Наиболее востребованными возможностями цифровых технологий в дополнительном образовании являются что
Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий
Учащиеся в объединениях дополнительного образования пользуются новыми информационными технологиями для поиска информации к своим проектам. При этом самостоятельно осуществляют поиск, анализ и отбор информации. Освоить и осуществлять данную деятельность помогает педагог, который консультирует учащегося в процессе подготовки проектов, лекций, составления сценариев мероприятий.
Важнейшим показателем и результатом эффективности педагогического труда является проведение занятия. Конспект занятия (например, для группы эстетического развития детей 4-6 лет) с помощью компьютерных технологий может быть творчески переработан мультимедийный музыкально-методический комплект1.
Такой комплект, включает в себя текстовый материал, нотные приложения, наглядность к данным занятия и музыкальное обеспечение. Текстовый материал, набранный на компьютере, является методическим обеспечением занятия, который содержит план занятия, конспект устного материала или полное содержание теоретической составляющей занятия в соответствии с рабочей программой.
Музыкальный материал может использоваться в ходе прослушивания музыки, а также для решения задач: исполнения песен, танцев и музыкально-ритмических движений, пальчиковых упражнений. Кроме музыкального материала мультимидийный комплект может включать: слайды, фотографии, художественные иллюстрации, нотные тексты.
Использование данных музыкально-методических комплектов поможет педагогу разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством. Разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
ЛИТЕРАТУРА
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование. 2003. № 2.
Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики
Дата публикации: 19.04.2020 2020-04-19
Статья просмотрена: 1509 раз
Библиографическое описание:
Симчера, М. И. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики / М. И. Симчера. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68987/ (дата обращения: 20.12.2021).
Статья посвящена исследованию особенностей трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Детальное внимание уделено предпосылкам и целям внедрения новых образовательных моделей. Также рассмотрены инструменты и методы, которые позволяют оцифровать образовательную среду школьников. Особый акцент сделан на необходимости формирования новых цифровых компетенций у учителей.
Ключевые слова: образование, цифровые технологии, интерактивная среда, ученик.
The article is devoted to the study of the features of the transformation of the model of continuing education in the digital economy. Detailed attention is paid to the prerequisites and goals of introducing new educational models. Also examined are the tools and methods that will allow you to digitize the educational environment of students. Particular emphasis is placed on the need for the formation of new digital competencies among teachers.
Keywords: education, digital technology, interactive environment, student.
Формирование цифровой экономики, а также задачи построения цифрового общества требуют быстрого перехода системы образования на новый более высокий качественный уровень. Цифровая экономика предъявляет дополнительные требования к квалификации специалистов, т. к. в ней главный ресурс — цифровые знания, а ключевая основа развития — индивидуумы. Поскольку цифровая экономика предусматривает создание высокотехнологичных рабочих мест, для дальнейшего ее развития потребуется не просто формальное заполнение вакансий, но и квалифицированные кадры, которые будут владеть определенными компетенциями для работы в междисциплинарных областях. Для этого важно соответствие квалификации и образования современным требованиям [1]. На сегодняшний день не только люди технических специальностей нуждаются в ИТ-компетентности. По прогнозам меньше, чем через 10 лет 77 % рабочих мест потребуют от работников технических навыков.
Принимая во внимание вышеизложенное, уже сейчас многие страны осознают необходимость перехода к качественно новой образовательной политике. Образование является мощным и ключевым инструментом влияния на дальнейшее устойчивое развитие благосостояния граждан и страны в целом. Именно образование формирует новые поколения людей, способных к самореализации, созданию инноваций и технологическим прорывам [2]. Как следствие в условиях глобальной информатизации, жесткой конкуренции и быстрых изменений наиболее развитые и успешные страны реализуют свою государственную политику в направлении модернизации образовательной деятельности, а именно акцентируют внимание на подготовке нового поколения специалистов, способных конкурировать на современном рынке труда, действовать в нестандартных ситуациях и адаптироваться в быстрым изменениям внешней среды.
Одним из инструментов решения этой задачи является цифровизация образовательного процесса на всех его этапах, в том числе, это касается дополнительного образования школьников. Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания категории, так и методологии и практики ее организации [3]. При этом следует отметить, что трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики предполагает не только внедрение новых технологии или продуктов организации учебного процесса, но и применение новых подходов в создании и использовании цифровых ресурсов, которые призваны обеспечить качественное и непрерывное, формальное или неформальное дополнительное образование школьников в разных его формах.
Однако, как показывает практика интенсивное распространение цифровых технологий в сфере дополнительного образования одновременно характеризуется недостаточной реализацией их мощного педагогического потенциала, в частности для развития когнитивных, креативных, культурных, языковых, социальных компетентностей учеников, реализации опытно-поискового обучения, создания и управления системами открытого образования.
С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению тот факт, что в настоящее время возникает потребность в изменении методики обучения и преподавания в условиях цифровизации. По мнению известных ученых, текущая ситуация требует развития цифровой гуманистической педагогики в дополнительном образовании, которая обуславливает возникновение новой образовательной парадигмы, а также становление научной сферы, которая быстро развивается и мотивирует возникновение дискуссий, а также формирование нового педагогического мышления.
Разрозненный опыт цифровизации дополнительного образования школьников не является системным, не позволяет формулировать его закономерности или тенденции. Это определяет актуальность научных исследований относительно трансформации модели дополнительного образования в условиях развития цифровых технологий, что и предопределило выбор темы данной статьи.
Теоретические основы дополнительного образования школьников заложены в педагогических трудах В. П. Вахтерова, Г. М. Ващенко, А. С. Макаренко, Е. М. Мединского, Н. К. Крупской, И. Огиенко, Н. И. Пирогова, С. Ф. Русовой и др. Отдельные вопросы современных методологических основ дополнительного образования и воспитания представлены в работах известных отечественных ученых И. Д. Беха, В. В. Борисова, В. В. Вербицкого, А. И. Капской, Б. С. Кобзаря, В. М. Мадзигона, Г. П. Пустовита и др.
В последнее время к проблематике «цифровизации» учебного процесса в образовательных учреждениях различных уровней обращались А. Барна, А. Залесский, В. Ковальчук, Р. Повар, Н. Мотько, И. Дудик, А. Токарчук.
В то же время в работах указанных авторов, а также в международных исследованиях по существу не рассматриваются вопросы «цифровизации» образования в контексте развития информационного общества. Вне поля зрения ученых остается методика выбора и использования электронных средств учебного назначения различных типов как действенного инструмента цифровой педагогики в дополнительном образовании школьников.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в исследовании особенностей, целей, инструментов и перспектив трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики.
Прежде всего, отметим, что ключевым ориентиром формирования и внедрения новой «цифровой» модели дополнительного образования является создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием последних достижений науки и техники, которые будут способствовать получению детьми дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с интересами, интеллектуальным и духовным развитием; подготовкой подрастающего поколения к активной профессиональной и общественной деятельности в условиях цифровой экономики путем формирования у них необходимых цифровых навыков и компетенций.
Главной предпосылкой трансформации модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики является тот факт, что представления об образовании, в целом, и, в том числе, о дополнительном до не давнего времени опирались на нормы и ценности ХХ века. В связи с этим в учебных заведениях, которые дают детям и подросткам дополнительное образование, помогают получить интересующие их знания и навыки, обеспечивают организацию содержательного досуга, обучающихся готовили к задачам прошлого, а не к новым вызовам общества, которые постоянно меняются [4]. Сегодня уже не подвергается сомнению тот факт, что молодежь должна быть подготовлена к своему будущему — интеллектуально и эмоционально и происходить это должно в корректных, благоприятных условиях.
Очевидно, что модель дополнительного образования в таких условиях нуждается в кардинальных трансформациях. В устаревших морально и физически спортивных школах, студиях, кружках, музыкальных центрах современные дети не хотят учиться, они теряют интерес к предметам, желание познавать и исследовать, а посещение дополнительных занятий превращается в скучную формальность.
Очевидно, что на базе учреждения дополнительного образования нецелесообразно и невозможно построить современную исследовательскую лабораторию, оснащенную дорогостоящим оборудованием или цифровую музыкальную студию. Собственно, этого и не требуется в рамках обучения школьников. Однако для того, чтобы ученики могли активно привлекаться к практической научной, инженерной, творческой и поисковой деятельности важным является вопрос использования современных программных и аппаратных средств. Примером практической реализации этого вектора приобретения информационно-цифровой компетентности является использование платформы Arduino и построение на ее основе простых, но достаточно качественных мини-экспериментальных комплексов [5].
Применение цифровых медиа в процессе обучения иностранному языку на дополнительных кружках предлагает многочисленные возможности для наглядности учебного материала. Аудио- и визуальное восприятие информации, эксперименты и проверка с использованием цифровых технологий позволяют разнообразить занятия и положительно влияют на мотивацию учеников. Благодаря цифровым компонентам индивидуальное и коллективное обучение вне школы приносит больше удовольствия, а учебный процесс становится наглядным.
Представляется, что значительный потенциал и широкие перспективы для развития и усовершенствовании дополнительного образования в процессе трансформации его концептуальной парадигмы на основе цифровых технологий имеют электронные учебники, виртуальные образовательные пространства и интерактивные помощники. В таблице 1 представлены некоторые примеры таких технологий и их краткое описание.
Примеры современных цифровых технологий, которые могут быть использованы вдополнительном образовании школьников
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема: «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел I . Анализ деятельности учреждений дополнительного образования (ДШИ) в современном социокультурном пространстве…………………………………………………………………….4
Раздел II . Использование информационных технологий в деятельности детских школ искусств………………………………………………………. 6
Раздел III . Методические рекомендации по внедрению информационных технологий в деятельность детских школ искусств………………………………………………………………………….8
Список использованной литературы………………………………………13
Огромную роль информационные технологии играют в развитии системы дополнительного образования детей, в частности, детских школ искусств. В этой области имеют место процессы компьютеризации, информатизации и интернетизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения.
Внедрение информационных технологий в деятельность детских школ искусств не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений, навыков, необходимых в повседневной жизни.
Развитие информационных систем ставит новые задачи и перед преподавателями системы дополнительного образования, стимулируя их к созданию специализированных программ, к разработке новых методик, включающих в себя активное применение новых информационных технологий.
Обогащение новыми информационными технологиями сегодня выступает как стратегическое направление развития системы дополнительного образования детей, ведь информационные технологии в области искусства имеют далёкие и увлекательные перспективы развития.
Цель: определить степень значимости информационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования и разработать методические рекомендации по внедрению информационных технологий в деятельность детских школ искусств.
Рассмотреть возможности информационных технологий в деятельности детских школ искусств.
Проанализировать деятельность дополнительного образования в современном социокультурном пространстве.
Дать методические рекомендации по применению информационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования.
Раздел I . Анализ деятельности учреждений дополнительного образования (ДШИ) в современном социокультурном пространстве
В 2018 году Российская Федерация отметила 10 0-летие образования системы дополнительного образования детей в России. Сегодня эта система объединяет десятки тысяч учреждений дополнительного образования для детей.
При этом уникальность детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании примерных учебных планов и образовательных программ.
Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и детскую школу искусств от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: детская школа искусств требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса.
Как показали последние десятилетия, потенциально школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей: образования личностно-ориентированного, личностно-детерминированного, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
При всей устойчивости самой системы детская школа искусств оперативно реагирует на культурные потребности населения. Это многоликая и развивающаяся организация. Инновационное развитие общества не возможно без соответствующих преобразований в культурной сфере, в частности, в системе художественного образования. Именно образовательные учреждения культуры разного уровня обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры в единстве ее традиций и новаций. Детские школы искусств (ДШИ) играют первостепенную роль по выявлению талантливых детей и ранней их профессионализации в общей системе художественного образования играют, что обуславливает особое внимание к процессу развития и реализации новых направлений в деятельности детских школ искусств. Внедрение новых направлений в деятельности детских школ искусств осуществляется в целях получение кардинально улучшающего экономического и социального эффекта, то есть обеспечения модернизации и развития системы художественного образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны. Сегодня мы наблюдаем стремительные процессы интеграции искусств; создания и распространения новых образовательных технологий с применением информационных технологий; формирование новых областей художественной и эстетической деятельности, процессы адаптации детских школ искусств к новым экономическим реалиям.
Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки помогут ему при решении встающих перед ним задач.
Цель системы детских школ искусств – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
Современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации.
Раздел II . Использование информационных технологий в деятельности детских школ искусств
Без профессионального развития педагогов в области использования информационных технологий невозможно говорить о дальнейшем развитии процесса информатизации дополнительного образования и воспитание детей. В последнее время встает вопрос: как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Преподаватель 21 века должен обладать высоким уровнем информационной культуры, владеть современными методами поиска и анализа информации.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение интернет-технологий.
Цель данной тенденции образования – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и пр. Эти ресурсы могут, как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самообразования. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:
— получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
— получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
— развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.
С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной мере осуществляя личностно-ориентированное обучение, не исключая при этом фронтальную и групповую формы работы в классе. С успехом можно организовать индивидуальное или дистанционное обучение, если есть в этом необходимость, используя информационные и интернет-технологии.
Раздел III . Методические рекомендации по внедрению информационных технологий в деятельность детских школ искусств
Данные методические рекомендации могут быть полезны не только преподавателям музыкально-теоретических дисциплин школ искусств, но и других учреждений образования и культуры, например, общеобразовательных школ, домов культуры, дошкольных организаций. Это обусловлено широким спектром использования информационных технологий в различных видах образовательной и воспитательной деятельности.
1. Проведение научно-исследовательской разработки в области музыкально-компьютерных технологий.
2. Оснащённость и использование на уроках электронных средств обучения – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
— программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;
— программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства;
-информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации;
-демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
-учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
-досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
В настоящее время электронные средства обучения могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– электронных учебников с текстовым, графическим и мультимедийным материалом;
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды электронных средств обучения и формы их реализации.
Электронные средства обучения, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
3. Применение на занятиях интернет-технологий.
Его цель – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы.
4. Очень интересной и перспективной представляется идея создания интернет-портала как единого виртуального пространства, аккумулирующего видео, фото и информационные материалы, отражающие деятельность системы образования в сфере культуры и искусства департамента культуры.
Создание нескольких специально оборудованных арт-площадок различного вида для создания аудиовизуального продукта высокого качества с последующим размещением его на указанном портале.
Представляется перспективным направление, связанное с созданием и применением как в ДШИ, так и в профессиональных учебных заведениях учебно-методических медиапособий (мультимедийных образовательных ресурсов). К данному роду ресурсов относят методические медиапособия, электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и пр. Эти ресурсы могут как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самообразования. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован.
Приобретение и использование интерактивной доски.
Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:
— «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в
— фигуры правильной формы;
— шторка, позволяющая скрыть часть экрана;
— функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или
— выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;
— функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;
— возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;
— возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов, видео.
В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео- фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.
Организация внутришкольных конкурсов, олимпиад, выставок с применением информационных технологий.
Организация курсов повышения квалификации по формированию информационной компетентности преподавателей ДШИ.
Пополнение коллектива молодыми специалистами.
Открытие отделения компьютерной музыки.
Создание класса компьютерной графики.
Создание медиатеки и фонотеки.
Повышение компьютерной грамотности педагогического коллектива.
Привлечение широкого круга специалистов для анализа и всестороннего освещения вопросов методики преподавания с использованием информационных технологий.
Нужно осознавать, что только целенаправленная работа в этих направлениях сможет вывести информационные технологии из области экспериментов, сделав их полноценным достоянием системы дополнительного образования детей. В настоящее время информационные технологии совершают «тихую» революцию в образовании. Развитие компьютерных технологий в данной отрасли перспективно, актуально и объективно необходимо.