Набедренник священника что это
Скуфья, Камилавка, Фелонь: что символизирует облачение священника
Русская камилавка Греческий православный священник в камилавке
Камила́вка
(греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников[1].
Первоначально — это шапка наподобие турецкой фески из верблюжьей (греч. κάμηλος: отсюда и название) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца.
Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά «тень») и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.
В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград[2][3].
Камилавка, покрытая наметкой, стала частью монашеского облачения и называется клобуком.
В настоящее время чёрная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока-диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук.
Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как и весь клобук) — белого цвета.
Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские (сербские, болгарские) камилавки, отличаются от русских меньшей высотой и диаметром (нижний край камилавки располагается выше ушей).
Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.
У старообрядцев «камилавкой» именуется скуфья.
Головной убор Папы Римского — камауро. Католические священники носят биретту.
Что это такое?
Изначально камилавка – это плотная шапочка, изготовленная из шерсти верблюдов, которая служила для защиты от палящих солнечных лучей днем и от холода по ночам. Носили их на Ближнем Востоке. Головной убор во многом схож с турецкими фесками.
Камилавки были чрезвычайно популярны в Византии, где носили название «скиадий» и красовались на голове императора, придворных и государственных служащих. И именно в Византии камилавки впервые начали носить священнослужители. К XV столетию форма шапочки окончательно приняла тот вид, который имеет сейчас.
В наши дни камилавка – это головной убор цилиндрической формы с характерным расширением в верхней части, лишенный полей.
Внебогослужебное облачение
Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.
Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).
Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.
Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.
Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.
Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.
Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).
Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.
В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.
Камилавка в церкви
В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.
Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.
КАМИЛАВКА
В Византии словом καμελαύκιον (καμηλαύχιον и др. формы написания, см.: Lexikon zur Byzantinischen Gräzität / Hrsg. E. Trapp. W., 2001. Fasc. 4. S. 754) назывался один из видов балдахина над имп. троном (Const. Porphyr. De cerem. 1. 1, 9, 10, 32 (23), 39 (30), 44 (35); 2. 73 (64), 80 (71); синоним — σκιάδιον, см.: σκιάδιον // Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; Etymologicum Graecae linguae Gudianum et alia grammaticorum scripta e codicibus manuscriptis nunc primum edita / Hrsg. F. W. Sturz. Lpz., 1818. S. 504). Также это слово использовалось для обозначения головных уборов (см.: κίδαρις // Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; κίδαρις, πιλίδιον // Suda [по TLG]; Theoph. Chron. P. 444). Чаще всего так называлась невысокая остроконечная шапка из войлока, вероятно персид. происхождения, которую носили военные и охотники (см.: Niceph. II Phok. Praec. milit. 1. 3; Digen. Akrit. 4. 117). К. в ряде источников именовался и имп. венец (см.: τιάρις // Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; Achmet. Oneirocritiсon. 88, 168; Const. Porphyr. De adm. imp. 13). Подробнее см.: Wessel K., Piltz E., Nicolescu C. Insignien // RBK. 1978. Bd. 3. Sp. 387-397.
Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове В визант. эпоху головные уборы греч. духовенства назывались σκιάδια (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 186 (154) // PG. 155. Col. 396). Они представляли собой шляпы с широкими загнутыми полями. В поствизант. эпоху в обиход входит головной убор другого типа — καλλυμαύχιον (искаженное слово καμελαύκιον, которое переосмыслено как происходящее от κάλυμμα — покров), имеющий тулью цилиндрической формы с плоским верхом (в совр. греч. практике она имеет небольшие поля вверху цилиндра (ἐπανοκαλιμαύκιον)).
Греч. К. всегда черного цвета. Ее носят как представители белого духовенства, так и монахи (греч. монахи поверх К. надевают также черное покрывало — наметку (крепу), подробнее см. в ст. Клобук). К. считается символом принадлежности к духовенству и вручается при хиротонии.
Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ)
Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ) На Руси духовенство в повседневной жизни традиционно носило скуфьи (небольшие шапочки для прикрытия гуменца, имеющие округлую или чашеобразную тулью, в последующей традиции — с крестообразными складками наверху) или шапки особого вида. Различие между греч. и рус. головными уборами священства было замечено в XVII в. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. постановил, что скуфьи вручают пресвитерам и диаконам сразу после хиротонии и они должны носить их постоянно (снимать нужно только во время богослужения). Это постановление подтвердил и Московский Собор 1674 г. Тем не менее мн. священнослужители стали носить К. в подражание греч. клиру. При этом противники реформ обвиняли таких священников в подражании римо-католикам.
