Наблюдение и эксперимент что общего

Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Наблюдение представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя.

Выделяют следующие виды наблюдения:

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

Эксперимент как метод научного познания

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента:

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

Источник

Эксперимент и наблюдение – что это и отличия

Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть фото Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть картинку Наблюдение и эксперимент что общего. Картинка про Наблюдение и эксперимент что общего. Фото Наблюдение и эксперимент что общего

Всем известно, что научные исследования и открытия используют не только технические составляющие. Для того чтобы узнать нечто новое, сделать открытие или начать изучение применяются такие элементы, как эксперимент и наблюдение. Не многие люди способны сразу объяснить, в чем состоят отличия между этими двумя терминами. Для того чтобы устранить пробел в знаниях и дать в случае необходимости определение для каждого из них, требуется сравнить эти понятия между собой.

Определение понятий

Для того чтобы провести эксперимент или наблюдение, необходимо проявить любопытство. Именно стремление человека лучше узнать об особенностях окружающего мира легко в основу зарождения научных дисциплин. Любознательность заставляет людей находить новые методы исследования. В ходе поисков и изучений используются такие методы, как эксперимент и наблюдение. Может показаться, что эти термины являются идентичными между собой, но на самом деле между ними имеются существенные отличия. Для того чтобы понять основные особенности, нужно для каждого термина дать определение.

Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть фото Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть картинку Наблюдение и эксперимент что общего. Картинка про Наблюдение и эксперимент что общего. Фото Наблюдение и эксперимент что общего

Эксперимент представляет собой метод научного познания. В ходе его проведения выделяются определенные объекты. Затем они погружаются в искусственно созданную для них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка выдвинутой гипотезы, поиск новых доказательств и фактов, которые могут найти ответы на научные вопросы. Пример эксперимента – подключение приборов в цепь с целью выявления особенностей их работы в сложных климатических условиях.

Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть фото Наблюдение и эксперимент что общего. Смотреть картинку Наблюдение и эксперимент что общего. Картинка про Наблюдение и эксперимент что общего. Фото Наблюдение и эксперимент что общего

Наблюдение – метод познания. В ходе процесса наблюдатель изучает и познает исследуемый объект. Все интересные и значимые для науки факты фиксируются и отмечаются. В ходе наблюдения не происходит вмешательства в естественную для объекта среду. Особенностью наблюдения является тот факт, что осуществлять его может любой желающий. Не потребуется иметь специального образования. В основе лежит визуальное восприятие, не предполагающее в большинстве случаев применения специального оборудования или технических средств. Пример наблюдения – изучение поведения птиц в осенний и летний период в лесах средней полосы.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят отличия между экспериментом и наблюдением, необходимо сравнить эти методики между собой. На основании приведенных определений становится понятно, что основное отличие связано со способом взаимодействия между человеком изучающим объект и самим предметом. В случае выбора наблюдения в качестве основного метода, наблюдатель будет находиться на некотором удалении от объекта, который старается узнать. Вмешательства в естественную среду не производится. Эксперимент предполагает, что объект будет извлечен из привычной для него среды и помещен в специально подготовленные для него условия, отвечающие поставленным целям и задачам науки. Экспериментатор в ходе осуществления мероприятий будет активно влиять на условия, вмешиваться в ход событий направлять их так, как требует того имеющаяся гипотеза. Процесс наблюдения может быть спонтанным или спланированным, эксперимент всегда заранее подготавливается специалистами в выбранном направлении.

Экспериментатор ставит своей основной целью подтверждение уже имеющегося научного правила, теории или заключения, которые были сформулированы до начала проведения эксперимента. Все получаемые в ходе эксперимента данные необходимо фиксировать. Наблюдатель же получает информацию непосредственно в момент визуального контакта с объектом и при желании может записывать ее. В ходе мероприятия собираются новые сведения или подтверждаются уже имеющиеся.

Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой для посторонних вмешательств среде. Она является ограниченной, искусственной, созданной специально под объект и те условия, которые потребуется изучить. Наблюдение же проводится в естественных условиях, они не будут изменены или подправлены под поставленные задачи. Экспериментаторы используют для работы специальные инструменты и оборудование. Они должны обладать определенными знаниями и умениями. Наблюдателю не потребуется быть специалистом в определенной научной дисциплине, чтобы получить интересующие его сведения.

Выводы

В ходе сравнения этих двух понятий удалось выяснить, что они имеют целый ряд отличий. Взаимодействие с объектом изучения в ходе наблюдения протекает без вмешательства. Человек находится на дистанции и не является непосредственным участником событий. Эксперимент предполагает, что ученый будет непосредственно влиять на условия, в которых находится объект. Наблюдение не ставит перед собой определенных целей и задач, является средством для получения новой информации или подтверждения уже имеющихся сведений. Для эксперимента требуется искусственно созданная среда, в которой объект будет находиться в тех условиях, которые предусмотрены специалистами для получения подтверждения теоретическим знаниям.

Специальное оборудование для проведения эксперимента является необходимым. Оно составляет базу для исследования. Техническое оснащение в ходе наблюдения не требуется. Инструменты и оборудование не используется. Наблюдение ставит своей целью фиксацию реальности, тех условий, в которых существует и развивается объект. В ходе эксперимента основной задачей является подтверждение тех знаний, которые были получены ранее в ходе теоретических исследований и изысканий.

Источник

НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

Полезное

Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ» в других словарях:

Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия

Наблюдение — – 1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчётливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТ — (лат.). первый опыт; все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Наблюдение — Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия

эксперимент — См. опыт. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эксперимент испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Эксперимент — Эксперимент ♦ Expérimentation Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие… … Философский словарь Спонвиля

Источник

1. Перечислите основные методы изучения природы.
К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.

2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.

3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?

Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.

4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.

5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе

6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.

7. Какие измерения проводят при изучении природы?

Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Длина градус Цельсия (°С)
Масса метр в секунду (м/с)
Температура секунда (с)
Время килограмм (кг)
Скорость метр (м)

Источник

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.

Он состоит в том, чтобы квалифицировать, маркировать, сравнивать различные виды поведения и тем самым описывать целостное поведение.

Наблюдение по существу дополняет информацию, полученную другими методами. Эти дополнения могут носить характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. Д.

Роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии велика. Если проанализировать процесс составления анкет, анкет, то окажется, что одним из первых этапов в их разработке было наблюдение.

При разработке экспериментов также нельзя обойтись без предварительного наблюдения, которое часто составляет основу исследования высшего пилотажа. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, в выборе содержания экспериментальных задач.

Основные характеристики эксперимента, определяющие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам запускает изучаемое им явление, а не ждет, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений не даст ему возможность наблюдать его.

2) Имея возможность вызвать изучаемое явление, экспериментатор может изменять условия, в которых происходит явление, вместо того, чтобы, как при простом наблюдении, воспринимать его так, как он обеспечивает его случаем.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них, в то время как другие остаются неизменными, эксперимент тем самым показывает важность каждого условия и устанавливает правовые отношения, определяющие процесс, который он исследует. Таким образом, эксперимент является очень мощным методологическим средством выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные отношения между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются количественные закономерности, допускающие математическую формулировку. Прежде всего, благодаря эксперименту естественная наука пришла к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента состоит в том, чтобы сделать существенные особенности внутреннего психического процесса доступными для объективного внешнего наблюдения. Для этого необходимо, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, в которой внешнее течение акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального изменения условий в психологическом эксперименте состоит в том, чтобы выявить правильность одной психологической интерпретации одного действия или действия и исключить возможность всех остальных.

Эксперимент, возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии, начал продвигаться в психологии дальше от процессов элементарных ощущений к высшим психическим процессам; с этим прогрессом в других областях также было связано изменение характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического стимула или физиологического стимула и соответствующего психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания психических процессов даже при определенных условиях. По какой-то внешней причине физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел к изучению его внутренних законов.

С тех пор и особенно в последние годы эксперимент имеет очень разнообразные формы и широкое применение в самых разных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из недавних экспериментов отличаются большой строгостью методологии; по простоте, изяществу и точности результатов они порой не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Краснов А.Н. считает, что «в отличие от неэкспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт»» Поэтому особенность экспериментальных методов заключается в том, что они предполагают:

1) организация особых условий, влияющих на изучаемые психологические особенности испытуемых;

2) измените эти условия во время исследования.

В то же время экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных и диагностических методов, включающих их непосредственно в качестве своих естественных моментов.

Наблюдение и эксперимент позволяют проводить эффективные психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в резюме.

Если необходимо изучить естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение людей во всей его полноте, наблюдение будет незаменимым методом. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования.

Экспериментальные методы имеют много преимуществ, поэтому достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органического включения в условия жизни и деятельность испытуемых. Во время эксперимента по прототипированию испытуемый работает в соответствии с инструкциями экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; этот тип эксперимента позволяет выполнять разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент, обеспечивающий максимально возможную искусственность экспериментальных условий, применяется, как правило, при изучении элементарных психических функций (сенсорных и двигательных реакций, реакций выбора и т. д.) и гораздо реже – при исследовании сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т. д.).

К особой категории методов психологического исследования и воздействия относятся формирующие эксперименты. Благодаря этим свойствам такого рода методы исследования выявляют резервы психического развития и в то же время конструируют новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет целенаправленно формировать характеристики таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Каждый из рассмотренных в резюме методов психологического исследования имеет свои недостатки, но, тем не менее, провести эксперимент без его использования невозможно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *