На урале говорят что старее курганных берез ничего нет
Войдите в ОК
ЛЕГЕНДА О ЧУДИ
На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто бы такова.
. Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают. «Уходить надо», — говорили молодые чуди.
«Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые.
И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
В горах Урала живут гномы-чудь?
Московский юннат в горах Таганая увидел «маленького беленького пушистого человечка». После увиденного психика 19-летнего юноши сильно пострадала.
Легенды об уральских гномах широко распространены среди населения. Помимо этого, зафиксировано множество свидетельств о том, что в Таганайских горах обитают невысокие человекообразные существа.
Эти истории имеют под собой довольно убедительную основу: в древнеславянской и финно-угорской мифологии существует множество легенд о неком народе «чудь».
Согласно этим легендам, чудь, или чудины, живущие в пещерах, добывают самоцветы, умеют колдовать и предсказывать будущее. В сказках и легендах Урала есть поверье, что люди, которые охотятся за сокровищами чуди, теряют рассудок.
Последние 15 лет Таганай причисляют к одной из самых активных аномальных зон в России. Будучи человеком далеким от парапсихологических убеждений, но в то же время испытывая естественную для всех людей тягу ко всему таинственному, я заинтересовался случаем, произошедшем в 2004 году на Таганае.
Доверие к истории, которая будет изложена ниже, подкреплялось тем фактом, что поведал ее человек, не увлеченный «паранормальными штуками», — старший научный сотрудник заповедника «Таганай» Марина Середа.
С 6 по 26 июля 2004 года группа волонтеров из Московской станции юных натуралистов проводили научные исследования в заповеднике «Таганай». Несколько дней группа базировалась рядом с горой Круглица в приюте «Таганай».
Было принято решение сделать радиальный выход на вершину Круглицы. Когда группа начала подъем, 19-летний участник экспедиции решил идти не вместе со всей группой, а параллельно. Дело в том, что основной контингент команды московских юннатов — школьники в возрасте 13-15 лет, поэтому, логично предположить, что 19-летний парень неуютно чувствовал себя в группе молодых ребят и предпочитал с ними не общаться.
Никто особо не удивился его исчезновению. Группа поднялась на Круглицу — там его не было. Только после того, как ребята спустились вниз, молодой человек вернулся в лагерь. Никто даже не придал значения этой отлучке.
На следующий день группа закончила свои научные работы и решила перебазироваться на Киалимский кордон, который находится за 8 километров от базового лагеря. Когда новый лагерь был установлен, девочки заметили, что парень поставил свою палатку в отдалении, собрал рюкзак и куда-то ушел.
Через 3 часа 19-летнего молодого человека хватились. Как раз в это время с Дальнего Таганая спускалась Марина Середа. Она должна была продолжить научную работу вместе с москвичами.
— Они меня спросили, не видела ли я парня, который куда-то подевался из лагеря. Я ответила, что не встречала никого по пути, — вспоминает Марина Середа.
Сразу же начались внутренние поиски. Чтобы найти потерявшегося человека, группа отошла от палаток на 3 километра. В это время девочки-юннаты вспомнили, что пропавший как-то обмолвился, что ему здесь не нравится, и он собирается уезжать домой в Москву.
— Мы решили, что он отправился в сторону Златоуста. Было решено перехватить его на приюте «Таганай». Но когда мы пришли на приют, нам сказали, что он там не появлялся, — рассказывает Марина.
Через пару часов 19-летнего парня заметили в 6-ти километрах от Киалимского кордона, в совершенно противоположной стороне от Златоуста. Нашли его в совершенно невменяемом состоянии: он сидел на обочине дороги, его трясло, у него была температура, а рюкзак вообще валялся где-то в кустах. Буквально на руках его принесли в лагерь. В составе группы было четыре опытных врача, которые прошли несколько экстремальных маршрутов, были на Алтае, на Кавказе, но с такой патологией, по их словам, не встречались ни разу.
После того, как больному ввели дозу успокаивающего лекарства, ему стало немного лучше. Когда его перестало трясти, он рассказал, что с ним произошло: «Когда мы поднимались на Круглицу, я отделился от группы. Не дойдя до вершины, оказался на открытом месте, на камнях. Вдруг ко мне подошел маленький беленький пушистый человечек, и я впал в какую-то прострацию: не мог ни двигаться, ни разговаривать, мне оставалось лишь наблюдать за его действиями. Получилось так, что он поднял меня на воздух. Что было потом, я не помню. Когда он меня опустил, я опомнился, меня охватил ужас, и я стремглав сбежал с этой проклятой Круглицы».
На вопрос, а почему же он сразу не рассказал о случившемся, он ответил: «Боялся, что вы мне не поверите и будете смеяться надо мной».
Когда действие лекарства прошло, 19-летний участник группы снова начал бредить. Так продолжалось всю ночь. Утром руководитель московской группы отправил парня в златоустовский психнаркодиспансер на обследование. После того, как молодой человек рассказал о случившемся главврачу психушки Юрию Анохину, тот выдал ему какой-то особый тест. По словам Марины Середы, главврач назвал этот случай «типичным». За время практики Анохина это 40-ой человек с подобными симптомами, результаты тестирования врач так же назвал «типичными».
На этом история закончилась. После случившегося москвичи свернули лагерь, хотя экспедиция должна была продолжаться еще 4 дня. По словам Марины Середы, руководитель экспедиции был напуган этой историей и даже предполагал, что имеет дело с какой-то непонятной эпидемией. Группу переместили в Таганайское лесничество, где она оставалась четыре дня. Потом вместе с 19-летним пострадавшим все уехали в Москву. Что произошло дальше, Марина не знает.
Что имел в виду главврач психбольницы под словами «типичный случай» и «типичные результаты тестирования», осталось неясным. Возможно, в горах Таганая туристы уже не первый раз встречают «маленьких беленьких пушистых человечков» и попадают в «дурку». Возможно и то, что за годы своей практики Анохин наслушался многого, и его не удивишь подобными историями.
Мои попытки поговорить с Юрием Анохиным закончились неудачей. Врач наотрез отказался комментировать историю 4-хлетней давности. Заявил, что через него ежегодно проходит более трех тысяч людей, а напоследок добавил, что разглашать сведения о пациентах психушки он может только органам следствия и прокуратуры, да и то по официальному запросу.
Кого именно увидел 19-летний москвич на Круглице, так и осталось неизвестным. Описание гномов или представителей мифического народа чудь не совпадает с описанием увиденного юннатом существа. Возможно, «белой и пушистой» была его борода.
Возможно, что психические расстройства молодого человека были вызваны влиянием геопатогенной зоны. Возможно, это неединичный случай на Таганае. Предположений можно делать сколько угодно, какое из них является правдой, знают лишь уральские горы.
На урале говорят что старее курганных берез ничего нет
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
На урале говорят что старее курганных берез ничего нет
Василиса Премудрая запись закреплена
ЛЕГЕНДЫ О НАРОДЕ ЧУДЬ
На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю.
Необъятная территория России всегда была домом для множества народов: некоторые из них сохранились и составляют сегодня пестрый этнический ландшафт страны, о других мы узнаём только из легенд.
Но насколько они далеки от реальности и как относятся к ним ученые-этнографы? Что скрывает ушедшая под землю чудь, куда уплыли онкилоны и почему всё это напрямую связано с нашим освоением окружающего мира?
Чудь белоглазая и дивьи люди
Существует давнее поверье о чуди белоглазой. Народ, который жил в древние времена на Урале. По легенде, все жители были необычайно красивы, развиты физически и владели силами, неведомыми обычному человеку. Все следы народа были утеряны в Алтайских горах.
Показать полностью.
Русские переселенцы, путешествуя по Уралу, часто становились невольными свидетелями человеческого шума, идущего из гор. Так и появились легенды о чуди, которые добывают золото и драгоценности внутри алтайских гор. Как не странно, но в некоторых местах действительно есть остатки от старых шахт и тоннелей. А вблизи месторождений руды были найдены непонятные отметки и надписи на скалах.
Дивьи люди и чудь белоглазая — сказка с очень долгой историей
Дивьи люди — этим сказочно звучащим словосочетанием называли две группы весьма различных существ. И если одни легенды позволяют строить догадки о реальном этносе, сгинувшем в историческом водовороте, то другие откровенно мифологизированы.
В непроходимой чащобе ближайшего леса таится нечто. Оно похоже на человека и поведением, и внешне, его жизнь напоминает деревенский быт обычного крестьянина. У него свой дом, хозяйство, обустроенная территория. Но всё это лежит за границами привычного — и потому в нем больше непонятного и зловещего. И кажется, оно настроено откровенно недружелюбно. Леший. Чаще всего в легендах он предстает именно таким. Дух-хозяин леса может быть похож на человека, но всеми силами стремится разграничить «зоны влияния». Леший не любит чужаков, равно как и тех, кто относится к его владениям без должного почтения: таких он нередко пугает и сбивает с дороги.
Где-то еще глубже обитает архетипическая «Баба-яга» — близкое существо, но намного более враждебное. Несмотря на сказочную природу этих персонажей, их символическое значение огромно: они отлично иллюстрируют реакцию на встречу с «чужим». И не важно, идет ли речь о чём-то сверхъестественном или всего лишь о человеке, принадлежащем к другой этнической группе.
В основном легенды о дивьих людях распространены на Урале. Иногда они выходят из гор, где обитают постоянно. Их способ связи с нашим миром — пещеры, но до него им, в общем-то, нет дела: контактировать с нами они не стремятся, поскольку и так живут припеваючи.
В легендах дивьи люди — носители высокой культуры, а «свет внутри гор у них не хуже солнца». Согласитесь, похоже на традиционное описание гномов? А еще у них небольшой рост и специфическая внешность — сходство налицо! И всё же есть одно обстоятельство, которое позволяет не ограничиваться исключительно мифологической трактовкой подобных сюжетов и рассматривать дивьих людей не только как сверхъестественных обитателей нашей планеты.
Волшебный народ обычно в легендах именуется «чудью» с обязательной припиской «белоглазая». Такие сказания распространены на огромной территории — от Кольского полуострова и Карелии до Ямала — и имеют ряд общих сюжетов.
Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.
С пришествием каждого нового народа чудь забиралась всё глубже и глубже в леса, пока не сгинула вовсе. Ушла под землю в прямом смысле.
Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.
Легенды и предания о чуди
Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (довольно различно при наслоениях и родившихся позже вымыслах), обычаи, язык. Несмотря на многие искажения и напластования иных образов, предания подкреплены и археологически:
Показать полностью. многие руины крепостей и острогов, могильники и древние, старые поселения по народной памяти сохранили сведения о чудском прошлом и некоторые до нашего времени сохранили названия, снабжённые прилагательным «чудской» – например, урочище, где сохранились остатки крепости, могли называть «Чудской городок».
Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка — высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько ведер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили ее кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!». »
Примечательно, особенно если учесть бег к роднику, что в санскритско-русском словаре можно найти слово «удака», означающее воду.
О чуди довольно грубо написано в словаре Даля: «Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли».
На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто бы такова.
. Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают. «Уходить надо», — говорили молодые чуди.
В одном из первых рассказов П.П. Бажова «Дорогое имечко» — Чудь или «старые люди» — это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрыв гору».
Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками — вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.
Русские казаки во время своих походов как-то встретили поселение, в котором жили люди высокие, голубоглазые, необычайно красивые со светлыми волосами. Они очень отличались от азиатов, населяющих ту местность. А потом народ канул в небытие и на тех местах, где они когда-то проживали, осталась лишь пустошь. Принято считать, что народ ассимилировал с другими поселениями. Но очень маловероятно, что такой необычный народ стал бы портить свою расу, разбавляя ее чужими генами.
В сказаниях о скрытых народах нет ничего исключительного. Общий для них тезис — они были здесь, но ушли. На территории Урала те места, где проживал чудский народ, взрастили на себе современные развитые города, будто притянув магнитом. К примеру, на чудском кургане стоит Екатеринбург и Челябинск.
На урале говорят что старее курганных берез ничего нет
ГЛЯДЕНЬ-ГОРА
В стародавние времена люди в сказках сказывали, будто в каждой горе, как у человека, сердце бьется. И ежели задумает какой человек в гору пойти, на вершину забраться — добрый человек как по избе пройдет, спокойно поднимется, а другой, у кого в сердце зло да корысть, как ни цепляется он за каждый камень, ни хватается за кусты, — не дойти ему до вершины. То ветер налетит, и такой, что пушинкой сдует в пропасть. То гроза загремит, молнии засверкают — одна гибель человеку. От него и следа не найдешь.
Взять хотя бы гору Иремель. Каждой жилкой, каждым камешком она чувствует, кто к ней подошел: человек с любовью или со злом. Вот потому и говорят, что ни один корыстный человек да злой себялюб ни разу не смог до вершины Иремеля добраться.
А на Таганае дальнем и по сей день будто бы на вершине железный крест стоит, а под ним жаднющий горщик лежит. Хватал он, хватал самоцветы, да в щель между скал и провалился. Сердце горы наказало его.
И вот, говорят, много-много лет назад зимой жители крохотного башкирского становища-кочевья на Урале трех всадников на конях-птицах увидали. Были всадники — богатырь к богатырю, и кони под ними — под стать всадникам. Приехали посланцы торговых людей, новгородских купцов и самого князя в эти места, чтоб разведать правду о несметных богатствах Камня-гор. Давно молва о разных рудах и самоцветах в людском море волной о стены Новгорода плескалась. Богатырям был дан наказ — найти эти сказочные горы, взять из них руды, камни-самоцветы. Нет ли там серебра, меди? А может быть, и золото найдется?
Значит, богатыри были не просто землепроходцы, а в рудах, камнях толк понимали. Старший из них — Иванко, прозванный Тяжелой Ступней, — одним из лучших среди знатных гранильщиков считался. Умел он в любом камне красоту открыть, да и сам, словно редкий камешек, красотой сиял. Статный, высокий, с русой бородой, с головой в кудрях золотых и со светлой улыбкой на губах. Только походку он тяжелую имел. Как ступит, так глубокий след в земле оставит. Второго богатыря звали Фомой, а третьего — Терентием. Парни как парни. Один здоровше другого. Поглядишь на каждого — гору своротить может.
Так вот. Спустились с горы богатыри, увидав в низине жилье, соскочили с коней и к первой же юрте подошли.
Загляделись люди кочевья на гостей, на их добрые улыбки, на одежду. Видать, приглянулись им гости; понравилась приветливость, почтение богатырей — заулыбались. Нашелся и толмач — разговорились. Когда в глазах у людей добрый огонек играет, и вовсе легко понять друг друга.
Обжились помаленьку гости на новом месте. Помогли им люди срубить добрую избу из кондового леса. Кто кошму принес, кто — медвежьи шкуры. Одарили гостей луками и колчанами, полными стрел. Одним словом, по-братски встретили далеких гостей.
Не заметили гости, как и зима прошла. Ходили на охоту. Еды — хоть отбавляй. Когда же оттаяла земля, солнце припекать стало, принялись руды искать. С жителями кочевья и вовсе подружились. Как и чем могли — помогали хозяевам земли.
Больше всего дружба у богатырей завязалась с двумя сиротами-близнецами. Парня Иргизом звали, а сестру — Таньчулпан. Было им обоим по семнадцать лет. Сами кормились да еще больную бабку кормили. Подружились близнецы с богатырями и стали с ними по горам ходить, камни да руды искать.
На многие горы поднимались новгородцы, много руд пересмотрели, в речках камни искали. И чем больше богатств находили, тем грустнее становился Иванко Тяжелая Ступня.
И недоумевали парни:
— Али печалишься, что все унести не можешь?
— Не о том я кручинюсь, други-товарищи, что всего злата-серебра, всех изумрудов-яхонтов не ухватить. Вспомните наш торг новгородский, лавки гостиные, что против Софии-матушки на Волхов-реке. Съезжаются туда купцы именитые из всех стран света — из полунощной Варягии, из полуденной Бухары. Товары, как горы, под Кутафьими башнями лежат; монеты со звоном из мешка в мешок переливаются. И еще вспомните, как из-за каждого пятиалтынного спорят-дерутся, из-за рубленого серебра готовы разорвать друг друга.
— Да-а, — задумался Фома.
— Страсть, — подтвердил Терентий.
— То-то и оно, — продолжал Иванко. — Узнают жадные купцы про богатства уральские — что-о-о начнется!
— Да-а, — еще раз молвил Фома.
— Страсть, — подтвердил Терентий. — Может, уйдем, а князю скажем: «Урал — пустая земля»?
— И то негоже, — возразил Иванко. — На то и богатства земные, чтобы людям служить.
На урале говорят что старее курганных берез ничего нет
В «Докладной записке Шестопалова Мих. Ф. и Мали Эм. И. о поездке с 18 по 25 июня 1925 г. по исследованию пещеры в Саткинском заводе, инструктировании ячейки краеведения и обследовании р. Хуторки, вода которой производит рвоту» сказано следующее:
Многие лица в г. Сатке знают в окрестностях несколько пещер. Одна, напоминающая форму колодца, находится на голых горах на юг от города Сатки. Брошенные камни производят всплески. Три пещеры находятся около Новой пристани. По рассказам стариков, две из них имеют «малый проход и большие за ним расширения, в которых можно строить соборные церкви и помещать тысячи народу». О расположении этих пещер нам неизвестно.»
В пользу существования в недрах Карагайской горы значительной пещеры свидетельствует старинное предание. Его рассказала ныне покойная Александра Ивановна Попова (известный бердяушский краевед), которая в детские годы жила на Карагайской горе.
В конце прошлого века (а может быть, и раньше) поселился в Карагайской пещере таинственный, седобородый, как гнедой мерин, юродивый старик-кержак, объявивший себя «святым и богоугодным». Никто не знал, откуда и зачем он появился в Саткинском заводе, поэтому его сторонились и побаивались. Старика называли «блаженненьким» Митричем. По слухам, Митрич хорошо знал тайные ходы Карагайской пещеры и напрямую ходил под землёй из Саткинского завода в Новую пристань. Незадолго перед смертью он покинул пещеру, ушёл за реку Большую (Озёрную) Сатку и поселился в болоте, срубив себе балаган. Когда Митрич умер, то это болото стали именовать Митревкой. Оно находится недалеко от Западной Чёрной речки. Память о Митриче не сразу забылась. Ещё до войны карагайские женщины пугали капризных, непослушных ребятишек, стращая их юродивым стариком: «Вот позовём Митрича, и он заберёт вас в пещеру. ».
Легенды Урала:
Сунгатов перекат
Профессор А. К. Матвеев называл топонимию языком земли. Названия рек, речек, ключей, озер, гор, скал, пещер, долин, населенных пунктов и других географических объектов — это и есть топонимия. Мир топонимов разнообразен. С ними связаны многочисленные легенды, предания, сказания, загадки, тайны и даже поверья. Я предлагаю любознательным саткинцам совершить маленькое путешествие в удивительную страну Топонимию. А находится она там, где мы сейчас живем, — в Саткинском районе Челябинской области. В Саткинском же районе бытует немало других, житейских, легенд, преданий или сказаний. Некоторые из них тоже хочется рассказать.
Сунгатов перекат
Находится на реке Ай, в трех километрах ниже деревни Сикияз-Тамак, около известнякового притеса Касы-таш и Черемухового острова. Перекат бурный, затяжной. Предание о Сунгатовом перекате записал известный собиратель уральского фольклора, уроженец деревни Сикияз-Тамак, Иван Селиверстович Зайцев. Вот оно в кратком изложении. В прошлом веке, более ста лет назад, в названной местности появился приезжий мастеровой, татарин Сунгат, который построил на перекате водяную мельницу, подводный лоток и плотину, проявив при этом большую смекалку и точный инженерный расчет. Сунгат гордился своим творением. Он говорил: «Сунгат умом Ай крепил». С тех пор сикияз-тамакцы этот бурный айский перекат стали называть Сунгатовым.
Южный Урал в настоящем:
Аверкина пещера
Аверкина пещера в Челябинской области вошла в пятерку самых загадочных мест России(Сикияз-Тамак)
Челябинск. 31 января. ИНТЕРФАКС-УРАЛ :
» Аверкина пещера, которая расположена на берегу реки Ай в Челябинской области, согласно рейтингу Ассоциации туроператоров России, попала в пятерку самых загадочных мест нашей страны, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Впервые пещеру изучали в 1924 года. Тогда экспедиция обнаружила полуразрушенную каменную лестницу, деревянную дверь, станок неизвестного назначения, кровать и человеческие кости. Чуть позже в пещере нашли остатки древнего трубопровода.»
http://www.interfax-russia.ru/Ural/news.asp?id=289728
По другой версии они дети Велеса,который был сражен красотой Царицы Ночи. В любом случае-Купальница мать Купалы и Костромы один из главных персонажей купальских праздников.
5-7 июля: Сикияз-Тамак
Легенды о цветке папоротника
Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.
Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.
После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.
Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».
У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы.