Наблюсти деликатес в своих поступках что значит
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.zavuch.info
Похожие презентации
Презентация на тему: » Язык героев гоголевских произведений. Рудый Панько «Вот настоящая весёлость, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Всё.» — Транскрипт:
1 Язык героев гоголевских произведений
2 Рудый Панько «Вот настоящая весёлость, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Всё это так необыкновенно в нашей литературе» А. С. Пушкин
3 Весёлые и страшные истории рассказаны пасечником Рудым Панько Читая «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы погружаемся в мир здоровой народной стихии, народного юмора и нежной лирики…
4 Вечера на хуторе близ Диканьки А знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! А знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Дьяк носил «суконный балахон, цвету застуженного картофеля», никогда не вытирал нос полою халата…Комическое впечатление создает и характер пафосного повествования, находящийся в полном несоответствии с содержанием: «Что за пироги, если бы вы знали! Сахар, Совершенный сахар! А масло, так вот и течет по губам, когда начнешь есть».
5 «Он управляется у нас, как будто гетьман какой. Мало того, что помыкает, как своими холопьями, еще и подъезжает к девчатам нашим».
6 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. » «Нет, видно крепко заснула моя ясноокая красавица!»- сказал козак, окончивший песню и приближаясь к окну: «Галю! Галю! Ты спишь или не хочешь ко мне выйти?» Взволнованная повесть о любви Левко и Гали раскрывается в гармонии раскрывается в гармонии с патетическим описанием прекрасной природы. с патетическим описанием прекрасной природы.
7 Ревизор Язык комедии Язык в комедии Гоголя «Ревизор» «Ревизор» является средством является средством типизации и типизации и индивидуализации индивидуализации образов-характеров. образов-характеров. В нем есть слова и обороты, характерные для всех характерные для всехчиновников: «известие»,«взятка»,«ревизор», «секретное предписание», «предводитель», «государственный совет». Подобные слова –явление канцелярско- канцелярско- бюрократического бюрократическогостиля и присущи всем и присущи всемчиновникам.
8 Городничий Самая богатая и разнообразная речь у городничего. Он умнее других чиновников: «мошенников над мошенниками обманывал» и «трех губернаторов обманул». Его речь меняется в зависимости от обстоятельств.
9 Лексический состав речи городничего Вульгаризмы Рожа, старый чорт, бумагомарака, Брюхо, плюнешь, рыла. Канцеляризмы Уведомить, секретное предписание, ассигнована сумма, градоправители, достоверные… Иностранные слова Вольтерьянцы фельдъегери, Фриштик, Аллегории, кафедра Просторечия шасть, авось. ей-богу надуешь
10 Фразеология речи городничего Вульгар-ная «И растянулся, как чорт знает, что такое» «Где вас чорт таскает!» «И брюхо сует вперед…Ах ты, рожа!» «Да я плевать на твою голову и твою важность!» Религиоз-ная «Что вы, господь с вами! Это не он». «Выносите, святые угодники!» « Авось, бог вынесет и теперь». «Ну, слава богу! Деньги взял». «Благодарение богу, все идет благополучно». Бюрокра-тическая «Обязанности мои, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы приезжающим и всем благородным людям не было никаких притеснений». «Не угодно ли вам будет осмотреть теперь некоторые заведения в нашем городе, как-то богоугодные и другие?» Книжная «Перед добродетелью все прах и суета». «Оно, чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя». Простореч- ная «Знаем, в чей огород камешки бросает!» «Говорят, что я им солоно пришелся». «Эк, куда метнул! Какого туману напустил!»
11 Интонация речи городничего При каких обстоятель- ствах Характеристика интонации Характеристика интонации Примеры Примеры При первом известии о приезде ревизора Спокойная, деловая, рассудительная, с дружескими советами своим коллегам- чиновникам. «Я пригласил вас господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». « Я узнал это от Достоверных людей». При первой встрече с Хлестаковы м Внешне: подобострастно- вежливая. Внутренне: плутовская, расчетливая, сопровождаемая оценкой и взвешиванием обстоятельств. Вслух: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?» Про себя: В саратовскую губернию! А? и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро!» Вслух: «Благое дело изволили предпринять…» Про себя: «Прошу посмотреть, какие пули отливает!»
12 Интонация речи городничего В разговоре с Осипом Снисходительная, покровительственна я и заискивающая. «А мне очень нравится твое лицо. Друг, ты должно быть хороший человек». После помолвки дочери Самодовольная, откровенно- торжественная, почти кричащая. «Да объяви всем, чтобы знали: что, вот, дескать, какую честь бог послал городничему. Что выдает дочь свою- не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого. Что и на свете не было, что может все сделать все, все, все!» В разговоре с купцами Ироническая, злорадная, грубая. «А! здорово, соколики!» «Что, самоварники, аршинники, жаловаться. Семь чертей и одна ведьма вам в зубы». В последнем монологе Страстно- исступленная, взволнованная, исполненная самобичевания. «Вот смотрите, весь мир, все христианство, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу» (грозит себе кулаком)
13 Речь чиновников города N Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов. Речь его до крайности бедна. Словарь состоит из «жалостных слов» : господи, всего боишься, не могу, робость… Фразеология речи характеризуется восклицательными и вопросительными предложениями. «Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто души нет, язык в грязь завязнул.» Судья Ляпкин-Тяпкин считает себя «вольнодумцем», потому что прочитал за свою жизнь «пять или шесть книг». Речь его отличается самодоволь- ством, «каждому слову своему дает вес», сохраняя в лице своем значительную мину. Говорит не иначе, как басом с продолговатой растяжкой, хри- пом и сапом». По сравнению с речью городничего язык других действующих лиц комедии не отличается разнообразием.
14 Речь чиновников города N Небогата речь почмейстера- невежды, почмейстера- невежды, охотника до чтения чужих писем. Его речь поражает глупыми домыслами, отрывистыми, скачущими фразами. фразами. Почмейстер: Объясните, господа, что. Какой чиновник едет? Какой чиновник едет? Городничий: А разве вы не слышали? Почмейстер: Слышал от Петра Ивановича Почмейстер: Слышал от Петра Ивановича Бобчинского. Он только что Бобчинского. Он только что был у меня в конторе. был у меня в конторе. Городничий: Ну, что? Как вы думаете об Городничий: Ну, что? Как вы думаете об этом? этом? Почмейстер:А что думаю? Война с турками Почмейстер:А что думаю? Война с турками Будет…Право война с турками. Будет…Право война с турками. Это все француз гадит. Это все француз гадит. Земляника- Попечитель богоугодных заведений. Его речь характерна для чиновника- подхалима и бюрократа. «Имею честь представиться: попечитель богоугодных заведений, надворный советник Земляника»
15 Речь Хлестакова По тону «речь его отрывиста и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно». По тону «речь его отрывиста и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно». Это связано с его легкомысленным и приглуповатым характером. Это связано с его легкомысленным и приглуповатым характером. По содержанию речь сумбурна. Он может говорить о чем угодно и притом обо всем сразу. По содержанию речь сумбурна. Он может говорить о чем угодно и притом обо всем сразу. Основным свойством и пороком речи Хлестакова является её алогичность. Основным свойством и пороком речи Хлестакова является её алогичность. На вопрос Анны Андреевны, какие балы даются в Петербурге, Хлестаков отвечает: «Просто не говорите. На столе, например, арбуз- в семьсот рублей На вопрос Анны Андреевны, какие балы даются в Петербурге, Хлестаков отвечает: «Просто не говорите. На столе, например, арбуз- в семьсот рублей
19 «Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный» «Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный» Речь его отличается быстротой, отрывочностью. Отсутствием единого стержня; он постоянно перескакивает с одного предмета на другой. Речь его отличается быстротой, отрывочностью. Отсутствием единого стержня; он постоянно перескакивает с одного предмета на другой. Словечки из жаргона картежников, завсегдатаев трактиров и «героев» ярмарок: «все спустил», «убухал четырех рысаков», «продулся в прах». Словечки из жаргона картежников, завсегдатаев трактиров и «героев» ярмарок: «все спустил», «убухал четырех рысаков», «продулся в прах».
20 «Ведь у меня что год, то бегут. Народ- то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». «Ведь у меня что год, то бегут. Народ- то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего».
21 ЧИЧИКОВ Чичиков принимает вид чувствительного, деликатного человека, чуть ли не становится двойником Манилова ; напропалую торгуется с кулаком Собакевичем, как настоящий коммерсант и почти такой же кулак, как Собакевич; подделывается под бесшабашный тон Ноздрева; грубовато, без маски, разговаривает с Коробочкой; с Плюшкиным он сердобольный и сочувствующий «бедному, одинокому старику» благодетель. Речь Чичикова выдает его, вскрывает истинную его натуру.
22 Особенно нравится читателям «небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще неизвестный никому юмор. Особенно нравится читателям «небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще неизвестный никому юмор. Комически- изобразительный стиль речи Гоголя и возвышенно- патетический взаимно связаны в поэме «Мертвые души». Комически- изобразительный стиль речи Гоголя и возвышенно- патетический взаимно связаны в поэме «Мертвые души».
23 ВЫВОД Созданные Гоголем замечательные произведения, проникнутые тонким юмором, послужили художественными образцами комически-изобразительной речи, обогатили общенародный язык и живую разговорную речь многими гоголевскими словами и выражениями, именами типов Гоголя, производными словами от них: маниловщина, ноздрёвщина, по-собакевичевски, хлестаковщина и т. д. Созданные Гоголем замечательные произведения, проникнутые тонким юмором, послужили художественными образцами комически-изобразительной речи, обогатили общенародный язык и живую разговорную речь многими гоголевскими словами и выражениями, именами типов Гоголя, производными словами от них: маниловщина, ноздрёвщина, по-собакевичевски, хлестаковщина и т. д.
24 Губачева Вера Михайловна Учитель русского языка и литературы МОУ «Шайковская СОШ 2»
НАБЛЮСТИ
Смотреть что такое «НАБЛЮСТИ» в других словарях:
НАБЛЮСТИ — НАБЛЮСТИ, юду, юдёшь; юл, юла; юдший; юдённый ( ён, ена); юдя; совер., что (устар.). Сделать какое н. наблюдение над чем н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
наблюсти — отметить, обнаружить, присмотреть, заметить, подметить Словарь русских синонимов. наблюсти гл. сов. • заметить • подметить • отметить Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
наблюсти — наблюсти. В современной речи глагол «наблюсти» (сов. от «наблюдать») практически не употребляется … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
наблюсти́ — наблюсти, блюду, блюдёшь; блюл, блюла, блюло, блюли … Русское словесное ударение
Наблюсти — сов. перех. неперех. 1. см. наблюдать (2,4) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
наблюсти — наблюсти, наблюду, наблюдём, наблюдёшь, наблюдёте, наблюдёт, наблюдут, наблюдя, наблюл, наблюла, наблюло, наблюли, наблюди, наблюдите, наблюдший, наблюдшая, наблюдшее, наблюдшие, наблюдшего, наблюдшей, наблюдшего, наблюдших, наблюдшему, наблюдшей … Формы слов
наблюсти́ — блюду, блюдёшь; прош. наблюл, ла, ло; прич. прош. наблюдший; прич. страд. прош. наблюдённый, дён, дена, дено; сов., перех. и без доп. устар. и книжн. Сделать какое л. наблюдение над чем л. [Райский] хотел отыскать в ней [Софье] просто женщину,… … Малый академический словарь
наблюсти — НАБЛЮ|СТИ (1*), ДОУ, ДЕТЬ гл. Стеречь, наблюдать: сии завѣтъ iма(т) еже б҃ъ ко адаму створи. во (н)же д҃нь снѣси ѿ древа см҃ртью ѹмреши. ѥгоже наблюдѧше дь˫аво(л). (κατεῖχειν) ГБ XIV, 194г … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
наблюсти — наблюст и, люд у, людёт; прош. вр. л юл, люл а … Русский орфографический словарь
наблюсти — (I), наблюду/, дёшь, ду/т … Орфографический словарь русского языка
Речевая характеристика Манилова.
План.
Речевые характеристики героев поэмы «Мертвые души»
1) Речевая характеристика Манилова.
2) Речевая характеристика Собакевича.
3) Речевая характеристика Коробочки.
4) Речевая характеристика Ноздрева.
5) Речевая характеристика Плюшкина.
6) Речевая характеристика Чичикова.
7) Речевые характеристики второстепенных
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ.
Речевая характеристика Коробочки.
III. Заключение.
Речевые характеристики героев Гоголя, ярко показывают полное оскуднение людей, которые замыкаются в своем обособленном существовании. Писатель раскрывает омерзительный облик мещанства и хищнического накопительства, сурово обличают бюрократическое чванство, корыстолюбие, зазнайство, показывает холодный эгоизм героев, которые живут за «чужой счет», власть вещей, которая делает человека своим рабом.
В «Мертвых душах» все общественные слои того времени – помещики, чиновники, предприниматели – изображены с невиданной до того силой правды, срывании всех масок. Многие действующие лица поэмы получили настолько обобщенное значение, что они актуальны и в наше время.
Глубокая идейность гоголевских творений, их самобытность, исключительное богатство и разнообразие языка. В этом заключается величайшая сила таланта писателя. Да, язык Гоголя действительно полон жизни и оригинальности. Это живой язык разных слоев российского населения.
План.
Речевые характеристики героев поэмы «Мертвые души»
1) Речевая характеристика Манилова.
2) Речевая характеристика Собакевича.
3) Речевая характеристика Коробочки.
4) Речевая характеристика Ноздрева.
5) Речевая характеристика Плюшкина.
6) Речевая характеристика Чичикова.
7) Речевые характеристики второстепенных
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ.
Речевая характеристика Манилова.
11 особенностей поведения человека, которого критиковали в детстве
Человека, который воспитывался в условиях постоянной критики со стороны взрослых, легко распознать по его поведению. Мы составили список особенностей, которые говорят о том, что твоего знакомого, друга, родственника или коллегу критиковали с раннего возраста.
1. Он постоянно извиняется
Если человек с ранних лет усвоил, что он ничего не может сделать правильно, — будучи взрослым, он продолжает постоянно просить прощения у окружающих. Причём необязательно за какой-то плохой поступок или резкое выражение: порой он извиняется, даже если не сделал ничего плохого.
Конечно, такое поведение говорит о том, что у человека заниженная самооценка, и своими действиями он лишь доказывает, что сам не уверен в своих словах и принятых решениях. В его голове крутятся мысли о том, что его мнение ничего не значит, что он не прав и мог бы поступить иначе. Он боится, что окружающие осудят его, и поэтому извиняется даже тогда, когда это не нужно.
2. Он сомневается во всех своих решениях
Человек, который всё детство выслушивал в свой адрес лишь упрёки и жёсткую критику, в конце концов начинает верить, что он недостаточно умён, опытен, сообразителен, красив и интересен. Он сомневается в себе, а это в свою очередь сильно влияет на умение принимать решения.
Стоит ему определиться со своим выбором — и он начинает мучиться от чувства страха: вдруг он ошибся, неверно просчитал риски, не учёл все возможные факторы. Человек, которого часто критиковали, всегда стремится узнать чужое мнение, получить совет или даже переложить ответственность на кого-то другого.
3. Он хорошо дисциплинирован
Если ребёнка постоянно критиковали — он с большой долей вероятности станет прекрасно дисциплинированным взрослым. Такой человек всегда приходит вовремя, выполняет всё в срок, старается сделать работу так, чтобы придраться было не к чему. Он с детства привык класть всё на свои места, держать дом в идеальном порядке, следить за своим внешним видом. И всё это лишь для того, чтобы угодить окружающим и не дать повода осудить его.
4. Он почти всегда молчит
Если человека с детства заставляли чувствовать себя незначительным и недостаточно хорошим в чем-либо, всегда указывали на его ошибки и выискивали его недостатки — скорее всего, он будет молчать, даже если ему есть что сказать. Такой человек верит, что его мнение неважно и никому неинтересно, и это отбивает желание выстраивать с кем-либо диалог. Чаще он выступает безмолвным слушателем: никогда не перебивает, не оспаривает чужие слова и не делится собственными мыслями и взглядами.
5. Он постоянно осуждает себя
Родители часто перегибают палку, когда речь заходит о воспитании. Ребёнок, который постоянно сталкивается с критикой, вырастет во взрослого, который боится поступить неправильно и заранее осуждает себя за свои слова и поступки. Порой такой человек может даже не пытаться разобраться в том, хорошо он поступил или плохо, оправданы его самобичевания или нет. Он просто живёт с привычкой осуждать себя, и, чтобы избавиться от неё, ему нужен не один визит к психотерапевту.
6. Он старается избегать ссор и споров
Если человек избегает конфликтных ситуаций — ссор, споров, или даже высказывания претензий, — вероятнее всего, в детстве он часто сталкивался с критикой. Такие события всегда были для него источником сильных негативных переживаний, страха, злости; ощущения, что его мнение не учитывается. Поэтому ему гораздо проще проигнорировать неприятные слова или поступки в свой адрес, смириться с позицией своего собеседника, которую он не поддерживает, и уступить, чтобы не провоцировать скандал с человеком.
7. Он не умеет принимать комплименты
Даже если человек действительно сделал что-то грандиозное, получил повышение, воплотил в жизнь свою мечту, серьёзно помог кому-то другому — он не может принять комплимент или похвалу в свой адрес. Он сомневается в чужих словах, ищет в них подвох, обесценивает свои труды, списывая высокие результаты на удачное стечение обстоятельств или сотрудничество с другими людьми. Ему крайне сложно похвалить себя и увидеть в себе что-то хорошее. Гораздо проще разглядеть недостатки там, где их нет.
8. Он слишком скромный
Человек, которого сильно критиковали, ценит ценить все хорошее, что появляется в его жизни, несмотря на пережитую в детстве несправедливость и жёсткое отношение со стороны родителей. Со временем он научился скромности и смирению и теперь испытывает благодарность за банальные вещи — вроде наличия работы или друзей. Такой человек не старается попасть в поле чьего-либо внимания, не требует, чтобы его заслуги как-то отметили. Он тихий и скромный, практически незаметный сотрудник, на которого можно положиться в любой ситуации.
9. Он задаёт вопросы даже тогда, когда знает ответ
Частая критика со стороны родителей и родственников приводит к тому, что человек всё чаще начинает сомневаться в себе. Он задаёт вопросы даже тогда, когда точно знает, что делает всё правильно. Но такой человек нуждается в том, чтобы кто-то подтвердил его мысли и убеждения, поэтому всегда спрашивает совета или комментария. Всё для того, чтобы избежать малейшего риска допустить ошибку.
10. Он привык занимать оборонительную позицию
Человек, постоянно подвергавшийся критике в детстве, привык защищаться от окружающих. Большинство людей кажется ему грубыми, а их действия он воспринимает как попытки в очередной раз осудить его, унизить или раскритиковать. Даже безобидная фраза или поступок могут заставить его занять оборонительную позицию, а всё из-за болезненного детского опыта.
11. Он редко заводит крепкие отношения
Крепкие отношения, строящиеся на обоюдном доверии, даются такому человеку крайне сложно. В детстве самые близкие люди причиняли ему боль своими резкими высказываниями и поступками, поэтому во взрослой жизни он ото всех ждёт подвоха. Он ожидает, что его предадут, унизят и бросят, поэтому для того, чтобы сдружиться с кем-то или вступить в отношения, ему нужно очень долго узнавать человека и упорно работать над собой.
Морфологический разбор имени прилагательного (окончание)
191. Прочитайте и сравните два диалога из поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души». Каково содержание этих отрывков? Какой общей темой они объединены? В чём их различие? Проанализируйте языковые средства текстов.
1. — Как вам показался наш город? — примолвила Манилова.
— Приятно ли провели там время?
— Очень хороший город, прекрасный город, — отвечал Чичиков, — и время провёл очень приятно: общество самое обходительное.
— А как вы нашли нашего губернатора? — сказала Манилова.
— Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? — прибавил Манилов.
— Совершенная правда, — сказал Чичиков, — препочтеннейший человек. И как он вошёл в свою должность, как понимает её! Нужно желать побольше таких людей.
— Как он может этак, знаете, принять всякого, наблюсти деликатес в своих поступках, — присовокупил Манилов с улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем.
— Очень обходительный и приятный человек, — продолжал Чичиков, — и какой искусник! я даже никак не мог предполагать этого.
Как хорошо вышивает разные домашние узоры. Он мне показывал своей работы кошелёк: редкая дама может так искусно вышить.
— А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек?— сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.
— Очень, очень достойный человек,— отвечал Чичиков.
— Ну позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?
— Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!
Засим не пропустили председателя палаты, почтмейстера и таким образом перебрали почти всех чиновников города, которые все оказались самыми достойными людьми.
2. — Мы об вас вспоминали у председателя палаты, у Ивана Григорьевича, — сказал наконец Чичиков, видя, что никто не располагается начинать разговора, — в прошедший четверг. Очень приятно провели там время.
— Да, я не был тогда у председателя, — отвечал Собакевич.
— А прекрасный человек!
— Кто такой? — сказал Собакевич, глядя на угол печи.
— Ну, может быть, это вам так показалось: он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил.
Чичиков немного озадачился таким отчасти резким определением, но потом, поправившись, продолжал: — Конечно, всякой человек не без слабостей, но зато губернатор, какой превосходный человек!
— Губернатор превосходный человек?
— Первый разбойник в мире!
— Как, губернатор разбойник? — сказал Чичиков и совершенно не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники. — Признаюсь, этого я бы никак не подумал, — продолжал он. — Но позвольте, однако же, заметить: поступки его совершенно не такие; напротив, скорее даже мягкости в нём много. — Тут он привёл в доказательство даже кошельки, вышитые его собственными руками, и отозвался с похвалою об ласковом выражении лица его.
«Нет, он с ними не в ладах, — подумал про себя Чичиков. — А вот заговорю я с ним о полицеймейстере? он, кажется, друг его».
— Впрочем, что до меня, — сказал он, — мне, признаюсь, более всех нравится полицеймейстер. Какой-то этакой характер прямой, открытый; в лице видно что-то простосердечное.
— Мошенник! — оказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья.
После таких похвальных, хотя несколько кратких биографий Чичиков увидел, что о других чиновниках нечего упоминать, и вспомнил, что Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться.
1. Выпишите, распределяя по группам, прилагательные сравнительной и превосходной степени, выделите формообразующие морфемы этих прилагательных, укажите форму степеней сравнения (простую или сложную). Какова стилистическая окраска этих прилагательных? Можно ли определить степень сравнения прилагательных прекрасный, превосходный?
2. Вы знаете, что существуют диалоги разного характера: этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и другие, а также сочетание разных видов диалога. Какие виды диалога представлены во фрагментах поэмы Н. Гоголя?
3. Словами какой части речи характеризуют Манилов и Собакевич общество города NN? Какими изобразительно-выразительными средствами языка они являются?
4. Как вы понимаете выделенные в тексте выражения?
5. Подумайте, нужно ли в последнем предложении второго диалога поставить слово похвальных в кавычки. Каким тропом оно является?
6. Какую роль играют приставки пре- и при- в этом тексте?
192. Образуйте из слов краткие прилагательные м. р. ед. ч. и ж. р. ед. ч.
Образец: безжизненный — безжизнен; таинственный — таинствен, таинственен.
Торжественный, величественный, тождественный, безнравственный, невежественный, бесчувственный, острый, полный, воинственный, естественный, посредственный, существенный, явственный, мужественный.
Придумайте 4—5 предложений с краткими прилагательными. Укажите, каким членом предложения они являются.
193. Составьте с именами прилагательными предложения. Установите синтаксическую функцию прилагательных.
Добрый — добр; острый — остр; виновный — виновен; величественный — величествен; узкий — узок.
194. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите имена прилагательные, определите их разряд. Установите, какую роль играют имена прилагательные в данном поэтическом тексте. Каково значение прилагательного туманный в словосочетании туманная и тихая лазурь? К какому разряду можно отнести это прилагательное?
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.
Ущерб, изнеможенье, и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.