Начальник плетет интриги что делать
Интриги и закулисная борьба в рабочем коллективе: как обратить их себе на пользу
В любом коллективе дело не обходится без конфликтов. Участие в склоках может стоить карьеры, но иногда открывает и заманчивые перспективы. Участие в склоках, особенно активное, — опасное занятие. Не забывайте о том, что добрая слава под лавкой лежит, а дурная — по миру бежит.
Сегодня российские компании наконец заметили, что этике взаимоотношений между сотрудниками следует уделять должное внимание. Но, поскольку конкуренцию никто не отменял, то и «подсиживание» конкурентов стало более утонченным и даже интеллигентным. Поэтому будьте готовы к тому, что вряд ли найдутся желающие открыто выказать негативное отношение к вашему поступлению на работу. По крайней мере, к вам лично.
Тем более не будет этого делать человек, поднаторевший в закулисных играх. Возможно, вам даже все будут искренне рады, предложат помощь или совет. Постарайтесь не обольщаться насчет искренней радости «старожилов».
Не участвовать в интригах довольно трудно. Но как же правильно себя вести, чтобы обратить их себе на пользу и даже, напротив, завоевать репутацию человека, который может погасить конфликт и дать дельный совет?
Итак, представим, что вы полны планов, идей и оптимизма, но сотрудники компании не спешат разделить ваш оптимизм и настороженно относятся к нововведениям. Более того, они пытаются заблокировать любое рацпредложение с вашей стороны. Им было так тихо и спокойно. А тут вы со своим уставом, да в чужой монастырь.
Сопротивление сослуживцев может быть настолько интенсивным и так осложнит вашу жизнь, что вы почувствуете себя человеком, растревожившим осиное гнездо. В результате перед вами может вполне реально замаячить вопрос об увольнении.
Участие в различных склоках и интригах отнимает значительную часть рабочего времени и, следовательно, не способствует повышенной производительности труда. Однако не волнуйтесь. Возможно, вы принадлежите к той редкой категории счастливчиков, которые работают в идеальных коллективах: никто не интригует, на лицах сотрудников всегда сияют улыбки, а рабочий процесс идет слаженно и бесконфликтно. Но не расслабляйтесь!
Возможно, отсутствие проявлений самых обычных и естественных человеческих слабостей в данной фирме объясняется очень просто — характером руководителя. Некоторые начальники ухитряются буквально задавить своим авторитетом несчастных сотрудников и загрузить их работой «по самые серые уши». В результате люди вздохнуть лишний раз боятся, не то что мелко склочничать. На это у них просто не остается сил.
Есть и второй вариант. Если начальник — очень милый и здравомыслящий человек, а атмосфера в офисе близка к идеалу, проверьте, живы ли вы, потому что в реальном мире продвижению по карьерной лестнице неизбежно сопутствует конкуренция, а значит, всегда найдутся желающие занять ваше «теплое» место. Если вы не хотите участвовать в закулисных играх, то, во всяком случае, должны научиться защищаться от желающих в них играть.
Можно вычислить его и вызвать на разговор, однако выяснять отношения чаще всего бесперспективно, лучше покажите или продемонстрируйте ему свою осведомленность и, не дожидаясь оправданий или объяснений, подбросьте ему дезинформацию, которая вскоре обнаружится. Этим вы дискредитируете сплетника и заставите коллег усомниться в том, что он говорил про вас. Это первый вариант.
Что же делать, если он не подходит? Выхода два: что-то делать либо не делать ничего. Вы можете вообще не реагировать на такие глупости и надеяться на здравый смысл сослуживцев. В этом случае есть риск выпустить ситуацию из-под контроля, и тогда порочащая вас информация неизбежно дойдет до руководства. Нет никакой гарантии, что «наверху» кто-то сможет отличить истинные факты от ложных.
Если у вас нет желания доставлять радость своим недоброжелателям, постарайтесь их запутать. Для этого существует несколько достаточно простых и эффективных приемов.
Для начала можно поиграть в легендарную личность. При таком имидже чем больше противоречивых слухов о вас ходит в родном коллективе, тем лучше для вас, поэтому не забывайте с видом шпиона, передающего секретное сообщение, почаще рассказывать о себе «чистую правду». Обязательно скажите пароль: «Только никому не говори!» И все! Считайте, что вы поместили свою информацию на доске объявлений. Вскоре как минимум половина коллектива узнает о вас нечто необыкновенное.
Когда же информации станет слишком много, и все в ней окончательно запутаются, не удивляйтесь. Некоторые измученные неизвестностью сослуживцы начнут обращаться к вам напрямую с вопросом: «А правда ли, что ты…?» Тут выбор за вами. Можете отвечать что угодно в зависимости от отношений с данным человеком.
В любом случае слухи лучше всего держать под контролем или хотя бы быть в курсе того, что о вас говорят, ведь сплетни — это тоже информация, пусть и искаженная.
Практика показывает, что когда про человека знают слишком много, это все равно, что не знают ничего. Если ваши конкуренты захотят как-то подставить вас или спровоцировать на какую-то реакцию, они вряд ли смогут это сделать, потому что про вас чего только не болтают.
Грамотный вредитель всегда заранее старается просчитать последствия распространения сплетен или другие свои действия. А как же тут просчитаешь, когда не ясно, как вы отреагируете? Вдруг у вас большие возможности и связи? Вдруг вы вычислите обидчика и прямо пойдете к начальству? Уж лучше вас совсем не трогать. А ведь именно этого вы и добивались.
Организовать «слив» информации можно и не общаясь со сплетниками лично. Просто чаще «забывайте» на рабочем столе документы. Разумеется, в любой фирме есть и люди, которые действительно хорошо к вам относятся. Дружить или не дружить в офисе, решайте сами. Но, по крайней мере, первое время не открывайте всех карт даже перед друзьями. Слишком часто последствия чужой недальновидности стоят работы специалистам по офисной дружбе.
С самого начала мы определились, что вам надо создать репутацию человека думающего, толкового, способного принимать решения и дать дельный совет. Предположим, что все вокруг уже поняли: вы очень умный и талантливый, и лучше с вами не воевать. В таком случае желающие услышать ваше мнение вскоре вполне могут начать выстраиваться в очередь.
Если вас устраивает такое интенсивное общение, это прекрасно. Но вряд ли вы мечтаете о том, чтобы целый день решать чужие проблемы вместо того, чтобы работать. В таком случае вам неизбежно придется отказывать некоторым желающим «посоветоваться». Предлагаем в первую очередь «отсеять» категорию людей, которых в народе метко называют «профессиональными плакальщиками».
Эти люди постоянно живут какой-нибудь проблемой, которую с успехом пытаются переложить на других. Еще они любят «вытягивать» из других идеи, а потом выдавать их за свои открытия. Вряд ли вы захотите оказывать услугу плагиатору, тем более, что от таких людей всегда больше вреда, не говоря уже о благодарности.
Люди сами любят раздавать бесплатные советы, которые, как и любая информация, могут быть и полезными, и вредными. Поэтому в каждом конкретном случае решать вам — прислушиваться или нет. Многие квалифицированные специалисты, чтобы не мучить себя выбором, предпочитают жить своим умом, а чужие пожелания принимают во внимание очень редко. Тем более не стоит следовать совету человека, в котором вы не слишком уверены. В противном случае результат ваших действий может быть печальным.
Опасной для вас может быть ситуация, когда в подразделении остается в качестве вашего коллеги или подчиненного тот человек, место которого теперь занимаете вы. Понадобится масса такта, осторожности и просто ума, чтобы не стать жертвой интриг такого сотрудника. Конфликтовать с ним вроде бы нетактично, ведь он и так понижен, но слишком усердно его опекать тоже не стоит, так как начальству это может не понравиться.
Самое верное — придерживаться с таким сотрудником деловых отношений и относиться к нему с максимальным тактом и объективностью, но только в рамках официального общения. Вмешиваться в чужую травлю — значит, заработать себе отрицательные очки. Будьте бдительны, но благородны.
Иногда даже неформальный совет начальника стоит разделить на восемь. В том случае, конечно, если вы подозреваете его в том, что он ставит на вас различные эксперименты, и если это был совет, а не приказ.
Одним из самых опасных моментов в работе всегда является вопрос принятия различных решений. Однако избежать этого вам в любом случае не удастся, особенно если вы занимаете руководящую должность. Поэтому постарайтесь иметь все сведения и факты, которые нужны для принятия правильного решения. Как говорится, «кто владеет информацией, тот владеет миром».
В первую очередь, эта информация должна быть юридической. Знание правовой базы необходимо и для защиты от возможной недобросовестности работодателя. Помните, что незнание закона от ответственности не освобождает.
В целом же, согласно Трудовому Кодексу РФ, у работодателя есть достаточно причин уволить работника. Однако закон усилил гарантии его прав при увольнении и систематизировал основания для расторжения трудового договора. Это дает возможность профессиональным юристам отстоять права работника и защитить его законные интересы в случае увольнения.
Таким образом, можно резюмировать следующее:
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Как не стать жертвой офисных интриг
Сплетни, козни и интриги на работе — обычное дело. О них слышал каждый, кто-то непосредственно с ними сталкивался или даже принимал в них участие. Кому же нужно плести сети заговора в офисе и как не стать жертвой интригана?
Изначально служебные интриги имеют две причины. В первом случае кровопролитные сражения затевают те, кого преследуют зависть, обида и жажда власти. Например, жертва интригана может больше зарабатывать, лучше выполнять свои профессиональные обязанности и иметь карьерные амбиции. «Предпосылкой интриг может являться неудовлетворенность человека тем, что он делает, его неспособность справляться со своей работой, ощущение несправедливости в плане компенсации его труда», — утверждает Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического Центра на Волхонке.
Во втором случае строить козни могут сотрудники, которым просто-напросто нечем заняться на работе (для них интриги являются развлечением и своеобразным лекарством от скуки), или те, кто, напротив, излишне перегружен, в том числе эмоционально. Толчком могут послужить «глобальные» процессы, внезапно вмешавшиеся в упорядоченную жизнь компании. «Это могут быть реструктуризации компании, смена первых лиц — все то, что нарушает привычную структуру. В таких условиях повышается вероятность психологических “выходок”, в частности интриг», — считает наш эксперт.
Между тем, важнейшую роль в создании благоприятного или неблагоприятного климата для интриг играет руководитель, которому должно быть видно поведение своих подчиненных. Окружающие люди быстро понимают, прислушивается ли начальство к слухам, туманным предположениям и прочей информации агентства ОЧС (один человек сказал)», — говорит Илья Шабшин. Если вовремя не пресечь деятельность сплетников, то здоровой атмосферы в таком коллективе не будет. Что делать, если вам без остановки перемывают косточки? И как выйти победителем из этой войны?
Палки в колеса
Многое зависит и от особенностей характера человека, его личностных качеств, привычек, мировоззрения, нерешенных психологических проблем. «Например, если женщине с ярко выраженными чертами демонстративного характера не хватает внимания, получаемого в кругу семьи и близких, она вполне может затевать интриги для того, чтобы “добирать” недостаток внимания к своей персоне», — отмечает эксперт.
Из комментариев к статьям на Rabota.ru: «Сколько работал — всегда начальниками были мужчины. Когда они менялись — все женщины молились: «Пускай пьет, в работе ничего не понимает, только пусть будет мужик!» Два раза везло. На третий пришла женщина и коллектив развалился».
Впрочем, подобная модель «компенсации» свойственна не только представителям слабого пола.
«Если в душе мужчины зрелого возраста живет сильная обида на девушку, которая, к примеру, не дождалась его из армии, эта эмоция может выражаться через неприязнь к молодым сотрудницам, особенно тогда, когда внешность какой-нибудь из них будет напоминать ему ту самую девушку», — продолжает Илья Шабшин.
Жертвы интриг
Жертвой офисной дедовщины может стать и новый руководитель. В случае, если он захочет внести в устоявшиеся методы и принципы работы коллектива свои изменения, сотрудники, не желающие расставаться с привычным для них образом жизни, точнее — режимом работы, будут сопротивляться нововведениям. Новый босс может столкнуться с проблемами — например, сотрудники умышленно будут «забывать» выполнять его требования.
Позиция «старичков» по отношению к новичкам в большинстве своем будет оставаться неизменной — поведение новых сотрудников будет заведомо подвергаться критике и негативной оценке. Но по мнению Ильи Шабшина, тяготы, которые приходится пережить новому сотруднику, далеко не всегда являются интригой против него — иногда это просто сложно проходящий этап адаптации к новым людям, новым обязанностям, новым условиям работы.
«В 24 года я устроилась на работу в call-центр. Небольшой коллектив. Я была самая компетентная и чуть ли не единственная в отделе с высшим образованием. Так как у меня был опыт работы в PR, я стала проявлять себя как компетентный работник. Через 2 месяца директор решил перевести меня на должность начальника отдела маркетинга. А это не понравилось начальнице отдела (что мимо нее пошла к руководству), и еще у нас была девушка — на год меня старше и без образования. Вот она эту грязь и затеяла. Стала сплетни распускать, гадости подстраивать, всех натравливать на меня (я-то человек новый в компании). Выдумали они в курилке (а я еще и не курила единственная в фирме!), что я перепродаю базы данных компании. А закончилось все тем, что я ворую чужие булочки и сахар с кухни. Вот такой маразм. В конце концов у начальницы отдела съехала крыша, она меня постоянно вызывала на приватные беседы, хамски со мной разговаривала, оскорбляла (потом это перешло в открытую), курила при мне. Потом начались придирки не по существу, оскорбления (я не знала, что такое screen shot, а меня обвинили в том, что я вообще не знаю компьютера). В итоге я уволилась. Через пару месяцев уволили этих двух сотрудниц, так как они стали делать гадости всем остальным. А причина-то простая: они просто обе неудачницы, ничего не добившиеся и без всяких перспектив и потенциала; одинокие и озлобленные тетки (хотя и не старые, а очень молодые)», — так описала свой личный опыт одна из пользовательниц нашего сайта.
Объектом интриг нередко становятся и просто активные сотрудники, которые с энтузиазмом выполняют свою работу. Зачастую активисты не обходятся без внимания руководства. За хорошую работу к их зарплате прибавляются еще и премиальные.
Во всей этой истории большое значение имеет сплоченность коллектива и его мотивация. «Когда каждый сотрудник четко знает, что и для чего он делает, чувствует связь своей работы с итоговым результатом, разделяет ценности компании, то в такой обстановке плести интриги трудно, да и ни к чему», — размышляет Илья Шабшин.
Оборона или нападение?
Старайтесь быть максимально открытым и понятным для окружающих человеком, не принимайте участия в офисных войнах. Что бы ни произошло, поддерживайте с коллегами нормальные отношения, относитесь к ним по-доброму — это самая действенная мера и лучшее средство обороны. Можете еще делать им искренние комплименты. Постарайтесь просто-напросто не принимать близко к сердцу возникшие о вас слухи и сплетни. Ведь нервные клетки не восстанавливаются — это всем известно.
Илья Шабшин советует: если человек стал жертвой офисной интриги, ему не стоит спешить с увольнением. Необходимо спокойно и тщательно понять, что происходит на самом деле и почему. «Нужно взглянуть на происходящие события как бы со стороны, как будто вам кто-то о них рассказывает. Тогда будет легче понять мотивы всех действующих лиц, спрогнозировать варианты развития ситуации и выбрать оптимальный план действий. Главное — удержаться от действий на “эмоциях”, не дать со своей стороны поводов для обоснованных обвинений».
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Интриги на работе: 10 основных правил как защитить себя от интриг
На работе постоянно приходится общаться с новыми людьми, заводить знакомства и успешно выстраивать всевозможные деловые коммуникации, которые помогут профессионально реализоваться в компании и подняться по карьерной лестнице. Поэтому, как правило, на такой работе всегда существует конкуренция и борьба за карьерный рост.
Соответственно, каждый сотрудник по-своему старается добиться желаемых результатов и абсолютно каждый разрабатывает определенную стратегию, с помощью которой решается действовать. Но при этом, некоторые сотрудники пытаются добиться желаемых результатов с помощью различных интриг.
Именно интриги позволяют некоторым сотрудникам устранить и скомпрометировать своих конкурентов, тем самым показав их далеко не с лучшей стороны и подчеркнув их непрофессиональную деятельность на рабочем месте. Разумеется, сотрудники, плетущие интриги, есть почти в каждой компании, поэтому, нужно всегда быть готовым к таким моментам, а также уметь правильно защищать себя от интриг на текущей работе.
Рассмотрим основные правила защиты от интриг.
Правило № 1. Относитесь одинаково хорошо ко всем своим коллегам
Поддерживая со всеми коллегами по работе хорошие отношения, Вы можете быть уверены, что в случае каких-либо негативных высказываний в Вашу сторону, Вы будете почти незамедлительно предупреждены об этом. Таким образом, Вы сможете правильно и успешно выстроить свою защиту от надвигающейся на Вас интриги.
Правило № 2. Зарекомендуйте себя как грамотного и профессионального специалиста
Когда Вы отлично зарекомендовали себя на текущей работе и показали весь свой профессионализм в деле, то руководство просто не будет обращать внимания на какие-либо слухи, сплетни и интриги, затрагивающие Вашу личность. Другими словами, руководство никогда не поверит распускаемым про Вас слухам.
Правило № 3. Не рассказывайте в коллективе о своих успехах
Конечно, практически каждому человеку свойственно порадоваться своим успехам и, тем более, поделиться им с кем-то. Но при этом стоит помнить, что не нужно рассказывать про все свои успехи коллегам на текущей работе, так как именно такие действия приведут к банальной зависти, что со временем спровоцирует Ваших коллег на плетение интриги вокруг Вас.
Поэтому, всегда держите свои успехи в секрете от своих коллег.
Правило № 4. Не распространяйтесь о своих страхах и опасениях
Не нужно рассказывать абсолютно всему коллективу свои страхи и опасения. Помните, что некоторые сотрудники могут воспользоваться такой информацией исключительно в своих корыстных целях. Также, данную информацию могут использовать против Вас, чтобы каким-либо образом Вас скомпрометировать перед руководством.
Поэтому, не стоит рассказывать о своих страхах и опасениях.
Правило № 5. Ведите себя спокойно и уверенно
На работе держите свои чувства и эмоции под жестким контролем, ведите себя только спокойно и уверенно. Помните, чтобы избежать различных интриг, сплетен и слухов, нужно продемонстрировать всему коллективу, что Вы уверенный в себе человек, которого совершенно невозможно вывести из себя и каким-либо образом спровоцировать.
Правило № 6. Станьте пунктуальным и дисциплинированным человеком
Интриги, как правило, начинают появляться именно тогда, когда человек делает какую-нибудь ошибку или же немного нарушает рабочий режим. К примеру, стоит пару раз опоздать или же уйти с работы на 7-10 минут пораньше, так различные слухи, сплетни и интриги не заставят себя долго ждать.
Поэтому, станьте пунктуальным и дисциплинированным человеком, чтобы Вас не могли скомпрометировать в том, что Вы не вовремя приходите и уходите с работы.
Правило № 7. Выполняйте свою работу без ошибок и точно в срок
Чтобы избежать интриг, необходимо отлично справляться со своей работой, делать ее точно в срок и при этом, не допускать ошибок. Помните, что если плохо выполняете свою работу или постоянно ошибаетесь, то интриги, сплетни и слухи будут рождаться вокруг Вашей персоны чуть-ли не каждую неделю.
Правило № 8. Проверяйте всю информацию, доходящую до Вас
Обязательно нужно проверять всю информацию, которую до Вас доводят Ваши коллеги. Ведь вполне вероятно, кто-нибудь из них хочет Вас каким-либо образом отвлечь, скомпрометировать или же просто «натравить» на другого сотрудника. Поэтому, всегда проверяйте информацию, которая до Вас доходит.
Правило № 9. Не позволяйте коллегам манипулировать Вами
Никогда на работе не позволяйте своим коллегам всячески манипулировать Вами. Вы должны отлично знать все свои должностные обязанности и полномочия, чтобы не позволять коллегам перекладывать на Вас свою работу. Помните, что если Вы выполните за какого-нибудь сотрудника его работу, то все награды и благодарности достанутся только ему. А вот если Вы начнете выполнять чужую работу и сделаете ее с ошибкой, то вся вина ляжет плавно на Вас.
Поэтому, никогда не выполняйте чужую работу и не позволяйте коллегам манипулировать Вами.
Правило № 10. Никогда не обсуждайте сотрудников и руководство компании
В процессе общения с коллегами, старайтесь не участвовать в темах, касающихся обсуждения других сотрудников или руководства компании. В такие моменты старайтесь только слушать, так как, скорей всего, Вас кто-то хочет спровоцировать на то, чтобы Вы высказали все, что думаете о каком-либо обсуждаемом человеке.
Поэтому, опять же, не поддавайтесь на провокации и уходите от обсуждения данной темы. Помните, что любое сказанное Вами слово, выражение или фраза, в адрес другого человека на работе, может быть передано совершенно в другой форме.
Придерживаясь данных вышеперечисленных правил, Вы сможете не только защититься от различных интриг, но и не попасть на всевозможные уловки, разработанными нехорошими сотрудниками.
Существует категория руководителей, которые поощряют интриги
Если руководитель коллектива поощряет и поддерживает интриги, для интригана созданы идеальные условия. Если же он сам занят плетением интриг, то потенциальной жертвой является каждый из участников коллектива. Вместе с тем, очень даже нередко случается так, что основным интриганом становится именно сам босс. Именно он начинает распускать разнообразные сплетни, преднамеренно путать данные, умело манипулировать сотрудниками, играя на их чувствах и запугивая. Таких управленцев можно сравнить с пауками, плетущими паутину, а иногда и пожирающими своих несчастных жертв.
Впрочем, нельзя забывать и тех начальника, которые искренне убеждены, что испытания подковёрной борьбой смогут пройти только сильнейшие. Когда круг этих сильнейших окончательно очертится, то с ними можно будет решить задачи самого высокого уровня. Это тоже позиция, но у неё есть ряд существенных недостатков. К примеру, босс, который сам плёл интриги и рассчитывал, что со временем ему удастся остановиться, в один прекрасный момент может понять, что не всё так просто, что остановиться уже совершенно не получается. Кроме того, сотрудники могут так увлечься подковёрной борьбой, что к моменту, когда босс очертит круг людей, с которыми собирается решать свои глобальные задачи, они могут порядком подрастерять свои профессиональные навыки. Это проблема. Не смотря на то, что испытание интригами действительно проходят только сильнейшие, к моменту окончания самого испытания они могут переквалифицироваться из профессионалов своего дела в борцов и интриганов, которые привыкли добиваться личных целей посредством не совсем честных приёмов.
Некоторым руководителям просто нравится сам процесс. Они наблюдают за тем, как подчинённые активно пытаются выжить друг друга, сами не встают, но получают от этого наблюдения существенное удовольствие. В какой-то мере это даже можно сравнить с сериалом, вот только действие здесь происходит в прямом эфире. Однако существуют и такие руководители, которым проще получить моральное удовлетворение в тех случаях, когда они в состоянии повлиять на сложную ситуацию. Они вроде совершают позитивные действия, ведь занимаются урегулированием конфликтов, но можно подойти к вопросу и совсем иначе. Как правило, такие руководители сначала создают конфликтные ситуации, а потом выступают в роли миротворцев. С другой стороны, если руководитель является хорошим манипулятором, то он может представить всё в выгодном ему свете. Получится, что коллектив оказался в предельно сложном положении, работать было тяжело, а босс взял и спас всех от этого кризиса. Если всё представить именно так, то уровень авторитета руководителя возрастёт очень серьёзно.
Есть, конечно, и люди, которые, получив руководящие полномочия, начинают играть людьми, как шахматными фигурами. Зачем это нужно, они и сами точно не знают, но так им нравится. Такие руководители безразличны к чувствам и переживаниям других, а плетение интриг – это их вполне обычный стиль поведения. Если уж на чистоту, то такие люди вполне могли бы стать крайне интересными пациентами психиатров.
Когда мы имеем дело с начальником, который в собственных интересах манипулирует своими сотрудниками, то находимся в ситуации потенциальной опасности. Как правило, такому начальнику всё-таки удаётся достигать поставленных целей, но вот благодарности людям, которые по своей или не по своей воле ему помогли, чаще всего, не стоит даже ждать. Именно такой подковёрный стиль решения собственных задач является основным фундаментом удержания позиций для руководителя.
Стоит также помнить и о том, что в коллективе, руководитель которого поощряет или сам плетёт интриги, как правило, устанавливается крайне нестабильная, нервная атмосфера. Никто из сотрудников не может быть полностью уверен в своём положении и перспективах. Естественно, когда возникают проблемы, то сотрудникам становится сложно обращаться за помощью к коллегам или руководству. В таком коллективе значительно повышается риск возникновения риск эмоциональных срывов, пессимизма и хронических депрессий.