Наборный ящик для печати что это
Касса наборная
Смотреть что такое «Касса наборная» в других словарях:
КАССА — (итал. cassa, от лат. саза ящик). 1) ящик с деньгами; все денежные суммы какого либо лица, как наличные, так и находящиеся в долгах на других лицах. 2) учреждение, в котором принимаются или выдаются деньги. 3) типографский ящик с отделениями для… … Словарь иностранных слов русского языка
КАССА — КАССА, ы, жен. 1. Ящик, шкаф для хранения денег и ценных бумаг. Несгораемая к. 2. Помещение, учреждение, в к рых производятся денежные операции. Сберегательная к. (прежнее название сберегательного банка). Железнодорожная к. (по продаже… … Толковый словарь Ожегова
касса — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? кассы, чему? кассе, (вижу) что? кассу, чем? кассой, о чём? о кассе; мн. что? кассы, (нет) чего? касс, чему? кассам, (вижу) что? кассы, чем? кассами, о чём? о кассах 1. Касса это ящик или шкаф … Толковый словарь Дмитриева
касса — ы; ж. [итал. cassa] 1. Ящик, шкаф для хранения денег и ценных бумаг; сейф. Несгораемая к. Закрыть, запереть кассу. 2. Аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы; место, кабинка, где стоит этот аппарат и находится… … Энциклопедический словарь
касса — ы; ж. (итал. cassa) см. тж. кассовый 1) Ящик, шкаф для хранения денег и ценных бумаг; сейф. Несгораемая ка/сса. Закрыть, запереть кассу. 2) Аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы; место, кабинка, где стоит этот… … Словарь многих выражений
Type case — Наборная касса; Наборная шрифтовая касса … Краткий толковый словарь по полиграфии
Книгопечатание — комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции. Изобретение К. сыграло огромную роль в социально политической и историко культурной жизни человечества. К. Маркс считал К. одной из… … Большая советская энциклопедия
Lead-and-slug case — Наборная касса для размещения пробельного материала, материальная касса … Краткий толковый словарь по полиграфии
Ручной набор — Наборная касса и верстатка с металлическими литерами Ручной набор способ изготовления текстовой части печатной формы, при котором вручную последовательно подбирается, формируется в строки и страницы шрифто … Википедия
Мир книги
Основа книгопечатания
Сегодня не так просто найти типографию, в которой бы наборный процесс осуществлялся по старинке — вручную. В такой типографии рядами стоят высокие столы с наклонно расположенными верхними досками. На столах — деревянные ящики. разделенные перегородками. Это наборные кассы. В каждой из них — 96 небольших отделений гнезд.
32 строчные буквы, но мы забыли про прописные, а ведь и им нужно найти место в кассе. Кроме того, специальные отделения предназначены для цифр, для знаков препинания, а также для металлических брусочков, не имеющих знаков, шпаций, которые при наборе вставляют между словами. Все эти литеры в совокупности называются шрифтом. Человек, стоящий перед кассой,— наборщик — держит в левой руке большой металлический ящичек с тремя стенками, одна из которых сделана подвижной. Это — верстатка. Работу наборщика можно уподобить действиям ребенка, составляющего слова из детских кубиков. По одной литере вынимает он из кассы и устанавливает в верстатку. Так образуются слоги, слова, фразы. Подвижную стенку верстатки предварительно закрепляют таким образом, чтобы все строки получались одинаковой, заранее определенной длины. До нужной длины строки доводят, устанавливая в пробелы между словами шпации различной ширины. Этот процесс называется выключкой.
Составленные из отдельных литер строки вынимают из верстатки и устанавливают в специальной раме. Так постепенно складывается печатная форма зеркальное и рельефное изображение одной или нескольких страниц книги, журнала, газеты. Остается лишь нанести на форму краску, наложить сверху лист бумаги и плотно прижать его к поверхности набора. Снимем лист оттиск готов.
Форма, с которой печатали ксилографические книги, была цельной. Та же, с которой мы познакомились сейчас, составлена из отдельных элементов литер.
Далеко не всякое новшество можно оправдать. К набору и цельной печатной форме это не относится. Здесь четко можно привести многие «за» и почти ни одного «против». «За» и «против», проверенные пятисотлетней практикой. Пересказывать все доводы мы не будем. История давно подвела баланс и решила спор в пользу наборной формы. Забегая вперед, скажем, что решение это оказалось справедливым лишь на ранних этапах развития книгопечатания; в XIX в. оно было пересмотрено. Появились машины, которые изготавливали печатные формы, составленные из цельных строк.
Так вот, из многих «за» приведем лишь два — главнейших.
Процесс изготовления рельефной печатной формы весьма трудоемок. Зеркальную копию будущей страницы гравер ксилографической книги получал в результате нескольких месяцев напряженной работы. Изготовление книги затягивалось на долгие годы.
Можно было бы ускорить процесс, если бы удалось предварительно заготовить элементы печатной формы. Если форма цельная это невозможно. Но если она составлена из отдельных литер, вопрос решается просто. Заранее сделанные литеры хранятся в типографии. При необходимости из них, как из детских кубиков, составляют печатные формы. Наносят на них краску, печатают листы книги, а затем снова разбирают литеры по отделениям кассы. Теперь свинцовыми буквами можно набирать новые тексты, печатать другие книги.
Одни и те же литеры в различных комбинациях участвуют в изготовлении многих книг.
Процесс изготовления печатной формы отныне сводится к набору. Гравировать знаки на металле или дереве не приходится. А значит, форма может быть изготовлена быстро, в течение сравнительно короткого промежутка времени. В этом великое преимущество наборной формы по сравнению с цельной, ксилографической.
В процессе однообразной и утомительной работы, когда от мелких значков рябит в глазах и голова становится свинцовой от усталости, граверу, режущему цельную форму, легко напутать. А это значит, что многие недели пропали даром и всю работу нужно начинать сначала.
Наборщик тоже ошибается. На страницу падает с добрый десяток неправильно поставленных литер. Но исправить ошибку легко. Нужно лишь взять шило, поддеть случайно попавшую в форму литеру и заменить ее верной. Исправление, или, как говорят полиграфисты, корректура, наборной формы производится быстро. В этом второе великое преимущество набора.
Принцип набора отдельных шрифтовых знаков лежит в основе современного книгопечатания. Мы уже знаем, что существовал он задолго до того, как книгопечатание было изобретено.
Детские кубики, по которым мы учились читать, были известны еще в древнем Риме. В древности же принцип набора использовался для воспроизведения и размножения текстов.
Книгопечатание наборным шрифтом
В Библии больше 774 тысяч слов, и у монаха, пишущего гусиным пером, на одну копию уходило от пяти до 30 лет. Но Гутенберг, используя свое новое изобретение, напечатал 300 экземпляров меньше чем за год. Появление печатного станка сильно изменило мир: за 50 лет было отпечатано более 35 тысяч различных книг.
Печать наборным шрифтом — одно из многих изобретений, впервые появившихся в Китае. Но так как Китай не имел связи с западной цивилизацией, об этом изобретении знали только в странах Дальнего Востока. Спустя примерно 400 лет наборный шрифт был заново изобретен в Европе и после этого распространился по всему миру.
Терпеливые переписчики
Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) родился в Майнце, в Германии. Он изобрел печатный станок и потом долгие годы его совершенствовал.
До изобретения книгопечатания книги писали от руки гусиным пером. Эту работу выполняли переписчики, чаще всего монахи. На переписку уходили годы, поэтому книги были очень дорогими, и такую роскошь могли себе позволить только богатые. Так как книг было мало, научные открытия и передовые взгляды распространялись очень медленно. Большинство людей видели книги только в церкви.
Делались попытки вырезать из дерева текст рукописи вместе с иллюстрациями, а потом отпечатывать с этих форм книги. Но это занимало почти столько же времени, сколько и переписка, а деревянная форма быстро приходила в негодность. Надо было придумать способ, при котором каждая буква (прописная и строчная), цифра или знак препинания отливается из металла отдельно, а затем из них составляются слова. Когда текст страницы набран, на шрифт сверху можно нанести краску, а затем при помощи пресса получить оттиск на листе бумаги. Первоначально вместо пресса использовали давильню для выжимки фруктового сока и масла.
Кто был первым?
Пока Гутенберг проверяет набранную страницу (слева), его подмастерья продолжают работу. Наборщик (в центре) отбирает нужные литеры из деревянной кассы, чтобы потом сверстать их. Другой рабочий управляет прессом. Человек, изображенный на заднем плане, просматривает только что отпечатанные листы, чтобы проверить, нет ли там ошибок. Над ним подвешены для просушки готовые страницы.
Нельзя с уверенностью сказать, кто первым нашел решение. В одно и то же время в разных странах — Германии, Нидерландах, Италии и Франции — разные мастера преследовали одну и ту же цель.
В истории изобретений часто случалось так, что сразу несколько человек независимо друг от друга работали над одной и той же проблемой. Сегодня большинство историков полагают, что первым эту задачу решил Иоганн Гутенберг. Слова из металла Гутенберг родился в городе Майнце, на юге Германии. Он работал на монетном дворе, где научился обращаться с металлом. Расплавленное золото или серебро лили в форму, и получалась монета. Вероятно, этот процесс навел Гутенберга на мысль отлить шрифт из металла.
В 1428 году Гутенберг переехал в Страсбург и стал ювелиром. По-видимому, он уже втайне работал над проектом наборного шрифта. Но ему нужны были деньги, чтобы купить металл и оборудование. В 1448 году он вернулся в Майнц, чтобы одолжить денег у богатого промышленника Иоганна Фуста.
Первая печатная книга
Наконец примерно в 1450 году Гутенберг начал печатать свою первую книгу. Это была 42-строчная Библия на латинском языке. Всего он напечатал около 300 копий. К сожалению, Гутенбергу не суждено было пожать плоды своих трудов. Он не сумел вовремя вернуть долг, и его типография перешла к Иоганну Фусту. Фуст продолжал печатать книги, что принесло ему солидный доход, а Гутенберг отошел от дел, и больше о нем почти ничего не известно.
Церкви брошен вызов
Старинная типография (с гравюры XVI века).
Наборный шрифт был изобретен в переломную для европейской цивилизации эпоху. В средние века все силы человека уходили на борьбу за выживание, и у него не оставалось времени на культуру и искусство. Христианская церковь была единственным центром просвещения, но ее не интересовали новые идеи.
В XV веке положение стало меняться — сначала в Италии, а потом и во всей Европе. Возник огромный интерес к живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и литературе. Историки называют этот период Возрождением. Люди обратились к культурному наследию Древней Греции и Рима. Появились также и новые теории.
Другое движение — Реформация — вообще отрицало необходимость католической церкви. До XV века церковные службы велись на латинском языке и священники читали людям латинскую Библию. Так как латинский язык знали только немногие образованные люди, то большинство просто не понимало смысла происходящего в церкви.
Расцвет книгопечатания
После того как был изобретен наборный шрифт, ничто уже не могло остановить развития книгопечатания. Через пять лет книги уже печатались в нескольких городах, стоящих на Рейне, а затем и во всей Европе. В Италии первый печатный станок был установлен в Риме в 1464 году. К 1470 году книги печатали во Франции, в Нидерландах, Швейцарии, Испании и Англии.
Отливка букв в форму. До 70-х годов XX века при печати некоторых книг и всех газет использовались отдельные литеры.
Одними из первых были напечатаны переводы Библии на современные языки. Библия на немецком языке была напечатана в 1466 году, а вскоре последовали переводы на французский, испанский, голландский и английский. Внезапно люди обнаружили, что могут сами читать и толковать Библию.
Вскоре стали появляться и другие книги. Английский печатник Уильям Кэкстон, который работал в Лондоне, начиная с 1476 года и до своей смерти в 1491-м выпустил более 100 книг. Среди них были такие популярные литературные произведения, как «Роман о лисе», «Кентерберийские рассказы» Чосера и «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори, а также книга о правилах и истории шахматной игры.
Рассказать всему миру
Требовалось много труда, чтобы напечатать книгу, но отпечатать один лист молено было быстро и относительно дешево. Теперь всякий, кто хотел поделиться с людьми своими мыслями, мог их напечатать и разослать. Это встревожило правительства и церковь, которая не привыкла, чтобы ее критиковали. Римская католическая церковь и даже протестантские церкви в Северной Америке долгое время запрещали печатать книги о религии без их одобрения.
Что касается правительств, они всегда стремились контролировать все, что выходит в печать, и продолжают это делать сейчас. Но нашлись люди, которых не останавливали запреты властей и церкви. Между 1520-м и 1600 годами вышли из печати тысячи памфлетов (тоненьких книжечек), в которых обсуждались проблемы, интересовавшие в то время людей. На страницах этих изданий разгорались баталии между соперничающими литераторами, ничуть не менее яростные, чем на полях сражений.
Около 1600 года появились первые настоящие газеты. Обычно они выходили раз в неделю и печатали не только последние новости, но и комментарии на темы общественной жизни.
Книги для народа
Примерно с 1650 года для тех, кто не интересуется политикой, стали выпускать листовки — одинарные листы бумаги, на одной стороне которых печатались тексты популярных песен, а другая была чистая. Выходили и дешевые маленькие книжечки для семейного чтения, в которых обычно были одна-две сказки, библейские истории или детские стихи. В начале 1800 года появились дешевые печатные издания: романы, биографии, научные книги и сборники стихов.
Философы и мыслители получили возможность публиковать свои труды, и теперь с их взглядами могли ознакомиться тысячи людей, а не только те, кто слушал их лекции. И что еще важнее, книга могла проникнуть повсюду, поэтому прогрессивные идеи могли пустить корни в других странах и частях света. В этом смысле книги сделали мир меньше, зато более познаваемым.
Читальный зал мирта. История книгопечатания Для чего наборный ящик в книгопечатании
Печать первой четв. 19 века.
В архивах Ватикана хранится написанная на бумажном свитке грамота внука Чингисхана монгольского хана Гуюка к римскому папе Иннокентию IV (середина XIII столетия). В конце свитка и в местах склейки листов стоит оттиснутая красной краской печать хана: «Бог на небе и Гуюк-хан над землею храбрость божья. Печать императора всех людей». Как говорится, идея витала в воздухе.
Глубокую историю имеет и технология набивки рисунка на ткань. Мастер гравировал рисунок на дереве, а после с гравированной доски переносил рисунок на ткань. Первый известный нам случай использования этой технологии для нанесения текста относится к 70-м годам XIV столетия. В 1898 году, разбирая обветшалый старинный дом в маленьком городке Сеннека на востоке Франции, нашли доску с выгравированным на ней рисунком. Доска предназначалась для печати на ткани. На оттиске застыли люди в рыцарских одеждах, рядом вьется текст. Находку назвали доской Прота по имени купившего ее книгопечатника Прота. Этот замечательный экспонат сегодня можно увидеть в городе Макон, в типографии Прота.
Как выглядело рабочее место наборщика совсем недавно:
Приблизительно в 2000 г. до н.э. был изготовлен глиняный диск, который нашли при раскопках в критском городе Фест. На диске нанесен 241 рисунок. Для нашего рассказа важно то, что для тиснения одинаковых рисунков неизвестный мастер использовал одни и же штампы.
К пантеону первопечатников следует отнести тех, кто сумел соединить все, что открыли и изобрели, того, кто первым начал печатать с наборной формы.
Из глины изготавливали литеры и обжигали на огне. Разделенная на отдельные ячейки и поставленная на гладкий стальной лист железная рама служила основой для печатной формы. Ячейки заполняли смолой и набирали текст литерами. Затвердев, смола скрепляла шрифт. Для освобождения литер после печати стальную пластину нагревали. После этого литеры можно было использовать снова. Вскоре печатники усовершенствовали метод изготовления самих литер. Их начали изготавливать, заливая легкоплавкие олово и свинец в специальные формы. Так процесс предпечатной подготовки сократился по времени, изготовление литер стало на поток. Кроме этого, буквы больше не отличались друг от друга.
Нет доказательств того, что метод печати с наборных форм пришел с Востока, возможно, европейские печатники пришли к нему самостоятельно. В любом случае, уже в середине XV столетия в странах Западной Европы появились книги, отпечатанные с наборных форм. А историки книгопечатания до сих пор спорят, в какой стране это случилось впервые.
Голландцы считают, что книгопечатание начиналось в Нидерландах, в городе Гарлем. Где пономарь местной церкви Лоренц Янсен по прозвищу Костер («пономарь») с помощью собственноручно отлитых литер отпечатал книгу «Зерцало человеческого спасения». В 1823 году голландцы отпраздновали 400-ую годовщину книгопечатания, а в Гарлеме установили памятник Лоренцу Костеру
В Италии, как Вы понимаете, отцом книгопечатания с наборной формы называют итальянца Памфилио Кастальди, жителя города Фельтре, поэта, врача, доктор права.
Последние годы своей жизни Гуттенберг провел на пенсионном обеспечении от архиепископа Адольфа Нассаусского.
наборный шрифт штучная печать типография
В 1438 году Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных литер. По существу, Гутенберг пошел по пути создателей алфавитов: ведь набор букв-литер позволяет зафиксировать на бумаге все звуки речи на данном языке, причем не один раз, а многократно. Гутенберг на подготовку первого печатного набора Библии потратил около двух лет. Но зато после этого он смог сразу напечатать целый ее тираж. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались буквы и знаки препинания. Иоганн Гутенберг построил такой печатный станок. Очень вероятно, что техника Гутенберга отличалось от современной, но чем именно, определить невозможно.
Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг, в том числе и на славянском языке. Особенную известность получил Этьенн в Париже: его издания благодаря красивым буквам, качеству бумаги и чернил, изяществу и богатству орнаментных рисунков доставили ему выдающееся место в ряду других современных издателей.
В Антверпене жил знаменитый печатник Христофор Плантен, основавший типографию в 1555 г. По поручению Филиппа II он напечатал Библию, на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках (1569—1573). Плантен был монопольным издателем церковных книг для всех испанских владений; он издал 60 тыс. молитвенников, 100 тыс. требников и 400 тыс. часословов, а всего до 1500 изданий; он стал родоначальником целой династии печатников, Плантенов-Моретов.
В 15 веке влияние книгопечатания на политическую, культурную и социальную жизнь общества было еще не слишком значительным, оно заметно усилилось в 16-17в. Самое большое распространение печатное слово получило в эпоху Реформации и Крестьянской войны в Германии. Эту эпоху можно считать временем печатного листка-прокламации. В типографской продукции, на книжном рынке доминировала публицистика. Прокламации, листовки, памфлеты и т.п. заполнили книжный рынок. Солидные фолианты, если их содержание отвечало духовным потребностям времени, также получали большое распространение.
В 1810-1812 годах Фридрих Кенинг (1774-1833) изобрел скоропечатную машину с металлическим цилиндром, давящим на плоскую наборную форму, которая совершала возвратно-поступательные движения. На такой плоскопечатной машине можно было печатать до 1000 оттисков в час с обеих сторон листа. При этом формат листа можно было увеличить и расположить на нем сразу 6 или 12 страниц. Наборная форма смазывалась типографской краской, затем на нее помещали чистый лист бумаги, по которому прокатывали металлический цилиндр, оттискивавший на ней отпечаток. При этом цилиндр соприкасался с листом бумаги только по образующей поверхности, представляющей собой прямую линию. Это позволило значительно уменьшить усилие давления на бумагу, в отличие от винтового пресса, в котором давление приходилось осуществлять сразу по всей площади бумажного листа. Во всех последующих печатных машинах давление на бумагу осуществляется только с помощью цилиндра.
Со времени изобретения книгопечатания до конца XX века его основные процессы оставались неизменными. Для получения оттисков необходимо было иметь печатную форму, материал для печатания (чаще всего бумагу) и печатную краску. Без печатной формы невозможно было напечатать целый тираж книг, журналов или газет.
Малопроизводительный и дорогой ручной набор просуществовал почти до конца ХIХ века. В 1886 году О. Мергенталер изобрел наборную машину-линотип, дававшую набор в виде отдельных отлитых строк. А в 1892 году Т. Ланстон изобрел монотип, на котором набирается отдельно каждая буква-литера. Обе эти машины были машинами горячего набора. Лишь к концу XX века горячий набор был вытеснен сначала так называемым фотонабором, а затем и электронным набором.
Идея фотографического набора выдвинута в 1894 г. венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Первую фотонаборную машину построил в 1895 г. В. А. Гассиев.
XX век стал в книгопечатании периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машины переводятся на электрический привод. В 30-40-х гг. появляются электрические контрольно-блокирующие и измерительные устройства. В 50-60-х гг. в книгопечатании начинает применяться электроника.
Успехи современной электроники, электрофотографии и цифровой вычислительной техники позволили коренным образом усовершенствовать все процессы полиграфического производства. Появление персонального компьютера коренным образом упростило и ускорило все эти процессы.
1. Запишите пословицы и поговорки о книге, которые вам особенно понравились.
Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то найдёшь великую пользу душе своей.
Что имеете хорошего, то не забывайте,
а чего не имеете, тому учитесь.
Гордости не имейте в сердце своём.
Старых чтите как отца, а молодых — как братьев.
3. Допишите предложения:
4. Допишите предложение:
Музей книги — это ________________________________________________________
5. Используя приобретённые знания, внесите изменения в рассказ Вани так, чтобы получился текст именно о Музее книги.
«… там было много занимательного, например такие штучки, из которых листы получаются, разные детали и машины для их изготовления. В этом музее на стенах висят картины, в которых представлены сюжеты из разных сказок. Мне очень понравился музей, и я купил о нём диск».
6. Из предложенных пословиц выберите те, в содержании которых говорится о значимости учения:
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книга хороша, да начётчики плохи.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Раздаточный материал для детей
Музей (дом Муз) — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Экспонат — предмет, выставленный для обозрения на выставке.
Музейная экспозиция — выставление экспонатов музея.
Книга — один из древнейших предметов собирательства, который исследуют как объект письменной культуры.
Рукописные книги — это текст и иллюстрации, которые писали монахи от руки на пергаменте.
Музей книги — это учреждение, в котором совершается уникальное путешествие во времени, в результате чего изучается история развития книги: эволюция формы и материалов, технология книгопечатания, организация издательского дела, использование полиграфической техники.
Печатный станок XVII века — сооружение для изготовления книги, имеющее металлические и деревянные детали.
Наборный ящик — приспособление для хранения железных букв — литер.
Печатный станок XIX века — сооружение для изготовления книги, имеющее металлические детали.
Отзыв на прочитанную книгу по плану:
2. Название произведения.
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, сказка).
4. Тема произведения.
5. Имя любимого героя и ваше отношение к нему.
6. Новое для вас в этом произведении.
7. Полезное для вас в этом произведении (чему научились благодаря этому произведению).
Выберите один из экспонатов, представленных в Музее книги, и расскажите о нём, используя план:
1. Название экспоната.
2. Название материала, из которого изготовлен экспонат.
3. Назначение этого экспоната в реальной жизни.
4. Путь экспоната в музей.
Составьте по плану текст экскурсии по одному из залов Музея книги и проведите её.
1. Тема экспозиции этого зала.
2. Краткое представление экспонатов данного зала.
3. Возможное использование данных экспонатов в реальной жизни.
Книга Древней Руси
Материал для изготовления
Сравните современные книги и книги Древней Руси по следующим направлениям:
Книга Древней Руси
Материал для изготовления
Основа книгопечатания
Составленные из отдельных литер строки вынимают из верстатки и устанавливают в специальной раме. Так постепенно складывается печатная форма зеркальное и рельефное изображение одной или нескольких страниц книги, журнала, газеты. Остается лишь нанести на форму краску, наложить сверху лист бумаги и плотно прижать его к поверхности набора. Снимем лист оттиск готов.
Форма, с которой печатали ксилографические книги, была цельной. Та же, с которой мы познакомились сейчас, составлена из отдельных элементов литер.
Далеко не всякое новшество можно оправдать. К набору и цельной печатной форме это не относится. Здесь четко можно привести многие «за» и почти ни одного «против». «За» и «против», проверенные пятисотлетней практикой. Пересказывать все доводы мы не будем. История давно подвела баланс и решила спор в пользу наборной формы. Забегая вперед, скажем, что решение это оказалось справедливым лишь на ранних этапах развития книгопечатания; в XIX в. оно было пересмотрено. Появились машины, которые изготавливали печатные формы, составленные из цельных строк.
Процесс изготовления рельефной печатной формы весьма трудоемок. Зеркальную копию будущей страницы гравер ксилографической книги получал в результате нескольких месяцев напряженной работы. Изготовление книги затягивалось на долгие годы.
Можно было бы ускорить процесс, если бы удалось предварительно заготовить элементы печатной формы. Если форма цельная это невозможно. Но если она составлена из отдельных литер, вопрос решается просто. Заранее сделанные литеры хранятся в типографии. При необходимости из них, как из детских кубиков, составляют печатные формы. Наносят на них краску, печатают листы книги, а затем снова разбирают литеры по отделениям кассы. Теперь свинцовыми буквами можно набирать новые тексты, печатать другие книги.
Одни и те же литеры в различных комбинациях участвуют в изготовлении многих книг.
Процесс изготовления печатной формы отныне сводится к набору. Гравировать знаки на металле или дереве не приходится. А значит, форма может быть изготовлена быстро, в течение сравнительно короткого промежутка времени. В этом великое преимущество наборной формы по сравнению с цельной, ксилографической.
В процессе однообразной и утомительной работы, когда от мелких значков рябит в глазах и голова становится свинцовой от усталости, граверу, режущему цельную форму, легко напутать. А это значит, что многие недели пропали даром и всю работу нужно начинать сначала.
Наборщик тоже ошибается. На страницу падает с добрый десяток неправильно поставленных литер. Но исправить ошибку легко. Нужно лишь взять шило, поддеть случайно попавшую в форму литеру и заменить ее верной. Исправление, или, как говорят полиграфисты, корректура, наборной формы производится быстро. В этом второе великое преимущество набора.
Принцип набора отдельных шрифтовых знаков лежит в основе современного книгопечатания. Мы уже знаем, что существовал он задолго до того, как книгопечатание было изобретено.
Когда в середине XV в. правитель Флоренции Лоренцо Медичи решил украсить свой великолепный дворец библиотекой, он нанял сорок пять писцов.
Два года те работали день и ночь, переписывая рукописи и украшая их рисунками. Теперь Лоренцо Медичи мог похвастаться перед гостями огромной библиотекой: двести книг в прекрас ных переплетах стояли на дубовых полках.
То был период, когда закладывались основы мировой торговли, когда ремесленничество уступало место мануфактурам такой способ тиражирования книг, существовавший много веков, уже не мог удовлетворить растущих потребностей.
Изменил сложившуюся ситуацию немец Иоанн Гутенберг. Книги печатали и до Гутенберга. Самым первым способом возникшим более двух тысяч лет назад, было печатание штемпелями, т. е. на кусочке глины, камня или металла наносились отдельные буквы, слова или изображения, покрывались краской и штамповались на бумаге.
Возвратясь в Страсбург, Гутенберг, начиная с 1430 г., работает над воплощением своей идеи книгопечатания. В поисках самого удобного способа отливки букв он проделал много экспериментов. Однако опыты требовали значительных расходов.
Чтобы заработать деньги, Гутенберг занимался различными ремеслами. Он гранил драгоценные камни, полировал венецианские стекла для окон и зеркал. Свои опыты он скрывал, опасаясь, что идею могут украсть.
Металл для отливки литер должен был обладать редкими качествами: легко плавиться при сравнительно невысоких температурах, не быть вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В результате опытов Гутенберг выбрал сплав, состоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы. Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.
Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются одна от другой по ширине. Например, латинское М в три раза шире, чем I. Поэтому словолитная форма должна была быть приспособлена к ширине каждой матрицы. Это было достигнуто остроумным способом: словотворная форма состояла из двух частей в виде латинского L. Передвижением частей можно было изменять ширину формы.
Для смазывания металлических литер не годились обыкновенные чернила, употреблявшиеся для ксилографического печатания. Гутенберг изготовлял типографскую краску из сажи и льняного масла (олифы).
Перед началом печатания необходимо было подготовить бумагу. Сухая бумага плохо впитывала краску, поэтому ее предварительно увлажняли.
Подготовив должным образом печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигль пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тиглем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня. С одного набора получали сотни оттисков. Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на доску, сверху накрывали другой доской и придавливали грузом в 40-50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5-6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет.
Двуцветный текст получали так. Сначала печатали черный текст, накрывая фрашкетом те места, которые предстояло еще отпечатать красным. После просушки лист возвращали под пресс, накрывали фрашкетом уже готовый оттиск и печатали красной краской. Трудность состояла в том, чтобы строки, выполненные разными красками, не накладывались одна на другую.
Позднее наследники одного из его компаньонов начали против Гутенберга процесс, оспаривая у него первенство открытия и право пользования им. Положение Гутенберга перед судом было крайне затруднительным: он боялся раскрыть секрет своего изобретения, а между тем судьи засыпали его вопросами. Гутенберг предпочел осуждение отречению от своего изобретения. Порицаемый и разоренный, он отправился на родину, в Майнц, чтобы здесь попытаться восстановить свою репутацию.
И день этот настал. Всю прибыль от типографии Гутенберг тратил на ее расширение, отливая новые шрифты, делая новые станки. Фуст прекрасно знал об этом, и когда Гутенберг истратил все деньги, потребовал вернуть долг. Гуттенберг не мог вернуть долг, прежде чем не выпустит новые книги и продаст их. Фуст подал в суд, потребовав, чтобы у Гутенберга отобрали типографию и передали ему. Типографию присудили Фусту.
Но у Гутенберга остался один комплект шрифтов, который принадлежал лично ему, прежде чем он вступил в компанию с Фустом. Не имея денег, живя впроголодь, он начал снова печатать книги. Снова нашел компаньона. И снова его одолевали кредиторы. Но Гутенберг не сдавался.
Дело, вероятно, кончилось бы так же, как и с Фустом, если бы не одно неожиданное обстоятельство. Печатное слово впервые сыграло роль в политической борьбе.
Гутенберг стал печатать листы, в которых хвалил одного из архиепископов, Адольфа фон Нассау, и старался расположить к нему население города. Фуст, владевший старой типографией Гутенберга, выступил в защиту второго.
Победил фон Нассау. Типографию Фуста разгромили, а Гутенберг получил награду: разрешение получать обед с архиепископского стола. И еще одну награду: каждый год новое платье, двести мер зерна и два воза сена.
Еще при жизни Гутенберга в его изобретение вносились усовершенствования. В 1457 г. П. Шеффер сделал типографское воспроизведение орнаментики на страницах Майнцской Псалтыри. В 1461 г. А. Пфистер в Бамберге выпустил книги с иллюстрациями, гравированными на дереве.
В XV в. вместе с гравюрой на дереве, ксилографией, стала развиваться гравюра на металле. Впервые такие гравюры в книгопечатании применил англичанин У. Кэкстон в Брюгге. Иллюстрации, гравированные на металле, и текст с наборной формы на одном листе напечатал Н. ди Лоренцо во Флоренции в 1477 году..
В XVI-XVIII вв. совершенствовались способы изготовления иллюстраций. В самом процессе печатания ничего не менялось, лишь некоторые процессы механизировались да деревянные части заменялись металлическими.
В конце XVIII-начале XIX в. появились новые способы книгопечатания, например литография. Литография была изобретена А. Зенефельдером в 1796-1798 гг. в Германии. При литографическом способе оттиски получаются в результате переноса краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу. Этот способ широко применялся в первой половине XIX в. для воспроизведения картин, выполнения книжных и журнальных иллюстраций и т. п.
Развитие книгопечатания и особенно рост газетных тиражей требовали увеличения скорости печатания. Станок старой конструкции не мог обеспечить требуемых скоростей.
В 1815 г. немец Ф. Кениг, переехавший в Лондон, изобрел ротационную машину. В ней плоская плита для прижимания бумаги к форме была заменена металлическим цилиндром. Кроме того, Кениг механизировал и нанесение краски на форму. Эта машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном печатном станке можно было получить 100 оттисков в час, то печатная машина Кенига давала свыше 800 оттисков.
Важным этапом в развитии механизированного набора было создание матрицевыбивальной машины, рельефные штампы которой при нажатии специальных устройств (клавишей) выдалбливали на специальном картоне углубленные изображения букв и знаков, после чего по матрицам отливали необходимые формы. В 70-х годах XIX в. большую роль в создании матрицевыбивальных машин сыграли работы русских изобретателей И. Н. Ливчака и Д. А. Тимирязева.
Идеи, положенные в основу матрицевыбивальных машин, были использованы при создании более совершенных наборно-отливных машин. Их применение определило развитие полиграфии конца XIX в. Были сделаны первые попытки создания наборно-печатной машины, сочетавшей в себе наборную и пишущую машины. Первые образцы ее были построены в 1870 г. русским изобретателем М. И. Алисовым. «Скоропечатник» Алисова работал со скоростью 80- 120 знаков в минуту.
Для развития наборно-печатных машин имело большое значение создание работоспособной пишущей машинки, предназначенной для побуквенного печатания текста при помощи рельефных букв, приводимых в движение системой рычагов. Первая модель ее была изготовлена в 1867 г. в США К. Шолсом.
В 1894 г. изобретатель Е. Порцельт выдвинул идею фотографического набора. В 1895 г. В. А. Гассиев построил первую фотонаборную машину. Фотонаборная машина не отливает строки из металла, а фотографирует текст на пленку. После этого пленку заправляют в печатные машины.
В начале XX в. полиграфические машины перешли на электропривод. В 50-60-е годы XX в. в полиграфии стала применяться электроника. Электронно-вычислительные машины произвели революцию в книгопечатании. Фотоэлектроника упростила процессы изготовления иллюстраций.
Компьютерный набор и верстка текста максимально сократили промежуток между написанием книги и ее выходом в свет.
Значение изобретения Гутенберга для прогресса человечества трудно переоценить. В 2000 г. мировая общественность объявила его самым выдающимся событием тысячелетия.