Начальник все время орет что делать
Что делать, если у вас плохой начальник
Недавнее исследование Gallup подтвердило: каждый второй уволившийся по собственному желанию ушел с работы, чтобы сбежать от начальника. Однако есть и другие данные. Например, исследование Life Meets Work показало, что на токсичных боссов люди работают значительно дольше, в среднем на два года больше, чем на более доброжелательных. Почему?
Трудно уйти
Люди работают с плохими начальниками по множеству причин. За 20 лет работы в консалтинге и коучинге я чаще всего слышала следующие:
– у меня нет сил искать новую работу;
– мне очень нравятся мои коллеги/работа/дорога до офиса;
– мне нужна моя зарплата, и я не могу получать меньше;
– нет лучшей работы, чем моя;
– я не хочу терять предоставляемые работодателем льготы;
– я вложил слишком много сил в эту компанию;
– эта работа слишком хорошо оплачивается, чтобы уходить;
– у меня нет навыков для другой должности;
– ситуация в компании может улучшиться.
Многие из этих оправданий сводятся к базовым защитным реакциям человеческой психики. В условиях повышенного стресса люди часто страдают от эмоционального истощения, которое не оставляет им энергии на поиск выхода из сложившейся ситуации. Сложно уйти с работы, не имея нового варианта для трудоустройства, и сложно найти новое место, когда чувствуешь себя опустошенным. Эмоциональное истощение лишает человека возможности представить себя в более позитивной ситуации, вызывая чувство безнадежности.
Неприятие потери – еще один психологический процесс, который мешает нам отказаться от чего-либо. Мы стремимся сохранить то, что досталось тяжелым трудом. Это может быть зарплата, статус, стабильность, стаж, социальные связи и иные преимущества, которые мы копили годами.
Поиски смысла
Люди склонны оставаться в токсичной рабочей ситуации и тогда, когда придают «высокий смысл» своей работе. Другими словами, эмоционально привязанные и вовлеченные сотрудники не увольняются, даже если начальник плохо к ним относится. И, наконец, люди могут надеяться на то, что вредный руководитель вдруг изменится или же вышестоящее руководство изменит ситуацию к лучшему.
Что делать с плохим начальником
Может показаться, что оставаться на привычном рабочем месте безопаснее. На самом деле это сопряжено со множеством рисков. Исследователи из Швеции опросили 3122 мужчины и выяснили: у сотрудников, работавших с токсичными начальниками, на 60% вырастал риск возникновения инсульта, сердечного приступа и других опасных заболеваний сердца. Еще одно проведенное в США исследование показало: если человек работает в негативной рабочей среде, у него падает иммунитет и он чаще простужается. Кроме того, такие люди более склонны к хроническому стрессу, депрессии и тревожности.
Некоторые исследования показывают, что физическое и эмоциональное восстановление после работы в токсичной среде может занять до 22 месяцев. Сама идея об уходе с привычного места нередко пугает. Но в реальности пребывание на рабочем месте с плохим начальником может оказаться еще страшнее.
Что делать
Плохого начальника следует воспринимать серьезно. Если увольнение невозможно прямо сейчас, есть несколько стратегий, которые помогут смягчить потенциальный ущерб независимо от того, с каким типом токсичного руководителя (задирой, нарциссом или кем-либо еще) вы столкнулись.
Забудьте об обратной связи, формулируйте конкретные запросы. Обычно попытки найти общий язык с начальником – хорошая идея. Но трудный начальник, скорее всего, не примет критики. Поэтому попытайтесь донести до него конкретные запросы, которые помогут вам получить необходимые ресурсы и поддержку. Дайте рациональное обоснование, зачем вам нужно то, о чем вы просите, и какую пользу это принесет начальству и вашей компании. Подумайте о том, когда поговорить с начальником. Лучше начать разговор, когда он будет находиться в спокойном и приподнятом настроении. Перед этим обязательно подготовьтесь и спрогнозируйте все возможные результаты.
Создайте группу поддержки. Поддержка очень важна в те моменты, когда вы сталкиваетесь с эмоционально сложной ситуацией. Окружите себя друзьями и людьми, которые воодушевляют вас. Создайте в своей жизни возможности для социализации и снижения стресса вне работы. Поговорите с коучем, психотерапевтом или другими специалистами, которые могут помочь справиться с проблемой.
«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте
Позвольте, я вас покритикую
Мир меняется и может показаться, что сегодня мы живем и работаем в мире гиперчувствительных людей, которые готовы смертельно обидеться на любое резонное замечание — документ был оформлен неподобающим образом или не соблюдены сроки подачи заявки. Далеко не все корпоративные споры могут быть проявлением хамства, потому что хамство не равно критике. Когда сотруднику сложносочиненно указывают на то, что он не профессионал, это хамство? Порой это даже может быть не засчитано за легкое оскорбление. У каждого человека есть право на мнение, но не каждый обладает достаточным запасом психоэмоциональной энергии и терпения, чтобы высказывать его вежливо («позвольте, я вас покритикую»). И иногда вам могут сказать прямо в лоб: «Ты непрофессионал» и быть на 100% правым. Если ремарка, которую вы слышите, можно определить как критику, под которой есть фактическая основа — то ее запретить нельзя, ваш собеседник имеет на это право. Можно лишь попросить критиковать в более вежливой манере.
С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.
Надо ли отвечать на хамство?
Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?
Есть несколько вариантов ответа.
Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».
В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.
Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.
Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».
Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной
Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.
Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.
В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.
Хамство со стороны начальства
Хамство — это самый доступный способ утвердиться на фоне другого человека. Поэтому, если вам хамит в присутствии всех ваш руководитель, то нет другого способа с этим справиться, кроме как поменять руководителя. В российской корпоративной культуре абсолютно бесполезно и бесперспективно вступать в перебранку с человеком, который изначально назначен «командиром».
Если вы считаете, что действия вашего начальника нанесли вам моральный ущерб, вы можете подать заявление в этический комитет (при его наличии) и положить заявление об увольнении на стол. Или — отправить заявление вышестоящему руководству о неподобающем поведении вашего начальника, и опять же положить заявление об увольнении на стол. К сожалению, других методов защиты от этого нет.
Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.
Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.
Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:
1) Каковы ваши личные ощущения?
2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?
3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?
Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.
Элемент большой игры
Хамство также может быть элементом большой игры внутри коллектива — «человеческой стаи». Когда бодрый и зубастый сотрудник постоянно борется за свой статус, то у его начальника может возникнуть вопрос: «Он очень резвый и борзый. Может ли он претендовать на мое место?» Такое поведение всегда вызывает больше опасения, чем желания восхищаться. Начальник будет даже рад, если в этой борьбе подчиненный чуть оступится. Ему выгодно истощить моральные ресурсы потенциального соперника. И он не будет его защищать по той же самой причине. Он руководствуется очень простым мотивом: чтобы любое корпоративное трение начало влиять по-настоящему на качество работы и на создание добавленной стоимости, должна разгореться настоящая травля. Поэтому любой начальник готов допустить несущественные «разборки» и мелкие конфликты, которые не ведут к уменьшению производительности труда: ему выгодно, если борзый сотрудник об кого-то «обломает зубы»: поплачет, покричит, поистерит. Он утратит часть морально-волевого стержня временно и перестанет быть конкурентом.
Что делать с хамом дальше?
Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.
Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.
Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.
И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?
Крепкое слово: что будет начальнику за оскорбление подчиненных
Работник обратился в Роструд с просьбой разъяснить свои права. По причине заболевания он не смог выйти на работу, о чем уведомил руководство и попросил заменить себя другим сотрудником.
Руководство компании в замене отказало. Сотрудник обратился в поликлинику и открыл больничный лист, о чем также сообщил работодателю посредством сообщения через WhatsApp. В ответ на данное сообщение директор организации послал сотрудника «на 3 буквы» и общение прекратил.
Сотрудник посчитал себя униженным и оскорбленным. В связи с этим он просил Роструд разъяснить, может ли он каким-либо образом наказать своего работодателя за подобное поведение.
Роструд подтвердил право работника на компенсацию морального вреда, причиненного нецензурной бранью работодателя. Мат и оскорбления со стороны начальства нарушают права сотрудников, причиняя им моральный вред и страдания.
При этом каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 352 ТК РФ). В частности, работник может потребовать от работодателя выплаты компенсации морального вреда.
Ответственность за мат и оскорбления
Моральный вред, причиненный оскорблениями со стороны работодателя, возмещается работнику в денежной форме (ст. 237 ТК РФ).
Причем компенсация выплачивается в размерах, определяемых соглашением работника и работодателя. Если работодатель отказывается платить компенсацию, ее можно взыскать через суд. Величину компенсации в таком случае определит сам суд, исходя из той суммы, которую затребует оскорбленный сотрудник.
При этом работник не обязан доказывать, что реально понес моральные страдания и травмы из-за нецензурных выражений работодателя. Достаточно доказать сам факт нецензурных выражений и ругани. Доказать это поможет переписка, показания свидетелей и т. д. Что немаловажно, никаких судебных расходов сотруднику оплачивать не нужно, даже если он проиграет суд.
Помимо выплаты компенсации морального вреда, работодатель-сквернослов может быть привлечен еще и к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление. Оскорблением считается унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме.
Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
от 1 000 до 3 000 рублей – для физлиц;
от 10 000 до 30 000 рублей – для руководства организации;
от 50 000 до 100 000 рублей – для самой организации.
Таким образом, работодателям следует быть осторожнее в выборе выражений. Мат и брань в адрес сотрудников могут дорого обойтись.
«Я превращу твою работу в кошмар». Что делать, если начальник кричит, унижает и установил в офисе камеры
По итогам последнего исследования онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников HeadHunter, 68% россиян утверждают, что они сталкивались на работе с эмоциональным абьюзом. И если раньше такие случаи часто считались нормой, замалчивались, оправдывались эффективностью, то сейчас отношение меняется. Что считать абьюзом на работе и как правильно себя вести в разных ситуациях — реальные истории и разбор экспертов.
«Ты вообще заткнись — мы за тебя работаем!»
Марина ( имя изменено ) два года возглавляла одну из районных библиотек Москвы. По рассказам девушки, ее начальница регулярно повышала голос на совещаниях, позволяла себе оскорбления в адрес Марины и других подчиненных, использовала нецензурную лексику, следила и проводила внезапные проверки, заставляла доносить на коллег, использовала угрозы понижения в должности и увольнения как мотивацию к работе.
Например, на одном совещании девушка услышала в свой адрес: «Ты вообще заткнись! Вы, москвичи, лодыри, отсиживаетесь здесь! А мы за вас работаем!» Марина регулярно перевыполняла план, аудитория ее библиотеки росла, развивались социальные сети, увеличилось количество и качество мероприятий и кружков. Но, когда она оказала сопротивление, начальница настроила коллектив против нее.
— В какой-то момент со мной перестали здороваться сотрудники из ее ближайшего окружения, общались агрессивно, — рассказывает сотрудница.
По итогам исследования hh.ru, увольнение одной из сторон конфликта по своей воле — самый частый выход в таких ситуациях, об этом заявили 38% респондентов.
Так сложилось и у Марины. Она была вынуждена уволиться. Через некоторое время девушка нашла работу с совершенно другой — более комфортной, здоровой атмосферой, и рада, что распрощалась с прежним коллективом.
Легко ли развернуться и уйти
Психолог, карьерный консультант Светлана Ленкова считает, что лучшее, что можно сделать в такой ситуации — это искать другую работу.
— Человек часто не понимает, как попадает в эмоциональный абьюз, и обнаруживает себя там слишком поздно: когда у него уже депрессии, нервные срывы, когда начинаются проблемы со здоровьем. Его самооценка и уверенность в себе и своих силах уже на таком уровне, что вернуть их очень сложно. Поэтому если человек вошел в это состояние, выбраться из него можно только со специалистом.
Если человек самодостаточный и смог рано осознать, что он попал под психологическое давление, ему нужно пытаться максимально выстраивать дистанцию, учиться говорить «нет», стараться не реагировать, четко понимать, что это только работа и не нужно нести ее дальше в свою жизнь. На самом деле это крайне тяжело, поэтому для сохранения психологического и физического здоровья наиболее правильный вариант — развернуться и уйти.
— Что делать? Постараться перевести в рациональную плоскость, там, где у начальника меньше ресурсов в силу привычки решать вопросы криком
Но искать альтернативы внутри компании или на рынке стоит начинать сразу же, как только появился звоночек, считает эксперт.
— Часто сложностью становится неуверенность в себе и своих силах. Чтобы избежать этого, нужно знать свои сильные стороны, компетенции и уметь о них рассказывать, а еще следить за тем, что происходит за стенами компании — какие другие компании могут нуждаться в ваших навыках, кто те люди, которые будут вас поддерживать?
Как еще выглядит эмоциональный абьюз в офисе
Специалисты НИУ «Высшая школа экономики» и компании «Нестле» провели исследование, в котором попытались выявить проявления, предпосылки и последствия «враждебного» поведения руководителей. Анализ был проведен на основе онлайн-опроса 198 работников частных и государственных организаций.
Чаще всего респонденты в качестве примеров абьюза называли принуждение к исполнению рутинной и неквалифицированной работы, игнорирование своего мнения и инициатив, «публичные порки», обман со стороны руководителей, грубость, вторжение в личное пространство, обвинения в некомпетентности. Исследователи выявили, что с «враждебностью» руководителей неразрывно связаны постановка рабочих задач и распределение вознаграждений.
Бывает, что руководитель видит в сотруднике потенциальную угрозу, опасаясь, что он может, например, занять его место. Тогда руководитель будет стараться обесценивать достижения сотрудника, внушать ему, что он недостаточно хорош.
— Вы будете виноваты во всех конфликтах, а он всегда будет прав.
Злые, унижающие шутки про вес, возраст, характер, интеллект — это тоже вид абьюза.
Если руководитель будет чувствовать, что вы сильнее его по компетенциям, навыкам, характеру, то он будет пытаться лишить вас уверенности в себе. Часто такой руководитель старается убедить сотрудника, что он никому не нужен, никогда не найдет работы лучше.
— Бывает, что в некоторых компаниях в силу их специфики есть оправданная необходимость поставить камеры. Сотрудники должны об этом знать и быть согласны. А бывает, что это только прихоть руководителя, чтобы потом была возможность манипулировать сотрудниками, даже шантажировать их, — считает Светлана Ленкова.
Еще один вывод исследования: враждебное поведение руководителей имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации в целом. Оно ухудшает самочувствие сотрудников, способствует падению трудовой мотивации. Сотрудники не могут работать в полную силу. Руководитель-абьюзер не осознает, что наносит вред репутации компании и тормозит ее развитие.
«Подчиненные пили чай и болтали, а потом пожаловались на меня»
Елена устроилась начальником отдела в строительную фирму. Работы было много, директор требовал четкого выполнения в сроки, а ее сотрудники, как казалось Елене, привыкли работать довольно размеренно, часто тратили время на болтовню, перекуры, чаепития. Елена хотела, чтобы они больше отдавались работе, отчитывала за опоздания, не одобряла чаепития в рабочее время. При этом она предпочитала держать дистанцию и не поддерживала ни с кем особо дружеских отношений.
Иногда приходилось просить оставаться сотрудников после работы доделать отчеты или выйти в выходной день — Елена сочла это нормальным с учетом того, что сотрудники тратят много рабочего времени на личные дела. В коллективе все больше чувствовалось напряжение, она замечала, что ее обсуждают за глаза, саботируют ее приказы, дерзят.
— Однажды директор компании вызвал меня к себе и показал письмо, которое написали подчиненные. Они отказывались со мной работать, обвиняли в непрофессионализме, создании неблагоприятной обстановки, психологическом давлении и принуждению к работе в неурочное время. Но я же просто требовала от них выполнения обязанностей. Я была очень расстроена, ведь я ни на кого даже голоса не повышала, — рассказала Елена.
Я начальник и просто потребовал сделать работу. Теперь я — абьюзер?
Писать в чат в нерабочее время и требовать немедленно отвечать — такое может считаться абьюзом, если речь идет про нормированный график, который был прописан в трудовом договоре, и о подобных взаимоотношениях не было отдельных договоренностей.
— Эти вопросы нужно прояснять на собеседовании: есть ли практика работы в неурочное время, чаты, скорость реагирования на задачи в неурочное время? Как все это можно регулировать? Спокойно обсудить с руководством границы дозволенного рабочего времени. Важно понимать, что если вы при трудоустройстве узнали, что в компании практика внеурочной работы и приказов ночью в чате, то лучше сразу для себя решить, готовы вы это делать или нет.
Не нужно наивно полагать, что с вашим приходом что-то изменится и вас не будут беспокоить, и вы сможете переделать все устои компании, — поясняет психолог.
Повышение тона в общении с коллегами также может быть расценено как абьюз, но сотрудникам надо учитывать, что в некоторых компаниях шумное обсуждение — это обычный рабочий процесс, к которому все привыкли.
— При абьюзе происходит планомерное повышение голоса одним и тем же человеком с целью унизить другого человека и впаять ему позицию жертвы. Если это спор на совещании группы коллег, для решения рабочих вопросов, то это не абьюз, не следует обижаться и предъявлять претензии начальству. Но если вам неприятно и неприемлемо то, что на вас повышают голос, то об этом нужно прямо сказать: «Не кричите на меня». Сказать спокойно, твердо и уверенно, — поясняет Светлана Ленкова.
«Мне пообещали превратить мою работу в ад, если не уволюсь»
Весной этого года несколько десятков сотрудников российской компании ООО «ПИК-Брокер» пожаловались в СМИ и социальных сетях, что были принудительно уволены и при этом подвергались психологическому давлению. Среди них была и Татьяна (имя изменено ). Руководители и раньше регулярно общались с сотрудниками на повышенных тонах, часто переходили на личности, использовали оскорбления, насмешки, заставляли работать в неурочное время. Однако зарплаты в компании были хорошие и люди держались за свои места.
В марте, во время самоизоляции, большую часть коллектива отправили на удаленную работу, а затем некоторых начали приглашать в офис по одному и заставлять подписывать соглашение о расторжении трудового договора. На тех, кто не соглашался, давили, угрожали уволить по статье, воспрепятствовать дальнейшему трудоустройству в других компаниях. Когда пригласили Татьяну, она решила записать разговор на телефон и ничего не подписывать, несмотря на то, что ей обещали превратить ее работу в компании в ад.
— Это было в самый разгар самоизоляции, надо было на что-то жить и платить за съемную квартиру, а найти работу быстро в такое время достаточно сложно, — объясняет девушка.
Татьяна проработала в «ПИК-Брокере» еще несколько недель. Все это время руководство ее игнорировало, а она доделывала старые дела, присылала отчеты и стояла на своем, апеллируя к Трудовому кодексу. В итоге она стала практически единственной, кто ушел из компании, добившись выплаты компенсации.
Что делать, если вас хотят выжить — советы юриста
Юрист Анастасия Степанова считает, что если руководитель вынуждает уйти по собственному желанию и оказывает при этом психологическое давление, то такое заявление может быть оспорено в судебном порядке и признано недействительным.
— Юридическая практика говорит о том, что работодатели часто уходят безнаказанными. В основном потому, что работник не может доказать принуждение.
Если вы готовы уступить, можно рекомендовать максимально защитить свои интересы: решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода и написать заявление по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.
Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:
Если вы все-таки намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:
Почти всегда бесспорным доказательством принуждения к уходу служит принятие на работу другого сотрудника в день написания вашего заявления: при «реальном» увольнении за столь короткий срок маловероятно нахождение нужного специалиста.
Как предотвратить абьюз при устройстве на работу
Психолог и карьерный консультант Светлана Ленкова советует сначала понять, чего вы ждете от места работы, определить свои ценности и приоритеты и исходя из этого заранее составить вопросы будущему работодателю. А также обязательно смотреть на репутацию компании, например, поискать, что пишут о ней и о руководстве в сети.
— Определите, что для вас важно на будущем месте работы, а на что вы готовы закрыть глаза. На собеседовании стоит обращать внимание на то, как проходит интервью, какие вопросы задают. Если это вопросы личного характера, то в данной компании прямо на входе ломятся в ваши границы, что будет дальше — можно уже предположить. Если с вами проводят стресс-интервью, то искренне рекомендую бежать от этой компании. Вообще, если много задают вопросов про стрессоустойчивость и стрессовые ситуации, это должно насторожить.
Стоит помнить, что не только вас выбирают, но и вы выбираете. Слушайте внимательно, что и как вам говорят, какая обстановка в компании, смотрите по сторонам, ищите сведения о компании в интернете и социальных сетях. Не стесняйтесь задать все интересующие вас вопросы и оценить, устраивают вас эти ответы или нет. Вас коробит и не комфортно от ответов или от обстановки? А теперь представьте, что на это место работы вы ходите год-два-три…
Но не стоит расслабляться сразу после того, как вас пригласили на должность. Юрист Анастасия Степанова считает, что одна из основных и самых значимых ошибок при трудоустройстве — пренебрежительное отношение к заключению трудового договора. Важно сразу обговорить все спорные моменты, чтобы и у сотрудника, и у работодателя были одинаковые ожидания.
— Лучше всего, чтобы в договоре была указана конкретная сумма зарплаты, а не «15 тыс. плюс проценты». К заверениям о том, что большая часть зарплаты будет получаться за счет различных надбавок, стоит относиться очень осторожно.
Обязанности должны быть прописаны подробно и конкретно. Должны быть указаны должность, специальность, вид работы, отдел. Если работник должен выполнять обязанности «в соответствии с должностной инструкцией», то такая инструкция должна прилагаться к договору, а ее копия находиться у работника на руках.
Испытательный срок не может превышать 3 месяцев (6 месяцев для руководящих позиций). В период испытания на работника распространяются все нормы трудового законодательства (запись в трудовой книжке, выплата пособий и так далее).
— Нередко, пройдя собеседование в офисе в центре Москвы, люди попадали на работу в подвал на окраине. Поэтому место работы лучше зафиксировать с указанием конкретного структурного подразделения.
Режим работы, обеденное время, нестандартный рабочий график — все это должно быть прописано в договоре подробно. Это оградит работника от неправомерных нагрузок.
— Речь идет не о том, что он не будет задерживаться из-за аврала или другой внештатной ситуации — как правило, при трудоустройстве о них предупреждают заранее. Но обязательно должно прописываться, если режим труда и отдыха для конкретного работника отличается от общих условий, — рекомендует юрист.
Люди жалуются на начальника в соцсетях — и уже неясно, кто жертва
То, что раньше считалось нормой, замалчивалось, сейчас чаще признается неуместным, неэтичным, оскорбительным. Сейчас появилась возможность сделать это публичным, запустить общественную дискуссию.
По словам Владимирской, крупные компании могут позволить себе комитет по этике, но ситуаций для разбора на таком комитете единицы. 99% таких ситуаций стараются решить тет-а-тет.
— Людей продолжают третировать и эксплуатировать, но с открытием новых каналов и обсуждения темы этики все больше шагов делается в сторону не просто урегулирования ситуаций, а их предотвращения. В цифровую эпоху к кодексу корпоративной этики добавляются правила поведения в сети и правила коммуникации команд на удаленке.
Социальные сети дают возможность рассказать свою историю и получить поддержку — это большой шаг, в том числе для привлечения внимания к проблеме. Компании тоже могут сделать выводы, проанализировать свою модель управления, осознаннее выстраивать корпоративную культуру. В конечном счете даже для самого абьюзера это возможность увидеть и признать проблему и начать работать над ней.
Однако есть и другая сторона. Социальные сети и публичные пространства в интернете — это не всегда дружелюбная, а часто довольно токсичная среда. И бывает так, что степень травли несопоставима с проступком, а иногда сами жертвы подвергаются новому буллингу после того, как доверились и откровенно рассказали свою историю.
— Для России тема абьюза совсем новая, понятийное поле еще не сформировалось, и все еще происходят перекосы, когда сотрудника компании обвиняют в неуважительном отношении к другим, хотя ранее на уровне руководства всем была дана команда «быть неудобным», чтобы критично посмотреть на процессы компании и помочь ей стать лучше. Исправительные программы, как правило, заканчиваются тренингом по работе со стрессом или отправкой в отпуск. Почему-то принято считать, что человек входит в такое состояние не потому, что он не разделяет ценностей других, а потому, что он устал. Нам предстоит пройти еще очень длинный путь, — заключает Алена Владимирская.