок. Ни один другой отечественный подводный корабль не строился столь крупной серией.
Следует отметить, что впечатляют не только общие цифры, но и вклад предприятий в программу строительства. Большую часть заказов Минобороны выполнил горьковский завод №112 – с его стапелей сошло 115 подлодок. Еще 76 построил Николаев. В Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре, в силу специфики планов, построили в общей сложности менее 30 ед.
В наиболее успешные годы все заводы совместными усилиями строили и сдавали флоту почти 70 подлодок. В среднем, сдача нового корабля проходила каждые 5-6 дней. При этом строительство сопровождалось регулярной доработкой проекта и соответствующей перестройкой производства, которые, однако, не оказывали большого влияния на общие темпы.
Образцовая надежность
Еще до конца производства, к середине пятидесятых, ДЭПЛ пр. 613 стали основой советского подводного флота. В дальнейшем появились более новые и совершенные подлодки, однако статус имеющихся «613», в силу их количества, почти не менялся. Они самым активным образом эксплуатировались на разных флотах, несли боевое дежурство и успешно решали все поставленные задачи.
По мере продолжения службы, лодки пр. 613 проходили ремонты и модернизации. В ходе таких мероприятий восстанавливались изношенные узлы, продлевался ресурс и т.д. Регулярно осуществлялась замена устаревших приборов более современными аналогами. Все эти меры позволяли не просто сохранять подлодки в строю, но и поддерживать их характеристики и возможности на требуемом уровне.
Впрочем, со временем отставание «613» от более новых проектов стало очевидным, и начался достаточно длительный процесс отказа от таких подлодок. Последние корабли вывели из состава флота и списали только в начале девяностых годов. К этому времени возраст самых новых ДЭПЛ приблизился к 35 годам – немало для техники этого класса.
Более 40 подлодок в разное время передали нескольким зарубежным странам. Некоторые из них, не имея выбора и альтернативы, продолжали эксплуатацию лодок в течение более длительного времени. Последние корабли были выведены из боевого состава только в недавнем прошлом.
В ходе эксплуатации подлодки пр. 613 показали высокую надежность. Несмотря на необходимость регулярных ремонтов, они не сталкивались с крупными проблемами. Кроме того, за все время эксплуатации было потеряно только две лодки. При этом только одна катастрофа, предположительно, была связана с отказом техники.
Эпохальный проект
Дизель-электрические подводные лодки пр. 613 имеют особое значение для нашего военно-морского флота. С их помощью СССР смог всего за несколько лет провести массовое, эффективное и удачное переоснащение подводных сил, приведя их в соответствие с требованиями времени. Затем в течение нескольких десятилетий ДЭПЛ «613» обеспечивали необходимые качественные и/или количественные показатели флота.
В ходе разработки и организации производства наша промышленность успешно использовала уже имеющиеся технологии и наработки, а также изучала и переосмысливала иностранные «трофеи». Кроме того, были разработаны свои собственные решения разного рода. За счет всего этого был создан научно-технический задел для разработки множества новых подлодок разных классов.
Таким образом, ДЭПЛ пр. 613 занимают особое место в истории советского флота и судостроительной промышленности. В кратчайшие сроки они позволили решить актуальные задачи и заложить основы для продолжения таких процессов в будущем. А кроме того, они установили рекорды численности, продолжительности службы и надежности – и самый заметный из них удерживается до сих пор.
Скорость корабля\подводной лодки
Всем привет. Подскажите как меряется скорость движения корабля без gps? Я знаю что есть лаг который опускается в воду и с помощью него меряется скорость корабля, но это в стоячей воде, а если течение? Как учесть скорость течения и вычесть ее из скорости корабля, чтобы получить точную скорость? А как быть с подводной лодкой? Она же движется под водой и там нет gps или других ориентиров? Скока не гуглил никак не мог найти как учитывают течение и чем меряют сейчас
Почитай про «трубку пито»
А правда сделать пост проще чем загуглить?
Делят пройденное расстояние на время.
Да по спидометру же)))
Ну, как минимум есть ещё гироскопические методы, по отклонению от оси в спокойном состоянии.
Как С-56 стала самой результативной советской подлодкой? Разбираем её непростую судьбу
Самой известной советской подводной лодкой времён Великой Отечественной принято считать С-13. Под командованием Александра Маринеско она отправила на дно наиболее крупные вражеские корабли. Но самой удачливой подводной лодкой и к тому же самой результативной по количеству потопленных судов стала С-56.
С-56 на Корабельной набережной, г. Владивосток
Говоря про С-56, можно много раз повторять слова «самая», «уникальная», «первая», «единственная». Но обо всём по порядку.
С-56 относится к серии подводных лодок IX-бис. Они проектировались в голландском конструкторском бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw («IvS») по техническому заданию Советского Союза. Это же бюро проектировало подводные лодки и для Германии, которой в те годы было запрещено иметь подводный флот и вести самостоятельные разработки.
Изначально лодки этой серии даже именовались как тип «Н» (Немецкая), но с 1937 года были переименованы в тип «С» (Средняя). Вместе с тем проект нельзя считать исключительно немецким, так как он был доработан в Советском Союзе под отечественное оборудование.
Е-1 на стапелях. Прототип будущих подводных лодок серии «С»
Закладывалась С-56 на 194-м судостроительном заводе имени Андре Марти в 1936 году и строилась в два этапа. На втором этапе готовые секции доставлялись железной дорогой на 202-й завод во Владивостоке, где и производилась окончательная сборка. Подлодка была спущена на воду 25 декабря 1939 года. На момент вступления в строй 20 октября 1941 года она считалась одной из самых совершенных подлодок в мире.
Лодка получилась быстрой и крепкой. Все технические характеристики были подтверждены комиссией по результатам сдаточных испытаний.
«Хорошую сталь сварили рабочие! В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере. Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблем!»
Дизель-электрические подводные лодки серии «С» — это небольшие корабли подводным водоизмещением 1090 тонн, относились к полуторакорпусному типу смешанной клёпано-сварной конструкции. Подводная лодка имела хорошую живучесть, которая обеспечивалась разделением на семь герметичных отсеков. Лёгкий корпус – сварной, прочный корпус — на заклёпках.
Длина лодки — 77,7 м, ширина корпуса — 6,4 м.
Скорость — 19,5 узла, подводная — 8,7 узла.
Предельная глубина погружения — 100 метров.
Автономность плавания — 30 суток.
Экипаж — 42 человека.
Основное вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме).
Также имелись 100-мм артиллерийское орудие и 45-мм зенитная пушка.
Подводная лодка Северного флота С-56 у причала в Полярном. На переднем плане видна 100-мм артиллерийская установка Б-24-ПЛ
За время войны все свои боевые походы С-56 совершила на Северном флоте. Но службу она начала осенью 1941 года далеко от активных боевых действий — во Владивостоке. Почти целый год командир лодки Григорий Щедрин писал рапорты в Москву с просьбой направить его на фронт, но приказа не было.
Командир советской подводной лодки С-56, капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин у перископа
К осени 1942 года на Северном флоте сложилась тяжёлая ситуация, встал вопрос о переброске дополнительных сил с Дальнего Востока. Было решено передислоцировать шесть подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный. В том числе приказ получил и Г. Щедрин, идти ему предстояло в паре с лодкой С-51.
Автономность плавания у дизель-электрических лодок того времени была небольшая, пройти без ледоколов и конвоя по Северному морскому пути не представлялось возможным. Поэтому было принято беспрецедентное решение — отправить подлодки длинным путём.
Кок советской подводной лодки С-56 Василий Павлович Митрофанов
Кораблям предстояло пройти вдоль Камчатки, Аляски, Канады, США, потом через Панамский канал обогнуть Северную Америку, пройти вдоль восточного побережья США, Канады и через Шотландию выйти к северным границам СССР. На определённых отрезках пути союзники должны были помогать советским кораблям с пополнением топлива, ремонтом и охранением.
Восьмого марта 1943 года переход завершился, и С-56 была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Советская подводная лодка С-56 возвращается из боевого похода. Полярный, Мурманская область, 1944 год
Вплоть до окончания войны лодка топила вражеские корабли вдоль побережья Норвегии, а после осталась нести службу на Северном флоте.
В период с 10 июля по 5 октября 1954 года подлодка совершила межфлотский переход в надводном положении по Северному морскому пути в бухту Тарья на Камчатке, а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершила кругосветный поход.
В 1955 году выведена из боевого состава флота, до 1975 года использовалась в технических и учебно-тренировочных целях.
Девятого мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, С-56 была установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной города Владивостока.
Самая удачливая и результативная
Лодке предстояло пройти два океана и девять морей без конвоев и охранения в условиях адских перепадов температур и бушующих штормов. Тем более, что С-56 относится к ныряющим лодкам, то есть предназначается преимущественно для надводного плавания. Подводное положение использовалось для атак на противника или ухода от преследования. Большую часть перехода предстояло идти демаскированными, подвергаясь постоянной опасности обнаружения японскими или немецкими кораблями и самолётами.
Поход начинался в условиях строжайшей секретности, но после захода субмарин в порты США противнику стало известно о дерзком замысле советских подводников. И началась настоящая охота. За время перехода С-56 дважды подвергалась нападению неизвестных подводных лодок, дважды попадала в жесточайший шторм, получала повреждения и была вынуждена становиться на ремонт.
За время службы субмарину 19 раз объявляли погибшей. Но назло всем врагам советская подлодка прошла опаснейший переход, вернулась из всех боевых походов и не подверглась утилизации. И сегодня она радует посетителей в качестве музея.
Командиры советских подводных лодок (в черной форме) с офицерами ВМС США (в белой форме) в Панаме. Слева направо: командир С-54 Д.К. Братишко, командир С-51 И. Ф. Кучеренко, командир группы подводных лодок А. В. Трипольский, командир С-56 Г. И. Щедрин, командир Л-15 В. И. Комаров, командир С-55 Л. М. Сушкин
31 марта 1944 года за боевые заслуги подводная лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.
Поднятый на С-56 Гвардейский Военно-Морской флаг СССР
И ещё один интересный факт. На сегодняшний день С-56 является единственным кораблём, на котором ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага СССР. Поистине уникальная подводная лодка.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
Легендарная подводная лодка К-3 готовится к переходу в Кронштадт
Легендарная подводная лодка К-3 готовится к переходу в Кронштадт. Подготовка к ее транспортировке началась на судоремонтном заводе «Нерпа». Он расположен в Снежногорске и является филиалом Центра Судоремонта «Звездочка».
Как планируется, первенец атомного подводного флота СССР К-3 станет центральной экспозицией музея Военно-морской славы в Кронштадте. Его созданием занимается автономная некоммерческая организация «Остров Фортов».
К-3 ( «Ленинский комсомол» ) была спущена на воду 1 июля 1958 года. Субмарина была построена в рекордно короткие сроки и сдана флоту уже через четыре года после начала ее проектирования. В 1961 году «Ленинский комсомол» ушел в Атлантический океан на свою первую боевую службу. В июле 1962 года впервые в истории СССР корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Всего за свою боевую службу К-3 выполнила пять автономных походов. Из боевого состава подлодка была выведена в 1991 году.
В акваторию судоремонтного завода «Нерпа» ее поставили в 2005 году. В то время она находилась в планах утилизации лодок, выведенных из боевого состава флота. В течение многих лет судоремонтным заводом «Нерпа», многочисленными общественными и ветеранскими организациями велась борьба за сохранение первой атомной подводной лодки. И, наконец, в 2010 году Главкомом ВМФ было принято окончательное решение не пилить подлодку на иголки, а сохранить ее для истории. В сентябре 2017 года К-3 снова была спущена на воду и до сегодняшнего времени стояла на понтонах.
Там после переоборудования внутри лодки будут восстановлены ключевые пространства и обеспечена возможность свободного доступа для всех, кто пожелает посмотреть на этот уникальный экспонат музея военно-морской славы. Уже известно, что «Ленинский комсомол» будет размещен на металлических опорах и укрыт стеклянным куполом.
31 августа 1976 года в проливе Дарданеллы турецкая подводная лодка TCG Dumlupinar (USS Caiman (SS-323), водоизмещение погруженное 2463 тонны) столкнулась с советским сухогрузом «Физик Вавилов». В результате столкновения советский корабль не пострадал, подлодка была выброшена на берег действиями турецкого экипажа, что спасло её от гибели
Это действительно по всем параметрам героический корабль. Мне повезло на нем поработать в 1979 году. Как раз в этот момент в первый раз после тарана в рейс выпустили его штатного капитана.
А капитан этот был не так прост! Именем его отца назвали один из сухогрузов серии «Капитаны», а брат его отца ходил капитаном в Испанию ещё в 1936 году. Так что та ещё семейка.
Но отписывался он во всех инстанциях с сентября 76-го по май 70-го
Палубная команда была большой, но уже сокращенной: 10 человек (первоначально 14)
Кроме того, этот рейс был замечателен тем, что на судно прислали кондиционер и его наладчиков. Экипаж героически терпел в разгар лета на Кубе оправдания от наладчиков, что кондиционер был рассчитан для коровника и для парохода не очень подходит: ни один из наладчиков травм и синяков не получил, хотя первые признаки жизни кондиционер начал подавать только когда вышли из тропиков, а до того просто 3-4 раза за ночь вытирались влажной от пота простыней и продолжали заслуженный отдых.
В дополнение к вышеизложенному, после выхода из США на судне закончились спички (зажигалки тогда были большой редкостью)
Гвозди бы делать из этих людей.
Всех приветствую. В данном посте я расскажу про радиационную аварию в бухте Чажма в 1985 году.
10 августа 1985 года на АПЛ К-431 проекта 675, находившейся у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок Японского моря (посёлок Шкотово-22), производилась перезарядка активных зон реакторов. Сроки работ в силу разных причин затягивались, и исполнители находились под большим давлением со стороны командования.
После перезарядки реактора левого борта обнаружилась его негерметичность. Как выяснилось, сборку реактора проводили небрежно и под уплотнение верхней крышки попал мусор. Крышку пришлось снимать для расчистки. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии.
В центре взрыва уровень радиации, определённый впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час, это втрое больше, чем через год будет в Чернобыле. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.
Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров.
Тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов. Специалисты аварийной флотской команды прибыли на место ЧП через три часа после взрыва. В результате несогласованных действий сторон ликвидаторы пробыли на заражённой территории до двух часов ночи в ожидании нового комплекта одежды на смену заражённой.
Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, вследствие чего население получило дозу радиационного облучения.
Корпус лодки К-431 дал течь, и она была отбуксирована с помощью понтонов на долговременное хранение в бухту Павловского. Вместе с ней была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, которая была отбуксирована на ту же стоянку.
На месте аварии 10 погибшим офицерам и матросам поставлен памятник. По некоторым данным, там же произведено захоронение останков погибших.
Тем не менее радиоактивное заражение оказалось значительным. В непосредственной близости от взорвавшейся К-431, по свидетельствам тех, кто участвовал в ликвидации последствий, штатные дозиметры с небольшим диапазоном измерений «зашкаливали». Через семь с половиной часов фон в районе аварии находился на уровне 250–500 мР/ч.
Ликвидаторам всё же удалось вычистить практически все наиболее заражённые радиоактивной пылью и обломками участки завода и близлежащей территории. С чем не удавалось справиться вручную, очищали механически: бульдозерами срезали грунт и отвозили его в могильник. Всего в ликвидации аварии участвовали около 2000 человек.
Первоначально пострадавшими, у которых развились признаки лучевой болезни, были признаны 290 человек, однако уже в начале 1990-х годов список достиг едва ли не тысячи человек. Так как предприятие является режимным, в основном пострадали военнослужащие, которые одними из первых приступили к ликвидации последствий катастрофы.
Данная трагедия долгие годы оставалась малоизвестной, а катастрофа на Чернобыльской АЭС затмила её многократно. Гриф «секретно» с событий, произошедших на атомной подводной лодке К-431 10 августа 1985 года в бухте Чажма, сняли только в 1990-е годы.
Многие специалисты-атомщики считают, что если бы после радиационной аварии на субмарине К-431 приняли жесткие меры на уровне правительства (проверили все ядерные объекты страны), возможно, катастрофы в Чернобыле удалось бы избежать.
К-431 (К-31) введена в состав флота в 1964 году. После аварии была выведена из эксплуатации и подготовлена к утилизации, и в период 1985—2006 годов находилась на долговременном хранении в бухте Павловского в заливе Стрелок.
Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.
1 октября 2010 года на ДВЗ «Звезда» завершились подготовительные работы и начата утилизация корабля.
Реакторное отделение К-431 с двумя соседними отсеками. Источник: Бойко, В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава / В.Н. Бойко. — М.: Горизонт, 2016
Реальных сроков никто не получил — почти все виновные в трагедии погибли. Оставшемуся в живых руководителю перегрузки ядерного топлива Ткаченко присудили три года условно с испытательным сроком в один год. Столь мягкое наказание объяснялось тем, что Ткаченко получил большую дозу облучения и стал практически инвалидом.
Чажминская авария долгое время находилась под грифом «Секретно», и кроме непосредственных участников ликвидации, высших военных чинов, работников завода и местного населения о ней не знал практически никто. Первые упоминания о катастрофе появились в прессе только в 1990-х годах, но даже спустя 30 лет многое в этом инциденте покрыто тайной.
Данная авария входит в число 10 самых мощных радиационных катастроф согласно уровню INES, имея 5 уровень.
В поселке Дунай (Шкотово 22) после аварии начался отток жителей, некоторые дома до сих пор заброшены.
Откуда у поселка на дальнем Востоке такое название?
По воспоминаниям старожилов поселка, село Дунай было названо так потому, что первые переселенцы-молдоване, прибывшие на берег бухты Конюшково и увидев небольшую, но довольно глубокую реку, впадающую в неё, сказали: «От одного большого Дуная уехали, к другому маленькому приехали». До прихода молдован в 1907 году на этом месте располагалось небольшое корейское поселение.
Спасибо за внимание.
Рукопашная бывает не только на суше! Поражающая воображение схватка эсминца и субмарины «на ножах»
В конце июля 1943 года эсминец USS Borie («Бори») типа Clemson вошёл в состав североатлантической противолодочной группы Task Group 21.14. Отряд возглавлял эскортный авианосец USS Card («Кард»), также туда входили эсминцы USS Barry и USS Goff. Оперативное подразделение в течение трёх месяцев провело три масштабные противолодочные операции, обеспечив безопасность потока снабжения сухопутных войск союзников в Северной Африке.
Целью четвёртой операции являлось обнаружение и уничтожение «дойных коров» — так неофициально обозначались германские подлодки типа XIV, предназначавшиеся для снабжения других субмарин.
31 октября «Бори» под командованием лейтенанта Чарльза Хатчинса обнаружил на своём радаре подводную лодку U-256, которая начала экстренное погружение, как только заметила эсминец. После двух глубинных бомбардировок немцы были вынуждены подняться на поверхность, но лишь для того, чтобы погрузиться вновь. В результате третьей атаки бомбами субмарина получила существенные повреждения, что тем не менее не помешало ей вернуться на базу.
Позднее, в два часа ночи 1 ноября, «Бори» в условиях жуткой непогоды обнаружил ещё одну субмарину. Ей оказалась U-405 под командованием корветтен-капитана Рольфа-Генриха Хопмана. После атаки глубинными бомбами подлодка всплыла в двух кабельтовых от эсминца. Лейтенант Хатчинс приказал открыть огонь из 102-мм орудий и 20-мм «Эрликона» и идти на таран. Огнём эсминца был полностью уничтожен расчёт 88-мм орудия на палубе подлодки.
Средняя подводная лодка U-405 типа VIIC
Понимая намерения американцев, немцы в последние секунды успели отвернуть влево. В это же время огромная волна подняла эсминец и мягко опустила его на носовую палубу U-405. Корабли находились перпендикулярно друг другу. В таком положении орудия эсминца не могли вести огонь по субмарине.
Хатчинс прекрасно понимал, что находится, мягко говоря, в невыгодном положении. Немцы под прикрытием пулемётов MG-42 предприняли попытку добежать до своего 88-мм орудия, но с эсминца внезапно прогремели выстрелы из винтовок и пистолетов-пулемётов. В кромешной темноте под ярким светом прожектора «Бори» началась перестрелка немецких и американских моряков. Первые пытались добраться до единственного шанса на победу — орудия лодки, а вторые изо всех сил пытались этому помешать. Когда у матросов и офицеров эсминца стали заканчиваться боеприпасы, в ход пошло всё, что лежало под рукой: ножи, тесаки, сигнальные ракетницы. А командир одного из орудий Уолтер Курц даже успешно метнул в немцев гильзу от 102-мм снаряда, которая сбила врага за борт.
Спустя 10 минут U-405 выскочила из-под эсминца. В результате контакта с лодкой «Бори» получил пробоину, и вода начала поступать в машинное отделение. Несмотря на это, эсминец попытался протаранить подлодку еще раз, но неудачно. Лейтенант Хатчинс приказал развернуться и набрать ход. Такой же приказ отдал и капитан Хопман. За несколько секунд до столкновения американцы остановили машину правого борта, а машине левого борта была отдана команда «Полный назад». Этот маневр так развернул эсминец, что его кормовые бомбомёты оказались в двух метрах от субмарины.
«Бори» подошёл к лодкам и плотам для оказания помощи, однако в этот момент американцы обнаружили след торпеды, вероятно, выпущенной другой немецкой подлодкой. Опасаясь угрозы собственного уничтожения, эсминец покинул место боя. Все 49 членов экипажа U-405 в итоге погибли — примерно две трети в перестрелке, а остальные во время эвакуации.
Тонущий эсминец USS Borie
В ходе сражения «Бори» получил критические повреждения. Было полностью затоплено носовое и частично кормовое машинные отделения. В строю находился лишь один двигатель кормового отделения. Несмотря на работу всех исправных помп, самоотверженный труд экипажа, а также выброс за борт почти всего вооружения, боеприпасов и оборудования, эсминец весь день 1 ноября медленно уходил под воду.
В 16.30 наступила темнота, на море продолжались сильное волнение и ветер. Лейтенант Хатчинс приказал экипажу покинуть корабль. При эвакуации в ледяной воде погибли 27 человек. Из-за слишком больших повреждений было принято решение затопить эсминец. «Бори» затонул в 9:55 утра 2 ноября 1943 года в результате попадания 227-кг бомбы, сброшенной с самолёта авианосца «Кард». За время своей службы эсминец получил три боевые звезды, а его экипаж за бой с U-405 был награждён тремя медалями «Военно-морской крест», двумя медалями «Серебряная звезда» и орденом «Легион Почёта».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Вот такая неожиданная встреча произошла на подходах к Callao, что в далекой стране Перу.
На «выпуклый морской» глаз это Type 209/1200 немецкого происхождения.
Видимо, пошёл своей перуанской родине служить.
Если мы ее, конечно, не догоним;))))
Самые глубоко затонувшие суда в мире. Rio Grande.Titanic.Britanic
Самое глубоко затонувшее судно в мире. Rio Grande.
Ну что ж друзья предлагаю погрузиться в темную бездну и узнать некоторые тайны, которые я сам честно сказать сам узнал готовя этот материал к публикации. Поехали. То есть поплыли.
3800 метров- на этой глубине лежит лайнер-легенда «Титаник», который затонул столкнувшись с айсбергом ночью 15 апреля 1912 года.
5500 метров- невероятная глубина, но именно на такой глубине лежит советская дизель-электрическая подлодка К-129 погибшая 8 марта 1968 года из-за неисправности клапана РПД и проваливания на запредельную глубину.
Но самым глубоко расположенным судном в мире считается немецкое грузовое судно «Рио-Гранде» затонувшее в 1944 году в результате торпедной атаки. Считается самым глубоко расположенным найденным судном. Найдено в 1996 году. Лежит на глубине 6762 метра.
Вот так мы прогулялись по дну океана. Это лишь малая часть всех затонувших судов и про каждое из них я уже писал, но буду писать еще.
«Стальные гробы» и люди без гробов
Во время Второй мировой войны подводные лодки действовали с большим размахом. Их действия принято оценивать с точки зрения успехов — тысяч уничтоженных вражеских торговых судов и военных кораблей. Однако за эти успехи подводники заплатили немалую цену: за шесть лет боевых действий погибло более 1000 подлодок, с каждой из которых на дно чаще всего уходили десятки членов их экипажей. Скольких жизней подводников стоила подводная война? Дадим ответ на примере анализа потерь её наиболее активных участников — подводных сил Германии, Великобритании, СССР и США.
Подводные силы кригсмарине являются лидером в потерях субмарин и подводников. Начав войну с 57 лодками, Германия затем развернула их масштабное строительство. Согласно данным немецкого историка Акселя Нистле, общая численность подводных сил Германии периода 1935-1945 гг. составила 1167 субмарин. За годы Второй мировой войны в состав кригсмарине были включены 1110 единиц, в том числе и 15 иностранных лодок, захваченных в качестве трофеев или не переданных немцами их владельцам. Общая убыль немецких подлодок составила 1024 единицы, в число которых входят как лодки, погибшие в ходе боевых действий, так и списанные или затопленные перед капитуляцией.
Одно из лучших фото, сделанных во время Битвы за Атлантику. На нём запечатлён момент атаки американским самолётом немецкой подлодки U 569 22 мая 1943 года. Две глубинные бомбы уже упали в воду, ещё две фотокамера самолёта успела захватить во время падения. Лодка будет потоплена, из её экипажа выживут только 25 человек
Из указанной общей убыли немецких подлодок, по мнению Нистле, 757 единиц были потеряны в море или на базах из-за действий противника, из них 648 погибли во время боевых походов. Что же касается оценки потерь личного состава подплава, то проблемой является отсутствие точных данных о его общей численности в течение войны. В различных исторических трудах его количество колеблется от 37 до 40 тысяч человек. Больше всего доверия вызывают данные упомянутого Нистле и американского историка Майкла Гэннона, которые приводят цифру в 39 000 подводников.
Мемориал был открыт в 1930 году как памятник подводникам Первой мировой. В сентябре 1970 года он был обновлён — в нем установили 84 бронзовых плиты с именами погибших подводников Второй мировой. Это был результат долгой и кропотливой работы историков и ветеранских организаций, которые продолжили свои поиски, и в течение последующих лет было добавлено ещё пять таких плит. Таким образом, плиты мемориала в Мёлтенорте содержат 30 003 фамилии немецких подводников Второй мировой, погибших по различным причинам, включая и инцидент с лайнером «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff) в январе 1945 года.
Немецкая подлодка U 664 тонет после атаки американских самолётов 8 августа 1943 года. На снимке хорошо видна эмблема 9-й подводной флотилии «рыба-пила» и подводники на мостике. Им повезёт — 44 члена экипажа из 52 будут спасены американцами
Эти данные свидетельствуют о том, что процент потерь подводных сил был самым высоким в вермахте — погибло более 70% подводников Третьего рейха. Одной из основных причин такого большого числа жертв стало уничтожение 429 субмарин, которые пошли на дно вместе со своими экипажами. Можно сказать, что команды немецких подлодок заплатили предельную цену за отказ политического и военного руководства Третьего рейха в 1943 году признать поражение в Битве за Атлантику — субмарины отправлялись на убой до самого конца войны.
Как и Германия, Великобритания начала войну с небольшим количеством субмарин — на сентябрь 1939 года в её подводных силах было всего 60 подлодок. Во время войны британские подводные силы тоже росли, но не с такой скоростью, как немецкие. Так, с 1939 по 1945 гг. в боевых действиях приняли участие 206 британских субмарин, 74 из которых были потоплены и две не подлежали восстановлению после возвращения на базу. Согласно данным книги памяти, хранящейся в мемориальной часовне Форта Блокхауз (Fort Blockhouse) в Госпорте, потери личного состава британского подплава за время боевых действий составили 3083 офицера и матроса, погибших на подводных лодках. Это число включает в себя 349 офицеров и 2734 нижних чина, или 63 командира лодок, 286 офицеров, 783 старшины и 1951 матроса.
С точки зрения потерь по театрам военных действий, для британских подлодок самым тяжёлым был Средиземноморский ТВД. С июня 1940 по сентябрь 1943 гг. активные боевые действия велись там силами 93 субмарин, команды которых состояли из 5030 подводников. За указанный период Средиземное море стало могилой для 43 подлодок и 1861 члена их экипажей, 242 подводника попали в плен. Куда лучшими показателями отличается Дальний Восток, где за время войны в боевых действиях участвовало 57 британских субмарин и 3168 подводников, а потери составили всего 166 человек убитыми и восемь пленными.
Английские подводники стоят на палубе субмарины «Шарк» (HMS Shark) и ждут подхода шлюпки с немецкого корабля. В этот момент команда уже сделала все приготовления к затоплению лодки. Повреждённая субмарина сдалась немцам, но попытки отбуксировать её в порт оказались безуспешны, и она затонула
Подводя итоги потерям британского подплава, можно сказать, что его личный состав понёс наибольшие потери среди других родов ВМС Великобритании. Как писал упомянутый Хезлет, в 1939-1945 гг. британский флот потерял убитыми 50 758 человек, что составляет 6,5% от общей численности в 776 000 человек. В сравнении с этими цифрами 3083 погибших подводника выглядят незначительно, но фактически британский подплав потерял почти столько же людей, сколько было в его составе на начало войны. Исходя из того, что с сентября 1939 по март 1945 гг. через британский подплав прошло 9316 человек, можно сказать, что за годы войны погиб каждый третий британский подводник.
Никто из участников Второй мировой не вступил в неё с таким количеством подлодок, как СССР. Накануне Великой Отечественной РККФ обладал внушительными подводными силами в 211 субмарин. Однако установить точное количество личного состава советского подплава на начало войны не удалось, поэтому, исходя из расчёта количества экипажей, требовавшихся на такое число лодок, можно предположить, что на июнь 1941 года в нём было не менее 7-8 тысяч человек.
Немецкие водолазы обследуют советскую подлодку С-1 в Либаве после того, как она была подорвана экипажем. Снимок июля 1941 года
Для подсчёта потерь советских подводников в период 1941-1945 гг. использовались данные, предоставленные исследователем истории советских подлодок Евгением Чирвой и сайтом «Великая Отечественная под водой». Потери разделены по флотам и включают в себя только подводников, погибших на момент боевых походов или переходов субмарин из базы на базу в период Великой Отечественной войны и войны с Японией.
Подводные силы Северного флота на 22 июня 1941 года были самыми малочисленными — всего 15 подлодок. В течение войны флот пополнился 32 единицами, потеряв при этом в боевых походах 22 лодки, а также субмарину В-1, переданную советскому экипажу в Великобритании и погибшую на переходе в СССР. Убыль личного состава подводников-североморцев составила 941 человек убитыми, включая экипаж В-1.
Наименьшие потери понёс Тихоокеанский флот, обладавший на 22 июня 1941 года самыми крупными подводными силами в 85 субмарин. В 1941-1945 гг. потери этого флота составили пять подлодок: четыре погибли в море, а пятая была списана после несчастного случая (взрыв торпед). Таким образом, убыль личного состава подводников-тихоокеанцев составила 162 человека без учёта погибших во время вышеуказанного инцидента.
Потери подводников Черноморского флота оказались на уровне потерь Северного флота. Вступив в войну с 44 субмаринами, черноморцы потеряли 28 единиц: 24 в боевых походах, две взорванными в осаждённом Севастополе, одну пропавшей без вести во время послеремонтных испытаний и ещё одну списанной после несчастного случая на базе (взрыв торпед). Кроме того, одна подлодка затонула из-за ошибки личного состава, но была поднята и вновь введена в строй. Таким образом, боевые потери подводников-черноморцев составили 939 человек, исключая экипажи двух лодок в Севастополе, судьба которых точно не известна, и жертв указанных выше аварий.
Моряки, спасшиеся с затонувшей подводной лодки С-11: краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В. Мазнин. 2 августа 1941 года лодка подорвалась на донной мине и затонула. На поверхность живыми поднялись только трое подводников, а 45 человек погибло
На момент начала войны подводные силы Балтийского флота являлись самыми крупными среди западных флотов СССР. Однако, имея 66 подводных лодок, балтийский подплав понёс и самые большие потери. Количество погибших субмарин равнялось 46 единицам: 34 из них погибли в боевых походах, две во время Таллинского перехода и две после выхода из Либавы. Ещё восемь лодок погибли в базах. Потери подводников-балтийцев составили 1403 человека без учёта потерь экипажей пяти взорванных неисправных лодок, остававшихся в осаждённой Либаве.
Подводя итоги боевых потерь личного состава подводных сил СССР, можно сказать, что за время Великой Отечественной войны и войны с Японией на лодках и вместе с лодками погибло около 3445 человек. К этой цифре нужно прибавить ещё несколько сотен подводников, потерянных по другим причинам: гибели во время аварий, артобстрелов, бомбёжек, несчастных случаев, смерти в плену и т.п. Таким образом, общая сумма потерь советского подплава может увеличиться до примерно 4000 человек, хотя это утверждение может потребовать дополнительного исследования.
Соединённые Штаты Америки
Во время Второй мировой подводные силы ВМС США вели активные действия на Тихом океане. Вступив в войну со 111 субмаринами, впоследствии американский подплав существенно вырос — с 1941 по 1945 гг. в его составе насчитывалось 288 подводных лодок (по другим данным 311), из которых 52 были потеряны. Львиная доля потерь пришлась на Тихий океан, где в ходе боевых действий погибло 48 подлодок. Наиболее тяжёлым для американских подводников стал 1944 год, когда были потеряны 19 субмарин и около 1500 членов их экипажей.
Американская подводная лодка «Аргонавт» V-класса использовалась в годы войны как транспортная (USS Argonaut). Когда 10 января 1943 года ее потопили японские эсминцы, на ней погибли 102 члена экипажа и 30 морских пехотинцев. По количеству жертв этот эпизод стоит на первом месте в подплаве США
К сожалению, численность личного состава американских подводных сил на начало войны установить не удалось. Однако, согласно официальным данным, за годы войны они насчитывали около 50 тысяч человек, включая штабной и вспомогательный состав, из которых только около 16 тысяч непосредственно служили на подводных лодках и принимали участие в боевых походах. Как писал американский историк Клэй Блэйр, во время войны погибло 375 офицеров и 3131 нижний чин, что составило 22% личного состава экипажей подлодок — больше, чем в других родах вооружённых сил США.
Необходимо отметить, что в суммарном числе потерь личного состава американского подплава имеются незначительные разночтения. Так, согласно официальным данным, они составили 3505 человек, по Блэйру — 3506 человек, а по данным сайта «On Eternal Patrol», где погибшие подводники перечислены поимённо, 3551 человек: 3428 вместе с подлодками, 26 во время аварии на субмарине «Басс» (USS Bass) и 97 умерших по другим причинам. Однако эти несовпадения в целом не влияют на утверждение, что во время войны погиб каждый пятый американский подводник.
К сожалению, в приведённых данных отсутствуют потери личного состава подводных сил ещё двух активных участников подводной войны — Италии и Японии, что делает статистику потерь подводников Второй мировой незавершённой. Однако, благодаря данным вышеупомянутого вице-адмирала Хезлета, не остались без внимания потери субмарин Польши, Греции, Франции, Норвегии и Голландии, воевавшие в составе флота Великобритании после захвата этих стран. Из 16 подлодок, потерянных во время войны, 11 погибли вместе со своими экипажами. Общие потери подводников союзнических субмарин в британском флоте составили почти 600 человек: 260 голландских, 160 французских, 80 греческих, 56 польских и 32 норвежских подводника.
Немецкие подводники с U 175 после потопления их лодки американским куттером «Спенсер» 17 апреля 1943 года
Подводя итоги короткого исследования потерь подводников Второй мировой, можно сказать следующее. Во время боевых действий на подводных лодках Германии, Великобритании, СССР и США погибло почти 38 000 человек. Эти потери распределяются в процентном отношении следующим образом:
Германия — около 27 000 человек, или 71% общих потерь;
Великобритания и её союзники — около 3700 человек, или около 10%;
СССР — около 3500 человек, или порядка 9,5%;
США — около 3500 человек, или порядка 9,5%.
Если добавить к этому числу количество смертей подводников по другим причинам, то оно превысит 40 000 человек, а суммирование их с потерями итальянцев и японцев, возможно, увеличит эти цифры до 50 000, что и будет той ценой, которую заплатили моряки за подводную войну Второй мировой.
Хорошо заметно также, что Германия в этом печальном соревновании ушла далеко вперёд. Немцы, как и англичане с американцами, могли в течение войны строить субмарины быстрее, чем они терялись. Однако Германия, в отличие от противников, была вынуждена сделать самую большую ставку на подводную войну, увеличив свой флот в 20 раз. И хотя подлодки Германии достигли более весомых успехов, чем субмарины всех её противников вместе взятые, она расплатилась за эти успехи множеством «стальных гробов».
Плиты с именами погибших немецких подводников мемориала в Мёльтенорте
Сухая статистика, возможно, не даст читателю наглядно понять, с каким наслаждением подводная война пожирала своих жертв. Поэтому в завершение хотелось бы привести реальный эпизод из жизни прославленного британского подводника Артура Хезлета, который хорошо запомнил предвоенную беседу с двумя другими офицерами с подводной лодки «Регулус» (HMS Regulus), в которой обсуждались вероятные потери в будущем конфликте. Один из подводников заявил, что будет потеряна примерно треть людей, и, фактически оказался прав. Другой заметил, что если это так, то кто-то один из них троих погибнет. В реальности же оба офицера с «Регулуса» погибли в первый же год войны, а Хезлет, прослужив все шесть лет на подлодках, оказался единственным выжившим.