Начальное техническое моделирование что это такое
Начальное техническое моделирование что это такое
Автор: Столярова Светлана Владимировна
Организация: МБУДО ЦДО «Созвездие»
Населенный пункт: г. Воронеж
В моем детстве таких кружков почему-то не было. Я сама занималась (недолго) в судомодельном кружке. Была нетипичной девчонкой, мне нравилась техника, мальчишеские игры, а не вязание и вышивание. Были еще авиамодельный, автомодельный, радиокружок и другие. Считалось, что ребенок должен выбрать что-то одно. А если у него много увлечений, и он еще не определился? В далеком 1981 году мне впервые предложили руководить кружком в пионерском лагере. Тогда это был судомодельный кружок, ведь я была студенткой Ленинградского кораблестроительного института. Сначала желающих было очень много, но к середине смены осталось несколько мальчиков 12-13-ти лет, у которых хватило терпения и умения всю смену строить модель корабля. Младшеклассникам при всем их огромном желании такая работа просто была не по плечу. И не только корабли были интересны мальчишкам, но и самолеты, машины, ракеты и многое другое.
После этого больше десяти лет я постоянно занималась поисками подходящих идей, чертежей, поделок, перелопачивая стопы книг и журналов по моделированию («Юный техник» и приложение к нему, «Моделист-конструктор», «Техника-молодежи», «Мастерок»). Все понравившиеся модели я делала сама, испытывала, выбирала лучшие, дорабатывала или упрощала, учитывая интересы и возможности детей. Многое придумала сама. Цель у меня была такая: предлагаемые детям модели должны быть как можно более простыми, соответствовать возможностям учеников начальных классов, должны быть интересными, то есть действующими, чтобы с ними можно было играть. И очень важное условие – не требовать для изготовления дорогих материалов и инструментов. Большое количество интересных идей не прошли «кастинг» как раз из-за этого последнего условия. Все «отрабатывала» на занятиях с детьми в пионерских лагерях, городской и сельской школах, ведь к тому времени я уже закончила два вуза-технический и педагогический и работала учителем. Наши с ребятами интересы почти всегда совпадали, но бывало и наоборот. Мальчишки, увидев чертежи модели, на которую я не обратила внимания, начинали мастерить и увлекали меня. Так методом проб и ошибок был накоплен большой опыт работы с детьми в кружках начального технического моделирования.
Особенно помогла мне в работе книга педагога-новатора Игоря Петровича Волкова «Учим творчеству», в которой он описал свой опыт проведения уроков труда и рисования в начальных классах средней школы. На мой взгляд, этот опыт просто уникален и грандиозен (даже для нашего времени). Кроме всего прочего я с восторгом узнала, что И. П. Волков давно применяет в своей работе тот прием, до которого я дошла интуитивно, а именно – чередование тем и смена видов деятельности. Оказывается, так можно было! За время обучения в начальных классах его ученики успешно осваивали до 30 видов труда! Полезность и даже необходимость этого доказывалась ссылками на работы психологов. Теперь у меня отпали все сомнения по поводу таких высказываний, как: «надо сначала одному научиться, потом хвататься за другое», «должно быть терпение, усидчивость». Ребенку должно быть интересно, доступно и немного трудно, чтобы была радость преодоления. А терпение и умение придут. С учетом этого я и стараюсь строить занятия. А еще я всегда вспоминаю себя в детстве. Чем я только не увлекалась! Но остывала очень быстро. Поэтому хорошо понимаю таких ребят и всегда разрешаю «доделать потом» или помогаю доделать сама, или прошу других ребят помочь. Ведь есть и те, кто не только свою модель сделает, но и с удовольствием поможет другу. (Об этом тоже пишет И. П. Волков).
Цель моей работы – развить личность ребенка так, чтобы он был способен самостоятельно активно действовать в жизненных ситуациях, применить знания, полученные на занятиях вне занятий. Этому как нельзя лучше способствует само содержание программы «Едем, плаваем, летаем». Для работы по ней не нужно сложного оборудования, дорогих конструкторов и специальных материалов. Еще одна ее особенность состоит в том, что для изготовления самых простых моделей используются самые доступные материалы и инструменты, которые есть у ребенка дома или ему могут их купить родители. Широко используются подручные материалы: пластиковые бутылки, крышки от них, коробки от сока и зубной пасты, трубочки для коктейля. Все модели, за редким исключением, действующие, то есть самолеты летают, кораблики плавают, машинки катаются. В конце занятия мы с ребятами устраиваем игры, соревнования, запуски в бассейне. До прихода ко мне на занятия дети даже не подозревают, что можно сделать из самых простых материалов, о существовании иных не знают вовсе. Узнав, начинают активно мастерить и вне занятий, дома, на даче, с помощью родителей и самостоятельно. Приносят свои работы, показывают друг другу, делятся опытом. А ведь именно этого мы и хотели достичь! От многих родителей слышу отзывы, рассказы о том, как подействовали занятия на ребенка.
По моему мнению, большое значение для развития активных форм познания имеет также работа с разными материалами. Ребенок учится работать с разными видами бумаги, картона, пластика, с фанерой, деревом, пенопластом, потолочной плиткой и др., делает самостоятельный выбор в пользу того или иного материала и инструмента и может его обосновать. Мальчишки любят рассказывать друг другу, какие модели они планируют еще построить. В конце второго года обучения они уже рассуждают с полным знанием дела: какой материал будут использовать для той или другой детали, как они будут соединяться, как будет действовать модель. добную работу выполняет ведущий конструктор КБ (в гораздо большем объеме, конечно).
А когда я предлагаю ребятам для изготовления модели использовать так называемые «подручные материалы», их фантазия не знает границ. Чего и из чего мы только не делали! Из пластиковых бутылок – корабли, самолеты, ракеты, автомобили. Из коробок – танки, легковые и грузовые машины, самолеты из трубочек для коктейля и еще много всего. У психологов есть такой вид тестирования на творческое мышление, как сейчас говорят, «креативность». Человеку предлагают за несколько минут найти несколько способов применения, например, кирпича, пустого стакана, консервной банки и т. п. Думаю, мои ученики легко справятся с таким тестом.
Конечно, мальчишки вырастают и начинают строить настоящие, сложные модели кораблей или самолетов. Теперь они уже многое умеют и знают, а любовь к технике останется с ними на всю жизнь.
Все дети рождаются творцами, строителями, исследователями. Маленькому ребенку быстро надоедает просто играть с игрушкой. Не успеют родители купить, как он уже ее сломал, разобрал, потому что хотел узнать, как она устроена. У многих не без помощи родителей эта жажда все узнать, изучить со временем пропадает, другие становятся учеными, конструкторами, изобретателями. Или писателями и художниками. Как, например, Николай Носов, Валентин Катаев, Владислав Крапивин. А известный художник Владимир Конашевич в детстве очень любил строить модели парусных кораблей и считал, что это помогло ему в работе художника-иллюстратора. Поэтому я просто уверена, что не может быть полноценным детство ребенка, мальчика, который ничего никогда не строил, не конструировал, не изобретал.
«начальное техническое моделирование» образовательная программа дополнительного образования детей
Пояснительная записка
Содержимое разработки
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр дополнительного образования детей»
«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации 2 года
Фролова Тамара Владимировна
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.
На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели. На втором году обучения изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная техника), технологии изготовления объёмных моделей, способы и приёмы работы инструментами.
Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 7-8 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.
Группы на второй год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методом тестирования и контрольных заданий. Возрастной состав второго года обучения 8-10 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а так же учащиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты и т.д. Учащиеся осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и мерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.
Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.
К работе в объединении дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
Количество учащихся составляет для первого года и второго года обучения 10-12 человек.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
Целями обучения в объединении «Начального технического моделирования» являются:
— формирование у детей начальных научно-технических знаний;
— формирование желания и умения трудиться;
— овладение умениями и навыками работы с различными материалами;
— формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
— развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.
— создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;
-обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
— сформировать умение планировать свою работу;
— обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
— создать условия к саморазвитию обучающихся;
— содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
-развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
воспитание творческой активности;
Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр дополнительного образования детей»
«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации 2 года
Фролова Тамара Владимировна
Педагог дополнительного образования
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.
На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели. На втором году обучения изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная техника), технологии изготовления объёмных моделей, способы и приёмы работы инструментами.
Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 7-8 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.
Группы на второй год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методом тестирования и контрольных заданий. Возрастной состав второго года обучения 8-10 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а так же учащиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты и т.д. Учащиеся осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и мерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.
Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.
К работе в объединении дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
Количество учащихся составляет для первого года и второго года обучения 10-12 человек.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
Цели и задачи
Целями обучения в объединении «Начального технического моделирования» являются:
— формирование у детей начальных научно-технических знаний;
— формирование желания и умения трудиться;
— овладение умениями и навыками работы с различными материалами;
— формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
— развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.
— создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;
-обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
— сформировать умение планировать свою работу ;
— обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
— создать условия к саморазвитию обучающихся;
— содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
-развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
воспитание творческой активности;
Ожидаемые результаты обучения
Основные свойства материалов для моделирования;
Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
Названия основных деталей и частей техники;
Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать модель кистью.
Основные свойства материалов для моделирования;
Простейшие правила организации рабочего места;
Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
Названия основных деталей и частей техники.
Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать детали модели и модель кистью;
разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
самостоятельно изготовить модель от начала до конца
Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.
Творческое объединение начального технического моделирования является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.
Принципы реализации программы
Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
Последовательность и системность обучения;
Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
Принцип доверия и поддержки;
Принцип результативности и стимулирования.
Основы моделирования и конструирования
Материалы и инструменты
Знакомство с технической деятельностью человека
Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений
— технология сгибания и складывания бумаги;
— выполнение моделей наземного транспорта;
— выполнение моделей воздушного транспорта;
-выполнение моделей водного транспорта;
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей
— технология работы с бумагой по шаблонам;
— технология сборки плоских деталей;
— выполнение моделей наземного транспорта
— выполнение моделей воздушного транспорта
-выполнение моделей водного транспорта
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей
— конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм;
— конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;
— конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;
— изготовление упрощённой модели автомобиля.