Наименование моуо что это
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, представляет собой негосударственную форму власти, но оно завершает управленческую вертикаль, является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Муниципальные образовательные системы являются составляющими образовательного пространства России и вместе с тем представляют собой относительно обособленную совокупность связанных между собой управленческих процессов, реализуемых на территории одного из муниципальных образований региона. Это актуализирует проблему их функционирования, так как именно на муниципальном уровне в определяющей степени сегодня сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.
Правовой основой деятельности муниципальных систем образования являются Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Управление муниципальной системой образования, с одной стороны, является относительно обособленной частью системы управления образованием в регионе, а с другой — неотъемлемой частью самой муниципальной образовательной системы.
В первом случае степень этой обособленности зависит от характера взаимоотношений входящих в состав муниципальной системы образования управленческих институтов с институтами региональной и федеральной систем управления. Разграничение полномочий и ответственности объектов и функций между региональными и муниципальными уровнями управления осуществляется на основе действующего законодательства и определяется региональными нормативными правовыми актами и двусторонними соглашениями.
Как часть муниципальной образовательной системы управление должно быть носителем и защитником интересов последней, обеспечивая их согласование с образовательными потребностями и запросами населения, с требованиями государства, производства, науки и культуры.
Из этого следует, что первоочередными задачами развития муниципального управления образованием становится формирование его целостной системы, построение рациональной сети образовательных учреждений, удовлетворяющей запросам всех групп населения, прогнозирование этих запросов, оказание учебным заведениям широкого спектра профессиональных услуг: раз-работческих, консультативных, экспертных, методических, информационных, посреднических, снабженческих. При этом должно быть обеспечено эффективное использование имеющихся в наличии внутренних возможностей муниципальной системы образования для поддержания достигнутого уровня образования и достаточно максимальные темпы их нарашивания для подъема муниципального образования на новый уровень.
Одной из основных задач муниципального отдела (управления) образования является обеспечение гарантий права любого ребенка на образование и развитие. Это невозможно сделать без решения проблем специального образования, медико-психолого-педагогического консультирования, дифференцированного и кор-рекционно-развивающего обучения. Именно на муниципальном уровне, в первую очередь, должны быть ре&чизованы гарантии на получение образования липам с отклонением в развитии, предусмотренные п. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Задача создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, предполагает осуществление муниципальным органом управления образования следующих основных направлений деятельности:
организация работы по раннему выявлению и медико-психолого-педагогическому диагностированию детей с проблемами в развитии;
разработка на этой основе мер опережающего характера, связанных с совершенствованием сети образовательных учреждений: открытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционно-развивающего обучения, дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений компенсирующего вида или коррекционных групп при обычных ДОУ, создание и поддержка реабилитационных учреждений нового типа, внедрение интегрированных моделей обучения проблемных детей;
осуществление опережаюших шагов по подготовке педагогов для работы в системе специачьного (коррекционного) образования, переподготовки действующих кадров, повышение их квалификации и педагогического мастерства;
реализация конкретных управленческих решений по повышению качества специального образования в действующей системе образовательных учреждений, контроля за выполнением образовательных стандартов и учебных планов;
стимулирование и поддержка творчески работающих педагогов, экспертиза авторских программ, совершенствование процедуры аттестации педагогических кадров, методической работы;
оказание специальным (коррекционным) образовательным учреждениям помощи в организации работы по социализации, адаптации, трудоустройству выпускников, охране их прав; обеспечение содержания специального образования, региональной и муниципальной специфики социально-политических, социально-культурных, демографических и прочих условий;
решение проблем обеспечения учащихся учебниками, а педагогов учебно-методическими пособиями, учебными планами, программами и т.д.;
обеспечение экономического и материально-технического развития специальных (коррекционных) образовательных и реабилитационных учреждений;
содействие развитию государственно-общественного управления в специальном образовании, формирование правового поля деятельности образовательных учреждений;
объединение усилий муниципальных служб (здравоохранения, социальной зашиты населения и т.д.) в интересах детей с проблемами в развитии.
Наверное, невозможно перечислить все задачи, стояшие перед муниципальнымиорганами управления специальным образованием. Они зависят от состояния сложившейся системы, местных социально-экономических условий, образованности населения, культурных и исторических традиций и т.д. Но, несомненно, главным напраачением в работе системы специального образования района (города, округа) является принятие мер по созданию условий для ранней психолого-медико-педагогической диагностики детей и своевременного начала коррекции выявленных у них нарушений.
Органом, создающим эффективную систему помощи детям с недостатками в физическом и умственном развитии, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в функции которой входит работа по своевременному выявлению, учету, определению дальнейших форм обучения таких детей. В настоящее время разработано новое положение о ПМПК. Не раскрывая подробно содержания ее работы, отметим, что одной из основных задач ПМПК является разработка мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации и абилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении, на основании которых муниципальный отдел (управление) образования принимает те или иные управленческие решения: о направлении ребенка на обучение в существующую систему специального образования (с согласия ро-чителей), об открытии специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов при массовых школах, о подготовке необходимого количества специалистов, об изучении качества обучения в начальных классах отдельных массовых школ, об открытии реабилитационных центров и т.д. Без диагностической Деятельности ПМПК такая работа не может иметь прогностического, эффективного и целенаправленного характера.
Кроме этого, психолого-мелико-педагогическая комиссия решает и другие чрезвычайно важные для развития специального образования вопросы. К ним относятся:
• работа с семьями, напрааченная на привлечение их членов к
коррекционно-оздоровительным мероприятиям и стабилизацию
семейных отношений, пропаганду психолого-медико-педагогичес
ких знаний среди населения;
• консультативно-методическая работа со специалистами раз
личных детских учреждений;
• разработка индивидуальных рекомендаций для организации
эффективных форм обучения и воспитания детей с проблемами в
развитии;
• организация дифференцированной психолого-педагогичес
кой, лечебной реабилитации детей и подростков специалистами
самой ПМПК;
• анализ причин детской заболеваемости и отклоняющегося по
ведения и разработка на этой основе предложений социального
характера по их устранению и предупреждению;
• оказание содействия образовательным учреждениям по под
готовке специалистов для работы в школьных психолого-медико-
педагогических консилиумах.
Постановка работы ПМПК на таком уровне возможна, если муниципальный отдел (управление) образования:
комплектует ее высокопрофессиональными специалистами различных профилей, будет оказывать им постоянную помощь в повышении квалификации, расширении профессиональных знаний и мастерства;
проявит постоянную заботу о совершенствовании базы психолого-педагогической диагностики и коррекции: обеспечении лси-холого-педагогическим инструментарием (в том числе и компьютерным), коррекционно-педагогическими пособиями, техническими средствами и т.д.;
обеспечит финансирование в соответствии с существующими нормативами.
К сожалению, в настоящее время из-за дефицита кадров де-фектологов, нерешенности вопроса оплаты труда врачей в системе образования возможности для создания таких психолого-медико-педагогических комиссий в ряде территорий Российской Федерации отсутствуют. Задача муниципального отдела (управления) образования в такой ситуации—установить эффективные контакты с региональной ПМПК (региональным центром психолого-медико-педагогической диагностики и реабилитации), чтобы с участием ее специалистов осуществлять диагностическую работу с детьми на территории своего муниципального образования-При этом необходимо решать другие вопросы: своевременное информирование населения о времени и месте работы ПМПК, от-
бор детей в массовых школах для консультирования членами ПМПК (с согласия и в присутствии родителей, лиц их заменяющих), создание условий для работы членов ПМПК и т.д.
В этой связи необходимо выделить еще одно направление деятельности муниципальных органов управления образованием, связанное с проблемами комплектования специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений (подчеркнем еще раз: дети направляются органом управления образованием только с согласия родителей), которое во многом зависит от знания и понимания особенностей ребенка, подготовленности его к обучению в школе.
Большое количество детей, направляемых из массовых школ на психолого-меди ко-педагогическое консультирование, не нуждаются в специальном обучении. Они становятся отстающими по разным причинам: из-за речевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчивости и т.д.) и других недостатков.
Очень важно, чтобы учителя начальной школы знали, умели вовремя распознавать, правильно оценивать особенности этих детей. Поэтому через систему повышения квалификации, методические объединения, семинарские занятия специаписты муниципального отдела (управления) образования должны способствовать распространению знаний основ специальных (коррекционной) педагогики среди данной категории учителей массовой школы. Это поможет педагогам успешно бороться с неуспеваемостью, своевременно выявлять детей с нарушениями развития без нанесения последним и их родителям серьезных психических травм.
Общеизвестно, что психолого-педагогическая коррекция тем эффективнее, чем в более раннем возрасте она начата. Удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление других специальных образовательных потребностей на поздних этапах развития, обеспечить достаточно полную реализацию реабилитационного потенциала и, тем самым, максимально возможное снижение уровня социальной недостаточности ребенка. Грамотно организованная ранняя комплексная коррекция позволяет значительной части детей зключиться в общий образовательный процесс, что исключает для них необходимость дорогостоящего специального школьного образования.
Поэтому организация скринингового обследования детей с самого раннего возраста, своевременная коррекция выявленных нарушений в ДОУ компенсирующего вида, коррекционно-разви-вающих технологий является предметом особой заботы муниципального отдела (управления) образования. В зависимости от мес- т ных условий совершенствование этой работы может идти различными направлениями. К ним относятся:
открытие специальных дошкольных образовательных учреждений (детский сад компенсирующего вида, центр развития ребенка) для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости, выраженным отставанием в интеллектуальном развитии, нарушениями сенсорных функций, опорно-двигательного аппарата и т.д.;
открытие детских садов комбинированного вида (с группами компенсации), групп «Особый ребенок» при массовых детских садах;
создание условий для посещения коррекционных занятий детьми с проблемами в развитии на условиях дневного пребывания в ДОУ;
проведение одноразовых и многократных консультаций для родителей;
систематическое проведение занятий с детьми 1 — 2 раза в неделю и др.;
разработка местной нормативной правовой базы и организация коррекционной помощи в развитии на дому для тех детей, которые не посещают ДОУ по причине инвалидности, длительной соматической заболеваемости и т.д.;
оказание коррекционно-образовательного консультирования родителей, в том числе и по вопросам раннего развития ребенка и своевременного вмешательства в этот процесс.
У детей как дошкольного, так и школьного возраста часто наблюдается нарушение речи. Даже слабо выраженные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии серьезно мешают ребенку усваивать программы общеобразовательной школы. Поэтому данная категория детей требует постоянного внимания со стороны органов управления образованием, консультационно-диагостических служб, образовательных учреждений. Решение их проблем со стороны Муниципального отдела (управления) образования может осуществляться различными способами.
Во-первых, как уже отмечалось, открытием специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях.
Во-вторых, созданием логопедических пунктовпри общеобразовательных учебных заведениях. Нормативная правовая база их деятельности определена инструктивным письмом Министерства просвещения СССР № 21-М от 16.04.76 г. Логопедические пункты открываются и финансируются муниципальными органами управления образованием. За каждым из них закрепляется определенное количество общеобразовательных учебных заведений, общее число начальныхклассов в которых должно быть не менее 25. Руководство деятельностью логопедических пунктов осуществляет непосредственно создавший их отдел (управление) образования.
При наличии в населенном пункте, районе, городе нескольких логопедических пунктов общеобразовательных учреждений органы управления образованием, их методические службы должны
позаботиться о создании методического объединения учителей-логопедов и оказать ему содействие в планировании работы, организации деятельности, проведении в течение учебного года не менее 3—4 заседаний.
В удаленных малокомплектных общеобразовательных учреждениях оказание логопедической помощи может осуществляться учителями, прошедшими специализацию по логопедии. Задача муниципального отдела (управления) образования — организовать такую подготовку учителейчерез региональный отдел (управление) образования (ИПКРО) и предусмотреть в сметах расходов учреждений определенные средства на оплату их деятельности.
Муниципальный отдел (управление) образования должен проявить заботу об открытии в общеобразовательных учреждениях классов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения, с включением в штаты данных учреждений ставок учителей-логопедов согласно нормативным документам (Сборник приказов № 21, 1988, приказ № 333).
1 См.: Методические рекомендации по организации и содержанию коррек-чионно-развивающего обучения п условиях общеобразовательных учреждений Института коррекиионной педагогики РАО // Журнал-каталог «Образование». — М-. 1997.- N° 3. |
Реализация Концепции коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии, представляющей собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяет удовлетворить потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, сохранить и укрепить его здоровье.
При введении системы коррекционно-развивающего обучения муниципальным отделом (управлением) образования должны быть реализованы в практике работы школ следующие основные направления деятельности:
Не раскрывая полностью содержание направлений, отметим лишь, что чрезвычайно важно не упустить их из поля деятельности.
Во-первых, решение об открытии классов коррекционно-развиваюшего обучения (КРО) муниципальным отделом (управлением) образования должно приниматься лишь при условии:
наличия в общеобразовательном учреждении службы коррекции и развития, включающей в себя, наряду с педагогами, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-психологов, врачей;
наличия (в случае отсутствия службы, упомянутой выше) договора и плана совместной деятельности с муниципальным или региональным центром развития и коррекции (ГТМПК ит.п.);
наличия для работы с детьми данной категории подготовленных педагогов, прошедших специальную подготовку по коррек-ционной педагогике;
создания соответствующей материа1ьной базы и методического обеспечения коррекционно-развиваюшей работы;
организации постоянно действующего психолого-медико-педагогического консилиума для проведения комплексного обследования обучающихся, определения им необходимой психолого-педагогической ПОМОЩИ-
Во-вторых, реализуя идею дифференцированного подхода к детям с проблемами в обучении и развитии, муниципальный отдел (управление) образования должен руководствоваться тем, что на данном этапе становления системы коррекционно-развивающего обучения реальным является использование следующих вариантов работы:
сохранение и укрепление уже существующих коррекционных школ и классов для детей с ЗПР (в исключительных случаях в них могут обучаться и дети-олигофрены с негрубыми формами интеллектуальной недостаточности при условии, что педагоги прошли курсы специальной подготовки, вооружены программой школы VIIIвида, им оказывается методическая помощь со сторо-
специалистов муниципального отдела (управления) образования, оценка успешности детей основывается на требованиях школы VIIIвида);
организация в начальной школе классов КРО с широким контингентом обучающихся (включая детей, чьи проблемы в обучении обусловлены наличием пограничных форм интеллектуальной недостаточности) при наличии финансовых возможностей для полноценного функционирования данных классов в соответствии с нормативами.
Не должна допускаться первоначальная организация классов коррекционно-развивающего обучения в среднем звене общеобразовательной школы, если такие классы не существовали в начальной школе;
обучение детей в специализированных образовательных учреждениях — центрах психолого-медико-педагогической реабилитации и т.п.
В-третьих, для эффективного функционирования системы коррекционно-развиваюшего обучения муниципальныйотдел (управление) образования должен обеспечить:
организацию всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышение уровня их психологической компетенции, в том числе и по вопросам управления личностным развитием школьников;
развитие различных видов профессиональных объединений педагогов как внутри образовательных учреждений (методические объединения, школы педагогического мастерства, педагогические мастерские, творческие микрогруппы, психолого-меди ко- педагогические консилиумы), так и на уровне муниципального образования (методические объединения, педагогические клубы, методологические семинары, творческие лаборатории), видя в них эффективное средство профессионального роста педагогов системы коррекционно-развивающего обучения, распространения знаний в области специальной педагогики и специальной психологии, разработки и реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования педагогического персонала;
организацию подготовки и переподготовки специалистов для работы с данной категорией детей через региональную систему повышения квалификации работников образования.
Составной частью системы работы муниципального отдела (управления) образования является и деятельность по непосредственному руководству специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, в отношении которых он выступает в качестве учредителя.
Статья 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ разъясняет принципы государственной политики в области образования, ука-
зывая на «автономность образовательных учреждений». При этом задача сохранения единого образовательного пространства при расширении самостоятельности и индивидуальности образовательных учреждений, децентрализации образования требует и принципиально новых подходов к формированию демократических принципов управления образовательными учреждениями со стороны муниципальных (региональных) органов управления образованием. Руководство муниципального отдела (управления) образования деятельностью специальных (коррекционных) образо вательных учреждений в нынешних условиях должно осуществ ляться по следующийосновным направлениям:
1. Оказание помощи в разработке и утверждение устава специ
ального (коррекционного) образовательного учреждения, опр
деление обязательного минимума локальных правовых актов п
регулированию его деятельности.
2. Проведение лицензирования, участие в аттестации специ
ального (коррекционного) образовательного учреждения.
3. Подбор и назначение руководителя специального (коррек
ционного) образовательного учреждения в соответствии с нор
мативными требованиями и его аттестация.
4. Аттестация педагогических кадров образовательного учреж
дения на первую квалификационную категорию.
5. Обеспечение финансирования специального (коррекиионно-
го) образовательного учреждения в соответствии с нормативами
финансирования учреждений данного конкретного вида, кото
рые не могут быть ниже региональных (федеральных).
6. Контроль за выполнением Государственного образователь
ного стандарта специального образования (учебных планов, про
грамм), соблюдением санитарно-гигиенических норм образова
тельного процесса.
7. Контроль за использованием имущества, зданий, сооруже
ний, переданных образовательному учреждению в оперативное
управление.
8. Содействие развитию государственно-общественных форм
управления образовательным учреждением (совет, попечительский
совет, родительский комитет, педагогический совет и т.д.).
9. Организация материально-технического обеспечения обра
зовательного учреждения и его воспитанников, решение вопро
сов развития материальной базы, содействие в проведении капи
тального ремонта и т.д.
10. Осуществление научно-методического и медико-педагоги
ческого обеспечения образовательного учреждения.
11. Содействие организации общественных фондов поддержки
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Особого внимания со стороны органов управления образованием требуют специальные (коррекционные) учреждения интер-
натного типа, воспитанники которых находятся на полном государственном обеспечении. Показателями эффективности управления интернатными учреждениями должны являться:
1. Создание материальных условий для разностороннего развития
личности воспитанников, в том числе и обеспечение нормативов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федера
ции «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де
тей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.92 г. № 409.
2. Наличие кадрового состава школ-интернатов, необходимого
для разностороннего развития его воспитанников.
3. Постоянное совершенствование внутришкольного управле
ния, активное вовлечение в этот процесс воспитанников.
4. Обеспечение социальных гарантий и защиты детей-сирот (за
крепление жилья, назначение пенсий по потере кормильца, за
числение на сберегательные книжки алиментных и иных поступ
лений и т.д.).
Все названные аспекты управленческой деятельности со стороны муниципального отдела (управления) образования окажутся достаточно эффективными, если их будет осуществлять коллектив специалистов, объединенный гуманистическими идеалами образования и воспитания, обшим научно обоснованным подходом к их реализации; если названные аспекты управленческой деятельности будут осуществляться в соответствии с постоянно меняющимися экономическими, социальными и педагогическими условиями функционирования муниципальной образовательной системы.