Указом имп. Павла I от 18 дек. 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета (ПСЗ. Т. 24. С. 822. № 18273). Порядок награждения определялся Святейшим Синодом (ПСЗ. Т. 25. С. 504. № 18801). К. полагалось носить во время богослужения.
В рус. традиции К. имеют фиолетовый цвет, они выше греческих и расширяются кверху (монашеский клобук имеет черный цвет, в отличие от греч. традиции изначально изготовляется с наметкой). Согласно совр. «Положению о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» (М., 2011), решение о награждении К. находится в компетенции епархиальных архиереев (по благословению может производить викарный архиерей). К. полагается носить во время богослужения (снимать в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время офиц. и торжественных мероприятий.
Священники награждаются К. не ранее чем через 3 года после награждения набедренником. Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, как и магистры богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем ношения К. Награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма, принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии). Награждение диаконов К. происходит по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протодиакона. Протодиакон, награжденный правом ношения К., может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии). См. также в ст. Награды церковные.
Лит.: Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lugduni, 1688. Vol. 1. Col. 560-561; Невоструев К. И. О скуфье и камилавке в древней греч. и рус. Церкви // ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 275-287; 1868. Ч. 1. Кн. 3. С. 137-142; Бр-ч Н. Заметка о значении названия «скуфья» и «камилавка» // ХЧ. 1892. Ч. 1. № 5/6. С. 474-486; Дмитриевский А. А. Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства // РукСП. 1902. Т. 1. № 9. С. 247-256; Παπαευαγγέλου Π. Σ. ῾Η διαμόρφωσις τῆς ἐξωτερικῆς ἐμφανίσεως τοῦ ἀνατολικοῦ κα ἰδιᾳ λληνικοῦ Κλήρου. Θεσσαλονίκη, 1965; Kolias T. Kamelaukion // JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 493-502.
Какими бывают камилавки?
Прихожане, которые посещают церковные богослужения (хотя бы праздничные), не могли не заметить, что головные уборы духовенства различаются. Разумеется, первым, бросающимся в глаза отличием, является цвет головных уборов.
Так повелось, что в повседневности духовенством носятся черные и фиолетовые камилавки. Любой православный монах облачается в клобук. Это тоже камилавка, но максимально упрощенного фасона. Такой головной убор символизирует собой терновый венец. В праздничные и воскресные дни цвет облачения церковнослужителей меняется на золотой, белый, красный. Старообрядцы не носят камилавок, им в качестве головного убора служит скуфья.
Единого фасона у элемента облачения духовных лиц нет. Камилавки, которые носят в Греции и странах Балканского полуострова, отличаются от головных уборов русских священников. Греческий фасон достаточно своеобразен – в верхней, расширенной части, есть небольшие узкие поля. Благодаря столь специфической форме камилавки священника из этой страны всегда можно отличить от прочих.
Головные уборы, которые носит духовенство в Сербии и Болгарии, тоже отличаются от русских. Камилавки священников в этих странах не такие высокие, как в России, и имеют меньший диаметр. Нижний край головного убора церковнослужителей в этих государствах расположен гораздо выше линии ушей, чем обод камилавки у русских священников.
Ссылки
Православное церковное и литургическое облачение | |||
Епитрахиль Камилавка Каптырь Клобук Крест с украшениями Куколь Мантия Митра Набедренник Наперсный крест Омофор Орарь Палица Панагия Параман Полиставрион Подризник Подрясник Поручи Ряса Саккос Скрижали Скуфья Стихарь Фелонь Чётки |
Словари и энциклопедии | Брокгауза и Ефрона |
Богослужебные облачения священника
К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.
Поручи надеваются поверх подризника – это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику – с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой – те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.
Епитрахиль – подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также — бремя священнического служения.
Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.
Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник — прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».
Фелонь – священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел — «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.
Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.
Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.
Набедренник (облачение)
Описание
Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображён крест. Носится на длинной ленте у бедра справа, а при палице (у протоиерея и архимандрита) слева. Так же, как и архиерейская палица, символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17). Слово, которым должен быть вооружён священник и которое получило отражение в Четвероевангелии, на что и указывает прямоугольная форма набедренника.
Набедренник появился в Русской православной церкви в XVI веке и является её уникальной иерархической наградой, которой нет в других православных Церквах. Возник, по-видимому, как измененный вариант архиерейской палицы. Набедренник даётся священнику (иерею и иеромонаху) за ревностное служение Церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения). Награждение находится в компетенции епархиального архиерея и происходит на Божественной литургии во время Малого входа.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Набедренник (облачение)» в других словарях:
Набедренник — (доспех) Набедренник (облачение) … Википедия
облачение — См … Словарь синонимов
набедренник — сущ., кол во синонимов: 1 • облачение (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Облачение — священнические, монашеские и архиерейские одежды. По назначению его принято делить на три вида: богослужебное облачение, внеслужебное облачение и облачение монашеское. 1. Облачение духовенства, используемое вне церковных служб. К этому виду … Православная энциклопедия
Облачение — так называют специальную одежду священнослужителя христианской церкви, в которой он совершает любые виды церковной службы. Это облачение довольно сложное, в него входит: подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, палица и фелонь (для… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Облачение — 1. Одежда, надеваемая священнослужителями при исполнении церковных обрядов. Церковное облачение культовые (священные) одежды, в которых совершаются все обрядовые действия в храмах и церквях во время богослужения. У православных О. обычно шьют… … Энциклопедия моды и одежды
облачение — Одежды священнослужителей, в которые они облачаются для богослужения. Священник – в подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, палицу, фелонь. Архиерей в саккос, омофор, митру, и т.д. Диакон – в стихарь, орарь. О. для каждого… … Словарь иконописца
Православное церковное и литургическое облачение — Православные богослужебные облачени … Википедия
Богослужебное облачение — Православные богослужебные облачения Богослужебное облачение клира одежды, в которых церковно и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарова … Википедия
Палица (богослужебное облачение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Палица (значения). Палица (фотография С. М. Прокудина Горского, 1911 год) … Википедия
Что такое священнические поручи и зачем они нужны?
В одежде православных священников нет никаких лишних или случайных деталей. Облачение батюшки несет определенный символический смысл, оно несет функцию не только одежды как таковой, но имеет определенное богословское значение. И одной из деталей облачения, вместе с епитрахилью, являются поручи священника. Рассмотрим подробнее, зачем они нужны и как правильно их носить.
Для чего батюшка надевает поручи
Поручи — это специальные нарукавники, которые плотно облегают запястье священника и крестообразно стягиваются бечевкой.
Во время Литургии батюшка возносит специальные молитвы о претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В алтаре из специальных просфор вынимаются частички, кладутся в Чашу. Эти и многие другие действия нужно выполнять крайне аккуратно, чтобы ни в коем случае ничего не перевернуть и не пролить. Длинными рукавами можно случайно что-то зацепить, поэтому их и фиксируют поручами.
Повседневные облачения
Одеяния священнослужителей свидетельствуют их сан и звание, выделяя таким образом, носителей этого сана из среды мирских людей. Это соответствует понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, что они всегда, в любой ситуации должны быть достойны принятого ими от Бога высочайшего служения.
Существует два вида повседневных одеяний духовенства и монашества: подрясник и ряса.
Подрясник – длинное, доходящее до пят одеяние с узкими рукавами и с наглухо застегнутым воротом. Он бывает двух видов.
1. Ушитый в талии, разрезанный сверху донизу, с расширенной нижней частью. Левая нижняя пола запахивается внутрь под правую полу, которая, в свою очередь, застегивается с левой стороны на шее с помощью специальных крючков, а также в поясе.
Иерей во внебогослужебном облачении
2. Так называемая однорядка, чаще всего ушитая в талии, но встречается и прямая, разрезная по центру либо от шеи до груди, либо от шеи до низу. Однорядка застегивается по центру с помощью идущих от середины ворота до нижнего края ряда пуговиц (традиционно –33 штуки). Подрясник – это нижнее одеяние, цвет которого свидетельствует о том, к какому духовенству – черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) он принадлежит. У монашествующих он может быть только черного цвета, в то время как у белого духовенства кроме черного может быть и темно-синий, и коричневый, и серый, и белый цвет одеяния. Материалом для изготовления подрясников должно служить сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк.
Ряса (греч. «то росон» – рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) – верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих); для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе. Рясы, как и подрясники, имеют два основных покроя:
1. Покрой такой же, как и у подрясников первого вида, лишь рукав более длинный и расширенный книзу. Существуют рясы такого покроя, сшитые как демисезонные и зимние пальто, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом.
2. Ряса прямая, разрезная посередине, застегивающаяся только на вороте и на груди с прямыми одинаково широкими от основания до конца рукавами. Это ряса греческого образца.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке. Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Общее символическое значение подрясника и рясы – это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса – это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
В Русской Церкви существовало два покроя ряс киевский и московский. Киевский покрой характерен тем, что ряса немного ушивается в талии с боков, а спина делается прямой. Московский же покрой отличается тем, что ряса значительно ушивается в талии и плотно прилегает к телу с боков и со спины.
Монашествующие кроме вышеуказанных одеяний носят так называемую ма́нтию (или па́лий), которая представляет собой длинную, до пола, накидку без рукавов исключительно черного цвета, застегивающуюся только на вороте. Эта накидка символизирует собой сугубую отрешенность монахов от мира.
В повседневное одеяние священнослужителей входят и головные уборы, которые бывают нескольких видов:
1. Скуфья́ (греч. головное покрывало) – головной убор священнослужителей и церковнослужителей, представляющий собой остроконечную шапочку, у священнослужителей – из бархата. Покрывает голову до бровей, а ее складки образуют знамение креста.
2. Камила́вка – высокий твердый головной убор монахов и белого священства, сделанный, как правило, из верблюжьей шерсти. Последним фиолетовые камилавки или скуфьи даются как награда и знак отличия.
3. Кло́бук (тюрк, колпак, шапка) – является как повседневным, так и богослужебным головным убором монашествующих. Он соединяет в целое твердую камилавку в форме расширяющегося кверху цилиндра и наметку в виде прикрепленного к верху цилиндра черного крепа, ниспадающего тремя языками: два – по бокам спереди; и один – на спину. Архиерейский клобук по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – без креста. Патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями Серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь. В Русской Церкви существует обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты.
Патриарший клобук (или кукуль)
4. Куколь или кукуль (лат. cucullus – капюшон) – верхнее облачение монаха великой схимы, которое имеет форму остроконечного капюшона с двумя длинными, как и у клобука, полосами материи черного цвета, закрывающими спину и грудь. Принадлежностью куколя являются изображения крестов (украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине), Серафимов и текста Трисвятого. Одевается он поверх мантии.
Кроме того священники Православной Церкви обязательно имеют крест, надетый на них поверх облачений, который бывает, в зависимости от положения своего обладателя в церковной иерархии или его заслуг, нескольких разновидностей:
1. Крест наперсный (или иерейский), носимый священником поверх рясы (во внебогослужебное время) или фелони (на службе), является отличительным (и неотъемлемым) признаком его принадлежности ко второй степени священства. Наперсный крест, носимый иереем, делается из серебра, протоиереем – из золота. Этот крест восьмиконечной формы с рельефным Распятием на лицевой стороне и надписью в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»). На концах центральной перекладины креста сделана надпись «IC, ХС» («Иисус Христос»), а под нижней косой перекладиной – «Ника», что в переводе с греческого означает победитель. На обратной стороне креста делается надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Носится он на серебряной цепи из одинарных удлиненных колец. Как награду иерей может носить позолоченный крест. Золотой наперсный крест – принадлежность протоиерея.
Наперсный (или иерейский) крест
2. Крест с украшениями – наперсный крест с драгоценными камнями, вручаемый священнослужителю в качестве награды за его особые заслуги.
Крест с украшениями
3. Кабинетный крест – первоначально введенный Указом Святейшего Синода от года золотой крест выдаваемый из кабинета Императора русским священникам, отбывающим за границу. Позже использовался в качестве награды священнослужителям и не покидающим пределы России.
Исключительно архиерейским знаком отличия являлась панагия, которая имеет несколько различных названий. Панагия (энколпион, нанедренник, наперсник, панагир) – небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Раньше внутри панагии помещались частицы освященной просфоры или мощи святых. В настоящее время она представляет собой образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви.
Современная архиерейская панагия
С 1742 года панагии стали даваться в виде награды и архимандритам некоторых монастырей. Для различения епископа от архимандрита за богослужением первый должен был носить и архиерейский крест.
Епископ во внебогослужебном облачении
Святейший Патриарх носит две панагии (вторая – с изображением Господа Иисуса Христа), такого же права удостоен митрополит Киевский. Кроме того, по предоставлению Синода, две панагии носят особо заслуженные архиереи, вторая дается им как награда.
Также в небогослужебное время епископы носят посохи – длинные деревянные трости, оправленные накладками, имеющие утолщения в верхней части из резной кости, ценных пород дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный жезл появился гораздо позже, потому что строгие канонические правила предписывали священнослужителям не украшать себя дорогими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей символизирует собой образ славы Небесного Царя, он может заменить посох особо украшенным, благолепным жезлом.
Таким образом, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса;
священника – подрясник, ряса и наперсный крест;
архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Поручи
Это часть одеяния церковного священнослужителя. Основное предназначение поручей это стягивание рукавов в одеянии священнослужителей. Представляют собой широкую плотную ткань, которая огибается вокруг руки и с внутренней стороны связывается шнуром. При этом крест, который изображён на поручах, оказывается сверху. Символизируют поручи узы, которыми был связан Иисус Христос при распятии, этим самым священнослужитель показывает, что он отдаёт себя в руки Иисуса. Поручи имеют и другое название — это нарукавники.
Много людей занимаются шитьём и хотят сделать что-то интересное. Мы предлагаем вашему вниманию, как сделать выкройку епитрахиль и поручей. Всё просто разберём поэтапно.
Выкройка для поручей:
Выкройка для епитрахили.
Многие неправильно ставят ударение в слове епитрахиль и это не очень красиво в разговоре. Поэтому мы разберём епитрахиль ударение. Ударение падает на последний слог, а именно на букву «И».
Купить орарь можно в интернет-магазинах или заказать в швейном агентстве. Краткую информацию можно узнать по запросу «епитрахиль википедия».
Как сделать выкройку поручей
Для тех, кто увлекается рукоделием, не составит большого труда сшить поручи самостоятельно. Выкроить детали можно по готовым схемам из сети, после чего они проклеиваются специальной клеевой основой для прочности и сшиваются вместе. На верхней части пришивается или вышивается вручную крест.
О целовании руки священника
Монашеские облачения
Облачением рясофорного2 монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хито́н, парама́н, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, анала́в, ряса, мантия, куколь. Часть этих облачений, общих для белого духовенства, монашествующих и епископата, описаны выше.
Хито́н (греч. нижняя одежда) – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. При надевании хитона на монаха во время его пострижения говорятся слова, объясняющие духовное значение этой одежды: «Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Парама́н (греч. добавление к мантии) – принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырехугольный плат с изображением Креста. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах. Параман, шнурами пришитыми к его углам, крестовидно обнимает плечи монаха и стягивает одежду под ним. Он напоминает иноку о взятом на себя благом иге Христа. Вместе с параманом на монаха малой схимы одевается особый Крест. Параманы бывают не только матерчатыми, но и металлическими, играя при этом роль своеобразных вериг.
Анала́в (греч. «аналамванин» – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы, то же, что параман монаха малой схимы. Представляет собой такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, крестовидно обнимающий плечи схимника, и украшенный крестами.
Монашествующие всех степеней должны иметь чётки. Они служат для частого чтения молитвы Иисусовой. Чётки (вервица, лествица, лестовка) представляют собой связанную нить, состоящую из разного количества «зерен». Монашеские чётки обычно состоят из ста «зерен», разделенных на десятки более крупными «зернами». Келейные чётки иногда содержат тысячу «зерен» с таким же разделением. Назначение чёток в том, чтобы монах не отвлекался на подсчет положенных ему молитв, а сосредотачивался на их сути. Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1Фес. 5; 17).
Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы принимает обет отречения от мира и всего мирского.