Нахимовское училище что это такое
Нахимовское училище
Нахимовское училище — вид военно-морского училища в Российской Федерации и СССР.
В отличие от большинства военно-морских училищ, Нахимовское училище не является высшим учебным заведением, а ориентировано на подготовку воспитанников к учёбе в военных ВУЗах. В училище обучение состоит из двух частей: программы средней школы за 9–11 классы и специальной военно-морской подготовки. По окончании училища его выпускникам не присваивается офицерского звания. Срок обучения — 3 года.
В настоящее время единственное [1] действующее Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Летняя учебная база училища расположена на западном побережье озера Нахимовское.
Содержание
История
Нахимовское военно-морское училище основано в 1943 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года для воспитания и обучения сынов воинов, погибших на Великой Отечественной войне. Первоначально речь шла только об открытии Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Но впоследствии были открыты Ленинградское и Рижское Нахимовские училища.
В 1953 году прекратило существование Рижское училище, а в 1955 году — Тбилисское. Единственным действующим Нахимовским училищем в СССР осталось Ленинградское Нахимовское училище (позднее — Санкт-Петербургское).
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Нахимовское училище» в других словарях:
НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ — в России, среднее специализированное учебное заведение с военно морской направленностью обучения и воспитания. Дает общее среднее образование и готовит к поступлению в высшие военно морские училища. Создавались с 1943 в Ленинграде, Риге, Тбилиси … Большой Энциклопедический словарь
НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ — среднее военное морское учебное заведение, готовящее воспитанников к поступлению в высшие военно морские училища. Первое Нахимовское училище было создано в Тбилиси (1943), затем в Ленинграде (1944) и в Риге (1945). Училища названы именем великого … Морской энциклопедический справочник
Нахимовское училище — в России среднее специализированное учебное заведение с военно морской направленностью обучения и воспитания. Даёт общее среднее образование и готовит к поступлению в высшие военно морские училища. Действовали в Тбилиси (1943 1955), Риге (1945… … Энциклопедический словарь
Нахимовское училище — среднее военно морское учебное заведение закрытого типа, готовящее воспитанников к поступлению в высшие военно морские училища. Были созданы в СССР в 1943 45 в Ленинграде, Риге, Тбилиси для обучения и воспитания сыновей военнослужащих,… … Большая советская энциклопедия
Нахимовское училище — Нах имовское уч илище … Русский орфографический словарь
Нахимовское училище — среднее специализированное учебное заведение с военно морской направленностью обучения и воспитания, названное по имени русского флотоводца П.С. Нахимова (1802 55). Н.у. были созданы для обучения и воспитания сыновей воинов военно морского… … Педагогический терминологический словарь
нахимовское училище — Среднее военно морское учебное заведение закрытого типа для мальчиков По фамилии адмирала П. С. Нахимова, одного из руководителей героической Севастопольской обороны 1854 1855 гг … Словарь многих выражений
Нахимовское военно-морское училище — Эта статья о Нахимовском военно морском училище в Санкт Петербурге. О всех Нахимовских училищах, существовавших в СССР, см. Нахимовское училище. Кре … Википедия
Нахимовское военно-морское училище (Санкт-Петербург) — Эта статья о Нахимовском военно морском училище в Санкт Петербурге. О всех Нахимовских училищах, существовавших в СССР, см. Нахимовское училище … Википедия
История Нахимовского военно-морского училища
В годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.
Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды.
Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база.
Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.
«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший»
Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. – в Ленинграде и в 1945 г. – в Риге.
Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего – три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет.
Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.
Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.
В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку.
Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца.
Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища.
Дата издания приказа Наркома ВМФ о формировании Ленинградского училища 23 июня установлена годовым праздником НВМУ.
Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища.
18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной…
Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина».
У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте.
Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.
В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.
В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.
Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники.
За время существования училища путёвку в жизнь получили около 14 тысяч выпускников, среди них Герои Советского Союза, В.Е. Соколов, (выпускник Тбилисского Нахимовского военно-морского училища 1953 года) и Ю.П. Филипьев (выпускник Тбилисского Нахимовского военно-морского училища 1952 года), Герои Российской Федерации: контр-адмиралы А.А. Берзин, В.Л. Хмыров, В.В. Варфоломеев, капитаны 1 ранга С.В. Справцев и А.И. Опарин, генерал-майор Т.А. Апакидзе. Около 60 выпускников стали адмиралами, 14 – генералами, более 9 тысяч удостоены правительственных наград.
Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 687 Герой Российской Федерации генерал-майор Т.А. Апакидзе зачислен навечно в списки 2-й учебной роты училища.
Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.
На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров.
Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества.
Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета.
13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды – медали «За отвагу» (посмертно).
В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно).
Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени».
В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г.
На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский.
17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.)
С 1955 г. по 2016 г. функционирует одно Нахимовское военно-морское училище в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 2016 г. два Президентских кадетских училища во Владивостоке и Севастополе в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 496 реорганизованы в филиалы Нахимовского военно-морского училища.
В 2017 году сформирован и принял первых воспитанников филиал в г. Мурманске.
С начала 2020/2021 учебного года открыт филиал НВМУ в г. Калининграде, с вводом которого, филиалы Нахимовского военно-морского училища расположены на всех четырех Флотах России.
За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс.
Сегодня Нахимовское военно-морское представляет собой общеобразовательное учреждение с военно-морской направленностью обучения, которое готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны.
Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота.
За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.
Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе.
С мая 1946 года по май 2008 года нахимовцы традиционно принимали участие в военных парадах в городах Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их строевой подготовки – «отлично». Славная традиция участия нахимовцев и суворовцев в военных парадах на Красной площади была возрождена в 2013 году.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 24 июня 2020 года воспитанники приняли участие в параде Победы на Красной площади.
Ежегодно нахимовцы принимают участие в Главном Военно-Морском параде в Санкт-Петербурге. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости.
Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.
Нахимовцы: где учились будущие моряки
Кроме знаменитого Ленинградского Нахимовского училища, в СССР существовали еще Тбилисское и Рижское
Сегодня в России действует всего одно Нахимовское училище – Санкт-Петербургское. Но зато у него есть три филиала: во Владивостоке, Мурманске и Севастополе. Начало тогда еще Ленинградскому военно-морскому Нахимовскому училищу было положено 21 июня 1944 года, когда Совнарком принял постановление о его создании. Но это военно-учебное заведение не было первым на флоте. Почти на год раньше, в октябре 1943 года, по приказу наркома военно-морского флота Николая Кузнецова первое Нахимовское училище появилось в Тбилиси. А третье (и последнее) открылось летом 1945 года в Риге.
«Типа старых кадетских корпусов»
Нахимовцы, как и суворовцы (воспитанники военных Суворовских училищ), ведут отсчет своим альма-матер с 21 августа 1943 года, когда было принято совместное постановление ЦК партии и Совнаркома № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Но внимательный исследователь ни за что не найдет в этом документе упоминаний о военно-морских Нахимовских училищах в том самом совместном. В постановлении прямо говорится об открытии девяти Суворовских училищ, но больше ни о каких подобных военно-учебных заведениях речи не идет.
Зато в этом документе есть примечательная оговорка: «типа старых кадетских корпусов». Такие военно-учебные заведения давали хорошую предварительную подготовку тем, кто в дальнейшем шел получать офицерские погоны в военных училищах. И флот, конечно, не мог упустить шанса завести подобную систему у себя. А раз этот вопрос не продумали на самом верху, народный комиссар флота адмирал Николай Кузнецов, как он делал это уже многократно, взял инициативу на себя. Поэтому первое в СССР Нахимовское училище – Тбилисское – появилось не по распоряжению высших инстанций страны, а по приказу наркомфлота, изданному 16 октября 1943 года.
Стоит заметить, что, создавая «свое» военно-учебное заведение, которое бы готовило будущих курсантов, Николай Кузнецов ни на шаг не отступил от практики создания Суворовских училищ. На флоте воюющей страны хватало малолетних матросов – сирот, подобранных моряками или прибившихся к ним. Да и просто осиротевших мальчишек, чьи отцы погибли на море или в морской пехоте, тоже было немало. Достаточно сказать, что в Рижском Нахимовском училище, появившемся последним, даже в 1949 году воспитанники-сироты составляли 93% набора! Что уж говорить о Тбилисском, в которое будущих воспитанников собирали по всем воюющим флотам и освобожденным районам страны.
Курсантов надо растить с детства
Создание Нахимовских училищ позволяло не только обеспечить осиротевшим мальчишкам образование и будущую профессию. Флот нес серьезные потери офицерского корпуса – пусть и не столь тяжелые, как армия, но все равно весьма ощутимые. Было очевидно, что в течение 5-10 лет после окончания войны ВМФ потребуются новые офицерские кадры, на подготовку которых будет отведено не слишком много времени. А опыт показывал, что наилучшие результаты в обучении в высших военно-морских учебных заведениях дают заранее подготовленные юноши, например, выпускники созданных в 1940 году военно-морских спецшкол.
К тому времени все шесть таких школ уже переформированы в одно-единственное Бакинское военно-морское подготовительное училище. Но у Тбилисского Нахимовского училища было заметное преимущество перед ним: длительность обучения. Если в спецшколы ВМФ принимали с 15 лет, то нахимовцами становились с десяти. А стало быть, времени на то, чтобы сделать из вчерашнего сироты, а то и беспризорника, будущего курсанта высшего военно-морского училища было заметно больше, а результат оказывался лучше. Ведь существенную часть образовательного процесса в Нахимовских училищах занимали спецпредметы. В течение учебного года будущие моряки получали теоретическую подготовку по военно-морским и общевойсковым дисциплинам, а летом закрепляли эти знания в учебных лагерях. Начиналось все с гребли и навыков управления небольшими парусными шлюпками, а заканчивалось – флажным семафором, азбукой Морзе и боцманским делом, включавшим вязание узлов и плетение матов.
Поступая в высшие военно-морские учебные заведения, вчерашние нахимовцы, и это стало ясно по итогам первого выпуска тбилисцев, имели преимущества даже перед курсантами подготовительных училищ. И флот оценил это: подготовительные училища просуществовали всего четыре года, до 1948-го, а Нахимовское училище существует по сей день.
Тбилисское – всё впервой в первом
Октябрьский приказ 1943 года, изданный Николаем Кузнецовым, предусматривал, что к 1 января 1944 года в Тбилисское военно-морское Нахимовское училище будет набрано шестьсот воспитанников. Требования были простые и очевидные: возраст – от 10 лет, образование – не меньше двух классов (то есть как минимум мальчишки должны были успеть отучиться в них до начала войны), социальный статус – сирота или ребенок из семьи погибших военнослужащих, преимущественно моряков. Порой в училище попадали дети, которые выросли в очень глухих местах: им даже телефон-автомат на улице столицы Грузии был в диковинку. Были среди первых нахимовцев и мальчишки, успевшие повоевать: командование кораблей и воинских частей получило строгое указание направлять несовершеннолетних моряков в Тбилиси.
Место для нового училища выбрали быстро: здание бывшей второй средней школы, в котором после начала войны разместился госпиталь №40. Труднее было с преподавательским и воспитательским составом. Учителей по общеобразовательным предметам набрать было проще, чем воспитателей и их помощников, которые должны были в первую очередь прививать мальчишкам навыки будущих морских офицеров. Их пришлось собирать и из действующих военно-морских училищ, и из действующего флота. Кого-то отправляли в Тбилиси после ранения, не позволявшего продолжить службу на кораблях, но дающего возможность остаться в строю и воспитывать новых моряков. Кого-то приходилось едва ли не со скандалом откомандировывать с линии фронта, если оказывалось, что офицер имеет опыт работы с подростками.
Опыт этот был ой как нужен, поскольку контингент в Тбилисском Нахимовском училище собрался разношерстный. Были 12-14-летние мальчишки, которых пришлось зачислять в младшие взводы (так именовались нахимовские классы), потому что образование у них было ниже, чем требовалось для их возраста. Труднее было сделать так, чтобы училище заменило воспитанникам потерянные семьи, помогло забыть пережитые ужасы войны и вернуться к нормальной жизни.
… А также три языка и танцы
Далеко не сразу вчерашние воины и беспризорники сумели втянуться в учебную программу. Что и сказать, легкой она не была. Помимо обычных школьных предметов –русского языка и литературы, математики (в том числе алгебры и геометрии), ботаники и зоологии, физики и химии, история и географии, черчения и астрономии – в программу включили три иностранных языка. Английский – как язык общения на море, французский – как язык мировой культуры, и немецкий – как непременный для военного человека. Кроме того, нахимовцам преподавали рисование, музыку, пение и танцы, явно ориентируясь на программы «старых кадетских корпусов». А вместо обычной физкультуры была физическая подготовка, существенно более серьезная, чем в обычной школе.
Отдельной проблемой стало обеспечение воспитанников Нахимовского училища форменной одеждой. Она была во всем подобна морской форме, но размеры-то у мальчишек были существенно меньше. Пришлось что-то перешивать, а что-то, прежде всего для самых маленьких, и вовсе шить заново. Другим непростым вопросом было продовольственное снабжение. Нахимовцам установили одну из высочайших норм питания в стране – такую же, как у подводников. Но далеко не сразу удалось, например, сообразить, что такая норма по силам быстро растущему подростку лет пятнадцати, а десятилетний парень, даже изголодавшийся, не сможет доесть свой паек. В итоге приходилось даже издавать специальные приказы, определявшие перераспределение питания внутри училища с учетом разницы в возрасте и потребностях нахимовцев.
Опыт Тбилисского Нахимовского училища был уникальным. И когда 21 июня 1944 года появилось постановление о создании Ленинградского Нахимовского училища на 500 человек, туда для обмена опытом и подготовки к приему первых воспитанников отправились не только группа офицеров и воспитателей из Тбилиси, но и 43 нахимовца. Они должны были помочь подготовить здание училища – Училищный дом имени Петра Великого – к началу занятий, поделиться накопленным опытом, наладить быт. И все равно первый звонок для нахимовцев-ленинградцев прозвенел только 7 ноября 1944 года. Да и то не для всех: более-менее нормально в здании сумела разместиться и начать учебу только одна рота, сформированная из нахимовцев-тбилисцев, а остальные четыре прибывали из временного лагеря в Карелии вплоть до 20 декабря!
Последним, третьим Нахимовским училищем, стало Рижское: приказ о его создании адмирал Николай Кузнецов подписал 21 июля 1945 года. Оно разместилось в здании бывшего Военного музея, знаменитого своей Пороховой башней. Это училище было самым небольшим из трех: в первом наборе было всего 343 кандидата, больше половины из которых составляли дети-сироты. И просуществовало оно меньше всех остальных – всего восемь лет. В 1953 году его расформировали, воспитанников отправили доучиваться в Ленинград, а на базе училища создали Высшее военно-морское училище подводного плавания. Что закономерно – существенную часть его первых курсантов составили рижские нахимовцы.
Два года спустя, в 1955 году, закрылось и Тбилисское Нахимовское училище. С тех пор в СССР, а теперь и в России действует всего одно нахимовское училище – Ленинградское, ныне Санкт-Петербургское. В советские времена туда поступали выпускники восьмых классов. Сегодня же срок обучения в Нахимовском училище и его филиалах приблизился к прежнему, послевоенному: с пятого по одиннадцатый классы. Но как бы ни менялись сроки и программы обучения, главное остается неизменным: выпускники-нахимовцы остаются гордостью отечественного флота.