Набоков рождество о чем

Краткое содержание Набоков Рождество

В произведении «Рождество», созданном писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, повествуется о чувствах мужчины после похорон близкого ему человека.

Следующим утром мужчина вышел на улицу. И был поражён красотой окружавшего его мира, который продолжал существовать, несмотря ни на что. Слепцов пошёл по парковой дорожке, которую расчистил слуга. Он, несмотря на горе, удивлялся тому, что он что-то чувствует, дышит, живёт. Знакомый пейзаж навеял на мужчину воспоминания о летних днях, когда сын был жив. Слепцов как наяву увидел, что подросток бегает по парку с сачком и ловит насекомых. Мужчина, очнувшись от прекрасных видений, вспомнил, что перед смертью сын говорил о прекрасной бабочке, которая могла жить только в Индии. Подросток при жизни собирал коллекцию экзотических насекомых и очень ей гордился. Слепцов совершенно потерял счёт времени и долго стоял посреди парка, как в забытье.

Затем он решил поехать к семейному склепу, где покоилось тело сына. Посидев около скорбного места, мужчина вернулся домой расстроенным. У него было ощущение, что он всё дальше и дальше удалялся от близкого человека.

Вечером Слепцов приказал слуге открыть дверь большого дома и зашёл в детскую, в которой жил сын. Стеклянные ящики шкафа хранили ровные ряды коробочек с высушенными бабочками. Не сдержавшись, мужчина зарыдал. Успокоившись, он стал прибираться в столе и обнаружил тетради с записями сына и небольшую коробку, в которой лежал крупный кокон. Слепцов понял, что сын перед смертью говорил о этой коробке.

Мужчина взял тетрадь и кокон, вернулся в жарко натопленный флигель. Там слуга поставил нарядную ёлку, но Слепцов приказал её убрать. Мужчина стал читать записи сына и узнал много нового для себя. Оказывается подростку нравилась соседская девочка, но он боялся к ней подойти. Вдруг размышления мужчины прервал резкий звук. Оказалось, что в тепле из кокона появилась огромная бабочка и стала двигаться.
В произведении автор своим читателям доказывает, что не надо отчаиваться даже в самой ужасной ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Набоков. Все произведения

Рождество. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Маленькая сирота Эстер Саммерсон живет в доме своей суровой крестной. Эстер очень хочется узнать немного о своих родителях, но женщина лишь сообщает, что мать девочки навлекла позор на свою семью и о ней нужно забыть.

Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.

Произведение относится к философской прозе писателя, отражающей реальную действительности современной жизни и демонстрирующей представителей простого народа в качестве примеров для подрастающего поколения.

В книге рассказывается про парня по имени Илья. Рассказ начинается с момента, как тетя Дарья нашла в лесу медвежью берлогу. От ужаса баба Дарья побежала быстро в деревню к Трофиму Никитичу.

В конце весны у одной оленихи родился маленький малыш, и назвала она его Бэмби. Летом она старалась познакомить и приспособить его к жизни в лесу. А когда он немного повзрослел, то они вместе отправились на поляну

Источник

Владимир Набоков — Рождество:
Краткое содержание

Глава 1

Зима, мыза (усадьба) под Петербургом. Вчера ее хозяин Слепцов похоронил у местной церкви умершего от болезни сына. Он нарочно остановился во флигеле, а не главном доме. И сидел, убитый горем, на низком стульчике, который раньше не замечал. Рядом – только немолодой слуга Иван.

Глава 2

Утром Слепцову странно видеть сверкающий снег, чувствовать себя живым. Он видит в парке мостик. Еще летом по нему бегал мальчик с сачком. А недавно, после бреда «о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке» его не стало.

Глава 3

На кладбище Слепцов не чувствует близость сына. Тогда он идет в главный дом, его летнюю комнату. Сотрясаясь от рыданий, он перебирает вещи сына: тетрадки, коробку с большим коконом бабочки (это о ней мальчик воспоминал, думал, что она уже мертвая), коллекцию бабочек.

Глава 4

Сочельник. А Слепцов забыл о нем. Он просит Ивана убрать с глаз елочку. И сидит над дневником сына. Оказывается, мальчик был тайно влюблен в соседскую девочку. Слепцов уверен, что умрет в канун Рождества. И думает, что «земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» Тут же он слышит, как в тепле раскрылся кокон. Это ночная бабочка, индийский шелкопряд, в порыве «почти человеческого счастья» развернула крылья «до предела, положенного им Богом».

Читательский дневник по рассказу «Рождество» Набокова

Сюжет

Отзыв

Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.

Сложный план рассказа «Рождество»

а) В пустом, теплом флигеле.
б) Нежилой угол комнаты.
в) Тихий слуга Иван.

а) Великолепие зимней природы.
б) Картины летних воспоминаний.
в) Кончина сына.

а) Коллекция бабочек.
б) Рваный сачок.
в) Кокон с шелкопрядом.

а) Отчаяние в сочельник.
б) Тайная любовь мальчишки.
в) Появление огромной бабочки из кокона.

Вопросы к рассказу «Рождество»

Анализ рассказа «Рождество» Набокова

Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.

Источник

Рождество (Набоков)

У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекционированием бабочек. Отец перевёз «тяжёлый, словно всею жизнью наполненный» гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви и поселился в смежном флигеле усадьбы, который было легко отапливать.

На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.

Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.

После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.

Теперь они давно высохли — нежно поблескивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом.

Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.

Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.

На мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…

В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.

Вскоре сморщенное существо превратилось в индийского шёлкопряда, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. Её тёмно-бархатные крылышки вздохнули и затрепетали «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Источник

Рождество

Микропересказ : У героя под Рождество умирает сын, мальчик, собиравший бабочек. После похорон, в деревне, в натопленной комнате, из кокона, который был в коллекции мальчика, вылупляется огромная индийская бабочка.

У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекци­о­ни­рованием бабочек. Отец перевёз «тяжёлый, словно всею жизнью наполненный» гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви и поселился в смежном флигеле усадьбы, который было легко отапливать.

На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.

Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.

После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.

Теперь они давно высохли — нежно поблескивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом.

Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.

Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.

На мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес.

В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.

Вскоре сморщенное существо превратилось в индийского шёлкопряда, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. Её тёмно-бархатные крылышки вздохнули и затрепетали «в порыве нежного, восхити­тельного, почти человеческого счастья».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Интерпретация рассказа Набокова «Рождество»

Сначала было Слово. Это было слово Александра Солженицына о творчестве

Эти слова заставили отыскать на книжной полке книгу Набокова, попался «Круг», полистала, глянула в «Оглавление», выбрала «Рождество»

Начала читать, стало грустно, тоскливо, но остановиться было невозможно С тех пор прочитано много произведений Набокова, да и о его творчестве немало, но время от времени перечитываю «Рождество». Может быть, потому, что произведения В. Набокова рассчитаны на творческие возможности читателя. Автор писал, что он пишет «для художников». Отсюда и поэтические особенности его рассказов:

Все эти особенности прослеживаются и в «Рождестве».

Некоторые критики называли ранние рассказы Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но бессодержательно, красочно, но бесцельно.

В одном из своих последних интервью Набоков заявил: «Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом»

Особое удовольствие доставляет мне наблюдение за стилем писателя, основными чертами которого являются:

Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова, главного героя повествования, несчастье: он хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом, когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».

Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату, перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не знал

Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый же в словесном выражении – это троп.

В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями, например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму.

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

В поэтике Набокова, как и в поэтике Гоголя, Булгакова, среди других средств художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками действительности.

Перечитаем пейзажную зарисовку из 2 части рассказа, описание утра накануне «Рождества»:

« Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом. »

Мы зримо представляем себе парк, в котором оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка ( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).

Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу). Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).

Зеленый цвет связан с жизнью растений, весной, молодостью. (ель).

Употреблены оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными, запоминающимися. В 11 веке у древних славян цвета радуги ограничивались четырьмя цветами:

«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное. »

Четыре цвета связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от огня, черный или багряный от земли.

Со временем человек создал новые слова для обозначения цветов, и процесс этот еще не закончен.

Строго говоря, языковые средства изображения мира у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других писателей, это цветные прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др. ), глаголы (синеет), существительные (синева, голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст, слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при чтении:

« над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест».

Мир красок, цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых ассоциаций. Об этом хорошо сказал другой поэт, Расул Рза:

Цвета проносятся сквозь наши души,

Как тёплые, прохладные ветра,

Окрашивая цветовою гаммой

Большое значение в поэтике Набокова имеет и освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».

Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я», а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во всей Вселенной

Два – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Крупный индийский кокон был куплен за три рубля. Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель – законченности.

Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.

Никаких качественных изменений четыре не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к жизни.

И ещё об одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия, шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается символом человеческой души.

Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.

В рассказе нет описания внешности Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе, и символические значения слов, прилагательные со значением цвета и света помогают в этом:

Цветопись Световые словосочетания

1. белый (7раз) 1. отражения цветных стекол

2. синел 2. сверкающий груз

3. розовый 3. слепительная глубь

4. седой 4. светлые деревья

5. беленая (лавка) 5. сиял церковный крест

6. рыжий (2раза) 6. коптящая лампа

7. зеленоватый 7. тусклый свет лампы

8. синева 8. отливали ряды бабочек

9. черный (7раз) 9. загоравшиеся сугробы

10. серебро 10. металлической искрой

11. зеленый (2раза) 11. темная пыль

12. коричневый 12. темная пыль

13. белокаменный 13. тетрадь сияла

14. розоватый 14. сквозила светом кисея сачка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *