Надпись с чего начинается родина
С чего начинается родина?
Предисловие:
(Из кинофильма «Щит и меч»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина.
Стихи М. Матусовского
.
«С чего начинается Родина?»
С твоих самых первых шагов,
С примеров достойных родителей,
С рассказов седых стариков.
Конечно, она начинается
С тех мест, где родимый был кров,
С тайги и полей окружающих,
И речки крутых берегов.
«С чего начинается Родина?»
С надёжных друзей и подруг.
Что детством, душою заложено,
Тем, что окружало вокруг.
Конечно, она начинается
С понятий о чести и лжи,
Уменья отсечь от дел правильных
Неправедных дел миражи.
Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».
Конечно, это еще впереди – они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал – если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать – в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере – формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.
И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей – это очень хорошо видно по их рисункам.
Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна – все люди, которых я знаю», – написано на одном из рисунков.
Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж – деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город – и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» – характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! – как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! – просто дети и Левитан – соотечественники, у них общая Родина.
Дальше границы мира еще раздвигаются, и появляются рисунки «страны» как бы с высоты птичьего полета – дети пытаются нарисовать свое видение «большой страны», такой, какой они ее себе представляют.
Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование – границы снова раздвигаются – и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса – на шарике Земли.
А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб – практически отсутствует), и – березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.
Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:
Дома и дворы, детские площадки 11%
Земной шар или глобус 8%
Сюжетные рисунки 4%
Место жительства 36%
Географическое представление 15%
Национальные достижения 5%
Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина.
Что же касается клятвы. Хотелось бы, чтобы она была принесена.
Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это – результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети – авторы собранных рисунков – всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…
Но пока. они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны – взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.
Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.
Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:
1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;
3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);
4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).
Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.
Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10–15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.
Главные советские достижения национальной истории – Победа, Атом и Космос – являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».
Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны – даже для очень маленьких детей.
У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность – свято место пусто не бывает! – слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.
Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования – повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот. И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива – не все еще потеряно!
Родина
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина.
К чему это да ещё и в таком виде?
Да, хорошие слова, но можно было добавить хотя бы немного своих мыслей?
А так просто тупое копирование, похоже на желание срубить плюсцов на великом прошлом.
Повзрослевшие дети войны.
В продолжение знакомства размещаю одно из последних творений, посвященное 75-летию Победы
Зарождалась война,
где-то там, вдалеке,
Из гнилого и алчного семени.
Чтоб внезапно ворваться
в жизни людей,
Чтоб упасть на них
тяжким бременем.
Разрушая не только дома, города,
Но и души, сердца, изувечивая,
Вместе с девочкой-смертью
По землям брела,
Чтоб покрыть их скорей пылью вечною.
И чем злее, коварнее,
жестче был враг,
Тем скорее взрослела
смерть лютая.
Обретая в друзья
тихий ужас и боль,
Обирала людей за минуты.
Положив полземли,
подойдя в мирный край,
Обернулась костлявой старухою,
Не учтя, что желание
жить у людей,
Тем сильней,
чем страшнее разруха.
Даже там, где оставила
жертвы она,
Не растоптана вера
в силы любви.
И рожденные дети
в годы войны
На себе груз
грехов поколений несли.
И, не видя другой,
мирной жизни тогда,
Не озлобились,
стали Людьми, повзрослев.
От их стойкого
явного рвения жить
Отступила война,
горьким пеплом сгорев.
Эти дети.
Рожденные в годы войны,
Обожжённые скорбью,
но несшие свет,
Своей нежной израненной
взрослой душой
Помогли матерям
прокричать войне «Нет!»
2020 год
Наталья Кузьменко
Также вы можете прочесть мои стихотворения на канале https://zen.yandex.ru/id/5f26bf0302561d11d6912f59
Метод ассоциаций
У Алисы международная группа, в смысле – интернациональная.
Из коренных петербуржцев только двое: Саид и Амина. Остальные – набродь, приезжие, вроде нас. Разных национальностей и гражданств.
У Алины, с которой Алиса сидит, финское, у Стаса – немецкое, у Веры – республикакрымское, Женя и Саша – дончане. А Катя вообще гражданка Греции. Казахи, узбеки, украинцы и таджики – учёту не поддаются. Белорусов, правда мало: Алиса.
Первое сентября принесло в учёбу две вещи: объединение с другой, сильно поредевшей после сессии, группой и новую кураторшу.
На первом же знакомстве кураторша предложила:
Отвиснув от сбора грибов архангельчанами, она, наконец, родила гениальное:
— Послезавтра, на моём уроке, вместо темы, каждый встанет, представится и расскажет что-нибудь о своём городе или стране. Так вы быстрее друг друга запомните – методом ассоциаций.
Потом подумала и добавила:
— Что-нибудь коротенькое и яркое: родную песню или стих. То, что даст представление о современной культуре вашей страны. Поняли?
Вечером завтра Алиса терзала нас с котом вопросом – чтобы такое в стихах или песнях рассказать о Беларуси? На полторы отведённых минуты.
Кот, коренной петербуржец, разбирается в культуре Беларуси на уровне брест-литовской ряженки из магазина «7я», поэтому – самоустранился. Гонять мячик. И оставил нас наедине с проблемой.
— Мать, ну что мне рассказать? – добивалась от меня Алиса.
Я терпеливо, по классам, перебрала школьную программу: Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович…
И мы начали с нуля. С песен.
— Да ты тронулась: оборжут и зачмырят! – гневно говорила она.
Для замечательного «8 сакавика», снятого с участием харизматичного Шнура, не хватало дамского хора. А так подходило – атмосфера предвкушения праздника на тракторном заводе крайне реалистичная. Как в жизни.
Отмучавшись выбором до ночи мы нашли отличный стих.
Нет, не Змитрока Бядули и не Кондрата Крапивы. Заборный. Он нравился всем моим интернациональным коллегам.
На культуре речи, в рамках полутора отведенных минут, Алиса встала и сказала:
— Привет, я – Алиса. Я из Беларуси. Я прочитаю вам стих.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨«С чего начинается Родина» История песни
Согласитесь, выражение «с чего начинается Родина» – это весьма поднадоевшее клише. Заезженной фразой мучают школьников, заставляя их писать сочинения на данную тему. Её замусолили средства массовой информации. Она постоянно всплывает в напыщенных речах политиков. С годами действительно интересный философский вопрос превратился в речевой штамп .
Впрочем, даже самые ярые идеологи не в силах испортить хорошее музыкальное произведение. Народ по-прежнему любит композицию Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского, блестяще исполненную Марком Бернесом.
История создания песни «С чего начинается Родина»
Военная драма «Щит и меч» режиссёра Владимира Басова вышла на экраны в 1968 году. Её сняли к пятидесятилетнему юбилею Службы внешней разведки КГБ. Она имела колоссальный успех и оказалась одним из самых популярных советских фильмов о Великой Отечественной войне.
Главной музыкальной темой кинокартины стала песня «С чего начинается Родина». Вениамин Баснер написал её специально для фильма.
Над выбором певца долго не раздумывали. Матусовский вспоминал:
Её нельзя было спеть красиво, бездумно, как порой делают это певцы, у которых вокал идет впереди мысли и чувства. И тогда все мы, и режиссер Владимир Басов, и музыкальный редактор Раиса Лукина, и композитор Вениамин Баснер, и я, сразу, не сговариваясь, в один голос назвали имя Марка Бернеса.
Оставалось убедить всенародно любимого артиста исполнить композицию. Михаил Львович знал его с тридцатых годов, но друзьями они не были. Договаривался с певцом Баснер, и Бернес согласился.
Запись песни «С чего начинается родина»
Её записывали в аппаратной студии на «Мосфильме», и работа шла отнюдь не легко. Марк Наумович был невероятно требователен. Он браковал дубль за дублем, постоянно находя разные изъяны. Когда уже собирались перенести запись на следующий день, последний вариант устроил Бернеса, хотя он не переставал ворчать:
Это ещё не совсем то, что я представлял себе. Когда будут выпускать мою пластинку в фирме «Мелодия», я обязательно перепишу её ещё раз, совсем по-другому. Понимаешь, ведь после нас остаются только записи, больше ничего. И надо добиться, чтобы записи эти были настоящими.
Давайте слушать песню «С чего начинается Родина».
Клип «С чего начинается Родина»
В художественном фильме «Щит и меч» песня звучит во всех четырёх сериях. В первой её можно услышать в начале и в конце.
Далее можно посмотреть музыкальное видео с кадрами из кинокартины.
Смысл песни «С чего начинается Родина»
Если вы учились в советской или российской школе, наверняка вам доводилось размышлять над этой фразой, ведь сочинение о Родине ученики по-прежнему пишут на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому не будем здесь рассуждать, о чём песня «С чего начинается Родина», и гадать, что хотел сказать автор.
Если хотите поделиться мнением об основной идее произведения и рассказать, что для вас значит Отчизна, милости прошу в комментарии.
Исполнители песни «С чего начинается родина»
Композицию исполняли многие знаменитые артисты. Так спел песню «С чего начинается Родина» Иосиф Кобзон.
Далее версия песни «С чего начинается Родина» Дмитрия Хворостовского.
Интересные факты
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. | С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца… | С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, С той старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли. А может, она начинается Со стука вагонных колёс, С той клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс… |
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели |
Метки: Вениамин Баснер Марк Бернес Михаил Матусовский музыка из кино Советская эстрада
Процитировано 7 раз
Понравилось: 31 пользователям