Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].

Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].

Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Выводы и сообщения.

Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.

Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.

Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.

Источник

Методы исследования в биологии

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Конспект урока «Методы исследования в биологии»

На прошлом уроке вы познакомились с наукой биологией. И узнали, что, изучая её, можно ответить на многие вопросы. А сегодня вы узнаете, какими методами необходимо воспользоваться, чтобы на них ответить.

В переводе с греческого языка «методос» — означает «способ познания», «путь».

Основными методами исследования в биологии являются: наблюдение, эксперимент,

А с другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

Первый метод, который мы с вами рассмотрим, ― наблюдение.

Наблюдение ― это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Оно является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение и умение.

Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.

Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал.

Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли, понять, чем на самом деле занимался этот человек.

Однако то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами, на первый взгляд, кажется простой работой. Но иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.

Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра. Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.

Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности. При этом учёный лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.

Следующий метод, который мы с вами рассмотрим, — это эксперимент.

Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».

Эксперимент ― это наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, которое позволяет установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.

Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.

Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.

С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.

Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца. Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.

Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.

Однако, если в момент вылупления утки нет рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.

Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.

Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.

Немецкий этолог Карл фон Фpиш изучал способность медоносных пчёл различать цвета.

Приманку (сладкий нектар) он помещал на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.

Проводя эти опыты учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.

Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчелы передают друг другу важную информацию.

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Наблюдение и эксперимент часто переплетаются. Однако, для того что бы результаты, которые были получены в результате наблюдения и эксперимента, считались научными фактами, необходимо, чтобы они были проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами.

При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения.

Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить закономерности.

При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.

Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.

Ни одна лягушка не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.

Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Смотреть картинку Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Картинка про Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего. Фото Наблюдение это восприятие природных объектов и явлений с помощью чего

Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.

Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, обитающих на конкретной территории.

Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и следы, которые небыли отпечатаны на снегу (чернотроп).

Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.

Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа.

Микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.

А вот ещё некоторые приборы и инструменты биологической лаборатории.

Спиртовка ― это горелка для жидкого топлива, которая используется в лабораториях для подогрева и плавления материалов, для нагрева небольших лабораторных сосудов (пробирок, колб для химических работ и пр.)

Также на уроках при проведении наблюдений и экспериментов вы будете использовать и другую лабораторную посуду: стаканы, мензурки, воронки и т.д.

Инструменты: пинцеты, препаровальные иглы, пипетки и скальпели. Однако помните, что при этом нужно соблюдать правила техники безопасности.

А вот Чашка Петри — прозрачный лабораторный сосуд. Чашка Петри широко используется для выращивания колоний микроорганизмов. А также для размножения растений в лабораторных условиях.

Источник

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

2. Сущность наблюдений как сложный познавательный деятельности …………………………………….………………………………………………..4

3. Способность дошкольников к восприятию объектов и предметов природы …………………………………………………………………………6

4. Значение наблюдений для освоения системы знаний о природе ………………………………………………………………………………. …..8

5. Структура наблюдений, виды наблюдений………………………….10

6. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах
— приемы активизации наблюдений в разных возрастных группах
— способы фиксации наблюдений……………………………………………….13

7.Список использованной литературы…………………………………..19

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между, отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств, в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, тем самым формирует развития психических процессов. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

2.Сущность наблюдений как сложный познавательный деятельности

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Наблюдение как познавательная деятельность, позволяет решать задачи с детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

Наблюдения является сложной познавательной деятельностью у дошкольников, это можно назвать неким «стартом». Именно в этом возрасте дети начинают проявлять повышенное внимание к окружающему миру и именно в этот период жизни формируются психологические основы его восприятия.

Особенностью развития наблюдений у дошкольников является активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитателю необходимо строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.

Н. Н. Поддьяков связывает развитие мышления детей с типом применяемых ими средств и способов. В качестве важнейших средств мыслительной деятельности им выделены: эталоны, мерки, модели, схемы, с помощью которых возможно осуществление перцептивных и интеллектуальных действий.

Практическое преобразование, экспериментирование рассматриваются им как средства мышления, позволяющие обнаружить разнообразные, в том числе и скрытые, связи вещей. Следует отметить, что названные средства можно отнести к наглядным или практическим средствам познания. Их использование предполагает практическую деятельность.Н. Н. Поддьяков выделяет также в качестве средств мыслительной деятельности такие психические образования, как понятия, комплексы (предпонятия, по Л.С.Выготскому) и даже свойства отдельных предметов. «Психические» средства предполагают уже не практическую, а умственную деятельность.

3.Способность дошкольников к восприятию объектов и предметов природы

В процессе образования динамических представлений важно умение детей рассматривать предметы и объекты природы, подвергающиеся изменениям, видеть богатство и многообразие их свойств и особенностей. Естественное развитие живого организма, фенологические изменения в природе проявляются множеством различных и одновременно представленных признаков объектов: размером, формой, окраской, пропорциями элементов, новообразованиями.

За определенный временной промежуток у интенсивно растущего растения или животного заметно меняется облик: увеличивается общий размер, появляются новообразования (например, ветви, листья, цветы у растений; перья, шерсть, рога у детенышей птиц и млекопитающих), изменяются форма, окраска некоторых органов и т.д. Характер морфологических изменений специфичен для каждого живого существа; он является показателем его функционального развития и взаимодействия живого организма с внешней средой. По внешним признакам и особенно характеру их изменений делается заключение о том, нормально или с отклонениями идет развитие живого существа, как и насколько необходимо преобразовать среду его обитания. Абстрактно взятые признаки формы, цвета, размера применительно к живому организму являются основными показателями его жизнедеятельности, несут на себе биологический смысл.

В этих целях были разработаны серии вопросов и специальные задания с использованием иллюстративного материала (картинок, моделей, альбомов, литературных произведений).

Из проведенных исследований видно, что для образования у детей представлений о росте и развитии живых существ необходимы последовательные и целенаправленные наблюдения за этим процессом. В тех случаях, когда отсутствует такой опыт, дети самостоятельно создают представления по аналогии и в меру осознания того, как они сами растут и становятся (или станут в дальнейшем) взрослыми. Поэтому в высказываниях детей много антропоморфизма, чисто человеческих представлений, перенесенных на животных.

4. Значение наблюдений для освоения системы знаний о природе

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний.

Он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

5.Структура наблюдений, виды наблюдений

Общие требования к структуризации и организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений:

— Кратковременные и длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

-Повторные и сравнительные представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

— объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;

— объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

— педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

— детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

— усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

— обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

— наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Правильная организация наблюдений решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.

6. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах

Организация и руководство наблюдениями в разных возрастных группах детского сада имеют свои особенности. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен. В начале наблюдения основная задача воспитателя – привлечение внимания детей к объекту (внесение животного в группу, создание игровой ситуации «в гости пришел…», создание интереса с помощью игрушек и др.). Малышей привлекают действия животного, воспитатель побуждает его активному поведению (кормит, играет и т.п.), обращает на это внимание детей: как ест животное, смотрит, какие издает звуки, как передвигается; с помощью вопросов побуждает называть действия животного. Большое значение имеют приемы обследования (ощупывание, подражание движениям, звукам, сравнение (нахождение признаков сходства и отличия) и др.) : предлагает изобразить руками движения хвостика рыбки, погладить животное и т.д. С 3-х лет в наблюдение моно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок. Важно создать непринужденную обстановку, обеспечить активность детей. Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем»), игрой. Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях . Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дети постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («Хомячок будет у нас жить, давайте научимся за ним ухаживать»). В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта; составлять его словесное описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения: дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой. Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?»), используются вопросы поискового характера («Почему хомячок ловко лазает по лесенке?»); формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова). формируется у детей умение использовать личный опыт (предлагает вспомнить, какой котенок живет у ребенка дома, что он любит есть и др.); дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами: дети выполняют элементарные трудовые действия (покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и др.). А также используется художественное слово (загадки, стихи, потешки), песенки (читают, поют и педагог, и дети). При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети содержание, можно организовать практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом).

Для фиксации результатов наблюдений с дошкольниками используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов и др.

Опишите разнообразные формы фиксации наблюдений, приложите к работе рисунки, рассказы детей для своей возрастной группы на 1 квартал по схеме.
старшая группа

Наблюдение за птицами в уголке природы

Наблюдение начинается, (м с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задаёт детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребёнок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребёнка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Наблюдение за рыбками в аквариуме в уголке природы

наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуси от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Список использованной литературы

Веракса, Н. Е., Комарова Т. С. Васильева М. А.От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИ КА – СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.

Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание, №7, 2016. – С. 39-43.

Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 2016. – 167c.

Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание, №7, 2013. – С. 31-34.

Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста // Теория и практика дополнительного образования, №4, 2016. – С. 20-23.

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно – образовательной работы детского сада» [текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина – М.: изд. Мозайка – Синтез, 2010 г. – 144 с.

Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова.— М.: Логос, 2011.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *