Нахлебник тургенева о чем пьеса
Краткое содержание Тургенев Нахлебник
В роскошное поместье приезжают новоиспечённые хозяева. Ольга Петровна Елецкая, до замужества Корина, спокойная и добродушная девушка и супруг Павел Николаевич Елецкий, достаточно твёрдая и жёсткая личность, занимающий должность петербургского чиновника. Для тог, чтобы, как подобающий встретить своих хозяев, в имении до приезда, пребывает их управляющий домом Тремблинский, человек достаточно пронырливый, крикливый, да к тому, же постоянно находящийся в своих хлопотах.
Встречают молодых хозяев Василий Семёнович Кузовкин, дворянского происхождения, однако проживает у Елецких на содержании, а также достаточно нищий помещик Иванов, и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. По прибытию супругов в своё имение, навестить их приходит их сосед, подлый и злой помещик Тропачёв, со своим адъютантом, бедным и глупым человеком Карпачёвым.
Во время утренней трапезы, помещик Тропачёв уговаривает Елецкого, напоить Василия Семёновича Кузовкина, для того, чтобы от души над ним повеселиться. Его заставляют рассказывать, о том, как тяжело ему приходилось со своими родными и теми, кто также претендовал на сельцо Ветрово. А также его вынуждают петь песню и выполнять роль местного шута. И во всём этом балагане Кузовкин сообщает, что Ольга Петровна Елецкая приходиться ему родной дочерью.
На утро Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место. На что Ольга начинает допытывать причину данного переезда у Кузовкина. Давшись под напором, тот рассказывает ей, что у матери Ольги было двое сыновей, которые вскоре после рождения скончались. И о том, что батюшка начал изменять ей с соседкой. А после и совсем бросил Ольгину мать. Однако, он не стал рассказывать о сближении его с Ольгиной мамой, но и то, что он точно является её отцом, доказать к сожалению, также не может.
После всего этого рассказа, супруги решили предложить старику десять тысяч рублей, в ответ на то, что Кузовкин откажется от своих слов. Выводом данного произведение, является неподдельное чувство человека, во что бы то ни стало сохранить сою значимость и престижность, не смотря ни на какие обстоятельства.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
Нахлебник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Трое мальчишек загулялись в лесу. Опасаясь, что дома их уже хватились и станут ругать за опоздание, они стали раздумывать, как избежать наказания.
Удав, обезьянка, слоненок и попугай дружат друг с другом. Чтобы сделать свой день более интересным и разнообразным, друзья каждый свой день проводили вместе, придумывали разные игры, пели песенки
Действия разворачиваются во Франции. В результате интриг младший брат свергает старого герцога, который ищет укрытие в Арденнском лесу. А вот дочь его Розалинда остается при дворе, так как связана крепкой дружбой с кузиной Селией
Главный герой произведения рассказывает о происшествии, которое произошло с ним в трамвае. Он садился в трамвай и потерял галошу. Мужчина рассуждает о том, что такое случается очень часто в общественном транспорте
Волею судьбы по дороге из Тифлиса встречаются рассказчик и Максим Максимович. Штабс–капитан вёз казенные вещи. Подъезжали к Койшарской долине. Максим Максимович был опытным путешественником
Иван Тургенев — Нахлебник:
Краткое содержание
Действие первое
Усадебный дом покойного богатого помещика Петра Корина. Его 21-летняя дочь Ольга вышла замуж за 32-летнего Павла Елецкого, коллежского советника. Молодые едут погостить в имении. Дворецкий Нарцыс Трембинский, хитрец и прохвост, сбился с ног, готовя дом к приезду нового хозяина. По мере сил ему помогает старый управитель Егор, вор и лентяй. Оба свысока смотрят на Василия Кузовкина, 50-летнего бедного дворянина, которого отец Ольги держал в доме из милости («на хлебах»). Ведет он себя смирно, знает свое место.
Совершенно некстати в эту пору к нему в гости приходит друг, бедный помещик Иван Иванов. Оба знакомы с Ольгой, сиротой, милой девушкой. До 14 лет она росла в этом доме. Иванов переживает, как новый барин из столицы примет Кузовкина.
Пока Ольга прогуливается в саду со знакомым с детства Кузовкиным (она называет его Петровичем вместо Семеновича), ее муж требует у Егора отчета по имению. Он узнает, что у жены 400 крепостных, много земли, лес. Елецкому не терпится навести здесь свои порядки. Для этого он взял отпуск на 3 месяца.
Приходит поздороваться сосед Тропачев. Он рад, что в деревню приехали «порядочные люди». Для него Кузовкин – шут, для Елецкого – дармоед. За завтраком Тропачев льстит Елецкому, с насмешкой расспрашивает Кузовкина о судебной тяжбе насчет отцовского сельца Ветрово.
Дело это затянулось, есть другие наследники, да еще долги, а помочь Кузовкину некому. Приободрившись, он пускается в длинные объяснения кто кому родня, и почему село ему не отдают. Тропачеву с Елецким он кажется смешным. Тропачев принуждает его пить, а после и петь перед хозяином. Ведь при прежнем барине молодой Кузовкин пел и плясал. У Тропачева и самого есть такой «шут» из дворян – Карпачов.
Тропачев велит приятелю нацепить Кузовкину шутовской колпак. Кузовкин унижен. Он взывает к совести Елецкого – тому неприятно. В разгар сцены к столу спускается Ольга. Сгоряча Кузовкин выдает свою тайну: Ольга – его дочка. Все собравшиеся, остолбенев от неожиданности, расходятся.
Действие второе
Ольга расспрашивает мужа о вчерашнем происшествии. Елецкий ставит ее в известность, что старик Кузовкин согласился уехать в другую деревеньку, уже и вещички собрал. Смущенная Ольга хочет попрощаться с Кузовкиным. Она делает вид, что ничего не слышала.
Кузовкин извиняется за вчерашнее, говорит, что сам себя наказал. Теперь вот на старости лет вынужден уехать из дома. Ольга умоляет сказать: правда ли, что она ему дочь. Кузовкину с трудом дается признание, но он отвечает: «Правда».
Кузовкин вспоминает молодость. Он и тогда был беден, а Корин, в ту пору тоже молодой и еще холостой, пустил его в дом, обещал устроить хоть на какую-то службу. Со службой не вышло – Кузовкин навсегда остался в доме. Корин женился. Недолго все было хорошо. Проявилось несходство характеров мужа и жены. Она – «ангел во плоти», он – тиран, драчун и выпивоха. Сыновья их умерли в младенчестве. А после Корин и вовсе завел любовную интрижку с соседкой. А потом укатил с ней на полгода в Москву. Там любовница его бросила. Корин вернулся мрачнее тучи, побил бедняжку жену палкой. С той минуты ее любовь к мужу умерла. Зато она прекрасно знала, что Кузовкин ее обожает. Она ответила на его чувства. А на следующий день в степи умер Корин: свалился с лошади.
Такое страшное совпадение поразило молодую барыню. Стала она хворать, и недолго прожила после рождения девочки. Кузовкина она избегала, да он и сам не смел навязываться.
Ольга потрясена. Она просит доказательств, Кузовкин разводит руками, у него их нет. Ольга силится попрощаться с ним по-родственному, но не может. Она со слезами убегает в свою комнату. В этот момент в дом приезжает Тропачев. Он потешается над Кузовкиным. В этот раз Елецкий останавливает потеху. Он только что от Ольги – та убеждала мужа, что Кузовкин действительно ее отец.
Елецкий предлагает ему 10 тысяч за молчание и отъезд. От раздражения он сбивается с «вы» на «ты», видит в Кузовкине лжеца. Но Кузовкин «дворянин», а не «собака», он не берет денег. Только Ольге удается уговорить его принять их. Она просит его остаться, но отец отказывается. В округе он всем известен как «нахлебник». Теперь он может выкупить свое имение. Ее больше не ужасает мысль, что этот человек – ее отец. Она обнимает его, обещает видеться. Плачущий от радости Кузовкин впервые называет ее «Оля», а не по имени-отчеству.
Всем участникам этой сцены приходится попутно объясняться с развязным Тропачевым. Елецкие сообщают ему новость: Ветрово досталось Кузовкину. Узнает об этом и Иванов. Оба друга уходят вместе. Тропачев объявляет Елецкого «благороднейшим человеком»: ведь он так ловко сумел уйти от скандала.
Читательский дневник по пьесе «Нахлебник» Тургенева
Сюжет
Чиновник Елецкий, муж Ольги, проводит отпуск в имении жены. Среди знакомых детства она видит 50-летнего Кузовкина. Ее покойный отец Корин приютил бедного приятеля у себя. Сосед Тропачев в гостях у молодых нарочно подпаивает «дармоеда» Кузовкина. Тот проговаривается, что он отец Ольги. Корин бил ее мать, изменял. Лишь раз она от отчаяния бросилась в объятия Кузовкина. А назавтра муж ее упал с лошади и умер. Девушка признает Кузовкина отцом. Елецкие дают ему денег для выкупа маленького родового имения. Он счастлив, что обрел дочь.
Отзыв
Еще одна история о «маленьком человеке», однако у Тургенева он в итоге обретает счастье. Героиня – образ «тургеневской девушки», искренней, совестливой, для которой не важен статус человека. Тема семейных тайн прошлого, несчастья за фасадом благополучной супружеской жизни, родственных и дружеских чувств. Тема обедневшего дворянства, судебной системы. Пьеса учит судить о людях по поступкам, а не толщине кошелька. Нужно щадить достоинство и чувства людей, доверять им, помогать попавшим в беду.
Краткое содержание пьесы «Нахлебник» Ивана Тургенева
Действие первое
Усадебный дом покойного богатого помещика Петра Корина. Его 21-летняя дочь Ольга вышла замуж за 32-летнего Павла Елецкого, коллежского советника. Молодые едут погостить в имении. Дворецкий Нарцыс Трембинский, хитрец и прохвост, сбился с ног, готовя дом к приезду нового хозяина. По мере сил ему помогает старый управитель Егор, вор и лентяй. Оба свысока смотрят на Василия Кузовкина, 50-летнего бедного дворянина, которого отец Ольги держал в доме из милости («на хлебах»). Ведет он себя смирно, знает свое место.
Совершенно некстати в эту пору к нему в гости приходит друг, бедный помещик Иван Иванов. Оба знакомы с Ольгой, сиротой, милой девушкой. До 14 лет она росла в этом доме. Иванов переживает, как новый барин из столицы примет Кузовкина.
Пока Ольга прогуливается в саду со знакомым с детства Кузовкиным (она называет его Петровичем вместо Семеновича), ее муж требует у Егора отчета по имению. Он узнает, что у жены 400 крепостных, много земли, лес. Елецкому не терпится навести здесь свои порядки. Для этого он взял отпуск на 3 месяца.
Приходит поздороваться сосед Тропачев. Он рад, что в деревню приехали «порядочные люди». Для него Кузовкин – шут, для Елецкого – дармоед. За завтраком Тропачев льстит Елецкому, с насмешкой расспрашивает Кузовкина о судебной тяжбе насчет отцовского сельца Ветрово.
Дело это затянулось, есть другие наследники, да еще долги, а помочь Кузовкину некому. Приободрившись, он пускается в длинные объяснения кто кому родня, и почему село ему не отдают. Тропачеву с Елецким он кажется смешным. Тропачев принуждает его пить, а после и петь перед хозяином. Ведь при прежнем барине молодой Кузовкин пел и плясал. У Тропачева и самого есть такой «шут» из дворян – Карпачов.
Тропачев велит приятелю нацепить Кузовкину шутовской колпак. Кузовкин унижен. Он взывает к совести Елецкого – тому неприятно. В разгар сцены к столу спускается Ольга. Сгоряча Кузовкин выдает свою тайну: Ольга – его дочка. Все собравшиеся, остолбенев от неожиданности, расходятся.
Действие второе
Ольга расспрашивает мужа о вчерашнем происшествии. Елецкий ставит ее в известность, что старик Кузовкин согласился уехать в другую деревеньку, уже и вещички собрал. Смущенная Ольга хочет попрощаться с Кузовкиным. Она делает вид, что ничего не слышала.
Кузовкин извиняется за вчерашнее, говорит, что сам себя наказал. Теперь вот на старости лет вынужден уехать из дома. Ольга умоляет сказать: правда ли, что она ему дочь. Кузовкину с трудом дается признание, но он отвечает: «Правда».
Кузовкин вспоминает молодость. Он и тогда был беден, а Корин, в ту пору тоже молодой и еще холостой, пустил его в дом, обещал устроить хоть на какую-то службу. Со службой не вышло – Кузовкин навсегда остался в доме. Корин женился. Недолго все было хорошо. Проявилось несходство характеров мужа и жены. Она – «ангел во плоти», он – тиран, драчун и выпивоха. Сыновья их умерли в младенчестве. А после Корин и вовсе завел любовную интрижку с соседкой. А потом укатил с ней на полгода в Москву. Там любовница его бросила. Корин вернулся мрачнее тучи, побил бедняжку жену палкой. С той минуты ее любовь к мужу умерла. Зато она прекрасно знала, что Кузовкин ее обожает. Она ответила на его чувства. А на следующий день в степи умер Корин: свалился с лошади.
Такое страшное совпадение поразило молодую барыню. Стала она хворать, и недолго прожила после рождения девочки. Кузовкина она избегала, да он и сам не смел навязываться.
Ольга потрясена. Она просит доказательств, Кузовкин разводит руками, у него их нет. Ольга силится попрощаться с ним по-родственному, но не может. Она со слезами убегает в свою комнату. В этот момент в дом приезжает Тропачев. Он потешается над Кузовкиным. В этот раз Елецкий останавливает потеху. Он только что от Ольги – та убеждала мужа, что Кузовкин действительно ее отец.
Елецкий предлагает ему 10 тысяч за молчание и отъезд. От раздражения он сбивается с «вы» на «ты», видит в Кузовкине лжеца. Но Кузовкин «дворянин», а не «собака», он не берет денег. Только Ольге удается уговорить его принять их. Она просит его остаться, но отец отказывается. В округе он всем известен как «нахлебник». Теперь он может выкупить свое имение. Ее больше не ужасает мысль, что этот человек – ее отец. Она обнимает его, обещает видеться. Плачущий от радости Кузовкин впервые называет ее «Оля», а не по имени-отчеству.
Всем участникам этой сцены приходится попутно объясняться с развязным Тропачевым. Елецкие сообщают ему новость: Ветрово досталось Кузовкину. Узнает об этом и Иванов. Оба друга уходят вместе. Тропачев объявляет Елецкого «благороднейшим человеком»: ведь он так ловко сумел уйти от скандала.
Читательский дневник по пьесе «Нахлебник» Тургенева
Сюжет
Чиновник Елецкий, муж Ольги, проводит отпуск в имении жены. Среди знакомых детства она видит 50-летнего Кузовкина. Ее покойный отец Корин приютил бедного приятеля у себя. Сосед Тропачев в гостях у молодых нарочно подпаивает «дармоеда» Кузовкина. Тот проговаривается, что он отец Ольги. Корин бил ее мать, изменял. Лишь раз она от отчаяния бросилась в объятия Кузовкина. А назавтра муж ее упал с лошади и умер. Девушка признает Кузовкина отцом. Елецкие дают ему денег для выкупа маленького родового имения. Он счастлив, что обрел дочь.
Отзыв
Еще одна история о «маленьком человеке», однако у Тургенева он в итоге обретает счастье. Героиня – образ «тургеневской девушки», искренней, совестливой, для которой не важен статус человека. Тема семейных тайн прошлого, несчастья за фасадом благополучной супружеской жизни, родственных и дружеских чувств. Тема обедневшего дворянства, судебной системы. Пьеса учит судить о людях по поступкам, а не толщине кошелька. Нужно щадить достоинство и чувства людей, доверять им, помогать попавшим в беду.
Нахлебник тургенева о чем пьеса
Образ маленького человека в комедиях И.С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература XIX века открыла читателям ряд типов героев, которые нашли свое отражение в произведениях известных писателей. Среди них – «Лишние» люди, новый человек, революционер-разночинец, буржуазный предприниматель. В этом ряду особое место занимает тип героя, которого принято называть «маленький человек». Образ «маленького человека» традиционно связан с такими именами, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Данный тип героя встречается и в творчестве И.С. Тургенева.
Объект работы – комедии И.С. Тургенева «Холостяк» и «Нахлебник».
Предмет работы – образ «маленького человека» в комедиях.
Цель – проследить, как раскрывается образ «маленького человека» в произведениях. Для этого были поставлены задачи: изучить, опираясь на научные статьи, типологию «маленького человека» в русской литературе; познакомиться с творческой биографией И.С. Тургенева; исследовать сюжет, систему героев, способы психологического изображения персонажей в пьесах; выявить черты, характерные для образа «маленького человека» в комедиях И.С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк».
Новизна работы: имя И. С. Тургенева традиционно не связывают с типом «маленького человека» в русской литературе, однако ранние пьесы писателя и тематически, и типологически не только продолжают традиции Н.В. Гоголя, но и имеют прямую перекличку с ранними произведениями Ф.М. Достоевского.
Актуальность: обращение к классической литературе, стремление восстановить внутренние связи между писателями определенной эпохи помогают понять, как шел поиск «героя» той или иной эпохи, определить потребности времени, в которое жили писатели.
Методы: анализ, синтез, сопоставительный метод, метод сплошной выборки.
Перспектива: работа может быть использована на уроках литературы в старших классах и позволит проследить преемственность в разработке писателями темы «маленького человека» в произведениях разных жанров.
ГЛАВА I.
1.1. Проблема типологии в русской литературе
Проблема типологии героев – одна из ведущих в русской литературе.
В своей статье «М. Горький об особенностях типологии героев в русской классической литературе» Писарева О.А. указывает: «…типизация, как теоретическая и практическая проблема в литературоведении актуализировалась с появлением работ М. Бахтина, В. Проппа, Б. Храпченко, С. Машинского, Н. Павловой, В. Одинокова, А. Эсалнек, Н. Вердеревской» [5].
1.2. «Маленький человек» как тип героя в русской литературе XIX- XX вв.
Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы ХIХ века в эпоху развития реализма. С ней связаны лучшие гуманистические традиции.
В ХIХ веке тема «маленького человека» становится одной из сквозных в литературе. Понятие «маленький человек» ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого» происхождения. С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным в произведениях второй половины XIX века [7].
Как правило, основная особенность «маленького человека» – низкое социальное положение; он не наделен высокой должностью, не амбициозен, не имеет чувства собственного достоинства, не принимается обществом.
Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), был дополнен новыми чертами Ф. М. Достоевским (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островским (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чеховым (Червяков из «Смерти чиновника», герои рассказов «Толстый и тонкий», «Тоска»), а писатели XX века дали образу «маленького человека» новую жизнь (М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А.П. Платонов, В. М. Шукшин и другие).
Первым тему «маленького человека» затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Жизнь пушкинского персонажа Самсона Вырина изначально складывается нелегко, но герой остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Герой повести, как никакой другой, способен вызвать у читателя сострадание.
Не менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин наделен такими качествами, как терпение, смирение, незлобливость. Акакий Акакиевич – «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле [16]. Эта «мизерность», «малая величина» Акакия Акакиевича проявляется совершенно во всем. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе началось именно с этого произведения. Не случайно великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по другим источникам, эта фраза могла принадлежать И.С. Тургеневу).
Продолжателем литературных традиций Пушкина и Гоголя в разработке типа «маленького человека» является Ф. М. Достоевский. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» становится главной в его творчестве.
Особое звучание данная тема получает в романе «Преступление и наказание». Мармеладов, опустившийся чиновник, осознает свою бесполезность и ненужность. И только душа Раскольникова откликается на то, что происходит с человеком, которому «некуда идти».
Образ «маленького человека» нередко встречается на страницах произведений А.П. Чехова. Однако маленький человек у Чехова очень разный. Особенно ярко он изображен в сатирических рассказах.
В рассказе «Смерть чиновника» Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героя повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от издевательств со стороны коллег и начальника, от нищеты и безденежья. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством [17].
«Маленькому человеку» М. Зощенко свойственно угождать каждому. Герои Зощенко настолько свыклись со своим низким положением в обществе, со своей незначительностью и даже ничтожеством, что совсем потеряли чувство самоуважения.
Во всех произведениях писателей 70-х годов XX века есть много общего: уважение к маленькому человеку, сочувствие его повседневным заботам, глубокое проникновение во внутренний мир личности.
Особенно последовательно обращался к этой теме В.М. Шукшин. Писатель утверждал, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, гуманность, забота о судьбах государства. Жизнь шукшинских героев наполнена напряженными поисками смысла бытия и достойна уважения.
Тема маленького человека выражает важнейшие качества русской литературы, и прежде всего ее демократизм и гуманизм [18].
ГЛАВА II
2.1. И.С. Тургенев и его герои
И. С. Тургенев (1818-1883 гг.) известен каждому современному человеку не только как великий писатель-реалист, но и как великолепный публицист, поэт, а также драматург, ставший одним из классиков русской литературы, внесших значительный вклад в её развитие. Творчество Тургенева вместило в себя шесть известных романов, огромное количество рассказов, повестей, всевозможных статей, незабываемых пьес и не менее замечательных стихотворений.
Тургенев родился 28 октября 1818 года. Его родным городом являлся Орел. Семья будущего писателя относилась к дворянскому роду. В имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 его семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета, а в 1834 году переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1841 году молодой писатель приступает к активной научной деятельности и пишет первую диссертацию, благодаря которой получает высокое звание магистра философии.
В 1843 году Тургенев подружился с В.Г. Белинским, под влиянием которого в печать выходят новые стихотворения поэта, его многочисленные рассказы и повести, в число которых вошли произведения «Три портрета», «Поп» и «Бретер».
Благодаря приглашению Н.А. Некрасова к сотрудничеству, с 1847 года в известном всем на то время журнале «Современник» появляются тургеневские «Современные заметки», а также первые главы сборника «Записки охотника». Именно этот сборник принес великому автору ошеломительный успех и признание.
Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.
«Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: окрыли Россию и русского человека, положили начало «крестьянской теме» в отечественной словесности.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1851). Всего перу Тургенева принадлежит 10 пьес.
После смерти известного русского писателя Н.В. Гоголя Тургенев пишет некролог, из-за которого на 2 года попадает в ссылку в родное село. В этот период он создал повести на «крестьянскую» тему: «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852).
Писателя все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850); «Яков Пасынков» (1855); «Переписка» (1856). Летом 1855 года в Спасском был написан роман «Рудин» и в последующие годы другие романы: в 1859 — «Дворянское гнездо»; в 1860 — «Накануне», в 1862 — «Отцы и дети». В данных романах, а также в повестях «Ася» (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), «Вешние воды» (1872) – созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи: разночинцев и демократов, образы русских женщин.
После выхода в свет романа писателя «Накануне» и посвященной роману статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с «Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился после издания романа «Отцы и дети» [12].
В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883).
Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного на небытие, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (пародия Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями, в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-1882), где представлены едва ли не все основные темы его творчества.
Тургенев был наделен особым чувством времени: ему довелось жить в эпоху ускоренного развития России. Писателю довелось быть свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, он видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь поражений.
Как главные герои, так и второстепенные персонажи произведений Тургенева могут не иметь индивидуального сходства, различаться в нравственных ориентациях, иметь различный духовный опыт и быть по-разному близки к автору. При этом герои наделены чертами определенных психологических типов. Так, в целом ряде произведений можно обнаружить героев двух «вечных» типов – Дон Кихота и Гамлета. Это нашло отражение в работе Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1860).
Одним из типов героев Тургенева, нашедших отражение в ранних произведениях писателя, является тип «маленького человека». Таких героев писатель выводит в комедиях «Нахлебник» и «Холостяк».
2.2.1. Сюжет, композиция, система образов в комедии И.С. Тургенева «Нахлебник» (1848 г.)
Потапенко С.Н. в своей научной работе «Природа конфликта в драматургии И.С. Тургенева» пишет, что при создании комедий «Нахлебник» и «Холостяк» писателя интересовало «социальное бытие человека, степень его влияния на личностные качества людей» [8]. И это действительно так.
Обратимся к афише комедии «Нахлебник». В ней Тургенев использовал развернутые характеристики действующих лиц. Помимо возрастных данных, указания на социальную принадлежность или род деятельности, в афише раскрыты и прямо представлены нравственные черты почти всех персонажей, их моральные качества. Как видно, автору важно заранее сформировать читательское отношение к персонажам. Причем социальная характеристика действующих лиц доказывает, что жестокосердность, отсутствие жалости и сострадания свойственна как господам, так и слугам.
Мир, изображенный писателем в комедии, мрачен и недобр. Нарцыс Константиныч Трембинский, дворецкий и метрдотель Елецких, пронырлив, криклив, хлопотлив; Егор Карташов, управитель, где можно крадет; Прасковья Ивановна, кастелянша, «сухое, злое и желчное существо» [6]; Петр, лакей, «зубоскал и балагур» [6]. Но главному персонажу пьесы автор не дает подобных характеристик: «Василий Семеныч Кузовкин, дворянин, проживающий на хлебах у Елецких, 50 лет. Носит сюртук с стоячим воротником и медными пуговицами» [6]. Таким образом, автор выделяет
Сюжет комедии построен на следующих основных событиях: ожидание в поместье приезда молодой хозяйки – Ольги Петровны Елецкой – и её избранника; обед, во время которого главным «блюдом» становится унизительное положение Кузовкина; признание Кузовкина, что именно он – отец Елецкой; желание Ольги Петровны помочь Кузовкину деньгами в решении его проблем с поместьем. Важнейшими в пьесе становятся три основных мотива: ожидания, унижения и признания. В реализации каждого из них проявляются нравственные качества персонажей комедии.
2.2.2. Образ «маленького человека» в комедии И.С. Тургенева «Нахлебник»
Исследовательский интерес к драматургическому наследию И.С. Тургенева возник не сразу, одной из причин тому Потапенко С.Н. видит в цензурных запретах, которым подвергалось драматургическое творчество писателя. Так, комедия «Холостяк» была запрещена в 40-е годы цензурой как произведение, «равно оскорбляющее нравственность и дворянское сословие» [4].
В своей статье «Реализм и идеализм в нашей литературе» А. Григорьев пишет: «…процесс, совершавшийся в тургеневской натуре, имеет большее сходство с процессом натуры пушкинской» [2]. И это прежде всего проявляется в создании писателем определенного типа героев, а именно типа «маленького человека».
Обратимся к комедии И.С. Тургенева «Нахлебник». Здесь выведен образ героя, который своими чертами схож с пушкинским Самсоном Выриным, напоминает гоголевского Башмачкина, «бедных людей» Достоевского.
Василий Семеныч Кузовкин — нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Автором не случайно его положение нахлебника в богатом поместье выведено в название пьесы. Судьба этого героя отражает социальное явление, уже нашедшее отражение в русской литературе того периода: беззащитность и униженность человека. Образ Кузовкина — это особый тип «маленького», «забитого» человека, долгие годы ведущего бесперспективную тяжбу за сельцо Ветрово, отчаявшегося и нравственно искалеченного еще в молодости, выполняющего роль шута в доме своего благодетеля, помещика Корина.
Жанровая специфика произведения требует особого, пристального внимания к авторским ремаркам, а также к речи и поступкам героев.
Кульминационная сцена комедии – это сцена признания Кузовкина в том, что он, а не помещик Корин, родной отец Ольги. И это признание – плата за унижение, которое ему только что довелось пережить.
Тургенев наделяет своего героя Василия Семеныча Кузовкина такими чертами, как бедность, социальная незащищенность, беспомощность перед событиями жизни. При этом он имеет такие качества, как гордость, душевное богатство; он способен на самопожертвование ради любимого человека.
В комедии «Нахлебник» к маленьким людям относится не только Кузовкин, но и Иван Кузьмич Иванов. Его так же, как и Кузовкина, игнорируют дворовые люди; его поклона не замечают приехавшие в свое имение хозяева.
В своей комедии «Тургенев рассказывает не «маленькую драму маленьких людей». Писатель утверждает права каждой «незначительной» личности. Автор смотрит на своего героя трезво и правдиво, но тон его полон любви и сострадания, без умиления и унижающей жалости. Он понимает чувства своего героя» [13].
2.3.1. Сюжет, композиция, система образов в комедии И.С. Тургенева
«Холостяк» (1849 г.)
В комедии «Холостяк» автор остается верен себе и в афише, наряду с возрастом персонажей и их социальной роли, характеризует своих героев с нравственной стороны, указывает их привычки, а также внешние данные и даже темперамент.
Мир пьесы отражает прежде всего быт, нравы мира чиновников. Главный герой комедии – Михаил Иванович Мошкин, коллежский асессор 50-ти лет. Как пишет автор, это «живой, хлопотливый, добродушный старик» [11].
В качестве действующих лиц, влияющих на развитие сюжета, являются Петр Ильич Вилицкий, коллежский секретарь, молодой человек 23-х лет, и Родион Карловичфон Фонк – титулярный советник, которого автор характеризует как «холодное, сухое существо» [11]. Вилицкий вхож в дом Мошкина и считается женихом Марьи Васильевны Беловой – сироты, проживающейздесь в качестве воспитанницы.
Из другого социального круга в пьесе представлены помещик Филипп Егорович Шпуньдик, давний приятель Мошкина; Екатерина Савишна Пряжкина, тетка Марьи Васильевны; слуги в доме Мошкина и Вилицкого.
Сюжетообразующими событиями комедии являются обед в доме Мошкина, на который приглашен Петр Ильич Вилицкий (жених Маши – воспитанницы Мошкина) с другом – Родионом Карловичем фон Фонком; разговор Вилицкого и Фонка на квартире Вилицкого; письмо Вилицкого с отказом жениться на Маше; предложение руки и сердца, которое Мошкин делает Маше.
2.3.2. Образ «маленького» человека в комедии И.С. Тургенева «Холостяк»
В центре комедии И.С. Тургенева «Холостяк» стоит личность иного социального круга, другого материального состояния, нежели в комедии «Нахлебник». Тем не менее, Исследователь Потапенко С.Н. указывает на «безусловно имеющееся типологическое родство» [8] двух комедий, о чем ранее писали известные исследователи творчества И.С. Тургенева: А. Григорьев, Л.П. Гроссман, В.В. Виноградов.
Разработка персонажа Мошкина строится у Тургенева на осознании Михайлом Ивановичем любви к своей воспитаннице, что для самого персонажа вплоть до последней сцены оставалось тайной.
Таким образом, главный герой комедии И.С. Тургенева «Нахлебник» Мошкин обладает рядом качеств, характерных для «маленького человека». Главный герой комедии лишен амбициозных притязаний. При этом он бесконечно добр, сострадателен, способен жертвовать своими интересами ради счастья других, деятелен. Он живет в согласии с собой, его внутренний мир светел. Говоря о Мошкине, автор сборника «Борьба за идеализм» А. Л. Волынский отмечает «красоту чистого сердца и беззлобной души, смешной и нелепой в своих житейских столкновениях, но чудесной и обаятельной в своих безотчетных порывах» [8].
2.4. «Маленькие люди» в комедиях И.С. Тургенева
В своих комедиях И.С. Тургенев показывает большую драму «маленьких людей» и утверждает права каждой «незначительной» личности называться человеком.
Известный исследователь А.Б. Есин в своей монографии «Принципы и приёмы анализ художественного текста» отметил, что «в драме, в отличие от эпоса, отсутствует повествовательная речь, что лишает драму многих художественных возможностей, присущих эпосу» [9]. В собственно литературном тексте драмы акцент перемещается на действия героев и их речь; соответственно драма тяготеет к таким стилевым доминантам, как сюжетность и разноречие. Драме свойственны также иллюзия «четвертой стены», реплики «в сторону», монологи героев наедине с самим собой.
«На первый план выходит характеристика героя через сюжет, через поступки, причем действия и слова героев всегда психологически насыщены и тем самым характерологичны. Другим ведущим приемом создания образа персонажа является его речевая характеристика, манера речи. Вспомогательными приемами выступают портрет, самохарактеристика героя и его характеристика в речи других персонажей» [9].
И.С. Тургенев в самом начале своего творчества обратился именно к драматургическим жанрам, в частности создал свои комедии «Нахлебник» и «Холостяк», в которых создал психологически похожий тип «маленького человека», поставив героев в принципиально разные социальные условия и жизненные обстоятельства.
Образ Кузовкина в комедии «Нахлебник» характеризует явление «маленького человека». Это человек без «своего круга», долгие годы ведущий бесполезную борьбу за имение Ветрово, нравственно искалеченный еще в молодости. Несмотря на заявленный автором жанр, Кузовкин – фигура трагическая: он выполнял роль шута в доме помещика Корина, где вынужден находиться в положении нахлебника, а потому как мог отрабатывал свой хлеб. Более того, герой вынужден скрывать свою грешную любовь к жене Корина.
Груз прожитых лет нашёл своё отражение и во внешности Кузовкина: он носит платье «с чужого плеча», его отличительные черты – безответность, смиренность и кротость. Однако маска «маленького человека» не смогла скрыть лицо дворянина: в кульминационный момент он не раз напоминает своим собеседникам об этом. Герой не растерял своего достоинства, но ради жертвенной любви к своей дочери готов отказаться и от своих слов, и от спасительных денег, которые предлагают ему молодые хозяева.
В комедии «Холостяк» И.С. Тургенев знакомит читателей с бытом и нравами среднего чиновничьего класса, а главным героем пьесы делает Михайло Ивановича Мошкина – 50-летнего коллежского асессора. Мошкин не получил блестящего образования, лишен таких качеств, как заносчивость, высокомерие, прагматизм, а потому не принадлежит обществу, в которое вхож Фонк. Говорящая фамилия Михайло Ивановича – Мошкин – дана герою автором не случайно. Михайло Иванович – деятельная натура. Он постоянно что-то устраивает, о ком-то заботится, стремится найти выход из любого положения, и это подтверждено целым рядом поступков.
Таким образом, в «маленьких людях» – главных героях комедий И.С. Тургенева – читатель способен обнаружить черты и пушкинского Самсона Вырина, беззащитного перед хамством, и гоголевского Башмачкина – безответного и униженного, и «бедных людей» Достоевского, отстаивающих в разной степени свое человеческое право на уважение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема «маленького человека» в русской литературе берёт начало с творчества А.С. Пушкина. Одной из сторон личности Пушкина является его гуманистический взгляд на человека, активное неприятие всякого угнетения человеческой личности. По праву продолжателями пушкинских идей, лучших гуманистических традиций принято считать М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского Л.Н. Толстого. Не менее интересен в этом плане И.С. Тургенев, в ранних драматургических произведениях которого нашла отражение тема «маленького человека». Проведя исследование комедий И. С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк», можно прийти к следующим выводам.
Комедии «Нахлебник» и «Холостяк» объединены интересом И.С. Тургенева к социальной сфере человека и степени её влияния на личность.
Герои комедий И.С. Тургенева, относящиеся к типу «маленького человека», имеют как общие черты, так и принципиальное отличие.
— И Кузовкин, и Мошкин – одного возраста. Герои наделены такими качествами, как способность сострадать, жертвовать ради счастья других, испытывать привязанность к людям, которые им дороги; они не лишены гордости, готовы бороться за своё человеческое достоинство.
— При этом положение нахлебника ставит обедневшего Кузовкина в унизительную для него зависимость от хозяев богатого поместья; чиновник Мошкин же социально самостоятелен и способен не только сам обеспечивать себя, но и оказывать помощь нуждающимся.
— Внутреннее развитие образа Кузовкина в комедии «Нахлебник» проходит от покорности к кратковременному бунту, а затем к смирению как единственной возможности сохранить тайну рождения Ольги Петровны.
— Разработка образа Мошкина строится на осознании им любви к своей воспитаннице, что для самого персонажа вплоть до последней сцены оставалось тайной.
— Комедии объединены общими мотивами: ожидания, унижения, утраты. Однако в конце пьес мотив обретения снижает трагизм ситуаций, в которые попадают герои: Кузовкин берёт у Ольги Петровны деньги, которые позволят ему вернуть имение, а значит, он перестанет играть роль нахлебника и шута; Мошкин обретает личное счастье – надежду на взаимное чувство своей воспитанницы Маши.
И.С. Тургенев, прибегнув к жанру комедии, расширил, обогатил представление читателей о «маленьком человеке», привнеся в тему утверждающий пафос, дающий возможность не только сочувствовать герою, но и испытывать к нему искреннее уважение.
ИСТОЧНИКИ
1. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В. В. Виноградов. — М.: Наука, 2003. – 390 с.
2. Сочинения: в 2т. Т. 1 / Григорьев А. А. – М.: Художественная литература, 1990. – 607 с.
3. Биография Тургенева И.С/http://kratkiy-pereskaz.ru/category/tyrgenev/show/93/.
4. К проблеме типологии и типизации в русской литературе / Булычева В.П. https://sibac.info/conf/philolog/xxiii/32857.
5. М. Горький об особенностях типологии героев в русской классической литературе / Писарев А.О.