Набить грот что значит

Набить грот что значит

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Конечно, будут правы те, кто скажут, что генуя «главнее», и что именно она обеспечивает основное тяговое усилие, движущее лодку вперёд. Но будут правы и те, кто напомнит о серьёзной роли грота, как в обеспечении правильного обтекания стакселя воздушным потоком, так и в рулевом балансе яхты.

И вообще, не стоит забывать о том, что существуют типы парусных лодок, которые вооружены только гротом и больше ничем.

Если вы хотите, чтобы стаксель работал правильно, чтобы яхта имела сбалансированный руль, чтобы её ход был ровным и стабильным, необходимо научиться правильно настраивать грот.

Как добиться эффективной работы грота? Что нужно сделать для его грамотной настройки?

Наверно, излишне напоминать основные параметры настройки грота. Они такие же, как и у стакселя – это угол установки паруса к ветру и форма паруса (твист, пузо и его положение). Но вот инструменты для настройки этих параметров у грота отличаются: и каретка, и шкоты служат для настройки иных параметров паруса, чем в случае со стакселем.

Начинаем смотреть, каким арсеналом настроечных средств мы располагаем.

Основные инструменты для настройки грота это:

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Грота-шкот (main sheet) контролирует глубину в нижней части грота. Чем больше набит грота-шкот, тем более плоской становится нижняя треть грота. И наоборот: для того, чтобы «запузатить» грот в нижней части нужно грота-шкот потравить.

2. Гика-шкот (boom-sheet)

Гика-шкот (2) совместно с кареткой (3) (traveler) управляет углом установки гика к ДП яхты, но в большей степени управляет твистом (twist) грота. Набивая гика-шкот, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а потравливая гика-шкот, мы твист грота увеличиваем («открываем парус»).

3. Каретка гика-шкота (её положение на погоне)

Каретка управляет углом установки гика к ДП яхты. К сожалению яхты не имеют совершенного погона (длинная дуга), он прямой и короткий. Поэтому кареткой можно устанавливать угол паруса только до галфвинда. На бакштаге и более полных курсах угол установки грота регулируется только гика-шкотом.

4. Оттяжка гика (степень её натяжения)

Оттяжка гика (boom vang) на полных курсах контролирует твист, управляя положением гика в вертикальной плоскости. На полных курсах для установки нужного угла паруса к ДП мы вынуждены травить гика-шкот. В результате, нок гика задирается наверх, натяжение задней шкаторины ослабевает и, как следствие, грот получает излишний твист, сбрасывая ветер с верхней части паруса. Для того, чтобы устранить этот ненужный и вредный эффект и применяют оттяжку гика. Оттягивая гик вниз, она уменьшает твист грота.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

С помощью этих двух инструментов настраивают «пузо» паруса и его положение.

Ахтерштаг (back stay), изгибая верхнюю часть мачты, отвечает в большей степени за размер «пуза» в верхней и средней части грота.

Натяжение грота-фала (halyard) влияет на положение «пуза» (draft) паруса. Чем сильнее набит фал, тем больше «пузо» перемещается вперёд.

Вот и все основные секреты. Можно начинать настройку грота.

Но прежде вернёмся на несколько шагов назад и посмотрим, что произошло до этого момента. После того, как грот был поднят, мы установили его под примерным углом к ДП (плюс-минус два лаптя). Этот примерный угол принимается, исходя из того, что, чем острее курс, тем меньше угол, а чем полнее, тем угол больше. Ясно, что на гоночном бейдевинде грот будет стоять почти в ДП. Есть, как-то поставили. После чего ставим и настраиваем стаксель. А вот после настройки стакселя приходит пора заниматься гротом. И заниматься мы будем всё тем же, чем и на стакселе: установкой угла грота к ветру и приданием ему оптимальной формы.

Основные настроечные операции для грота:

1. Придаём гроту нужный твист с помощью гика-шкота и оттяжки гика;

2. Настраиваем глубину паруса (пузо) с помощью грота-шкота и изгиба мачты;

3. Передвигаем пузо паруса в нужное положение изменяя натяжение грота-фала и (или)

применяя оттяжку Каннингхэма;

4. Настраиваем баланс руля положением каретки гика-шкота.

Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс яхты. Настраивая этот парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание нужно обратить на заднюю шкаторину.

Закрытая (натянутая) задняя шкаторина увеличивает тенденцию лодки приводиться к ветру.

Открытая (ослабленная) задняя шкаторина уменьшает тенденцию лодки приводиться к ветру.

Но если шкаторина излишне открыта (избыточный твист), то уменьшается сила тяги и острота курса. Замечу, что положение каретки гика-шкота никак не влияет на натяжение задней шкаторины (на твист).

Настройка твиста грота

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Положение каретки гика-шкота на погоне практически не влияет на твист грота. И хорошо, что это так: ведь уже выставленный твист при перемещении каретки (для установки угла грота) не меняется. А это значит, что устанавливая необходимый угол грота к ветру, мы не изменяем настроек твиста.

Твист уменьшается натяжением гика-шкота и оттяжки гика.

Твист увеличивается потравливанием гика-шкота и оттяжки гика.

Увеличенный твист часто используют при очень сильных ветрах для того, чтобы «выпустить» в верхней части паруса лишний ветер, не зарифливая при этом паруса.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Для уменьшения твиста грота на большинстве яхт применяют оттяжку гика, препятствующую задиранию нока вверх. Свидетельством правильной регулировки натяжения оттяжки гика может служить одновременное (по всей высоте) заполаскивание паруса у передней шкаторины при потравливании шкота.

Регулировка твиста на острых курсах

Базовая настройка твиста заключается в следующем. Потравите гика-шкот. Как только вы ослабите шкот, твист увеличится, и вершина паруса отклонится в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот нужно выбрать. До какого момента?

Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина. Практика показывает, что нужно набивать шкот, пока верхняя лата грота (либо её задняя часть, 50 см ) не окажется параллельна гику.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

В качестве эксперимента попробуйте и дальше выбирать шкот. Очень быстро вы увидите, что верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, верхняя часть шкаторины закроется и парус затормозится. Если на гроте будут колдунчики, вы увидите, что верхний колдунчик изогнулся в подветренную сторону. Вы перетянули шкот и твист слишком мал. Поток воздуха не может обтекать грот без завихрений.

Для того, чтобы исправить ситуацию, потравите шкот до того момента, когда колдунчик выпрямится горизонтально. Ветер будет обтекать парус равномерно, без турбулентности. По окончании регулировки твиста устанавливается угол паруса к ДП с помощью каретки.

Регулировка твиста на полных курсах

В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика. На бакштаге твист должен быть минимальный.

Глубина (пузо) грота

Глубина (пузо) грота настраивается двумя инструментами. Причём каждый из них отвечает за свою часть паруса.

Пузо в верхней части грота регулируют небольшим изгибом мачты, используя ахтерштаг. Изгиб мачты отодвигает заднюю шкаторину от передней, растягивая ткань и уплощая парус.

Уплощенный за счет изгиба мачты грот меньше кренит яхту и не так сильно приводит ее на ветер, особенно на острых курсах.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

При слабом ветре и полных курсах мачту, наоборот, стараются держать более прямой, ослабляя ахтерштаг и бакштаги.

Уплощение верхней части паруса оправдано, если:

· вы идёте в хороший ветер, но на спокойной воде;

· вы хотите идти как можно более остро;

· яхта имеет тенденцию к приводу (наветренный руль), а с рифлением вы решили подождать.

Посмотрите, как это делается.

Мы идём бейдевиндом, пузо несколько великовато для ветра в 15-17 узлов. Уплощаем грот, изгибая мачту ахтерштагом. Парус уплостился, но при этом пузо ушло назад. А нам нужно, чтобы оно было ближе к середине, ведь ветер усилился. Для этого выбираем грота-фал: пузо уменьшилось и сместилось вперёд.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Пузо в нижней части грота обеспечивают изменением натяжения грота-шкота. Чем более выбран грота-шкот, тем более плоским будет парус в нижней части. На волнении нужно увеличить тягу грота и обеспечить широкий курсовой сектор. Для этого грота-шкот потравливают, делая нижнюю часть паруса поглубже.

Если вы не в гонке, то для регулировки пуза чаще всего будете пользоваться именно грота-шкотом.

На полных курсах и при слабом ветре нижнюю шкаторину ослабляют, т.к. в этом случае появление большого пуза дает парусу возможность развивать большую тягу.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Если яхта сильно кренится и вдобавок заметно приводится, значит у вас паруса или излишне пузаты, или недостаточно уплощены (а).

После того, как мы подобьём грота-шкот и натянем нижнюю шкаторину как можно более туго, парус заметно уплостится (б).

На острых курсах грот тоже должен быть уплощён — это помогает лавироваться, поэтому грота-шкот должен быть туго набит.

Общее правило для регулировки пуза грота такое же, как и для стакселя:

А если и ветер сильный, и волну раскатало? Однозначно ответить невозможно. Настройка парусов — это не таблица умножения. Это искусство компромисса. Да, есть определённые правила, но комплекс настроечных операций не является догмой. В этом и заключается искусство яхтсмена, которое во многом приобретается с годами практических походов в море.

Экспериментируйте с формой паруса, наблюдайте за результатами. Используя общие правила и ваш опыт, пытайтесь создать «индпошив». Для каждой лодки, для каждого вида паруса, для конкретных волновых и ветровых условий существует одна-единственная оптимальная форма паруса. И то, что было хорошо для маленьких яхт, окажется не здорово на больших. А, когда вы пытаетесь настроить грот на закрутке, используя свой опыт работы с лейзи-джеком, вдруг оказывается, что тут есть своя специфика. Беря лодку в чартер на неделю, вы каждый раз будете заново привыкать к особенностям неизвестной вам яхты. Но это и интересно!

Но давайте закончим с пузом. Теперь займёмся его положением.

Положение пуза паруса

Настройка пуза не ограничивается регулировкой его величины.

Но «таблица умножения» говорит, что общей рекомендацией для положения пуза будет:

В слабый ветер — пузо ближе к корме (55-60%)

В средний ветер — пузо посередине (45-50%)

В сильный ветер — пузо ближе к мачте (40%)

Перемещают «пузо», используя грота-фал или оттяжку Каннингхэма (downhaul or Cunningham). Чем сильнее будет выбрана та или другая снасть, тем дальше вперёд сместится «пузо».

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Именно грота-фал и оттяжка Каннингхэма отвечают за положение пуза грота. Выбирая их, мы перемещаем пузо вперёд, а потравливая — назад. Но оттяжка Каннингхэма даёт больший эффект, чем натяжение фала.

Открытая задняя шкаторина правильно настроенного паруса позволяет яхте стабильно придерживается курса.

После обтягивания передней шкаторины каннингхэмом полоса грота вдоль гика приобретает некоторую мешковатость, а от люверса к гику собирается пара складок. На это можно не обращать внимание: на качество «скоростных заездов» это не влияет.

Имейте в виду, если паруса изношены фал (или оттяжку) нужно набивать сильнее, чем обычно, так как у старых растянутых парусов пузо всегда смещено назад.

Или другой случай. Решив уплостить верхнюю часть грота, мы изогнули мачту назад. Пузо стало меньше, но переместилось к корме. Нужно сдвинуть «пузо» в первоначальное положение. Для этого необходимо набить грота-фал или оттяжку Каннингхэма. После этого парус будет уплощён, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта.

Под занавес следует немного потравить гика-шкот, чтобы сохранить прежний твист.

Баланс руля или «Каретку мне, каретку!»

Операции по настройке грота завершает регулировка баланса руля. Регулировка баланса руля на гроте позволяет избавить яхту от излишнего приведения или уваливания.

Фактически — это установка нужного угла грота к ДП (или угла к ветру), без изменения при этом установленного твиста паруса.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Устанавливают угол паруса к ДП яхты, перемещая каретку шкота. Угол установки грота к ДП яхты и к ветру зависит от натяжения шкота и положения каретки на погоне.

Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Но мы попробуем. Просто представьте себе, что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае вы набиваете (или потравливаете) шкот, придавая парусу определённый твист, а затем можете выставлять угол паруса к ДП, перемещая каретку по погону. Твист не будет меняться, пока вы не измените натяжение шкота.

