Надеюсь что уход будет удачным и я больше не вернусь
Фрида Кало: «Надеюсь, я больше не вернусь.»
Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет девочка перенесла полиомиелит. После этого ее правая нога стала тоньше и она на всю жизнь осталась хромой. Позже Кало скрывала это длинными юбками.
В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), чтобы изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин.
А потом случилась страшное. В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Девушка получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Именно после трагедии Фрида впервые попросила у отца кисти и краски. Для нее сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя.
Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу. Слон и голубка — так называли люди эту пару. Ей было 22 года, ему — 43. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Диего ей часто изменял, она об этом знала. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Ее мать была против их брака. А отец, наоборот, был за. Он знал, что Диего очень богат и сможет содержать семью.
Диего постоянно изменял Фриде. Через 10 лет брака, она узнала об измене Диего с ее сестрой Кристиной и решила развестись.
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую натуру. Ее речь была усеяна сквернословиями. Кало много курила, в избытке употребляла спиртное (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Фрида Кало умерла в июле 1954 года от острого воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».
История одного шедевра: «Две Фриды» Кало. И жизнь, и слезы, и любовь
Фриду Кало не пожалел только тот, кто о ней ничего не слышал. Действительно, история этой мексиканки трагична донельзя: болезни, аварии, роковая любовь — всего было с избытком. Большую часть жизни Фрида публично делилась своими эмоциями — через картины, на которых честно признавалась в своих чувствах. Как разгадать по полотнам, о чем думала главная художница Мексики?
Большая часть картин Кало — автопортреты. Не всегда это классический вариант, порой художница писала себя спрятанной в чаще, иногда — одновременно в нескольких ипостасях. Как, например, на полотне «Две Фриды». Одна женщина одета в традиционное индейское платье, вторая — в праздничное европейское. Каждая из них — олицетворение стороны души Фриды. Используя двойной портрет, художница говорит о своей приверженности традициям и связи с внешним миром.
Несмотря на внешнюю разницу, сердце каждой Фриды обнажено, выставлено на показ. Женщина справа держит медальон с портретом мужа в детстве, ее alter ego — хирургический зажим, который спасает ее от обескровливания.
«Две Фриды» стала исповедью художницы в тех страданиях, которые обескровили ее.
Сюрреалисты причисляли ее к сюрреалистам, коммунисты — к коммунистам, богема — к богеме, Ривера воспитывал в ней фолк-артиста. И только сама Фрида знала, что является автором автобиографического портрета.
Примерно такой же День мертвых — все творчество Фриды Кало. Страдания, показанные с физиологической сочностью, облечены в яркие цвета, обставлены избыточными декорациями. Кружева, ленты, цветы, тропики и много крови. А на картинах, написанных после выкидышей, операций, разводов, крови столько, что она застит глаза.
Полиомиелит в детстве (кстати, о том, каково ребенку пережить такое, хорошо написал Алан Маршалл в романе «Я умею прыгать через лужи»), катастрофическая авария в 20 лет и, как следствие, операция на операции.
От нечего делать Фрида, которая раньше не проявляла интереса к живописи, начала рисовать. Прикованная к постели, она изучала себя. Фрида сама для себя была и моделью, и объектом исследования. Не имея художественного образования, Кало начала с копирования художников Ренессанса. А знаменитый аутентичный стиль, близкий где-то к лубку, появился позднее под влиянием Диего Риверы.
На Фриде живого места не было, но был бунт в сердце. Из своей жизни она сделала карнавал. Меняла дату рождения с 1907 на 1910 (год Мексиканской революции), чтобы добавить в свою биографию революционности, дымила, не прекращая, пила текилу из бутылки, вела себя по-боевому и соблазняла мужчин и женщин.
Диего Ривера, за которого она вышла замуж, и чувство к этому мужчине-урагану стали той колонной, которая помогала Фриде держаться. Конечно, эта история любви была далеко не ванильной. Но вряд ли с характером Кало можно рассчитывать на семейную идиллию.
По официальной версии, Фрида умерла от воспаления лёгких, оставив в дневнике запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». По неофициальной версии, она умерла от передозировки наркотиками, которые принимала как болеутоляющие.
Фрида Кало
Биография
Гениальную мексиканскую художницу Фриду Кало нередко называли женским альтер-эго Сальвадора Дали. Критики причисляли автора работы «Раненый олень» к сюрреалистам, но она на протяжении всей жизни открещивалась от этого «клейма», заявляя, что основой ее творчества являются не эфемерные аллюзии и парадоксальное сочетание форм, а пропущенная через призму личного мировосприятия боль от утраты, разочарования и предательства.
Детство и юность
Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.
¿Qué nos dejo Frida Kahlo más allá de su obra? ¿Cuáles fueron sus objetos más preciados? ¿Hay algún significado oculto.
Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.
В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).
Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.
International Women’s Day 2020 Frida Kahlo, Self Portrait in a Velvet Dress (1926)
Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.
Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.
Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.
Живопись
Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.
Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.
Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».
Sono in vena, oggi. 🙂 Frida Kahlo vs Salma Hayek («Frida»)
К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.
Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Личная жизнь
Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.
Using both psychological and photographic techniques, a photographer captured the bond between Diego Rivera and Frida.
Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.
Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.
Смерть
Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:
«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.
Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.
Фрида Кало: картины написанные болью
Творчество Фриды Кало — это ежедневник боли, где художница выворачивает душу наизнанку, чтобы стойко вынести, преподносимые судьбой, испытания. В автопортретах Фриды вся её жизнь: непрекращающаяся боль в позвоночнике, предательство мужа, прославленного художника Диего Риверы, невозможность стать матерью, потеря ноги и ощущение близости смерти. Тем не менее художница никогда не здавалась, умела прощать и видеть красоту в обыденных вещах и в не самых лучших людях.
RUSSIA ART NEWS хочет вспомнить о Фриде, в честь её 110-летия. Как о женщине которая объединила в себе крайнюю чувствительность и величие духа.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками).
В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас».
17 сентября 1925 года жизнь Фриды изменилась раз и навсегда. В обычный день она вместе с приятелем села в обычный мексиканский автобус (весьма «хлипкий», с деревянным стенками) и отправилась по своим делам. Автобус столкнулся с троллейбусом. Из пассажиров больше всех пострадала Фрида. Она получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц.
Обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом, она могла шевелить руками, и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. А еще — зеркало. Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет. Почему она изобразила себя? Потому что на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела. «Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» — позже скажет художница.
Фрида постепенно снова начинает ходить, много рисует. Увлекается коммунистической идеологией — в те годы в Мексике это течение было невероятно модным. На одной из вечеринок Фрида снова столкнулась с Диего Ривера, вскоре стала его любовницей, а потом и женой.
Брак Риверы и Кало был непростым — Диего постоянно изменял, хотя и клялся жене в любви. Даже на свадьбе Фрида была вынуждена терпеть присутствие нескольких его бывших любовниц. Своих измен художник никогда не скрывал и никогда за них не извинялся. Эту любовь она называла одной из двух катастроф в своей жизни. Первая — это та самая авария.
В 1937 году, когда Фрида и Диего уже вернулись в Мексику, они приютили у себя опального Льва Троцкого. Оба восхищались «трибуном русской революции». По слухам, между Кало и Троцким даже вспыхнул роман, но доказательств у этой истории практически нет. Как нет и доказательств причастности Фриды к смерти Троцкого — но и такие слухи периодически появлялись.
Фрида умела очаровывать: по воспоминаниям современников, она, несмотря на почти не прекращающиеся боли и новые и новые операции, которые требовались для поддержания ее здоровья, любила шутить, веселиться, хохотать до изнеможения, закатывала вечеринки, пила, курила и вовсе не стремилась соблюдать рекомендации врачей. Грусть, тоска, нереализованные надежды — все это она оставляла своим картинам.
Кало мечтала о ребенке, но слабое здоровье так и не позволило ей выносить и родить. Фрида пишет себя на больничной койке, а снаружи — летящие, но связанные с ней пуповиной — находятся нерожденный эмбрион, сломанные тазовые кости, увядший цветок и другие предметы, символизирующие для нее невозможность материнства.
В 1939 году в Париже проходит выставка мексиканского искусства, и главным ее открытием становятся полотна Фриды — одну из картин приобретает Лувр!
Тогда же Фрида узнает, что муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной, и пишет одну из своих самых знаменитых картин.
Фрида закатывает Диего скандал, уезжает и пускается «во все тяжкие». Изменяет пока еще мужу с мужчинами и женщинами, и это ужасно раздражает Риверу. 1939 году он просит о разводе. Но не проходит и года, как они снова вступают в брак: на этот раз на условиях, поставленных Фридой. Среди них — полное отсутствие между супругами сексуальных отношений. Диего соглашается.
В 1953 году готовятся открыть ее первую персональную выставку в Мексике, что для такой патриотки, как Фрида — великое событие. Вот только к тому времени она уже не может встать с постели: у художницы развилась гангрена и ей ампутировали часть правой ноги. Но она не может не приехать — и Кало вносят в зал на носилках, которые помещают на подготовленную для нее прямо в центре зала кровать. Художница открывает выставку.
Меньше чем через год, после персональной выставки Фрида умирает от воспаления легких. Ее последние слова: «С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться. ». И ее последняя картина Viva le Vida.
Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств.
С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.
В 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида», где роль художницы исполнила Сальма Хайек. Фильм номинировался на «Оскар», а еще — породил новую волну обожания художницы. Сейчас ее работами вдохновляются топовые модельеры, ее картины продаются за рекордные деньги («Корни» на Sotheby’s оценили в 7 миллионов долларов), ее имя — в марках одежды, текилы и даже пива, а ее портрет появился на одной из мексиканских денежных купюр.
Цитаты Фриды Кало
Если так будет продолжаться, то лучше бы меня убрали с этой планеты.
Моя живопись несёт с этим сообщение боли. Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность.
Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться.
Они думали, что я — сюрреалист, но это было не так. Я никогда не рисовала сны. Я рисовала собственную действительность.
Искусство — аналог крови в социальном организме человечества.
В Париж стоило приехать только ради того, чтобы понять, почему Европа загнивает, почему все эти никчемные люди породили Гитлеров и Муссолини. Клянусь тебе своей жизнью, я буду ненавидеть это место и этих людей до самой смерти.
Ты даже не представляешь, какие эти люди [парижане] сволочи. Мне плохо от них. Они такие чертовы «интеллектуалы» и до того гнилые, что я не могу их выносить больше ни секунды. Это правда слишком для меня. Я лучше буду сидеть на земле и торговать тортильями, чем иметь дело с этими «творческими» суками из Парижа. Они сидят часами в кафе, грея свои драгоценные дарования, и ведут бесконечные беседы о культуре, искусстве, революции и так далее и тому подобное, думая, что они боги мира, мечтая о фантастических глупостях и портя воздух вечными идеями, которые никогда не воплотятся в жизнь.
Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь.
Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой.
Наиболее смешная вещь в мире — это трагедия.
Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать.
Самая важная часть моего тела — мозг. Мне нравятся мои брови и глаза. Кроме этого, мне не нравится ничего: моя голова слишком маленькая, мои грудь и гениталии — средние. От противоположного пола мне достались усы и в целом лицо.
Рисование сделало мою жизнь завершенной. Я потеряла трех детей и кое-что еще, что могло бы наполнить мою чудовищную жизнь. Мои картины заменили собой все это. Я думаю, что работа — лучше всего.
Никогда и не знала, что я сюррелиалист, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сообщил мне это.
Дерево надежды, стой прямо!
Точки опоры. Во всем моем теле есть только одно. А, я хочу две. Чтобы я могла получить две, надо отрезать одну. Чтобы я могла ходить, мне это надо, это одно, но это другое будет убито! Мне совсем хватает крыльев. Пусть режут их, и я улечу!
Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность.