Начто или на что
Приложение 3. Составные союзы
Приложение 3. Составные союзы
ПУНКТУАЦИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ С СОСТАВНЫМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может присоединяться к главной с помощью составных подчинительных союзов, например: ввиду того что, вместо того чтобы, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, потому что, прежде чем и др.
Пунктуационная трудность заключается в том, что такие союзы могут целиком входить в придаточную часть (в этом случае части союза не разделяются запятой) или же расчленяться (в этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово).
Составной подчинительный союз расчленяется и запятая ставится между частями союза, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
А) Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед союзом.
[Калугин] рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания. Л. Толстой, Севастополь в мае. Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то что кое-где лед ломался и выступала вода. Д. Мамин-Сибиряк, Дурной товарищ.
Б) Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после всего придаточного предложения.
Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Н. Гоголь, Невский проспект. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. А. Чехов, Степь. Художник, оттого что выпил два стакана портеру, как-то вдруг опьянел и неестественно оживился. А. Чехов, Припадок.
В) Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего придаточного предложения.
С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведанье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. М. Лермонтов, Пророк. Вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке. Л. Толстой, Война и мир. В случае если Исполнитель не выполнил своих обязательств в сроки, указанные в настоящем Договоре, Заказчик вправе расторгнуть Договор.
Анализ примеров из художественной литературы позволяет разделить составные подчинительные союзы на четыре группы (в зависимости от особенностей пунктуационного оформления) и выявить следующие закономерности:
1. Составные подчинительные союзы ввиду того что; вместо того чтобы; в случае если / когда; в то время как; для того чтобы; до того как; мало того что; на случай если; несмотря на то что; оттого что; перед тем как; подобно тому как; по мере того как; после того как; потому что; прежде чем; при том что; с тем чтобы; с тех пор как могут целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но могут и расчленяться – в зависимости от приведенных выше условий. При этом следует отметить, что союзы ввиду того что, до того как, на случай если чаще расчленяются, союз прежде чем чаще не расчленяется, а перед союзом несмотря на то что запятая сохраняется и в случае его расчленения (это обусловлено тем, что союз образован при участии отглагольного предлога).
2. Составные подчинительные союзы благодаря тому, что; во имя того, чтобы; в отношении того, что; вплоть до того, что; в связи с тем, что; в силу того, что; вследствие того, что; в сравнении с тем, что; до тех пор, пока; за счёт того, что; затем, чтобы / чтоб; за то, что; из-за того, что; на основании того, что; насчёт того, что; на том основании, что; независимо от того, что; под видом того, что; под предлогом того, что; под тем предлогом, что; по поводу того, что; по причине того, что; по той причине, что; при всём том, что; при условии, что / если; ради того, чтобы; раньше, чем; с той целью, чтобы расчленяются (т. е. запятая ставится между частями союза). При этом, если придаточная часть присоединяется союзами вплоть до того, что; вследствие того, что; на основании того, что; на том основании, что; независимо от того, что, возможна постановка запятой не только между частями союза, но и перед союзом (если он расположен не в начале предложения).
4. Составные подчинительные союзы как если бы; меж / между тем как; потому как; словно как; так что (в значении следствия); тем более что; тогда как не расчленяются (т. е. запятая между частями союза не ставится).
Грамотная речь: правильно выбираем предлоги
Привет, друзья! Сегодня небольшой обзор по проблемно-сомнительным предлогам: “з” или “с”, “в или на”, “об”, “о” или обо”.
Никто уже точно не скажет, почему в одних случаях принято употреблять такой предлог, а в других – другой. Есть исторически закрепленные традиции, есть местные особенности, диалекты. Во многих случаях мы выбираем предлоги интуитивно и не задумываясь. А если вдруг возникли сложности и вы засомневались, то вот несколько правил, которые помогут.
Вышел… “из” или “с”
Предлог “с” – более общий, а “из” – конкретный по значению. Предлогами “с” и “со” часто неправильно заменяют предлог “из”.
“Из” употребляется, когда мы выходим откуда-то, уезжаем. Описать это действие можно как “изнутри наружу”.
А предлог “с” употребляется, когда описывается направление движения “сверху вниз”, с поверхности.
Неправильно говорить: “Приехал с Москвы”, “Пришел со школы”.
Правильные примеры собраны в таблице.
С предлогом “с” все кажется очевидным, вряд ли кому-то в голову придет ставить вместо него “из”. А вот с предлогом “из” все не так просто. Им часто пренебрегают, согласитесь?
Предлог “с” | Предлог “из” |
Спустился с пригорка | Вышла из машины |
Спуск с лестницы | Пришел из школы |
Скатился с горы | Уехали из Москвы |
Упал с крыши | Выехали из России |
Поднял с пола | Вид из окна |
Взял со стола | Продавец из магазина |
Сошел с пьедестала | Вышли из театра |
Приехал… “в” или “на”
Выбор между этими двумя предлогами может оказаться крайне сложным, из правила очень много исключений. Но есть общая закономерность, отличающая эти предлоги в спорных случаях.
Предлог “в” употребляется:
Предлог “на” употребляется:
Если по правилу все еще сложно определиться с предлогом, есть еще одна подсказка. Для этих предлогов синонимичны “в” и “на”.
Представить это можно так:
Другими словами, смотрите, как это легко работает:
В | Из |
Сел в машину | Вышел из машины |
Пришла в банк | Вышла из банка |
Влетела в окно | Вылетела из окна |
На | С |
Уехал на Украину | Вернулся с Украины |
Выехали на пикник | Приехали с пикника |
Пошел на работу | Пришел с работы |
Подумал… “об”, “о” или “обо”
Выбор предлога зависит от падежа и того, с согласного или гласного звука начинается слово. Слова на е, ё, ю, я – начинаются согласными звуками.
Винительный падеж (кого? что?) | Предложный падеж (о ком? о чем? где?) |
Перед согласными можно писать “о” и “об” | Перед согласными пишем “о” |
Перед гласными пишем “об” | Перед гласными пишем “об” |
Перед формами слов: все, всё, всех, всю, что, а также, что-нибудь, что-то пишем “обо” | Перед формами слов мне, всём, всей, всех пишем “обо” |
И примеры в таблице:
Винительный падеж (кого? что?) | Предложный падеж (о ком? о чем? где?) |
Порезался о бумагу Споткнулся об камень | Думала о песне Вспоминать о минувших годах |
Ударилась об окно Обожглась об огонь | Переживать об учебе Задумалась об утесе |
Обо что ты ударился? Вечно спотыкаешься обо что-нибудь. Не забывай обо всех нас. | Позаботься обо мне. Подумай обо всем сказанном. |
Таковы самые часто неверно заменяемые предлоги. Сохраняйте памятку и ставьте свою “спасибку”, мне будет приятно 🙂
Поиск ответа
Вопрос № 305382 |
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу знаки препинания не нужны, но в данном случае рекомендуем поставить тире, чтобы сделать а кцент на сказуемом: Они для филолога — как для археолога живой динозавр!
Добрый день. Подскажите, как сделать а кцент на местоимении «мы» в таком тексте? «Конечно творить! Писать стихи, картины, пьесы… Мы выбрали музыку.» Можно ли здесь использовать, например, тире?
Ответ справочной службы русского языка
Для интонационного и смыслового выделения можно использовать тире. Слово «конечно» обособляется.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится во всех случаях.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, какое окончание правильное: Коммуникация изучалась основателями парадигмы И. И. Ивановым и А. А. Петровым, ставившИЕ акцент. Коммуникация изучалась основателями парадигмы И. И. Ивановым и А. А. Петровым, ставившИМИ акцент. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! А кцент на что или на чём? (в словаре на вашем портале дано 2 варианта, это правильно?) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта, чаще используется: делать а кцент на чем-либо.
Здравствуйте. Пожалуйста объясните мне более подробно значение слова «гегемония» В данном контексте: Что же касается «внешней» сферы отношений, то здесь следует сделать а кцент на сложной системе гегемонии корпоративного капитала. (Текст из экономической статьи)
Ответ справочной службы русского языка
Гегемония – книжное слово, его значение: главенство, господство чего-либо; руководящая роль.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верная пунктуация: То, безусловно и несомненно.
В выражении «делаем а кцент на стабильностИ поставок» правильно ли окончание «И»? Или вернее было бы поставить Ь? Какой падеж здесь правильный?
Ответ справочной службы русского языка
В словарях зафиксировано: делать а кцент на чем-либо: делаем а кцент на стабильности поставок.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: сделать а кцент на оценке.
Ответ справочной службы русского языка
Правильный ли падеж применен в выражении: «Консультанты фирмы делают а кцент на первичнЫЕ даннЫЕ»? Или здесь нужно использовать выражение: «. а кцент на первичнЫХ даннЫХ»? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: а кцент на первичных данных.
«Теперь, каждый, желающий спать спокойно, может получить благословление Ордена в виде информации по своим финансовым “грехам”.»
Правильно расставлены знаки препинания? А кцент на запятую, после слова «теперь».
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после теперь не нужна. Обратите внимание на написание: благословение (не благослов л ение ).
Здравствуйте!
Как правильно: «сделать а кцент на что-либо» или «на чём-либо» («а кцент на развитиЕ отрасли» или «а кцент на развитиИ отрасли»)?
Ответ справочной службы русского языка
В словарях приведен второй вариант.
Подскажите, как правильно: а кцент НА ЧТО или а кцент НА ЧЕМ?
Ответ справочной службы русского языка
Предлоги В и НА
Даже с объектами, не имеющими четких границ, такими как трава, чаще всего можно использовать и предлог «В», и предлог «На».
Например:
Мы устроили пикник на траве.
В траве спрятался кролик.
Итак, если один предмет явно расположен на поверхности другого, мы используем предлог «На».
Внимание! По логике языка, эта поверхность представляется чем-то открытым, не ограниченным сверху. Это стоит запомнить, поскольку такой взгляд на вещи помогает понять логику и культуру языка, что в дальнейшем развивает языковое чутье.
Например:
на улице
на мосту
на берегу
на остановке
на площади
на балконе
на стадионе
на рынке
на стуле
на диване
на столе
на тарелке
на горе
на острове
А также предлог «На» используется, когда мы говорим о сторонах света:
На юге, на севере, на западе, на востоке.
В данном правиле существует ряд исключений. Вот некоторые из них:
Мы используем «В», когда говорим о водоемах (подразумеваем нахождение в воде):
В реке плавает рыба.
Мы купаемся в озере.
Также «В» используется со словом кресло, если речь идет о человеке, сидящем в нем. И со словом рука.
Люблю сидеть в удобном кресле.
Малышей учат держать ложку в руке.
Предлог «В» используем, когда говорим о предмете, находящимся в пределах другого предмета. То есть, второй представляется чем-то закрытым, как коробка. Или имеющим четкие границы.
Например:
в квартире
в доме
в стране
в парке
в саду
Исключения:
на Родине
на вокзале
на складе
на фабрике
на заводе
на этаже
Если мы говорим не о материальных предметах, а событиях, то чаще всего используем предлог «На».
Например:
на уроке
на опере
на выставке
Мы можем сказать и «в опере», но тогда слово «опера» переходит из категории события в категорию здания с его стенами и крышей. То есть, это будет означать «в здании оперы»
Исключения:
в путешествии
в поездке
в дороге
в отпуске
в командировке
в кино
Мы не можем упомянуть в рамках этой статьи абсолютно все исключения, связанные с употреблением предлогов, поэтому вам могут встретиться и другие, которые просто нужно запомнить.
Правильно писать «о» или «об»? В каких случаях пишется первый предлог, а в каких — второй?
Существует много мелких нюансов правописания предлогов в русском языке. Сегодня разберем обозначенную выше тему.
Правило простое и его легко запомнить даже школьнику. Итак, необходимо следить за следующей буквой: является она гласной или согласной.
Однако для правильного написания в некоторых случаях этого не достаточно.
Разница, когда правописание предлогов «о» или «об» с существительным, некоторыми местоимениями предлагает определённый выбор, является тонкой гранью между звуковым сочетанием и буквенным изображением слова.
Так же, как и предлоги «в» / «во», «с» / «со», формы «о» / «об» / «обо» встречаются сжатыми и полными (для сравнения: «со второго», но «с первого; «в понедельник», но «во вторник»).
Когда пишется предлог «о»
Случаи, в которых употребляется предлог «о»:
В начале последующего существительного есть согласная. Например: «о статье», «о вчерашней истории»; «о наших делах» и т. д.
Далее записывается йотированная гласная (е, ё, ю, я): «о ёлках», «о яблоках», «о юности», «о её», «о его» и т. д.
То же происходит со следующими словами: «обо мне», «обо что», «обо всём». Но говорить нужно «о тебе», «о нём», «о ней».
«Поговорим о её поведении и о его отношении к ней».
«Хочется думать о лете и море, и совсем не хочется говорить о работе».
Примеры предложений с предлогом «об»
Предлог «об» ставится, если далее идёт гласный звук. Во фразах «об отношении», «об истории», «об окне» необходимо выбрать пишем указанный предлог, так как в дальнейших словах на первом месте стоит гласный звук.
«Если хочешь, я расскажу тебе об этом фильме».
«Об этой информации мы узнали из книг».
«Мы весь вечер говорили о детях, об их отношении к учебе и к жизни».