Нагрузка на седло тягача что это

Нагрузка на седло тягача что это

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом Предельно допустимые массы транспортных средств:

Вид транспортного средстваЗначение (тонн)
Автомобиль
двухосный18
трехосный25
четырехосный32
Автопоезд
трехосный28
четырехосный36
пятиосный и более40

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств:

Расстояние между
сближенными
осями (метров)
Значение предельно допустимой осевой нагрузки
кН/тс*кН/тс**
Свыше 2100/10115/11,5
От 1,65 до 2 (включительно)90/9105/10,5
От 1,35 до 1,65 (включительно)80/890/9
От 1 до 1,35 (включительно)70/780/8
До 160/670/7

__________________
* Для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства
100 кН/10 тс.
** Для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства
115 кН/11,5 тс.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
Предельно допустимые габариты
транспортных средств

Длина

Одиночное транспортное средство— 12 метров
Прицеп— 12 метров
Автопоезд— 20 метров

Ширина

Все транспортные средства— 2,55 метра
Изотермические кузова транспортных средств— 2,6 метра

Высота

Все транспортные средства— 4 метра

Примечание. Предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

изъятие у водителя ВУ, задержание ТС
Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов
штраф:
• на водителя от 1500 до 2000 руб.
• на должностных лиц от 10000 до 15000 руб.
• на юридических лиц от 250000 до 400000 руб.

Таким образом, согласно статьи 12.21 ч.3 ПДД, у вас есть небольшой люфт при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов в размере 5% нагрузки на ось и 10 см. габаритов автопоезда.

Как рассчитать нагрузку на седельное устройство (седло) тягача??
Данная задача решается намного проще чем расчет нагрузок на оси автопоезда. Для расчета нагрузки на седло тягача вы должны для начала правильно рассчитать нагрузку на оси груженного автопоезда чем мы занимались выше.

Нагрузка на седельное устройство (седло) тягача рассчитывается следующим образом:

(Масса груза+масса полуприцепа)-нагрузка на оси полуприцепа= Нагрузка на седельное устройство
В цифрах это выглядит так:
(10,03т.+5,9т.)-(3,95т.+ 3,95т.+ 3,95т.)=16,2т.-11,85т.=4,35т. нагрузка на седельное устройство тягача
Данный параметр очень важен для оформления тяжеловесных грузов. Часто случается что планируемая перевозка не может быть осуществлена из за того что технические характеристики седельного тягача не позволяют эксплуатацию ТС с такими нагрузками.

Вам следует знать технические характеристики седельного тягача такие как:
Предельно допустимая нагрузка на переднюю ось-(Тех. Характеристики)
Предельно допустимая нагрузка на заднюю тележку-(Тех. Характеристики)
Максимально допустимая масса в составе автопоезда-(Тех. Характеристики)
Разрешённая максимальная масса- (пункт 14 ПТС)
Максимально допустимая нагрузка на седельное устройство (седло) тягача-(Тех. Характеристики)
Масса без нагрузки-( пункт 15 ПТС)
Габариты ТС-(Тех. Характеристики)
Модель ТС-( пункт 2 ПТС)
VIN ТС-( пункт 2 ПТС)

Вам следует знать технические характеристики прицепа или трала такие как:
Разрешённая максимальная масса- (пункт 14 ПТС)
Масса без нагрузки-( пункт 15 ПТС)
Габариты ТС-(Тех. Характеристики)
Модель ТС-( пункт 2 ПТС)
VIN ТС-( пункт 2 ПТС)

Вам следует знать параметры перевозимого груза такие как:
Габариты
Масса
Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов все параметры груза должны быть подтверждены документально, для спецтехники это копии ПСМ и свидетельства о регистрации, для другого груза чертежи или документ в котором указаны габариты и масса изделия. Если масса изделия не известна, то нужно провести ответственным за перевозку лицам завес самостоятельно на весах прошедших поверку и предоставить об этом письмо с результатами завеса и заверенные копии документов на весы с отметкой о прохождении поверки. Если нет документов указывающих габариты изделия, то замер производят ответственные лица и предоставляется сертификат на измерительный прибор и письмо с результатами замеров.

Схема транспортного средства (автопоезда):
В схеме автопоезда и перевозимого груза указываются все размеры автопоезда, отдельно груза, нагрузки на оси, а так же количество колес на ось и расстояние между осями. Сама схема выглядит следующим образом.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Как видно на данных схемах указаны все параметры автопоезда. Если же перевозимый груз является спецтехникой не обязательно вырисовывать все детали достаточно все показать схематично. Так же на схеме нужно показать схему крепления груза.

Источник

Седлать тягачи! (Часть 1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)

Специалисты нередко называют седельно-сцепное устройство, устанавливаемое на грузовой автомобиль-тягач, «пятым колесом» (от англ. fifth wheel). Этот узел является единственным механическим элементом, соединяющим тягач и полуприцеп автопоезда.

Производство седельно-сцепных устройств (ССУ) – бизнес доходный и хорошо освоенный. Им занимается солидная группа компаний: Jost, Rockinger (Германия), Georg Fisher (Швейцария), Crane Fruehauf, York (Великобритания), Fontaine Truck Equipment, Fruehauf, Holland Hitch и др. Выпускают ССУ и отечественные предприятия.

Конструкция ССУ напрямую влияет на такие эксплуатационные качества автопоезда, как управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, безопасность и экономические показатели. В общем случае седельно-сцепные устройства состоят из разъемно-сцепной системы, механизма гибкости и деталей крепления. Существует два типа ССУ: шкворневые (пара шкворень–захват) и роликовые, или бесшкворневые (пара крюк–ролик). Масса большинства ССУ составляет от 100 до 300 кг.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Шкворневые устройства

В большинстве седельно-сцепные устройства (свыше 95%) имеют шкворневую конструкцию. Сюда входят опорная плита (круг) с прорезью (устьем) в центральной части, устанавливаемая на тягаче, и шкворень, закрепленный на полуприцепе. При сцепке автопоезда шкворень входит в прорезь опорной плиты и фиксируется захватами (одним или несколькими), шарнирно закрепленными на пальцах. Так образуется сцепная пара. Шкворневые устройства обычно выполняются полуавтоматическими (сцепка звеньев автопоезда происходит автоматически, а подготовка к расцепке, т. е. разблокирование замковых устройств, – вручную). Чтобы предотвратить самопроизвольную расцепку, ставят не менее двух замковых устройств, действующих независимо, причем одно из них с ручным управлением. Полная масса автопоездов, оборудованных полуавтоматическими шкворневыми устройствами, достигает 100 т и более. Седельные устройства такого типа способны выдерживать нагрузки от 3 до 50 т.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Сцепной шкворень крепят на полуприцепе между его передней стенкой и опорными устройствами. Наиболее распространены два способа установки сцепного шкворня. Шкворень с фланцем крепят к опорному листу полуприцепа заклепками или болтами, а шкворень без фланца фиксируют корончатой гайкой со шплинтом.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Значительное внимание уделяется расположению седельно-сцепного устройства относительно задней оси тягача или оси балансира задней тележки (смещению устройства), что необходимо для полного использования грузоподъемности шин тягача, а следовательно, и автопоезда. Данное обстоятельство особенно актуально для оптимального распределения нагрузок по осям наиболее распространенных в эксплуатации трех-, четырех-, пяти- и шестиосных седельных автопоездов с учетом требований дорожного законодательства той или иной страны, во многих из которых нагрузки на оси автомобилей и прицепного состава могут быть разными. Исключением являются некоторые модели автовозов, где ССУ, испытывающее незначительную вертикальную нагрузку, для размещения надстройки смещено на самый конец рамы тягача.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Элементы ССУ

Разъемно-сцепной механизм предназначен для передачи усилий между звеньями автопоезда и обеспечивает возможность поворота полуприцепа по отношению к тягачу вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости.

Разъемно-сцепные механизмы подразделяются на полуавтоматические и автоматические, а по числу захватов – на одно- и двухзахватные. Больше распространены ССУ с однозахватными разъемно-сцепными механизмами. они более надежны по сравнению с двухзахватными и отличаются безопасностью конструкции. В двухзахватном механизме тяговые и тормозные усилия воспринимаются только захватами и пальцами, тогда как в однозахватной (с захватом шкворня по его верхнему поясу с большим диаметром) тяговые усилия передаются на массивный запорный кулак, при этом захват подвергается только сжимающим усилиям. Тормозные усилия передаются непосредственно опорной плитой, при этом палец захвата разгружен от продольных усилий. Благодаря захвату шкворня по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты, действующие на шкворень и его крепление.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Опорные плиты ССУ выполняют либо литыми, либо штампосварными. Литые конструкции, особенно из чугуна с шаровидным графитом, обладая высокой жесткостью и малой массой, распространены шире. Для современных седельных плит характерны максимальная ширина устья 400…460 мм, угол устья 40…50°, угол скоса 8…15°. Рукоятка привода разъемно-сцепного механизма расположена справа от седельно-сцепного устройства. Ее тяга для удобства водителя может быть выполнена разной длины. Для работы с разными полуприцепами в современных ССУ предусмотрена возможность установки в одной и той же опорной плите шкворней диаметром 2 или 3,5 дюйма. Сцепные шкворни изготавливают из высокопрочной стали, после чего подвергают специальной термообработке (закалке) и тщательно проверяют на отсутствие трещин.

ССУ устанавливают на раму тягача с помощью уголковых крепежных элементов или посредством монтажных плит, имеющих различную конфигурацию: от плоской пластины до пространственной конструкции высотой до 150 мм. Срок службы современных ССУ шкворневого типа достигает 1,5…2 млн. км, т. е. примерно столько, сколько находится в эксплуатации тягач.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Нормативные документы

Размеры сцепных шкворней регламентированы. Диаметр сопрягаемой поверхности шкворня должен быть равен 2 или 3,5 дюйма (50,8 или 89 мм). Выбор одного из этих двух типов (50 или 90) зависит от полной массы автопоезда, полуприцепа и вертикальной нагрузки. Шкворни Ø50,8 мм устанавливают на полуприцепы полной массой до 55 т или при вертикальной нагрузке на ССУ до 200 кН. При большой массе (нагрузке) применяют сцепные шкворни Ø89 мм. Размеры сцепных шкворней упорядочены как национальными стандартами, так и Международной организацией по стандартизации ISО. В России помимо упомянутых допускается использование шкворней с диаметром сопрягаемой поверхности 100 мм. Высота седла для ССУ типа 50 не должна превышать 200 мм, а для ССУ типа 90 – 315 мм.

В ряде стран есть стандарты на ССУ, оговаривающие присоединительные размеры для крепления к раме тягача. Для ССУ, работающих в сцепке с полуприцепами, сцепной шкворень которых выполнен по международному стандарту ISО 337, существует международный стандарт ISО 3842, устанавливающий число, диаметр и взаимное расположение отверстий для крепления ССУ на тягачах.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

В странах Евросоюза тип применяемых ССУ определяется расчетным коэффициентом нагрузки D. Его значение для ССУ автопоездов, эксплуатирующихся на дорогах общего пользования, составляет не более 162 кН. Показатель D для седельных устройств большой грузоподъемности может достигать 300 кН. Важной характеристикой конкретной модели ССУ являются размеры площади (ширины) опорной поверхности седельной плиты (24, 34, 36 и 40 дюймов).

Стандарты целой группы государств, кроме того, устанавливают углы наклона опорной плиты седельно-сцепного устройства вперед-назад в вертикальной продольной плоскости (углы β1 и β2) и углы наклона опорной плиты в обе стороны в вертикальной поперечной плоскости (углы α). По нормам, принятым в Евросоюзе, углы α должны составлять не менее ±8°. Международный стандарт ISО 1726, распространяющийся на тягачи с полуприцепами, предназначенными для международных перевозок, устанавливает величину угла α не более 3°, а угла β – не менее 8°. Понятно, что компании-изготовители своим клиентам предлагают ССУ с более высокой продольной гибкостью, поэтому диапазон изменения угла β1 составляет от 6,5° до 29°, угла β2 ─ от 7,2° до 42°.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

К числу стандартизируемых размеров относятся: расстояние от оси отверстия ССУ под сцепной шкворень до задней стенки кабины или до устанавливаемых за ней узлов и агрегатов тягача; радиус габарита задней части тягача; расстояние от сцепного шкворня до ближайшей части механизма опорного устройства полуприцепа; радиус габарита передней части полуприцепа; высота верхней плоскости ССУ тягача под номинальной нагрузкой от уровня дороги. Все эти размеры оговорены также стандартом ISO 1726. Целый ряд параметров устанавливает стандарт ISO 4086.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Степени свободы

Полуавтоматические шкворневые сцепные устройства выпускают с двумя и тремя степенями свободы. В первом случае обеспечивается возможность продольного качания полуприцепа относительно тягача на определенный угол β и поворот полуприцепа вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости на угол не менее ±90°. Большинство седельных тягачей общетранспортного назначения, эксплуатирующиеся в основном на дорогах с усовершенствованным покрытием, оснащено ССУ с двумя степенями свободы. По сравнению с трехстепенными эти устройства повышают устойчивость автопоезда в движении, имеют меньшую массу и пониженную габаритную высоту.

Устройства с тремя степенями свободы оборудованы второй, но уже продольной осью, которая дополнительно обеспечивает возможность поперечного качания полуприцепа относительно тягача в каждую сторону на угол α до 15° включительно. При этом поперечная и продольная оси могут находиться на разной высоте или на одной в так называемом карданном шарнире. Такие технические решения используются для автопоездов, эксплуатируемых на бездорожье или предназначенных для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, а также для транспортных средств, в состав которых входят полуприцепы особо жесткой на кручение конструкции (например, короткобазные полуприцепы, полуприцепы-самосвалы, полуприцепы-цистерны несущих конструкций и т. п.).

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Использование для перечисленных выше автопоездов устройств с двумя степенями свободы приводит к передаче на раму тягача значительных скручивающих моментов, способствующих ее быстрому разрушению. Напротив, ССУ с тремя степенями свободы лишены этих недостатков, однако автопоезда с такими устройствами во время движения менее устойчивы. Другой недостаток заключается в том, что груженый полуприцеп опирается на шарнир, центр вращения которого находится ниже центра тяжести полуприцепа. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила, действующая в центре тяжести полуприцепа, стремится опрокинуть последний, что снижает поперечную устойчивость автопоезда и может привести к аварии. Чтобы этого не прозошло, иногда применяют ССУ с механическими или гидравлическими стабилизаторами. В автопоездах, работающих в тяжелых дорожных условиях, при выезде на магистраль с качественным покрытием качание полуприцепа вокруг продольной оси ограничивается (±3°) специальным механизмом.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Имеются и другие решения. Лучшую устойчивость движения автопоезда обеспечивают ССУ с тремя степенями свободы, которые имеют «дуговой» механизм поперечной гибкости, обладающий свойством самостабилизации. Французская фирма Coder Ture разработала оригинальное сферическое ССУ, предназначенное для повышения устойчивости автопоездов и обладающее повышенной надежностью, поскольку оно сохраняет сцепление тягача с полуприцепом даже при сломанном шкворне. Сцепной механизм находится в сферическом вогнутом кожухе, диаметр сферы выбран так, что центр сферы расположен выше центра тяжести полуприцепа. Возникающая в поворотах центробежная сила стремится наклонить полуприцеп к внутренней стороне виража, т. е. повышает его устойчивость. Сцепка окружена специальными прикрепленными к полуприцепу ограничителями для сохранения его сцепления с тягачом даже при поломке шкворня. Помимо прочего описанная конструкция разгружает раму от скручивающих усилий, так как при наезде на дорожные неровности полуприцеп может наклоняться в любую сторону по отношению к тягачу.