На большинстве крейсерских яхт устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку. В итоге на настройку паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота. А в галфвинд и в бакштаг — ещё и натяжение оттяжки гика.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

В зависимости от силы ветра для острых курсов существуют три положения каретки гика-шкота:

1. Слабый и свежий ветер — каретку смещают в сторону наветренного борта. Почему? На слабом ветру необходим сильный твист: разница по векторам вымпельного ветра вверху и внизу значительна. Поэтому мы (при отданной оттяжке гика) травим гика-шкот, позволяя ноку гика уйти вверх создавая необходимый твист.

2. Ветер средней силы (4-5 баллов) — каретку держат посредине погона. Твист должен быть поменьше: мы подобрали гика-шкот и, возможно, оттяжку гика.

3. При дальнейшем усилении ветра нам потребуется плоский парус с минимальным твистом. Поэтому, не отдавая гика-шкота, каретку смещают под ветер. При этом задняя шкаторина освобождается от избыточного давления; яхта теряет способность идти очень остро к ветру, но её крен уменьшается и, соответственно увеличивается скорость выхода на ветер.

Обратите внимание: все манипуляции выполняются с использованием и каретки, и гика-шкота, и оттяжки гика. Но можно утверждать, что угол установки грота к ветру на острых курсах обеспечивается с помощью каретки.

Изменяя угол с помощью каретки, мы сохраняем важный (и уже установленный!) параметр профиля паруса — твист.

На острых курсах оттяжка гика практически не нужна и, как правило, потравлена.

Краткий обзор настроек грота

Можно подводить черту под настройками грота. Коротко повторим всё, что мы сделали.

· При выставленной в ДП каретке гика-шкотов выставляем нужный твист (гика-шкотом)

· Регулируем пузо грота. Чтобы изменить пузо в нижней трети грота используем грота-шкот. Для регулировки пуза в верхней части применяем ахтерштаг: изгибая мачту назад – уплощаем парус, выпрямляя её (ослабляя ахтерштаг), делаем верхнюю и среднюю часть грота более полной

· После чего регулируем положение пуза грота-фалом и оттяжкой Каннингхэма

· Затем кареткой гика-шкотов устанавливаем необходимый угол грота. В бейдевинд — перемещаем каретку, чтобы установить угол грота к ДП. В бакштаг — сдвигаем каретку в подветренную сторону до упора; для дальнейшего увеличения угла установки грота травим гика-шкот; затем набиваем оттяжку гика для того, чтобы восстановить нужный твист паруса.

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Чтобы на полных курсах грот работал правильно, оттяжка должна прижимать гик вниз, уменьшая твист. Если оттяжка гика будет выбрана недостаточно, то парус в своей верхней части будет «выпускать ветер». Правило параллельности верхней латы гику (при установке твиста) никто не отменял и на полных курсах. Если вы набили оттяжку гика правильно, то верхние латы будут параллельны гику даже при потравленном гика-шкоте как на острых, так и на полных курсах.

Следите за колдунчиками (если они есть), особенно за верхним! Колдунчики должны гладко струиться и не загибаться вокруг шкаторины. Не допускайте закрытия задней шкаторины, это сразу же усиливает тенденцию яхты к приведению.

Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретку переместить в подветренную сторону. Вам потребуется меньший угол перекладки руля, легче станет управлять лодкой, скорость увеличится.

Начало разговора о настройках парусов см.:

При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга», Андрей Иваничкин

Источник

Набить грот что значит

Правильно настроенная яхта идет гораздо быстрее и комфортабельнее. После рассказа о тонкостях настройки стакселя мы описываем различные особенности настройки грота

Набить грот что значит. Смотреть фото Набить грот что значит. Смотреть картинку Набить грот что значит. Картинка про Набить грот что значит. Фото Набить грот что значит

Я хтсмены-крейсеристы относятся к настройкам парусов далеко не так, как яхтсмены-гонщики. Для последних настройка профиля паруса с целью получения наибольшей скорости является жизненно необходимой вещью. Успех или неудача видны тут же на фоне соперников.

Для крейсеристов же максимизация скорости не играет столь большую роль. Плохо настроенный, сморщенный парус наглядно показывает отношение к настройке и скоростному потенциалу яхты, равно как и частое хождение под одним только стакселем. Комфорт для многих экипажей является более важной вещью, чем выигрыш пары-тройки минут в ходе многочасового перехода.

И поэтому тема комфорта играет очень важную роль при настройке парусов крейсерской яхты. Как мы уже неоднократно говорили, рыскливость яхты на ветер, ее стремление к приводу на всех острых курсах может создавать проблемы и для комфорта. Когда паруса испытывают избыточное давление воздуха, яхта получает излишний крен – то, к чему крейсеристы мало стремятся. Крен дополнительно увеличивает стремление яхты на привод. Последствием этого является усиленное давление на руль и неспокойное рыскливое поведение яхты. Альтернативой является рифление парусов, но это вынужденное действие и последнее, к которому прибегают, когда настройка парусов ничего больше не дает.

Для начала следует попытаться максимально использовать текущее давление ветра на парус в сложившихся условиях. Надо отметить, что яхта с правильно настроенными парусами даже в сильный ветер может заметно быстрее и – что немаловажно! – гораздо спокойнее, чем яхта под зарифленными, но плохо настроенными парусами. Последнее происходит оттого, что уменьшенная площадь парусов перестает быть эффективным демпфером, уменьшающим размахи качки. Так что рифление в ряде случаев способно только усилить качку, хоть и ослабив при этом крен.

Правильной настройкой можно также повысить и долговечность парусов. Надо признать ошибкой широко распространенное мнение, что сильное натяжение фалов и оттяжек вредит ткани паруса, так она при этом растягивается. Хуже всего для паруса, когда он потравлен и полощется на ветру. При этом в его мякоти возникают такие нагрузки, которые не может вызвать никакая оттяжка. Плоско набитый грот может испытывать гораздо меньшие нагрузки, чем зарифленный, гораздо из-за более пузатого профиля будет сильнее заполаскивать.

Для того чтобы успешно настроить грот, необходима, разумеется, правильная настройка мачты и всего вооружения. Это никогда не бывает поздно – ее можно (и порой даже нужно) выполнить даже в разгар сезона, если это необходимо. Впрочем, мы отвлеклись.

На следующих страницах вы прочтете все о возможностях настройки грота и их влиянии на большинство яхт. Особое внимание следует обратить на настройки грота, закручивающегося в мачту.

Гроты, имеющие закрутку в мачту, в последние десятилетия получили очень широкое распространение.

Современный закручивающийся грот, как говорит Сёрен Хансен, эксперт из компании Elvstrom, «имеет почти такие же площадь парусности и эффективность, как и стандартный грот с рифами». Хорошо настроенный сворачиваемый грот почти (но все же почти!) равноценен настроенному классическому парусу. Да и распространенное мнение о более высоком весе вооружения с закруткой в мачте против классического – это тоже больше предубеждение. Разница в весе между двумя этими типами вооружения на Hallberg-Rassy 412 составляет 58 кг.

Некоторые из гротов с закрутками – например, такие, как использованный для фотографий этой статьи парус от Elvstrom серии Epex, задуманы и выполнены роскошно: в частности, имеют сквозные вертикальные латы. Подобная технология, которая предлагается также и некоторыми другими парусными мастерами, позволяет иметь заметный горб по задней шкаторине, иногда согласно Сёрену Хансену этот горб может быть даже больше, чем у классического грота. Попросту за счет того, что вертикальные латы могут изгибаться сильнее, чем горизонтальные, и поэтому горб такого грота может заходить сильнее за ахтерштаг. Все же у таких парусов есть и обратные стороны – прежде всего, цена, по каковой причине их редко удается встретить на чартерных яхтах. Там гораздо чаще попадаются варианты с прямой задней шкаториной и без каких-либо лат вообще. При этом из-за отсутствия лат гроты с прямой задней шкаториной теряют форму гораздо быстрее, чем паруса со сквозными латами. Поэтому настроить такие паруса крайне трудно и все попытки придать им правильную форму, как правило, напрасны. Все, что можно сделать с ними при усилении ветра, так это растянуть их до предела плоско, не позволяя заполаскивать по шкаторинам.

Настраиваем мачту

Правильная базовая настройка мачты и всего вооружения в целом есть база для всех дальнейших настроек.

На сайте журнала yacht.de вы можете найти подробные видеоруководства по настройке различных типов мачт.

Гика-шкот

Правильная работа с ним является важнейшей настройкой на борту.

Форма задней шкаторины грота дает лучшую справку по правильности настройки паруса. Поэтому на задних краях лат-карманов должны быть колдунчики. У гротов, сворачиваемых в мачту, колдунчики часто отсутствуют, так как они легко отрываются при сворачивании паруса. Все же поскольку они очень важны, от них не стоит отказываться – необходимо постоянно пришивать или приклеивать новые на место оторвавшихся.

Колдунчики на задней шкаторине при правильной настройке должны быть направлены прямо в корму, лишь верхняя ленточка время от времени может отклоняться под ветер. Если и нижние нити колдунчиков отклоняются под ветер, то это означает, что гика-шкот перебран и должен быть постепенно стравлен до нужного положения.

При сильном или шквальном ветре нужно обращать внимание на то, чтобы гика-шкот в любой момент мог быть сброшен или потравлен, чтобы открыть заднюю шкаторину и уменьшить угол атаки. Это уменьшает крен при шквале и позволяет сохранить лодку под контролем.

В нормальном состоянии гика-шкот должен быть туго добран, чтобы грот давал лодке как можно больше хода.

Грота-фал и оттяжка Каннигхэма

Положение максимального пуза паруса регулируется при помощи натяжения передней шкаторины. Ее можно растягивать как вверху, так и внизу.

При усилении ветра наибольшая глубина профиля паруса – его пузо – смещается в корму, что вызывает появление горизонтальных складок по передней шкаторине. При этом парус становится менее эффективным. Этому можно противодействовать, сильнее набив грота-фал. Однако большая сила трения в блоках и лик-пазе приведет к тому, что большая часть силы тяги пропадет и эффект будет едва ли заметен в нижней части шкаторины. Поэтому в данном случае может помочь использование оттяжки Каннингхэма. В большинстве случаев необходимое для заведения оттяжки очко уже есть на парусе и находится примерно в 30 см выше нижней шкаторины, остается лишь пропустить через него снасть. С ее помощью можно будет дополнительно набить нижнюю часть передней шкаторины, что смещает пузо паруса вперед. Паруса, снабженные закруткой, не имеют оттяжки Каннингхэма по конструктивным причинам, так как они выполнены гораздо более плоскими.

Ахтерштаг

От его натяжения зависит изгиб мачты, поэтому он имеет сильно влияние на профиль паруса.

Помимо изгиба мачты натяжение ахтерштага еще влияет и на стрелку прогиба форштага, так что настройка ахтерштага влечет за собой массу последствий. Для грота изменение погиби мачты означает заметное изменение профиля. Как сильно можно изогнуть мачту, зависит от типа вооружения. Если краспицы сильно отогнуты назад, то возможен сильный прогиб мачты в средней части, но это достигается не столько натяжением ахтерштага, сколько натяжением верхних вант. Если краспицы расположены строго перпендикулярно ДП, то место их соединения с мачтой является наиболее жесткой частью мачты. Ее изгиб в основном происходит выше и ниже краспиц. Современные мачты с дробным вооружением, у которых точка крепления форштага располагается ниже точки крепления ахтерштага, можно изгибать заметно сильнее, чем старые мачты с топовым вооружением. Причиной этого является, во-первых, отсутствие рычага при расположении точек крепления фор- и ахтерштага на одной высоте, во-вторых, конструктивные особенности. Старые мачты, как правило, имеют сечения и толщины заметно большего размера и – по причине совсем иной философии – не рассчитаны на заметный изгиб.

Удочка на топе мачты может дополнительно повысить изгибающее действие ахтерштага.

Оттяжка

На очень полных или слишком острых курсах гика-шкот может уже не справляться с задачей контроля задней шкаторины. Эту функцию берет на себя оттяжка.

Чем сильнее потравлен грот, тем меньшей становится доля вертикальной составляющей в его тяге. Уже примерно с полветра (в зависимости от длины погона каретки шкота) гика-шкот контролирует лишь угол атаки паруса к ветру, но никак не форму его задней шкаторины. Управление задней шкаториной и профилем паруса становятся более невозможны. Функции гика-шкота перенимает оттяжка гика. Без нее гик сильно поднялся бы кверху и скрутил бы парус так, что он почти полностью потерял бы свою эффективность. Верхняя треть паруса в таком случае вовсе не производит тягу, открываясь и уходя под ветер. В целом для компенсации этого следует сильнее добирать гика-шкот, что сильно смещает центр давления паруса в корму, усиливая и без того сильную на галфвинде рыскливость.

Так как оттяжка действует под углом к гику, ее рычажное воздействие на него ограничено. Это приходится компенсировать большими усилиями, которыми оттяжка воздействует на гик, поэтому обычно конструкция оттяжки довольно массивна. Чем сильнее ветер, тем сильнее надо добирать оттяжку. В ее настройке могут помочь колдунчики на задней шкаторине грота (см. раздел «Гика-шкот» выше).

Каретка шкота и погон

На острых курсах они – совместно с гика-шкотом – являются важными вспомогательными средствами.

На слабом ветре каретку гика-шкота следует вынести на ветер и набить гика-шкот так, чтобы задняя шкаторина грота не была бы очень сильно закрыта. Чем сильнее будет набит шкот, тем меньшим будет изменение угла атаки паруса по высоте. При усилении ветра следует продолжать держать заднюю шкаторину закрытой, для чего нужно увеличить угол атаки, потравив каретку по погону. Если погона нет, можно воспользоваться оттяжкой, но она будет менее эффективной из-за изгиба грота. Длинный погон каретки в кокпите делает возможным быстро обезветрить грот, сбросив с него порыв, что особенно важно при шквальном ветре.

Грота-шкот

Грота-шкот имеет очень большое влияние на глубину профиля в нижней части паруса.

Даже при легком ветре нижняя шкаторина обычного грота на острых курсах должна быть набита так туго, чтобы шкаторина плотно прилегала к гику. Большинство парусов скроены таким образом, что именно при такой настройке они имеют оптимальную форму. Для парусов, снабженных закруткой, это правило не подходит. У них в нижней части мало полноты, потому что она при закручивании паруса в мачту будет образовывать складки, мешающие уборке паруса. Грота-шкот парусов, снабженных закрутками, следует настраивать так, как показано на рисунке справа. Подсказка кроется в самой форме: профиль при такой настройке примет вид такой же, как у классического грота.

Для обоих вариантов подходит следующее правило: при усилении ветра надо сильнее набивать грота-шкот.

Рифим парус с закруткой

Паруса с закруткой получили свое распространение благодаря облегчению работы с ними. Но и для них есть свои правила рифления.

Возможность уборки на закрутку облегчает рифление закручиваемых парусов, однако при этом следует обращать внимание на определенные особенности. Так, у закручиваемого грота нет ряда риф-шкентелей, но может быть предусмотрена разметка. Но есть смысл во всех случаях – даже когда ее нет – развивать в себе чувство паруса, ощущая, насколько уменьшается нагрузка на него в процессе пошаговой закрутки, когда каждый шаг означает уборку примерно 50 см (по нижней шкаторине паруса).

Хотя рифление грота с закруткой очень легко, все же и здесь есть один принцип: предусмотрительно рифить парус сильнее, чем это кажется нужным. Так как развернуть парус обратно (если это вдруг понадобится) все же гораздо легче, чем свернуть его.

При рифлении (как и при постановке) грота, снабженного закруткой, следует потравить ахтерштаг. Поскольку при изогнутой мачте в процессе сворачивания грота на нем будут образовываться складки, мешающие уборке паруса. Грот следует поднять топенантом вверх – выше горизонтального положения, чтобы внизу не собиралась излишняя мякоть паруса. Это может заклинить систему. При сворачивании паруса следует следить за тем, чтобы каретка грота-шкота имела свободный ход, но сам грота-шкот находился бы под небольшой нагрузкой. Иначе парус при сворачивании может получить маленькие складки, которые могут непоправимо повредить ламинат или заклинить парус в пазе мачты.

При развертывании паруса следует иметь ветер в направлении 20° по правому борту, это поможет легче раскрутить парус из прорези на мачту, о которую он не станет биться на таком курсе.

всегда хорошо заметны, что помогает точно дозировать нагрузку.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *