На турникетах в метро установили камеры для чего

На турникетах в метро начали устанавливать камеры для идентификации пассажиров (обновлено) Пока что оборудование используют в целях безопасности

Обновление: Добавлен комментарий Московского метрополитена

На турникетах станции метро «Октябрьское Поле» появились видеокамеры, пишет «РБК». Оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц, рассказали в пресс-службе столичной подземки. Назначение камер не уточнили.

На станции Октябрьское поле в Москве будут тестировать проход в метро через систему распознавания лиц (фото Чернышова) pic.twitter.com/mc7lpgyGlQ

В проекте участвуют несколько крупных российских ИТ-компаний, в том числе VisionLabs, которая сейчас тестирует на «Октябрьском Поле» алгоритмы биометрической идентификации.

Камеры поместили на турникеты, работающие на вход и на выход. Они находятся на уровне лица взрослого. Когда пассажир прикладывает проездной, камера загорается зеленым.

«На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности, но решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято», — объяснили в метро.

В будущем технологию можно будет использовать для оплаты проезда, отмечает «РБК». Для этого систему распознавания лиц нужно подключить к Единой биометрической системе (ЕБС), рассказал Тимур Аитов, замгендиректора компании «Программный продукт», которая разрабатывает билетные системы для пригородных электричек и метро.

По его словам, сейчас ЕБС насчитывает лишь несколько тысяч цифровых слепков, что недостаточно для массового использования биометрии в метро. Он считает, что на практике система распознавания лиц будет выдавать много ошибок, так как биоидентификация (сканирование отпечатков пальцев или ладони) занимают время, а это, в свою очередь, замедлит проход пассажиров.

Единая биометрическая система разработана «Ростелекомом» по инициативе Минкомсвязи и других ведомств. Пока она применяется только в банковском секторе, а сдать свои данные россияне могут в отделениях финорганизаций. В будущем систему планируют распространить и на другие сферы. В «Ростелекоме» подтвердили возможную интеграцию турникетов с системой.

Внедрять такие системы в общественном транспорте нужно аккуратно, чтобы это было комфортно для пассажиров, отметил замдиректора Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин.

Эксперт добавил, что смысл проекта пропадает, если на входе в метро останутся турникеты: пассажирам придется останавливаться, чтобы посмотреть в камеру или приложить палец к считывающему устройству. «В этой ситуации совершенно не ясно, что дадут инвестиции метрополитену, так как нагрузка на входные группы не снизится», — подытожил Гущин, отметив, что метрополитену целесообразнее отказаться от турникетов и взимать плату за проезд по видеоидентификации пассажира в толпе.

UPD (12 апреля, 13:30): В Московском метрополитене сообщили, что установка камер на турникетах никак не связана с будущей персонализацией карты «Тройка».

На вопрос, почему для эксперимента выбрали именно станцию «Октябрьское Поле», в пресс-службе подземки рассказали, что с точки зрения количества пассажиров и ряда других параметров это одна из среднестатистических станций метрополитена. При этом представители метро не пояснили, о каких именно параметрах идет речь.

В метрополитене напомнили, что тестируют систему распознавания лиц с 2018 года. Сейчас почти треть всех камер подключена к интеллектуальной системе видеонаблюдения. При этом решения по новым технологиям и мерам безопасности принимают специалисты с учетом законов и собственной экспертизы.

The Village рассказывал, как работает технология распознавания лиц и городская система видеонаблюдения.

Первые турникеты с системой распознавания лиц появились в ноябре 2018 года на Киевском вокзале и транспортно-пересадочном узле «Солнечная». В будущем технология позволит проходить через турникеты без предъявления билета или абонемента: система автоматически определит, что у пассажира есть действующий проездной документ.

Источник

Столичный метрополитен начал оборудовать турникеты видеокамерами

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чего

Московский метрополитен начал тестировать камеры видеонаблюдения с новым функционалом. Они установлены на всех турникетах станции метро «Октябрьское Поле», убедился корреспондент РБК. По словам пассажиров, оборудование появилось в конце марта — начале апреля. Первым на появление камер указал пользователь Twitter с ником @NeSobyanin.

Представитель пресс-службы Московского метрополитена подтвердил, что в турникетной зоне станции «Октябрьское Поле» были установлены дополнительные камеры, но их назначение не пояснил, ограничившись комментарием, что это произошло в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц, запущенного в 2018 году.

Участники проекта

Представитель столичной подземки отметил, что «к пилоту подключено несколько лучших российских ИТ-компаний», но какие именно, не уточнил. По словам источника РБК на ИТ-рынке, проект реализует компания VisionLabs и сейчас на «Октябрьском Поле» тестируются алгоритмы биометрической идентификации. Гендиректор VisionLabs Александр Ханин подтвердил эту информацию.

Компания VisionLabs (ООО «ВижнЛабс») основана в 2012 году и является резидентом «Сколково». Она разрабатывает решения в области компьютерного зрения, анализа данных и робототехники. Основной продукт VisionLabs — платформа распознавания лиц, которая позволяет в режиме реального времени анализировать фото- и видеоконтент и идентифицировать людей, сравнивая их изображения с различными базами данных. По данным СПАРК, в 2017 году выручка компании составила 127 млн руб., а убыток — 36 млн руб. В 2016 году венчурный фонд Sistema VC купил 25% в капитале VisionLabs за 350 млн руб., а в ноябре 2017 года стало известно, что еще 25,07% VisionLabs приобрел Сбербанк. Сумма последней сделки не раскрывалась. Оставшиеся доли принадлежат основателям компании.

Камеры расположены на стойках турникетов на уровне лица взрослого человека. При считывании билета на камере загорается зеленый сигнал. Камеры установлены на турникетах, работающих и на вход, и на выход.

«На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности, но решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято», — отметил представитель метрополитена. Ханин не пояснил, в чем будет заключаться функционал камер, установленных на турникетах.

Идентичный турникет с интегрированной в него системой биометрической идентификации, разработанной VisionLabs, установлен в главном офисе Сбербанка. Он предназначен для тестирования пропускной системы с помощью распознавания лиц, рассказал источник РБК, которому продемонстрировали работу этой системы.

Когда биометрическую идентификацию внедрят в метро

Возможность использования биометрии при оплате проезда в метро обсуждается несколько лет. В октябре 2017 года, выступая на конференции «Взгляд в цифровое будущее», президент «Ростелекома» Михаил Осеевский заявил, что госоператор обсуждал с правительством Москвы возможность использования биометрической идентификации при оплате проезда в общественном транспорте.

Технически настроить систему распознавания лиц для оплаты проезда несложно, но для этого ее потребуется подключить к Единой биометрической системе (ЕБС), отметил Тимур Аитов, заместитель гендиректора компании «Программный продукт», которая занимается разработкой билетных систем для пригородного сообщения и метрополитена. «Безусловно, такая система требует многочисленных тестов, так как на первом этапе ее внедрения в любом случае возникнут определенные сложности. Во-первых, сейчас в ЕБС зарегистрировано только несколько тысяч цифровых слепков, и этого недостаточно для массового использования биометрии для прохода в метро», — поясняет он. Другая проблема заключается в том, что в реальных условиях система распознавания лиц будет выдавать много ошибок, считает Тимур Аитов. «Кроме того, существующие системы биоидентификации, включая сканирование отпечатков пальцев или ладони, не имеют необходимого для метрополитена быстродействия и будут только замедлять проход пассажиров», — уверен эксперт.

Единая биометрическая система — это база биометрических данных граждан, разработанная «Ростелекомом» по инициативе Минкомсвязи и других ведомств. Сейчас она применяется только в банковском секторе, а сдать свои данные граждане могут в отделениях финорганизаций. В будущем систему планируют распространить и на другие сферы. Представитель «Ростелекома» сообщил РБК, что сейчас турникеты не интегрированы с системой, но такая интеграция обсуждается.

Внедрение таких систем должно проходить аккуратно, особенно на общественном транспорте. И проблема не столько в сложности технологий, сколько в том, чтобы сделать интеграцию комфортной для пассажиров и не испугать их, рассуждает заместитель директора Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин. По его словам, в системе нет смысла, если на входе в метро останутся турникеты, так как пассажирам все равно придется останавливаться, чтобы посмотреть в камеру или приложить палец к считывающему устройству. «В этой ситуации совершенно не ясно, что дадут инвестиции метрополитену, так как нагрузка на входные группы не снизится», — уверен Гущин. По его мнению, система имеет смысл, если метрополитен в принципе откажется от турникетов, а оплата будет взиматься при видеоидентификации пассажира в толпе.

Опыт других стран

С марта 2019 года оплата проезда с помощью системы распознавания лиц была запущена на одной из станций шэньчжэньского метрополитена. Подрядчиком проекта выступила компания Huawei, для его реализации была создана пилотная сеть 5G. Чтобы оплатить проезд, пассажиру надо подойти к специальному экрану на станции и отсканировать лицо, чтобы система сняла деньги со счета, зарегистрированного на этого пассажира. После того как пассажир определен, вся информация о нем выводится на экран. Представители метрополитена отмечают, что новая система позволит более эффективно пропускать пассажиропоток и снизит расходы подземки. Когда технология появится на других станциях, не уточняется.

Источник

Недалёкое будущее: Вход в московское метро по Face ID

В начале апреля пассажиры московского метрополитена обнаружили на турникетах камеры с функцией распознавания лиц. Разбираемся, кто кроме государства использует эту технологию и почему она до сих пор находится вне правового поля российского законодательства

На станции метро «Октябрьское поле» в Москве на турникетах появились камеры с функцией распознавания лиц. Представители метрополитена утверждают, что в настоящий момент технология проходит тестирование и создана для борьбы с преступностью, то есть для облегчения задержания людей, находящихся в розыске. Известно, что проект осуществляется компанией-резидентом «Сколково».

Распознавание биометрических данных позволяет в перспективе создать систему оплаты проезда без билета, которая уже тестируется в Китае. У пассажиров есть возможность добровольно отсканировать своё лицо, «привязать» к нему счёт и проходить турникеты без билета, с автоматическим списанием оплаты. Внедрение подобных технологий в жизнь столичного мегаполиса обсуждается уже не первый год. Но для того чтобы появилась возможность проходить в метро по изображению лица, осталось выполнить два шага: во-первых, подключить новые турникеты к разработанной «Ростелекомом» Единой Биометрической Системе (ЕБС), в которую пока что внесены несколько тысяч человек, и, во-вторых, предложить пассажирам, желающим пользоваться метрополитеном без билетов, внести свои данные в ЕБС. На данный момент сделать это можно в аффилированных банках.

Стоит сказать, что камеры в метрополитене внутри станций были оборудованы системой распознавания лиц ещё в апреле прошлого года, и с тех пор благодаря новой технологии уже было поймано нескольких десятков преступников:

Установка новых турникетов в метро будет иметь большое профилактическое значение в борьбе с преступностью. Тот, кто находится в розыске, уже не сможет свободно воспользоваться метрополитеном или скрыться в нём от правоохранительных органов. Конечно, некоторые издержки будут, поскольку законопослушный гражданин может быть внешне похожим на того, кто объявлен в розыск. Но пользы намного больше. Когда эта технология зарекомендует себя с хорошей стороны, можно будет распространять её на весь общественный транспорт, где установлены камеры,

— считает адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов.

Он утверждает, что Федеральный закон «О персональных данных» позволяет без какого-либо разрешения фиксировать изображения лица в метро, не нарушая прав и свобод граждан, поскольку это происходит в общественном месте:

Часто возникает вопрос: а как это на мне отразится? Никак не отразится, если вы не преступник и не объявлены в розыск. Но если рядом с вами окажется бандит, рецидивист, которому нечего терять, то эта технология вас обезопасит. Всё, что делается в этом направлении, является заботой о нашей безопасности. Мы должны понимать, с какой целью это делается, и выражать этому свою поддержку.

В текущем году в Москве число видеокамер с функцией распознавания лиц, установленных Департаментом информационных технологий, превысит 174 тысячи. Десятки тысяч камер с распознаванием номерных знаков использует ГИБДД для отслеживания маршрутов автомобилей. Однако на данный момент их установка происходит в «серой зоне», поскольку законодательства, регулирующего эти отношения, пока не создано. Это и не законно, и не незаконно.

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чегоФото: Vasin Lee/ Shutterstock.com

Эксперт в области кибербезопасности, гендиректор компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов видит в этом проблему, которую необходимо решать в интересах граждан:

Если трактовать закон «О персональных данных» исключительно формально и буквально, то эти действия являются сбором персональных данных без какого-либо на то разрешения. Это называется «проблема внешних наблюдателей». Запустить смартфон без дачи согласия на сбор всех персональных данных сегодня вы не можете. Но вы, по крайней мере, заключаете какой-то двухсторонний договор, принимая соглашение. А в случае записи с камер на улице никто с вами договора не заключал.

Однако технология распознавания лиц доступна далеко не только государству, что открывает самые неожиданные способы её применения. «Кинопоиск» теперь позволяет опознать на паузе всех актёров в кадре, выдавая на каждого полный список всех ролей во всех фильмах с его участием. Рекрутинговое агентство SuperJob разработало нейросеть, автоматически создающую резюме по единственной фотографии. Facebook безошибочно находит аккаунты пользователей по единственной фотографии. Всё это, безусловно, очень облегчает доступ к информации.

Проблема в том, что на данный момент никаких адекватных законов использования персональных данных и биометрии просто не создано. Очевидно, что граждане не в состоянии самостоятельно защитить свои персональные данные, зато для игроков на рынке больших данных такая ситуация благоприятна. Самый серьёзный вопрос в том, какой статус по закону нужно придать персональным данным, если мы хотим защитить граждан.

К примеру, вы прошли по улице, и вас сняли 150 камер, принадлежащих 37 разным владельцам. Как вы можете контролировать этот процесс? Никак. Вы не можете быть собственником того, что вы не контролируете, вы не можете запретить ни использование, ни продажу. Поэтому в законопроекте «О больших пользовательских данных» нужно признать, что большие данные граждан — это аналог природных недр. Недра принадлежат всему народу в целом, и чтобы их разрабатывать, нужно приобретать лицензию у государства с утверждённой нормой глубины выработки. Условный «Яндекс» как площадка не должен иметь права по большим данным выяснять, у кого психиатрическое заболевание, у кого сифилис, а у кого беременность. Да, он может это сделать, но копать глубже условных пяти метров он не должен,

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чегоФото: www.globallookpress.com

В настоящее время в рамках цифровой экономики готовятся несколько законов, которые призваны создать правовое поле для тех явлений, которые впервые в истории появились в жизни общества, в том числе законопроекты «Об общедоступных персональных данных», «О больших данных» и другие. Однако крупные интернет-холдинги и мобильные операторы убеждены, что все персональные данные пользователей должны принадлежать только им. В октябре прошлого года была создана Ассоциация больших данных, в которую вошли пять крупных игроков на рынке БД. Вскоре на ВДНХ состоялся «IT-завтрак» с Сергеем Кириенко, на котором присутствовали ведущие эксперты из данной отрасли.

«Президент АБД Анна Серебряникова тогда предложила заместителю главы администрации президента предоставить Ассоциации возможность самостоятельно отрегулировать отрасль, без вмешательства законов или чиновников. А лукавство вопроса заключалось в том, что частные компании захотели присвоить данные, а затем их продавать, хотя они им не принадлежат. Кириенко тогда ответил, что персональные данные наших пользователей — это вопрос государственной безопасности. Решать такие вопросы при помощи саморегуляции нельзя», — вспоминает Игорь Ашманов.

Безусловно, технология наряду с большой пользой привнесёт в жизнь общества множество новых проблемных явлений. Однако искусственно тормозить технологический прогресс чревато для конкуренто- и обороноспособности страны, считают эксперты. Поскольку новые технологии открывают перед злоумышленниками новые невиданные ранее возможности для терактов и диверсий, государство будет вынуждено использовать наиболее передовые технологии для защиты общества. Однако помимо физической защиты необходимо уделять пристальное внимание защите персональных данных, контролю над утечкой больших данных наших граждан за границу, способам ограничения использования корпорациями личных данных людей в своих коммерческих целях. Обсуждение законодательной базы и её разработка в самое ближайшее время потребуют широкого общественного обсуждения, если мы хотим, чтобы у граждан было право на частную жизнь.

Источник

На турникетах в метро начали устанавливать камеры для идентификации пассажиров (обновлено) Пока что оборудование используют в целях безопасности

Обновление: Добавлен комментарий Московского метрополитена

На турникетах станции метро «Октябрьское Поле» появились видеокамеры, пишет «РБК». Оборудование установили в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц, рассказали в пресс-службе столичной подземки. Назначение камер не уточнили.

На станции Октябрьское поле в Москве будут тестировать проход в метро через систему распознавания лиц (фото Чернышова) pic.twitter.com/mc7lpgyGlQ

В проекте участвуют несколько крупных российских ИТ-компаний, в том числе VisionLabs, которая сейчас тестирует на «Октябрьском Поле» алгоритмы биометрической идентификации.

Камеры поместили на турникеты, работающие на вход и на выход. Они находятся на уровне лица взрослого. Когда пассажир прикладывает проездной, камера загорается зеленым.

«На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности, но решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято», — объяснили в метро.

В будущем технологию можно будет использовать для оплаты проезда, отмечает «РБК». Для этого систему распознавания лиц нужно подключить к Единой биометрической системе (ЕБС), рассказал Тимур Аитов, замгендиректора компании «Программный продукт», которая разрабатывает билетные системы для пригородных электричек и метро.

По его словам, сейчас ЕБС насчитывает лишь несколько тысяч цифровых слепков, что недостаточно для массового использования биометрии в метро. Он считает, что на практике система распознавания лиц будет выдавать много ошибок, так как биоидентификация (сканирование отпечатков пальцев или ладони) занимают время, а это, в свою очередь, замедлит проход пассажиров.

Единая биометрическая система разработана «Ростелекомом» по инициативе Минкомсвязи и других ведомств. Пока она применяется только в банковском секторе, а сдать свои данные россияне могут в отделениях финорганизаций. В будущем систему планируют распространить и на другие сферы. В «Ростелекоме» подтвердили возможную интеграцию турникетов с системой.

Внедрять такие системы в общественном транспорте нужно аккуратно, чтобы это было комфортно для пассажиров, отметил замдиректора Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин.

Эксперт добавил, что смысл проекта пропадает, если на входе в метро останутся турникеты: пассажирам придется останавливаться, чтобы посмотреть в камеру или приложить палец к считывающему устройству. «В этой ситуации совершенно не ясно, что дадут инвестиции метрополитену, так как нагрузка на входные группы не снизится», — подытожил Гущин, отметив, что метрополитену целесообразнее отказаться от турникетов и взимать плату за проезд по видеоидентификации пассажира в толпе.

UPD (12 апреля, 13:30): В Московском метрополитене сообщили, что установка камер на турникетах никак не связана с будущей персонализацией карты «Тройка».

На вопрос, почему для эксперимента выбрали именно станцию «Октябрьское Поле», в пресс-службе подземки рассказали, что с точки зрения количества пассажиров и ряда других параметров это одна из среднестатистических станций метрополитена. При этом представители метро не пояснили, о каких именно параметрах идет речь.

В метрополитене напомнили, что тестируют систему распознавания лиц с 2018 года. Сейчас почти треть всех камер подключена к интеллектуальной системе видеонаблюдения. При этом решения по новым технологиям и мерам безопасности принимают специалисты с учетом законов и собственной экспертизы.

The Village рассказывал, как работает технология распознавания лиц и городская система видеонаблюдения.

Первые турникеты с системой распознавания лиц появились в ноябре 2018 года на Киевском вокзале и транспортно-пересадочном узле «Солнечная». В будущем технология позволит проходить через турникеты без предъявления билета или абонемента: система автоматически определит, что у пассажира есть действующий проездной документ.

Источник

Собянин следит за тобой: Зачем в метро тысячи камер

Власти Москвы продолжают цифровизацию и намерены посчитать и распознать каждого, кто появится на улицах города и даже в метро, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно. Это шаг вперёд к безопасности или наоборот?

В последние годы много говорится о «камерах Собянина» на улицах Москвы. Действительно, уже сейчас в столице работает более 200 тыс. камер наблюдения от столичной мэрии и по крайней мере 100 тыс. из них оснащены системой распознавания лиц. По заверению московских властей, нужны они для того, чтобы снизить уровень преступности. И вы знаете, это похоже на правду. В прошлом году МВД уже отчиталось в снижении показателя преступности именно за счёт системы распознавания лиц, так что у нас нет оснований сомневаться в эффективности поиска преступников таким способом.

В 2020 году нас ждёт большая неожиданность. Настоящим прорывом должна стать система слежения за пассажирами московского метро с возможностью распознавания лиц. Значение системы сложно переоценить, ведь каждый будет как на ладони: увидят и вычислят абсолютно всех, при этом неважно, преступник человек или нет. На оснащение подвижных составов камерами в рамках цифровизации Москвы снова будут истрачены огромные бюджетные средства.

Что же, скажете вы, ничего страшного. Если я не преступник, то и бояться мне нечего. А преступники, находящиеся в розыске, теперь будут опасаться спускаться в метро, что сделает подземку безопаснее. Это тоже верно. Но факт также состоит в том, что система таит в себе множество опасностей, о которых власти Москвы, конечно, нам не говорят. Более того, электронные системы в столичном метро (а также в метро Санкт-Петербурга, Казани и ряда других городов России) уже находятся под контролем офшорной компании.

Новые амбиции ДИТ

Так, 9 июля 2020 года Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы разместил в единой информационной системе в сфере закупок тендер под названием «Выполнение работ по оснащению подвижного состава ГУП «Московский метрополитен» оборудованием видеонаблюдения». Сумма контракта немаленькая – почти 1,4 млрд рублей. А 27 июля тендер был завершён. Что же планируется в этом проекте? По условиям контракта, подрядчик будет обязан установить в вагонах метро Москвы 12,3 тыс. камер видеонаблюдения с расширением картинки до 1080p. Камеры должны появиться в 1538 вагонах, то есть речь идёт о комплекте из восьми камер на один вагон.

В закупку включены 400 серверов с системой распознавания лиц и такое же количество роутеров с поддержкой стандарта четвёртого поколения 4G, а также 1,5 тыс. коммутаторов. Подрядчик будет обязан не только установить это оборудование в вагонах, но и наладить его работу. Срок выполнения – 180 дней (полгода). Это означает, что система должна полноценно начать работать уже к концу 2020 года.

Как ни удивительно, но каждая камера сможет захватывать и распознавать до 15 лиц в секунду. Оператор – просматривать одновременно до четырёх камер одного поезда с разрешением 1080p или до восьми камер с разрешением пониже. У камер также будет система зума, то есть увеличения изображения.

В минувшем году мы экспериментировали с системой распознавания лиц, были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске,

– говорил Сергей Собянин на расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Москве ещё в январе.

Отдельно обращаю внимание, что заказчиком по тендеру выступает ДИТ Москвы – тот самый департамент, который занимался разработкой как системы QR-кодов для цифровых пропусков в период самоизоляции москвичей, так и пресловутым «Социальным мониторингом» – приложением, которое оказалось настоящим издевательством над людьми.

Система камер в метро также станет частью умного города, к которому уже подключены городские камеры. Система уже доказала, что практически безошибочно считывает лица прохожих и сверяет их с базой данных. В 2019 году власти Москвы неоднократно подтверждали, что умный город работает совместно с базой МВД. Что это за система?

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чегоТурникеты на станции метро «Ботанический сад», оборудованные камерами с системой распознавания лиц. Фото: Мобильный репортёр / АГН «Москва»

Алгоритмы распознавания лиц на улицах Москвы работают на основе технологии российской компании NtechLab. Для непосвящённых скажу, что это те же самые технологии, которые использовались в популярном у пользователей приложении FindFace. С момента своего появления в 2016 году сервис наделал много шума, так как с его помощью можно было легко найти по фотографии аккаунт любого человека в социальных сетях. К маю 2016 года число пользователей FindFace превысило 1 млн человек.

Но в 2018 году приложение было закрыто, а компания NtechLab объявила, что теперь будет оказывать услуги только государственным органам и бизнесу. В интернете к тому времени развелось большое число шантажистов, которые пользовались FindFace и вымогали деньги у людей, дабы не сообщать их родственникам через соцсети чувствительную информацию (где был, что делал, если этот человек делал «что-то не то»). Фактически это было криминальное применение приложения и системы распознавания. Тут даже не стоит говорить и о других способах нарушения конфиденциальности людей, которые в силу профессиональных обязанностей или по иным причинам должны эту конфиденциальность сохранять.

И в этом состоит первая опасность использования технологии распознавания лиц в метро Москвы. Ведь сейчас у нас нет никаких законов, которые могли бы регулировать доступ и распространение информации, выявленной при помощи системы распознавания лиц. Все мы как бы априори доверяем и операторам, которые будут следить за нами в метро и на улицах, и органам, которые будут распоряжаться этой информацией. Но доверяем ли? Вопрос на самом деле открытый, потому что никаких гарантий, кроме «честного слова», никто не давал, а общество явно не готово однозначно проголосовать за.

Цифровизация метро зависит от офшоров

Вы знали, что за сети Wi-Fi в метро Москвы, Санкт-Петербурга и Казани отвечает офшорная компания? В июле компания-оператор Wi-Fi в метро «МаксимаТелеком» объявила о размещении облигаций на 3 млрд рублей (заявки были собраны 17 июля). В рамках размещения компания раскрыла имена своих владельцев.

Владельцем «Максимы» оказался Сергей Асланян – председатель совета директоров и советник гендиректора компании. Его доля составляет 71% от уставного капитала. Асланян также владеет 54,8% акций кипрского офшора Geromell Trade. А у этого офшора – 51% акций (контрольный пакет) компании «МаксимаТелеком». Вот так.

Владельцем компании «МаксимаТелеком» через офшор Geromeli Trade кроме Асланяна был израильский ресторатор Алеко Крихели. У Крихели в 2013 году было 25%, а доля ещё в 40% офшора принадлежала гражданину Латвии Друвису Мурманису, о чём ранее писал РБК.

Мурманис же до 2014 года входил в совет директоров латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis, а до 2011 года доля этой компании принадлежала уроженцу Эстонии и ныне главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Если проследить эти связи, то можно допустить, что «МаксимаТелеком» не так уж случайно выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в том же 2013 году. А ведь затем она занималась этим в Санкт-Петербурге, Казани и даже в столице Индии.

Можно также предположить, что без участия компании «МаксимаТелеком» не обойдётся и установка камер наблюдения в метро Москвы. Почему? Ведь надо поставить не только сами камеры, но и серверное оборудование – роутеры, коммуникаторы. Сервер, как ожидается, будет располагаться в головном вагоне, и сама система наверняка будет передавать данные и через Wi-Fi. Словом, перед нами большая цифровая экосистема.

К «Максиме» у москвичей уже возникали претензии. Компания зарабатывает на рекламе, которую она показывает при подключении к сети МТ_FREE. Компания ещё несколько лет назад стала продавать москвичам тарифы на доступ в интернет без рекламы, а остальным – ограничивать доступ по времени и показывать рекламные ролики.

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чего«МаксимаТелеком» выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в 2013 году. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Некоторые обратили внимание, что «Максима» неожиданно стала подписывать зарегистрированных пассажиров метро на услугу «Как дома», списывая со счёта 1 рубль. При этом люди на услугу вовсе не подписывались. Чтобы отменить подписку, нужно было скачать приложение. Если же нет, с людей списывалась плата уже не 1 рубль, а 199 рублей ежемесячно по тарифу. Только бизнес, ничего личного.

Кому мы доверяем?

Итак, тендер на оснащение поездов камерами разместил ДИТ Москвы. Его глава Эдуард Лысенко в бытность свою ещё выходцем из ярославской IT-сферы успел поработать директором по продажам в российском представительстве американской IT-компании Avaya. То есть человек занимался продажей в России американских технологий – это была его работа. Как известно, работа в такой должности – это связи, знакомства, контракты с американскими поставщиками и так далее.

Нам пока не рассказывают, где будут храниться данные о распознанных лицах пассажиров метро. Либо это будет Big Data умного города в ДИТ, либо – в МВД. Кто будут те люди, которые станут работать с системой? И понимают ли вообще власти Москвы, что этим людям будет доверено очень многое?

Чиновники ошибочно думают, что это они приобретают эту власть. Это ерунда. Представьте себе чиновника уровня мэрии, ведомства или региона. Он думает: «Круто, можно собирать данные про всех. А вот интересно, такую штуку можно вычислить? И про Ивана Петровича, который меня давно интересует, и вообще про всех? Надо позвать айтишника». Зовёт он своего подчинённого, министра по информационным технологиям региона, а тот уже зовёт разработчика, чтобы из первых уст,

– обрисовал Царьграду эту ситуацию один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов.

По его мнению, опасность состоит в том, что айтишники, непосредственно работающие с такими базами данных, – это не сотрудники органов, находящиеся под подпиской. Если это корпоративные сотрудники (допустим, чего-то вроде «Максимы»), то теоретически им никто не мешает выполнять «заказы» со стороны по слежке за людьми или продавать третьим лицам доступ к базе. Естественно, это было бы преступлением, однако, повторюсь, сейчас у нас нет законов, которые бы защищали распознанные видеообразы человека. Ну а власть над системами сосредоточена в руках разработчиков и операторов систем видеонаблюдения и распознавания.

На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть фото На турникетах в метро установили камеры для чего. Смотреть картинку На турникетах в метро установили камеры для чего. Картинка про На турникетах в метро установили камеры для чего. Фото На турникетах в метро установили камеры для чегоКомплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД. Фото: АГН «Москва»

«То есть решать будет некий человек с техническим образованием, с часто довольно низкими моральными качествами, условный хипстер с низкой лояльностью к стране или просто с низкой лояльностью к гражданам. И он получает доступ к таким интимным вещам», – пояснил Ашманов.

Когда появилась система «Поток», позволяющая распознать в потоке машин госномер и передавать его с камеры на камеру, то верхние и средние чины МВД начали с азартом следить за собственными жёнами – куда они ездят. Возможность есть, запрещать никто не запрещает. Интерес большой,

– провёл аналогию специалист.

На мой взгляд, получается любопытная вилка. С одной стороны, системы слежения и распознавания лиц – это про безопасность, про борьбу с преступностью и терроризмом. И это действительно важно. А с другой – под ударом оказываются рядовые граждане, которые вовсе никакие не преступники, но их так же будут распознавать и вносить в базу.

Наконец, опыт принятия закона о едином цифровом регистре граждан сразу в трёх чтениях, без общественного обсуждения, – это лишнее подтверждение того, как подобные вещи делаются без спроса людей и без гарантий, что базы данных будут находиться строго в России, а сбор сведений будут производить только российские компании и с использованием только российского оборудования. Это и вызывает наибольшую тревогу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *