Начальник директор руководитель в чем разница
Разница между начальником и руководителем
Вопросы управления коллективом занимают исследователей на протяжении столетий, но универсальных формул успеха до настоящего момента не выведено. Зачастую позицию упрямого начальника противопоставляют концепции мудрого руководителя. Попробуем разобраться в значениях указанных категорий и понять разницу между ними.
Определение
Начальник – лицо, назначенное на управленческую должность в установленном порядке и получающее вознаграждение за свой труд. В его подчинении обязательно находится как минимум несколько человек, а круг прав и обязанностей определён законодательством и внутренними распоряжениями предприятия.
Руководитель – профессия, обозначающая группу формальных должностей и неформальных позиций. Конкретное выражение статуса, круг прав и обязанностей зависит от конкретных условий деятельности. К примеру, руководитель предприятия может быть директором, президентом, председателем правления. Кроме того, в объём понятия входит круг неформальных должностей, которые не подразумевают оплату труда.
Сравнение
Важнейшее отличие заключается в объёме понятий. Очевидно, что руководитель – это профессия, включающая в себя в том числе начальствующие должности. Способ управления и полномочия, а также авторитет и статус не играют особой роли. Другое дело – оплата труда: у начальника она обязательно есть, так как он трудоустроен на должность по договору, утверждённому приказом или распоряжением.
Руководитель может работать на общественных началах (к примеру, научное руководство, ведение благотворительных проектов, детских кружков). Его статус также может быть неформальным, что зависит от конкретных условий. Свои требования начальник может оформлять в виде приказов, распоряжений и указаний, а руководитель – ещё и в консультативной форме (предложения, проекты).
Начальник директор руководитель в чем разница
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 апреля 2014 года N 14-3/10/В-1717
[О формулировке понятий «руководитель», директор», «начальник», «заведующий» и о должностных наименованиях «старший», «ведущий»]
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело обращение от 20 февраля 2014 г. N 1314-01-54/32-ВА о содержании отдельных положений приказа Минкультуры России от 9 декабря 2013 г. N 2041 и сообщает.
1. В отношении юридических оснований включения в названный приказ понятий «руководитель», «директор», «начальник» и «заведующий».
Так, в названном Квалификационном справочнике к числу руководителей отнесены директор, генеральный директор, заведующие различного рода отделами и другие должности.
В частности, должности директора (начальника, заведующего), приведенные в ОКПДТР, указаны как должности руководителей.
2. В отношении вопроса об отнесении к основному персоналу ряда должностей специалистов независимо от разделения их на разновидности «старший», «ведущий» и так далее.
Указание в наименовании должности «старший», «ведущий» и другие характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).
Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должностные обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия (учреждения, организации) или его структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.
Таким образом, наличие либо отсутствие указания «старший», «ведущий» и так далее в наименовании должности соответствующего специалиста не влияет на отнесение его к иной категории.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
Чем отличается начальник от руководителя в трудовых правах и обязанностях
Управление коллективами зависит от качества и профессионализма руководства. Управленческие инструменты используют лица, называемые руководителями или начальниками. Стоит разграничивать эти понятия или поставить между ними знак равенства, попытаемся разобраться.
Определение понятий начальника и руководителя
Источники дают различающиеся трактовки (формулировки) этих двух понятий. Прослеживаемое единство мнений состоит в следующем.
Начальник – это назначенный на управленческую должность человек, наделенный распорядительной властью и получающий вознаграждение за труд. Права и обязанности определяются законодательно и распорядком предприятия. В его подчинении находятся иные лица (штатные сотрудники).
На него возлагаются следующие обязанности:
Для начальника значение имеют личностные характеристики, постоянное совершенствование приобретенных навыков.
Руководитель – это, как правило, профессия человека, статус, обеспеченный формальной должностью и неформальными позициями. Статус определяется в зависимости от обязанностей, прав, условий. Руководитель может исполнять, например, обязанности:
Однако обязанности для достижения результата выполняются как за вознаграждение, так и неформально.
Понятие руководителя организации как наемного работника определено Трудовым Кодексом (ст.273). Согласно ему, это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией.
На руководителя возлагаются следующие обязанности:
Работа руководителя регулируется нормами как трудового, так и гражданского права. Контакты с коллегами, обмен опытом, деловые встречи – все это в ведении руководителя. Он должен обладать управленческими способностями, развитым интеллектом, работоспособностью, дисциплинированностью.
Из истории
Выполнение обязанностей руководителя считается древней профессией. Руководителями считались предводители, вожди. Ранее они управляли не только трудовым процессом, но и различными сферами повседневной жизни подчиненных.
В ведении современных руководителей находятся работники конкретных трудовых коллективов (организаций). Профессия востребована на рынке труда. Руководитель подразделения компании выступает одновременно в роли начальника и подчиненного.
Сведения из толкового словаря Д.Н. Ушакова
Начальник в словаре определяется как должностное лицо, заведующее, руководящее чем-либо. А руководитель – как лицо, возглавляющее что-либо, наставник.
Общие черты начальника и руководителя
Во многих источниках эти два слова называют синонимами. Грань между ними тонкая, легко стирающаяся. Главное, что и тот, и другой – должностные лица, участвующие в управлении коллективом, сферой, отраслью. К тому же, кроме образовательных и управленческих навыков, им должны быть присущи черты:
И начальник, и руководитель выигрывают, если пребывают в позитивном ключе.
Для тех и других недопустимы такие факторы:
Важной для всех является правильная самооценка, отсутствие излишней амбициозности и авторитарности.
Отличия в реализации прав и обязанностей
Несмотря на частое отождествление понятий, есть несколько пунктов различий.
Управление организацией предполагает работу с людьми. При всех имеющихся отличиях, начальник и руководитель для успешной работы призваны заслужить уважение в коллективе, совершенствовать профессиональные характеристики.
Эффективный стиль руководства напрямую зависит также от использования в практической деятельности позитивных личностных качеств.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Кто ты? Начальник или руководитель?
Когда-то давно я об этом даже не задумывался. Кто такой начальник, а кто такой руководитель?
В повседневной жизни работник называет одно и то же лицо стоящее у руководящей должности как начальником так и руководителем. Но чаще всего я слышу только : «Мой начальник, у моего начальника, моему начальнику».
Если судить по определениям всех словарей различных терминов, то руководитель и начальник это одно и то же. Оба они имеют власть над подчиненными согласно своим должностным обязанностям.
Но если руководитель и начальник по различным документам одно и то же, то в чем тогда разница? Это лично мое мнение, которое я считаю имеет место быть. Разница в душевном состоянии, разница в поступках и действиях, разница в отношении к подчиненным, разница в поведении.
А теперь рассмотрим мое мнение в отношении руководителя компании:
1. Одевается просто и легко: джинсов и рубашки с кроссовками или обычными туфлями будет достаточно. Это позволит большинство людей очень просто располагать к себе, быть так сказать с людьми на одном уровне по внешнему виду. Отсутствие побрякушек даст понять, что человек прост, избавит от страха общения или знакомства с ним, даже наоборот даст небольшое чувство превосходства ВАМ, а не ему.
2. Обычный автомобиль, где простота и экономичность стоит на первом месте.
4. Огромное чувство ответственности за своих людей. Спасение из различных рабочих ситуаций, помощь, полноценная замена сотрудника и исполнение его обязанностей в его отсутствие, обучение своих сотрудников, интеллектуальные инвестиции так сказать.забота о каждом.
5. Знание компании, ее цели и предназначения, оказание помощи в разборе вопросов, умение видеть и анализировать те самые цифры, которые видит наш начальник.
Мне кажется это те самые основные различия между начальником и руководителем. Но опять же, не все так однозначно и строго.
Если у Вас есть бизнес и есть подчиненные, то представьте себя на их месте. Посмотрите внимательно за своими людьми, как они реагируют на Вас, рады ли они Вас видеть? Вы для них лидер, которым они вдохновляются и готовы идти за Вами или просто босс, которого они избегают или даже боятся?
Вы, голова организации. Вы ее мыслительный центр, центр принятия решений. Это не Вы пришли к людям и заставили их работать, а это люди пришли к Вам, поверили Вам и согласились работать. Чуть что не так и у Вас не будет отличного бухгалтера или экономиста, который просто забьет на работу и соизволит придти за трудовой, когда его душе угодно а не Вам.
Кто ты? Начальник или руководитель?
Одежда, машина, как это может влиять на стиль управления?
Начальник должен одеваться в спецодежду и носить каску на подшлемник. А не надевать каску на дорогую причёску, поверх дорогого костюма.
псевдоаргументированная ложномотивационная ересь
Первый ген. директор, а второй начальник отдела. Обычно как то так и бывает.
Ну че ты Серёг. Нормально общались же
Давай, не опаздывай завтра
Кто на самом деле управляет компанией?
Кто на самом деле управляет компанией/предприятием? Собственник считает, он управляет своей компанией. Наемный директор считает, что он управляет. А что же в реальности?
Все предприятие старается исправить эту ситуацию.
Отдел продаж старается из всех сил: заключают договоры на поставку изделий, сроки клиенту называют, конечно, из реалий производства да ещё свой запас по времени добавляют, а то уже были срывы сроков из-за производства. Если вдруг появляется большой жирный заказ, сроки исполнения которого диктует Заказчик, то менеджеры отдела продаж звонят на производство и кричат чтобы кидали все и делали этот срочный заказ. Мы клиентоориетированная компания!
Планово-диспетчерский отдел только не старается, потому что его нет. А то могли бы организовывать ежедневные селекторы для выяснения степени завершенности тех или иных заказов.
Вот смотришь на все это и не понимаешь: а кто на предприятии главный? Кто управляет предприятием? Как внедрение ERP поможет предприятию выйти на точку безубыточности? Одни сплошные вопросы.
Каждый директор сходит с ума по-своему.
Разговорилась тут про то, как по-разному ехала кукуха у моих бывших начальников и начальниц.
У каждого из нас есть свои «пунктики», триггеры и фетиши. У кого-то это проявляется довольно безобидно, да и родные/друзья/коллеги могут вовремя «скорректировать поведение».
А вот когда у тебя абсолютная власть внутри отдельно взятого коллектива, где все ищут возможность лизнуть поглубже да посочнее- тут все эти «милые привычки» довольно быстро прогрессируют и накапливаются, как снежный ком.
Итак, что есть в моей коллекции милых и не очень директорских чудачеств:
2. Директор турагенства, решившая внезапно «уехать по делам» на неделю, оставив на меня, вчерашнюю студентку, пачку паспортов для открытия СРОЧНЫХ виз. Вот только аккредитацию в посольстве для этого она так и не получила (не успела/не захотела вовремя подать бумаги, где не хватало ее подписи и печати) и печать увезла с собой. Связи при этом с ней не было. Да и толку. Пришлось по знакомым из других турагенств просить сделать эти визы под их документами. Естественно, наша фирма ничего с этого не заработала (но и в минус не ушла). По приезду начальницы виновата была я: лишила фирму прибыли.
3. Начальница, сочиняющая стихи в стиле «Я поэт, зовусь Незнайка! От меня вам балалайка!» И издавшая свой сборник небольшим тиражом для распространения (бесплатно, слава богу) внутри коллектива.
Она же, накануне 23 февраля, раздумывая над тем, как на офисе будут поздравлять мужчин от женского коллектива, вполне серьезно предложившая мне «Valkirika17, станцуй для все стриптиз!». Ага.
4. Две родные сестры-начальницы, болезненно занудные и помешанные на чистоте, вплоть до стерильности. Когда устроилась на работу, то первое, что заметила по всему рабочему пространству- это небольшие листики с распечаткой инструкция по правилам пользования абсолютно всех электроприборов и некоторых вещей в офисе: начиная от микроволновки и заканчивая унитазом. Сначала это забавляло.
Ровно до того момента, пока всему коллективу не сказали, что с этого дня нам всем следует ходить в туалет, который находится не в нашем офисе, а в холле. До которого еще добежать по улице нужно метров 100. Типа, начальство брезгует садиться своей белоснежной опой туда, где недавно сидела холопская задница.
Ну и вишенка на торте- скандал директрисы по поводу того, что я не протерла насухо после мытья чайную ложечку в общей столовой с общей посудой.
Случаи из практики 94
— Вы когда-нибудь видели человека, который сумел просадить в никуда сто тридцать миллионов всего за два недели?
— Честно говоря, не припомню такого.
— Он оказался богат и неожиданно умер?
— А вы никому не расскажете о нашем разговоре?
— А чем он занимался?
— Бурением и геологоразведкой – то есть всем тем, в чем я ничегошеньки не понимаю. Компания оказалась очень большой – чего только стоит парк спецтехники, стоимость которого мне даже трудно подсчитать.
— И что вы сделали с новообретенным состоянием?
— Первой моей мыслью было продать контору и махнуть куда-нибудь заграницу чтобы пожить в свое удовольствие. Но потом я решил, что нужно придумать как сохранить бизнес и вдарился в изучение финансов и специфики основной деятельности. Я буквально оброс бумажками и обязанностями. Многомиллионные контракты, бизнес-встречи, десятки посетителей, а от количества звонков и задач у меня начала лопаться голова…
— В таких случаях обычно нанимают специального человека.
— Нанятый специалист оказался мошенником?
— Трудно сказать, но факт в том, что по приезду обратно в Питер на большей части счетов компании не осталось ни копейки, а мой управляющий бесследно исчез. Главбух сказала, что Виктор потратил большую часть средств на приобретение нескольких земельных участков в Ленобласти и двух производственных зданий в черте города, после чего пропал и перестал отвечать на звонки.
— Фирме наступил конец?
— Я думал, что так, но Светлана, мой главбух, оказалась очень предприимчивой и деятельной женщиной. Она сумела продать часть наших активов и закрыть кассовый разрыв, так что мы без особых проблем дожили до момента оплаты по ряду выполненных контрактов. Когда она вытащила нас из кризиса я даже в шутку сказал, что готов жениться на ней…
— Но теперь вы боитесь сделать хоть какой-то шаг, опасаясь, что это приведет к очередному краху?
— Это мягко сказано! – неожиданно тонким голосом проговорил Владислав. – Еще месяц назад я продавал сказки для детей, а теперь вынужден управлять штатом в тысячу человек. Как мне быть? Что делать? Может стоит бросить все и продать контору кому-нибудь?
— Разве вы так и не собирались поступить в самом начале? Что вас остановило? Просьба отца?
— Не знаю, наверно хотел попробовать каково это – быть успешным бизнесменом. Мы с отцом не были особо близки, и я, если честно, долго винил его в том, что матери приходилось, не щадя себя работать чтобы прокормить нас со сводной сестрой. Но после того, как он снова появился, то мама призналась, что это на его деньги она дала нам обоим образование. Как я мог после этого отказать ему?
— Так может вы продолжите бороться? Вы еще пока молоды и вполне способны освоить новую для себя роль. Главное – заручиться поддержкой более опытных людей и дать себе время.
— Да где же их взять, этих опытных людей.
— Вы же сами говорили про своего бухгалтера, которая вытащила вашу фирму из кризиса. Может стоит повысить ее в должности и дать больше полномочий?
— Светлане? – задумчиво переспросил он, после чего его лицо просветлело, и он с жаром воскликнул. – Да это же прекрасная мысль! Она чуть старше меня, довольно представительная, знает специфику бизнеса и самое главное – ей небезразличная судьба компании. Хм… А может мне и в самом деле жениться на ней?
Эффективные руководители хуже врага
Коллега заболела, повышенная температура и общая слабость. Эффективное начальство постановило сотруднику сдать тест на ковид и до получения результата ходить на работу в прежнем порядке. Тест делался три дня (тут стоит отдать должное организации медицины и здравоохранения) и при положительном результате сотрудник способен был заразить почти 800 человек.
Может не принудительную вакцинацию делать, а расстреливать эффективных руководителей?
Руководитель
Как в Китае сманивают работников
Например, доктор наук, решивший переехать в Харбин, получит 100 тысяч юаней(миллион рублей) подъемных, 100 тысяч юаней компенсации на покупку квартиры и 3000 юаней(30.000 рублей) ежемесячной доплаты к своей заработной плате, пока остаешься резидентом Харбина
Если же ты просто выпускник-бакалавр, то будешь получать только по 1500 юаней(15000 рублей) ежемесячной доплаты к зарплате на протяжении 5 лет.
Оказалось, что муниципалитет района Баоан в г. Шэньчжэнь решил компенсировать всем компаниям-резидентам его технопарков половину аренды офисных и рабочих помещений за прошлый год.
Нафиг им это нужно?
А ещё поговорить?
После публикации поста «А поговорить?» у читателей появились вопросы о результатах внедрения системы контроля исполнения поручений (СКИП) в компании приятеля
Я поинтересовался у него и, честно говоря, я не ожидал захватывающей истории успеха новых технологий. В «сытых» конторах сильна инерция и боязнь перемен
Эта компания не стала исключением, но о причине судите сами
Итак, по порядку от первого лица
Оказалось, что Иван Борисович не шутил про девочку на СКИП. Но мы (менеджеры) зря бы ели свой хлеб с маслом, если бы обошлись без финта
Нового человека принимать не стали, работой догрузили действующего секретаря совета директоров за адекватную прибавку к з/п
Правда эта секретарь была не девочкой, а Ларисой Юрьевной, ожидающей со дня на день второго внука
Иван Борисович знал её лет двадцать, был немного младше, уважал и слегка боялся
Лариса Юрьевна была единственным из известных мне людей, при которых шеф не матерился (его маму я лично не знал)
В ближайшую субботу одетая с иголочки Лариса Юрьевна сидела с прямой спиной и каменным лицом среди развалившихся вокруг джинсов и футболок. Сидела по правую руку от ИБ, готовая фиксировать для истории гениальные идеи
А идей вдруг не стало…
Для них не стало топлива – эмоций
Неделей раньше Иван Борисович был воплощением точности и ёмкости мысли. Например, недовольство неудачной сделкой выливалось в «работать не умеете, пидо..сы. », а необходимость мобилизовать все ресурсы умещалась в глубокомысленном: «На пожаре х.й – насос»
Теперь, специально для Ларисы Юрьевны растерянный начальник тщетно искал в голове разумное обоснование вспыхивающих идей, которые в итоге гасли не родившись
Скоро Иван Борисович заскучал и предложил собираться раз в две недели
Потом объявил, что кризис, ради преодоления которого устраивались эти совещания, успешно пройден. Антикризисный штаб (так называлась наша тусовка) был распущен
А шеф увлёкся новым направлением, создал новую компанию и, по слухам, первым делом взял туда девочку без опыта для записи поручений
Я тоже заскучал и уволился, а компания была продана конкуренту. Я вот теперь думаю: «А как бы всё повернулось, исполни мы поручение шефа насчёт девочки и блокнота сразу и без всякой СКИП?»
Обещанный пост о руководителе
Заикнулась я тут в комментариях про бывшее начальство и господин @Napisayter попросил подробностей. Ну что ж, получайте))
Чем отличается начальник от руководителя в трудовых правах и обязанностях
Начальник и подчинённые: деловое общение руководителя
Отношение руководителя к подчиненным должно быть уважительным в любой ситуации. Лучше всего обращаться к сотрудникам на «Вы». Во время разговора с подчиненным, руководитель должен больше слушать, чем говорить. Задавать вопросы по поводу того, что думает сотрудник о качестве своей работы, что бы он улучшил, что он считает своими сильными сторонами. В процессе диалога с подчиненными, руководитель, умеющий слушать, может извлечь много полезной информации. В частности, как улучшить менеджмент персонала организации.
До недавнего времени функции менеджеров по персоналу выполняли линейные руководители. Достаточно было просто оформлять приказы об увольнении, зачислении на работу и повышении. Сейчас этого недостаточно. Менеджеры по персоналу должны заниматься:
Менеджмент персонала помогает использовать все потенциальные возможности сотрудников для достижения целей организации. Но при этом обеспечивать нормальную психологически здоровую атмосферу в коллективе, следить за условиями труда.
Правила наказания или как правильно наказывать?
Как улучшить взаимоотношения со сложным руководителем
Немаловажным для комфортного климата на рабочем месте является попытка улучшить взаимоотношения со сложным руководителем.
Еще один весомый момент в улучшении отношений со сложным начальником – хвалить его за верно принятые решения. Зачастую подчиненные не говорят руководителю добрых и теплых слов.
Считается, что начальник должен хвалить и поощрять сотрудников. Но начальник тоже человек и у него могут быть проблемы, вследствие которых возможны нервные срывы на подчиненных (кроме случаев, когда это случается регулярно и систематически).
Основные задачи менеджмента персонала
Принципы эффективного управления
Руководитель должен анализировать ситуацию, прогнозировать стратегию и управлять ее реализацией. Подчиненный должен реализовывать решение руководителя. Поэтому, основными принципами эффективного управления являются определенные качества руководителя — профессионализм, организованность и порядочность. Так как ему приходится решать проблемы из любой сферы организации.
Подчиненный, в свою очередь, должен быть исполнительным, инициативным, честным, порядочным и стремящийся к продвижению по службе.
Стили управления коллективом
Можно выделить 6 основных стилей управления персоналом, каждый из которых имеет как свои плюсы, так и минусы:
Как управлять коллективом и какой стиль выбрать? Скорее всего, эффективность управления персоналом зависит не только от стиля и методов управления, но и от личных качеств подчиненных. Поэтому, в зависимости от разных ситуаций, нужно комбинировать разные стили управления.
Система управления сотрудниками включает в себя не только стили, но и методы управления.
Методы управления коллективом
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллектив. Они бывают административные, экономические и социально-психологические.
Все методы взаимосвязаны между собой и осуществление их в управлении коллективом понятно. Но есть и инновационные методы управления персоналом. К примеру, постановка целей сотрудника и руководителя на ближайшие полгода или год. Сотрудник ставит перед собой конкретную цель на благо организации. В случае ее достижения, руководитель, к примеру, повышает его в должности или повышает зарплату.
Каждый руководитель задается вопросом, как эффективно управлять персоналом? Для этого необходимо применять все методы и стили управления комплексно. Кроме того, не забывать о том, что нужно четко соблюдать правила этика при общении с сотрудниками.
Правильная система управления, мотивации, наказания и поощрения поможет создать процветающую компанию. Сам руководитель не сможет ничего достичь, если его сотрудники не будут подходить к работе творчески и с инициативой. Руководителю главное уметь заинтересовать, замотивировать и поддержать сотрудников.
Понятие и типы сложных руководителей
Необходимо отметить, что если руководитель дает большое количество весьма трудоемких поручений, то это не значит, что он сложный и плохой.
В первую очередь, всё зависит от занимаемой должности и от самого места работы.
Бывает, что в сложной работе сотрудники обвиняют начальника. Сложный же руководитель, в силу недостаточного опыта, отрицательных черт своего характера или личных внутренних переживаний, создает напряженные и некомфортные условия работы с ним.
Способы и методы управления рабочим коллективом у такого начальника полностью противоречат общепринятым нормам этики руководителя.
Современные психологи выделяют следующие типы сложных начальников:
Деспот
Чрезмерно требователен и очень строг к сотрудникам, не прислушивается к каким-либо идеям и инициативам, а также не признает своих ошибок и унижает подчиненных.
Начальник-отец
Всё время воспитывает и поучает своих подчиненных, а также сравнивает их друг с другом.
Манипулятор
Сложен тем, что обладает психологией управления сознанием людей и способен убедить в принятии невыгодного для сотрудника решения.
Самовлюбленный
Прав всегда он, а даже если не прав, то руководствуется фразой: «я здесь директор» и диктует свои правила, а также постоянно критикует подчиненных.
Бесцеремонный
Его управление не имеет границ. В выходные, а также до и после рабочего дня на личный телефон сотрудника одно за другим могут поступать сообщения и звонки с вопросами, поручениями и даже претензиями.
Типология сложных начальников может продолжаться и изменяться, так как у каждого свои изощренные методы управления и самоутверждения в коллективе.