Начальник не дает работу что делать
Что делать, если у вас плохой начальник
Недавнее исследование Gallup подтвердило: каждый второй уволившийся по собственному желанию ушел с работы, чтобы сбежать от начальника. Однако есть и другие данные. Например, исследование Life Meets Work показало, что на токсичных боссов люди работают значительно дольше, в среднем на два года больше, чем на более доброжелательных. Почему?
Трудно уйти
Люди работают с плохими начальниками по множеству причин. За 20 лет работы в консалтинге и коучинге я чаще всего слышала следующие:
– у меня нет сил искать новую работу;
– мне очень нравятся мои коллеги/работа/дорога до офиса;
– мне нужна моя зарплата, и я не могу получать меньше;
– нет лучшей работы, чем моя;
– я не хочу терять предоставляемые работодателем льготы;
– я вложил слишком много сил в эту компанию;
– эта работа слишком хорошо оплачивается, чтобы уходить;
– у меня нет навыков для другой должности;
– ситуация в компании может улучшиться.
Многие из этих оправданий сводятся к базовым защитным реакциям человеческой психики. В условиях повышенного стресса люди часто страдают от эмоционального истощения, которое не оставляет им энергии на поиск выхода из сложившейся ситуации. Сложно уйти с работы, не имея нового варианта для трудоустройства, и сложно найти новое место, когда чувствуешь себя опустошенным. Эмоциональное истощение лишает человека возможности представить себя в более позитивной ситуации, вызывая чувство безнадежности.
Неприятие потери – еще один психологический процесс, который мешает нам отказаться от чего-либо. Мы стремимся сохранить то, что досталось тяжелым трудом. Это может быть зарплата, статус, стабильность, стаж, социальные связи и иные преимущества, которые мы копили годами.
Поиски смысла
Люди склонны оставаться в токсичной рабочей ситуации и тогда, когда придают «высокий смысл» своей работе. Другими словами, эмоционально привязанные и вовлеченные сотрудники не увольняются, даже если начальник плохо к ним относится. И, наконец, люди могут надеяться на то, что вредный руководитель вдруг изменится или же вышестоящее руководство изменит ситуацию к лучшему.
Что делать с плохим начальником
Может показаться, что оставаться на привычном рабочем месте безопаснее. На самом деле это сопряжено со множеством рисков. Исследователи из Швеции опросили 3122 мужчины и выяснили: у сотрудников, работавших с токсичными начальниками, на 60% вырастал риск возникновения инсульта, сердечного приступа и других опасных заболеваний сердца. Еще одно проведенное в США исследование показало: если человек работает в негативной рабочей среде, у него падает иммунитет и он чаще простужается. Кроме того, такие люди более склонны к хроническому стрессу, депрессии и тревожности.
Некоторые исследования показывают, что физическое и эмоциональное восстановление после работы в токсичной среде может занять до 22 месяцев. Сама идея об уходе с привычного места нередко пугает. Но в реальности пребывание на рабочем месте с плохим начальником может оказаться еще страшнее.
Что делать
Плохого начальника следует воспринимать серьезно. Если увольнение невозможно прямо сейчас, есть несколько стратегий, которые помогут смягчить потенциальный ущерб независимо от того, с каким типом токсичного руководителя (задирой, нарциссом или кем-либо еще) вы столкнулись.
Забудьте об обратной связи, формулируйте конкретные запросы. Обычно попытки найти общий язык с начальником – хорошая идея. Но трудный начальник, скорее всего, не примет критики. Поэтому попытайтесь донести до него конкретные запросы, которые помогут вам получить необходимые ресурсы и поддержку. Дайте рациональное обоснование, зачем вам нужно то, о чем вы просите, и какую пользу это принесет начальству и вашей компании. Подумайте о том, когда поговорить с начальником. Лучше начать разговор, когда он будет находиться в спокойном и приподнятом настроении. Перед этим обязательно подготовьтесь и спрогнозируйте все возможные результаты.
Создайте группу поддержки. Поддержка очень важна в те моменты, когда вы сталкиваетесь с эмоционально сложной ситуацией. Окружите себя друзьями и людьми, которые воодушевляют вас. Создайте в своей жизни возможности для социализации и снижения стресса вне работы. Поговорите с коучем, психотерапевтом или другими специалистами, которые могут помочь справиться с проблемой.
Если начальник выживает с работы, что делать по закону
Моббинг и боссинг — явление старое, термины новые. Униженный работник равно плохой работник или нет?! Когда выживают, увольняться или сопротивляться.
Первый ответ, который хочется дать на вопрос статьи, плюнуть на все и уволиться. Что нервы-то трепать?! Но не все так просто.
Работа — важная часть нашей жизни. Часть, определяющая наш материальный уровень. Найти работу, на которой и зарплата хорошая, и коллектив не сволочной, и душа к ней лежит, непросто. Если она найдена, ею дорожат. И терпят, если что-то не совсем в ней устраивает.
Моббинг — это когда тебя в коллективе не любят: подсмеиваются, шушукаются за спиной, не замечают. К этому по-разному можно отнестись: плюнуть на все и жить, смотря сверху на эту ситуацию. А можно обижаться и отбиваться. Но, на главное, ради чего и ходишь на работу, на зарплату, все это никак не влияет.
Боссинг — это когда войну против тебя объявил начальник. По статистике в 55% случаях в своем увольнении сотрудник винит своего начальника.
Неприятно, когда тебе устраивают выволочку как школьнику. Но если это за дело — это рабочий момент. Перетерпел унижение, признал свою вину, работаешь дальше.
Боссинг — это иное: публично систематически унижают, за малейший промах наказывают материально, не хвалят за явный успех, дают на выполнение проекта нереальные сроки, говорят о твоей профнепригодности.
В этом случае необходимо разобраться, что движет начальником.
Начальник — элементарный самодур
Тогда ситуация будет развиваться по сюжету басни «Волк и ягненок». И не важно, какой вы работник, он всегда найдет повод для замечания. Дальнейшее зависит от вас.
Некоторые, следуя принципу: «Ты – начальник, я – дурак», — начинают молча выполнять даже несправедливые требования и терпеливо сносить травлю. Только на это требуется здоровая нервная система.
Работал один рядовой инженер под таким начальником. Долго работал и терпел: зарплата была неплохая, а лет нашему инженеру много уже было. Однажды случился корпоративный праздник в организации. Выпил наш инженер и превратился из ягненка в тигра. Взял он своего начальника за шиворот и рассказал ему, что о нем думает. Пока его к батарее не привязали, он все успокоится не мог. А наутро явился на работу и чуть ли не в ногах валялся, чтоб не уволил начальник. Не получилась у него роль тигра.
Как разобраться с самодуром
Других роль ягненка не устраивает. Бросаться в бой с кулаками или вести подковёрные игры не стоит.
Стоит выйти на откровенный разговор с начальником тет-а-тет. О чем говорить?
Важен тон этого разговора: ни лебезить, ни включать эмоции, соблюдать служебную субординацию. Такой разговор будет воспринят и понят как «меня не трогай, я не позволю». Обычно самодуру этого достаточно, чтобы перестать видеть в Вас мальчика для битья. Правда, он начнет искать другого «ягненка».
Принято решение вас уволить
Хуже, когда принято решение вас уволить, но сделать это по закону не могут, а на ваш добровольный уход нет надежды. И вас начинают выживать. Причины такой ситуации банальны:
Какие методы пустят в ход
Начнут фиксировать время прихода и ухода, обеденного перерыва, перекуров. На особый контроль поставят сроки сдачи проектов и качество вашей работы. Да мало ли еще есть моментов на работе, к которым можно прицепиться.
Через некоторое время вызовут в кадры, разложат перед вами собранное и предложат уволиться по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК). Потом будут грозить аттестацией, которую вы не пройдете.
Что делать. Выходов для вас два:
Выход первый: уволиться
Выход второй: сопротивляться
Перед принятием такого решения хорошенько подумайте, стоит ли ваше рабочее место того, чтобы потратить здоровье на его сохранение. Нервную систему вам изрядно потреплют. Начинать борьбу стоит, если вы уверены в себе как в профессионале. Победа возможна.
Солидная фирма. Хорошая зарплата. Ольгу — секретаря начальника — все устраивало. Пришел новый начальник со своим секретарем. Кадры ничего взамен не предложили, а стали выживать. Милая и интеллигентная женщина кадровик каждый день вызывала в свой кабинет и, превращаясь в монстра, стращала.
Ольга взяла больничный по уходу за ребенком, отсидела, за это время изучила ТК. После выхода вошла в кабинет кадровика в боевом настроении: с диктофоном в руках и подготовленным заявлением в Государственную инспекцию по труду. Говорили с ней уже по-другому. Сразу были предложены несколько вакансий.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Начальник не дает работу
Сократили с работы, начальник не дает рекомендательное письмо, без него не берут на другую работу, прав ли он или нет?
Перевожусь на другую работу, остались отгулы, начальник на старой работе не дает их отгулять. Прав ли он? И, что делать?)
Я работаю токарем и выполняю ток. работы для двух участков, они мне платят премию.
Мне часто даёт другой начальник выполнять работу другово токаря, говорит у него работы много и он не успевает. Я эту работу им делаю за спасибо, а этот токарь получает премию, которую я ему зарабатываю. К этому начальнику я не прикреплён, могу я его культурно послать с его работой?
Моя дочь работает архивистом (ранее называлась архивариусом) на предприятии. Начальник отдела в подчинении, которого работает дочь постоянно дает указание на выполнение обязанностей не включенных в должностную инструкцию, мотивируя тем, что указания начальника должны выполняться. Как можно отказаться от выполнения не включенной в должностную инструкцию работы, не рискуя быть наказанной? Можно ли оспорить включение в должностную инструкцию дополнительных работ, не оговоренных ранее, при приеме на работу?
Бывший начальник не дает хорошую характеристику. Как устроиться на работу.
После того как я написал жалобу на начальника в ГИТ начальник заставляет меня писать заявление на расчет по собственному желанию не дает мне наряд по работе меня игнорирует что можно сделать и куда обратится.
Наш начальник придирается к нашей работе, дает работу, которую мы не должны выполнять. И при этом обещает писать на нас служебки, если не будем выполнять его требования.
Меня зовут Н. Я отпросилась в устной форме у начальника с работы к стоматологу на удаление зуба, врач посчитал что зуб можно лечить, в итоге начальник узнал, что зуб не удалили, а я прохожу лечение, на это мой начальник сказал мне что будет оформлять прогул и лишение денежных средств. Справку стоматолог не дает, но есть запись в мед карте. Правомерны действия начальника?
Вопрос: можно ли наказать начальника за простой на работе. Понимаю, работы мало, но только я из четырех водителей стою на месте. За две недели уже 5 дней не выезжал. Для остальных работа находится, а нам платят от кол-ва вывезенного товара. Начальник по каким то личным мотивам целенаправленно не дает мне работу. А у меня семья и 5-ти месячный ребенок. Как их кормить? А уйти и искать другую это время теряется и опять же без средств останусь. Жаловался вышестоящему начальству но бесполезно. Наш диспетчер (логист) возомнил себя великим.
Начальник участка постоянно не дает работу заставляет заниматься уборкой территории говорит что для нас нет работы хотя другие бригады работают работаем по трудовому договору оплата сдельно-премиальная какаято дескриминация.
Начальник не дает характеристику с места работы. Имеет ли он такое право?
В справке в соц. защиту для продления детских пособий, один месяц оказался нулевой (у мужа отпуск за свой счет, начальник не дает работу, работа сдельная). Соцзащита отказалась в продлении пособий, законно ли это?
Я уволилась с работы за 7 лет работы у меня начилась аллергия с просьбой перевести мне отказали мой начальник отдела сказал что я последние время много болела и я ушла. Теперь я не могу устроится на работу так как мой бывший начальник даёт мне плохие рекомендации. Как я могу защитить свои права.
Прошу помочь разобраться в следующем вопросе. Исполнитель в государственном учреждении халатно относится к работе и не дает ответ на обращение гражданина. Вопрос в следующем, если написать в прокуратуру, то проблемы будут у исполнителя или начальнику тоже достанется? Административная ответственность будет у исполнителя? Начальник не пострадает?
Могу ли я не выйти на работу, если начальник не дает мне выходной, а мне нес кем оставить 5 летнего ребенка.
Работаю инженером программистом на государственном оборонном предприятии. Пару вопросов на которые хотелось бы получить ответ:
1. Начальник подразделения в последнее время стал заставлять выполнять чужую работу. При попытке вежливо разъяснить ему, что данной работой я не должен заниматься, он отвечает что должен, что больше некому, что все остальные сотрудники бюро заняты другой более важной работой. Разумеется заставляет работать без какой либо доп. оплаты. Или доп. выходных дней.
2. Порой начальник заставляет выполнять работу которая требует определенных знаний и умений. Работаю я всего 1 год, и на данный момент без категории. Другие сотрудники говорят, что та работа которую мне дает начальник это работа моей профессии только для специалиста 1 ой или высшей категории.
При попытках отказать начальнику с выполнением данной работы, или при попытке обьяснить что это не работа специалиста без категории (в моем случае), он начинает лишать премии, угрожать и тд и тп. Чуть не грозит увольнением.
Подскажите как быть в данной ситуации, как повлиять, к кому за помощью обратиться, чем можно прегрозить начальник (к примеру статьи ил ТК РФ и тд и тп)
Что делать, если вас хотят уволить? Четыре простых совета
Выпускающий редактор в Rambler
Елена Красовская, выпускающий редактор в Rambler, в колонке поделилась историей о том, как ее хотели уволить, и дала советы тем, кто оказался в похожей неприятной ситуации.
Несколько лет назад я работала в небольшой компании, где каждый сотрудник совмещал ряд должностей. В частности, я была копирайтером, контентщиком, вела группы в соцсетях и занималась 1С. И в один отнюдь не прекрасный день я получила уведомление от руководства с предложением покинуть компанию по причине сложной экономической ситуации (это был кризисный год, когда рубль резко подешевел за пару месяцев).
Увольнение в мои планы не входило, тем более что все случилось в начале декабря. Ни в декабре, ни в январе компании новых сотрудников активно не ищут, а мне совсем не хотелось быть безработной. Я была в разводе, у меня было двое детей-школьников и ипотека, поэтому лишиться заработка представлялось катастрофичным. Я решила бороться, и вот что из этого вышло.
Что я сделала?
Для начала я прошерстила интернет в поисках возможных решений, но быстро поняла, что лучше всего найти знающих людей. Живых, а не виртуальных. Я написала более-менее знакомым людям в соцсетях, проконсультировалась у заказчиков, с которыми когда-то работала как фрилансер, задала вопросы во всех чатах в мессенджерах (чат с одноклассниками, родительские школьные чаты, чат клуба по интересам, в котором я состояла).
Кто-то мне ответил на уровне любителя и исходя из собственного опыта, кто-то предложил профессиональные консультации. При этом варианты были от «иди к руководству, повинись во всех грехах, согласись на любую возможность остаться» до «запугивай, угрожай, шантажируй».
Тут надо дать небольшое пояснение: наша компания была серой, официально мы получали минимальную зарплату, но фактически она была, разумеется, больше. Люди, предлагавшие неделикатные решения, упирали именно на это обстоятельство и советовали защищаться аргументами из серии «напишу в налоговую/трудовую инспекцию», чтобы надавить на начальство.
В итоге, проанализировав варианты, я поняла, что прогибаться не готова, а для агрессивно-наступательной тактики у меня не хватит наглости. И тогда я выбрала решение действовать спокойно и в рамках закона.
Итак, моей задачей было остаться на занимаемой должности и сохранить зарплату (по крайне мере, на ближайшие несколько месяцев). Для этого я сделала следующее.
Как отреагировал руководитель?
В назначенный день я отправилась со всеми своими тезисами к директору. Спокойно, хоть это и было нелегко, я изложила все указанное выше и предложила два варианта:
Также я отметила, что готова обсудить другие варианты, если такие есть у руководства. Через пару дней ответ был получен: начальство сочло мои доводы убедительными и оставило на работе.
Впоследствии выяснилось, что я просто «попала под раздачу»: начальство хотело избавиться от коллеги, с которым я работала в паре очень плотно, и заодно присовокупило меня.
Коллега же выбрал тактику угроз и шантажа, и результат был предсказуем: его уволили, несмотря на угрозы с его стороны (которые, к слову, он так и не реализовал). Уверена, что если бы и я стала действовать так же, меня бы тоже уволили.
Что в такой ситуации можете сделать вы?
Резюмируя, могу сказать, что если и вы окажетесь в такой ситуации, сначала сделайте все, чтобы решить проблему миром. Для этого попробуйте следовать такому алгоритму.
Действуя таким образом, вы с большой вероятностью вы сумеете договориться и сохранить репутацию. Разумеется, при условии, что вас не застукали пьяным на рабочем месте, вы не прогуливали еженедельно работу или не вышли из отпуска на неделю позже без уважительной причины.
В компании я проработала еще несколько месяцев, но сразу же после новогодних праздников начала искать новую работу. На это ушли недели и пара десятков собеседований, но в итоге я перешла в крупную компанию с повышением зарплаты.
Как ни странно, прежнее начальство предложило мне сотрудничество в качестве фрилансера, которое продлилось больше года. И я убеждена, что это произошло во многом потому, что я поступила грамотно, когда меня попытались уволить.