Управление сцепкой

Все большее внимание уделяется вопросам автоматизации управления и безопасности при сцепке-расцепке тягача с полуприцепом. Зачастую изготовители, чтобы облегчить работу водителя, выпускают ССУ с пневматическими приводами для автоматической расцепки и электрическим датчиком для дистанционного контроля за состоянием ССУ. Такие модели с пружинно-пневматическим цилиндром управления разъемно-сцепным механизмом есть в арсенале компаний Fontaine Truck Equipment, ASF и Fruehauf.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Для повышения удобства управления ССУ фирма Georg Fisher предлагает электронную сенсорную систему безопасности RECCOS, два датчика которой непрерывно контролируют надежность и правильность сцепки, а еще один фиксирует расстояние между плитой полуприцепа и седельно-сцепным устройством. Происходящие процессы, в том числе неполадки, в виде звуковых сигналов и изображений на специальной информационной панели отображаются в кабине автомобиля. Водитель, не покидая рабочего места, может следить за всем процессом сцепки, которая осуществляется быстрее и надежнее, чем в традиционных конструкциях.

Аналогичная сенсорная система SKS есть и в производственной программе компании Jost. Один из датчиков, входящих в ее состав, контролирует положение замка разъемно-сцепного механизма, второй датчик следит за положением шкворня, третий фиксирует высоту ССУ. Функциональные возможности SKS повышаются благодаря наличию пневмопривода (пневматический цилиндр) расцепки ССУ с дистанционным управлением из кабины тягача, где установлен информационный дисплей.

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Еще более «продвинутой» является электронная система комфортной сцепки KKS этой же фирмы. Три сенсорных датчика следят за состоянием ССУ, они определяют его высоту с автоматическим включением системы при осуществлении сцепки, контролируют положение шкворня и замка. Пневмопривод по команде водителя открывает замок для расцепки ССУ. Установку нужной высоты расположения шкворня при сцепке автоматически обеспечивают опорные устройства полуприцепа, снабженные собственным электроприводом. Рукоятка для ручного управления есть в комплекте как страховочное средство. Шкворень оснащен поворотным клином с находящимся в нем разъемом для седла, через который передается сигнал управления между тягачом и полуприцепом. Пульт дистанционного управления и контроля выполняемых операций расположен непосредственно перед водителем. Как результат исключается ручной труд при обслуживании ССУ, сокращается время сцепки, расцепки, а также износ механизмов, повышается безопасность эксплуатации за счет снижения вероятности неправильной сцепки, улучшается контроль состояния всех элементов системы.

Обычно при работе с шкворневыми ССУ после сцепки тягача с полуприцепом водитель должен соединить их тормозные и электрические коммуникации. На седельно-сцепных устройствах, созданных специалистами фирмы Тоussaint & Heβ, коммуникации с помощью переходных элементов соединяются в процессе сцепки. По его завершении водителю из кабины остается только запереть седельно-сцепное устройство для дальнейшего движения автопоезда.

Источник

Издается с 2007 года

Как устроено седельно-сцепное устройство на тягаче

Седельно-сцепное устройство используют для сцепки тягача и полуприцепа. Безопасность движения фуры зависит от прочности крепления сцепки. Водители называют седельное устройство «пятым колесом». Это устройство крепится на тягач и передаёт часть нагрузки полуприцепа на оси грузовика.

Устройство ССУ

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Обратите внимание: Когда автомобиль медленно двигается назад, шарнир опорного механизма выходит из второго крепежа (предварительно закреплен к стойкам). Во время подъема стоек опоры пружина (крепежа) растягивается. Запорные крюки присоединяются к работе направляющих роликов, в результате преобразуется движение крюков вокруг своей оси (в обратном направлении). Операция «движение» продолжается до тех пор, пока крюк не преодолеет сопротивление пружины и постепенно опустит фиксаторы вниз. Направляющие ролики плотно закрепляются крючками, создается прочный замок.

Варианты монтажа

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

Техническое обслуживание седла

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть фото Нагрузка на седло тягача что это. Смотреть картинку Нагрузка на седло тягача что это. Картинка про Нагрузка на седло тягача что это. Фото Нагрузка на седло тягача что это

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *