Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия Екатерина Суркова
Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

В нашем детском саду также ведется работа по воспитанию и обучению детей с ЗПР. Я бы хотела поделиться с вами методами и приемами, которые я использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы.

К традиционным методам относятся:

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).

3. Практические (практические упражнения, графические работы).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, я активно использую нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

3. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

4. Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.. В нашем ДОУ приобретен комплект дидактических пособий В. В. Воскобовича. В своей работе я широко использую игры этого известного автора. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича заключается в построение такой игровой деятельности,в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Игры Воскобовича – это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, что и требует сегодня от нас ФГОС. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Используя технологию Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьмии осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации.

Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт своей работы. Тема моего выступления: 1 слайд Тема: «Организация индивидуальной.

Годовой перспективный план работы учителя-дефектолога Организационно-методическое направление 1. Разработка и утверждение годового перспективного плана работы, графика работы учителя-дефектолога.

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ. Элементы работы над песней В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль. О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали.

Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста Картинкам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятияМетоды и приемы экспериментально-исследовательской работы I. «Методы и приемы экспериментально-исследовательской деятельности» Расскажи и я забуду, дай попробовать- пойму, Покажи и я запомню,.

Основные принципы работы учителя-дефектолога с ребенком с РАС Расстройство аутистического спектра (РАС)- это группа психических заболеваний или особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью.

Специальные методы и приемы в работе с неговорящими детьми ПДС для специализированных групп «Роль специальных методов и приемов в преодолении отставания в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Методы и приемы работы» Спирина Ю. В., воспитатель ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методы и.

Источник

Рекомендации для начинающих логопедов

Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Начните с простых задач

Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?

Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.

Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.

Изучите нормативные акты

В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:

В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.

Другие полезные документы:

Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения

Основные задачи логопеда:

Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.

Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.

Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.

Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

Не переставайте развиваться

Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.

В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».

Источник

Советы дефектолога «С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии»

Создавайте игровые ситуации, обучайте детей осмысленным действиям с игрушками или предметами.

Вызывайте у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке.

Симулируйте у детей отраженные действия, а именно: «сделай как мама, как папа, или брат, или сестра»

Всего этого модно достичь только в том случае, если родитель искренне в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызывает у него негативную реакцию.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

пр. Вернадского д. 48

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»

«С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии»

Больше играйте с детьми

Рассматривайте игру с ребенком не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно.

Осуществляйте выбор и проведение игры с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей.

Учите детей правильно использовать игрушки.

Используйте игровые действия, включающие развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

С помощью игры формируйте обобщающие понятия (овощи, посуда, фрукты).

Создавайте у ребенка радостное чувство, которое поддерживайте ставшим равным ее участником.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Необходимо учить ребенка играть

Проводите обучение как неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка.

В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у нег вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Как учить играть и какую игру выбрать?

Разделите все игрушки вашего ребенка на те, которые он будет использовать по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических. т.е. обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Начните с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание.

Предлагайте вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормить или поить куклу, укладывать спать, накрывать одеялом и т.п.

В момент совершающих действий с игрушками неторопливо проговаривайте простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз наказывайте хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит.

Совершая совместные игровые действия, обращайте внимание ребенка на последовательность производимых действий: «Сначала куклу Машу, мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Номер материала: ДБ-337774

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Удивительная профессия – дефектолог!» (из опыта работы)

Дефектологиянаука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.

Дефектология тесно связана с такими науками как: психология, медицина, педагогика и др.

Учитель-дефектолог проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию.

Основные цели занятий с учителем-дефектологом:

Основные направления моей работы

Должностные обязанности

Организация работы

Основная деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на детей с задержкой психического развития, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.

В качестве основных организационных принципов работы следует выделить следующие:

1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Очень важна процедура проведения обследования. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, при отсутствии шума и посторонних людей, общение – легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается – дать образец выполнения.

При обследовании обязательны перерывы для активного или пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: двигательные упражнения, рисование, игра. При пассивном – ребенку можно сказать: «Отдохни», – и понаблюдать за его отдыхом (незаметно). Необходимы также:

Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях специалистов школы.

Обследование проводится в начале и в конце года, для обследования детей и наблюдения за динамикой развития используется протокол обследования.

Для данного протокола были разработаны критерии оценки, к каждому из параметров обследования, чтобы прослеживать динамику отдельных компонентов развития в «бальном» соотношении. Баллы подсчитываются и создается шкала динамики развития ребёнка.

Параметры обследования и критерии оценки.

Общая осведомлённость.
5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
1 балл – задания не выполнены.

Сформированность временных и пространственных представлений.
5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
1 балл – задания не выполнены.

Сформированность обобщающих понятий.
5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
1 балл – задания не выполнены.

Понимание смысла сюжетной картины, рассказа. Установление причинно-следственных связей.
5 баллов – при составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребёнок самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При этом ребёнок проявляет фантазию.
4 балла – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью педагога.
3 балла – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.
2 балла – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершён. Или ребёнок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребёнок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, словесные замены.
1 балл – при составлении рассказа ребёнок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображённые предметы.

Математические представления.
5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
1 балл – задания не выполнены.

Русский язык.
5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно. В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.
4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно. В письменных работах 1-2 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют.
3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого. В письменных работах 3-5 орфографических ошибок, встречаются единичные дисграфические ошибки.
2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога. В письменных работах 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов).
1 балл – задания не выполнены. В письменных работах большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений.

Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе специального педагога по преодолению школьных трудностей учащихся.

В коррекционной работе дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп учащихся для проведения индивидуальных занятий.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности младшего школьного возраста, на материале, соответствующем требованиям школьной программы.

Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения учащимися, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях должны широко использоваться различные виды помощи – от минимальной до максимальной и как можно больше наглядного материала. Наглядный материал можно создавать совместно с учащимися, например на занятиях по развитие мелкой моторики.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, логопеда, врача) выявляются учащиеся, нуждающиеся в помощи специалистов, в том числе учителя-дефектолога. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи двух и более специалистов, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на учащегося, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития, выявляются дети, не подлежащие обучению в системе ККО.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных учебных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» (по терминологии Л.С. Выготского) в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

Содержание деятельности специального педагога обеспечивает решение следующих задач:

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.

Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах составляет 5 человек в зависимости от степени выраженности нарушения.

Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальные занятия длятся 20 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в журнале учителя-дефектолога, разработанном в свободной форме, так как пока официального журнала не существует.

Учёт посещаемостиФамилия, имяКлассДатаТема занятияПримечание

Данный журнал разработан в процессе работы, чтобы в нём была возможность отразить все нюансы, необходимые для специалиста.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5-9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

Примеры заданий вызывающих наибольший интерес в процессе занятий.

В своей работе я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Также к этому же виду работ относится моё любимое занятие, где дети выступают в роли автора-оформителя своих собственных рабочих тетрадей с, которыми они будут встречаться в течении всего учебного года. Я обклеиваю детям белой бумагой, обычную тетрадь, это вызывает у них безумное удивление. И только при получении инструкции и объяснения задания наступает кульминация. Дети испытывают безумную гордость за себя и, приходя на занятия, начинаю рыться в тетрадях, ища свою собственную авторскую рабочую тетрадь.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

В проведении своих занятий я приветствую использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на уроках усиливает – положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Различные тесты, задания на развитие высших психических функций позволяют более эффективно заложить в ребёнка необходимую информацию. Использование ИКТ повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе, а самое важное вносит радость в жизнь ребенка, чем позволяет более осознанно воспринять материал.

И в конце хочу добавить, что с удовольствием стараюсь использовать поощрительный момент на занятиях. Так как кабинет оснащён различными видами специального оборудования, вызывающего большой интерес у малышей.

Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Смотреть картинку Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Картинка про Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия. Фото Начинающий дефектолог с чего начать индивидуальные занятия

Дети с первого занятия просят поиграть в сухом бассейне, побегать по дорожке и др. Поэтому изначально ставится установка, что наличие свободного времени будет зависеть от эффективности занятия. Благодаря чему дети стараются, с большой охотой идут на занятия получают от них, как мне кажется, удовольствия и приобретаю с каждым разом новые знания, умения и навыки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *