Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Этапы появления средств и методов обработки ин­формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп­ределяются как информационные революции. При этом обще­ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, пос­ле которых начинаются новые эта­пы развития цивилизации, появ­ляются и развиваются принципи­ально новые технологии.

Первая информационная рево­люция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози­ций информатики это можно оце­нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор­мой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная рево­люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из­менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель­ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат­ной продукции сделало культурные ценности общедоступны­ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен­ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер­шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево­люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По­явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело­вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель­ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров.

Источник

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

Каким образом обстояло дело с накоплением знаний, хранением и его передачей будущим поколениям в ранние периоды развития человечества? С возникновением речи, возникла возможность накапливать информацию в памяти человека. Следовательно, этот период можно назвать первым этапом возникновения и дальнейшего и развития Информационных Технологий.

Следующий этап связан с возникновением письменности (V-VI тысяч лет до н.э.), давший человечеству возможность накапливать и фиксировать информацию (память письменная или информация на материальных носителях). Появление письменности позволило реализовать все этапы переработки информации: ее сбор, обработку, передачу, хранение и доведение информации до адресата.

Первая в истории символика информационного характера была представлена в каменном веке образами, которые изображали в виде рисунков на камне отдельные представления о мире и жизни – так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке ситуация меняется и появляются изображения повторяющихся систем, которые называются идеографическим письмом. Эти первые примитивные информационные единицы превращаются в конце IV-го тысячелетия до н.э. в рисуночное иероглифическое письмо.

Благодаря развитию ремесла и производства, а также торговли совершенствуется числовая символика. В III-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне была изобретена система исчисления, которая от положения знака меняла его смысл. В V-VI веках до н.э. на Крите стала применяться удобная для записи десятичная символика счета.

Переняв у индусов искусство счета, арабы заимствовали у них и знаки для записи чисел, точнее, цифр, которые в VI-VIII веках до н.э. распространились на европейском континенте. Эти знаки использовались для записи чисел в том же виде и порядке, как принято сейчас [5].

Следующим этапом стало создание линейного слогового письма на глиняных табличках. В этот период впервые вавилонский язык начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, придавая информации широкие коммуникативные и терминологические формы.

Cоздание в X-IX вв. до н.э. финикийского алфавита явилось новым этапом в развитии Информационных Технологий. На его основе в VIII веке до н.э. был создан греческий алфавит – основы для всех западный письменных систем. Ус Развитие письменной символики завершилось в XV веке созданием в Европе пунктуации современного вида.

Математическая символика продолжает развиваться благодаря углубленным исследованиям и фундаментальным открытиям в математике: создается совершенная алгебраическая символика (XIV-XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания, умножения, знаки равенства, бесконечности, возведения в степень и др.

Единый информационный язык вводиться в техническую графику, в которой с помощью линейных форм воспроизводятся орудия труда, технологические процессы, строительная тематика. Создание технической графики относится ко времени появления первой ранней письменности. Техническая графическая документация развивается в связи с сооружением сложных объектов (пирамид, мостов, дворцов, тоннелей) во III-II тысячелетиях до н.э. и созданием измерительных инструментов и техники. В конце XVIII веке техническая графика является основным инструментом изобретательской деятельности. С конца XIX века техническая графика становится основой проектирования машин, механизмов, строительных конструкций [4]. С середины ХХ века широко внедряется трехмерная компьютерная графика, с введением цветовой гаммы, производится графическая продукция в автоматизированном режиме по заданным программам.

Системы информационных коммуникаций также прошли много фаз своего развития. Первая фаза связана с появлением человеческой речи, которая стала не материализованной формой содержащей информацию. Начало этой фазы можно считать первым информационным взрывом в истории цивилизации.

Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты [5]. Создаются библиотеки, доступные для свободных граждан. Библиотека становится первым в истории центром сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках. Книга приобретает функции товара. Наряду с общественными библиотеками формируется новая форма массовых коммуникаций – личные библиотеки у наиболее обеспеченных граждан. Бумажная фаза развития ИТ начинается с Х века, когда бумага становится объектом промышленного производства в странах Европы. Эпоха Возрождения и последовавший за ней период сыграли важную роль в развитии ИТ. С развитием торговли и ремесел появились городские почты (XV век). Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность были вовлечены сотни тысяч людей, и она охватывала крупные регионы. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, Франции, Германии, Англии. Революцией в процессе развития ИТ стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XV века), придавшее ей форму массовой деятельности. По существу это стало началом нового этапа в развитии естествознания. Главным качественным содержанием ИТ стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным – выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, первых энциклопедий – первых стандартных информационно-поисковых систем на алфавитной основе [5].

Новый этап в развитии ИТ охарактеризовался созданием в конце XIX века международной почтовой связи, телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображений (1911 г.) и промышленного телевидения. Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, модернизация системы общественной почты – все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности и эффективности работы.

40-60 годы характеризуются появлением «электрической» технологии. Вторая половина 60 гг. характеризуется появление «электронной» технологии. В это время появляются большие производительные ЭВМ, что позволило сместить акцент в ИТ на обработку не формы, а содержания информации. На этой базе разрабатывается концепция применения автоматизированных систем управления (АСУ) производством, технологическими процессами.

С развитием информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы хранения, обработки и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователя форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, экономического и социального прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает Информационным Технологиям форму интеллектуальной индустрии. Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью ее эффективного использования с помощью традиционных немашинных методов.

1.Байдукова Л.Д., Богатырева Ж.В. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного обучения. Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 179-181.

2.Богатырева Ж.В.Возможности обучающе-тестирующей программы POWER POINT для учета психологических особенностей студентов в процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» Инновационные процессы в высшей школе: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. 2008. С. 242-244

3.Везиров Т.Г., Богатырева Ж.В.Учет репрезентативной системы организации информационно коммуникативной среды вуза в подготовке специалистов//Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 69-70.

4.Информатика :Учебник для вузов/Под ред. Проф. Макаровой Н.В.. – Москва: Финансы и статистика, 2000.- С.87-90 (Раздел Информационные технологии).

5.Колин И.И. Социальная информатика.- М., 2001.- 300с.

6.Хачиянц А.Л., Богатырева Ж.В. Роль репрезентативной системы в процессе обучения. Модернизация системы непрерывного образования: Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: Т.Г. Везирова,Тищенко Л.Н.,Мамедов Ю.А., Султанов Э.С., Харченко Л.Н., Палангов А.Г., Бакмаев Ш.А.. Махачкала, 2013. С. 312-316.

Руководитель: Богатырева Ж.В. старший преподаватель каф. философии КубГТУ

Источник

История развития информационных технологий

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Рассматривая историю развития информационных технологий, мы одновременно рассматриваем, как зарождалась информатика и средства вычислений (вычислительная техника) и наоборот. Историю развития информационных технологий можно условно разбить на пять этапов.

Первый этап – это «ручные» информационные технологии.

В глубокой древности летописцы сначала на камнях, потом на глиняных табличках, позже на листах пергамента записывали информацию о своём времени и о делах своих современников. Записи хранились в монастырях, допускался к ним только определённый, очёнь узкий круг людей. Сведения, помогающие выращивать хорошие урожаи, или секреты мастерства ремесленников, передавались устно из поколения в поколение и тщательно оберегались от конкурентов. Так зарождалась информатика и информационные технологии.

Здесь также необходимо отметить зарождение и развитие средств счёта. Древнейшим счётным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука. От пальцевого счёта берёт начало пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная система (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног).

Пальцевый счёт сохранился кое-где и поныне. Историк математики Л. Карпинский пишет, что на крупнейшей мировой хлебной бирже в Чикаго предложения и запросы, как и цены, объявлялись маклерами на пальцах без единого слова.

Издревле употреблялся ещё один вид инструментального счёта – с помощью деревянных палочек с зарубками (бирок). В средние века бирками пользовались для учёта и сбора налогов. Далее следует упомянуть абак. Этот счётный прибор появился ещё в древности.

В эпоху Геродота абак и в Греции, в Египте получил широкое распространение. В своей примитивной форме абак представлял дощечку. На ней острой палочкой проводились линии и какие-нибудь предметы, например камешки, размещались в получившихся колонках по позиционному принципу.

В Древнем Риме абак назывался calculi или abaculi и изготовлялся из бронзы, камня и цветного стекла. Слово calculus означает «галька», «голыш». От этого слова произошло позднейшее латинское calculatore (вычислять) и наше – «калькуляция».

В России в XVI веке появилось замечательное вычислительное средство – русские счёты. Счётная машина Паскаля (1642 г.).

Мы не знаем точной даты изобретения логарифмической линейки. Можно лишь с уверенностью утверждать, что это произошло между 1620 и 1630 годами [Абак]. Знаменитая «Аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа – первый программируемый компьютер, использовавший примитивнее «программы» на перфокартах.

Менялось время, менялись поколения, изменялся социальный строй общества. Рост населения требовал увеличения, как ремесленников, так и сельскохозяйственного производства. Появилась новая информация – как лучше управлять коллективами, как добиваться наивысшей производительности труда и максимальной прибыли. Актуальной стала задача размножения и распространения информации, зафиксированной на носителях, а это были в основном книги, рисунки и др. Так родилось книгопечатание.

Подведём итоги. В роли информационных технологий были инструменты: камни, дощечки, пергамент и инструмент для нанесения на эти предметы информации. Далее появились перья, чернильницы и книги. В роли коммуникаций была обычная почта.

Второй этап развития информационных технологий начался с конца 19 века и получил название «Электромеханические технологии».

Шли годы, рос объём информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства, типографии. С появлением электричества было изобретено радио, и телефон. Стала возможность передавать информацию быстро и на большие расстояния. Так родилась информационная промышленность.

Изобретение электричества способствовало появлению новых средств обработки и передачи информации: информация предаётся по телефонной, телеграфной сетям на любые расстояния – между зданиями, городами, странами и континентами.

Инструментарием того времени являлись: телефон, радио, пишущая машинка. Средствами коммуникации кроме почты стали телефон, радио, проводная связь.

Таким образом, можно выделить несколько замечательных изобретений, приведших к гигантским качественным «скачкам» в получении, накоплении и использовании новых знаний:

1. Изобретение письменности, позволившей фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению;

2. Изобретение книгопечатания, которое дало возможность передавать знания широкому кругу пользователей;

3. Появление телеграфа, телефона, радио и телевидения, позволяющих оперативно передавать и получать информацию на расстоянии;

4. Изобретение ЭВМ, внедрением компьютерных сетей и информационных коммуникаций.

В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный «скачок» вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов.

Понятие об информационных технологиях

Информационные технологии как самостоятельное научное направление сформировалось относительно недавно, буквально в последние два десятилетии (90 – е годы прошлого столетия). Точное определение дисциплины и её задач логически вытекает из таких определений, как «технология» и «информация».

Опр. Технология – совокупность методов изготовления, обработки, изменения состояния, структуры, формы сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых для производства изделия.

Опр. Технология – совокупность методов, документации и технических средств, позволяющих получать из исходных продуктов требуемый конечный результат.

Опр. Метод – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приёмов практического и теоретического освоения (познания) действительности.

Опр. Информационная технология (ИТ) – совокупность средств (методов, технических устройств и документации к ним), позволяющая получить из исходной информации конечную информацию в том виде, который нужен её потребителю.

Информационные технологии — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Несмотря на большое разнообразие информационных процессов их можно разбить на части. Можно выделить следующие части информационного процесса:

· получение исходной информации (из документации, от датчиков и т. д.);

· подготовка информации для дальнейшего использования;

· обработка информации. В общем виде можно выделить следующие цели обработки:

ü получение новых ведений об объектах и явлениях за счёт моделирования;

ü технические расчёты;

ü приведение информации к желаемому виду (для отчётов, для передачи, для управления).

· хранение и использование информации;

Средства информационных технологий

Назначение любой технологии – повышение эффективности социальной и производственной деятельности человека и общества в целом, улучшение условий жизни.

Средства информационной технологии включают в себя методы получения, обработки, хранения и представления информации, а также аппаратно-программные средства реализации этих методов, поскольку чаще всего технической базой информационных технологий служит компьютерная техника и техника связи (коммуникационная).

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чегоНачалом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чегоНачалом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Смотреть картинку Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Картинка про Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего. Фото Началом эпохи информационных коммуникаций считают изобретение чего

Рис. Информационные технологии как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Г. Поппель (американский специалист в области управления). Под ИТ следует понимать использование ВТ и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации для всех сфер общественной жизнью.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных научных, технических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение, а также связанное со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационные технологии в настоящее время получили очень широкое применение. Они используются практически во всех сферах человеческой деятельности, главным образом в области управления производством, услуг, образования. С развитием электронной техники и совершенствования языков программирования возрастает и эффективность использования технологий.

Информационные технологии и позитивисткое гуманитарное знание

Сегодня мы вплотную подошли к новому этапу развития информационных технологий: очевидно, что вскоре «технарь» из «авиатора» неизбежно превратится в «извозчика», а основную работу по структурированию информации будет делать профильный специалист. Подчеркиваю, что речь идет уже не просто о создании контента – содержательно наполнения информационных ресурсов, а именно о структурировании – разработке сценариев сайтов, структуры, форматов описаний и лингвистического обеспечения информационных систем и т. п.

Эти перемены уже не за горами, и можно попытаться заглянуть в будущее чуть дальше. По моему глубокому убеждению, мы находимся на пороге новой эры. Эры, когда изменится сама природа гуманитарных профессий (по крайней мере, в той их части, которая относится фактологическому, позитивистскому знанию): главной работой гуманитария станет не накопление и хранение информации, а управление информационными потоками.

Самый полный обзор ситуации на рынке гуманитарных технологий в рамках одного ресурса: маркетинг, реклама, связи с общественностью, политические технологии, культурная политика, государственные и корпоративные стратегии, фабрики мысли. Исследования, аналитические материалы, рейтинги, комментарии экспертов. Новости, анонсы мероприятий и проектов, лекции, стенограммы, интервью, ресурсы и специализированная литература. Все для создания и развития интеллектуального бизнеса.

Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века

Теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики – соционика 2–– за время своего развития способствовала созданию целого ряда гуманитарных, социальных, политических и информационных технологий, связанных с существованием и деятельностью человека, охватывающих все сферы существования и деятельности общества, государства и цивилизации.

Компьютерные технологии не сразу нашли применение в гуманитарных науках, развиваясь, прежде всего, с учетом потребностей точных наук. Гуманитарии не рассматривали компьютер как реальный научный инструмент, способный изменить характер исследования.

Ситуация начала меняться с появлением первых программ, предназначенных для контроля знаний и обучения гуманитарным дисциплинам. Другой важный аспект «компьютерной революции» был связан с возрастанием интереса к созданию баз данных.

Информационные технологии все глубже внедряются в сферу гуманитарных исследований: формируются информационные системы для различных научных направлений, компьютерная техника и медиа-технологии становятся важными средствами повышения эффективности исследований. Появляются новые направления, такие как историческая информатика, компьютерная лингвистика; компьютерные технологии используются в археологии, этнографии, графологии, истории, экономике, социологии, юриспруденции, педагогике, литературоведении, журналистике.

Гуманитарные технологии – методы обучения, организация системного образования, семья, психоинформационная совместимость, модели психики и их практическое применение; психотерапия; глубинный психоанализ, медицина.

Социальные технологии (менеджмент, производство, бизнес) кадровый менеджмент (подбор и расстановка кадров); интегральный информационный портрет организации; выявление слабых мест; создание высокоэффективных коллективов под заданные цели; административные реформы; экономические реформы и их идеологическое обеспечение; реформирование и сокращение численности армии; формирование групп «мозгового штурма», «ячеек качества».

Политические технологии – интегральная соционика; этносоционика; определение ментальности этносов и государств; методы пропаганды и агитации, рекламы; формирование идеологий, проведение внутренней и внешней политики; избирательные технологии с учетом ментальности избирателей; взаимодействие политиков и наций; международные отношения; взаимодействие между государствами; межнациональные отношения; системное взаимодействие между этносами и суперэтносами; вопросы информационной безопасности государства; создание имиджа государства за рубежом; разработка законодательства, сфера права.

Информационные технологии – задачи «человек-система», «оператор-компьютер»; типы взаимодействия с техническими и электронными системами; новые технологии обработки информации; перестраиваемые интерфейсы; создание искусственного интеллекта.

Особое место в области информационных технологий занимает система Интернет – всемирная компьютерная сеть. Она коренным образом меняет представление человечества о мире и самом себе.

Информационные технологии по своему содержанию делятся на три раздела:

· техническое (аппаратное) обеспечение.

Заключение

Таким образом, соционические технологии охватывают все сферы гуманитарной, социальной, производственной, экономической и политической деятельности человека. Соционика выступает как метаязык, позволяющий оперировать в свернутом, упакованном виде огромным количеством информации. Это подобно тому, как в небольшой массе вещества, согласно А. Эйнштейну, содержится огромная энергия.

Человеческая цивилизация вступает в новую фазу своего развития, в которой информационные технологии, такие как Интернет, являются определяющими. Соционика, в свою очередь, предлагает психоинформационные технологии, которые позволяют человеческому сознанию быть на одном уровне с достижениями информационных и электронных технологий. Ведь известно, что отставание человеческого мышления от технического развития общества порождает огромное количество социальных проблем.

Являясь независимой организацией, Международный институт соционики открыт для сотрудничества с государственными, общественными и частными структурами по вопросам обучения соционическим технологиям и их практического применения.

Существующие и создаваемые соционические технологии стимулируют, в свою очередь, развитие новых информационных технологий, и этот процесс идет с ускорением. Совершенно очевидно, что общества, страны, государства, использующие методы и технологии соционики в максимально полном объеме, получают значительные преимущества перед социумами и государствами, не использующими их. Экономический скачок, который хочет совершить ряд стран СНГ, особенно обделенных энергоносителями или другими природными ресурсами, вряд ли возможен без интенсивного применения соционических технологий на всех уровнях организации общества и государства.

Страны и общества, которые не смогут или не захотят использовать методы соционики, могут утратить со временем свое преимущество. В то же время для развивающихся стран, для стран, переживающих период реформ, соционические технологии могут стать тем реальным инструментом, который поможет сделать качественный скачок в экономической, производственной, социальной, научной и оборонной сферах и занять достойное положение в XXI веке. [7,8].

Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. //Соционика, ментология и психология личности. N 2. 1995. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. //»Mokslas ir technika», Vilnius,1980 Nr.4 Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. //Соционика. NN 1Аугустинавичюте А. Социон. //Соционика. NN 4Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. //Соционика. NN 1Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. //Соционика. NN 1http://www. socionics. ibc. /t/2000.html#4 Букалов институт соционики Журнал «Соционика, ментология и психология личности«, N 1, 2000.

Тема: Аппаратно-программные средства
информационных технологий

В настоящее время одним из основных инструментов интеллектуальной деятельности инженера является персональный компьютер (ПК). Поэтому в дальнейшем под компьютером мы будем понимать именно персональный компьютер.

ü Мэйнфреймы представляют собой многопроцессорные системы, содержащие один или несколько центральных и периферийных процессоров с общей памятью, связанных высокоскоростными магистралями передачи данных. Основная вычислительная нагрузка ложится на центральные процессоры, каждый из которых, как правило, оснащается высокопроизводительными векторными сопроцессорами-ускорителями операций, а периферийные процессоры обеспечивают работу с сетью и широкой номенклатурой периферийных устройств

ü Домашние компьютеры – универсалы, которые умеют всего понемногу. Упор делается на развлечение.

ü Рабочие станции – компьютеры, предназначенные для предприятий, фирм и прочих организаций;

ü Настольные издательства – довольно дорогостоящая и мощная система, включающая большой монитор, качественную профессиональную видеокарту, мощный лазерный принтер и сканер. Предназначен для создания электронных средств массовой информации (страниц Интернет, электронных энциклопедий и т. п.);

ü Серверы (server) – компьютеры – распорядители. Их работа – контролировать локальную сеть предприятия или узел Интернет;

ü Игровые и Интернет-приставки;

ü Портативный (мобильные) компьютеры – ноутбуки, (Notebook). Ноутбуки имеют, как правило, вычислительную мощность настольного офисного ПК, отличаются небольшим весом (2-3 кг), наличием аккумуляторов, позволяющих несколько часов работать без электросети и повышенной ценой. Планшетные ПК – это облегченный вариант ноутбука, отличающийся меньшими ресурсами, существенно меньшей ценой и предназначенный для массового использования, например, в обучении.

ü Карманные ПК (КПК, смартфон). Карманные ПК или смартфоны (наладонники) это малогабаритные устройства, имеющие операционную систему, память и порты связи. Это позволяет выполнять небольшие мультимедиа и офисные приложения.

Основные составляющие компьютера – аппаратура и программное обеспечение.

Аппаратура (hardware) – это, прежде всего компьютеры. Персональные компьютеры могут работать с множеством дополнительных устройств, которые тоже относятся к аппаратуре – мышью, сканерами, приводами CD-ROM, графопостроителями, звуковыми приставками и т. п.

Все устройства, входящие в состав компьютеров, обычно подразделяются на следующие компоненты:

· центральный процессор (CPU);

· оперативная память (memory);

· устройства хранения информации (storage devices);

· устройства ввода (input devices);

· устройства вывода (output devices);

· устройства связи (communication devices).

Программное обеспечение (software) – вторая равноправная часть информационной технологии. Без программ любая аппаратура – просто груда железа (многие и называют аппаратную часть – «железом»). Программное обеспечение – совокупность программных средств для переработки данных, а также для управления всеми программами.

Программное обеспечение делится на:

o операционные системы;

o сервисные программы (утилиты[1] и оболочки);

o инструментальные средства (Word, Excel)

o прикладные проблемные программы и системы (ЭС).

Операционные системы (ОС)

Житель Крайнего Севера в компьютерном магазине:
—У вас ОС есть?
—Есть.
—Многозадачные есть?
—Есть.
—Дайте, однако, трёхзадачную.

Операционная система в наибольшей степени определяет облик всей вычислительной системы в целом. Несмотря на это, пользователи, активно использующие вычислительную технику, зачастую испытывают затруднения при попытке дать определение операционной системе. Это связано с тем, что ОС выполняет две по существу мало связанные функции: обеспечение пользователю удобного взаимодействия со всей имеющейся в составе компьютера (или компьютерной сети) аппаратурой и повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.

Наиболее распространенные семейства ОС:

5. Прочие (OS2, Mac OS, BeOS, Palm OS, Simbian, Cisco IOS и др.).

ОС — первая и самая главная программа, благодаря которой становится возможным общение между компьютером и человеком. ОС — это своего рода буфер-передатчик между компьютерным железом и остальными программами. ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключёнными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, третья задача ОС — обеспечить удобство работы с компьютером для человека-пользователя.

Получается, что каждая ОС состоит как минимум из трёх обязательных частей.

Первая — ядро, командный интерпретатор, переводчик с программного языка на «железный», язык машинных кодов.

Вторая — специализированные программки для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. Такие программы называются драйверами – т. е. «водителями», управляющими. Сюда также относятся так называемые «системные» библиотеки», используемые как самой ОС, так и входящими в её состав программами.

И, наконец, третья часть – удобная оболочка, с которой общается пользователь – интерфейс. Своего рода красивая обёртка, в которое упаковано скучное и не интересное для пользователя ядро. Сегодня графический интерфейс — неизменный атрибут любой информационной системы. Но ОС первых поколений имели не графический, а текстовый интерфейс, т. е. команды компьютеру отдавались не щелчком мышки на рисунке-пиктограмме, а с помощью команд с клавиатуры.

ОС (operating system) – совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем.

Операционные системы корпорации MICROSOFT

Что означают числа 3, 95, 98 и 2000 в номере
версии?
Столько раз подряд будешь устанавливать,
пока, наконец, не заработает.

DOS (Disk Operating System) – разработана корпорацией Microsoft в 1981 году.

Windows 3.0 вышла в 1992 году, а через два года появились версии 3.1 и 3.11 (последняя включала такой значительный элемент, как полную поддержку мультимедиа и работу в локальной сети – потому и носила уточняющее название Widows For Workgroups).

32 – разрядная Windows NT (Windows New Technology) в 1993 – м, а последняя – в 1998 году.

Windows 95 (первое рабочее название – Chicago, вышла в августе 1995 года).

Windows 98/98 SE (25 июня 1998 года, а через месяц – русскоязычная версия).

Новая версия операционной системы Microsoft Windows XP создана на базе технологии NT (новая технология) и Windows 2000. Разработчики Windows XP корпорации Microsoft занимает ведущее место в мире (около 90% рынка) по выпуску операционных систем для настольных компьютеров.

Целью разработки Windows XP является повышение универсальности, быстродействия, надёжности и стабильности работы ОС, устранение недостатков, найденных в предыдущих версиях, возможность использования на компьютере новых технологий. Буквы XP взяты из английского слова eXPerience – которое переводится как жизненный опыт, знания и очевидно должны символизировать тот положительный опыт эффективной работы, который смогут приобрести пользователи Windows XP. Датой выпуска Windows XP официально считается 25 октября 2001 (т. е. в этом году (2006) исполняется 5 лет).

Замечание. Заметка из газеты «Томский вестник» раздел «Вестник PRO» стр.3(17), №5 (41), 2001 г. «Вот и последняя ОС Microsoft «Свистун» – «Whistler» была переименована в Widows XP? Непонятно – чем думают в Microsoft?… По отзывам бета-тестеров, Windows XP больше всего похожа на слегка улучшенную Windows 2000.»

Остаётся лишь добавить, что в итоге под именем Windows XP миру была явлена целая линейка ОС: корпоративные ОС Windows XP Server и Windows XP Professional и домашняя Windows XP Home.

Windows Vista (Microsoft объявила о продаже данного продукта 30 января 2007 г.).

Windows 7. 22 октября 2009 г. на смену не всем полюбившейся Vista вышла новая операционная система семейства Windows. В ТПУ появилась в сентябре 2009 года.

Как было сказано выше ОС обеспечивает диалог с компьютером, управление компьютером, его ресурсами, запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Они обеспечивают пользователю и прикладным программам удобный интерфейс с устройствами компьютера.

Интерфейс[2] – совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.

Рассматривают несколько разновидностей интерфейса. Особенно важен интерфейс, называемым пользовательским интерфейсом, который обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс может быть символьным (командным) или графическим (объектно-ориентированным).

Командный интерфейс предполагает ввод команд с клавиатуры при работе с компьютером. Такой интерфейс использовался в старых операционных системах типа MS DOS.

Графический интерфейс предполагает управление работой компьютера путём выполнения операций над графическими образами (картинками), которые представляют объекты компьютерного мира (программы, файлы, документы и т. д.). Графический интерфейс по сравнению с символьным воспринимается как более понятный и интуитивно ясный. Именно такой интерфейс используются в операционных системах семейства Windows.

Особенности работы Microsoft Windows XP

Многопоточность подразумевает одновременное выполнение нескольких операций в рамках одного процесса

Многозадачность с вытеснением

Графический интерфейс. Эффективное «общение» пользователя с компьютером в Windows XP реализуется через графический пользовательский интерфейс, основу которого составляют различные объекты: рабочий стол, окна, папки, файлы и т. п.

Реализация объектно-ориентированного подхода позволяет сосредоточиться на документах, а не на программах, работающих с этими документами. Например, чтобы прослушать звуковой файл, достаточно дважды щелкнуть его значок, не запуская предварительно Проигрыватель Windows Media (Windows Media Player)

Защита системной памяти.

Основные операции, выполняемые с помощью мыши

Большинство действий, производимых при работе в ОС Windows, осуществляется с помощью курсора (или его ещё называют указателем мыши) – стрелки на экране. Перемещать курсор по экрану можно с помощью мыши, работа которой после недолгой практики не вызывает никаких сложностей.

Кнопки мыши служат для управления объектами на экране, над которыми находится в этот момент курсор

С помощью мыши можно выполнить следующие действия:

Наведение. Перемещая мышь, подведите указатель к нужному объекту. Некоторые объекты реагируют на наведение изменением цвета, формы или появлением всплывающих подсказок.

Щелчок. Наведите указатель мыши на объект, быстро нажмите и отпустите левую кнопку мыши. При щелчке мышь должна быть неподвижной. Щелчок – это основной приём работы с различными меню и диалоговыми окнами.

Двойной щелчок. Наведите указатель мыши на объект, потом быстро два раза нажмите и отпустите левую кнопку при неподвижной мыши. Двойной щелчок в основном используется для активизации объектов, обозначенных значками.

Перемещение. Наведите указатель мыши на объект, нажмите кнопку и, не отпуская её, перетяните объект на новое место, после чего отпустите кнопку. Кроме переноса объектов с одного места на другое, таким образом можно изменять размеры некоторых из них, например размер окна.

Щелчок правой кнопкой. Выполняется аналогично щелчку левой кнопкой, открывает контекстное меню для выбранного объекта.

Прокрутка колесом. Служит для перехода вверх или вниз по документу или веб-странице.

Двойной щелчок. Наведите указатель мыши на объект, потом медленно два раза нажмите (с большим интервалом между нажатием) и отпустите левую кнопку при неподвижной мыши. Такой двойной щелчок в основном используется для изменения названия объектов, например названия файла или папки.

Для работы с Windows рекомендуется использовать мышь IntelliMouse, которая отличается от других устройств этого типа наличием небольшого колёсика, расположенного между правой и левой кнопками. Колесо реагирует на нажатие. Колесо мыши IntelliMouse используют для выполнения следующих действий:

o переходы по ссылкам (указывают на любую ссылку, а затем выполняют операцию «прокрутка данных вперёд»). Чтобы вернуться к предыдущему разделу, выполняют операцию «прокрутка данных назад». При вращении колеса удерживают нажатой клавишу SHIFT;

o прокрутка веб-страницы или текста (вращают колесо вперёд или назад). Для непрерывной прокрутки текущей веб-страницы удерживают нажатой кнопку колёсика при перемещении мыши;

o прокрутка текста в окне редактирования – удерживая нажатой кнопку колеса, перемещайте указатель мыши в нужном направлении;

o изменение масштаба отображения документа (нажимают клавишу CTRL и, не отпуская её, вращают колёсико вперёд или назад).

[1] Утилиты (Utilities) – небольшие вспомогательные программы, предназначенные для обслуживания и улучшения работы компьютера, реже – для выполнения простейших операций с документами. Например: форматирование дисков.

[2] interface – посредник, стандартизированная система сигналов и способов представления информации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *